Урок по теме Обличение человеческих пороков в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Адагызова Алевтина Валерьевна

Урок с применением технологии критического мышления

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Чибилинская средняя общеобразовательная школа»

Технологическая карта урока литературы по теме:

                                        Обличение человеческих пороков в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»

Составила: Адагызова Алевтина Валерьевна,

                   учитель русского языка и литературы

                                           высшей квалификационной категории

с. Чибиля - 2019 г.

Класс:7

Тема: Обличение человеческих пороков в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»

Цели:  совершенствовать навыки самостоятельной работы, анализа текста; формировать умения оценивать действия героев,  объяснить значение художественной детали в раскрытии характеров героев; формирование  нравственных критериев, жизненных позиций, неприятие “хамелеонства”.

Тип урока: Урок формирования новых знаний

Планируемые результаты обучения:

  Личностные: ориентация в системе моральных норм и ценностей; выявление в рассказе заложенных вневременных ценностей и их принятие; формирование устойчивого познавательного интереса к изучению литературного наследия классиков.

Метапредметные

Коммуникативные: строить  монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Познавательныесамостоятельно находить информацию в текстах произведений и материалах учебников; определять основную и второстепенную информацию;

Регулятивные: планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия по достижению цели;

Предметные: знать содержание прочитанного произведения, воспринимать, анализировать текст, формулировать идею, авторскую позицию произведения, давать характеристику героям.

Ресурс: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин « Литература» 7 класс; С. Ожегов «Словарь русского языка»; презентация к уроку, дерево совести

Технологическая карта урока Обличение человеческих пороков в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Организа-ционный этап

Доброе утро, ребята! Посмотрим друг на друга, улыбнемся и произнесем: «Мне приятно тебя видеть!». Подарите тем, кто вас окружает, частичку хорошего настроения. Я очень рада  приветствовать вас на уроке, и хотела бы начать урок словами:

«В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». (на доске)

Кто  же написал эти слова? (Антон Павлович Чехов)        (слайд 1)

Эти слова стали смыслом его жизни и творчества.

 

Приветствуют друг друга, настраиваются на работу

Регулятивные УУД:  развитие мотивов учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные УУД: самоопределение.

2. Мотивация учебной деятельности

Итак, тема нашего урока Обличение человеческих пороков в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»

Сегодня на уроке   мы будем работать в роли  ассистентов– помощника  врача. А почему, как вы думаете?  (Чехов по профессии был врачом).   И сегодня я вас приглашаю посмотреть «глазами врача» А.П. Чехова на персонажей его рассказа «Хамелеон». Если мы будем смотреть «глазами врача», то, возможно, увидим, какая в их поведении скрывается болезнь. А как лечить болезнь?

Давайте составим алгоритм:

  1. Определить симптомы.
  2. Поставить диагноз.
  3. Выписать рецепт.                              (Слайд 2)

Вначале проверим, насколько внимательно вы читали рассказ

Определяют тему урока. Отвечают на поставленные вопросы. Составляют алгоритм.

Регулятивные УУД: умение высказывать свое предположение.

Личностные УУД: умение осознавать трудности и стремление к их преодолению.

3.Проверка домашнего задания. Актуализация знаний

 Блиц-опрос по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон» (слайд №2)

1. Что нес городовой в решете? (конфискованные крыжовники)

2. Какова фамилия полицейского надзирателя? (Очумелов)

3. Какова фамилия городового? (Елдырин)

4. Какого цвета пятно было на спине у собаки? (жёлтого)

5. За какую часть тела укусила собака золотых дел мастера Хрюкина? (палец)

6. Какие в основном собаки были у генерала? (легавые)

7. Кто такой Прохор? (генеральский повар)

8. Как звали брата генерала? (Владимир Иванович)

9. Какая верхняя одежда была у полицейского надзирателя? (шинель)

10. Зачем приехал брат генерала? (в гости)

Поставьте себе оценки  в листе самоконтроля. (Слайд3)

Отвечают на поставленные вопросы, оценивают свою работу.

Заполняют лист самооценки

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.

Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение.

Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос.

4.Первичное закрепление

в знакомой ситуации

5.творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

«Звёздный пересказ» по рассказу « Хамелеон» (слайд 4)

Учитель

 1слово для названия – Хамелеон, Очумелов, Беспорядок…..

2слова о том, что ты чувствовал- чувство отчаяния, волнения, тревоги, ненависти, удивления

3 слова про обстоятельства Что нарушает тишину. Собака укусила Хрюкина.  Вокруг собирается  толпа,

4 слова о проблеме Как поступить с собакой .Мнение  Очумелова постоянно меняется

5 слов для выхода : Надо навести порядок в обществе

Учитель: Из вашего пересказа видно, что создалась волнительная обстановка на площади. Она отражается на состоянии каждого героя.

Посмотрите на график. Что это у нас как у врачей? (Кардиограмма,которая отражает состояние героев). Что может означать такая кардиограмма?

(перепады в настроении, состоянии). Вернемся проблеме. Мнение Очумелова постоянно меняется. С чем это связано? Ответ на этот вопрос мы найдём в ходе нашего исследования по тексту.

Поставьте себе оценки  в листе самоконтроля.

Приём «Фишбоун».Изображаем «рыбий скелет»: в голове помещаем проблемный вопрос «Чья собака?»

На верхних «косточках» скелета запишем мнения героев произведения по данному вопросу, на нижних решение Очумелова. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. Работа в парах.Выходите и заполняете фишбоун

Мнение героев:1.Собака господ, нежелающих подчиняться постановлениям

Очумелов:Я ему покажу Кузькину Мать!

Составляй протокол! А собаку истребить надо.Немедля! Она,наверное,бешеная…

Мнение героев:2.Кажись, генерала Жигалова

Очумелов:Ужас! Как жарко!Как она могла тебя укусить? Она маленькая,а ты ведь вон какой здоровила! Ты,должно быть,расковырял палец гвоздиком и решил соврать…

Мнение героев:3 .Это не генеральская собака

Очумелов:Нужно проучить! Пора…

Мнение героев:4.А может быть, и  генеральская

Очумелов: Надень-ка на меня пальто, что-то ветром подуло. Собака-нежная  тварь. Аты ,болван, опусти руку! Сам виноват!

Мнение героев:5.Генеральский повар: этаких у нас отродясь не бывало!

Очумелов: Она бродячая! истребить, вот и всё!

Мнение героев:6. Это собака  генералова  брата

Очумелов: Лицо заливается улыбкой умиления. Ишь ты, Господи.. Соскучились по братце. Так это ихняя собачка? Очень рад…Собачонка ничего себе… Шустрая такая… Цап этого за палец! Ха-ха-ха… Ну чего дрожишь?Ррр,Ррр.. сердится шельма..цуцик этакий

А теперь вот эти реплики со всеми интонациями прочитают два человека.

Итак,  какие симптомы  болезни мы увидели (слайд5)

Фамиия

профессия

Симптомы болезни

Очумелов

полицейский надзиратель

Очумелов часто меняет мнение.

Тревога

Резкая смена взглядов на справедливость (всё зависит от того,кому принадлежит собака)

Резкая смена выражения лица Очумелова при упоминании генерала и его брата

Резкая смена интонации голоса

 Лицемерие- несоответствие  слов,поступков человека истинным намерениям

  • Угодничество - излишняя услужливость, стремление всем угодить, чтобы вызвать благосклонность, расположение к себе.
  • Чинопочитание - почитание старших чинов со стороны младших, чиновничья дисциплина.
  • Приспособленчество – умение приспосабливаться к обстоятельствам, маскируя свои истинные взгляды.

Хрюкин

Золотых дел мастер

То он требует равенства, вспоминая, что унего брат в жандармах, то он по-холопски  умолкает, когда гнев Очумелова обращается на него

толпа

Толпа сочувствует мастеревому в начале рассказа, а в конце смеётся и злорадствует

Поставьте себе оценки  в листе самоконтроля.

Определим диагноз.

По мнению Чехова, заглавие –это смысловой стержень произведения. Автор даёт подсказку.

Почему такое странное название «хамелеон»?

Кто такой хамелеон? (слайд 6)

Обсудите,что общего в этих словах, дайте своё определение

Таким образом,автор не случайно назвал свой рассказ «хамелеон».Как ящерица-хамелеон меняет цвет кожи в зависимостиот окружающей среды, так и  очумелов меняет своё мнение в угоду обстоятельствам. Синонимы: двуличный;  человек-флюгер; куда ветер подует, туда и он поворачивается; крылаток выражение: семь пятниц на неделе) слайд 7

Итак, диагноз Хамелеонство

Скажите,чем страшна болезнь хамелеонства? (человек теряет своё лицо, теряет своё человеческое «Я»,он подстраивается под обстоятельства

Хамелеонство это душевная или физическая болезнь? (душевная, нравственная)

Какие ещё болезни души вы знаете?

А какие еще нравственные болезни есть у героев, выясним это через Групповой пазл. Команда готовите спикера, который пойдёт рассказывать другим группам.

1 ГРУППА

1.Приём «говорящих фамилий», объясните значение фамилии полицейского надзирателя Очумелова.

2. Очень часто Чехов заменяет подробное описание « художественной деталью». Какая деталь помогает понять лицемерие Очумелова?

Карточка-помощник:: Полицейский надзиратель носит фамилию Очумелова(от слова очуметь-потерять способность соображать,ясно воспринимать окружающее;одуреть. Корень слова "чума” – острая эпидемическая болезнь (как чумы бояться = очень).

 Художественная деталь- Шинель.  В тексте несколько раз упоминается "шинель" и "пальто".

Шинель - это форменное пальто, подчеркивающее принадлежность к власти, наличие какого-то чина. Пальто - это гражданская верхняя одежда, которая не подчеркивает принадлежность к власти.

Слово "шинель" употребляется в авторской речи, следовательно, для Чехова в Очумелове важна шинель как символ власти,  с ней он чувствует себя всемогущим.

 Сам Очумелов говорит "пальто", и здесь эта художественная деталь выполняет иную художественную функцию: показать душевное состояние Очумелова, от страха его бросает то в жар, то в холод.

2 ГРУППА

1. Приём «говорящих фамилий», объясните значение фамилии городового Елдырина.

2. Очень часто Чехов заменяет подробное описание « художественной деталью». Какая деталь помогает понять лицемерие Елдырина?

Карточка-помощник: Городовой Елдырин. Его фамилия ассоциируется со словом «лодырь», т.е.бездельник, лентяй.

 В начале рассказа он появляется «с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником». Очевидно, в этом и заключается ОСНОВНОЙ СМЫСЛ работы городового: ничего не делать, но вовремя отбирать у торговцев «излишки». Скорее всего в этом узелке что-то,  как взятку.Значит, полицейский надзиратель и городовой, по долгу службы обходя площадь, уже собрали “дань”.

Очень важная деталь - крыжовник - мелочь, ягода, не представляющая особой ценности, но он конфискован!

Учитель. Таким образом, полицейский надзиратель, который должен следить за соблюдением законов, сам нечист на руку, сам нарушает закон.

3 ГРУППА

1. Приём «говорящих фамилий», объясните значение фамилии золотых рук мастера Хрюкина?.

2. Очень часто Чехов заменяет подробное описание « художественной деталью». Какая деталь помогает понять лицемерие Хрюкина?

Карточка-помощник: Золотых дел мастер тоже носит говорящую фамилию — Хрюкин. Все понятно: это слово от глагола «хрюкать», а хрюкают, как известно, только свиньи. Хрюкало - свиное рыло, возможно, прозвище человека с похожим лицом. Хрюня - это и замарашка, и нюня, плакса. Не случайно чеховский Хрюкин жалуется на щенка, укусившего его за палец. Он корыстолюбив:мечтает  «сорвать штраф» с хозяина собаки: «пущай мне заплатят,потому-я этим пальцем,может,неделю не пошевельну.Сначала он пытается добиться своего грубой лестью ,а затем демонстрирует скрытыю угрозу «У меня у самого брат в жандармах…».Хрюкин то уверенно отстаивает свои права,то заискивает перед Очумеловым,но в конце рассказа,убедившись в том,что сила на его стороне,рабски присмирев,умолкает.

Очень важна деталь- окровавленный палец Хрюкина.

Палец поднят, как знамя, как некий призыв к справедливости.

Прошло 135 лет (был написан в 1884 году) со дня написания рассказа «»Хамелеон», но он не потерял своей актуальности: хамелеонство, продажность чиновников, их пренебрежение своими служебными обязанностями, взяточничество- обычные явления нашей современной  жизни

Поставьте себе оценки  в листе самоконтроля.

А вот  теперь осталось нам выписать рецепт. Быстро пройдитесь глазами по тексту,какие знаки препинания преобладают  в этом рассказе? Восклица́тельный знак  для выражения изумления, призыва, сильного чувства, волнения и тому подобного. Также восклицательный знак может ставиться при обращении .Значит, Чехов призывает нас не быть

 подхалимом, угодником, льстецом, уважать в себе личность!

 Работают с текстом.  Пересказывают художественное произведение.

Высказывают свои мнения.

Подбирают цитаты из текста

с зачитыванием реплик Очумелова

Заполняют таблицу, распределяют черты характера,свойственные героям. Делают выводы

Заполняют лист самооценки

Рассуждают,анализируют.делают  выводы

Коммуникативные УУД: аргументация своего мнения с учетом разных мнений.

Познавательные УУД: умение анализировать, осознанно строить речевое высказывание, полно и точно выражать свои мысли, умение находить ответ на вопрос, умение сопоставлять и делать выводы. Формировать умения осознанного восприятия текста. Умение подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.

Личностные УУД: следование моральным нормам и этическим требованиям в общении. Ответственное отношение к информации. Воспитание сознательной дисциплины в решении поисковых задач при сотрудничестве в коллективе со сверстниками. Формирование интереса к чтению.

 6. Информация о домашнем задании,инструктаж по его выполнению

. Написать творческую работу на тему: «А если бы…» (придумать другую концовку рассказа) «Хамелеон»).

Регулятивные УУД: сохранение учебно-познавательной задачи до конца учебных действий, оценивание результата, решение поставленных задач.

Личностные УУД: формирование интереса к чтению произведений Чехова.

7.Итог. Рефлексия.

Перед вами решето. Вместо крыжовника мы конфискуем в него те пороки, которые есть у наших героев и которых, конечно же, не должно быть у нас с вами. Выберите карточки с теми недостатками, которые наиболее точно характеризуют Очумелова и положите их в решето, чтобы вы с ними никогда не встречались.
Лесть, подхалимство, грубость, высокомерие, хамелеонство, коррупция.
На доске перед вами дерево совести. Возьмите у себя на партах листочки с теми качества, которые должны быть с вами всегда.
Доброта, честность, порядочность, уважение к другим, взаимопомощь, милосердие, любовь к ближнему, искренность, отзывчивость, бескорыстие. Пусть это дерево станет для вас своеобразным кодексом нравственности. Следите, чтобы вокруг него не появились сорняки – пороки. Подпитывайте дерево новыми хорошими душевными качествами. И помните слова А.П.Чехова: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Подведение итогов самими учащимися, ответы учащихся, оценивание своей учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Участвовать в диалоге на уроке в ситуации оценивания совместной деятельности.

Познавательные УУД: представлять информацию в виде текста.

Регулятивные УУД: самооценка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Алгоритм Определим симптомы Поставим диагноз Выпишем рецепт

Слайд 3

Блиц-опрос (ответы) 1.Конфискованные крыжовники 2.Очумелов 3.Елдырин 4.Жёлтое 5.Палец 6.Легавые 7.Генеральский повар 8.Владимир Иванович 9.Шинель 10.В гости

Слайд 4

Заглавие 1 2 Что ты чувствовал? 3 Обстоятельства 4 слова о проблеме Вывод5

Слайд 5

Симптомы Лицемерие- несоответствие слов, поступков человека истинным намерениям Угодничество- излишняя услужливость Чинопочитание - почитание старших чинов со стороны младших Приспособленчество -умение приспосабливаться к обстоятельствам, маскируя свои истинные взгляды

Слайд 6

Хамелеонство

Слайд 7

Синонимы Двуличный Человек-флюгер Куда ветер подует, туда и он поворачивается Семь пятниц на неделе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы

Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1.     Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2.     Попытаться ...

Урок по рассказу А.П.Чехова "Хамелеон".

Урок литературы в 7 классе представляет собой анализ рассказа А.П.Чехова "Хамелеон". К уроку прилагается презентация и самоанализ урока....

Урок-спектакль по литературе 7 класс по рассказу А.П. Чехова "Хамелеон"

Урок представляет собой театральную ростановку по рассказу А.П. Чехова "Хамелеон". Учащиеся готовят декорации, костюмы. Под руководством учителя отбираются музыкальные произведения , отрабатываются та...

Урок литературы в 7 классе «Осмеяние человеческих пороков в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон».

Цель урока: развитие целенаправленной и мотивированной активности учащихся, направленной на формирование навыков анализа художественного произведения....

Урок-исследовавние с использованием стратегий «чтение с остановками» и «совместная дискуссия» по рассказу А.П.Чехова «ХАМЕЛЕОН»

Данный урок разработан с целью организовать исследовательскую работу учащихся, научить их самостоятельно анализировать текст, видеть в нем личность автора, понять идею произведения.   Длительнос...

Урок в 7 классе по рассказу А.П.Чехова "Хамелеон"

Научить  посредством  художественной детали в раскрыть  характер героя произведения - интереснейшая работа  на уроках  литенратуры. Этим можно и заинтеросовать детей,  и ...

Методическая разработка урока литературы в 7 классе «Хамелеонство как явление социальное» (второй урок по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон»)

Цель литературного образования - становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации своих творческих в...