Материал для подготовки к олимпиаде по литературе
олимпиадные задания по литературе

Хохрина Татьяна Ивановна

В данном разделе Вы найдете материал, который поможет подготовить учеников к олимпиаде по литературе.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

КЛЮЧИ К ЗАДАНИЯМ  ТРЕТЬЕГО ТУРА

9 КЛАСС

  1. Определите, в каких произведениях русской литературы XIX века звучат приведенные ниже песни. Необходимо назвать произведение и его автора.

А). А.С. Пушкин «Евгений Онегин».

Б). Н.В. Гоголь «Страшная месть».

В). А.С. Пушкин «Капитанская дочка».

Г). А.С. Пушкин «Кавказский пленник».

Д). М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».

  1. Соотнесите произведения фольклора и древнерусской литературы с именами композиторов, создавших оперы на материале данных произведений.

Слово о полку Игореве                                А.П. Бородин                

Садко                                                        Н.А. Римский-Корсаков

Сказание о невидимом граде Китеже                Н.А. Римский-Корсаков

Добрыня Никитич                                        А.Т. Гречанинов

Повесть о Фроле Скобееве                                Т.Н. Хренников

  1. КЛАСС

  1. Определите, в каких произведениях русской литературы XIX века звучат приведенные ниже песни. Необходимо назвать произведение и его автора.

А). А.П. Чехов «Ионыч».

Б). И.С. Тургенев «Певцы».

В). А.Н. Островский «Бесприданница».

Г). Н.А. Некрасов «Песня Еремушке».

Д). А.Н. Островский «Гроза».

  1. Соотнесите произведения русской литературы XIX века с именами композиторов, создавших оперы на материале данных произведений.

Снегурочка                                                        Н.А. Римский-Корсаков

Демон                                                                А.Г. Рубинштейн

Борис Годунов                                                М.П. Мусоргский

Пиковая дама                                                        П.И. Чайковский

Война и мир                                                        С.C. Прокофьев

  1. КЛАСС

  1. Определите, в каких произведениях русской литературы конца XIX – первой половины XX вв. звучат приведенные ниже песни. Необходимо назвать произведение и его автора.

А). В.Г. Короленко «Слепой музыкант».

Б). И.А. Бунин «Косцы».

В). М.А. Шолохов «Тихий Дон».

Г). М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита».

Д). М. Горький «На дне».

  1. Соотнесите произведения русской литературы XX века с именами композиторов, создавших оперы на материале данных произведений.

Молодая гвардия                                        Ю.С. Мейтус

Тихий Дон                                                И.И. Дзержинский

Бег                                                        Н.Н. Сидельников

Мать                                                        Т.Н. Хренников

Огненный ангел                                        С.С. Прокофьев



Предварительный просмотр:

Задания заключительного этапа 15 Всероссийской олимпиады школьников по литературе

10 класс

1 тур

Комплексный анализ художественного текста

А.П. Чехов

В ландо

Дочери действительного статского советника Брындина, Кити и Зина, катались по Невскому в ландо. С ними каталась и их кузина Марфуша, маленькая шестнадцатилетняя провинциалка-помещица, приехавшая на днях в Питер погостить у знатной родни и поглядеть на «достопримечательности». Рядом с нею сидел барон Дронкель, свежевымытый и слишком заметно вычищенный человечек в синем пальто и синей шляпе. Сестры катались и искоса поглядывали на свою кузину. Кузина и смешила и компрометировала их. Наивная девочка, отродясь не ездившая в ландо и не слыхавшая столичного шума, с любопытством рассматривала обивку в экипаже, лакейскую шляпу с галунами, вскрикивала при каждой встрече с вагоном конножелезки... А ее вопросы были еще наивнее и смешнее...

— Сколько получает жалованья ваш Порфирий? — спросила она, между прочим, кивнув на лакея.

— Кажется, сорок в месяц...

— Не-уже-ли?! Мой брат Сережа, учитель, получает только тридцать! Неужели у вас в Петербурге так дорого ценится труд?

— Не задавайте, Марфуша, таких вопросов, — сказала Зина, — и не глядите по сторонам. Это неприлично. А вон поглядите, — поглядите искоса, а то неприлично, — какой смешной офицер! Ха-ха! Точно уксусу выпил! Вы, барон, бываете таким, когда ухаживаете за Амфиладовой.

— Вам, mesdames, смешно и весело, а меня терзает совесть, — сказал барон. — Сегодня у наших служащих панихида по Тургеневе, а я по вашей милости не поехал. Неловко, знаете ли... Комедия, а все-таки следовало бы поехать, показать свое сочувствие... идеям... Mesdames, скажите мне откровенно, приложа руку к сердцу, нравится вам Тургенев?

— О да... понятно! Тургенев ведь...

— Подите же вот... Всем, кого ни спрошу, нравится, а мне... не понимаю! Или у меня мозга нет, или же я такой отчаянный скептик, но мне кажется преувеличенной, если не смешной, вся эта галиматья, поднятая из-за Тургенева! Писатель он, не стану отрицать, хороший... Пишет гладко, слог местами даже боек, юмор есть, но... ничего особенного... Пишет, как и все русские писаки... Как и Григорьевич, как и Краевский... Взял я вчера нарочно из библиотеки «Заметки охотника», прочел от доски до доски и не нашел решительно ничего особенного... Ни самосознания, ни про свободу печати... никакой идеи! А про охоту так и вовсе ничего нет. Написано, впрочем, недурно!

— Очень даже недурно! Он очень хороший писатель! А как он про любовь писал! — вздохнула Кити. — Лучше всех!

— Хорошо писал про любовь, но есть и лучше. Жан Ришпен, например. Что за прелесть! Вы читали его «Клейкую»? Другое дело! Вы читаете и чувствуете, как всё это на самом деле бывает! А Тургенев... что он написал? Идеи всё... но какие в России идеи? Всё с иностранной почвы! Ничего оригинального, ничего самородного!

— А природу как он описывал!

— Не люблю я читать описания природы. Тянет, тянет... «Солнце зашло... Птицы запели... Лес шелестит...» Я всегда пропускаю эти прелести. Тургенев хороший писатель, я не отрицаю, но не признаю за ним способности творить чудеса, как о нем кричат. Дал будто толчок к самосознанию, какую-то там политическую совесть в русском народе ущипнул за живое... Не вижу всего этого... Не понимаю...

— А вы читали его «Обломова»? — спросила Зина. — Там он против крепостного права!

— Верно... Но ведь и я же против крепостного права! Так и про меня кричать?

— Попросите его, чтоб он замолчал! Ради Бога! — шепнула Марфуша Зине.

Зина удивленно поглядела на наивную, робкую девочку. Глаза провинциалки беспокойно бегали по ландо, с лица на лицо, светились нехорошим чувством и, казалось, искали, на кого бы излить свою ненависть и презрение. Губы ее дрожали от гнева.

— Неприлично, Марфуша! — шепнула Зина. — У вас слезы!

— Говорят также, что он имел большое влияние на развитие нашего общества, — продолжал барон. — Откуда это видно? Не вижу этого влияния, грешный человек. На меня, по крайней мере, он не имел ни малейшего влияния.

Ландо остановилось возле подъезда Брындиных.

                                                                1883


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Чины

ИменияC:\Documents and Settings\Аня\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\img336.jpg

Тарханово - Лермонтов

Васильевка – Гоголь

Мелехово – Чехов

Спасское – Лутовиново

Спас Угол – Салтыков-Щедрин

Карабиха – Некрасов

Щелыково – Островский

Рождествено – Набоков

Оствуг – Тютчев

Мураново – Баратынский

Остафьево – Вяземский

Вологда -  Батюшков



Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада школьников

Школьный этап

2010-2011 учебный год

Олимпиадные задания по литературе 5 класс

Мифы древней Эллады.

«Олимп»

С тех пор, как люди вообразили, что, кроме живущих по соседству -в очаге, деревьях, реках и могилах предков - духов, над ними властвуют могущественные боги, они стали подыскивать для богов достойное обиталище. Египтяне, населявшие плоскую, как ладонь, долину Нила, так и не нашли для своих богов общего достойного жилища и говорили о месте их обитания очень неопределённо. Жителям горных стран было в этом отношении легче. Они отдавали богам самую высокую гору. Так поступили древние индийцы, поместившие своих богов на крутохолмую гору Меру, недоступную для смертных даже в мыслях.

Греки отдали своим богам Олимп, названный Гомером «многовершинным». Можно было бы понимать этот эпитет в том смысле, что Олимп мыслился состоящим из двух или нескольких вершин. Но на современной фотографии Олимп производит впечатление нагромождения скал, и, очевидно, такая картина представала и древним наблюдателям. Возможно, разгадку эпитета «многовершинный» даёт наличие в разных частях Балканского полуострова, в Малой Азии и на острове Лесбосе 16 гор, имеющих название Олимп.

Первоначально Олимп (неизвестно какой) занимали змееподобный титан Офион и его супруга океанида Эвринома. Место эго понравилось Крону и Рее, и они заняли его, выдворив Офиона и Эвриному, нашедших себе убежище в океане. Крона и Рею изгнал с Олимпа Зевс.

Жилось богам беззаботно и весело. Врата Олимпа охраняли девственные богини времени - оры. Ни зверь, ни человек не могли туда забрести. Собираясь вместе, боги и богини пировали, наслаждаясь амброзией, возвращавшей силы и дающей бессмертие. Жажду они утоляли благовонным нектаром. Нектар и амброзию разносил богам и богиням юный красавец Ганимед.

Не было на Олимпе недостатка и в развлечениях. Чтобы усладить слух и зрение небожителей, белоногие хариты, богини вечной радости, взявшись за руки, водили хороводы. Иногда за кифару брался сам Аполлон, и ему согласно подпевали все девять муз.

Если надоедали музыка, песни и танцы, можно было с высоты Олимпа смотреть на землю. Самым увлекательным зрелищем для богов была война, разгоравшаяся то здесь, то там. У обитателей Олимпа были свои любимцы. Одни сочувствовали грекам, другие троянцам. Иногда, видя, что подопечных теснят, то один, то другой бог покидал место наблюдения и, спустившись на землю, вступал в бой. Входя в раж, сражающиеся не видели разницы между смертными и небожителями. Тогда приходилось богам пускаться в бегство, зажимая ладонями льющуюся потоками бесцветную благоуханную кровь.

Впоследствии, когда люди античного мира узнали больше о вселенной, под Олимпом они стали понимать не одну гору, а всё небо. Считалось, что Олимп охватывает землю подобно своду, и по нему странствуют Солнце, Луна и Звёзды. Когда Солнце стояло в зените, говорили, что оно - на вершине Олимпа. Думали, что вечером, когда оно проходит через западные ворота Олимпа, неб закрывается, а утром его открывает богиня зари Эрос.

Вопросы и задания к анализируемому тексту

1.        Определите тему произведения.

2.        Назовите жанр данного произведения. Сформулируйте жанровые особенности.

3.        Как называется наука, изучающая произведения данного
жанра?

4.        Как называют людей, которые систематизируют произведения данного жанра?

5.        Сколько значений имеет слово «Олимп» в этом
произведении?  Докажите текстом.

6.        Помимо Олимпа, каждый бог имел малую земную
родину.

Где имели малую земную родину Зевс и Аполлон?

7. Как жилось богам на Олимпе?

 8. Кто считался вестником Зевса?

9. Данное произведение знакомит с Зевсом - царём богов.  А какое значение имеет Зевс в образной речи?

 10. Как вы понимаете смысл фразы: Зевс - громовержец?

11.        Объясните лексическое значение «крылатых слов»:
олимпийцы

литературный Олимп

музыкальный Олимп

олимпийское блаженство

олимпийское величие

олимпийское спокойствие.

12.        Какой бог, «проживающий» на Олимпе, вам интересен?
Почему? Охарактеризуйте его.

Ответы

  1. О таинственном Олимпе.

Оценка: 1б.

 2. Миф.

Миф - древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о явлениях природы.

Оценка: 3 б.

3.Мифология.

Оценка: 1б.

4. Мифографы.

Оценка: 1б.

5. Слово «Олимп» в мифе имеет 2 лексических значения:

1)        «Греки отдали своим богам Олимп».

Олимп - священная гора в Греции, местопребывание богов во главе с Зевсом.

2)        «Впоследствии, когда люди античного мира узнали
больше о вселенной, под Олимпом они стали понимать
не одну гору, а всё небо. Считалось, что Олимп
охватывает землю подобно своду и по нему
странствуют Солнце, Луна и Звёзды».

Олимп -  небесный свод.

Оценка: 4 б.

  1. Родиной Зевса была гора Ида на острове Крит; родиной Аполлона считался  каменистый островок Делос.

Оценка: 2б.

7. Беззаботно и весело.

Оценка: 1 б.

8.Орёл.

Оценка: 1 б.

9. В образной речи Зевс - величавый, не имеющий себе  равных.

Оценка: 1 б.

10. Грозный.

Оценка: 1 б.

11. 1)        Олимпийцы - люди, всегда сохраняющие
величественную торжественность внешнего облика и
невозмутимое спокойствие. Так же называют людей
высокомерных, недоступных.

Олимпийцы - спортсмены, участвующие в Олимпийских играх.

2)  Литературный Олимп  -   гpyппa  признанных писателей, поэтов.

3) музыкальный Олимп -  гpyппa  признанных музыкантов.

4)        Олимпийское блаженство - высшая степень блаженства.

5)Олимпийское величие - торжественность в манерах, во всём облике.

6)Олимпийское спокойствие - невозмутимость.

Оценка: 6 б.

12. Оценка:  10  б.

Всего: 32 б.



Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада школьников

Школьный этап

2010-2011 учебный год

Олимпиадные задания по литературе 6  класс

ОТРЫВОК

ИЗ СКАЗКИ М.Е.САЛТЫКОВА - ЩЕДРИНА

«ПРЕМУДРЫЙ ПЕСКАРЬ»

Вся жизнь перед ним пронеслась. Какие были у него радости? Кого он утешил? Кому добрый совет подал? Кому доброе слово сказал? Кого приютил, обогрел, защитил? Кто слышал о нём? Кто о его существовании вспомнит?

И на все эти вопросы ему пришлось отвечать: никому, никто.

Он жил и дрожал - только и всего. Даже вот теперь: смерть у него на носу, а он всё дрожит, сам не знает, из-за чего. В норе у него темно, тесно, повернуться негде: ни солнечный луч туда не заглянет, ни теплом не пахнёт. И он лежит в этой сырой мгле, незрячий, измождённый, никому не нужный, лежит и ждёт: когда же, наконец, голодная смерть окончательно освободит его от бесполезного существования?

Слышно ему, как мимо его норы шмыгают другие рыбы - может быть, как и он, пескари, - и ни одна не поинтересуется им. Ни одной на мысль не придёт: дай-ка спрошу я у премудрого пескаря, каким он манером умудрился с лишком сто лет пожить, и ни щука его не заглотала, ни рак клешнёй не перешиб, ни рыболов на уху не поймал? Плывут себе мимо, а, может быть, и не знают, что вот в этой норе премудрый пескарь свой жизненный процесс завершает!

И что всего обиднее: не слыхать даже, чтоб кто-нибудь премудрым его называл. Просто говорят: слыхали вы про остолопа, который не ест, не пьёт, никого не видит, ни с кем хлеба-соли не водит, а всё только распостылую свою жизнь бережёт? А многие даже просто дураком и срамцом его называют и удивляются, как таких идолов вода терпит.

Раскидывал он таким образом своим умом и дремал. То есть не то что дремал, а забываться уж стал. Раздались в его ушах предсмертные шёпоты, разлилась по всему телу истома. И привиделся ему тут прежний соблазнительный сон. Выиграл будто бы он двести тысяч, вырос на целых пол-аршина и сам щук глотает.

А покуда ему это снилось, рыло его, помаленьку да полегоньку, целиком из норы и высунулось.

И вдруг он исчез. Что тут случилось: щука ли его заглотала, рак ли клешней перешиб, или сам он своею смертью умер и всплыл на поверхность - свидетелей этому делу не было. Скорее всего - сам умер, потому что какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пескаря, да к тому же еще и премудрого?

Задания и вопросы к анализируемому тексту

  1. Определите жанр данного произведения, указав на его особенности.
  2. Сформулируйте лексическое значение слова «пескарь».
  3. Определите,    по    сказке    Салтыкова-Щедрина,    смысл  словосочетания - премудрый пескарь.
  4. Определите тему анализируемого текста.

5.        Почему в данном тексте большое количество вопросительных предложений?

Например: какие были у него радости? Кому доброе слово сказал?..

6.Определите вид тропа: человек-пескарь.

7. Опираясь на анализируемый текст, выведите формулу, по которой жил пескарь?

8. Найдите в данном тексте примеры гротеска. С какой целью гротеск введен в текст?

9. Найдите примеры, где звучит ирония автора.
10. На какой порок указывает нам автор в этом произведении?

11. Какие эпитеты помогают нам представить уже старого
пескаря?

12.  Можно ли назвать данный эпизод моралью в сказке? Обоснуйте свой ответ.

Ответы

1. Сказка.

«Сказка» Салтыкова-Щедрина представляет собой соединение двух различных жанров: фольклорной и авторской литературы…

Оценка: 2 б.

2. Пескарь - маленькая речная рыбка семейства карповых.    Оценка: 1 б.

3. Премудрый пескарь - трусливый человек.       Оценка: 1 б.

4. О жизни обывателя, боящегося всего на свете, задумавшегося о прожитой жизни только перед смертью.              Оценка: 2 б.

5. В вопросительных предложениях Салтыков-Щедрин ставит перед нами очень важные проблемы, заостряет наше внимание на них: в чем смысл жизни и назначение человека? К каким идеалам он должен стремиться, как жить? И пока многие вопросы, к сожалению, остаются без ответов.

Оценка: 3 б.

6. Художественная метафора.

Оценка: 1 б.

7. Формула жизни пескаря:

жил - дрожал и умирал - дрожал.

Оценка: 2 б.

8. Пример гротеска:

«... Выиграл будто бы он (пескарь) двести тысяч, вырос на целых пол-аршина и сам щук глотает» и др.  Цель гротеска:  показать уродливое в комическом.

Оценка: 2 б.

9. Примеры:

«Плывут себе милю, а, может быть, и не знают, что вот в этой норе премудрый пескарь свой жизненный процесс завершает!». «Скорее всего - сам умер, потому что какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пескаря, да к тому же еще и премудрого?» и др.

Ирония автора - по поводу образа жизни  «слишком мудрого» пескаря.

Оценка: 2 б.

10. Трусость, неоправданный страх.

Оценка:  1 б.

11. Незрячий, измождённый, премудрый, хворый и т.д.

Оценка:   3  б.

12. Оценка:  7  б.

Всего: 27 б.



Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада школьников

Школьный этап

2010-2011 учебный год

Олимпиадные задания по литературе 7 класс

Дневник

В.Ф. Одоевский

«Отрывки из журнала Маши»

9 января

Сегодня я показала маменьке мой вчерашний журнал. Маменька была им недовольна. «Зачем, - спросила она, - я не вижу в твоем журнале ни слова о том, что ты делала утром и после обеда?» Я не знала, что отвечать на это, да и не мудрено было бы отвечать ... потому что я вчера вела себя очень дурно: и журнал, который мне маменька велела вести, и чернильница, которую папенька мне подарил, все это как-то перемешало у меня мысли в голове, и когда поутру пришел ко мне братец Вася звать меня с собою играть, я показала ему мою сафьянную книжку и отвечала, что я уже не могу с ним больше играть, что я уже большая. Братец рассердился, расплакался, схватил мою книжку и бросил ее под стол. Это меня также рассердило; я поворотила его к дверям и толкнула, несмотря на нянюшку. Вася споткнулся, упал и ушибся, и когда няня стала мне выговаривать, то я, вместо того, чтоб бежать к Васе и утешать его, сказала в сердцах, что он стоит того. В это время пришла маменька, но я так же и ее слов, как нянюшкиных, не послушалась, за что маменька приказала мне не выходить из моей комнаты ... Только уже к вечеру я помирилась с Васей. - Всего этого у меня духу недостало записать вчера в журнал, и я сегодня спрашивала у маменьки: неужели я в нем должна записывать даже все то, что я сделаю дурного в продолжение дня? «Без сомнения, - отвечала маменька, - без того, чтобы в нем находилось все, что человек делает в продолжение дня, чтобы потом, прочитывая записанное, он не забывал о своих дурных поступках и старался бы исправиться. Это называется, -прибавила маменька, - отдавать себе отчет в своей жизни».

О, признаюсь, что это очень трудно! ... До сих пор, бывало, покапризничаешь, потом попросишь у маменьки прощения - и все забыто; на другой день и не думаешь ... А теперь, что ни сделаешь дурного -ничего не забудется: маменька простит, а мой журнал все говорить будет и завтра, и послезавтра, и через неделю. А как бывает стыдно, когда и на другой день вспомнишь о своей вчерашней шалости! Вот как сегодня: мне так было стыдно описывать вчерашнее мое упрямство.

Что же делать, чтоб не было стыдно, чтобы журнал не рассказывал, как я капризничала? ... Вижу ясно одно средство ... не шалить, не капризничать и слушаться маменьки ... Однако же это очень нелегко.

Сегодня все учителя были мною очень довольны. После обеда я весь вечер играла с Васей в такую игру, которую я совсем не люблю: в солдаты. Маменька меня за то очень похвалила, а Вася бросился ко мне на шею и расцеловал меня. От этого мне стало так весело ...

Задания и вопросы к анализируемому тексту

1. Укажите  жанр анализируемого текста и его особенности.

2.Определите тему анализируемого текста.

3.Определите идею текста.

4. Определите, чего больше в данном тексте: описаний, повествования или рассуждений ?  Обоснуйте свой ответ.

5. С какой целью автор вводит в текст восклицательные
предложения?  Приведите примеры из текста.

  1. Опишите девочку Машу, опираясь на данный текст.
  2.  В.Г. Белинский назвал Машу слишком благоразумной девочкой.

Согласны ли вы с таким мнением? Обоснуйте свой ответ.

8.        Сделайте запись об одном своём дне, используя средства
художественной выразительности.

Ответы. 7

1.        Определите жанр анализируемого текста и его особенности.
Дневник.

Жанровые особенности:

а)повествование ведётся от первого лица, что позволяет увидеть внутренний мир героя;

б)преобладают отрывочные записи, датированные определённым числом, месяцем, годом, вставные эпизоды, встречи с людьми, размышления о событиях, фактах;

в)от автора дневника требуется искренность при изложении материала.

Оценка: 5 б.

2.        Определите тему анализируемого текста.

(О том, что такое хорошо и что такое плохо.)

Оценка: 2 б.

3.        Определите идею текста.

(Учиться отдавать себе отчёт в своей жизни.)

Оценка: 2 б.

4.0пределите, чего больше в данном тексте: описаний, повествования или рассуждений? Обоснуйте свой ответ.

(Рассуждений в данном тексте больше, потому что Маша пытается понять, с какой целью ведётся дневник, и что искренность и честность - основа дневника.)

Оценка: 3 б.

5.        С какой целью автор вводит в текст восклицательные
предложения?

(Примеры:

«О, признаюсь, что очень трудно! А как бывает стыдно, когда и на другой день вспомнишь о своей вчерашней шалости!»

Восклицания Маши подчёркивают её искренность в мыслях, поведении.)

Оценка: 3 б.

6.Опишите девочку Машу, опираясь на данный текст.

Оценка: 5 б.

7.В.Г. Белинский назвал Машу слишком благоразумной девочкой.

Согласны ли вы с таким мнением? Обоснуйте свой ответ.

Оценка: 5 б.

8.        Сделайте запись об одном своём дне, используя средства
художественной выразительности.

Оценка: 15 б.

Всего: 40 б.



Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада школьников

Школьный этап

2010-2011 учебный год

Олимпиадные задания по литературе 8 класс

I. Знание текстов художественных произведений

1) О ком это говорится? Назовите героя, автора и название произведения.

А) Ему, казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела. Ни разу не растерявшись и не смутившись ни от какого случая, с хладнокровием, почти неестественным для двадцатидвухлетнего, он в один миг мог вымерять всю опасность и все положение дела, тут же мог найти средство, как уклониться с тем, чтобы потом верней преодолеть ее… Кротостью дышало его тело, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу качеств льва.

Б) Она  начинала понимать собственное сердце и признавалась, с невольною досадою, что оно не было равнодушно к достоинству молодого француза… Она с большей и большей доверчивостью предавалась увлекательной привычке.

2)  Из каких произведений эти герои? Кто их автор?

А) Очумелов.

Б) Дефорж.

В) Наталья Савишна.

Г) Алина, бабушка Акулина Ивановна.

Д) Княгиня Волконская.

II. Знание истории литературы

1. Назовите сборник, в который Н.В. Гоголь включил своё произведение «Майская ночь, или Утопленница».

2. Что связывает Черную речку и гору Машук?

III. Знание теории литературы

1. Определите размер лермонтовского стихотворения.

И гордый демон не отстанет,

Пока живу я, от меня,

И ум мой озарять он станет

Лучом чудесного огня.

2. Установите по приведённым ниже определениям литературоведческий термин.

А) Элемент композиции, в котором художественный конфликт достигает критической точки своего развития.

Б) Один из тропов, художественное  преувеличение, усиливающее какие-либо качества или результаты поступков и эмоционально воздействующее на читателя.

В) Краткое изречение, содержащее в себе законченную философскую мысль, житейскую мудрость или нравоучение.

IV. Анализ эпизода

Прочитайте фрагмент из романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Объясните смысл, художественное своеобразие и роль этого эпизода в произведении.

Мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним странные обстоятельства моей жизни. Читатель извинит меня: ибо, вероятно, знает по опыту, как сродно человеку предаваться суеверию, несмотря на всевозможное презрение к предрассудкам.

Я находился в том состоянии чувств и души, когда существенность, уступая мечтаниям, сливается с ними в неясных видениях первосония. Мне казалось, буран еще свирепствовал и мы еще блуждали по снежной пустыне... Вдруг увидел я ворота и въехал на барский двор нашей усадьбы. Первою мыслию моею было опасение, чтоб батюшка не прогневался на меня за невольное возвращение под кровлю родительскую и не почел бы его умышленным ослушанием. С беспокойством я выпрыгнул из кибитки и вижу: матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. «Тише, -говорит она мне, - отец болен, при смерти и желает с тобою проститься». Пораженный страхом, я иду за нею в спальню. Вижу, комната слабо освещена; у постели стоят люди с печальными лицами. Я тихонько подхожу к постели, матушка приподнимает полог и говорит: «Андрей Петрович, Петруша приехал: он воротился, узнав о твоей болезни; благослови его». Я стал на колени и устремил глаза мои на больного. Что ж?.. Вместо отца моего, вижу, в постели лежит мужик с черной бородою, весело на меня поглядывая. Я в недоумении оборотился к матушке, говоря ей: «Что это значит? Это не батюшка. И к какой мне стати просить благословения у мужика?» - «Все равно, Петруша, - отвечала мне матушка, -это твой посаженый отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит...». Я не соглашался. Тогда мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны.

Я хотел бежать... и не мог; комната наполнилась мертвыми телами; я спотыкался о тела и скользил в кровавых лужах... Страшный мужик ласково меня окликал, говоря: «Не бойсь, подойди под мое благословение...». Ужас и недоумение овладели мною... И в эту минуту я проснулся; лошади стояли; Савельич держал меня за руку, говоря: «Выходи, сударь, приехали».

Ответы 8

1.А) Остап. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба».

Б)Маша Троекурова.  А.С. Пушкин, «Дубровский».

Оценка: за героя – 0,5 б., за автора-0,5 б., за название произведения – 0,5б.

Всего: 3б.

2.А) А.П. Чехов, «Хамелеон». Б) А.С. Пушкин, «Дубровский». В) Л.Н. Толстой, «Детство». г) А.М. Горький, «Детство». Д) Н.А. Некрасов, «Русские женщины».

Оценка: за автора – 0,5 б., за название произведения – 0,5 б.  Всего: 5б.

II. Знание истории литературы

1. «Вечера на хуторе близ Диканьки».

2. Черная речка и гора Машук – места дуэлей   А.С. Пушкина и  М. Ю. Лермонтова.

Оценка: по 1 б.  Всего: 2 б.

III. Знание теории литературы

1. Ямб.

Оценка: 1 б.

2. А) Кульминация. Б) гипербола. В) Афоризм.

Оценка: 3б.

IV.   Анализ эпизода

Оценка: 20 б.

Итого: 34 б.



Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада школьников

Школьный этап

2010-2011 учебный год

Олимпиадные задания по литературе 8 класс

I. Знание текстов художественных произведений

1. Назовите литературного персонажа, о котором идёт речь, название произведения и его автора.

1) Но как тяжёлым камнем хватило его самого в ту же минуту. Всё закружилось и повернулось в его глазах… На миг смешанно сверкнули перед ним головы, копья, дым, блески огня, сучья с древесными листьями, мелькнувшие ему в самые очи. И грохнулся он, как подрубленный дуб, на землю. И туман накрыл его очи.

2) …Довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вёл рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою… Он читывал романы, идиллии, имел довольно живое воображение, часто переселялся мысленно в те времена, в которые… все люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках…, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все дни свои провождали.

3) Она  начинала понимать собственное сердце и признавалась, с невольною досадою, что оно не было равнодушно к достоинству молодого француза… Она с большей и большей доверчивостью предавалась увлекательной привычке.

II. Знание истории литературы

1. С именами каких писателей и поэтов связаны литературные места России:

А) Ясная Поляна;

Б) Архангельская губерния, Холмогорский уезд;

В) Спасское-Лутовиново;

Г) Нежин;

Д) Тарханы;

Е) Мелихово;

Ж) Карабиха;
З) Михайловское

2. Вспомните название периодического издания, редактором которого был А.С. Пушкин в период 1836-1837 гг.

3. Что такое аллитерация? Дайте определение этому понятию и приведите пример.

III. Знание теории литературы

1. Определите размер лермонтовского стихотворения.

И гордый Демон не отстанет,

Пока живу я, от меня,

И ум мой озарять он станет

Лучом чудесного огня.

Покажет образ совершенства

И вдруг отнимет навсегда.

И, дав предчувствие блаженства,

Не даст мне счастья никогда.

2. Установите по приведённым ниже определениям литературоведческий термин.

А) Элемент композиции, в котором художественный конфликт достигает критической точки своего развития.

Б) Один из тропов, художественное преувеличение, усиливающее какие-либо качества или результаты поступков и эмоционально воздействующее на читателя.

В) Краткое изречение, содержащее в себе законченную философскую мысль, житейскую мудрость или нравоучение.

3. К какому идейно-эстетическому направлению в литературе XVIII- XIX веков принадлежат произведения русских писателей:

А) «Мцыри» М.Ю.Лермонтова;

Б) «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина;

В) «Разговор с Анакреоном» М.В. Ломоносова;

Г) «Недоросль» Ф.И. Фонвизина.

IV. Комплексный анализ эпического произведения

А. Н. Толстой

Петушки

На избушке бабы-яги, на деревянной ставне, вырезаны девять петушков. Красные головки, крылышки золотые.

Настанет ночь, проснутся в лесу древяницы и кикиморы, примутся ухать да возиться, и захочется петушкам тоже ноги поразмять.

Соскочат со ставни в сырую траву, нагнут шейки и забегают. Щиплют траву, дикие ягоды. Леший попадется, и лешего за пятку ущипнут.

Шорох, беготня по лесу.

А на заре вихрем примчится баба-яга на ступе с трещиной и крикнет петушкам:

-        На место, бездельники!

Не смеют ослушаться петушки и, хоть не хочется, - прыгают в ставню и делаются деревянными, как были.

Но раз на заре не явилась баба-яга - ступа дорогой в болоте завязла.

Радехоньки петушки; побежали на чистую  кулижку, взлетели на сосну. Взлетели и ахнули.

Дивное диво! Алой полосой над лесом горит небо, разгорается; бегает ветер по листикам; садится роса.

А красная полоса разливается, яснеет. И вот выкатило огненное солнце.

В лесу светло, птицы поют, и шумят, шумят листья на деревах.

У петушков дух захватило. Хлопнули они золотыми крылышками и запели - кукареку! С радости.

А потом полетели за дремучий лес на чистое поле, подальше от бабы-яги.

И с тех пор на заре просыпаются петушки и кукаречут.

-        Кукареку, пропала баба-яга, солнце идет!

1.        Охарактеризуйте художественный мир сказки А. Н. Толстого
«Петушки».

  1. В чем ее идейно-эстетический смысл?
  2. Чем она близка произведениям русского фольклора?
  3. Какой характер придает повествованию язык сказки?

Ответы 9

I. Знание текстов художественных произведений

 1) Тарас Бульба; Н.В. Гоголь, «Тарас Бульба». 2) Эраст; Н.М. Карамзин, «Бедная Лиза». 3) Маша Троекурова; А.С. Пушкин, «Дубровский».

Оценка: по 0,5 балла за персонажа, автора и произведение.

Всего: 4,5 б.

II. Знание истории литературы

1. а) Л.Н. Толстой; б) М.В. Ломоносов; в) И.С. Тургенев; г) Н.В. Гоголь; д) М.Ю. Лермонтов; е) А.П. Чехов; ж) Н.А. Некрасов; з) А.С. Пушкин.

Оценка: по 1 баллу.

2. «Современник».

Оценка: 1 балл.

3. Аллитерация – повторение однородных согласных, придающее стиху особую выразительность и подчёркивающее его смысл.

Оценка: за определение – 1 балл; за пример – 1 балл.

Всего: 11  баллов.

III. Знание теории литературы

1. Ямб.

Оценка: 1 балл.

2. А) Кульминация. Б) Гипербола. В) Афоризм.

Оценка: по 0,5 балла за термин.

3. а) романтизм, б) сентиментализм, в) классицизм; г) просветительский реализм.

Оценка: по 1 баллу.

Всего: 6,5 б.

IV. Комплексный анализ эпического произведения

Оценка: до 30 баллов

Общая сумма баллов: 52 б.



Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада школьников

Школьный этап

2010-2011 учебный год

Олимпиадные задания по литературе 10 класс

I. Знание текстов художественных произведений

1. Определите, о ком из литературных героев идет речь; назовите автора и название произведения.

1)        Славный был малый, смею вас уверить, только немного странен. Ведь, например, в дождик, в холод, целый день на
охоте, все иззябнут, устанут, а ему ничего. В другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился,
ставня стукнет, он вздрогнет, а при мне ходил на кабана один
на один.

  1. Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец, с полными румяными щеками, с белыми как снег зубами и черными как смоль бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком, здоровье, казалось, так и прыскало с лица его.

3)Сам бредил целый век обедом или балом!

Об детях забывал! Обманывал жену!

Играл! Проигрывал! В опеку взят указом!

2. Назовите произведения, в которых воссоздан облик древней русской столицы - Москвы - в разные периоды ее истории.

П. Знание истории литературы

1.        Какие литературно-критические статьи посвящены следующим произведениям:

а)        «Гроза» А.Н. Островского;

б)        «Горе от ума» А.С. Грибоедова»?

2.        Кто из русских писателей продолжительное время занимал
пост цензора, преподавал литературу наследнику престола цесаревичу Николаю Александровичу, был членом Главного управления
по делам печати?

III.        Знание теории литературы

1.        Определите стихотворный размер приведенного ниже отрывка
из поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин».

Переправа, переправа,

 Пушки бьют в кромешной мгле,

 Бой идет святой и правый,

 Смертный бой не ради славы,

 Ради жизни на земле.

2.        Назовите первый психологический роман в русской литературе.

3.        Какой символический смысл имеет название драматического
произведения А.Н. Островского «Гроза»?

IV.Комплексный анализ эпического произведения.

М. Е. Салтыков-Щедрин

Богатырь

В некотором царстве Богатырь родился. Баба-Яга его родила, вспоила, вскормила, и когда он с коломенскую версту вырос, сама на покой в пустыню ушла, а его пустила на четыре стороны: иди, Богатырь, совершай подвиги.

Разумеется, прежде всего Богатырь в лес ударился; видит, один дуб стоит - он его с корнем вырвал; видит, другой стоит -он его кулаком пополам перешиб; видит, третий стоит и в нем дупло - залез Богатырь в дупло и заснул.

Застонала мать зеленая дубровушка от храпов его перекатистых; побежали из лесу звери лютые, полетели птицы пернатые; сам леший так испугался, что взял в охапку лешачиху с лешачатами - и был таков.

Прошла слава про Богатыря по всей земле. И свои, и чужие, и други, и супостаты не надивятся на него: свои боятся вообще потому, что ежели не бояться, то каким же образом жить? А, сверх того, и надежда есть: беспременно Богатырь для того в дупло залег, чтобы еще больше во сне сил набраться: «Вот ужо проснется наш Богатырь и нас перед всем миром воспрославит». Чужие в свой черед опасаются: слышь, мол, какой стон по земле прошел -никак в оной земле Богатырь родился! Как бы он нам звону не задал, когда проснется!

И все ходят кругом на цыпочках и шепотом повторяют: спи, Богатырь, спи!

И вот прошло сто лет, потом двести, триста и вдруг целая тысяча. Улита ехала-ехала, да, наконец, и приехала. Синица хвасталась-хвасталась, да и в самом деле моря не зажгла. Варили-варили мужика, покуда всю сырость из него не выварили: ау, мужик!

Все приделали, все прикончили, друг дружку обворовали начисто - шабаш! А Богатырь все спит, все незрячими очами из дупла прямо на солнце глядит да перекатистые храпы кругом на сто верст пущает.

Долго глядели супостаты, долго думали: могущественна, должно быть, оная страна, в коей боятся Богатыря за то только, что он в дупле спит!

Однако стали помаленьку умом-разумом раскидывать; начали припоминать, сколько раз насылались на оную страну беды жестокие, и ни разу Богатырь не пришел на выручку людишкам.

В таком-то году людишки сами промеж себя звериным обычаем передрались и много народу зря погубили. Горько тужили в ту пору старики, горько взывали: приди, Богатырь, рассуди безвременье наше! — А он, вместо того, в дупле проспал. В таком-то году все поля солнцем выжгло да градом выбило: думали, придет Богатырь, мирских людей накормит, а он, вместо того, в дупле просидел. В таком-то году и города, и селенья огнем попалило, не стало у людишек ни крова, ни одежи, на ежева; думали: вот придет Богатырь и мирскую нужду исправит — а он и тут в дупле проспал.

Словом сказать, всю тысячу лет оная страна всеми болями переболела, и ни разу Богатырь ни ухом не повел, ни оком не шевельнул, чтобы узнать, отчего земля кругом стоном стонет.

Что же это за Богатырь такой?

Многострадальная и долготерпеливая была оная сторона и имела веру великую и неослабную. Плакала — и верила; вздыхала—и верила. Верила, что когда источник слез и воздыханий иссякнет, то Богатырь улучит минуту и спасет ее. И вот минута наступила, но не та, которую ждали обыватели. Поднялись супостаты и обступили страну, в коей Богатырь в дупле спал. И прямо все пошли на Богатыря. Сперва один к дуплу осторожненько подступил — воняет; другой подошел — тоже воняет. «А ведь Богатырь-то гнилой!» - молвили супостаты и ринулись на страну.

Супостаты были жестоки и неумолимы. Он жгли и рубили все, что попадало им навстречу, мстя за тот смешной вековой страх, который внушал им Богатырь. Заметались людишки, видя лихое безвременье, кинулись навстречу супостату — глядят, идти не с чем. И вспомнили тут про Богатыря, и в один голос возопили:

«Поспешай, Богатырь, поспешай!»

Тогда свершилось чудо: Богатырь не шелохнулся. Как и тысячу лет тому назад, голова его неподвижно глядела незрячими глазами на солнце, но уже тех храпов могучих не испускала, от которых некогда содрогалась мать зеленая дубровушка.

Подошел в ту пору к Богатырю дурак Иванушка, перешиб дупло кулаком - смотрит, ан у Богатыря гадюки туловище вплоть до самой шеи отъели.

Спи, Богатырь, спи!

1.        Что обличает М. Е. Салтыков-Щедрин в сказке «Богатырь»?

2.        Какими способами создается в сказке комический эффект?
Какой характер носит авторский смех? Какой иносказательный
смысл при этом выявляется?

3.        В чем писатель видит величие и отсталость «оной» страны?

4.        Какой смысл приобретают в сказке элементы фольклора и
мотив сна?

5.        Почему сказке дано такое название?

Ответы

I. Знание текстов художественных произведений

1. 1) Печорин; М.Ю. Лермонтов,  «Герой нашего времени».

2) Ноздрёв; Н.В. Гоголь, «Мёртвые души».

3) Репитилов; А.С. Грибоедов, «Горе от ума».

Оценка: по 0,5 б.  заперсонаж, произведение, автора

Всего: 4,5 б.

2. А.С. Грибоедов, «Горе от ума»;  А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»; Н.М. Карамзин, «Бедная Лиза» и т.д

Оценка: по 1 б. Максимальная оценка: 3б.

Итого по разделу: 7,5 б.

П. Знание истории литературы

1. а) Н.А Добролюбов, «Луч света в тёмном царстве; Д.И. Писарев, «Мотивы русской драмы»; б) И.А. Гончаров, «Мильон терзаний».

Оценка: по 1 б. Всего:2 б.

2.И.А. Гончаров.

Оценка: 2б.

Итого по разделу: 4 б.

III.        Знание теории литературы

1. Четырёхстопный   хорей  (есть стопы с пиррихием т.е без ударения)

Оценка: 1б.

2.  «Герой нашего времени»М.Ю. Лермонтова.

Оценка: 1б.

3. Гроза – символ греха, возмездия и покаяния; гроза символизирует состояние, в котором находится Катерина.

Оценка: 2б.

Итого по разделу: 4 б.

IV.Комплексный анализ эпического произведения.

Оценка: 30б.

Общая сумма баллов: 45,5.



Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада школьников

Школьный этап

2010-2011 учебный год

Олимпиадные задания по литературе 11 класс

I. Знание  текстов художественных произведений.

1. Кому из персонажей комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» принадлежит следующее высказывание:

        1) Минуй нас пуще всех печалей

            И барский гнев, и барская любовь.

        2) Я жалок, я смешон, я неуч, я дурак!

        3) Ах! Боже мой! Что станет говорить

            Княгиня Марья Алексеевна!

2. Из какого стихотворения приведённые ниже строки? Укажите автора и название стихотворения.

1)   И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей!

2)   И ненавидим мы, и любим мы случайно,

       Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви…

3)   У меня в Москве – купола горят,

      У меня в Москве – колокола звенят,

      И гробницы в ряд у меня стоят,

      В них царицы спят и цари.

3. Определите название произведения и его автора по имени героя: Желтков, Оля Мещерская, Кудряш, Вернер, Простакова, мосье Трике.

II. Знание теории литературы.

1. Какая из перечисленных пьес может быть отнесена к жанру социально-философской драмы: «Ревизор», «На дне», «Гроза», «Недоросль», «Бесприданница», «Бригадир»?

2. Какая стилистическая фигура используется поэтами? Назовите, дайте определение термину (понятию).

1)Свеж и душист твой роскошный венок,

Счастию сердце легко предаётся:

Мне близ тебя хорошо и поётся.

Свеж и душист твой роскошный венок.

2)Жить, храня веселье горя,

Помня радость прошлых весен…

3. Найдите в каждой цепочке четвёртое лишнее и объясните свой выбор.

А) Элегия – эпопея – эпиталама – эпитафия.

Б) Метафора – анафора – перифраз – синекдоха.

В) Эпилог – эпиграф – эпитет – пролог.

Г) Басня – элегия – идиллия – мадригал.

III. Знание истории литературы.

1. Какое место в художественной жизни начала 20 века занимало объединение  новокрестьянских (неокрестьянских) поэтов? В чем была их особенность?

2. Кто из перечисленных ниже поэтов входил в группу футуристов:

В. Каменский, О. Мандельштам, Н. Гумилёв, В.Я. Брюсов, А. Крученых, С.А. Есенин, Д. Бурлюк, В. Хлебников, В. Ходасевич?

IV. Комплексный анализ эпического произведения.

Андрей Белый

Ревун

Мы сидели на террасе у провала. Перед нами черты причудливых гор торчали безысходными изломами. Были покрыты верхи их пятнами грязного льда.

Сбоку была страна скорбящих молений. Было царство неведомых могил. Железная часовня глухо прорывалась в пространство, застывая под кипарисами. Два серебряных ребенка с очами, полными слез, тяжелели на кровле. Над ними ненастье рвало кипарисы.

В небе была свинцовая бледность. На сером мазались синие, фиолетово-черные излеты. Больше, все больше наплывало их невесть откуда. Горячие лампады желтым бредом точно старались рассеять налетавший сумрак. Время над ними изогнуло кипарисы.

Мы молчали. Старик и я — мы случайно напали на эту заброшенную виллу. Я случайно встретил бледного старика в горных сумраках. Нас обоих загнало сюда угрожавшее ненастье. Я и бледный старик еще ни слова не сказали друг другу, а сидели, бездумные, запахнувшись в плащи. Я смотрел на старика... Его борода и кудри трепались вокруг головы, точно атласные платки, черный плащ придавал его силуэту бесформенное очертание, а серо-бледное лицо тонуло, сливаясь с пространством. Мне показалось, что старика не было. Плащ, как провал, чернел среди гор, а лицо утонуло. Вдруг он сказал: «Освещу все могилы. Пусть горят они желтым светом средь туманного хаоса». Я заметил: «Встретив вас в горных сумерках, я не знал, что эти места вам известны». А он: «Тут живу я...» И пошел зажигать могилы. И когда то тут, то там загоравшееся пламя ликующе сияло пред наплывавшим ненастьем, я вспомнил рассказ о царе горных ветров, Ревуне, и пошел в пустой дом.

Смеркалось. Старик не возвращался. Только блеск зажигавшихся огней выдавал его присутствие на кладбище. Я подошел к окну. Высоко плыли черные угрозы невесть откуда. Что-то мертвое и тупое понависло над кладбищем. Кучка кипарисов прошептала молитву пред ненастьем. Из-за хребта показалась сама буревая туча. Она была зловеща. Я подумал: сам Ревун пролетит нынешней ночью.

Туча была ужасна. Черная,  высокая, с низко-белыми и серыми завитками. Я видел ясно, что темный фон ее походил на очертание старика, а серо-белый огромный завиток напоминал его голову. Я посмотрел на кладбище. Оно сияло желтыми лампадными огнями. Ясно, что старик, осветив эти могилы, ушел домой. Но его не было в комнатах.

Бледным утром разрешилось ожидание. С неба лились потоки упорных слез. Это был новый потоп. Что-то глухо ревущее с тяжелым грохотом пролетело и обсыпало градом.

Внезапно туман разорвался. Редкие клочки, как лохмотья, испуганно мчались. Зиявший огромный провал, образованный хребтами скал, опять напомнил мне старика, а далекие льды — его кудри. Он как бы лежал распластанный от горизонта до горизонта, повернувшись спиной. Я сказал себе: это Ревун. Но куча тумана все занавесила.

Я молча пошел в свою комнату, не справляясь, вернулся ли старик...

Стоял бледный день. Мы вышли на террасу — я и старик. Шум и ливень уходили дымной далью.

Было свободно. Мой путь лежал в мирных долинах. Я взглянул на старика. Он склонил свою многодумную голову, созерцая хаотический космос.

Мы простились.

1900

1.        Какой проблеме посвящен этот рассказ?

2.        Найдите в нем черты символизма и объясните их художествен-
ную функцию.

  1. Определите смысл повторяющихся образов, портретов, пейзажей.
  2. Как воплощены в рассказе идеи жизни и смерти, времени и вечности, природы и человека?
  3. Как помогает понять смысл рассказа его пространственно-временная организация?

Ответы

I. Знание  текстов художественных произведений.

1. 1) Лизе. 2)Репетилову. 3)Фамусову.

Оценка: по 0,5 б.

2. 1) А.С. Пушкин, «Пророк». 2) М.Ю. Лермонтов, «Дума». 3) М.И. Цветаева, «Стихи к Блоку».

Оценка: по 1б.

3. «Гранатовый браслет» А.И. Куприна, «Лёгкое дыхание» И. Бунина, «Гроза» А. Островского, «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, «Недоросль» Д.И. Фонвизина, «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.

Оценка: по 0,5 б. за название и автора.  Всего: 6 б.

Всего: 10,5 б.

II. Знание теории литературы.

1. «На дне».

Оценка: 1 б.

2. 1) Эпистрофа; словесный повтор в начале и в конце строфы.

2) Оксюморон; Сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие.

Оценка: по 1 б. за фигуру и определение. Всего: 2 б.

3. А) Эпопея – эпический жанр; все остальные – лирические жанры.

Б) Анафора – стилистическая фигура; все остальные тропы.

В) Эпитет - художественное определение; остальные – вне сюжетные элементы.

Г) Басня- эпический жанр; все остальные – лирические.

Всего: 4 б.

Итого по разделу: 7 б.

III. Знание истории литературы.

1. Новокрестьянские поэты писали о русской деревне в социальном ключе, содержание для них было важнее художественной  формы. Они активно использовали фольклорные образы, ритмы, употребляли просторечные, диалектные слова, обращались к реалиям крестьянского быта.

Новокрестьянские поэты - одно из проявлений модернизма рубежа XIX и XX веков. Поэты появлялись в общественных местах исключительно в исконно русской одежде, в разговоре сознательно отказывались от иностранных слов, разбавляя свою речь фольклорно-поэтическими заимствованиями, архаизмами.

Оценка: за полный, подробный ответ - 2 б.

2.В. Каменский, А. Крученых, Д. Бурлюк, В.,  В Хлебников.

Оценка: по 0,5 б. Всего: 2б.

Итого по разделу: 4 б.

IV. Комплексный анализ эпического произведения.

Оценка: до 30 б.

Общая сумма баллов: 51,5 б.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учимся определять стихотворный размер

Слайд 2

Соотнесите теоретико-литературное понятие и определение Ямб Амфибрахий Анапест Дактиль Хорей Двухсложный стихотворный размер с ударением на втором слоге Трёхсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге Трёхсложный стихотворный размер с ударением на третьем слоге Двухсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге Трёхсложный стихотворный размер с ударением на втором слоге Проверить

Слайд 3

Прочитайте строфу. Соблюдая слоговое деление каждого стиха в строфе, схематически изобразите гласные, например: Б у р я м г л о ю н е б о к р о е т… Обозначьте на схеме ударные гласные (в данном случае они выделены красным цветом). Проследите повторяющийся рисунок. В данном случае . Таким образом определяется стопа. В данном случае это Как определить стихотворный размер ! ! ХОРЕЙ

Слайд 4

Внемля ветру, тополь гнётся, с неба дождь осенний льётся, Надо мною раздаётся мерный стук часов стенных; Мне никто не улыбнётся, и тревожно сердце бьётся, И из уст невольно рвётся монотонный грустный стих . Определите размер стихотворения К. Бальмонта "Грусть" Выделите ударные и безударные гласные звуки Определите стопы Определите стихотворный размер 1 2 3 ХОРЕЙ



Предварительный просмотр:

   План анализа  эпизода  художественного  произведения

1.Определение темы эпизода.

2.Место эпизода в идейном замысле писателя.

 3.Определение границ эпизода.

4.Выяснение читательского впечатления (читательское восприятие . мысли . чувства).

5.Наиболее значимые художественные детали ( пейзаж ,речь ,интерьер).

6.Как раскрывается в данном эпизоде герой (его мысли , чувства , переживания).

7.Авторская позиция (на чьей стороне автор) .

 

  План анализа  эпизода  художественного  произведения

1.Определение темы эпизода.

2.Место эпизода в идейном замысле писателя.

 3.Определение границ эпизода.

4.Выяснение читательского впечатления (читательское восприятие . мысли . чувства).

5.Наиболее значимые художественные детали ( пейзаж ,речь ,интерьер).

6.Как раскрывается в данном эпизоде герой (его мысли , чувства , переживания).

7.Авторская позиция (на чьей стороне автор) .



Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\Папа\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\img001.jpg

C:\Documents and Settings\Папа\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\img001.jpg

Жанры древнерусской литературы - летопись, воинская повесть, житие, поучение, слово.

Эпические жанры - притча, баллада, басня, сказка, сказ,  былина, рассказ.

Лирические жанры – стихотворение,  ода, элегия,  сонет (4+4+3+3), эпиграмма, эпитафия, послание.

Стихотворные размеры - хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест.

Рифмовка- парная, перекрёстная,  кольцевая.

Рифма – мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая.

Анализ стихотворения

1.Тема.    2. Идея.    3.  Композиция (антитеза, рамочная, ретроспекция, сравнение, аналогия).

4. Построфный анализ (настроение, средства выразительности). Самое главное - рассказать, как вы понимаете содержание стихотворения!   5. Размер, рифма, рифмовка. 6. Ваше отношение к стихотворению ( что напомнило, какие ассоциации вызвало).

Жанры древнерусской литературы - летопись, воинская повесть, житие, поучение, слово.

Эпические жанры - притча, баллада, басня, сказка, сказ,  былина, рассказ.

Лирические жанры – стихотворение,  ода, элегия,  сонет (4+4+3+3), эпиграмма, эпитафия, послание.

Стихотворные размеры - хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест.

Рифмовка- парная, перекрёстная,  кольцевая.

Рифма – мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая.

Анализ стихотворения

1.Тема.    2. Идея.    3.  Композиция (антитеза, рамочная, ретроспекция, сравнение, аналогия).

4. Построфный анализ (настроение, средства выразительности). Самое главное - рассказать, как вы понимаете содержание стихотворения!   5. Размер, рифма, рифмовка. 6. Ваше отношение к стихотворению ( что напомнило, какие ассоциации вызвало).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для подготовки к олимпиаде по русскому языку.

Данный материал предназначен для подготовки к олимпиадам по русскому языку  (9-11 класс)....

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОЛИМПИАДАМ

ДАННЫЙ МАТЕРИАЛ ПОЗВОЛЯЕТ ПОДГОТОВИТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ К РАЙОННЫМ ОЛИМПИАДАМ...

Материал для подготовки к олимпиаде по литературе

помощь в подготовке пятиклашек к олимпиаде...

Теоретический материал для подготовки к олимпиаде по литературе

Теоретический материал для подгтовки к олимпиаде по литературе...

Теоретический материал для подготовки к олимпиаде по литературе

Теоретический материал для подготовки к олимпиаде по литературе...