Программа электива по литературе для 10-11 классов "Теория и практика написания сочинений"
рабочая программа по литературе (10, 11 класс)

Иванова Елена Михайловна

Программа данного курса предназначена для  подготовки учащихся 10-11 классов к написанию сочинения-рассуждения по русскому языку (литературе).

Одной из важнейших задач современной школы является формирование культуры речи, которая является показателем коммуникативной культуры личности.

Обучение теории и практике написания сочинений – это необходимое условие, которое способствует формированию коммуникативной компетенции школьников. Создание  сочинений разных жанров актуализирует и обогащает общие умения, навыки и способы деятельности школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

МБОУ «СОШ № 2»

 _________________

Т.В. Гладких

Протокол №

от «__»________2019

«Согласовано»

Заместитель директора

 по УВР

_____________

 В.А. Караулова

«___»________2019

«Утверждено»

Директор

МБОУ «СОШ № 2»

 ___________

Л.В. Буханцева

«___»__________2019

Рабочая программа

элективного курса

по русскому языку

«Теория и практика написания сочинений»

10-11 кл.

Составила: учитель русского языка и литературы

Иванова Елена Михайловна

                                       

2019–2020 учебный год 


Пояснительная записка

Программа данного курса предназначена для  подготовки учащихся 10-11 классов к написанию сочинения-рассуждения по русскому языку (литературе).

Одной из важнейших задач современной школы является формирование культуры речи, которая является показателем коммуникативной культуры личности.

Обучение теории и практике написания сочинений – это необходимое условие, которое способствует формированию коммуникативной компетенции школьников. Создание  сочинений разных жанров актуализирует и обогащает общие умения, навыки и способы деятельности школьников.

Сочинение – не только один из самых трудных видов деятельности учащихся, но и одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому языку и литературе, контроля овладения учащимся навыками связной речи. Работа над сочинением  учит развивать мысли на избранную тему ,формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность  высказать то, что тревожит и волнует.  Она  приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном . Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства- и устно,  и письменно.

 Таким образом, научить писать сочинение – одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни  реализовался.

Программа курса рассчитана на 68 часов, по 1 часу в  неделю  в 10 и 11 классах.

Цель курса:

- обеспечение  комплексной (наряду с обязательными занятиями (уроками) подготовки учащихся к написанию сочинения, к сдаче ЕГЭ по русскому языку.

Задачи курса:

- развивать умение связно излагать свои мысли в устной и письменной форме

- способствовать усвоению знаний о языке и речи: литературных нормах, функциональных стилях русской речи, стилистических ресурсах русского языка, коммуникативных качествах речи, нравственной стороне речевой деятельности;

-развивать умение определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения;  создавать собственное письменное высказывание по заданной модели; совершенствовать и редактировать текст; применять полученные знания в работе над разнообразной устной и письменной информации;

-воспитывать заинтересованного читателя, способного воспринимать  и оценивать мастерство художников.

    Основное содержание программы  составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, средствах художественной выразительности, коммуникативных качествах речи, тексте, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете. Значительное внимание в содержании программы уделено формированию практических навыков анализа авторского текста, в составлении собственного текста.

    Материал рассматривается поэтапно, в соответствии с теми задачами, которые предстоит выполнять учащимся: в  течение обучения в 10 классе – это отработка и  совершенствование навыков в написании сочинений разных жанров; в 1 полугодии 11 класса – подготовка к написанию сочинения по литературе по 5 направлениям, во 2 полугодии 11 класса – это целенаправленная подготовка в написании сочинения по заданию № 27 КИМ ЕГЭ.   Таким образом, у обучающихся последовательно формируются навыки по составлению собственного текста-рассуждения с разными требованиями написания.

Общими принципами отбора содержания материала программы являются:

  • Системность,
  • Целостность,
  • Доступность,
  • Научность,

Формы работы:

-работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала);

-практикум;

-сочетание групповой, парной и индивидуальной работы;

-презентация (выполнение заданий).

 

Виды деятельности учащихся:

-анализ текста;

-составление плана, тезисов;

-составление схем, таблиц, алгоритмов:

-выполнение заданий КИМ;

-работа с карточками, заданиями презентаций.

-написание сочинений, творческих работ

Ожидаемый результат

Учащиеся должны знать

  • стили речи и типы текста;
  • тип речи рассуждение и его отличительные особенности (цель, структурные компоненты, языковые средства);
  • композицию текста рассуждения

                        выразительные средства языка

Уметь

  • адекватно понимать информацию прочитанного текста;
  • использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента;
  • самостоятельно подбирать и правильно использовать художественный материал;
  • самостоятельно конструировать ту или иную структуру предложения и использовать ее в сочинении;
  • владеть навыками стилистической правки текста;
  • создавать текст сочинения-рассуждения

Способы оценивания обучающихся:

Предметом диагностики и контроля в курсе являются внешние образовательные продукты учащихся, а именно: сочинения-рассуждения по предложенным литературным произведениям(10 класс),  5-ти направлениям ( 1 полугодие 11 класса), сочинение-рассуждение по тексту задания №27 КИМ  ЕГЭ.

Проверка достигаемых обучающимися результатов производится в следующих формах:

- текущая диагностика и оценка учителем деятельности обучающихся (практические работы, выполнение заданий КИМ );  

-текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий;

       -итоговая оценка деятельности и образовательной продукции обучающегося в соответствии с критериями;

-итоговая качественная оценка индивидуальной деятельности обучающихся учителем в виде отзыва или рекомендации;

-промежуточный контроль проводится после каждого раздела, а итоговый - в конце курса.

Критерии и нормы оценки качества знаний: отметка/зачет

                       Учебно-тематический план       10 класс

Основные разделы

Кол-во часов

В том числе

р/речи

самостоятельных работ

  1. Теоретическая часть

5

-

-

  1. Практическая часть

29

14

15

       ИТОГО:

34  

Содержание учебного предмета

Раздел

Количество часов

Содержание

1.

Теоретическая часть

5


Календарно-тематическое планирование

№  п/п

Раздел,  тема

Кол-во часов

Дата прове-

дения

Приме-

чания

1.

Вступление .Композиция  классического сочинения. Критерии оценивания. Стили  и типы речи.

1

лекция

2.

Сочинение как текст. Основные признаки текста. Тема и основная мысль сочинения. Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению

1

Практикум

3.

Классификация сочинений по жанрам. Своеобразие жанров сочинений. Разные жанры ученических сочинений(эссе, письмо, дневник ,сравнительная характеристика и др.)Выбор жанра в зависимости от темы.

1

Лекция

4.

План сочинения (простой и сложный). Вступление  к сочинению. Виды вступлений( историческое, аналитическое биографическое и др).

1

Лекция

5.

Основная часть в сочинении. Подбор материала по теме сочинения по литературному произведению.

1

Практикум

6.

Нормы литературного языка. Предупреждение речевых ошибок.

1

Практикум

7.

Сочинение- характеристика героя ( сравнительная характеристика).

1

лекция,  практикум

8.

Редактирование сочинений, совершенствование написанного.

1

Практикум

9.

Виды ошибок ( речевые, грамматические, логические, фактические, орфографические)

1

Практикум

10.

Заключение в сочинении. Технология написания заключения в сочинении.

1

лекция, практикум

11.

Технология написания сочинения( подбор аргументов )

1

Практикум

12.

Технология написания сочинения.

1

Практикум

13.

Определение тем прозаических и лирических произведений.

1

Практикум

14.

Анализ лирических произведений. Выразительные средства языка.

1

Практикум

15.

Сочинение по теме литературного произведения ( основная часть)

1

Практикум

16.

Сочинение по теме литературного произведения ( вступление, заключение).

1

Практикум

17.

Работа над ошибками ( речевые, грамматические, орфографические, пунктуационные).

1

Практикум

18.

Анализ стихотворения (тема, идея, образы).Выразительные средства языка

1

Лекция Практикум

19.

Выразительные средства языка(работа с прозаическим и лирическим текстами).

1

Практикум

20.

Сочинение-миниатюра. Написание сочинения по литературному произведению.

1

Практикум

 21.

Составление плана сочинения по литературному произведению. Подбор эпиграфа.

1

Практикум

22.

Написание вступления к сочинению по литературному произведению.

1

Практикум

23.

Сочинение по литературному произведению( основная часть, заключение). Характеристика героя, сравнительная характеристика.

1

Практикум

24.

Работа над ошибками. Редактирование текста, нахождение всех видов ошибок.

1

Практикум

25-26

Анализ эпизода литературного произведения.

2

Практикум

27.

Работа над ошибками. Нахождение в тексте всех видов ошибок.

1

Практикум

28-34

Работа над речевым оформлением сочинения. Предупреждение ошибок в сочинении ( речевые, логические, фактические и др.). Работа с текстами  литературных произведений.

7

Практикум

Всего

Используемая литература

1.Павлова Т.И., Раннева Н.А., Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9.11 классах:учебно-методическое пособие\ Ростов-на-Дону: Легион. 2009.

2.Шанский Н.М. Русский язык на «отлично». Ростов-на-Дону, 1998.

3.Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слов. М., 2001.

4.Долинина Т.А. Учимся писать сочинение. ЕГЭ по русскому языку. 10-11 класс: метод. Пособие для учащихся. Пермь, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективных курсов "Теория и практика написания сочинений часть 3(С)"

Программа элективных курсов выстроена поэтапно, учитель постепенно готовит учащихся к самостоятельной работе над авторским текстом и высказыванию собственных мыслей, обучает технологии написания сочин...

Программа элективного курса «Теория и практика написания сочинения-рассуждения на основе исходного текста"

   Экзаменационная работа по русскому языку в 11 классе состоит из трех частей, наиболее сложной из которых является часть С, то есть написание сочинения-рассуждения на основе и...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса по русскому языку «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ»

    Программа курса «Теория и практика сочинений разных жанров» рассчитана на учащихся девятых классов.      На изучение данного курса отводится 34 часа...

Программа элективного курса по русскому языку в 6 классе "Теория и практика написания сочинений разных жанров"

Программа элективного курса по русскому языку для 6 класса составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2008 г.Программа курса по русском...

Программа элективного курса по литературе "Теория и практика написания сочинений разных жанров"

Средняя школа часто не имеет возможности уделить должное внимание работе над сочинением. Необходимо обучать приемам работы над сочинением, раскрывать важнейшие принципы, которыми нужно руководствовать...

Программа элективного курса по литературе «Теория и практика написания сочинения по литературе»

Данная программа направлена на подготовку учеников 11 класса к итоговому сочинению...