Программа электива по литературе для 10-11 классов "Теория и практика написания сочинений"
рабочая программа по литературе (10, 11 класс)
Программа данного курса предназначена для подготовки учащихся 10-11 классов к написанию сочинения-рассуждения по русскому языку (литературе).
Одной из важнейших задач современной школы является формирование культуры речи, которая является показателем коммуникативной культуры личности.
Обучение теории и практике написания сочинений – это необходимое условие, которое способствует формированию коммуникативной компетенции школьников. Создание сочинений разных жанров актуализирует и обогащает общие умения, навыки и способы деятельности школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.3 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель ШМО МБОУ «СОШ № 2» _________________ Т.В. Гладких Протокол № от «__»________2019 | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _____________ В.А. Караулова «___»________2019 | «Утверждено» Директор МБОУ «СОШ № 2» ___________ Л.В. Буханцева «___»__________2019 |
Рабочая программа
элективного курса
по русскому языку
«Теория и практика написания сочинений»
10-11 кл.
Составила: учитель русского языка и литературы
Иванова Елена Михайловна
2019–2020 учебный год
Пояснительная записка
Программа данного курса предназначена для подготовки учащихся 10-11 классов к написанию сочинения-рассуждения по русскому языку (литературе).
Одной из важнейших задач современной школы является формирование культуры речи, которая является показателем коммуникативной культуры личности.
Обучение теории и практике написания сочинений – это необходимое условие, которое способствует формированию коммуникативной компетенции школьников. Создание сочинений разных жанров актуализирует и обогащает общие умения, навыки и способы деятельности школьников.
Сочинение – не только один из самых трудных видов деятельности учащихся, но и одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому языку и литературе, контроля овладения учащимся навыками связной речи. Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему ,формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном . Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства- и устно, и письменно.
Таким образом, научить писать сочинение – одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовался.
Программа курса рассчитана на 68 часов, по 1 часу в неделю в 10 и 11 классах.
Цель курса:
- обеспечение комплексной (наряду с обязательными занятиями (уроками) подготовки учащихся к написанию сочинения, к сдаче ЕГЭ по русскому языку.
Задачи курса:
- развивать умение связно излагать свои мысли в устной и письменной форме
- способствовать усвоению знаний о языке и речи: литературных нормах, функциональных стилях русской речи, стилистических ресурсах русского языка, коммуникативных качествах речи, нравственной стороне речевой деятельности;
-развивать умение определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения; создавать собственное письменное высказывание по заданной модели; совершенствовать и редактировать текст; применять полученные знания в работе над разнообразной устной и письменной информации;
-воспитывать заинтересованного читателя, способного воспринимать и оценивать мастерство художников.
Основное содержание программы составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, средствах художественной выразительности, коммуникативных качествах речи, тексте, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете. Значительное внимание в содержании программы уделено формированию практических навыков анализа авторского текста, в составлении собственного текста.
Материал рассматривается поэтапно, в соответствии с теми задачами, которые предстоит выполнять учащимся: в течение обучения в 10 классе – это отработка и совершенствование навыков в написании сочинений разных жанров; в 1 полугодии 11 класса – подготовка к написанию сочинения по литературе по 5 направлениям, во 2 полугодии 11 класса – это целенаправленная подготовка в написании сочинения по заданию № 27 КИМ ЕГЭ. Таким образом, у обучающихся последовательно формируются навыки по составлению собственного текста-рассуждения с разными требованиями написания.
Общими принципами отбора содержания материала программы являются:
- Системность,
- Целостность,
- Доступность,
- Научность,
Формы работы:
-работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала);
-практикум;
-сочетание групповой, парной и индивидуальной работы;
-презентация (выполнение заданий).
Виды деятельности учащихся:
-анализ текста;
-составление плана, тезисов;
-составление схем, таблиц, алгоритмов:
-выполнение заданий КИМ;
-работа с карточками, заданиями презентаций.
-написание сочинений, творческих работ
Ожидаемый результат
Учащиеся должны знать
- стили речи и типы текста;
- тип речи рассуждение и его отличительные особенности (цель, структурные компоненты, языковые средства);
- композицию текста рассуждения
выразительные средства языка
Уметь
- адекватно понимать информацию прочитанного текста;
- использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента;
- самостоятельно подбирать и правильно использовать художественный материал;
- самостоятельно конструировать ту или иную структуру предложения и использовать ее в сочинении;
- владеть навыками стилистической правки текста;
- создавать текст сочинения-рассуждения
Способы оценивания обучающихся:
Предметом диагностики и контроля в курсе являются внешние образовательные продукты учащихся, а именно: сочинения-рассуждения по предложенным литературным произведениям(10 класс), 5-ти направлениям ( 1 полугодие 11 класса), сочинение-рассуждение по тексту задания №27 КИМ ЕГЭ.
Проверка достигаемых обучающимися результатов производится в следующих формах:
- текущая диагностика и оценка учителем деятельности обучающихся (практические работы, выполнение заданий КИМ );
-текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий;
-итоговая оценка деятельности и образовательной продукции обучающегося в соответствии с критериями;
-итоговая качественная оценка индивидуальной деятельности обучающихся учителем в виде отзыва или рекомендации;
-промежуточный контроль проводится после каждого раздела, а итоговый - в конце курса.
Критерии и нормы оценки качества знаний: отметка/зачет
Учебно-тематический план 10 класс
Основные разделы | Кол-во часов | В том числе | |
р/речи | самостоятельных работ | ||
| 5 | - | - |
| 29 | 14 | 15 |
ИТОГО: | 34 | ||
Содержание учебного предмета
№ | Раздел | Количество часов | Содержание |
1. | Теоретическая часть | 5 | |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел, тема | Кол-во часов | Дата прове- дения | Приме- чания |
1. | Вступление .Композиция классического сочинения. Критерии оценивания. Стили и типы речи. | 1 | лекция | |
2. | Сочинение как текст. Основные признаки текста. Тема и основная мысль сочинения. Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению | 1 | Практикум | |
3. | Классификация сочинений по жанрам. Своеобразие жанров сочинений. Разные жанры ученических сочинений(эссе, письмо, дневник ,сравнительная характеристика и др.)Выбор жанра в зависимости от темы. | 1 | Лекция | |
4. | План сочинения (простой и сложный). Вступление к сочинению. Виды вступлений( историческое, аналитическое биографическое и др). | 1 | Лекция | |
5. | Основная часть в сочинении. Подбор материала по теме сочинения по литературному произведению. | 1 | Практикум | |
6. | Нормы литературного языка. Предупреждение речевых ошибок. | 1 | Практикум | |
7. | Сочинение- характеристика героя ( сравнительная характеристика). | 1 | лекция, практикум | |
8. | Редактирование сочинений, совершенствование написанного. | 1 | Практикум | |
9. | Виды ошибок ( речевые, грамматические, логические, фактические, орфографические) | 1 | Практикум | |
10. | Заключение в сочинении. Технология написания заключения в сочинении. | 1 | лекция, практикум | |
11. | Технология написания сочинения( подбор аргументов ) | 1 | Практикум | |
12. | Технология написания сочинения. | 1 | Практикум | |
13. | Определение тем прозаических и лирических произведений. | 1 | Практикум | |
14. | Анализ лирических произведений. Выразительные средства языка. | 1 | Практикум | |
15. | Сочинение по теме литературного произведения ( основная часть) | 1 | Практикум | |
16. | Сочинение по теме литературного произведения ( вступление, заключение). | 1 | Практикум | |
17. | Работа над ошибками ( речевые, грамматические, орфографические, пунктуационные). | 1 | Практикум | |
18. | Анализ стихотворения (тема, идея, образы).Выразительные средства языка | 1 | Лекция Практикум | |
19. | Выразительные средства языка(работа с прозаическим и лирическим текстами). | 1 | Практикум | |
20. | Сочинение-миниатюра. Написание сочинения по литературному произведению. | 1 | Практикум | |
21. | Составление плана сочинения по литературному произведению. Подбор эпиграфа. | 1 | Практикум | |
22. | Написание вступления к сочинению по литературному произведению. | 1 | Практикум | |
23. | Сочинение по литературному произведению( основная часть, заключение). Характеристика героя, сравнительная характеристика. | 1 | Практикум | |
24. | Работа над ошибками. Редактирование текста, нахождение всех видов ошибок. | 1 | Практикум | |
25-26 | Анализ эпизода литературного произведения. | 2 | Практикум | |
27. | Работа над ошибками. Нахождение в тексте всех видов ошибок. | 1 | Практикум | |
28-34 | Работа над речевым оформлением сочинения. Предупреждение ошибок в сочинении ( речевые, логические, фактические и др.). Работа с текстами литературных произведений. | 7 | Практикум | |
Всего |
Используемая литература
1.Павлова Т.И., Раннева Н.А., Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9.11 классах:учебно-методическое пособие\ Ростов-на-Дону: Легион. 2009.
2.Шанский Н.М. Русский язык на «отлично». Ростов-на-Дону, 1998.
3.Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слов. М., 2001.
4.Долинина Т.А. Учимся писать сочинение. ЕГЭ по русскому языку. 10-11 класс: метод. Пособие для учащихся. Пермь, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективных курсов "Теория и практика написания сочинений часть 3(С)"
Программа элективных курсов выстроена поэтапно, учитель постепенно готовит учащихся к самостоятельной работе над авторским текстом и высказыванию собственных мыслей, обучает технологии написания сочин...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/22/picture-209123-1361536780.jpg)
Программа элективного курса «Теория и практика написания сочинения-рассуждения на основе исходного текста"
Экзаменационная работа по русскому языку в 11 классе состоит из трех частей, наиболее сложной из которых является часть С, то есть написание сочинения-рассуждения на основе и...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса по русскому языку «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ»
Программа курса «Теория и практика сочинений разных жанров» рассчитана на учащихся девятых классов. На изучение данного курса отводится 34 часа...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/11/picture-378602-1389431157.jpg)
Программа элективного курса по русскому языку в 6 классе "Теория и практика написания сочинений разных жанров"
Программа элективного курса по русскому языку для 6 класса составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2008 г.Программа курса по русском...
Программа элективного курса по литературе "Теория и практика написания сочинений разных жанров"
Средняя школа часто не имеет возможности уделить должное внимание работе над сочинением. Необходимо обучать приемам работы над сочинением, раскрывать важнейшие принципы, которыми нужно руководствовать...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/09/picture-31241-1673277465.jpg)
Рабочая программа элективного предмета «Теория и практика написания сочинения по литературе» 10 класс
Курс подготовки к написанию итогового сочинения по литературе...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/11/picture-306778-1426063712.jpg)
Программа элективного курса по литературе «Теория и практика написания сочинения по литературе»
Данная программа направлена на подготовку учеников 11 класса к итоговому сочинению...