ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИКИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА НА ПРИМЕРЕ ОТРЫВКА «УЕЗДНОЕ УЧИЛИЩЕ» ИЗ РОМАНА Г.Н. ПОТАНИНА «СТАРОЕ СТАРИТСЯ, МОЛОДОЕ НИКОГДА»
статья по литературе (10 класс)

Семенюк Наталья Валериевна

Культура провинции в России, часть образа нации. В наследие будущим поколениям остались интересные памятники, в том числе и художественные второй половины XIX века, созданные в российской «глубинке». Труды Потанина Гавриила Никитича пока не нашли глубокого осмысления исследователями из-за того, что не были изданы и продолжают быть доступными только в рукописях, хранящихся в фондах Научного архива Русского Географического общества.

В статье «Лингвистические особенности второй половины XIX века на примере отрывка «Уездное училище» из романа Г.Н.Потанина «Старое старится, молодое никогда» автором текст был рассмотрен с лингвистической точки зрения, после чего сделаны следующие выводы: во-первых текст богат просторечными выражениями, фразеологизмами, поговорками и анекдотами, что позволяет нам увидеть языковую палитру культуры провинциального города XIX века, во-вторых автор ведет полемику о народном образовании, поднимая остро проблему о необходимости реформы в этой сфере через яркие образы учителей и учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semenyuknv-statya.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИКИ

ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

 НА ПРИМЕРЕ ОТРЫВКА «УЕЗДНОЕ УЧИЛИЩЕ» ИЗ РОМАНА Г.Н. ПОТАНИНА «СТАРОЕ СТАРИТСЯ, МОЛОДОЕ НИКОГДА»

 

Н.В.Семенюк, учитель русского языка и литературы

Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы с. Выселки муниципального района Ставропольский Самарской области

Введение

 Культура провинции в России, часть образа нации. В наследие будущим поколениям остались интересные памятники, в том числе и художественные второй половины XIX века, созданные в российской «глубинке». Они не должны оставаться без внимания «из-за слабой разработанности проблемы или долго сохранявшегося негативного восприятия термина «провинция» [2]

Актуальность исследования: Значение и содержание этих памятников еще не совсем осознанно и изучено, многие из них остаются незаслуженно забытыми. К таким произведениям относятся  сочинения педагога, беллетриста, этнографа, мемуариста Гавриилы Никитича Потанина. Его труды пока не нашли глубокого осмысления исследователями из-за того, что не были изданы и продолжают быть доступными только в рукописях, хранящихся в фондах Научного архива Русского Географического общества. [11] Тем не менее они представляют огромное значение для исследователей различных дисциплин: литературоведения, фольклористики, диалектологии,  и др. В данной работе отрывок из романа «Старое старится, молодое никогда» будет рассмотрен на наличие лингвистических особенностей поэтики.

Цель: Систематизировать уже имеющиеся исследования по этой теме с целью изучения лингвистических особенностей поэтики в отрывке «Уездное училище» Г.Н. Потанина

Задачи:

1. Изучить и систематизировать материал по теме;

2. провести лингвистический анализ текста;

3. классифицировать особенности поэтики.

Научная новизна заключается в материале и предмете исследования. Впервые дается лингвистический анализ текста Г.Н. Потанина, так как ранее он не был изучен.

Методологическую основу изучения материала составили труды классиков отечественной филологии, которые посвящены проблемам лингвистического подхода к тексту.

Глава I Историография в отрывке «Уездное училище»

Роман Г.Н. Потанина «Старое старится, молодое никогда» изначально  имел название «Крепостное право». Сам Гавриил Никитич был выходцем из крепостных, сыном дворового, но получив образование, он окончил Симбирскую гимназию, стал провинциальным писателем. Его труды являются ценным источником сведений о жизни русского провинциального города в канун Великих реформ.

В апреле 1860г. Потанин предлагает свой незавершенный роман «Крепостное право» Н.А.Некрасову, который в последствии дает ему высокую оценку: «…вещь замечательная, талант большой и русский (т.е. не то чтобы действовал мужик, а по-русски дело ведется и рассказывается), столько еще не бывало в русском произведении» [3 С. 136-137]

Однако судьба романа складывалась не совсем удачно, после того как в журнале «Современник» были напечатаны первые 12 глав, публикация романа прекратилась, но и то, что мы имеем на сегодняшний момент представляет большую ценность. По отрывку из романа «Уездное училище» можно проследить быт и устройство образования во второй половине XIX  века. Потанин изнутри показывает проблему учения, высмеивая как систему образования, так и учителей: «…преслѣдуетъ тебя, живого, одно убійственно-холодное ученіе твоихъ учителей». [10 С.20] Здесь же он затрагивает актуальную и по сей день тему о необходимости реформы в образовании: «Эхъ, жаль, время не приспѣло, а то я-бъ такой представилъ проэктъ о народномъ образованіи, что у меня сама бы дирекція встала вверхъ ногами!..» [10 С.20]

 Ценен и сам язык повествования.

Глава II Язык отрывка «Уездное училище»

А.И.Горшков в своей книге «Русская словесность»отмечает: «Начиная с XVIII века территориальные диалекты со специальной художественной целью отображаются в произведениях словесности, главным образом при передаче  речи персонажей» [1 С.31] С этой целью автор использует арго «заливающий за галстук», «повихнула жизнь», «полоскались в воздухе», эллипсис, характерный для разговорного языка «Какъ учнутъ всѣ запаливать уроки, такъ только держись! Агафонъ Иванычъ задачу закатитъ во всю доску, потѣешь-потѣешь, не сдѣлаешь ни въ жисть! Такъ и молитву прочтутъ, и домой уйдутъ, а не сдѣлаешь проклятую, потому -- во всю доску, больно велика!» [10 С.3]

Литература XIX века воспринимается читателями по классическим произведениям, которые входят в школьную программу. Яркой особенностью литературы этого периода являются «говорящие фамилии». «Уездное училище» не исключение, Потанин первым делом знакомит читателя с учителями, которые в дальнейшем будут обучать Васю.

Учителя: «Бѣлогорячкинъ, Пупкинъ, Короновоздвиженскій, смотритель Звѣровидова, Пернатовѣнценосцева, Махорку, Передрягинъ дворник, столоначальникъ, Петръ Стаканычъ Незабудкинъ ».

Ученики: «Подпалкинъ, Замерзаевъ, Зябликовъ, Зудилкинъ, Азбучкинъ» Помимо говорящих фамилий, писатель дает подробное описание образа жизни каждого из них, например учитель истории Белогорячкин. Если мы обратимся к словарю, то белая горячка – это «тяжелая психическая болезнь на почве алкоголизма». [5 С.40] И действительно, внешность, образ жизни подтверждают фамилию учителя: гипербола - «въ квартирѣ самой -- штаны и сапоги на столѣ, а графинъ, шляпу или тарелку подъ порогомъ.» [10 С.1] Вдобавок к портрету автор вводит афоризм «спущенный съ цѣпи», с одной стороны по словарю символизма «достоинство, единство, с другой – узы и рабство» [12] Учитель должен подавать пример своим поведением, учить, но он идет в разрез с ученьем, рассказывая «ухарскіе анекдоты» и поэтому «слылъ за разбитного малаго» [10 С.1]

«Мрачный математикъ» Агафон Иванович Пупкин или «потасканный титулярный совѣтникъ». Пупкин ассоциируется с пупом земли, отсюда его леность, ограниченная жизнь тремя вещами «водка, трубка и скрипка», но это только видимость, и читатель это очень быстро понимает по прозвищу в кругу товарищей математик «Агафоша» и среди учеников «безпалый».

Вплетается в ткань повествования анекдоты, которые тоже служат для раскрытия характеров персонажей.

Интересное сравнение учителей «понукаетъ смотритель учителей, какъ лошадей», «пяти уродовъ-учителей», а самого первого учителя «это не учитель, это олухъ царя небеснаго, Иванушка-дурачокъ» [10 С.20]

С помощью метафоры раскрывается главная причина неуспеха в образовании «арканомъ тащутъ въ училище, ребенка».

Не утратил своей актуальности вопрос о проверке учебного заведения. Вот как с помощью олицетворения о ней говорится: «Училище мгновенно приняло физіономію дѣлового уѣзднаго суда передъ ревизіей губернатора» [10 С.22]

Произведение насыщено фразеологическими оборотами: «чуетъ: "чье кошка мясо съѣла"» [10 С.9], «а ларчикъ просто открывался» [10 С.19] «олухъ царя небеснаго» [10 С.19], «держи ухо востро» [10 С.24]

Однако, Розенталь в своем учебнике русского языка отмечает: «Употребление в речи фразеологизмов создает определенные трудности, поскольку языковая норма требует точного их воспроизведения, что не всегда учитывается» [8 С.156] «Кругомъ обдерутъ его, какъ липку» [10 С.6], «-- въ лыко не вяжетъ человѣкъ» [10 С.16],

Если мы будем рассматривать сюжет отрывка с точки зрения поэтики, то можно сделать вывод, что он построен имманентно. Обратимся к Реформатскому: «В таком сюжете внутренняя поэтическая форма адекватна предметности, и развитие действия выявляются в соответствии с законами существования этой предметности» [7 С.181)] Действительно, действие происходит в училище, на улице, в доме Васи, но действие совершается последовательно без параллелей.

Заключение

Таким образом, рассмотрев текст с лингвистической точки зрения, можно сделать следующие выводы: во-первых текст богат просторечными выражениями, фразеологизмами, поговорками и анекдотами, что позволяет нам увидеть языковую палитру культуры провинциального города XIX века, во-вторых автор ведет полемику о народном образовании, поднимая остро проблему о необходимости реформы в этой сфере через яркие образы учителей и учеников.

Дальнейшие перспективы исследования: Создать галерею «говорящих» фамилий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности: Учеб. Пособие для учащихся 10-11 кл. шк., гимназий и лицеев гуманит. Направленности. – М.: Просвещение, 1995. – 336с.

2.Козляков В.Н., Севостьянова А.А. Культурная среда провинциального города // Очерки русской культуры XIX века. Т.1 С.125

3.Краснов Г.В. Н.А. Некрасов в кругу современников. Коломна, 2002. – С.136-137

4.Николина Н.А. Филологический анализ текста: Учеб. Пособие для студ. Высш. пед. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 256с.

5.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2-е изд., испр. И доп. – М.: АЗЪ, 1995. – 928с.

6.Приходько В.К. Выразительные средства языка: учеб. пособие для студ. Высш. учеб. Заведений / В.К. Приходько. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 256с.

7.Реформатский А.А. Лингвистика и поэтика. – М.: Наука, 1987. – 263с.

8.Розенталь Д.Э. и др. Современный русский язык: Учеб. Пособие для студентов-филологов заочного обучения / Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб, М.А.Теленкова. – М.: Высш. шк., 1991. – 559с.

9.Улуханов И.С. О языке Древней Руси. – М.: «Азбуковник», 2002. – 191с.

10.http://az.lib.ru/p/potanin_gawriil_nikitich/text_1865_uezdnoe_uchilische_oldorfo.shtml

11.http://cyberleninka.ru/article/n/rukopisi-g-n-potanina-zapiski-o-samare-i-dedushka-iz-samary-zamechatelnye-pamyatniki-lokalnoy-istorii-serediny-xix-veka

12.tolkslovar.ru

Аннотация

Культура провинции в России, часть образа нации. В наследие будущим поколениям остались интересные памятники, в том числе и художественные второй половины XIX века, созданные в российской «глубинке». Труды Потанина Гавриила Никитича пока не нашли глубокого осмысления исследователями из-за того, что не были изданы и продолжают быть доступными только в рукописях, хранящихся в фондах Научного архива Русского Географического общества.

В статье «Лингвистические особенности второй половины XIX века на примере отрывка «Уездное училище» из романа Г.Н.Потанина «Старое старится, молодое никогда» автором текст был рассмотрен с лингвистической точки зрения, после чего сделаны следующие выводы: во-первых текст богат просторечными выражениями, фразеологизмами, поговорками и анекдотами, что позволяет нам увидеть языковую палитру культуры провинциального города XIX века, во-вторых автор ведет полемику о народном образовании, поднимая остро проблему о необходимости реформы в этой сфере через яркие образы учителей и учеников.

Annotation

Culture of the province in Russia, part of an image of the nation. In heritage future generations had interesting monuments including art the second half of the 19th century, created in Russian "remote place". Potanin's works Gabriel Nikitich haven't found deep judgment researchers yet because haven't been published and continue to be available only in the manuscripts which are stored in funds of Scientific archive of the Russian Geographical society.

In article "Linguistic features of the second half of the 19th century on the example of a fragment "The district school" from G. N. Potanin's novel "Old grows old, young" the text has been never considered by the author from the linguistic point of view then the following conclusions are drawn: first the text is rich with colloquial expressions, phraseological units, sayings and jokes that allows us to see a language palette of culture of a country town of the 19th century, secondly the author conducts polemic about national education, lifting sharply a problem about need of reform for this sphere in bright images of teachers and pupils.

Ключевые слова

Лингвистические особенности второй половины XIX века, через литературные памятники, созданные в российской «глубинке»

Keywords Linguistic

features of the second half of the 19th century, through the literary monuments created in Russian "remote place"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Старая, старая сказка..."

Сценарий новогоднего праздника...

"Старая,старая сказка"-новогоднее представление.

Сценарий Новогоднего праздника для 5-9 классов...

Игра «Старая, старая сказка» по творчеству Х.К. Андерсена.

Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 5-6 классов....

Использование нравственно-эстетического, воспитательного потенциала русских писателей второй половины XX века на уроках литературы (на примере творчества В.М.Шукшина)

Данная статья позволяет  понять, что дает современному читателю погружение в мир произведений В.М.Шукшина,как влияет чтение на развитие качеств талантливого читателя, чуткого к художественному сл...

"Опыт школьной журналистики начала XX века ( На примере журналов Тенишевского училища)"

Исследовательская работа в рамках программы "Музеи открывают фонды"посвящена князю Тенишеву, создавшему уникальное учебное заведение рубежа 19-20 веков Тенишевское училище в Санкт-Петербурге, а также ...

сценарий спектакля "Старая, старая сказка"

У инвалидов со сложным дефектом есть потребность в получении разных стимулов для обогащения сенсорного опыта. Это можно делать разными способами. Интерактивный спектакль - одна из эффективных форм раб...