Статья - Чтение сегодня
статья по литературе (7 класс)

Дмитракова Катерина Ивановна

Подростки ищут ответ  на вопрос о том, какие внутренние позиции человека (взгляды, чувства, настроения) откроют для них возможность верить в свои силы, несмотря на сложные и даже  трагические аспекты жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.24 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                   Учитель русского языка и литературы

                                                                ГБОУ школы № 695 «Радуга»

                                                                Дмитракова К.И.,

                                                                высшая категория

 Статья

Чтение сегодня

    Многочисленные гаджеты заполонили нашу сегодняшнюю жизнь, вытесняя из нее книгу. И потому так важно, чтобы подростки, молодое поколение осознавало те положительные факторы, которые связаны с чтением книг. Это и поиск ответов на многие, волнующие человека вопросы, и определение путей решения каких-либо проблем, а также обретение душевного здоровья, то есть способности жить в гармонии с миром и самим собой. Многолетняя работа учителем русского языка и литературы убедила меня в том, что из-за сложности современной жизни ребенку нужна помощь в обретении духовных опор, поддерживающих гармонию в душе. Не имея их, оказавшись в трудной ситуации, он испытывает подавленность, безнадежность, а подчас и агрессию, находящую выход  разрушительных действиях по отношению к окружающим и самому себе.

    Очень важно, чтобы подростки, чье душеное состояние находится в процессе изменения, а сознание – в процессе переориентации, могли укрепить  в себе благотворные тенденции. Нужна напряженная работа души, чтобы научиться в будущем решать жизненные задачи, сохраняя внутренне психологическое благополучие и адекватность среде.

    Большие возможности для подготовки к решению трудных психологических задач и пониманию ценности душевного здоровья содержат в себе  уроки русского языка и литературы, внеклассного чтения и развития речи. Читая произведения разных жанров (сказки, притчи, газетные и журнальные стати, стихи, рассказы и повести), школьники учатся находить систему ценностей, скрывающуюся за фабулой повествования, взаимосвязь внешних обстоятельств и личных событий в жизни героев, анализировать, как отразилась их духовная эволюция в реальном поведении.  К числу таких произведений можно отнести  сказку «Две лягушки», легенду о Демосфене, «Повесть о настоящем человеке» Б.Полевого, новеллу «Последний лист» О’Генри и др.

    Особенно хочется отметить   интерес, с которым читают ученики истории о людях, сильных духом - реально живущих или живших - которые успешно справились с трудными жизненными испытаниями (болезни,  травмы, физическая неполноценность и т.д.).  В этих статьях, очерках выражены идеи, через освоение которых происходит психологический рост человека, постижение внутренней противоречивости бытия. Судьбы героев этих историй  - летчика Алексея Мересьева, врача Валентина Дикуля, писателя А.Беляева, спортсмена А.Ягудина, балерины Е.Максимовой, певца Хулио Иглесиаса и  других известных людей разных профессий – реальный и поучительный пример успешного преодоления превратностей судьбы.

   Как показывает опыт, во время такого совместного прочтения хорошо «работает» техника вопросов для развития критического мышления, когда по ходу чтения учитель задает вопросы на осмысление прочитанного фрагмента. Развивается логичность мышления, умение вжиться в роль другого человека, критически относиться к информации, делать выводы, самостоятельно принимать решения. Доказательство тому  - творческие работы школьников:

- «Судьба Алексея Мересьева убедила меня в том, что человек, если он захочет, может добиться многого. Надо развивать в себе силу воли и захотеть добиться задуманного. Для людей, которых не пугают жизненные трудности и которые храбро справляются с ними, открываются новые возможности и в жизни им становится легче. Ведь Господь не дает человеку трудностей, которых он не может преодолеть» (Павлюченкова А.,15 лет).

- «Неизгладимое впечатление произвела на меня судьбы писателя А.Беляева. Я поразился тому, что этот тяжелобольной человек смог написать такие замечательные книги, которыми зачитываются и взрослые, и дети. В них отразилось стремление писателя-инвалида бросить вызов безграничного человеческого духа физической ограниченности. Пример этого человека вдохновил меня. Я успешно лечусь и учусь, окончил 10 класс без троек. Мое лечение продолжается,  я стараюсь не пасовать перед трудностями, а успешно преодолевать их» - это сроки из сочинения Р.Васяновича, больного ДЦП.

- «Я испытывал беспокойное чувство, что операцию мне сделают слишком поздно и моя рука не разработается. В этот тревожный для меня период я прочитал историю о В.Дикуле. Она потрясла меня до глубины души. Я почувствовал огромное уважение к человеку, который, благодаря своей силе воли, труду и упорству, смог не только  встать на ноги, но и помочь другим. Я прочитал эту историю, и мне стало легче. На следующий день прошел хирургический совет  и мне назначили день операции. Я верил, что она пройдет успешно. Жизненный путь этого человека придавал мне уверенности, не позволял сдаваться». (Васюков А., 16 лет).

   Как видим, подростки ищут ответ  на вопрос о том, какие внутренние позиции человека (взгляды, чувства, настроения) откроют для них возможность верить в свои силы, несмотря на сложные и даже  трагические аспекты жизни. А значит, они будут и сегодня обращаться к книгам, герои которых  решают разные задачи. Переживая вместе с ними перипетии сюжета, они могут увидеть и понять стратегию или тактику, которые ведут к победе или поражению. Этот опыт поможет принять верное решение,  а значит, сделать еще один шаг на пути личностного развития. А главное. помогут им в обретении того, что античное мудрецы назвали «благим состоянием духа», без которого невозможно душевное здоровье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Чтение - полезное, но трудное занятие"

Статья учителя русского языка и литературы гимназии №441 Савиной Н.Г. о воспитании вдумчивого читателя...

Статья "Чтение-диалог поколений в семье"

Статья анализирует проблему семейного чтения, что особенно актуально для духовного развития ребёнка и тесной связи поколений в семье....

Статья "Чтению быть!"

Статья посвящена проблемам чтения у современных школьников и попыткам решения данных проблем....

Статья "Чтение как средство познания мира других культур"

Чтение - это вид речевой деятельности, тесно связанный с другими видами речевой деятельности: аудированием, письмом и говорением....

Статья «Чтение – вот лучшее учение! (исследовательская работа)»

Статья представляет собой описание исследовательской работы учителей русского языка и литературы и английского языка, рассчитанной на 5 лет....

Статья. Чтение как средство духовно–нравственного развития личности учащихся

Статья. Чтение как средство духовно–нравственного развития личности учащихся...