План урока литературы по теме "Художественный мир поэм В.В.Маяковского"
план-конспект урока (11 класс) на тему

Материал предназначен для учителей литературы, преподающих в 11 классе, а также для старшеклассников и студентов при написании сочинения или для подготовки к уроку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Художественный мир поэм Маяковского

                                                                                             У прочих знаю сердца дом я.

Оно в груди – любому известно!

                                                            На мне ж

                                                                                                                  с ума сошла анатомия –

                                                                            Сплошное сердце –

                                                                                                                          гудит повсеместно.

В.В.Маяковский

I.Поэмы «о времени и о себе». (Поэзия большой исторической наполненности. Поэт, живя современностью, чувствует значимость эпохи. Музыка времени в творчестве Маяковского.)

II.Поэтический мир поэм В. Маяковского.

1.Лиро-эпический характер поэмы «Облако в штанах» (1915г.) - "Тринадцатый апостол":

а) поиск новых форм для выражения собственных ощущений - «ноктюрн на флейте водосточных труб». Буржуазному миру, где человеческие чувства изуродованы, противостоит образ лирического героя, страстно тоскующего о человеческом счастье, устремлённого в будущее: главная ценность в мире – человек, а в человеке - сердце;

б)  лирическое «Я» - двуединый образ поэта – «бешеный и безукоризненно нежный»

                                       У меня в душе ни одного седого волоса

                                       И старческой нежности нет в ней!

                                       Мир огромив мощью голоса,

                                                иду красивый,

                                                          двадцатидвухлетний…

                                       Хотите – буду от мяса бешеный

                                       И, как небо, меняя тона –

                                       Хотите –

                                            буду безукоризненно нежный,

                                        Не мужчина, а – облако в штанах!

в) «Облако в штанах» - поэма о неприятии лжи старого мира и о правде большого человеческого чувства. Конкретное - посвящение М. Денисьевой; обобщённое – разговор с поколением. «Воздействие было огромным. «Облако…» излучало из себя энергию, отбирало и перестраивало людей. Поэма была во всех своих элементах манифестом нового искусства, вместе с тем она являлась и реальным его образцом… поэма воспринималась действительно ка голос некоего тринадцатого апостола, проповедующего борьбу на баррикадах и близкую неминуемую революцию». (С.Спасский - поэт.)

2.Поэма «Война и мир» (1916г.) – трагедия человека в мире чистогана.

                                     Кто это, кто?

                                     Это массомясая

                                                         быкомордая орава…

                                     А мне

                                                 сквозь строй,

                                                                сквозь грохот

                                     как пронести любовь к живому?..

                                     А я

                                           на земле

                                                          один

                                     Глашатай грядущих правд.

                                     Славься, человек,

                                     Во веки веков живи и славься!

                                     Всякому,

                                                    живущему на земле,

                                                                      Слава!

3.Поэма «Человек» (1917 г.) - о несовместимости подлинно человеческого с мещанским:

                                     Это я сердце флагом пОднял,

                                     Небывалое чудо двадцатого века!

4. «Про это» - письмо – дневник женщине.

5. «Я меряю по коммуне стихов сорта». Поэзия и революция – стихия революции:

а) поэма «Владимир Ильич Ленин» (1924 г.)- лиро-эпическая поэма, написанная после смерти Ленина, – осмысление образа вождя революции; поэзия Маяковского – это энциклопедия советской жизни двадцатых годов двадцатого века; искренность передачи настроения миллионов; Маяковский не писал, а «молил, грозил, просил, агитировал», одобрял, славил, утверждал, клеймил, высмеивал, пародировал, каламбурил, веселил – выступал как участник жизни, борец за преобразования;

б) поэма «Хорошо!» (1927 г.)- «сердце с правдой вдвоём» - написана к десятой годовщине великой Октябрьской социалистической революции; высокая патетика, полемическая страстность, вдумчивая сосредоточенность, гневный сарказм, самоирония, нарочитая грубоватость, неповторимый юмор.

6. «Новизна в поэтическом произведении обязательна» (В. Маяковский «Как делать стихи»):

а) пафос новаторства – образность, метафоричность («время течёт; сегодня день вбежал второпях»,

                                    Партия – это рука миллионопалая,

                                    Сжатая в один громящий кулак).

б) ритмико-интонационная структура стиха (характер построения фразы, ритмическое использование смысловых пауз, тоническая система стихосложения, смысловая рифма, расширенный состав поэтической лексики)

                                    Будет любовь иль нет?  

                                    Какая –

                                             Большая или крошечная?

                                    Откуда большая у тела такого:

                                    Должно быть маленький

                                              смирный любёночек.

в) авторские неологизмы – «изиздеваюсь, поцелуишко, божище» – усиливают эмоциональную экспрессивность: «я планов наших  люблю громадьё,.. в аплодисментном плане,  бронзы многопудье».

III. «Гений всегда открывает своими творениями новый, никому до него не известный мир действительности» (В. Г. Белинский). Маяковский – поэт больших чувств и великих идей. Он обращался к силе Человека, к силе его разума и сердца.

                                  Я хочу быть понят родной страной, 

                                  А не буду понят — что ж?!

                                  По родной стране пройду стороной,

                                  как проходит косой дождь. (В.Маяковский)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 11 классе "Модель мира В. Маяковского"

Данный урок литературы проводится в системе уроков по творчеству В. Маяковского как заключительный урок. Групповая работа даёт возможность каждому учащемуся проявить себя. На уроке используется интера...

Интерактивный тест к уроку литературы в 7 классе по стихотворению В.Маяковского "Необычайное происшествие, бывшее с В.Маяковским летом на даче"

Интерактивная презентация-тест к уроку литературы в 7 классе по стихотворению В.Маяковского "Необычайное происшествие, бывшее с В.Маяковским летом на даче". Данную презентацию можно использовать как и...

Урок литературы в 11 классе по теме "Сатира Маяковского"

Конспект урока поможет учителю раскрыть богатство сатиры Маяковского....