Методическая разработка по литературе 11 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (11 класс)

Рабочая программа. Литература 11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx33.97 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа предназначена для обучающихся 11б  класса ГБОУ школы № 345 Невского района Санкт-Петербурга по курсу литература в 2019-2020 учебном году.

  1. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

Цель: формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного с самостоятельному общению с искусством слова

Основные задачи курса литературы на базовом уровне основного общего образования в 11 классе сводятся к следующему:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи обучающихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использование необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Основные содержательные линии:

  • знакомство с личностью писателя;
  • определение художественных особенностей произведений;

  1. Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
  • Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (далее ФБУП-2004).
  • Федеральный компонент государственных образовательных стандартов  общего  образования, утвержденным  приказом Министерства образования  Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении  федерального компонента государственных  стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (далее – ФКГОС) (для X-XI классов).
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 (с изменениями).
  • Приказ  Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых  к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию  образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями).
  • Приказ  Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего  образования».
  • Программа развития ГБОУ школы № 345 Невского района Санкт-Петербурга на период 2016-2020 годы
  • Основная образовательная программа среднего общего образования (новая редакция) ГБОУ школы № 345 Невского района Санкт-Петербурга (в соответствии с ФКГОС и ФБУП-2004)

1.3.Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа:

    Рабочая программа разработана на основе Основной образовательной программы основного общего и среднего общего образования ГБОУ школы № 345 Невского района Санкт-Петербурга (8 – 11 классы, новая редакция), Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по литературе (под ред. В.Я. Коровиной, М.: «Просвещение», 2011 г.) и  учебника «Русская литература ХХ века. 11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (Авторы: Смирнова Л.А., Михайлов О.Н., Турков А.М. и др. под ред. Журавлёва В.П.  – М.: «Просвещение», 2011 г.)

Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).

В данной рабочей программе сохранена последовательность изучения произведений, включены все произведения, обозначенные в программе. Рабочей программой предусмотрены часы на развитие речи, на которых идёт обучение анализу произведения, составление тезисов, написание сочинений разных жанров, рецензий и другие виды работ, развивающие устную и письменную речь учащихся, а также уроки внеклассного чтения.

1.4. Обоснование выбора авторской программы для разработки рабочей программы:

    Содержание авторской Программы по литературе для 11 класса под редакцией В.П.Журавлёва направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по обществознанию и Примерной программой основного общего образования по литературе. Авторская программа предусматривает формирование у учащихся необходимых знаний, умений и навыков, ключевых компетенций для хорошей подготовки к прохождению государственной итоговой аттестации по литературе.

 

1.5. Определение места и роли учебного предмета в овладении обучающимися требованиями к уровню подготовки обучающихся в соответствии с федеральными образовательными стандартами:

          Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры. Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе предоставляет огромные возможности для формирования духовно богатой, разносторонне развитой личности, в жизни которой особое значение имеют культурные традиции, подлинные нравственные и эстетические ценности, нашедшие отражение, в частности, в лучших произведениях отечественной и мировой литературы. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимые условия становления человека эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

        В 11 классе обобщаются сведения об основных тенденциях в развитии русской литературы, доминантах литературного процесса (реализме, модернизме), о роли традиций и новаторства в литературе, особое внимание уделяется интертекстуальным связям литературного произведения. На завершающем этапе литературного образования изучается русская литература XX века, анализируются художественные открытия самых значительных ее представителей: А. А. Блока, И. А. Бунина, М. Горького, А. А. Ахматовой, В. В. Маяковского, С. А. Есенина, М. И. Цветаевой, Б. Л. Пастернака, М. А. Булгакова, А. П. Платонова, М. А. Шолохова, А. Т. Твардовского, В. М. Шукшина, И. А. Бродского. Кроме того, учащиеся знакомятся (преимущественно обзорно) с произведениями других писателей, в том числе и с современной литературой. Особое значение при этом приобретает повторение и обобщение изученного, установление преемственных связей в развитии литературы, анализ «вечных» тем и «вечных» образов, обращение к гуманистической традиции русской литературы, а также индивидуализация учебных заданий, содержания и форм текущего контроля с учетом профиля обучения и избранной будущим выпускником сферы деятельности.

1.6. Информация о внесенных изменениях в авторскую программу и их обоснование:

На основе Основной  Образовательной программы основного общего и среднего общего образования календарным на изучение литературы на изучение русского языка отводится 102 часа. Авторская программа рассчитана на 102 час, в связи с этим в программе изменений не произошло.

1.7. Используемый учебник:

 Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях. Учебник под редакцией Журавлева В.П. – М.: «Просвещение», 2016 г. Данный учебник входит в федеральный перечень учебников на 2019-2020 учебный год.

1.8. Тематический план:

п/п

Название

раздела, темы

Всего

часов

В том числе на:

повторительно-

обобщающие

уроки

1

Особенности литературного процесса рубежа веков

20

2

2

Русская поэзия Серебряного века

38

4

3

Русская литература после 1917 года

25

6

4

Обзор литературы 40-60-х годов

19

2

Итого:

102

14

1.9. Характеристика 11б класса

             Основная масса обучающихся класса – это дети с высоким уровнем способностей.  Уровень подготовки учащихся позволяет начать освоение курса литературы и не требует корректировки содержания программы. Однако особое внимание при планировании следует уделять развитию умения соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи.

1.10. Информация об используемых технологиях обучения, формах уроков, а также о возможной внеурочной деятельности по предмету:

При реализации рабочей программы используются:

Педагогические технологии обучения:

  • проблемное обучение
  • развивающее обучение
  • дифференцированное обучение
  • развитие критического мышления

Формы урока:

  • урок ознакомления с новым материалом;
  • комбинированный урок;
  • урок обобщения и систематизации знаний;
  • урок развития речи

1.11. Контроль

  • Сочинение
  • Работа на уроке
  • Домашнее задание
  • Проверочная работа
  • Классное сочинение
  • Домашнее сочинение
  • Зачет
  • Тест
  • Чтение наизусть

  1. Содержание рабочей программы

№ п/п

Раздел программы

Содержание дисциплины,

основные понятия

1

Особенности литературного процесса рубежа веко

Русская литература в контексте мировой художественной культуры ХХ столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в ХХ веке. Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская литература; литература, официально не признанная властью; литература Русского зарубежья. Различное и общее: что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и проблемы. Проблема нравственного выбора человека и проблема ответственности. Тема исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов.

2

Русская поэзия Серебряного века

Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала ХХ века. Человек и эпоха — основная проблема искусства; Направления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в различных видах искусства. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп.

3

Русская литература после 1917 года

Общая характеристика литературного процесса 20-х годов ХХ века. Литературные объединения. Россия и революция: трагическое осмысление темы.

Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов, понимание миссии поэта и значение поэзии. Тема Руссой истории в литературе 30-х годов.

4

Обзор литературы 40-60-х годов

Литература предгрозья: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр. Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными переживаниями лирического героя. Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Значение литературы периода Великой отечественной войны для прозы, поэзии, драматургии второй половины ХХ века.

Новое осмысление военной темы. Новые темы, идеи, образы  периода «оттепели». «Городская» проза. «Деревенская» проза. Темы и проблемы современной драматургии.

  1. Требования к уровню подготовки обучающихся 11 класса

В результате изучения обществознания ученик должен:

Знать/ понимать

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х – ХХ века;
  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
  • основные теоретико-литературные понятия.

Уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
  • определять род и жанр произведения;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для :

 

создания связного текста (устного или письменного) на выбранную тему с учетом норм                                русского литературного языка;

участия в диалоге или дискуссии;

самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их

эстетической значимости;

определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки

иноязычной русской литературы, формирования культуры межнационального  общения.

  1. Литература и средства обучения

4.1. Литература для учителя (основная и дополнительная):

Основная литература:

  1. Литература. 11 класс в 2-х частях. Учебник под редакцией Журавлева В.П. – М.: «Просвещение», 2016 г.
  2. Русская литература ХХ века. 11 класс.  Практикум под редакцией Журавлёва В.П. –  М.: «Просвещение», 2016 г.)

Дополнительная литература:

  1. Генералова Н.С., Никулина М.Ю. ЕГЭ. Литература. Интенсивная самостоятельная подготовка к ЕГЭ. – М.: Экзамен, 2014.
  2. Егорова Н.В., Золотарева И.В.. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века. 11 класс. 1-2–е полугодие. – М.: ВАКО, 2013.
  3. Фадеева Т.М. Тематическое и поурочное планирование по учебнику «Русская литература XX века в 2-х частях» под редакцией Журавлева В.П. –  М.: Экзамен, 2012.
  4. Щетинкина Н.Е Поурочные планы  по учебнику «Русская литература XX века в 2-х частях» под редакцией Журавлева В.П. 1-2–е полугодие. – Волгоград, 2013 г.

  1. Литература для обучающихся (основная и дополнительная):

Основная литература:

Литература 11 кл.: Учеб. для общеобраз..учеб.заведений: В 2-х ч. /  Под ред. В.П.Журавлёва – М.: «Просвещение», 2012.

Русская литература XX века. 11 кл.: Учеб.для общеобраз. Учреждений: В 2 ч. / Сост. Е.П.Пронина и др.; Под ред. В.П.Журавлева. – М.: «Просвещение», 2014.

Оглоблина Н.Н. Тесты по литературе. 5-11кл.-М., 2013.

Дополнительная литература:

  1. И. А. Бунин. «Покрывало море свитками...». «И цветы, и шмели, и трава, и колосья...». Митина любовь.
  2. М. Горький. Дело Артамоновых.
  3. Д. С. Мережковский. Поэту наших дней. Леонардо да| Винчи. Дети ночи. Парки.
  4. 3. Н. Гиппиус. Сонет. Бессилье. Родине.
  5. В. Я. Брюсов. Фаэтон. «Идут года. Но с прежней страстью...». Парки в Москве.
  6. К. Д. Бальмонт. Змеиный глаз. Слова-хамелеоны. В застенке. Гармония слов.
  7. А. А. Блок. «Ты отошла, и я в пустыне...». «Опустись, занавеска линялая...». «Тропами тайными, ночными...». Шаги командора. «Я не предал белое знамя...».
  8. А. Белый. Маг. Родина. Родине.
  9. Н. С. Гумилев. «Зачарованный викинг, я шел по земле...». «Из логова змиева...». «Священные плывут и тают ночи...».
  10. A.        А. Ахматова. Исповедь. Песня последней встречи. «Все расхищено,  предано,  продано...».   «Словно дальнему голосу внемлю...». «Ты стихи мои требуешь прямо...».
  11. О. Э. Мандельштам. «Отчего душа певуча...». «Образ твой, мучительный и зыбкий...». «Я не слыхал рассказов Оссиана...». «Нет, никогда, ничей я не был современник...». «Мы живем, под собою не чуя страны...».
  12. B.        В. Хлебников. «Москва, ты кто?..». Не шалить!
  13. В. В. Маяковский. А вы могли бы? Юбилейное. Одна из пьес (на выбор).
  14. Б. Л. Пастернак. «Я понял жизни цель и чту...». Определение творчества. Единственные дни.
  15. Е. Замятин. Русь.
  16. C.        А.  Есенин. «Я иду долиной. На затылке кепи...».
    Пугачев.
  17. М. И. Цветаева. «Веселись, душа, пей и ешь!..». «В огромном городе моем — ночь...». «Я — страница твоему перу...». Поэт. Стол.
  18. И. Э. Бабель. Жизнеописание Павличенки Матвея Родионыча.
  19. Б. А. Пильняк. Повесть непогашенной луны.
  20. В. В. Набоков. Облако, озеро, башня.
  21. М. М. Зощенко. Беда.
  22. А. П. Платонов. Рассказы (на выбор).
  23. М. А. Шолохов. Донские рассказы.
  24. М. А. Булгаков. Бег.
  25. Н. А. Заболоцкий. Столбцы.
  26. А. Т. Твардовский. Стихотворения из книги «Из лирики этих лет». Поэма «По праву памяти».
  27. Н. М. Рубцов. Утро. Ночь на родине.
  28. Е. А. Евтушенко. «О нашей молодости споры...».
  29. A. А. Вознесенский. Стихотворения на выбор.
  30. Б. А. Ахмадулина. «По улице моей который год...». Апрель, свеча. Снегопад. «Бьют часы, возвестившие осень...» (на выбор).
  31. B. С. Высоцкий. Я не люблю (или 3 стихотворения на выбор).
  32. И. А. Бродский. Фонтан.
  33. В. П. Астафьев. Где-то гремит война.
  34. В. И. Белов. Плотницкие рассказы.
  35. В. Г. Распутин. Прощание с Матерой.
  36. Б. Брехт. Мамаша Кураж и ее дети. Трехгрошовая опера.
  37. Г. Белль. Глазами клоуна.
  38. Ф. Кафка. Превращение.
  39.  А. Камю. Посторонний.
  40. Ф. Саган. Здравствуй, грусть.
  41. Дж. Оруэлл. Скотный двор.
  42. А. Кристи. Убийство в Восточном экспрессе. Свидетель обвинения.
  43. У. Фолкнер. Рассказы.
  44. Э. Хемингуэй. Прощай, оружие!
  45. Дж. Сэлинджер. Над пропастью во ржи.

4.3. Электронные образовательные ресурсы:

  1. Образовательный сайт Е.А. Захарьиной  http://www.saharina.ru/lit_tests/
  2. Виртуальная библиотека по русской литературе XVIII–XX веков 
  3. Сайт о стихосложении. В.Онуфриева
  4. Сайт о жизни и творчестве С. Есенина  http://esenin.ru/
  5. Сайт о жизни и творчестве И. Бунина  buninivan.org.ru/    
  6. Сайт о жизни и творчестве А.И. Куприна http://kuprin.org.ru/ 
  7. Сайт о жизни и творчестве  А. Ахматовой http://www.akhmatova.org 
  8. Сайт о жизни и творчестве М. Горького hrono.info/biograf/bio_g/gorky_max.php        
  9. Сайт о поэзии «серебряного века»    http://www.silverage.ru/ 

4.4. Информационно-техническая оснащенность кабинета:

1.        Компьютер SAMSUNG SyncMaster E1720

2.        Принтер XEROX Xerox Phaser 3140 and 3155

3.        Телевизор SONY

4.        DVD SUPRA DVS 102X

5.        Магнитофон HITACHI

6.        Мультимидийный проектор ACER

7.       3 комплекта иллюстраций к художественным произведениям 19 века

8.       Комплект портретов писателей 19-20 века


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по теме "Люби, цени и знай литературу"

Учащиеся вспомнят ведущие литературные направления, авторов, литературные произведения и героев, о которых читали и говорили на уроках, лучшие произведения русской литературы 18-19 веков и продемонстр...

Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Художественный образ ночи в повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница». (Интегрированный урок литературы и ИЗО)

Цель урока: обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к художественной культуре Задачи: -формирование образного восприятие по средствам музыкального, изобразительного искус...

Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса

Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса...

Методическая разработка урока литературы в 10 классе «Образ Петербурга в классической литературе XIX века» (с применением сингапурской технологии)

Название проблемы: Каким предстает образ Петербурга в классической литературе XIX века? Какое влияние оказал  этот город на судьбы литературных героев?Результат обучения: создание и защита постер...

Методическая разработка урока литературы в 9-11 классах "Мотив пути в русской литературе (концепт "Путь")"

Методическая разработка урока литературы в 9-11 классах "Мотив пути в русской литературе (концепт "Путь")"...

Методическая разработка по литературе. Технологическая карта урока литературы в 6 классе.

Технологическая карта урока поможет учителям литературы провести урок по творчеству А.П.Чехова, в основе которого лежит постановка проблемного вопроса. Поисковая деятельность учащихся приводит их к ра...

Методическая разработка урока литературы в 11 классе Тема урока: «Анализ стихотворения А.А.Блока «На железной дороге» в контексте русской литературы конца 19го-начала20го века, подготовка

Целью урока является углубление и расширение знаний учащихся о творчестве А.А. Блока, продолжение формирования навыка работы с текстом, умения анализировать и извлекать необходмую информацию....