Особенности восприятия школьниками драматических произведений
статья по литературе

Бородина Надежда Александровна

Статья посвящена вопросу восприятия школьниками драматического произведения. Предложены пути преодоления трудностей, связанных с двуединой природой драмы. На основе анализа трудов известных методистов, педагогов и литературоведов определено особое значение драмы в курсе изучения литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 76.docx24.21 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности восприятия школьниками драматических произведений

        Статья посвящена вопросу восприятия школьниками драматического произведения. Предложены пути преодоления трудностей, связанных с двуединой природой драмы. На основе анализа трудов известных методистов, педагогов и литературоведов определено особое значение драмы в курсе изучения литературы.

        Исследования проблемы художественного восприятия в психологии и эстетике представляют интерес для методистов и учителей-словесников. В настоящее время проблема восприятия литературы изучена в методике преподавания литературы в различных аспектах: основные особенности и этапы восприятия произведений различных жанров, возрастные особенности восприятия читателя-школьника, структура читательского восприятия, взаимосвязь восприятия и анализа художественного произведения ( работы В.В. Голубкова, Н.О. Корста, Н.И. Кудряшёва, З.Я. Рез, Н.Д. Молдавской, Т.Г. Браже, В.Г. Маранцмана, О.Ю. Богдановой и др.)

        В трудах эстетиков, литературоведов, психологов ( Ю.Б. Борева, С.В. Владимирова, Г.А. Гуковского, О.И. Никифоровой, Л.В. Чернец) подчеркивается существенная роль жанра в восприятии, чтении и изучении художественного произведения.

        Механизм восприятия произведений искусства сложен. Как установила О.И. Никифорова, он включает ориентировочную и основную части. В ориентировочной части ( при чтении начала произведения) читатель вычленяет ряд ориентиров:

  1. Жанр и общий строй произведения;
  2. Место и время действия;
  3. Главное действующее лицо и эмоциональное отношение к нему автора- это необходимо для «сопереживания»;
  4. Начало действия;
  5. Объём содержания произведения, определяющий объём работы читательского воображения.

          «Основная часть механизма непосредственного восприятия,- указывает О.И. Никифорова,- заключается во взаимодействии актуализированных образных обобщений и анализ текста» [6,26].

          Проблема восприятия драматических произведений освещена в трудах Н.А. Демидовой, Т.С. Зепаловой, Т.С. Зепаловой, Н.И. Кудряшёва, Н.Д. Молдавской, М.А. Снежневской и других. Эти методисты отмечают, что трудности восприятия драмы связаны с двуединой природой драматических произведений. Н.Д. Молдавская замечает, что не все ученики будут иметь возможность увидеть драму в литературной постановке, поэтому задачей учителя становится обучение чтению и пониманию [5,77]. При этом речь идёт об особом чтении, в процессе которого читатель должен представлять «жизнь, изображённую на сцене со всеми условностями сценического воплощения пьесы…» [5,78].

          Полнота восприятия драмы зависит от ряда факторов: от богатства жизненных и театральных впечатлений (Н.И. Кудряшёв), от степени «натренированности» воображения (Н.Д. Молдавская).

          Особенности восприятия школьниками драматического произведения отличается от особенностей восприятия лирики и эпоса. Основой восприятия лирического произведения, по мнению О.Ю. Богдановой, является сила непосредственного эмоционального впечатления. А восприятие эпоса и драмы С.В. Владимировым представлено схематично следующим образом: механизм восприятия прозы литературовед изображает в виде треугольника:

                        автор                геройhttps://docs.google.com/drawings/image?id=sM2jKPZOR928aZkklEH2uNw&rev=1&h=45&w=194&ac=1

                    

                                                     читатель

Автор и герой обязательно и одновременно появляются перед читателем, хотя друг без друга они не существуют.

          А восприятие драмы имеет вид цепи:

автор- герой- читатель [3,38].

В этой схеме подчеркивается отсутствие прямого воздействия между автором и воспринимающими. Общение происходит через героя.

          Трудности восприятия драмы методисты связывают с особым значением речи персонажей, концентрированностью мыслей и чувств, соотнесенностью драмы и необходимостью сценического воплощения и той иллюзии действительной жизни, подлинный смысл которой часто ускользает от учащихся.

          Для устранения трудностей восприятия драматического произведения Т.С. Зепалова предлагает следующие условия:

  1. Организация школьной драматической самодеятельности, тесно связанной с уроками литературы, когда происходит критическое знакомство с пьесой и ее сценическими возможностями.
  2. Подготовка школьников в процессе учебной работы к сознательному чтению и анализу драматического произведения. Сюда относятся разнообразные методические приемы, в качестве наиболее эффективных представлены следующие:

а) самостоятельное инсценирование небольших повествовательных эпизодов, создающее у школьников представление о технологии драматического творчества;

б) обучающий анализ драматургического эпизода, когда под руководством учителя школьники получают представление о конфликтности драматического действия и средствах его выражения;

в) обязательное чтение вслух драматических произведений на уроках литературы.

     3.   Анализ драмы, учитывающей ее специфические художественные

         свойства.

     4.Обращение к профессиональному театру в соответствии с задачами

        литературного образования и развития школьников [4,5].

          Таким образом, жанр является одним из определяющих факторов, влияющих на настроенность восприятия, что необходимо учитывать в школьной практике изучения художественного произведения.

Использованная литература:

  1. Аристотель. Поэтика.- М., 1957
  2. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы.- М., 1999
  3. Владимиров С.В. Действие в драме.- Л., 1972
  4. Зепалова Т.С. Уроки литературы и театр.- М., 1982
  5. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения.- М., 1976
  6. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы.- М., 1972


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности изучения лирических, эпических и драматических произведений в школе

Целью данной работы является постановка и практическое разрешение проблемы литературного образования школьников при условии глубокого осмысления учителем системы теоретических и методических при...

Психологические особенности восприятия школьниками пьесы А.Н.Островского «Гроза»

Пьеса А.Н.Островского "Гроза" редко пользуется  популярностью у наших старшеклассников, и это при том, что это одно из немногих произведений, которое учащиеся прочитывают в полном объёме. В ...

Освоение драматических произведений читателями-школьниками как методическая проблема в обучении литературе на современном этапе

В статье рассказывается о том, что освоение драматических произведений на современном этапе является методической проблемой...

Освоение драматических произведений читателями-школьниками как методическая проблема в обучении литературе на современном этапе

Важность и актуальность обращения к драматическим произведениям на уроках литературы, необходимость изучения этого сложного, имеющего двойственную природу рода литературы во многом обусловлены в...

Методы и приемы активизации восприятия школьником художественного произведения.

Кризис детского чтения, о котором так много говорят в последнее время, состоит не в том, что дети перестали читать, а в том, что у них не развит или утрачен интерес к этой сфере занятий. Книгой пользу...

Консультация для родителей. Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками

Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой.Художественная книга для ребенка - это могучее средство всестороннего воспитания: она...