"Опыт школьной журналистики начала XX века ( На примере журналов Тенишевского училища)"
статья (7, 8, 9 класс) на тему

Печелийская Ольга Альбертовна

Исследовательская работа в рамках программы "Музеи открывают фонды"посвящена князю Тенишеву, создавшему уникальное учебное заведение рубежа 19-20 веков Тенишевское училище в Санкт-Петербурге, а также журналам, выпускавшимся тенишевцами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт школьной журналистики начала XX века

( На примере журналов Тенишевского училища)

Нужно отметить, что вопрос школьной журналистики рубежа 19-20 вв. практически не освещен. В фондах Российской государственной библиотеки мы нашли только диссертацию Балашовой Юлии Борисовны «Школьная журналистика начала XX века как форма социально-культурной деятельности», прочитав которую, мы поняли, что издание школьных журналов было государственной задачей, поскольку правительство беспокоилось о политическом настрое учеников, степени социализации, их культуре и организации досуга.

В сборнике Константинова Н.А. «Очерки по истории средней школы (гимназии и реальные училища с конца XIX века до февральской революции 1917 года)» написано,  что «...в мае 1904 г. министерство принуждено было уже вплотную подойти к очень сложной для него проблеме - официальной регламентации ученических журналов. <...> Департамент полагал, что дело педагогического совета учебного заведения "разрешать издание на правах рукописи бесплатных ученических журналов и сборников", что эти издания должны находиться под контролем местного учебного начальства и что оно имеет право в любой момент прекратить выход в свет этого издания. Руководство (редактирование) таким изданием должно быть поручено представителю педагогического персонала»  .

Получается, что издание школьных журналов и сборников в начале  XX века представляет собой определённый педагогический процесс, который «…, с одной стороны, есть самодвижение, с другой стороны, - это управляемый процесс » . Именно момент управляемости преподавателями отличает ситуацию в ученической журналистике начала века.

Данный педагогический приём направлен как на актуализацию культурных интересов учеников, что препятствовало бы  их погружению в политику, так и на организацию ученического досуга. «Ребёнок с ранних лет привыкает случайно пользоваться своим досугом, не умея распределить своё свободное время - и в результате из него вырабатывается юноша, у которого уже нет досуга, т.к. его успел захватить круг интересов, не свойственных его возрасту», -говорится в одной из статей школьного журнала.

По мнению Балашовой Ю.Б. , главным движущим фактором в развитии школьной журналистики оказалась именно легализация школьных журналов, официально признанных министерством просвещения. Так, журнал пензенских гимназистов имел специальную помету: «Печатано с разрешения начальства», его редактором-издателем выступал директор гимназии (В.В. Лапин), причём журнал был отнюдь не бесплатным и не относился к разряду дешёвых: «Подписная цена: 3 рубля в год с доставкой и пересылкой; отдельная книжка 1 рубль без пересылки и доставки» .

Ученические журналы (во всяком случае, до февральской революции 1917 года) избегают открытого обсуждения собственно политических вопросов, поскольку это противоречит их задачам; собственно культурные интересы превалируют над политическими. «Наша цель - избежать какого бы то ни было соприкосновения с политикой»

Официальный статус школьного журнала и опора на культурные ценности способствуют, по мнению преподавателей, выдвижению основной цели журнала как учебной: «Цель нового органа дать возможность мыслящему ученику правильно и последовательно излагать свои мысли по интересующему его вопросу, самостоятельно им избранному, - способствовать таким образом его умственному развитию» .

Именно школьный журнал осознаётся как оптимальная форма внеклассной работы, имеющая комплексный характер.

В поисках ответов на свои вопросы мы попытались найти материал в разных источниках, и вот что выяснили. Оказывается, назревшая культурная революция в школе в полной мере проявила себя в издании многочисленных и разнообразных ученических журналов, сборников, альманахов. Эти отнюдь не рукописные издания распространялись как в школьной среде, так и через книжные магазины (в том числе - самые лучшие, как, например, расположенный в здании Гостиного двора магазин М.О. Вольфа в Петербурге) . Настоящий бум ученических журналов захлестнул не только обе столицы; подъём школьной журналистики отчётливо наблюдался и в провинции.

Как правило, ученические издания являлись именно школьным печатным органом, однако существовали и объединяющие, межшкольные журналы, рассчитанные на учеников разных учебных заведений, как, например, «Журнал учащихся», издававшийся директором частной женской петербургской прогимназии  Лебедевой. В предисловии к первому номеру содержится призыв к сотрудничеству: «Предоставляем учащимся, рассыпанным по необъятному пространству нашего   отечества,   печатный   орган   для   обмена   мнениями   по   самым *разнообразным вопросам, их интересующим, и для пробы молодых сил в разных видах литературного творчества.

Присылайте нам, не откладывая на будущее время, всё, что бы Вы хотели видеть напечатанным: Ваши стихотворения, повести, рассказы, воспоминания, описания поездок и путешествий, классные и домашние сочинения на общеинтересные темы.

Посылайте нам статьи по интересующим Вас вопросам, сохранившиеся ученические журналы за прежние годы и за нынешний, Ваши картины, рисунки, карикатуры.

Посылайте нам сведения о кружках учащихся с научными, нравственными, спортивными и другими целями.

Переписывайтесь через наш журнал друг с другом, особенно по вопросам, имеющим общий интерес. Задавайте Редакции вопросы и наводите у неё справки, давайте советы и выражайте Ваши желания. Ответы читателям будут печататься в Почтовом Ящике» .

Хотя школьная журналистика вышла за пределы школы, однако отнюдь не утратила с нею связь. Учащиеся при поддержке педагогов  дают своим оригинальным изданиям жанровые обозначения, свойственные периодической печати: журнал, сборник, альманах . Чаще всего ученические издания выходят не единовременно, но несколькими выпусками, а нередко - целой серией. Ключевым в обозначенном ряду выступает ученический журнал, поскольку журнальный жанр как таковой отличает критико-публицистический, общественно значимый характер; соответственно, ученические издания являются не собственно литературными, неоднородными по своему жанровому составу. Они поднимают как актуальные вопросы школьной жизни, так и предстают своеобразной энциклопедией внешкольного воспитания.

Ученическое стремление к социализации, диалогу находит выражение и в такой форме общения, как переписка. В самом конце первого выпуска журнала пензенских гимназистов, как, впрочем, и в столичном «Журнале учащихся», помещено товарищеское «Письмо в редакцию» - своеобразное приглашение к сотрудничеству: «Мы, ученики Тенишевского училища в Петербурге, основали кружок международной переписки при ученическом журнале "Вперёд", нами издаваемом. Нами были посланы письма в некоторые иностранные журналы и учебные заведения с просьбой - желающих переписываться сообщать свои адреса. Мы надеемся, что и среди русских товарищей-учеников наше письмо найдёт отклик. <...> по какому из следующих одиннадцати отделов желательно переписываться: 1) Школьная жизнь; 2) Литература; 3) Искусства; 4) Наука; 5) Путешествия; 6) Научные опыты; <.. .> 8) Коллекционирование; 9) Шахматные и математические задачи;  10) Игры, шарады, ребусы, загадки;  11) Спорт.

Редакция считает долгом  предуведомить желающих  вести переписку, что таковая   должна   быть   направляема   через   редакцию   к    взрослым руководителям означенного ученического

 журнала ».

Журналистика Тенишевского училища

Подъём культуры, революционная ситуация , школьные реформы  в стране начала XX века привели к появлению многочисленных и разнообразных ученических журналов, сборников и альманахов. Данные отнюдь не всегда рукописные издания распространялись как в школьной среде, так и через книжные магазины и поднимали актуальные вопросы школьной жизни. Таких журналов было немного, но уже самый факт существования их весьма знаменателен.  В Петербурге нам известны, например, «Кадетский Досуг», журнал кадетов 1-го Петербургского имени Николая I корпуса, "Отдых", журнал "Петербургской гимназии", «Тенишевец»  и  «Юная мысль» Тенишевского училища, «Майские   сборники» гимназии К.И. Мая. Эти журналы ходили не только   внутри учебных заведений, но и вне их стен.  

Возникает необходимость  развития внешкольного обучения. В школах появляются  кружки, органом которых становятся различные активно издаваемые журналы, оказывающие большое влияние на творческих подростков. У них появляется стимул писать лучше и больше и, соответственно, печататься.

Училищная жизнь тенишевцев во многом отражала жизнь «взрослого» общества. Для проявления социальной активности и сплоченности ребятам необходимо общее дело. Эти делом стал журнал, выпуск которого требовал общности интересов, активности, инициативы, организаторских навыков и совместной деятельности.

         Конечно, во многом способствовали созданию журналов уроки литературы, где   нередко разгорались споры, в которых как бы на равных участвовал Владимир Васильевич Гиппиус. В результате впервые школьным учителем и его учениками был создан большой труд под названием "Записки по истории русской литературы". Ребята замахнулись на огромный исторический период от "Слова о полку Игореве" до творчества Пушкина, Лермонтова и Гоголя.

Очевидно, что такое фундаментальное произведение не могло вырасти на пустом месте. Тенишевцы должны были где-то оттачивать свое литературное мастерство. Это легко можно было сделать, выпуская журналы, в которых и проявлялось детское творчество. Когда и как зародилась журналистика у тенишевцев неизвестно. Можно предположить, что ее преуспеванию способствовало бурление революционной поры. В 1906 году старшеклассники издавали два враждовавших между собой журнала «Пробужденная мысль» и «Тенишевец», первый из них отличался политическим радикализмом и успеха не завоевал. В училище царил дух сдержанного сочувствия революционным идеям. Директор старался оберегать своих питомцев от преждевременного вовлечения в политическую жизнь. Поэтому аполитичный «Тенишевец», руководимый группой дружных и незаурядных подростков, больше пришелся по душе. Когда основатели журнала окончили училище, он еще некоторое время выходил.

Педагоги всячески поощряли, даже у малышей, увлечение журналистикой: писательство, редактирование, издательство. Это дело рассматривалось как общеклассное, и редакторы выбирались в среде учеников. Намечалась даже определенная система в развитии журналистики. У младших классов «Детская мысль» - журнал рукописный, всего лишь в одном экземпляре, но зато роскошно оформленный и богато иллюстрированный. В средних классах – внешне менее эффектная, но зато литографированная, во многих экземплярах «Юная мысль», журнал отчасти публицистический, обсуждающий текущие вопросы жизни в школе. И, наконец, у старшеклассников – «Тенишевец», журнал печатный, значительно большего тиража, распространявшийся не только по всему училищу, но даже в известной мере за его пределами. Печатался он по записке от директора в кустарной типографии Б. Авидона, находящейся по соседству на Моховой 47. По внешнему виду это напоминало брошюру, но в то же время следовало образцу взрослых толстых журналов. Тут были и стихи, и художественная проза, и публицистика, и философические статьи, статьи о театральных постановках, отчеты о школьных экскурсиях, а также сатира, хроника и другое. Школьная журналистика могла казаться занимательной игрой, интерес к которой не был всеобщим и иногда замирал. Но это не снижает ее воспитательного значения. Она немало содействовала укреплению коллективной общности и даже зарождению сознания гражданственности.  

Поскольку Тенишевское  училище не традиционное учебное заведение, а особое, где неформальное, многогранное образование и воспитание играли решающую роль, то совершенно закономерно, что оно становится одним из наиболее  активных в плане выпуска собственных литературных изданий. В училище работал и литературный кружок, возглавляемый «темпераментным» и «довольно необыкновенным», по выражению В. Набокова, Вл.В. Гиппиусом, чей пример действовал на учеников, вне всякого сомнения, заразительно. А потому вполне закономерно, что именно благодаря Вл. В. Гиппиусу возникла «...интереснейшая попытка приобщить учеников к литературному труду. Начали ребята с написания рефератов об отдельных писателях, с выработки своих, далеко уже не детских взглядов на российскую словесность. На уроках литературы вспыхивали споры, в которых как бы на равных участвовал В.В. Гиппиус. В результате, впервые в учебной практике, школьным учителем и его учениками был написан, а затем опубликован большой коллективный литературоведческий труд под несколько академическим, но всё равно дерзким названием "Записки по истории русской литературы". Ребята замахнулись ни много ни мало на огромный исторический период от "Слова о полку Игореве" до творчества Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Это единственное в своём роде литературное произведение состоит из двадцати двух глав, написанных разными учениками, в разной манере и на разном уровне. Среди них есть блестящие <...>» .

Учениками Тенишевского училища подготовлены такие журналы, как «Досуг», «Юные силы», «Жизнь», «Вперёд», «Пробуждённая мысль», «Ученический     кружок»,     «Тенишевец»     («Товарищ»),     «Юная    мысль», «Объединение», литературный сборник «Перепутье»  .

История обретения журналов музеем Анны Ахматовой

Как выяснилось, в фондах музея А.А.Ахматовой находятся следующие журналы, выпускавшиеся в разные годы в Тенишевском училище: три номера «Юной мысли» (6,7,8 за 1915 г.); «Объединение» №1за 1916г.; «Буревестник» №3 от 5 марта 1906г.; «Вперед» №2 1906г., №3 190гг.; «Товарищ»№1 за 1908г.; 9 журналов «Тенишевец», издававшихся в начале XX века учениками Тенишевского училища:

1. «Тенишевецъ» №1 от 1 октября 1906 года

2. «Тенишевецъ» №2 от 20-го октября 1906 года

3. «Тенишевецъ» №3 от 15-го ноября 1906 года

4. «Тенишевецъ» №4 от 10-го декабря 1906 года

5."Тенишевецъ" 1907 года (журнал прибыл в музей без обложки, дата и номер неизвестны)

6. «Тенишевецъ» №5 от 25-го марта 1908 года год второй

7. «Тенишевецъ»1-го февраля 1909 года (год III)

8. «Тенишевецъ» №1 от 15-го декабря 1909 года (год IV)

9. «Тенишевецъ» №2 от 31-го марта 1910 года год четвертый

Первый вопрос, который возник у нас, когда мы взяли в руки журналы, был о том, откуда они появились в музее А.А. Ахматовой. За разъяснением мы обратились к сотрудникам музея, а они, в свою очередь, познакомили нас с удивительной женщиной Ириной Сергеевной Цимбал, профессором Санкт-Петербургской академии театрального искусства. От нее мы и узнали историю журналов. Оказывается, Ирина Сергеевна давно интересуется князем Тенишевым. По крупицам она собирает материалы о его судьбе, общественной деятельности и, конечно же, о созданном им училище, ведь она сама всю жизнь работает в этом историческом здании. Хотя слово «работа» здесь вряд ли уместно, скорее, это служение любимому делу. Потому что, как мы поняли позже, познакомившись лично с Ириной Сергеевной и побывав в ее квартире в историческом доме на улице Радищева, все, что делает Ирина Сергеевна, она делает с любовью.

         Так мы узнали, что в 2007 году ей совершенно неожиданно позвонила женщина, Майя Константиновна Варшавская, которая из радиопередачи узнала о том, что Ирина Сергеевна интересуется историей Тенишевского училища и даже организовала выставку в фойе Учебного театра на Моховой. Майя Константиновна сказала, что у нее после смерти тети, Лидии Моисеевны Пумпянской (в девичестве Люблинской), сестры матери, которая училась в Тенишевском училище уже после революции, остались ученические журналы «Тенишевец», их она и хотела бы подарить Ирине Сергеевне. Так состоялась первая встреча. Но Ирина Сергеевна от такого бесценного подарка отказалась: так же, как и ее отец, известный театральный критик Сергей Львович Цимбал, она считает, что такие вещи должны храниться в музеях, а не у частных лиц, и предложила передать эти журналы в музей Анны Андреевны Ахматовой. Так журналы попали в фонды музея, о чем свидетельствует инвентарная карточка КП-16223, протокол ФЗК № 191 от 01.03.2007 года и акт приема № 19-07 в постоянное пользование журналов «Тенишевец» от Варшавской М.К.

Учениками Тенишевского училища подготовлены такие журналы, как «Досуг», «Юные силы», «Жизнь», «Вперёд», «Пробуждённая мысль», «Ученический     кружок», «Тенишевец» («Товарищ»), «Юная    мысль», «Объединение», литературный сборник «Перепутье». «Долговечными» оказались отпечатанный литографированным способом журнал «Юная мысль», выходивший на протяжении трёх лет с различной периодичностью, и «Тенишевец», печатающийся, как правило, в типографии Авидона.

Автор одной из статей журнала «Тенишевецъ» №4 от 10-го декабря 1906 года пишет о том, что все училищные журналы можно разделить на 3 группы:

•        журналы классные ("Вперед")

•        журналы толстые ("Юные Силы"; "Жизнь"; "Часы досуга")

•        журналы "недолюбливаемые цензурой". (По-видимому, они не нравились школьному управлению)

Сквозной темой большинства тенишевских журналов стала тема товарищества, которая поднималась либо во вступительных статьях, либо в текущих публицистических, имеющих такие названия: «К товарищам», «Письмо к товарищам», «Почему у нас в училище нет товарищества». Авторы этих статей в духе времени утверждают, что в школьной среде недостает единения, чувствуется недостаток товарищества. Эту проблему и пытается решить литературный журнал.

Цель создания «Тенишевца» становится понятной после прочтения первого номера журнала - объединить учеников, оживить школьную жизнь, пробудить активности, писать о школе и учениках, выражая различные точки зрения. Об этом мы читаем в каждом номере журнала, об этом же пишет в своей диссертации Балашова, акцентируя внимание на том, что именно тенишевцы в этом вопросе проявили инициативу и обратились с письмами к другим школьникам Империи.

Редакция хочет сделать журнал интересным, стремится не ограничиваться только  школьной жизнью, поэтому предлагает использовать разные жанры, включая лирику, беллетристику.

В первом номере журнала уже наметились рубрики, которые впоследствии стали постоянными: «Отъ редакцiи» - этот раздел начинает каждый последующий номер - и «Училищные дела» - своего рода хроника событий, происходивших в училище.  Но из второго номера понятно, что журнал начал издаваться в одном классе, инициаторами его создания и редакторами являются В.Валенков и В. Жирмунский. Они возглавляют литературный отдел и отдел публицистики. Во втором номере в состав редакции присоединились Нечволодов и И.Ашешов, они отвечают за периодический отдел. Таким образом, ко второму номеру уже определились три основных отдела журнала: периодический, литературный и отдел публицистики.

Первый номер вышел общим количеством 100 экземпляров и был платным. Об этом сообщалось во втором номере за 1906г.

Из журнальных статей мы многое узнаем о самом училище, жизни в нем, об интересах и проблемам ребят. Так, о техническом оснащении здания мы узнаем из заметки журнала №4 за 1906 г, в которой говорится о приобретении пылесоса, которых в то время в стране было мало. Об отношении школьников к предметам и преподавателям мы читаем не только в статьях, посвященных памяти Острогорского (журнал от 1-го февраля 1909 года. Год III). Кстати, именно этот журнал показал сплоченность всех, кто связан с Тенишевским училищем, жаль только, что товарищество, к которому так стремились тенишевцы, проявилось во время невосполнимой потери.

Об отношении учеников к экзаменам мы узнаем из сатирической поэмы «Латинеида», помещенной в журнале № 2 1910 года.

Но наибольший интерес вызвал рассказ об экскурсии "Изъ дневника экскурсанта", в котором ученик передаёт свои впечатления от поездки на Урал, описывая их по дням. Очевидно, что экскурсия носит комплексный характер и ставит перед собой не только познавательные и профориентационные, но и воспитательные задачи

Сложилось ощущение, что такого рода экскурсии готовили ребят к жизни больше, чем классные занятия. В самой статье говорится и  о взаимоотношениях между учениками и преподавателями. Она очень откровенна, автор рассказывает не только о хорошем, но и о том,  за что  ему потом было неловко. Читая эти записи, понимаешь, насколько велика роль педагога в воспитании товарищеских чувств, как умело учителя в конце экскурсии сняли негативное впечатление от нее, обратив внимание ребят на хорошие моменты. Интересно и то, что во время поездки действовало самоуправление, были выбраны старосты, которым должны были подчиняться остальные.

Проанализировав содержание всех имеющихся у нас журналов Тенишевского училища, можно сделать вывод, что были среди создателей журнала те, кого вообще интересовало журналистское дело, поэтому они готовы были либо одновременно сотрудничать с несколькими журналами, как Николай Гердзей. А были и те, кто после закрытия одного журнала начинали сотрудничать с другим, как Т.Гориневский.Николай Гердзей входил в состав редакционной комиссии журнала «Буревестник» №3 от 5 марта 1906 года и в то же время был главным редактором журнала «Вперед» в 1906-1907 году, а в 1909-1910 годах, будучи учеником XIII семестра, входил в состав редакции «Тенишевца» и публиковался в этом журнале (в номере 2 год четвертый от 31 марта 1910 года помещены четыре стихотворения Коли Гердзея).

В поисках информации о Тенишевском училище и его учениках мы изучили  материалы Центрального Государственного Исторического Архива Санкт-Петербурга По тем характеристикам, которые сохранились, мы видим, что ребята, участвующие в создании и выпуске журналов, отнюдь не были блестящими учениками. Они обладали средними способностями. О том, что знания по русскому языку не были глубокими, свидетельствуют и орфографические ошибки, замеченные нами при чтении журнала. Но, вместе с тем, следует отметить, что общественная деятельность этих ребят пользовалась успехом. Долгое время им удавалось выпускать журналы и объединять вокруг них учеников из разных семестров. Очевидно, что это были инициативные, творческие личности, обладающие организаторскими способностями и умеющие увлечь за собой других. А такие натуры, как известно, редко бывают стабильны в учебе. Общее дело периодически захватывает их так, что они отдаются ему без остатка.

Заключение

Подводя итог двухлетней работы по исследованию материалов и журналов Тенишевского училища, хотелось бы сказать, что лучшие петербургские частные школы рубежа XIX – XX веков, к которым, несомненно, относится и Тенишевское училище, воплощали актуальные педагогические установки эпохи. Особое внимание в данных школах уделялось развитию внешкольной деятельности. На этой основе в Тенишевском училище выпускался целый ряд школьных журналов и сборников, в которых неизменно звучал призыв к сплочению тенишевцев. Налицо стремление самих учеников к социализации - взаимодействию с коллективом, выработке общественно значимых ценностных ориентиров.

Что касается  Тенишевской журналистики, то , безусловно, она способствовала развитию школьного самоуправления, которое в училище не являлось предписательным, обязательным, а выражало свободное волеизъявление самих учеников, и  выполняла функцию самообразования, развивала и воспитывала и, в конечном счете, привела к формированию активной творческой личности.

Как выяснилось,  главное назначение школьной журналистики того времени заключался в осуществлении процесса социализации. Школьный журнал осмыслялся самими учениками как действенный инструмент социализации, способный объединить соучеников-товарищей. Школьная журналистика свидетельствовала, во-первых, об острой потребности учеников в товарищеской среде и диалоге, что способствовало разработке коммуникативных навыков; во-вторых, о достаточно рефлексивной установке сознания ученика начала XX века и, как следствие, возможности самоорганизации и развития.

 Изучение содержания журналов позволило сделать вывод о творческой активности учеников, связанной со школой. Мы видим, что школа не убила интереса к различным формам творчества, а наоборот способствовала его развитию. Выпуск журналов был связующим звеном между жизнью тенишевцев и реальной жизнью. А школа выполняла конструктивную функцию медиатора между учеником и культурой.

Уникальность Тенишевского училища состоит не только в особых программах, требованиях к учителям, условиям обучения тенишевцев, но и в том опыте, который мы могли бы перенять , чтобы наши ученики стали всесторонне развитыми личностями.

Печелийская О.А.

Гаврилова О.Б.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Демо-тест на тему: "Начало Великой Отечественной войны."по учебнику "История России XX век начало XXI века" 9 класс

Демо-тест к теме: "Начало Великой Отечественной войны." составлен по учебнику Д.Д. Данилова, Д.В. Лисейцева и др. "История России  XX век начало XXI века" для 9 класса. Перед использованием теста...

Активная лекция "Современная русская литература (литература конца 20 века - начала 21 века)"

Представлены направления современной русской литературы, их временные рамки,  "опознавательные знаки" и представители. Указаны ведущие темы  современной литературы....

Литературно-музыкальная композиция «Диалог эпох – рубеж веков (XIX – XX) – начало XXI века: поэзия века серебряного – современная рок-поэзия»

В уроке сплелось желание сделать поэзию серебряного века ближе и понятнее современным школьникам, показав близость тем и проблем с современной рок-поэзией...

Рабочая программа по истории (профильный уровень) 11 класс Н.В.Загладин «Всеобщая история. Конец XIX века – начало XXI века. 11 класс» Для 11 класса общеобразовательных учреждений. - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 20 Н.В.Загладин, С.И.Козленко, С.Т.

Рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на профильном уровне, Примерной программы среднего(полного) о...

Конспект урока в 10 классе. Русская литература и русская история 19 века. Творчество писателей конца 18 – начала 19 века. (Обзор)

Конспект урока в 10 классе. Русская литература и русская история 19 века. Творчество писателей конца 18 – начала 19 века. (Обзор)   Данный урок будет полезен для обзорного изучения литератур...

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИКИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА НА ПРИМЕРЕ ОТРЫВКА «УЕЗДНОЕ УЧИЛИЩЕ» ИЗ РОМАНА Г.Н. ПОТАНИНА «СТАРОЕ СТАРИТСЯ, МОЛОДОЕ НИКОГДА»

Культура провинции в России, часть образа нации. В наследие будущим поколениям остались интересные памятники, в том числе и художественные второй половины XIX века, созданные в российской «глуби...