Конспект внеурочного занятия по литературе "Ах, что за чудо, эти сказки!"
план-конспект занятия по литературе (5 класс)

Катаева Ольга Анатольевна

Данное занятие рассчитано на учащихся 4 - 5 классов в качестве обощения изученного материала по сказкам А. С. Пушкина. Занятие содержит теоретическую часть (повторение), игровую форму (творческие задания - инсценировки), видеоматериалы (отрывки из мультфильмов по сказкам Пушкина), тест для проверки знания содержания сказок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеурочное занятие в 5 - м классе "Сказки А.С. Пушкина"

  • Катаева Ольга Анатольевна, учитель русского языка и литературы

Разделы: Основная школа

Тип занятия: Обобщение и систематизация знаний.

Форма проведения: урок-презентация

Тема: «Что за прелесть, эти сказки!»

Обобщающий урок по сказкам А.С. Пушкина.

Цели урока:

  1. Обучающие:
  • организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы “Сказки А.С.Пушкина”;
  • создать условия для усвоения нравственных идей, в частности о границах между добром и злом, истиной и ложью, верой и безверием;
  • обеспечить установление учащимися внутрипредметных и межпредметных связей.
  1. Ориентированные на развитие личности учащегося:
  • создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её;
  • способствовать развитию фантазии, воображения, умения давать полный, связный ответ, умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
  1. Воспитательные:
  • содействовать развитию умения общаться между собой;
  • помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Задачи урока:

1. Учить выделять главное, обобщать.

2. Развивать память, мышление, внимание.

3. Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас, прививать любовь к

чтению.

4. Учить работать в группе и индивидуально.

5. Развивать творческие способности учащихся.

6. Воспитывать обучающихся через поступки героев: прививать в детях добрые чувства, учить любить друг друга, видеть преимущество добра над злом.


Оборудование урока:

  1. Портрет А.С. Пушкина
  2. Выставка книг - сказок Пушкина разных изданий.
  3. Выставка иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина.
  4. Материал для викторины.
  5. Реквизиты для разыгрывания сценок.
  6. Компьютер, мультимедийный проектор.

Применяемые технологии:

  1. Групповая технология.
  2. Игровая технология.
  3. Уровневая дифференциация.


Ход урока.

I.Организационный момент. Настрой на урок. Приветствие.

II.Сообщение темы урока.

Слайд №1

Давайте немного пофантазируем и отправимся в страну Лукоморье, где живут сказки А. С. Пушкина.

(Ученик читает отрывок «У Лукоморья»)

Чудесным образом мотивы русских сказок и фантазии Пушкина переплетаются, и вот из-под его пера появились литературные стихотворные сказки, в которых «русский дух» и «Русью пахнет!»

III.Повторение изученного.

- Что вы знаете о А.С. Пушкине? ( А.С. Пушкин – великий поэт. Он писал стихи, поэмы, сказки. Родился 6 июня 1799 г. Прожил всего 38 лет, погиб на дуэли. Специально для детей не писал, но сказки и стихи читают все: и взрослые, и дети. Пушкин написал 7 сказок, но одна из них осталась недописанной - это «Сказка о медведихе».)

Слайд № 2.

Александр Сергеевич Пушкин маленьким мальчиком слушал сказки Арины Родионовны и бабушки, простодушной Марии Алексеевны Ганнибал.

От ужаса не шелохнусь, бывало,

Едва дыша, прижмусь под одеяло,

Не чувствуя ни ног, ни головы…

Я трепетал – и тихо, наконец

Томленье сна на очи упадало.

Толпа толпой с лазурной высоты

На ложе роз крылатые мечты,

Волшебники, волшебницы слетались,

Обманами мой сон обворожали.

Слайд № 3.

- Кто написал эти строчки?

( На доске: «Что за прелесть, эти сказки! Каждая есть поэма!»)

В длинные, зимние вечера в старом доме, в селе Михайловском, няня Арина Родионовна рассказывала поэту сказки. Валил снег, пел в печных трубах ветер, жужжало веретено, и сказочный мир расцветал вокруг Пушкина. Поэт брызгал пером, торопливо записывал нянины сказки и приговаривал: «Что за прелесть, эти сказки! Каждая есть поэма!» Потом Александр Сергеевич Пушкин читал свой вариант литературной сказке своим друзьям, а няня тоже слушала и, наверное, гордилась своим гениальным воспитанником.

Слайд № 4

В годы ссылки в Михайловском поэт попросит Арину Родионовну вновь рассказать ему те детские сказки.

Арина Родионовна расскажет о мёртвой царевне, которая «заблудилась в лесу», а «мачеха приходит в лес под видом нищенки. Она дарит царевне рубашку, которую та, надев, умирает…» Записывает Пушкин и про Балду, и про турецкого государя Султана Султановича, которому царица родила 33 сына, а 34-й уродился чудом – ножки по колено серебряные, ручки по локотки золотые, во лбу звезда, в заволоке месяц…»

Постановка проблемного вопроса. 

Так если сказка – это фантазия и вымысел, то почему же мы любим сказки, с удовольствием читаем их и почему учимся у них? В чём сила сказок?

(Сказки – это чудеса. Сказки учат добру. Добро всегда побеждает зло.)

- Какое крылатое выражение есть у Пушкина про сказки?

(Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок)

- Из какой сказки эти строки? (Из «Сказки о золотом петушке»)

- Я предлагаю вам сейчас поработать со сказками Пушкина и доказать мудрость этих слов. Вы будете работать по группам.

Слайд № 5

Давайте вспомним сказки Александра Сергеевича Пушкина, которые ему подарила его няня.

Дальше мы работаем в группах.

IV.Творческая работа в группах.

Групповая работа с презентацией, осмысливание и выполнение предложенных заданий.

Инструктаж.

Чтобы узнать, над какой сказкой вы будете работать, надо составить фразу.

По ней вы догадаетесь, о какой сказке идёт речь. Слова – подсказки лежат в конверте с вопросом. Отгадывать будете всей группой. В конверте с номерами находятся карточки с заданиями. Задания разные по трудности. Вы сами решите в группе, кто за какое задание возьмётся.

Вспомним главные правила работы в группе:

- работаем дружно;

- работаем так, чтобы не мешать другим;

- если группа готова к ответу, поднимаем сигнальную карточку.

2. На подготовку даю 3 минуты. Приступаем к работе.

План работы:

1.        Подготовьте короткую характеристику сказки:

правильное название; какова её тема (о чем она?) и идея (чему учит?).

2.        Творческое задание. Подготовьте сценку, чтение отрывка по ролям, рекламный плакат.

Задания по карточкам:

№ 1 – Классификация рисунков. Подобрать иллюстрации к своей сказке.

№ 2 – Выйти к доске, взять рисунок, подобрать подходящий отрывок из сказки и выразительно его прочитать вслух.

№ 3 – Объяснить значения слов из сказки.

№ 4 – Какой намёк (урок) даёт эта сказка?

№ 5 - Выбрать пословицу, наиболее подходящую к сказке.

3. Проверка. Группы прекращают работу. По очереди слушают выступления команд. Если есть ошибки, дети из других команд поднимают руки.

V.Физминутка.

VI.Викторина по сказкам .

Слайды № 7 – 12

Ученикам раздаются распечатки с тестовыми заданиями по сказкам. В процессе просмотра видео роликов с отрывками из сказок Пушкина ребята выполняют задания теста. Проверка выполнения. Выставление отметок.

VII.Итог урока.

Подведём итоги урока. В чем сила и ценность сказок?

( Сказка – это добрая фантазия и мечты людей. Сказка не только занимательна, но и поучительна.)

- Будем верить в сказки, в добро, мир. Спешите делать добро сами!

VIII.Домашнее задание.

Предлагаю вам прочитать сказку о медведихе. Эта сказка не дописана Пушкиным. Предлагаю вам подумать о том, какое может быть продолжение этой сказки. Не забудьте, ведь сказки творят чудеса и добро побеждает зло.

Приложение

Тест по просмотренным сказкам

«Сказка о царе Салтане, сыне его царевиче Гвидоне и прекрасной царевне Лебедь» - №……….

  1. Сколько сестёр было у матери царевича Гвидона?

2-------           3-------             1----------

  1. Как назывался остров в океане?

Салтан-------- Буян----------Боян---------

  1. Кто создал город на этом острове?

       Дядька Черномор-------------------

       Царевна Лебедь--------------------

       Царевич Гвидон--------------------

«Сказка о попе и о работнике его Балде» - №……………..

  1. Зачем поп пошёл на базар?

За Балдой---------

За товаром---------

Погулять-----------

  1. Что Балда вернул попу?

Оброк------ мешок--------- долг-----------

  1. От чего поп подлетел под облака?

От кулака------- от тумака-------- от щелчка-------

«Сказка о золотом петушке» - №………………….

  1. Как звали царя?

Дадон ----- Наполеон ------- Гвидон----------

  1. Что должен был делать петушок?

Охранять -----------

Воевать -------------

Кукарекать ----------

  1. Кого убила шамаханская царица?-------------------------

«Сказка о рыбаке и рыбке» - №…………………..

  1. Что у старухи было разбито?

Посуда -------- Корыто ---------- Дом--------

  1. Сколько лет жили у моря старик и старуха?

25----------- 33----------- 70 -----------

  1. С чем осталась старуха?

С богатством------------

С разбитым корытом ---------------

С золотой рыбкой -----------------

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» - №…………….

  1. Что умело делать волшебное зеркальце?

Петь ------------ Говорить ------------- Кричать --------------

  1. Что делали 7 братьев в лесу?

Жили ------------ Охотились ------------- Гуляли ------------

  1. Кто помог царевичу Елисею найти царевну?

Солнце ----------- Ветер ------------ Месяц --------------

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.

Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....

Мини-спектакли на внеурочных занятиях по английскому языку: на примере инсценировки сказки-песни-стихотворения «This is the house that Jack built».

Материал представляет собой методическую разработку коллективного написания сценария и постановку мини-спектакля на английском языке “This is the house that Jack built”.  Для спектакл...

Конспект внеурочного занятия "Цветочная композиция"Дерево счастья" 8-5 класс (фоамиран), технология, художественная направленность, открытое занятие

Конспект открытого внеурочного занятия по выполнению цветочной композиции "Дерево счастья". Занятие по закреплению знаний о фоамиране. День счастья....