Урок литературы в 9 классе по теме "Особенности поэтической манеры В. Маяковского"
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Данный урок включает в себя повторение известной из предыдущих классов информации о жизни и творчестве В.В. Маяковского, ее систематизацию и обобщение на уровне поэтической манеры. На уроке информация о жизни поэта преподносится с точки зрения формирования в поэте определенных черт характера как человека и поэта со своей особенной манерой изложения.  Поэтому урок содержит обращение к стихотворениям других авторов того времени, сопоставление их со стихами Маяковского (близких тематически).

Скачать:


Предварительный просмотр:

                           Урок литературы в 9 классе

Тема: Особенности поэтической манеры В. Маяковского  

Цели: иметь представление о поэтической манере (об особенностях поэтической манеры В. Маяковского – в частности); уметь находить особенности поэтической манеры поэта в его произведении; увидеть и распознать суть  «необычайных приключений…»  в стихотворении  (как взгляд В.Маяковского на роль поэзии в жизни общества)

Планируемые результаты обучения:

Предметные: познакомятся с особенностями творчества поэта, главными героями, композицией, художественными особенностями.

Метапредметные:

  • познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике; ознакомление с понятием «поэтическая манера»; расширение понятия «поэтическая манера» знакомством с особенностями поэтической манеры В. Маяковского; выделение главного в поэтической манере поэта;
  • регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения; умение характеризовать образы стихотворения, используя знания об особенностях поэтической манеры поэта;
  • коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении; сравнивание отрывков из стихотворений, портретов поэтов, используя сопоставительные конструкции; выражение своей точки зрения с использованием оценочной лексики и знаний об особенностях поэтической манеры поэта;    

Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; проявлять познавательный интерес к изучению предмета, уважительное отношение к русской литературе.

Методические приемы: работа с учебником, выразительное чтение, аналитическая беседа.

Тип урока – комбинированный  

Технология - элементы технологии педмастерской

                     

Словарь урока: поэтическая манера, неологизм, гипербола, футуризм, урбанизм, мировоззрение (на доске)                                            

 На доске даны определения некоторых понятий:

        *Урбанизм - тема города в творчестве поэта.

         *Футуризм   - литературное направление, основные положения которого

                                сформулированы в декларации «Пощёчина общественному

                                вкусу».  

                            -авангардистское течение в европейском (особенно итальянском)

                              и русском искусстве начала 20 века, отрицавшее художественное и

                              нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм  

                              и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным

                              процессом.  

*Поэтическая манера маяковского:

- гигантизм (масштабность; фантастичность);

- конкретизация отвлечённого; переосмысление известного (пословиц, поговорок);

- обращённость к широкой аудитории;

- неологизмы;

- просторечность и грубоватость лексики;

- «лесенка» рифмовая (приблизительные рифмы)

     На парте у каждого стихотворения И.Северянина, А.Ахматовой, В.Маяковского.

Этапы урока

Содержание урока

Примечание

I. Индукция

         

          Разрыв

II. Вывод и определение темы урока

2.Социализация

  Маяковский – «поэт революции…», но прежде «по-детски       беззащитный хулиган»

  (подросток)

IV. Особенности поэтической манеры В.Маяковского

 

V. Рефлексия

VI. Домашнее задание

1. Чтение 3 стихотворений разных авторов:

 - И.Северянин «Это было у моря»;

 - В.Маяковский «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви»;

 - А.Ахматова «Сжала руки …»

2. Беседа

   ? Какова тема стихотворений? (о любви)

   ? Перу одного или разных поэтов   принадлежат эти строки? Почему?

   ? На что в первую очередь вы обратили внимание? (слова, мысли, манера повествования, исполнения, форма …)?

   ? Почему же поэты, жившие в одно время, писавшие на одну тему, так неодинаково это сделали? (Это зависит от мировоззрения, которое формируется в определённых условиях, от характера, от знаний, умений, навыков).

Это и есть манера письма писателя. Поэта.

Стиль (манера) – совокупность приёмов использования языковых средств, а также вообще средства художественной выразительности, определяющие своеобразие творчества писателя, отдельного произведения.

   Таким образом, о чем пойдет сегодня разговор на уроке? (об особенностях поэтической манеры В. Маяковского, необычности его восприятия жизни на примере его стихотворения «Необычайное приключение…»)

Что определило особенности поэтического творчества В.Маяковского?

1) Краткий очерк жизни В. Маяковского.

Следует выделить следующие моменты:

1. Семья

   - смерть отца – необходимость стать защитником, добытчиком в семье (где остались одни женщины);

2.  Революционная работа как желание изменить мир;

    - партия РСДРП – аресты – дилемма (партийная работа или учёба)

Еще в 1905 в Кутаиси Маяковский принимал участие в гимназических и студенческих манифестациях, в 1908, вступив в РСДРП, вел пропаганду среди московских рабочих. Несколько раз подвергался арестам, в 1909 провел 11 месяцев в Бутырской тюрьме. Время заключения называл началом своей стихотворной деятельности; написанные стихи у него перед освобождением были отобраны

Принимать или не принимать РЕВОЛЮЦИЮ для Маяковского такого вопроса не стояло никогда. Он принял революцию всем сердцем. Но в 1922 году Маяковский меняет своё отношение к происходящим событиям...

"Кончайте войну!

         Довольно!

                Будет! В этом голодном году

                                    - невмоготу.

Мой стих
трудом
громаду лет прорвет
и явится
весомо,
грубо,
зримо,
как в наши дни
вошел водопровод
сработанный
еще рабами Рима.      

 

3. Учёба и новые знакомства:

 училище живописи (встреча с Бурлюком, будущим футуристом, который признал в В.В.М. поэта: «Да вы же ж гениальный поэт!»).

4. Неустроенность быта – ненависть к быту;

   - бедность – желание выделиться («кофта фата») – эпатажность;

   - душевная слабость, ранимость – резкость, наглость, отрицание (нигилизм), поиск впечатлений.

     Т.обр., характеру В.Маяковского характерна была противоречивость, которая и стала одной из особенностей его поэтической манеры.

Всё это способствовало тому, что В.Маяковский примкнул к футуристам, для которых было характерно:

   *отрицание всего предшествующего художественного и нравственного наследия;

   * разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом;

   * желание «стать делателем собственной жизни и законодателем для жизни других»;

 (создать сверхискусство, способное преобразовать мир);

    * тяга к эпатажу, театрализованным действиям, вызывающему поведению, одежде – культ поэта-хулигана;

    * установка на обновление поэтического языка (не церемонились со словом, оно опредмечивалось, его можно было дробить, переиначивать, создавать новые комбинации);

       Бобэоби пелись губы,

       Вээоми пелись взоры,

       Пиээо пелись брови,

       Лиэээй – пелся облик,

       Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.

       Так на холсте каких-то соответствий

       Вне протяжения жило Лицо.

                            В.Хлебников, 1908-1909

        Я, гений Игорь Северянин,

        Своей победой упоён:

        Я повсеградно оэкранен!

        Я повсесердно утверждён!

                             И.Северянин  

2) Маяковский - «поэт революции»

    С начала революции ощущает начало жизни и чувствует опьянение от будущего неотвратимого счастья.

Пробует себя в «Окнах РОСТА» (на доске несколько репродукций с плакатами).

3) Маяковский – лирик

Стихотворение «Послушайте!

Особенности поэтической манеры В.Маяковского

1 )(стр. 102-106)- словотворчество:

2)  – «Поэзия
— вся! — езда в незнаемое». - ??? Как вы понимаете это поэтическое высказывание?)

 Каждая строчка – пощёчина,

 Голос мой – сплошь издевательство.

 Рифмы слагаются в кукиши.

 Кажет язык ассонанс.

 Я презираю вас пламенно, тусклые ваши  

                                                 сиятельства,

 И, презирая, рассчитываю на мировой

                                                   Резонанс!

3)Стихотворение В.Маяковского «Необычайное приключение…»

  • В чем необычность приключения?

(Как цитаты из других стихотворений Маяковского помогают понять прочитанное стихотворение?)

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что показалось вам наиболее интересным?

Стр. 102-109

Знать особенности поэтической манеры В. Маяковского

Выучить наизусть одно из стихотворений.

 

Слайды 1-5 (после второго вопроса на первом слайде – слайды 2-4 по ссылке в виде *, затем после последнего вопроса по * слайд 1; после слайда 1 – 5 по ссылке в виде *

Слайды 6

Поэтическая манера (стр.102-103)

Слайд 7-8

Слайды 9-10

Слайды 10-11

дополн.: В.В.Маяковский Сочинения в 2-х тт. Т1.М: «Правда»,1987. стр.23

*приложение 1

урбанизм

*приложение 2

*приложение 3

(по группам)

Слайд 12-13

*доп. вопрос: как это отразилось во внешности поэта? (на доске висят фотографии разных лет)

!!! вопрос возможен сразу после определения темы урока

«Футурум» - лат. futurum - будущее

Слайд 14

Слайд 15-20

Слайд 21-23

Слайд 24-27

Учебник стр.102-105

(составить ОК)

*? Сбылось ли? (нет, смерть помешала)

Слайд 24-26

Слайды 31-34

Слайды 36-38

 

 

 

 

 Приложения представляют собой выдержки из стихотворений В.Маяковского.

 

  Приложение 1

Задание: каким видит Маяковский окружающий мир? (тема города - урбанизм; грубая откровенность, наглядность, метафоричность образов)

Стихотворения: «Ночь», «Утро», «Нате», «Из улицы в улицу», «Адище», «Вам», «Эй»,

                            «Ко всему», «Скрипка и немного нервно», «Послушайте!», «А вы

                             могли бы».

 

*Толпа – пестрошерстая быстрая кошка … («Ночь»)

*…И жуток

 шуток

клюющий смех…(«Утро»)

*У –

лица…

Мы завоёваны!

Ванны.

Души.

Лифт.

Лиф души расстегнули.  («Из улицы в улицу»)

*Адище города окна разбили

На крохотные, сосущие светами адки…

…В дырах небоскрёбов…

железо поездов…

где у раненого солнца вытекал глаз…

А за солнцами улиц где-то ковыляла

Никому не нужная, дряблая луна («Адище города»)

*Через час отсюда в чистый переулок

вытечет по человеку ваш обрюзгший жир…

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста…

Вот вы, женщина, на вас белила густо…(«Нате!»)

*Вам, проживающим за оргией оргию,

имеющим ванную и тёплый клозет…

Знаете ли вы, бездарные, многие,

Думающие нажраться лучше как…(«Вам»)

*Мокрая, будто её облизали,

толпа.

Эй!

Человек,

Землю саму

Зови на вальс!

Возьми и небо заново вышей,

Новые звёзды придумай и выставь,

Чтоб, исступлённо царапая крыши,

В небо карабкались души артистов. («Эй!»)

                         

Приложение 3

Задание: найти строки с образами, мыслями о том, как поэт хочет мстить за свою

               обиженность.

Стихотворения: «Нате», «Кофта фата», «Ночь», «Утро», «Вам», «Адище города»,  

                            «А всё-таки», «Скрипка и немного нервно», «Эй», «Ко всему»,  

                           «Дешёвая распродажа», «Лиличка», «Из улицы в улицу».

…Я захохочу и радостно плюну,

Плюну в лицо вам…

…слов исступлённых вонзаю кинжал

в неба распухшего мякоть…

…досыта издеваюсь, нахальный и едкий…

…сегодня надо кастетом кроиться

миру в черепе…

…берите камень, нож или бомбу…

…понедельники и вторники окрасим

кровью в праздники!

                        …А если сегодня мне, грубому гунну,

Кривляться перед вами не захочется – и вот

Я захохочу и радостно плюну,

Плюну в лицо вам

Я – бесценных слов транжир и мот («Нате»).

 

                                      Приложение 2

Задание: каким в стихотворениях предстаёт образ лирического героя, каково его «Я»

                  и отношение к миру?

                  (герой о себе, своей душе, сердце – обиженность)

Стихотворения: «А вы могли бы», «Послушайте!», «Я» (1,4), «Нате», «кофта фата»,

                            «А всё-таки», «Скрипка и немного нервно», «Эй», «Ко всему»,  

                           «Дешёвая распродажа», «Лиличка».

            *Вы все на бабочку поэтиного сердца

                 взгромоздитесь, грязные, в колошах и без колош…

               *По мостовой моей души изъезженной

 Шаги помешанных вьют жёстких фраз пяты…

               *Это душа моя клочьями порванной тучи…

на ржавом кресте колокольни!

              * Я одинок, как последний глаз у идущего к слепым

человека! («Я»)

              * С душой, натянутой, как нервы провода, я - …

  («Владимир Маяковский»)

               * Вам я душу вытащу, растопчу,

чтоб большая! – и окровавленную дам, как знамя

               * Я, чувствуя платья зовущие лапы,

                в глаза им улыбку протиснул… («Ночь»). 

*Грядущие люди!

Кто вы?

Вот – я,

Весь

Боль и ушиб.

Вам завещаю я сад фруктовый

Моей великой души.  («Ко всему»)

*…всё, чем владеет моя душа…

…хотите? –

сейчас отдам

за одно только слово

ласковое,

человечье

**************************************************      

     

                              ***

И забываю мир – и в сладкой тишине

Я сладко усыплён моим воображеньем,

И пробуждается поэзия во мне:

Душа стесняется лирическим волненьем,

Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,

Излиться, наконец, свободным  

                                               проявленьем…

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы лёгкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо – к

                                                           бумаге…

                           

                                         А.С.Пушкин

Цель творчества – самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

 

Но надо жить без самозванства,

Так жить, чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.

                                 Б.Пастернак

             Определение поэзии

Это – круто налившийся свист,

Это – щелканье сдавленных льдинок,

Это – ночь, леденящая лист,

Это – двух соловьёв поединок,

Это – сладкий заглохший горох,

Это – слёзы вселенной в лопатках,

Это – с пультов и флейт – Фигаро

Низвергается градом на грядку.

                                    Б.Пастернак

                      Про стихи

Это – выжимки бессонниц,

Это – свеч кривых нагар,

Это – сотен белых звонниц

Первый утренний удар…

Это – тёплый подоконник

Под черниговской луной

Это – пчёлы, это – донник,

Это – мрак, и пыль, и зной.

                                    А. Ахматова


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СРАВНИТЕ стихотворения? Какова тема стихотворений? Перу одного или разных поэтов принадлежат эти строки? Почему? На что в первую очередь вы обратили внимание? Почему же поэты, жившие в одно время, писавшие на одну тему, так неодинаково это сделали? От чего это зависит?

Слайд 2

I. Игорь Северянин (1887-1941) «Это было у моря»

Слайд 3

Анна Ахматова (1889 -1966) «Сжала руки…»

Слайд 4

Владимир Маяковский (1893-1930) «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви»

Слайд 5

Это зависит От общественно-политической ситуации в стране; от семьи, в которой вырос; от мировоззрения; от характера; от знаний, умений, навыков…

Слайд 6

СТИЛЬ (МАНЕРА) – совокупность приёмов использования языковых средств, а также вообще средства художественной выразительности, определяющие своеобразие творчества писателя, отдельного произведения.

Слайд 7

II. ТЕМА: Особенности поэтической манеры В.Маяковского в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

Слайд 8

ЦЕЛИ : иметь представление о поэтической манере (об особенностях поэтической манеры В. Маяковского – в частности); уметь находить особенности поэтической манеры поэта в его произведении; увидеть и распознать суть «необычайных приключений…» в стихотворении (как взгляд В.Маяковского на роль поэзии в жизни общества)

Слайд 9

III. Что определило особенности поэтического творчества В.Маяковского? 1. СЕМЬЯ ОТЕЦ - Владимир Константинович, умер в 1906 году МАТЬ – Александра Алексеевна СЁСТРЫ – Люда и Ольга

Слайд 10

СЕМЬЯ

Слайд 11

2. Революционная работа Партия – аресты – дилемма (учёба или борьба) Он принял революцию всем сердцем. Но в 1922 году Маяковский меняет своё отношение к происходящим событиям... Время заключения называл началом своей стихотворной деятельности

Слайд 13

Кончайте войну! Довольно! Будет! В этом голодном году - невмоготу .

Слайд 14

3 . УЧЁБА и новые знакомства 1911-1914 годы – занятия в Московском училище ваяния и зодчества Знакомство с Давидои Бурлюком , «отцом русского футуризма», его теоретик, поэт, критик, художник.

Слайд 15

ДАВИД БУРЛЮК (1886-1967) Звуки на а широки и просторны, Звуки на и высоки и проворны, Звуки на у , как пустая труба, Звуки на о , как округлость горба, Звуки на е , как приплюснутость мель, Гласных семейство смеясь просмотрел.

Слайд 16

ЛЮБОВЬ И МИР

Слайд 17

ЛОШАДИ

Слайд 18

ЛОШАДЬ-МОЛНИЯ

Слайд 19

Мой стих трудом громаду лет прорвет и явится весомо, грубо, зримо, как в наши дни вошел водопровод сработанный еще рабами Рима

Слайд 20

Да вы ж гениальный п о э т ! Д. Бурлюк

Слайд 21

4. Неустроенность быта – ненависть к быту … Адище города окна разбили На крохотные, сосущие светами адки… … где у раненого солнца вытекал глаз… … Вам, проживающим за оргией оргию, имеющим ванную и тёплый клозет… Знаете ли вы, бездарные, многие…

Слайд 22

Бедность – желание выделиться («кофта фата») - > эпатажность Мы завоёваны! Ванны. Души. Лифт. Лиф души расстегнули. («Из улицы в улицу»)

Слайд 23

Ранимость – отрицание, резкость, поиск впечатлений А если сегодня мне, грубому гунну, Кривляться перед вами не захочется – и вот Я захохочу и радостно плюну, Плюну в лицо вам Я – бесценных слов транжир и мот («Нате»).

Слайд 24

"ОКНА РОСТА" МАЯКОВСКИЙ - поэт революции

Слайд 25

«Окна сатиры РОСТА» — серия плакатов, созданная в 1919 —1921 советскими поэтами и художниками, работавшими в системе Российского телеграфного агентства ( РОСТА). «Окна РОСТА» — специфическая форма массового агитационного искусства, возникший в период Гражданской войны и интервенции "ОКНА РОСТА"

Слайд 26

"ОКНА РОСТА" Оружие Антанты - деньги. Белогвардейцев оружие - ложь. Меньшевиков оружие - в спину нож. Правда, глаза открытые и ружья - вот коммунистов оружие. 1920, июль

Слайд 27

противоречивость футуризм

Слайд 28

ПРИЗНАКИ ФУТУРИЗМА : Отрицание наследия; Разрушение форм и условностей искусства; создать сверхискусство, способное преобразовать мир; тяга к эпатажу, культ поэта-хулигана; установка на обновление поэтического языка

Слайд 29

Я, гений Игорь Северянин, Своей победой упоён: Я повсеградно оэкранен! Я повсесердно утверждён! Игорь Северянин

Слайд 30

Бобэоби пелись губы, Вээоми пелись взоры, Пиээо пелись брови, Лиэээй – пелся облик, Гзи-гзи-гзэо пелась цепь. Так на холсте каких-то соответствий Вне протяжения жило Лицо. Велимир Хлебников

Слайд 31

МАЯКОВСКИЙ – лирик …мечтал…о солнце… Вы все на бабочку поэтиного сердца взгромоздитесь, грязные, в колошах и без колош…

Слайд 32

«КО ВСЕМУ»: Грядущие люди! Кто вы? Вот – я, Весь Боль и ушиб. Вам завещаю я сад фруктовый Моей великой души.

Слайд 33

… всё, чем владеет моя душа… … хотите? – сейчас отдам за одно только слово ласковое, человечье .

Слайд 34

«ПОСЛУШАЙТЕ…» (1914) -монолог-обращение: Если звёзды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно? Тема стихотворения – человеческая жизнь; поэтическое искусство. Композиция – кольцевая (риторические вопросы - рассказ о благодарности Богу – ритор. вопросы) Жанр – элегия с чертами послания: Владимир Владимирович размышляет над вечной проблемой, обращаясь при этом к читателям.

Слайд 35

Особенности поэтической манеры В.Маяковского гигантизм (масштабность; фантастичность); конкретизация отвлечённого; переосмысление известного(пословиц, поговорок); обращённость к широкой аудитории; неологизмы; просторечность и грубоватость лексики; «лесенка» рифмовая (приблизительные рифмы)

Слайд 36

Каждая строчка – пощёчина, Голос мой – сплошь издевательство. Рифмы слагаются в кукиши. Кажет язык ассонанс. Я презираю вас пламенно, тусклые ваши сиятельства, И, презирая, рассчитываю на мировой Резонанс! Особенность поэтической манеры В.Маяковского – словотворчество, словоновшество: талант для Маяковского – чувство слова.

Слайд 37

Разговор с фининспектором о поэзии КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ ЭТО ПОЭТИЧЕСКОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ?

Слайд 38

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (Пушкино, Акулова гора, дача Румянцева, 27 верст по Ярославской жел. дороге)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал к уроку литературы, 11 класс, "Лирика В. Маяковского"

Материал для анализа стихотворения В. Маяковского "Послушайте!"...

План урока литературы по теме "Художественный мир поэм В.В.Маяковского"

Материал предназначен для учителей литературы, преподающих в 11 классе, а также для старшеклассников и студентов при написании сочинения или для подготовки к уроку....

Технологическая карта урока. Литература 6 класс. «Поэтический мир народных поверий в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».

Предмет: литератураТип урока, вид: открытие нового знания; интегрированныйЦели урока:- сформировать представление о быличках, определить их роль в рассказе, повторить тропы и фигуры речи (сравнение, м...

Урок литературы с использованием ИКТ Тема: Поэтический мир стихотворения М.Ю.Лермонтова « Листок»

Использование информационно – компьютерных технологий открывает для учителя новые возможности  в преподавании своего предмета. Изучение особенно литературы, языка  с использован...

Урок литературы 5 классе "М. В. Ломоносов «СЛУЧИЛИСЬ ВМЕСТЕ ДВА АСТРÓНОМА В ПИРУ». Научные истины в поэтической форме"

Учащиеся знакомятся с личностью и удивительной жизнью русского ученого – М. В. Ломоносова; работают над  основным содержанием и художественными особенностями произведения; учатся выразитель...

Презентация к обобщающему уроку литературы 4 класс "Поэтическая тетрадь.1"

Презентация к  уроку литературного чтения в 4 классе. Тема:"Обощающий урок по разделу "Поэтическая тетрадь. Часть1"...

Конспект урока литературы 11 класс В.В. Маяковский

Конспект урока литературы в 11 классе на тему "Художественный мир. Ранняя лирика В. Маяковского"...