Чтение.
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Сандан Виктория Сергеевна

Конспекты уроков по чтению 8 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Пословицы и поговорки.

Тип урока: урок – игра, урок- викторина.

Задачи урока:

Образовательные:

  • систематизировать знания учащихся по теме “Пословицы и поговорки”;
  • закрепить умения учащихся видеть и находить пословицы и поговорки в речи.


Коррекционные:

  • коррекция и развитие связной устной речи путем пополнения и обогащения пассивного и активного словарного запаса;
  • развитие творческого воображения
  • коррекция мышления
  • коррекция внимания при работе с пословицами;
  • коррекция памяти.


Воспитательные:

  • воспитание любви к устному народному творчеству, к русской словесности;
  • воспитание патриотических чувств и нравственных качеств личности.

Оборудование: учебник чтения 8 класс, слайдовое сопровождение урока, интерактивный комплекс; карточки с пословицами.

Здоровьесберегающие методики и технологии:

смена динамических поз; физкультминутка в стихотворной форме; технология личностно-ориентированного обучения:


Ход урока.

I. Организационный момент

Психологический настрой на работу

- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на уроке чтения.

Давайте  подарим друг другу улыбку, чтобы стать добрее, ласковее, внимательнее. Ведь от улыбки всё оживает, светится нежностью красотой и добротой.

– Возьмите листок настроения.

hello_html_me49ee8.gif

– Поставьте цифру 1 около лица с соответствующим для вас настроением перед уроком, а в конце урока вы поставите цифру 2.

II. Постановка цели. Актуализация знаний

Активизация умственной деятельности, коррекция эмоционального состояния.


- Как у нас на Руси уж давно повелось

Чтобы весело всем и счастливо жилось,

Чтоб не плакал никто, и никто не скучал,

Сам народ для себя шутки, песни слагал.

Наши дедушки, бабушки нам говорили,

Как плясали они, хороводы водили,

Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,

Своих деток учили петь еще с колыбели

На прошлых уроках мы начали изучение большого раздела – устное народное творчество.

- Давайте вспомним, что мы называем устным народным творчеством?

(устное - из уст в уста, народное – создано народом, творение – творчество народа)

- Какие жанры УНТ вы знаете? (загадки, сказки, потешки, небылицы и т.п.)

На доске написано предложение:

Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.

- Давайте с вами посмотрим на доску и прочитаем предложение написанное там

- Что это предложение вам напоминает? О каком виде устного народного творчества пойдет сегодня речь?

- Правильно, это пословица. О ней, а еще о поговорке, и о том чем же они различаются мы с вами и поговорим на сегодняшнем уроке. Итак, открываем тетради и записываем тему урока: «Пословицы и поговорки»

- А урок наш пройдёт в форме игры.


Вступительное  слово учителя.

- Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

- У кого есть ответ на все случаи жизни – и когда у тебя радость, и когда горе? Молод ты, стар, болен, здоров – на всякое переживание, на любую новость сразу отзовется, даст разумный совет, наставление, утешит, развеселит пословица.  

Пословица - это меткое короткое высказывание, подбираемое к разным случаям жизни. Первые пословицы и поговорки появились очень давно, раньше, чем люди научились писать. Работа по собиранию пословиц начинается с 17 века – это были рукописные сборники, их составители неизвестны.

Пословицы обычно состоят из двух частей: “Делаешь наспех – сделаешь насмех”; “Землю красит солнце, а человека – труд”.Часто эти части рифмуются. “Без пословицы речь не молвится” – говорили на Руси. Пословицы обогащают нашу речь.

Поговорка очень близка к пословице, но в отличие от пословицы не выражает законченную мысль, а лишь намекает. Недаром говорится: «Поговорка - цветочек, пословица - ягодка». В повседневной жизни мы часто употребляем поговорки и даже не задумываемся, откуда они взялись. Все, наверное, слышали такие фразы как . « когда рак свиснет» или "Положить зубы на полку", это и есть поговорки. В пословицах и поговорках заключается мудрость народа его отношение к труду и лени, добру и злу, правде и лжи, мужеству и трусости.

Самым известным собирателем русской народной мудрости является Владимир Иванович Даль, живший в 19веке(послушайте интересную информацию)

Пословицы и поговорки, возникшие в давние времена, активно живут и создаются в наши дни. Это – вечные жанры устного народного творчества

Начинаем нашу игру.

  1. Раздели пословицы и поговорки.

- Молодцы, ребята!


Физкультминутка

2. Задание: отгадайте пословицы и поговорки по картинкам.

3.Развитие речи через объяснение значений устойчивых выражений. Коррекция внимания, памяти. Коррекция мышления через чтение пословицы наоборот.

- Посмотрите на экран и прочитайте пословицу. СЛАЙД

Ястиоб аретсам  олед.                 (Дело мастера боится)

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

(что всякая, даже самая тяжелая работа, поддается умелым рукам и настоятельным усилиям)

III. Подведение итогов и комментированное выставление оценок за работу на уроке.

- Вот и подошла к концу наша викторина. Молодцы!

На этом уроке вы узнали:
• что пословицы - это народные изречения, в которых выражается не мнение отдельных людей, а народная оценка, народная мудрость. Они отражают духовный облик народа, суждения о самых разных сторонах жизни;
• что поговорки - это широко распространенные образные выражения, метко определяющие жизненные явления;
• принцип создания пословиц и поговорок;
• новые для себя пословицы и поговорки.

IV. Рефлексия.

- Чему учат пословицы? (Учиться, трудиться, любить, дружить и т.д.).

- Каким бы человеком вы хотели вырасти? (Трудолюбивым, много знающим, настоящим учёным).

Дом. Задание. Выучить 2 пословицы про учебу.

Поставьте цифру 2 около лица с соответствующим для вас настроением сейчас. Посмотрим, изменилось ли оно? Я рада, если вам стало весело.


Пословицы.

Яблоко от яблони не далеко падает

Готовь сани летом, а телегу зимой.

Что написано пером, то не вырубить и топором.

Под лежачий камень вода не течет.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.



Предварительный просмотр:

Конспект урока чтения и развития речи в 8 классе.

Тема: И.А. Крылов. «Осел и соловей».

Цель: познакомить учащихся с басней И.А. Крылова «Осел и соловей».

Задачи:

Образовательная: формировать теоретические знания о басне как о литературном жанре и практическое применение этих знаний в процессе интерпретации (индивидуальной трактовки) басни; проверить знание учащихся биографии И.А. Крылова; повторить жанровые особенности басни.

Развивающая: развивать навыки выразительного чтения, умения анализировать текст понимать иносказательный смысл басни и её мораль, различать человеческие достоинства и недостатки.

Коррекционная: коррекция речи: совершенствовать слуховое восприятие.

Воспитывающая: воспитывать стремление к расширению кругозора учащихся.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Психологический настрой учащихся.

Артикуляционная разминка:

Влас у нас Афанас у вас

На горе Арарат рвала Варвара виноград.

II.Проверка домашнего задания.

-Ребята сейчас я вам прочитаю строки из стихотворения П.А.Вяземского:

«Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль;

Он баснями себя прославил,

И слава эта – наша быль.

И не забудут этой были,

Пока по-русски говорят,

Её давно мы затвердили,

Её и внуки затвердят».

Учитель: Как вы думаете, о ком эти строки? (О Крылове.)

Учитель: - Кто такой И.А. Крылов? Как его ещё называют?

Итак, Иван Андреевич Крылов-баснописец. Он писал басни.

- Что такое басня?

 (Короткий - стихотворный нравоучительный рассказ, построенный на олицетворении животных, растений).

В конце басни или вначале автор помещает мораль, в котором заключена главная мысль.

Учитель: Что такое мораль басни?

(это вывод, который даётся вначале или в конце басни).

Дома вы должны были подготовить выразительное чтение басни «Волк на псарне»

(Чтение 2 учащихся  басни)

Учитель: Давайте вспомним в связи с какими событиями была написана басня? ( Отечественная война 18  )

Физкультминутка.

Раз - подняться, потянуться, (потянулись),

Два - согнуться, разогнуться (прогнули спинки, руки на поясе),

Три - в ладоши три хлопка, (хлопки в ладоши),

Головою три кивка. (движение головой)

На четыре - руки шире (руки в стороны).

Пять - руками помахать (махи руками).

Шесть - на место тихо сесть, (присели)

  1. Сообщение темы урока. Постановка цели.

- Сегодня мы свами познакомимся с еще одной басней Крылова: «Осел и Соловей»

Откройте тетради по чтению запишите  число. Тему урока.

Чтение басни учителем.

Словарная работа.

Мастерище-искусный мастер

Свирель- русский музыкальный инструмент.

Чтение басни учащимися.

  1. Хоровое чтение.
  2. Чтение по цепочке.

Ответы на вопросы:

- Назовите героев басни;

- С какой просьбой обратился Осёл к Соловью?

- Как описывает Крылов пение соловья? Кто из вас слышал пение соловья?

- Как слушали пение Соловья все в округе?

- Какова была реакция осла на пение Соловья? Как он его слушал? Какой приговор услышал Соловей?

- Как поступил Соловей, услышав приговор Осла?

- Какова мораль этой Басни? (Мораль басни Осёл и Соловей “Избави бог и нас от этаких судей” (судить без знания дела абсурдно, а принимать во внимание такие суждения тем более).

  1. Итог урока.

- С какой басней вы познакомились сегодня на уроке?

-Что вы узнали?

-Чему вы научились?

-Что бы хотели узнать?

- Прочитайте мораль этой басни.

Выставление оценок.

Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение басни.



Предварительный просмотр:

Конспект урока по чтению.

А.С. Пушкин «Памятник» 8 класс.

Тема: «А. С. Пушкин. «Памятник» (отрывок).

Вид урока: изучение нового материала.

Тип урока: комбинированный.

Цели и задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить учащихся со стихотворением А.С. Пушкина « Памятник» отрывок.
  2. Формировать навыки комментированного и выразительного чтения художественного произведения;
  3. Расширить культурный кругозор, словарный запас учащихся и формировать их эстетический вкус.

Развивающие:

  1. Развивать логическое мышление (операции анализа, синтеза, сравнения и др.);
  2. Развивать речевую деятельность учащихся в процессе чтения (осмысление учебного материала), слушания (осмысления устного текста);
  3. Развивать познавательные процессы (память , воображение, внимание и др.);
  4. Развивать творческие способности и коммуникативные компетенции учащихся.

Воспитательные:

  1. Воспитывать чувство прекрасного;
  2. Воспитывать любовь к слову, уважение к поэтическому дару; воспитывать интерес к предмету.

Ход урока.

  1.  Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством великого русского писателя и поэта, прозаика и драматурга, публициста, критика, основоположника новой русской литературы, создателя русского литературного языка  А.С.Пушкиным.

Пушкин великий, величайший из русских поэтов, и когда я произношу это имя, что –то волнительное и доброе вспыхивает в памяти. Стихотворения Пушкина мы знаем и любим с детства. Еще при жизни Пушкин заслужил славу первого русского поэта. И я думаю, что имя Пушкина будут знать и любить многие последующие поколения.

Пушкину в России посвящены памятники, музеи, в разных городах нашей страны есть улицы и площади, названные в честь поэта. Имя Пушкина носят общественные и культурные организации- драматические театры, институты, станции метро, библиотеки.

  1. Сообщение темы урока.

Сегодня мы прочитаем отрывок из стихотворения «Я памятник воздвиг  

Нерукотворный».

Откройте тетради. Запишите сегодняшнее число. Тему урока.

В стихотворении вам встретятся незнакомые слова выпишите их в тетради.

Всяк сущий- существующий.

Тунгус, Калмык- народность Восточной Сибири.

Чтение стихотворения учителем.

  1. Физминутка для глаз.

Прослушивание видеофайла стихотворения «Я памятник воздвиг себе нерукотворный»

  1. Анализ стихотворения.

- О чем стихотворение А.С.Пушкина?

- За что поставили памятник Пушкину?

-Где будет жить душа поэта после смерти?

  1. Чтение стихотворения учащимися.
  2. Подведение итогов.

- с каким стихотворением мы сегодня познакомились?

- кто написал это стихотворение?

-почему поставили памятник Пушкину?

Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению уроков с использованием приема « чтение с остановками» технологии « Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Методические рекоммендации к проведению уроков литературы с применением элемента методики РКМЧП " Чтение с остановками". Разработка урока литературы в : 6 классе по рассказу Л.Н. Толстого " Бедные люд...

Чтение. Виды чтения

Виды чтенияВ Единый Государственный экзамен по английскому языку включены задания на проверку сформированности навыков следующих видов чтения:1.       Понимание осн...

Статья "решение проблемы формирования читательских интересов у школьников через организацию семейного чтения и уроки внеклассного чтения"

В статье рассматриваются некоторые пути решения проблемы формирования читательских интересов у учащихся....

Роль чтения в развитии слабослышащих детей. Пути преодоления трудности при чтении.

Именно книга расширяет знания детей с нарушенным слухом об окружающем мире, уточняет и корригирует имеющиеся представления, помогает входить в мир слышащих и говорящих. Первые сведения из истори...

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»Тема: И. Василенко «Мостик».Цель: работать над ра...

Преподавание литературы с использованием современных технологий. Технология ЧПКМ (чтение – письмо – критическое мышление, или чтение фрагментами). Развитие критического мышления через чтение и письмо

В презентации обозначены: суть данной технологии, задачи, которые педагог может решить, используя данную технологию, положительные стороны формы урока - чтение фрагментами. Представлен урок - чтение ф...