Открытый урок по литературе в 10 классе на тему «Зачем человеку небо?» Путь нравственных исканий князя Андрея Болконского (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Хадаева Алина Ахсаровна

План-конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_klass_literatura_otkr.urok_.docx26.91 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал  ГБОУ РФМЛИ в с. Мацута

               

ОТКРЫТЫЙ  УРОК  ПО ЛИТЕРАТУРЕ

                               

В 10 КЛАССЕ

«Зачем человеку небо?»

Путь нравственных исканий князя

Андрея Болконского

(по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)         

                

   

                                        

                                                      Учитель русского языка и литературы

                                        Хадаева Алина Ахсаровна

Апрель 2021 год

Цель урока:     обобщить полученные знания по роману;

                        понять авторскую позицию;

                        проанализировать и определить своё отношение к авторской позиции

        Задачи:        1. Образовательные:

умение выделять ключевую проблему в раскрытии образа князя Андрея Болконского.

2. Развивающие:

организация работы над развитием интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

умение создавать собственное суждение по прочитанному тексту, аргументировать и доказывать

3. Воспитательные:

формировать духовно развитую личность, национальное самосознание, чувство патриотизма

        Планируемые результаты

        Предметные: совершенствование речи учащихся

Познавательные УУД:

поиск и выделение необходимой информации;

построение текста  в устной и письменной форме;

свободное восприятие текста художественного произведения;

содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, развития творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных и артистических способностей.

Личностные УУД:

самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию;

способность к самооценке своих действий, поступков;

нравственно-этическая ориентация;

развитие моральной готовности противостоять негативным проявлениям;

умение найти ответ на проблемный вопрос: зачем человеку небо?

Регулятивные УУД:

целеполагание, планирование, саморегуляция;

осознание стремления к постижению нового.

Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

соблюдение правил речевого поведения;

умения полно выражать мысли в соответствии с задачами и

 условиями коммуникации.

Оборудование урока:

компьютер, проектор, видеофрагменты, презентация, текст романа

Основные приёмы и методы:

технология личностно-ориентированного обучения;

приемы технологии критического мышления;

поисковый метод обучения

Этап I.

 Мотивация к учебной деятельности

Учитель:  

Уж так  устроен человек, что довольно часто он размышляет о жизни (о своей либо о жизни литературного героя). Однако познать сполна жизнь ему невозможно.  А приблизиться к познанию смысла бытия, задуматься над «вечными» вопросами, заглянуть «в себя» он может. И порой человеку нужен вопрос, на который хотелось бы получить ответ.

        При осмыслении традиционной темы «Путь нравственных исканий князя Андрея Болконского» таким вопросом стал: «Зачем человеку небо?»

        

        Данный проблемный вопрос и есть тема нашего урока. Чтобы получить ответ на него, нам необходимо на уроке:

  1. Целеполагание (уч-ся называют цели урока):

анализ эпизодов

композиция эпизодов

язык автора

анализ внутреннего мира героя, поступков

наблюдения за эволюцией духовного перерождения героя

Этап II.

Создание условий для работы с обучающимися (словесный метод)

  • Психологический настрой на урок
  • Чтение эпиграфа к уроку (слова Д. Мережковского)
  • Смысл слов поэта?
  • Как эпиграф соотносится с темой нашего урока?

 

Этап III.

Организация и самоорганизация уч-ся в ходе дальнейшего усвоения материала

Организация обратной связи

  1. Работа в команде
  2. Запись на доске (литературные понятия, необходимые при анализе фрагментов):
  • антитеза
  • внутренний монолог
  • диалог
  • постоянные эпитеты, метафоры
  • сюжетная параллель
  • теория жеста

3. Учитель:

- Итак, что есть небо?

- А что отражает образ неба в романе «Война и мир»?

(внутренний мир главных героев, и взаимоотношения их с небом различны)

- Из сотен героев к гармонии с небом стремятся лишь трое: Наташа, Пьер и князь Андрей. Но  только один из них вступает с небом в своеобразный диалог, видит в нём собеседника, пытаясь найти ответы на мучающие его вопросы о смысле жизни.

- Поразительно, какой духовный путь героя от равнодушия к состраданию! Но он невозможен без идеала. И таким идеалом для князя Андрея стало небо.

        В романе три встречи с небом для князя стали этапными. Какие?

  • небо Аустерлица
  • небо Богучарова
  • небо Отрадного

3.    Анализ эпизода «Небо Аустерлица»

Учитель:

- На каком приёме строится художественный образ неба? (антитеза)

-Почему? (дан дважды: до сражения –ночью - и после него –утром-, также образ неба противопоставлен земле – суета, обыденность)

- Какова же связь между героем и небом? Язык эпизода.

        (Мысли героя, чувства до сражения: герой взволнован, напряжён, он любуется собой;

        двойной повтор слов туман – туманный символизируют ошибочность жизненной цели героя)

        Слова «лунный свет» как свет истины пытается пробиться (от глаголов «биться, «сражаться»), но настоящий перелом в мировоззрении между тем, что было ночью, и тем, что будет утром на грани между жизнью и смертью, произойдёт в момент ранения.

Небо перед Аустерлицем – символизирует ложность жизненной цели, его духовное заблуждение

Князь Андрей на поле Аустерлица

        

(видеофрагмент без звука) – ученик на фоне фрагмента читает внутренний монолог князя.

Учитель:

- Что приходит на смену романтическим честолюбивым мечтам?

        (страшная реальность – солдаты падают без деления на русских и французов, взрывы)

- Что понимает князь Болконский, находясь на грани жизни и смерти? (ошибался)

- Что дарит ему нравственное прозрение?

                (меняется отношение к людям, появляется желание быть ближе к ним)

- Язык, приёмы

                Антитеза: «человек – небо» синонимично «ложь  -  правда»

                Небо  вечное, как правда, символизирует истинные жизненные ценности

                Эпитет «высокое»= «истинное», повторяется 6 раз

- Какова функция данного лексического повтора? (= важное, значительное)

- Легко ли даётся кн. Андрею прозрение?

                 (тяжело, он страдает не только физически, но и духовно)

- Почему?    (разочарован)

- Какие средства передают состояние героя?

                цветопись: «неясное с серыми облаками»

                антитеза: я - мы

                глаголы: кричали -  дрались

                облака: тихо ползущие - бегущие  

                теория жеста: руки раскинуты

- Что понимает герой?       (надо жить душой!)

Вывод:           

Небо Аустерлица - речь о духовном перерождении героя. Толстой считает, что заложенное в человеке «нравственное чувство развивается под влиянием природы».

5. Анализ эпизода «Небо Богучарова»

- Что испытывает князь Андрей после Аустерлица (текст)?

- В чём его убеждает друг Пьер?

- Чем явилось для Болконского небо?

        Видеофрагмент

(настроение радостно-взволнованное)

Пейзаж - река, линия горизонта

            цвет: красный отблеск, синеющий разлив

Учитель:

- Через два года после Аустерлица небо не может быть таким же, о к герою вернулось ощущение  радости, счастья от вновь обретённой жизненной цели.

- Художественные средства, доказывающие мои слова?

        эпитеты: «высокое», «вечное»

        метафора «давно заснувшее»

Они передают внутреннее состояние героя, а данное изображение неба носит психологический характер.

Вывод:      Горе, разочарование, постигшие героя после возвращения домой, уступают место вере, надежде, любви в его душе.

Герой духовно возрождается    (теория жеста - облокотился на руки, несколько сдержан)

6.  Анализ эпизода  «небо Отрадного»

Вечером - что чувствовал герой? (текст)

но лунный свет - свет истины

                )

Учитель:

- Работаем с текстом.

Предложение «Всё затихло…» - роль умолчания

Три восклицательных предложения (зачитать)

- Что это?

        (! говорят о взволнованности героя, что подтверждает главенство в его жизни чувств, эмоций, а не холодного ума)

- Реакция на произошедшее?    (засыпает)

 

 Теория жеста - (широко распахнул окно, готов объять мир)

- Жизненная цель-  любовь, может быть, до конца не осознанная героем, дарит ему счастье.

Кольцевая композиция передаёт движение от света в природе к  свету в его душе

Метафора «Лунный свет ворвался в комнату» (свет истины), а когда-то он не мог пробиться  сквозь туман (Аустерлиц)

Краски:  небо светлое, почти беззвёздное, весеннее, передают его настроение.

- Герой достиг гармонии душевной. Через столетие Б. Пастернак о таком же миге обретения душевной гармонии скажет:

                И дольше века длится день,

                И не кончается объятье

Цветопись: от чёрного к  светлому, серебристому, ярко-белому означают духовное просветление, обретение веры, которые приведут героя  к божеской любви.

Вывод:    

Небо Отрадного отражает рождение веры и любви как жизненной цели в душе князя Андрея. И это состояние души подчёркивают описание дуба  мысли героя:»Нет, жизнь в 31 год не кончилась…» (текст)

             

Основные этапы духовного перерождения героя:

        Небо Аустерлица - перерождение

        Небо Богучарова -  возрождение

        Небо Отрадного-    вера и любовь

7.  Учитель:

- Больше этапных встреч с небом в жизни героя не будет.

Раненный на Бородинском поле, князь Андрей упадёт на грудь, в траву, любя жизнь, эту траву, землю, воздух.

        Теория жеста   (упал лицом вниз - жизненный цикл завершён)

- Сюжетная параллель позволила автору показать, а читателю увидеть, как изменился герой за какое-то определённое время.

- С чего начинаются искания князя Андрея Болконского?

        (страстное желание любви людей к себе, торжества над ними («маленький Наполеон»), а закончилось обретением блаженного чувства любить ближних, любить врагов своих (Курагин), сострадать им)

Вывод:

И на поле Аустерлица, и на поле Бородина ему открывается истина - это любовь к миру и слияние с Богом.

        (текст, мысли Болконского о сострадании)

- И высветить основные этапы духовного развития героя помог образ неба.

- Чему же оно научило князя Андрея?

- Как ответил Толстой на вопрос: «Зачем человеку небо?»

        (жалеть, прощать, сострадать, не делить людей на хороших и плохих)

- И последний вопрос: если герой стал на истинный жизненный путь, то почему он умирает?

        (Мой ответ: небо - символ идеала. А идеала, по Толстому, быть не может.

 Любимая цитата Толстого: «Когда человек достигает идеала, он умирает, становится неземным, небесным».)

Этап IV.  

Заключение урока

1. Рефлексия    

2. Итог урока.

3. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру «Что вынес(ла)  я урока для сердца и ума?»

4. Оценивание работы уч-ся на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по литературев 8 классе по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".

Данный  материал является  методической  разработкой урока , который  проводится с использованием презентации....

Подготовка к домашнему сочинению на тему «Мечты и терзания Андрея Болконского» (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)

конспект урока, раскрывающий методику подготовки к написанию сочинения по теме...

План-конспект урока литературы в 10-м классе по теме: "Путь исканий Пьера Безухова" (по роману Л.Н.Толстого "Война и мир"

Двухчасовой урок-семинар, в ходе которого учащиеся знакомятся с теорией  Л.Н.Толстого об истинной ценности человека. На материале романа раскрывается психологический процесс становления личн...

Разработка урока обществознания в 5 классе по теме: «Зачем человеку семья?»

Разработка урока обществознания в 5 классе  по теме: «Зачем человеку семья?»...

Открытый урок литературы в 10 классе на тему: "Каждая семья представляет явленье особенное..." А.С.Макаренко (по роману Л.Н.Толстого "Война и мир")

Цель урока - показать ребятам ценность семьи, ее роль в воспитании подрастающего поколения. В ходе урока рассматриваются семейный традиции Ростовых, Болконских....

Уклад семьи Болконских( по роману Л.Н.Толстого "ВОЙНА И МИР" ).Презентация к уроку литературы в 10 классе .

Показать главные черты характеров  членов семьи Болконских, их взаимоотношения , подвести  итоги 1 части 1 тома   романа Л.Толстого "Война и мир" -цель урока литера...