Технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Стихотворение Маяковского "Хорошее отношение к лошадям". Два взгляда на мир"
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Воронина Валентина Анатольевна

Поэзия В.Маяковского - это диалог-отклик на любую боль, причинённую всему живому

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воронина Валентина Анатольевна, учитель русского языка и литературы

МАОУ «Средняя школа №5» г. Когалыма (высшая квалификационная категория)

Технологическая карта урока литературы

Предмет

Литература

Класс

7 «Б»

Тема

Стихотворение Маяковского "Хорошее отношение к лошадям".  Два взгляда на мир.

Тип урока

Урок изучения нового материала. Ввод новых знаний с опорой на изученный ранее материал и жизненный опыт учащихся.

Характеристика класса

Общеобразовательный класс со средним показателем качества обученности

Учебник, раздел, количество часов

  1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 7 класс. В 2 ч.  / под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2017г
  2. Из русской литературы 20 века.
  3. 70 учебных часов в год, 2 учебных часа в неделю

Цели урока

Создать условия для понимания идейно-художественного своеобразия стихотворения;

организовать деятельность учащихся по анализу поэтического текста таким образом, чтобы  определить взгляды поэта на мир.

Задачи урока

- Познакомить с произведением раннего творчества  В. В. Маяковского;

- формировать представление  о лирическом герое;  

- находить изобразительно-выразительные средства и определять их роль в создании художественных образов;

- развивать способность понимать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции;

- выделять причинно-следственные связи, формулировать выводы;

- формировать читательскую и литературоведческую компетенции через усвоение содержания стихотворения «Хорошее отношение к лошадям»;

- воспитание уважительного отношения к мнению других людей в условиях работы в группах;

- способствовать воспитанию сознательного отношения к литературе как духовной ценности.

Элементы содержания образования

Понятия: «лирический герой», акцентный стих, рифма, аллитерация, ассонанс. Два взгляда на мир – безразличие, бессердечие толпы зевак и доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Методы

проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный, использование ИКТ.

Формы работы

Индивидуальная, групповая

Применяемые технологи

Проектная технология; технология проблемного, личностно-ориентированного обучения; критического мышления, элементы АМО

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Различают образ лирического героя и автора; понимают чувства лирического героя; наблюдают за ритмом, лексикой, звукописью стихотворного текста; развивают навыки анализа художественного текста и способы выражения собственного отношения к произведению; продолжают формировать коммуникативные и речевые  умения на основе работы с текстом и произведениями живописи;

выделяют причинно-следственные связи, формулируют выводы;

определяют взгляды поэта на мир

Продолжают формировать умение определять цель и  планировать свою деятельность;

осуществляют самоконтроль и рефлексию; развивают умение вырабатывать своё мнение с учётом позиции других; формируют умение  подбирать аргументы и формулировать выводы; учатся регулировать своё поведение.

Продолжают формировать духовно-нравственные качества личности; воспитывают способность к сопереживанию, доброе отношение к животным, любовь и сострадание к ним, желание помочь нуждающимся; продолжают воспитывать сознательное отношение к литературе как духовной ценности.

Образовательные ресурсы

  1. Учебник. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 7 класс. В 2 ч.  / под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2017.
  2. Слайды презентации: Урок литературы  «Стихотворение Маяковского "Хорошее отношение к лошадям".  Два взгляда на мир
  3. Музыкальная запись песни «Хорошее отношение к лошадям» в исполнении Елены Камбуровой

Оборудование

Компьютер, проектор, экран; карточки с заданиями для групп

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

(метапредметные УУД)

1.

Организационный момент

СЛАЙД 1

Учитель создаёт  позитивный настрой:

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех видеть!  Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?
(ответы детей)
 - Да, все, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке.

-  Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг  другу, пожелайте хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам   активно и  дружно работать, открыть что-то новое для себя.

Ученики проверяют готовность к уроку.

2. Актуализация знаний (реализация домашнего задания)

- Начнём с проверки домашнего задания. На предыдущем уроке мы уже познакомились с творчеством В. Маяковского, анализируя его  стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

 - Что необычного вы открыли для себя в данном стихотворении?

(ответы учащихся)

-  Мы знакомились с понятием   «кредо». Что такое «кредо»? Сформулируйте кредо поэта В.В. Маяковского.

(ответы учащихся).

С этим девизом Маяковский шёл по жизни, ни разу  не изменив ему.

Ученики строят речевое высказывание на основе домашнего задания, осуществляют оценочные умения, формируют установку на содержание урока.

3. Мотивация и целеполагание

СЛАЙД2

Подготовка учащихся к восприятию нового материала.

Создание проблемной ситуации.

         Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, черствых к добру, беспамятных к прошлому, а для всего этого нужны знания, интеллигентность.

                                                                                     С.Д. Лихачев

Обратите внимание на слова Лихачёва «черствых к добру». Объясните их смысл (ответы учащихся)

- Были ли в вашей жизни моменты, когда вы стали свидетелями чьей-либо беспомощности?

-Почему это происходило?

-Что вы чувствовали в такие моменты?

-Кто, по-вашему, больше всего достоин сострадания и жалости? Почему?

(животные,  в том числе лошади).

О них слагают стихи, песни, создают скульптуры, их изображают художники на своих полотнах СЛАЙД 3 (Пабло Пикассо и Петров-Водкин)

- Велика роль лошади в жизни человека

Реализация индивидуального домашнего задания (ученицы представляют проект «Роль лошади в жизни человека») ПРОЕКТ

- Согласитесь, учитывая важность данного животного в жизни человек, невозможно оставаться равнодушным к нему или к кому бы то ни было.

- Сформулируйте тему нашего урока.

(формулируют: Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир) СЛАЙД4

- Какова, по-вашему, цель урока, учитывая позицию людей по отношению к животным?

 (определить взгляды поэта на мир и на людей)

Действительно, поэзия В.В. Маяковского – это диалог с миллионами, разговор с ними о том, на что откликается его душа, прежде всего, на любую боль, причинённую всему живому.

Ученики вспоминают моменты, когда переживали сострадание и жалость к кому-то, выдвигают свои версии о том, кто, по их мнению, заслуживает сострадания.

Ученики строят речевое суждение; аргументируют своё мнение, используя метод наблюдения над произведениями живописи.

Представляют проект, готовящий к восприятию стихотворения. Ученики воспринимают,  обсуждают, учатся оценивать работу товарищей, вносят дополнения.

Формулируют тему урока, его цели,  сверяют с образцом, вносят коррективы.

4. Изучение нового материала.

Прослушивание стихотворения В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

Справка об истории создания стихотворения: СЛАЙД 5

(Однажды В.В. Маяковский стал свидетелем уличного происшествия, нередкого в голодающей Москве 1918 года: обессиленная лошадь упала на обледеневшую мостовую. Поэт, сопереживающий чужому страданию, не мог на это не отреагировать  и написал стихотворение. 9 июня 1918 года в московском издании газеты «Новая жизнь» №8 было напечатано стихотворение В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»).

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7d2dda0d-3cdf-4128-b55a-e4b67564bb84/%5BLI9RK_20-02%5D_%5BAU_01%5D.htm

        

Ученики воспринимают,  обсуждают, строят высказывания, дают полный ответ на поставленные вопросы.

Ученики  знакомятся с текстом произведения, слушают аудиозапись стихотворения, учатся воспринимать на слух литературное произведение. Учатся анализировать профессиональное чтение, улавливать интонации чтеца, передающие настроение лирического героя.

Ученики создают словесные картины, возникшие при прослушивании стихотворения.

5. Постановка проблемной задачи

- Подумайте, почему В. Маяковский не смог остаться равнодушным к ситуации, произошедшей на Кузнецком мосту?

(ответы учащихся)

СЛАЙД 6

- Сам поэт и лирический герой его ранней лирики обладали такими чертами, как способность к глубоким и сильным чувствам, любовь к людям, ненависть к равнодушию.

СЛАЙД 7

-  Образ поэта, его лирическое «я», его мысли и чувства, отражённые в стихотворении, принято называть «лирическим героем». (Лирический герой – образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в тексте). Внутренний мир лирического героя раскрывается не через его поступки, а через чувства, мысли, переживания, душевное состояние. Но… лирический герой не тождественен автору.

«Лирический герой Маяковского тонко чувствует, умеет сопереживать, потому что одинок и беззащитен» (А.Н. Семёнов).

-  Какие чувства самого поэта, свойства его души выражает лирический герой в его обращении к лошади?

(ответы учащихся)

- Заметим также общность судьбы лошади и лирического героя. Как это представлено в стихотворении?

(Лошадь одна / лишь один я)

- Как автор изображает зевак? Чем они занимаются?

(Это бездельники, они равнодушны к чужой боли, смеются над упавшей лошадью. Равнодушная толпа зевак изображена одной безликой массой: «за зевакой зевака…сгрудились». И смех их ненатуральный, неживой: «Смех зазвенел и зазвякал», похожий на «вой»).

- Как лирический герой относится к ним, к городским нравам?

(Относится к ним с осуждением. В мире людей утрачены такие качества, как милосердие, сострадание, доброта…Толпе зевак нет никакого дела до боли несчастного животного)

- В чём отличие взгляда лирического героя от взглядов зевак?

Формируют представление  о новом понятии «лирический герой»; наблюдают над сменой настроения, учатся слушать мнение товарищей, формулировать итог рассуждения.

Ученики выдвигают гипотезы о содержании произведения,

строят речевое высказывание.

Развивают умения формулировать гипотезу, подбирать аргументы и  отвечать на проблемный вопрос.

6. Подготовка к анализу стихотворения

Постараемся в этом разобраться. Группам даны задания, на выполнение которых отводится 2 минуты СЛАЙД 8

Работа в группах

I. Сколько эпизодов – частей в данном стихотворении? Какие?

(пять эпизодов: описание улицы, падение лошади, издевки толпы, сочувствие лирического героя бедному животному, и, наконец, финал, в котором лошадь сама поднялась).

II. Назовите главных героев этого стихотворения и опишите их.

III. Создать образ улицы. Какая она? Как вы понимаете слова «улица опрокинулась, течёт по-своему»?

Отчёт групп

(дополнение к отчёту 3 группы СЛАЙД 9)

        /        Кузнецкий мост        Какая это улица? (Центральная)

образ улицы        —        зеваки        Что они делают на Кузнецком? (Бездельничают)

         \        лошадь        А где же образ лирического героя? (Его здесь нет)

(Улица, отразившаяся в глазах упавшей лошади, кажется перевернутой)

Групповая работа (понимание, подбор аргументов, обсуждение). Ученики учатся взаимодействовать в группе, осуществлять взаимоконтроль, формулируют ответ, выслушав разные мнения.

Ученики  делятся впечатлениями, разъясняют друг другу своё мнение, формулируют гипотезу,

сверяют с образцом.

7. Элементы анализа стихотворения

СЛАЙД 10   Словарная работа 

- Постараемся теперь объяснить  отдельные  слова и названия из текста этого стихотворения. Может быть, о значении некоторых из них вы догадаетесь из контекста.

Гриб – мерзлые кочки на дороге, мерзлая грязь.

Круп – часть туловища лошади от спины до хвоста.

Кузнецкий – (Кузнецкий мост) одна из центральных улиц в Москве.

Плеща – форма деепричастия, образованная от глагола «плескаться».

Клешить – от слова «клеш»: широкие книзу брюки, употреблено в значении «гулять».

Плоше – форма сравнительной степени, образованная поэтом от прилагательного «плохой».

Лексическое значение слов создает образ города. СЛАЙД 11

 - Какая картина города возникает, когда мы читаем слова:  грабь (грабить), гроб (гробить), груб (грубый)?

- В. Маяковский мастерски  изображает происходящее.  Мы с вами тоже словно оказываемся  на Кузнецком мосту.

- Познакомимся с понятием «акцентный стих». СЛАЙД 12

- Понаблюдаем за рифмой  этого стихотворения.  Она называется «лесенкой».

- Убедимся, как «лесенка» помогает поэту-новатору рифмовать многое в тексте? Как разнообразие рифм обогащает его содержание?

 (Особая графика стиха (деление на интонационные отрезки) придаёт строчкам непринуждённость и позволяет В. Маяковскому использовать удивительно разнообразные рифмы (если брать во внимание всё стихотворение): усеченные неточные (плоше - лошадь, зевака- зазвякал), неравносложные (в шерсти -в шелесте, стойло - стоило), составные ( в вой ему - по-своему, один я -лошадиные, в няньке - на ноги), даже одна омонимическая (пошла - краткое прилагательное и пошла - глагол).

- Как мы уже знаем, в литературе существует термин звукопись – прием усиления изобразительности текста путем такого построения фраз, строк, которое соответствовало бы воспроизводимой картине.

СЛАЙД 13

Существует также приём звукоподражания – подражание с помощью языка звукам живой и неживой природы.

- Употребление согласных называется аллитерацией, этот приём  создаёт у читателей звуковую картину ходьбы лошади по мостовой. Мы действительно слышим, как идет лошадь, как цокают ее копыта.

- Определите, какие звуки помогают создать иллюзию стука копыт по обледеневшей мостовой, скольжения и падения лошади?

(Первые 6 строк – лошадь скачет, звук каждого копыта отчетливо слышен)

Звонкие «з», «р», «л» в сочетании с глухими (и многочисленными) «ш», «ц», «к» передают звуковую картину шарканья ног по тротуару.

Ассонанс - созвучие, повторение гласных звуков в слове, фразе.

- Какие гласные звуки часто повторяются в стихотворении? Какое состояние передают?

(В стихотворении несколько  раз употреблена буква «у» - звуковое выражение боли, которую испытывала старая лошадь; часто повторяется буква «и» - с восклицанием этого звука «и-и-и! – можно прокатиться с ветерком на ледяной дорожке. Но лошади не до смеха.

СЛАЙД 14 

11 раз употреблена буква «а». Особенно часто она повторяется в двустишии:
- ЛошАдь упАлА!
-УпАлА лошАдь!

Лошадь наверняка могла заржать. Звук «а» - выражение крика и самой лошади, и многочисленных прохожих.

- Какой художественный приём помогает поэту изобразить гололёд более наглядно?

(Олицетворение: Ветром опита,/ льдом обута,/ улица скользила».)

- Назовите гиперболы.   Какие из них подчеркивают размеры лошади?

(Подошел и вижу -
За каплищей каплища
по морде катится,
прячется в шерсти...)

(Грохнулась, каплища…)

- Назовите метафоры. Смысл их употребления?

(Ветром опита,
льдом обута
улица скользила.

за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клёшить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:

Улица опрокинулась,
течет по-своему...)

- Какие образные средства выражают сочувствие лирического героя к лошади?

 (эпитеты и метафора)  

              И какая-то общая

             звериная тоска, плеща,

              вылилась из меня

              и расплылась в шелесте.

- Что объединяет лошадь и лирического героя?

(Упавшая лошадь – это поэтический двойник самого поэта. Поэт, несмотря на сложности поэтического творчества, непонимание со стороны власти,   будет до конца жизни следовать своему поэтическому кредо).

- Найдите в тексте строки с многоточиями. Зачитайте их.

- Каков смысл  употребления  в стихотворении многоточий?

(подчёркивают обобщённый образ: в глазах многих отражается боль от беспомощности, когда нет поддержки со стороны людей, лишь одно равнодушие. Тогда боль усиливается, проливается слезами)

- На сколько частей по настроению можно разделить стихотворение? Какие именно?

- В какой момент меняется настроение в стихотворении? Что стало причиной?

(слова поддержки лирического героя)

СЛАЙД 15

Зачитайте данный отрывок.

Лошадь, не надо….

Деточка, все мы немного лошади….

-Как меняется поведение лошади? Зачитать.

только
лошадь
рванулась,
встала на ноги,
ржанула
и пошла…

- Какие эпитеты использует автор при описании лошади, услышавшей от человека слова сочувствия и поддержки?

(«рыжий ребёнок», «пришла весёлая»).

-К  чему призывает  поэт читателей?

- Почему в стихотворении больше не упоминаются зеваки, толпа?

(миром должна править любовь к людям, доброе и внимательное отношение к ним. Равнодушию нет места в мире людей)

 Задание группам: так какие два взгляда на мир представлены в стихотворении?

(ответы групп)

(умеющий сострадать лирический герой и равнодушная толпа; мир животных и мир людей; добро и зло )

- В каких строках выражен гуманизм и оптимизм Маяковского?

(И стоило жить,

И работать стоило)

СЛАЙД 16

- Ради чего, по мнению лирического героя,  стоит жить и работать?

 (Добро сможет одержать победу над злом. В. Маяковский верит в это, следуя своему кредо).

- Как вы объясните строки: «Все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь»?

 (Стихотворение – попытка философского осмысления человеческой жизни. Это маленькая победа добра над злом, жизни над смертью вселяет оптимизм в душу поэта.  Этот вывод дает представление о смысле его жизни и о цели его творчества. Если человек занят трудом, и труд его нужен людям, он не должен обращать ни на кого внимания, все, кто самозабвенно трудятся, немножко лошади).

- Как  эта мысль близка сегодняшним заботам человека?

- В. Кожинов так оценил труд поэта: «Его (Маяковского) поэзия стремилась превратиться в диалог с миллионами, в громкий на весь мир – разговор с ними».

- Действительно, его поэзия жизнеутверждающая. Неслучайно стихотворение  Маяковского стало песней.

СЛАЙД 17

(звучит музыкальная запись песни «Хорошее отношение к лошадям» в исполнении Елены Камбуровой)

Ученики выстраивают ассоциации, вспоминают уже знакомый термин, записывают его в тетрадь, аргументируют своё мнение, учатся слушать друг друга.

Осваивают новые теоретические понятия через наблюдение над текстом; записывают новые термины  в рабочую тетрадь.

 

Производят смысловое чтение и выбирают материал для лингвистической «догадки». Формулируют гипотезу.

Сверяют с образцом, вносят коррективы, обсуждают и делают выводы.

Ученики вспоминают понятие, с которым познакомились на прошлом уроке, доказывают актуальность его использования, делают выводы о мастерстве поэта-новатора.

Ученики выстраивают ассоциативные цепочки, вспоминают уже знакомый термин, ищут подтверждение своей гипотезы в тексте, аргументируют своё мнение, учатся слушать друг друга.

Ученики используют знакомые им теоретические понятия для объяснения своего предположения, подбирают аргументы, сверяют с образцом.

Ученики строят речевое суждение; аргументируют своё мнение.

Ученики объясняют своё восприятие текста, используют приёмы словесного рисования.

Работа в группе (подбор аргументов, обсуждение). Ученики учатся взаимодействовать в группе, осуществляют взаимоконтроль, формулируют ответ, выслушав разные мнения; учатся контролировать свои эмоции, чтобы услышать мнение других членов группы.

Ученики учатся обобщать, делать выводы, слушать мнение других и определять свою собственную позицию.

8. Включение нового знания в систему знаний

«Лиризм Маяковского всеобъемлющ – в нём выразился небывалый духовный рост человека. Маяковский - …поэт огромного, «сплошного сердца», - сказал о нём Павел Ильич Лавут,  литератор-мемуарист, автор книги «Маяковский едет по Союзу».

- Отвечает ли вашим представлениям о В.В. Маяковском данное утверждение? Почему? Каким вам запомнится поэт?

Ученики развивают навыки сравнения своей интерпретации текста с авторитетным мнением.

9. Рефлексия и оценивание

Рефлексия:

Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?

-Чему научили  вас лирический герой и автор стихотворения «Хорошее отношение к лошадям»?

(Лошади  - благородные, добрые животные. Их всегда любили, ценили. Они были верными друзьями человека, терпеливыми тружениками,  желанными участниками народных гуляний. Любят этих животных и сейчас). 

- Каких лошадей изобразили вы?

(ученики представляют свои рисунки)

- С каким настроением вы пойдёте сегодня домой? Почему?

(Оно не может оставить равнодушным никого! Я думаю, что все должны вдумчиво прочитать его, ведь если они это сделают, то на Земле станет гораздо меньше эгоистичных, злых и безразличных к чужому несчастью людей!)

Оценки за работу  на уроке:

- Оцените свою работу и работу своих товарищей.

(Метод «Лесенка успеха»). Встали.  Если

у вас руки опущены - у меня ничего не получилось;

у вас руки разведены в стороны - у меня были проблемы;

у вас руки подняты вверх - мне всё удалось (Это наша благодарность авторам учебника и нам самим)

-Дайте оценку уроку в целом.

Ученики подводят итоги работы на уроке, высказывают своё мнение.

Учатся анализировать индивидуальную деятельность и групповую работу. 

10.Объяснение домашнего задания

1). Написать сочинение-размышление на тему «Рецепт от душевной боли и слез» (по стихотворению В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»).

2) прочитать произведение Андрея Платонова «Юшка»

СЛАЙД 18

Всем спасибо!

Определяют способы выполнения домашнего задания, учатся слушать советы других и принимать решение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературы: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино". Тип урока: обобщение пройденного материала....

Технологическая карта урока литературы 8 класс

Тема: Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».      ТДЦ:       Обучающий аспект: расширить знания...

Технологическая карта урока литературы. 10 класс. Л.Н.Толстой "Война и мир"

Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС с использованием АМО ( активных методов обучения)...

Технологическая карта урока литературы 6 класс.

Технологическая карта составлена в соответствии ФГОС. Тип урока - урок "открытия" нового знания. На уроке используется самостоятельная работа по группам и индивидуальная....

технологическая карта урока литературы 8 класс

технологическая карта урока литературы по роману В.А.Каверина "Два капитана" к  фрагменту  видеоматериала...

технологическая карта урока литературы 5 класс

Данная технологическая карта составлена к уроку литературы в 5 классе "Басня - к мудрости ступенька". Карта учитывает требования ФГОС. Технологическая карта была использована на открытом уроке....

Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»

Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...