Методическая разработка сценария классного этапа Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика»
методическая разработка по литературе (7 класс)
В методической разработке представлен сценарий (методика) проведения классного этапа Всероссийского конкурса юных чтецов "Живая классика".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 36.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Мечётская средняя общеобразовательная школа Бобровский район Воронежская область
Методическая разработка сценария классного этапа Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика»
Автор: Новикова Ольга Ивановна,
учитель русского языка и литературы
с. Мечётка
2020 г.
Методическая разработка сценария классного этапа Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика».
Конкурс посвящён 250-летию со дня рождения великого русского баснописца И.А.Крылова. Было составлено «Положение» о проведении классного этапа конкурса (Приложение).
Цель: популяризация творчества И.А.Крылова, содействие раскрытию творческого потенциала учащихся 7 класса, привлечение интереса к отечественной истории и литературе.
Задачи: – возрождение традиции звучащего слова;
– пробуждение интереса к чтению;
– воспитание литературного и художественного вкуса;
– воспитание культуры чтения;
– воспитание активной жизненной позиции;
– развитие навыков выступления перед аудиторией (учащиеся начальных классов).
Ход мероприятия
Учитель. Здравствуйте, уважаемые участники, жюри и гости! Мы рады приветствовать Вас на классном этапе Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика». Конкурс «Живая классика» - это поиск и поддержка талантливых детей. Конкурс посвящён 250-летию со дня рождения великого русского баснописца И.А.Крылова. И поэтому сегодня здесь будут звучать его басни.
Ведущий. Сегодня мы перенесемся с вами в далекое прошлое, в мир И.А.Крылова. (Показ презентации о жизни и творчестве автора).
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
Учитель. Иван Андреевич родился 2 [13] февраля 1769 года в Москве в семье военного, которая не отличалась высокими доходами. Когда Ивану исполнилось 6 лет, его отца Андрея Прохоровича переводят по службе в Тверь, где семья в бедности продолжает свое существование, а вскоре теряет кормильца.
Ведущий. Иван Андреевич Крылов не имел возможности получить хорошее образование. От отца он перенял большую любовь к чтению, получив в наследство лишь огромный сундук с книгами. Состоятельные соседи Крыловых позволили Ивану присутствовать при уроках французского языка, которые давались их детям. Таким образом, Иван Крылов сносно выучил французский.
Учитель. Будущий баснописец очень рано приступил к работе и познал тяжесть жизни в нищете. После смерти отца Ивана взяли подканцеляристом в губернский магистрат Твери, где раньше работал Крылов-старший. Копеечное содержание позволяло разве что не умереть с голоду. Через 5 лет мать Ивана Крылова, прихватив детей, отправилась в Санкт-Петербург хлопотать о пенсии и обустройстве старшего сына на работу. Так Иван Крылов получил новую должность, устроившись приказным служителем в казённую палату.
Ведущий. Переезд Ивана Андреевича Крылова в Санкт-Петербург совпал с появлением в городе общедоступного театра. Молодой человек, тянувшийся к искусству, сразу же побывал в открывшемся театре. Там он познакомился с некоторыми артистами и с этих пор жил интересами этого храма искусства. Серьёзно заниматься карьерой на новой казённой службе Крылову не хотелось, все его интересы были направлены совсем в другую сторону. Поэтому 18-летний юноша ушел в отставку и занялся литературной деятельностью.
Учитель. Поначалу она была неудачной. Иван Крылов написал трагедию «Филомела», подражая классикам. Здесь были некоторые проблески таланта и свободомыслия начинающего автора, но в плане литературном «Филомела» была очень посредственным произведением. Но останавливаться молодой литератор не собирался.
Ведущий . За трагедией последовали несколько комедий. «Бешеная семья», «Проказники», «Сочинитель в прихожей» и другие тоже не поразили читателей и критиков дарованием. Но рост мастерства в сравнении с «Филомелой» всё же был заметен.
Учитель. Первые басни Ивана Андреевича Крылова были напечатаны без подписи. Они появились в журнале «Утренние часы» в 1788 году. Три произведения, называвшиеся «Стыдливый игрок», «Судьба игроков», «Новопожалованный осёл», были почти не замечены читателями и не получили одобрения критиков.
Ведущий . В 1809 году начинается настоящий творческий взлёт Ивана Крылова. Первое издание его басен, состоящее из 23 произведений (среди которых всем известное «Слон и Моська»), пользуется огромной популярностью. Всего было написано более 200 басен.
Учитель. Для литературной разминки перед конкурсом проведём викторину.
1. Сколько всего басен написал И. Крылов: 100, 200 или 300? (200)
2. Как называется басня про четырех неудачливых музыкантов? («Квартет»)
3. На какое дерево взгромоздилась ворона, чтобы съесть сыр? (На ель.)
4. На какое парнокопытное животное хотела быть похожа лягушка, когда пыталась надуться?( На вола)
5. Какое насекомое отказало в помощи попрыгунье стрекозе? (Муравей)
6. Какие клички были у собак, которые вели разговор про идущего по улице слона? (Моська и Шавка)
7. Какое общее дело хотели сделать Щука, Лебедь и Рак? (Везти воз с поклажей)
8. Какую любезность оказал Волку Журавль? (Вытащил, застрявшую в горле кость)
9. Что в конце басни Мартышка сделала с очками? (Ударила об камень и разбила.)
10. В какой басне бессильный всегда виноват у сильного? («Волк и ягненок»)
11. Какой из четырех человеческих недостатков высмеивал И. Крылов в басне: «Свинья под дубом»: жадность, трусость, невежество или лень (Невежество)
12. Что так и не смогла достать лиса в саду, подпрыгивая целый час? (Виноград)
«Цитаты». Из каких басен И.А. Крылова взяты эти строки?
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна, но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок…
(«Ворона и Лисица»)
Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!
(«Стрекоза и Муравей»)
Что это там за рожа?
Какие у нее ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на нее хоть чуть была похожа.
(«Зеркало и Обезьяна»)
Ничуть меня то не тревожит;
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею.
(«Свинья под дубом»)
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мУка…
(«Лебедь, Рак и Щука»)
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней,-
Им отвечает Соловей,-
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не садитесь.
(«Квартет»)
Кто смеет говорить столь нагло и надменно!
Вы кто такие там,
Что дерзко так считаться с нами стали?
(«Листы и Корни»)
То к темю их прижмёт,
То их на хвост нанижет,
То их понюхает,
То их полижет.
(«Мартышка и очки»)
Друзья! К чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,
Пришел мириться к вам…
(Волк на псарне»)
Ведущий . Разрешите представить жюри школьного конкурса:
1.Чернова Ирина Ивановна - заместитель директора по воспитательной работе. (Так как в конкурсе участвуют учащиеся 7 класса в количестве 6 человек, то член жюри один). Напоминаем условия конкурса и критерии оценивания.
Учитель. Сегодня перед вами выступят учащиеся 7 класса. Слово предоставляется Дидикиной Снежане. Она прочитает басню «Камень и Червяк».
Ведущий. Басня "Камень и Червяк" Крылова была написана до 12 мая 1814 г. и впервые опубликована в сборнике "Новые басни" в 1816 г. (ч.V). Мораль басни "Камень и Червяк" такова: некоторые люди много лет служат на бесполезных должностях и при этом гордятся своим многолетним стажем; на самом деле, гордиться нужно не столько годами, сколько пользой, которую приносит тот или иной труд. Сам Крылов поясняет мораль басни в ее заключительных строках: "Так хвалится иной, что служит сорок лет: А проку в нем, как в этом Камне нет.
Учитель. Слово предоставляется Барсуковой Валерии. Она прочитает басню «Кошка и Соловей».
Ведущий. Басня "Кошка и Соловей" была написана Крыловым не ранее декабря 1822 и не позднее 1823 г. (вероятнее всего, в первой половине 1823 г.) и впервые опубликована в "Трудах Вольного общества любителей российской словесности" в 1824 г.
Мораль басни "Кошка и Соловей" заключается в том, что жесткая цензура губительна для таланта. В этой басне Крылов намекает на суровую цензуру первой половины XIX века, от которой страдали многие талантливые поэты и писатели. Сам Крылов поясняет мораль басни в ее последних строках: "Сказать ли на ушко, яснее, мысль мою? Худые песни Соловью в когтях у Кошки.
Учитель. Сейчас с басней «Лисица и виноград» выступит Дроздов Максим.
Ведущий. Басня "Лисица и Виноград" Крылова была впервые опубликована в "Драматическом вестнике" в 1808 г. Время создания произведения неизвестно.
Мораль басни "Лисица и Виноград" заключается в том, что люди, зная свои недостатки, нередко оправдывают их самых нелепым образом. В этой басне Крылов высмеивает лицемерие, неспособность признать свои недостатки.
Учитель. Выступает Коротких Татьяна с басней «Лисица и Сурок».
Ведущий. Басня "Лисица и Сурок" Крылова была впервые опубликована в журнале "Чтение в Беседе любителей русского слова" в 1813 г. Дата создания произведения неизвестна. Мораль басни "Лисица и Сурок" заключается в том, что некоторые лицемеры порой прибедняются, жалуясь на свою бедность, тогда как на самом деле далеко не так бедны. Сам Крылов поясняет мораль басни в ее заключительных строках. Благодаря этой басне стало крылатым выражение "рыльце в пушку". Это выражение используется в отношении лицемеров, которые замешаны в нечестных делах, но пытаются скрыть это.
Учитель. Басню «Любопытный» на суд жюри предоставляет Монахов Максим.
Ведущий. Басня "Любопытный" Крылова была впервые опубликована в журнале "Сын Отечества" в 1814 г. Время создания произведения неизвестно. Мораль басни "Любопытный" заключается в том, что люди нередко углубляются в детали настолько, что не замечают главного и важного. В этой басне Крылов высмеивает такие качества, как ограниченность, недальновидность, узость мышления. Благодаря басне "Любопытный" стала крылатой следующая фраза: "Слона-то я и не приметил..." По мнению В. Ф. Кеневича, в основе этой басни лежит реальная история: "...поводом к сочинению этой басни послужил следующий случай: кто-то из приезжих в Петербург, посетив кунсткамеру, за обедом у Авраама Сергеевича Норова с восторгом говорил об ее богатых коллекциях, останавливаясь на самых мельчайших предметах. На вопрос же, видел ли он слона, отвечал: «Виноват, слона я не заметил». Этот рассказ сообщен нам А. А. Куниным."
Учитель. И завершает наш конкурс басней «Мышь и Крыса» Петрыкин Александр.
Ведущий. Басня "Мышь и Крыса" Крылова была написана не ранее 1800 г. и впервые опубликована в сборнике "Новые басни" в 1816 г. (ч.V). Более точных данных о времени создания произведения нет. Мораль басни "Мышь и Крыса" заключается в том, что слабые, запуганные или просто трусливые люди нередко преувеличивают силу и могущество тех, кто сильнее их. Так, Мышь считает Кошку опаснее Льва, хотя всем хорошо известно, что Лев значительно сильнее и крупнее Кошки. Сам Крылов поясняет мораль басни в ее заключительных строках: "Я сколько раз видал, приметьте это сами: Когда боится трус кого, То думает, что на того Весь свет глядит его глазами." В этой басне Крылов высмеивает такие человеческие недостатки, как глупость, трусость, малодушие, пугливость, неуверенность.
Учитель. Для подведения итогов слово предоставляется члену жюри – Черновой Ирине Ивановне. Награждение победителей и участников.
Ведущий. Поэт Батюшков писал о Крылове: «Это человек – загадка, и великая!» А критик Белинский восхищённо заметил: «Слава Крылова всё будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный и богатый язык в устах великого и могучего народа русского». И, действительно, дедушка Крылов по-прежнему безраздельно царствует в басенном мире.
Учитель. Дорогие друзья! Теперь нам известны и участники школьного этапа конкурса «Живая классика». Мы поздравляем всех победителей и призеров конкурса. Надеемся, что книга и для многих из вас станет постоянным спутником жизни.
Список литературы
- Алпатова, Т.А. Уроки Ивана Андреевича Крылова / Т.А. Алпатова // Литература в школе. - 2008. - №12. - С. 7-12.
- Александров, И.Б. Иван Андреевич Крылов - баснописец / И.Б. Александров // Русская речь. - 2004. - №6. - С. 3-6.
- Крылов, И.А. Басни / Подготов. текстов, вступ статья и примеч. В.П. Кудрина. - М.: «Детская литература», 1989.
- Андреева М. С., Короткова М. П. Иван Андреевич Крылов: к 240-летию со дня рождения. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008.
- Архипов, В. А. Крылов. Поэзия народной мудрости. – М.: Моск. Рабочий, 19с.
- Жуковский В. А. Статья «О басне и баснях Крылова» Впервые опубликовано: «Вестник Европы». 1809. Ч. 45. № 9.
- Краткий словарь литературоведческих терминов – Литература в таблицах и схемах. 4)
- Крылов, И. А. Басни. Словарь языка басен Крылова. – М.: Школа-Пресс, 1996. – 704с. – («Круг чтения: школьная программа»).
- http://ru. wikipedia. org/wiki/Крылов,_Иван_Андреевич
- http://infoogle.ru/kratkaya_biografiya_krylova_ivana_andreevicha.html
- https://multiurok.ru/files/konkurs-instsienirovki-basien-i-a-krylova.html
ПРИЛОЖЕНИЕ
Утверждаю | |
Директор МКОУ Мечётская СОШ | |
__________ Болгова Е.П. | |
«20» января 2019 г. |
ПОЛОЖЕНИЕ
О классном этапе конкурса чтецов,
посвященного 250-летию со дня рождения Ивана Андреевича Крылова
«В гостях у дедушки Крылова».
(Мероприятие проводится в рамках Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика»).
1. Цель и задачи классного этапа конкурса чтецов.
1.1. Целью классного этапа конкурса чтецов является популяризация творчества И.А.Крылова, содействие раскрытию творческого потенциала учащихся 7 класса, привлечение интереса к отечественной истории и литературе.
1.2. Задачи классного этапа конкурса чтецов:
– возрождение традиции звучащего слова;
– пробуждение интереса к чтению;
– воспитание литературного и художественного вкуса;
– воспитание культуры чтения;
– воспитание активной жизненной позиции;
– развитие навыков выступления перед аудиторией (обучающиеся начальных классов).
2. Место и время проведения классного этапа конкурса чтецов.
2.1. Классный этап конкурса чтецов будет проходить в 13 февраля 2019 года в кабинете начальных классов МКОУ Мечётская СОШ.
2.2. О точной дате проведения классного этапа конкурса чтецов будет сообщено заранее (не позднее, чем за 10 дней до даты проведения).
2.3. Организация классного этапа конкурса чтецов будет осуществлена ЗДВР Черновой И.И. и учителем русского языка и литературы Новиковой О.И.
3. Условия участия в классном этапе конкурса чтецов.
3.1. К участию в классном этапе конкурса чтецов допускаются учащиеся 7 класса МКОУ Мечётская СОШ.
3.2. Для участия в классном этапе конкурса чтецов необходимо до 1февраля 2019 года подать заявку в форме:
ФИО ученика | Класс и возраст ученика | Название произведения | Продолжительность выступления | ФИО педагога или родителя, оказавшего поддержку в подготовке к конкурсу |
3.3. Заявки на участие в конкурсе чтецов принимаются ЗДВР Черновой И.И. МКОУ Мечётская СОШ.
3.4. В конкурсе участвуют учащиеся 7 класса МКОУ Мечётская СОШ в количестве 6 человек.
3.5. Участники классного этапа конкурса чтецов декламируют басни И.А.Крылова. Произведение для классного этапа конкурса чтецов участник выбирает сам.
3.6. Во время выступления могут быть использованы декорации, костюмы, атрибуты, соответствующие содержанию исполняемого произведения. Участник не имеет права использовать запись голоса.
3.7. Длительность выступления каждого участника не более 5 минут.
3.8. Коллективное прочтение стихов не предусмотрено.
4. Состав жюри и оценка работ классного этапа конкурса чтецов.
4.1. Так как в конкурсе участвуют 6 человек, в составе жюри ЗДВР Чернова И.И..
4.2. Состав жюри определяется воспитательной службой МКОУ Мечётская СОШ не позднее 10 февраля 2019 года.
4.3. Оценка выступления участников производится путем заполнения членом жюри специальной формы и проставления оценок по 5–балльной шкале по каждому из установленных критериев.
4.4. Критерии оценки:
- интонационная выразительность речи;
- темп и ритм;
- эмоциональная окраска речи;
- правильное литературное произношение;
- использование выразительных средств театра (мимики, жестов, поз, движений);
- умение воздействовать на слушателей;
- знание текста наизусть.
4.5. Победители определяются членом жюри.
5. Проведение итогов и награждение участников классного этапа конкурса чтецов.
5.1. По итогам обсуждения жюри определяет три призовых места.
5.2. Участники классного этапа конкурса чтецов получат дипломы участников.
5.3. Победители классного этапа конкурса чтецов получат дипломы победителей.
5.4. Дипломы будут вручены после подведения итогов конкурса в этот же день.
6. Оргкомитет классного этапа конкурса чтецов:
6.1. Состав оргкомитета:
заместитель директора по воспитательной работе – Чернова Ирина Ивановна;
учитель русского языка и литературы – Новикова Ольга Ивановна.
6.2. Оргкомитет представляет информацию о Конкурсе, готовит документы для Конкурса, помогает в оформлении выставки, проводит экскурсии по выставке, готовит дипломы, выбирает ведущего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий школьного этапа Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика - 2016»
Сценарий школьного этапа конкурса чтецов «Живая классика» предназначен учащихся 5-10 классов....
Сценарий проведения школьного этапа IV Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика».
Может быть использован для проведения школьного этапа Всероссийского конкурса юных чтецов...
Сценарий школьного этапа Всероссийского конкурса юных чтецов "Живая классика-2017"
Цели и задачи конкурса юных чтецов "Живая классика": пропаганда чтения среди детей; расширение читательского кругозора; повышение уровня грамотности; поиск и поддержка талантливых детей; фор...
Сценарий проведения школьного этапа Всероссийского конкурса юных чтецов "Живая классика"
Цель данного конкурса - выявление и поддержка талантливых учащихся....
Методика проведения классного этапа Всероссийского конкурса юных чтецов "Живая классика".
В презентации представлена методика проведения классного этапа Всероссийского конкурса юных чтецов "Живая классика", посвящённого 250-летию со дня рождения великого русского баснописца И.А.К...
Муниципальный этап Всероссийского конкурса юных чтецов "Живая классика"
Муниципальный этап Всероссийского конкурса юных чтецов "Живая классика"...
Сценарий проведения школьного этапа Всероссийского конкурса юных чтецов "Живая классика".
Сценарий проведения школьного этапа Всероссийского конкурса юных чтецов "Живая классика". Можно использовать для проведения конкурса чтецов....