Методическая разработка урока литературы в 7 классе «Хамелеонство как явление социальное» (второй урок по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон»)
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Алексеева Галина Юрьевна
Цель литературного образования - становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации своих творческих возможностей на уроках литературы. Представленный мною урок русской литературы в 7 классе является вторым при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» проводился в обычной сельской малокомплектной школе (всего учащихся-80), в данном классе- 7 учеников. Итак, тема урока «Хамелеонство как явление социальное» по программе и учебнику –хрестоматии автора- составителя- В.Я.Коровиной, 2 часа в неделю, 68 часов в год. Современный урок требует разнообразия форм и методов обучения и использование новых образовательных технологий, что в свою очередь даёт возможность учителю создавать ситуацию успеха для каждого ученика, содействовать раскрытию его творческих способностей. Урок с применением ИКТ, я постаралась сделать его максимально интересным, развивающим, с применением методики коллективной творческой деятельности… Моя роль и позиция - организатор деятельности, консультант, человек создающий условия для работы, который поддерживает, подхваливает, подталкивает, «подливает масло в огонь», консультирует, незаметно направляет, откровенно удивляется успехам и находкам. Занятие предусматривает самостоятельную подготовку учащихся - опережающее задание (словарная работа, подбор пословиц, защита иллюстраций, инсценирование). Перед учащимися ставится образовательная задача - познакомиться с новым термином - художественная деталь и найти ее в тексте, в ходе выявления которой решается воспитательная работа по развитию в личности таких качеств, как честь и достоинство, ответственность, гражданская позиция человека. Задача каждого учителя – повышать мотивацию обучения школьников. На мой взгляд, одним из путей решения данной проблемы является применение на уроках литературы информационных технологий, в частности компьютерных презентаций. Компьютер помогает подготовить увлекательный урок с использованием программного обеспечения, которое сопровождается картинками, анимационными файлами и многим другим. Урок включает в себе такие формы работы с учащимися, как использование ИКТ - презентации, что дает огромный плюс в усвоении материала « лучше один раз увидеть..», инсценирование эпизода - хорошо развивает речь, что тоже является очень важным, особенно в наших условиях, выполнение тестового задания - малая форма подготовки к ЕГЭ. На уроке ребята работают индивидуально и в группах. Все этапы урока эмоционально переживаются учениками. Это способствует формированию положительного отношения к изучаемому предмету, учебе, школе. В течение урока учащиеся не только усваивают новый материал, но и переживают ситуации успеха. Постоянный поиск нового, свежего стиля преподавания и общение с учениками, желание поделиться этим со своими коллегами – отличительная черта творчески работающего учителя. Важно, безусловно, при этом, чтобы чётко была видна система в работе. Тогда опыт работы будет представлять интерес. И совершенно очевидно, что, только внедряя в учебный процесс современные педагогические технологии, широко применяя различные формы деятельности, совершенствуя свой научно-методический уровень и распространяя свой педагогический опыт, учитель может достичь творческого мастерства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_hameleon_v_7_klasse.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

                        МБОУ «Бишевская средняя общеобразовательная школа»

                  Апастовского муниципального района Республики Татарстан

Методическая разработка урока литературы в 7 классе «Хамелеонство как явление социальное» (второй урок по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон»)

                                                                                     

Подготовила и провела учитель                                    

русского языка и литературы

 высшей квалификационной категории

Алексеева Галина Юрьевна.

Бишево - 2016 год

                                                     

 УРОК — ПОИСК

Тема: Хамелеонство как явление социальное (второй урок по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон»).

Эпиграф: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

ЦЕЛЬ  - выявить художественную идею рассказа «Хамелеон», состоящую в обличении «хамелеонства» как общественного явления .

ЗАДАЧИ:   

Образовательная: на основе организации совместной познавательной деятельности с     обучающимися выделить в художественном  тексте понятие «художественная деталь»; совершенствовать умение характеризовать литературных персонажей.

Развивающая: Развивать навыки анализа художественного произведения; создать условия для развития интеллектуальных способностей – анализа, сопоставления и синтеза, внимательного прочтения русской  литературы.

Воспитательная: продолжить воспитание культуры общения;  интереса к творчеству А.П. Чехова; чувство собственного   достоинства и презрения к лицемерию и притворству; непринятие грубости, лицемерия, безразличия, хамства.

Оборудование:   портрет  А. Чехова,  детские иллюстрации к произведениям автора, интерактивная доска,  компьютер, презентация, мультфильм, учебники, тетради.

Основная идея темы: Хамелеонство исключает справедливость, уметь распознать это многоликое зло, быть нетерпимым к нему.  (слайд№1)

Словарная работа.

  1. Социальное явление- явление, которое возникло в обществе людей. Социально -общественное, относящееся к жизни людей и их отношениям в обществе.

2Хамелеонство — низкопоклонство перед сильными и чиновными людьми, с одной стороны, презрение к простому народу с другой. Лицемерие, угодничество, приспособленчество. (слайд №2) (опережающее задание на дом).

1. Верь не силе, а правде.

2. Дело знай, а правду помни.

3. Как хочу, так и ворочу.

4. Наглому дай волю, захочет и боле.

Хамелеонство

Конфисковать                                                                

Обыватель

Солдафонство

Косноязычный

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Упражнения на внимание.

Прочитать эпиграф урока и ответить на вопрос:

-Кто автор этого афоризма и как вы понимаете его?

«В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли ». слайд №1.

-Пожалуйста, запомните эти слова, мы к ним еще вернемся во время урока.

  1. Вступительное слово учителя.

- На предыдущем уроке мы познакомились с рассказом А.П. Чехова «Хамелеон». Сегодня мы анализируем это произведение и работаем над темой: «Хамелеонство как явление социальное».

Цель нашего урока: доказать, что хамелеонство явление социальное,  социальное значит какое?  (опережающее задание на дом).

Явление, которое возникло в обществе людей. Социально-общественное - относящееся к жизни людей и их отношениям в обществе.

III. Аналитическая работа по тексту.

- Итак, вспомним действующих лиц рассказа? Какие должности они занимают?

/полицейский надзиратель — лицо, которое занимается надзором за порядком.

городовой в России с 1862 низкий чин городской полиции стражи.

- Ребята, сегодня мы будем работать над анализом текста, цель нашего урока доказать, что «Хамелеонство исключает справедливость, нужно уметь распознавать это многоликое зло..» .

- Как же это мы будем делать? Проведем словарную работу, просмотрим инсценирование текста, познакомимся с новым термином – художественная деталь и, конечно же, вас ожидает сюрприз, подготовленный вашими товарищами.

IV. Проверка дом. задания.

Вы должны были по толковому словарю найти значения таких слов, как:

Хамелеонство

Конфисковать

Обыватель

Солдафонство

Косноязычный (слайд №4 )

-Замечательно, молодцы.

Ребята, рассказ очень короткий, поэтому нам нужно обратить внимание на любую мелочь, каждую черточку, которую в художественном произведении называют художественной деталью. Она как бы проверяет читателя на внимание и чуткость. Деталь помогает автору создать характер.

  1. Работа над художественными деталями.

- Чехова называют мастером художественной детали. Найдите в тексте выразительные детали и определите из роль.  Обратимся к началу рассказа.

    -Вот через базарную площадь……

- Что несут эти служители закона?

/узелок, решето — явно свидетельствуют об  их деятельности/

- Что является центром внимания толпы в завязке рассказа?

/окровавленный палец Хрюкина, поднятый как знамя или при ситуации стыдливо опускается вниз. Новая шинель/.

- Посмотрим на Очумелова.

 От какого чувства его бросает то в жар, то в холод? /страх/

  1. Речь. (слайд №6)

- Все ли детали мы видим?

Говорящие фамилии - тоже детали.

Почему Очумелова называют косноязычным?

Найдите доказательства косноязычия героя в тексте.

/Я ему покажу кузькину мать/

Знаю я вас чертей, мерзавец, болван, свинья.

Повелительная форма глагола, незаконченность предложения.

/Грубая речь с простыми людьми.

О знатных — льстит, речью пытается выразить свое почтение, преданность/.

  1. Сюрприз. (слайд №7)

-Ребята, а вы какие художественные детали отметили в тексте, нарисовав иллюстрации?

(защита рисунков).

Исследовательская работа с текстом. Заполнение таблиц.

- Назовите реплики, в которых проявляются особенности внутреннего мира героев. Какова интонация и стиль речи героев?

1 вариант. Очумелов.

2 вариант. Хрюкин.

- Какие по составу предложения преобладают в речи героев? Какова их интонация и стиль?

Герои говорят коротко и отрывисто. Речь Очумелова косноязычна и груба, в ней иногда проскальзывают фразы из циркуляров и постановлений. Полицейский надзиратель привык к тому, чтобы ему подчинялись, поэтому он произносит фразы в повелительном тоне.

- Как в диалоге раскрывается характер героев?

- Почему незначительный эпизод превратился в грандиозное событие?

Внутренний мир героев настолько ограничен, что самое ничтожное событие превращается для них в глобальную проблему.

- Комедийную основу рассказа составляет несоответствие: незначительность важного для героев вопроса (кому принадлежит собака) и серьезный, страстный тон его обсуждения. Комический элемент заключен также в самой конструкции центрального эпизода, состоящей из ряда «превращений».

- Какие «превращения» происходят с Очумеловым?

- Заполните правую часть таблицы примерами из текста, позволяющими представить цепочку «превращений».

«Превращения» Очумелова

Примеры

Очумелов выслушивает пострадавшего Хрюкина и демонстрирует свою власть. Очумелов — страж порядка

«Я этого так не оставлю! Я покажу ним как собак распускать...»

Толпа высказывает предположение, что собака генеральская. Очумелов берет под защиту собаку, обвиняет Хрюкина

«Как она могла тебя укусить? Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб сорвать. Ты ведь - известный народ! Знаю вас, чертей… Не рассуждать!»

Городовой опровергает предположение о том, что собака принадлежит генералу. Очумелов возвращается к своей исходной «расцветке», опять проявляет свою власть по отношению к собаке

«Я и сам знаю. У генерала собаки дорогие, породистые, а эта — черт знает что...»

«Нужно проучить. Пора!»

Городовой высказывает сомнение. Из толпы вновь подтверждают, что собака генеральская. Очумелов заискивает перед собакой, он обрушивается на «виновника»

«Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить». «Ты отведешь ее к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашел и прислал...»

Прохор отрицает принадлежность собаки генералу. Очумелов вновь начальник и страж порядка

«Она бродячая!.. Нечего тут долго разговаривать... Ежели сказал, что бродячая, стало быть, и бродячая... Истребить, вот и все»

Прохор утверждает, что собака принадлежит брату генерала. Очумелов заискивает и перед собакой, и перед генералом, и перед его братом

«Собачонка ничего себе...»

«Я еще доберусь до тебя» (в адрес Хрюкина)

3.6. Итоги работы (обращение к таблице).

- Почему автор оставляет генерала за кулисами?

Автор подчеркивает, что даже упоминание о генерале играет роль самого генерала.

- В чем причина метаморфоз Очумелова?

В основе всех изменений его поведения — незыблемая уверенность в превосходстве «генеральского» над «прочим» и убеждение, что отношение низших к «персонам» должно основываться на почтительности и подобострастии.

3.7. Обращение к определению понятия «художественная деталь» в учебнике.

- Шинель Очумелова — символ власти. Какие «превращения» происходит с шинелью? Почему автор обращает внимание читателя на то, что Очумелов идет в новой шинели?

Очумелов идет в летнюю жару в шинели. Очевидно, он только недавно произведен из городовых в полицейские надзиратели и не может расстаться с шинелью.

- Почему, когда Очумелов узнает, что «собака, кажись, генеральская», он просит снять с него не шинель, а пальто?

Для Очумелова шинель — символ его власти — теперь ничто по сравнению с генеральской властью, с генеральской шинелью.

- Почему в начале рассказа шинель у Очумелова распахнута, а в финале он ее запахивает?

Распахнутая шинель увеличивается в объеме и придает Очумелову больше значимости; в финале шинель уменьшается в объеме, так ее хозяин потерял прежнее величие и теперь не чувствует прежней уверенности в безграничности своей власти. Запахиваясь в шинель, Очумелов становится еще более закрытым для всяких душевных движений.

3.8. Заполнение правой части таблицы.

«Превращения» Хрюкина

Примеры

Хрюкин ощущает свою безнаказанность, дразнит собаку, бьет ее, заставляет ее защищаться

«Тыкал цыгаркой ей в харю для смеха», «собака бежит, прыгая на трех ногах», «дрожит всем телом», в глазах ее «выражение тоски и ужаса», «а она, не будь дура, и тяпни»

Хрюкин чувствует себя обиженным

«Ужо я сорву с тебя, шельма»

Почувствовав поддержку, Хрюкин униженно «кашляет в кулак» и извиняется перед «их благородием», уверенно отстаивает свои права

«Я человек, который работающий. Работа у меня мелкая. Пущай мне заплатят, потому — я этим пальцем, может, неделю не пошевельну»

Перемена ситуации заставляет его изменить окраску:  он заискивает перед Очумеловым

«Их благородие умный человек и понимает, ежели кто врет, а кто по совести, как перед Богом. Пущай мировой рассудит... У него в законе сказано... Нынче все равны»

- От чего зависит «окраска» Хрюкина?

- Как меняется «окраска» толпы?

Самостоятельная  работа в тетрадях.( слайд №8)

               Запись числа, темы, эпиграфа.

Черты характера Очумелова

Примеры из текста

1. Хамелеонство

Жарко, знобит

2. Хамство и угодничество

Знаю, я вас, чертей!

3. Солдафонство

Не рассуждать!

- Ребята, а каково ваше отношение к Очумелову, к его характеру, поведению?

/правда и справедливость для полицейского надзирателя не имеют никакого значения/.

/он презирает всех слабых, нищих и пресмыкается перед высшими, богатыми/.

/Очумелов потерял все, что связано с человеческим достоинством и честью, от одного сознания, что он может вызвать недовольство генерала, его бросает то в жар, то в холод/.

- А какие пословицы вы подобрали, чтобы охарактеризовать характер, поведение этого человека? ( опережающее дом. задание).

 1. Верь не силе, а правде.

 2. Дело знай, а правду помни.

 3. Как хочу, так и ворочу.

 4. Наглому дай волю, захочет и боле. .  (слайд № 9)

- Ребята, внимание. Вернемся к теме нашего урока, для того, чтобы лучше понять, что же такое «хамелеонство», чтобы лучше понять сцену, которая произошла на улице, прослушаем инсценирование  рассказа.

  1. Инсценирование рассказа.

 -Итак, на базарной площади провинциального городка порядок охраняет невежественный и глупый полицейский надзиратель Очумелов.

- Ребята, что же такое хамелеонство?

/низкопоклонство перед сильными и чиновными людьми, с одной стороны, презрение к простому народу с другой.  Лицемерие, угодничество, приспособленчество/.

  1. Скажите, а чем привлекателен этот рассказ сегодня  нам, современникам?

/И сейчас есть хамелеонство/

- Ребята, а есть ли люди, для которых выгодно, чтобы люди были хамелеонами?

/лидерам среди подростков, начальнику среди подчиненных, диктатору — политику — хамелеоны нужны, с такими легко. Легко их притеснять, ими  управлять, использовать в своих целях/.

- Проблемы, которые ставит Чехов в своих произведениях, актуальны и сегодня. Рассказ проникнут презрением к подлости, пошлости, тунеядству, грубости и эгоизму. Чеховский рассказ о хамелеонах создает картину действительности, показывает атмосферу социальной подлости, искажения человеческой личности, определяющую жизнь России.

Х. Итог урока:

-Над чем смеётся Чехов в этом рассказе? .Какой это смех? (слайд №10)

/смех сатирический, вызывает чувство гнева, негодования, презрения, смех с горчинкой, 6 раз менял свое мнение./.

1.Заключительное слово учителя.

  • С творчеством Чехова, мы будем продолжать знакомиться и в других классах, его писательской мечтой была мечта о прекрасном человеке, неслучайно ему принадлежит афоризм: «В человеке все должно быть прекрасно: и душа, и лицо, и одежда, и мысли». Сам Чехов достиг в себе такого совершенства. И главным считал справедливость. Как не хватает этого качества Очумелову,  Елдырину,  Хрюкину. А выбор каждый из вас должен сделать сам. Хамелеонство исключает справедливость, умейте распознать это многоликое зло, будьте нетерпимее к нему.

     ---Домашнее задание: написать отзыв на рассказ : «Хамелеон». Или по образцу охарактеризовать Хрюкина. (слайд №11)

Тест по рассказу А.Чехова: «Хамелеон»  один на компьютере, остальные на листочках самостоятельно, с последующей проверкой. (слайд № 12)

  1. В творчестве А.П. Чехова важную роль играют внешние детали. На перемену внутреннего состояния полицейского надзирателя указывают:

а) узелок в руке;

б) новая шинель;

в) корзина с конфискованным крыжовником

  1. Отличительной чертой произведения является:

а) глубокий лиризм;

б) искрящийся юмор, громкий смех;

в) пафос

  1. Жанр произведения:

а) рассказ;

б) очерк;

в) повесть

  1. автор относится к Очумелову:

а) нейтрально;

б) с сарказмом;

в) с сочувствием

  1. Отношение Очумелова к Хрюкину меняется в связи с тем, что он:

а) разобрался в происшедшем;

б) пожалел золотых дел мастера;

в) узнал, чья собака

  1. Смысл названия произведения связан с тем, что:

а) Очумелов то снимает, то надевает шинель;

б) надзиратель меняет свои пристрастия и убеждения, как хамелеон меняет свою окраску;

в) автор хотел рассмешить читателей нелепым названием.

Оценка за:

6 правильных ответов - «5»

5 - «4»

4-3 - «3»

Литература:

Б, И. Турьянская:  Литература в 7 классе. Урок за уроком. М., «Русское слово», 2000 ; Учебник-хрестоматия "Литература" в 2-х частях. Автор-составитель В.Я.Коровина.

Материалы для выставки в школе: Жизнь и творчество А.П.Чехова.- М., 1954.

В.Я.Коровина "Читаем, думаем, спорим: вопросы, задания по литературе 7 класс"- М., "Просвещение", 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по литературе (9 класс) по теме: "Знаете ли вы роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин" ?"

Контрольная работа по литературе состоит из тридцати вопросов, проверяющих знания учащимися 9 классов текста романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Данная работа может быть предложена учащимся на уроке...

Урок литературы 11 класс. « Потерянный рай» И.А. Бунина на примере рассказа « Антоновские яблоки»

Урок литературы 11 класс.« Потерянный рай» И.А. Бунина на примере рассказа« Антоновские яблоки»...

Методическая разработка по литературе 11 класс

Рабочая программа. Литература 11 класс...

Методическая разработка по литературе 9 класс

Цели:-на примере повести Карамзина «Бедная Лиза» познакомить учащихся с литературным направлением – сентиментализм;-развивать навык сотрудничества в группе;-способствовать воспитанию...