Образ Петербурга в русской литературе и в романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание»
методическая разработка по литературе (10 класс)

Урок повторения, обобщения ранее изученного (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь) и урок - путешествие по Петербургу Ф.М. Достоевского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_10_klass.docx54.14 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Образ Петербурга в русской литературе и в романе Фёдора Михайловича  Достоевского «Преступление и наказание»

Цель: воссоздать образ Петербурга в произведениях русской литературы.

Задачи:

  1. развивать познавательную активность учащихся на основе  их поисковой деятельности, формировать навыки  создания целостного видения проблемы;
  2. помочь  учащимся не просто увидеть Петербург Достоевского, хаотическую пестроту, скученность, удушающую тесноту человеческого существования, но и проникнуться сочувствием к страдающим людям.
  3. показать, как в романе Ф.М. Достоевского создан образ тупика, в котором оказались герои, как писатель показывает жизнь униженных и оскорблённых,
  4. подвести учащихся к осмыслению основного конфликта романа – конфликта между Раскольниковым и миром, который он отрицает.

Оборудование: презентации по теме « Заочная экскурсия по Санкт-Петербургу»,         

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

(Чтение отрывка из стихотворения С.Я. Маршака)

Слайды № 1, 2

 - Давно стихами говорит Нева,

Страницей Гоголя ложится Невский,

Весь Летний сад - "Онегина" глава,

О Блоке вспоминают Острова,

А по Разъезжей бродит Достоевский...

- А вот как сами писатели и поэты отзывались о городе, о котором мы сегодня будем вести речь

Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид,

Свод небес зелено- белый,

Сказка, холод и гранит...

А.С. Пушкин

Все обман, все мечты, все не то, чем кажется...

Н.В. Гоголь

Петербург - самый отвлеченный и умышленный

 город на всем земном шаре.

Ф.М. Достоевский

Наш урок  об уникальном город, построенном в начале XVIII века по замыслу Петра I. Вы, скорее всего поняли о каком городе пойдёт речь. Конечно же, это Санкт-Петербург

- Какие названия этого города вам известны? (Санкт-Петербург, Петроград, Ленинград, вновь Санкт-Петербург … В этих названиях одного города  - его история).

II. Актуализация опорных знаний

- Кто из вас бывал в Санкт Петербурге? Какое впечатление сложилось у вас после встречи с этим городом?

- Санкт Петербург – один из красивейших городов мира, и сегодня мы совершим заочную экскурсию по нему – презентация слайды 5-25.

- Северная Венеция, Северная столица - эти названия, безусловно, говорят о его значимости и красоте. Конечно, красотой города нельзя не восхищаться. Петербург не раз становился действующим лицом произведений русских авторов.

Тема Петербурга традиционна для русской литературы. Давайте вспомним, каким представлен этот город в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя, и поговорим, каким его видел Ф.М. Достоевский.

III. Создание учебно-проблемной ситуации и формулирование основной учебной задачи

По ходу изложения материала ученики заполняют таблицу:

ФИО писателя

Произведения

«Образ» Петербурга

Выводы

- последний столбик заполняется под руководством учителя.

  1. Каким же город рисует А.С. Пушкин – сообщение ученика.

Столица Российского государства, Северная Пальмира, представляла для Пушкина край красоты и вдохновения. Не случайно выдающийся поэт постоянно обращается к этому образу в своём творчестве. В этом городе он учился, тут жили его друзья, его любимые женщины, которым позже были посвящены гениальные творения. Именно в Петербурге он утвердился как творческая личность, тут были написаны его лучшие произведения. Ни один город не был им воспет с таким высоким чувством, как «град Петров».

В поэме  «Медный Всадник» Петербург -  одушевлённое живое существо.

Город для поэта – воплощение петровского духа, «Петра творенье», символ созидательных сил России. Весь образ Петербурга внушает спокойную радостную веру в его будущее, охраняемое Медным Всадником на звонко скачущем коне:

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит,

Твоих оград узор чугунный...

Даже петербургская зима, столь часто гнилая, слякотная, у Пушкина дышит здоровьем и весельем:

Люблю зимы твоей жестокой

Недвижный воздух и мороз,

Бег санок вдоль Невы широкой,

Девичьи лица ярче роз…

Но чем больше поэт говорит о пышной красоте Петербурга, тем больше создается впечатление, что он какой-то неподвижный, даже отчасти неестественный. Людей на улицах нет.

Постепенно облик Петербурга меняется, это уже не пышный «юный град», а «омраченный Петроград». Город превращается в крепость, осажденную Невой. Нева – тоже часть города. Беда приходит как бы изнутри, сам город берет себя приступом; наружу выходит все то, что было недостойно изображения, скрыто за описанием парадности:

Лотки под мокрой пеленой,

Обломки хижин, бревны, кровли,

Товар запасливой торговли,

Пожитки бледной нищеты,

Грозой снесенные мосты,

Гробы с размытого кладбища

Плывут по улицам!

Перед нами картина народного бедствия. После наводнения городские противоречия не только не исчезли, но еще более усилились. Но уже на следующее утро всё возвращается к прежнему порядку – город вновь равнодушен к человеку. Это город торговцев, чиновников и «злых детей», бросающих камни в безумного Евгения. «Неугомонному Петербургу» нет дела до конкретного маленького человека. Что до того, что стихия забрала его счастье, ум?

Но Петербург – символ России, поэтому:

Красуйся, град Петров, и стой

Неколебимо, как Россия!

Петербург пушкинской поры в романе «Евгений Онегин».

Петербург пушкинских времён – город столичный, настоящий центр культуры и политической жизни страны. Точность поэта в описании жизни Петербурга понятна, так как сам он хорошо знал высший аристократический свет, говорил «о соли светской злости», «необходимых глупцах», «накрахмаленных нахалах». Александр Сергеевич с самого начала даёт нам понять, что он причастен к тому, что происходит в его произведении:

Онегин, добрый мой приятель,

Родился на брегах Невы,

Где, может быть, родились вы

Или блистали, мой читатель;

Там некогда гулял и я:

Но вреден север для меня.1

Петербург – центр современной жизни, средоточие новых веяний, здесь наиболее сильно проявляется европеизация русского дворянства. При описании  часто встречаются слова «модный», «современный». Петербург Пушкина светский, театральный. Особое внимание автор уделяет петербургскому дворянству, представителем которого и является Евгений. Поэт во всех подробностях описывает день своего героя – типичный день столичного дворянина.

Развлечения сменяют друг друга в бесконечно вращающемся калейдоскопе. Невский проспект – типичное место прогулок, высший свет прохаживается по Английской набережной и Адмиралтейскому бульвару. Этот маршрут традиционен и определён тем, что здесь имел обыкновение шествовать Александр I. Затем – обед в ресторане, посещение театра, причём театр для Онегина не является художественным зрелищем, а скорее местом любовных интриг, закулисных увлечений. Посещение театра - обязательное светское развлечение входит в правила хорошего тона. День Онегина завершает бал, любимое занятие столичных дворян. А жизнь рабочего Петербурга только начинается:

Встает купец, идет разносчик;

На биржу тянется извозчик;

С кувшином охтенка спешит;

Под ней снег утренний хрустит.

Ещё одна черта, столь характерная для петербургской жизни, – скука. В театрах Онегин зевает, мишурность жизни не нравится и Татьяне, как и «модный дом и вечера».

Слово учителя: Вывод. Под запись: Петербург в произведениях Александра Сергеевича Пушкина разнообразен и неоднозначен. С точки зрения истории – это символ России, пышная столица, о которой Пушкин отзывается с большой любовью, но для обывателя этот город враждебен и даже мистичен. Петербург – целый мир. 

 Санкт - Петербург чтит поэта. На Мойке, в последней квартире поэта, устроен музей. Здесь собраны вещи поэта, портреты и картины, украшавшие эти стены, библиотека из книг, которые могли быть у Пушкина. У Черной речки, на том месте, где состоялась роковая дуэль, скромный, но многоговорящий памятник. Институт русской литературы носит имя «Пушкинского дома». Именем поэта в 1937 году назван самый старый театр Ленинграда. В Ленинграде же, в дни юбилея 1949 года, в сквере одной из центральных площадей, на газоне, покрытом ковром пышных гортензий, был заложен новый памятник Пушкину - певцу «юного града». В Государственном Русском музей собраны как портреты Пушкина, так и иллюстрации выдающихся русских художников к его произведениям.

Слайды 26-27

  1. Сообщение ученика о гоголевском Петербурге.

Значительную часть своей жизни Гоголь провел в Петербурге. Это не могло не отразиться на его произведениях. Гоголь написал целый цикл петербургских повестей. И везде это таинственный волшебный город, полный всякой чертовщины. Здесь легко оживают дома и вещи, люди ходят и разговаривают сами с собой, а обыкновенный нос может запросто убежать от своего хозяина и разъезжать по городу в экипаже, словно чиновник. Одним из первых произведений Гоголя, в которых присутствует образ Петербурга, является повесть “Ночь перед Рождеством”, вошедшая в цикл “Вечера на хуторе близ Диканьки”. Здесь мы видим Петербург глазами Вакулы, словно в ад прилетевшего сюда на черте. Петербург представляется нам чем-то невероятным. Вакула просто ошеломлен его сиянием и громыханием. Гоголь показывает Петербург через звуки и свет. Стук копыт, звук колес, дрожь мостов, свист снега, крики извозчиков, полет карет и саней.. В этом сказочном мире Вакуле кажется, что оживают даже дома и смотрят на него со всех сторон. Возможно, похожие впечатления испытывал и сам Гоголь, когда впервые приехал в Петербург. О необычайно ярком свете, который исходил от фонарей, Вакула говорит: “Боже ты мой, какой свет! У нас днем не бывает так светло”. Дворец здесь просто сказочный. Все вещи в нем удивительные: и лестница, и картина; и даже замки. Люди во дворце тоже сказочные: все в атласных платьях или золотых мундирах. Вакула видит один блеск и больше ничего. В “Ночи перед Рождеством” Петербург яркий, ослепительный, оглушающий и невероятный во всем.

Совсем другим выглядит Петербург в комедии “Ревизор”. Здесь он уже гораздо более реален. В нем нет сказочности, это уже практически настоящий город, в котором чины и деньги решают все. В “Ревизоре” мы встречаем два рассказа о Петербурге — Осина и Хлестакова.

В первом случае это рассказ о нормальном Петербурге, который видит слуга мелкого чиновника. Он  говорит о реальных развлечениях, доступных ему и его хозяину: театры, танцующие собаки и катание на извозчике. Ну а что ему нравится больше всего, так это то, что все люди разговаривают очень вежливо: “Галантерейное, черт возьми, обхождение!” Совсем другой

Петербург рисует нам и Хлестаков. Это уже не Петербург с купцами и танцующими собаками, а Петербург с чинопочитанием и невообразимой роскошью. Это Петербург мечты мелкого чиновника, который хочет стать генералом и пожить на широкую ногу. Петербург в мечтах Хлестакова — это город, где у него много денег и высокий чин, поэтому он живет в роскоши и все его боятся и почитают.

Несколько другим изображен Петербург в повести “Шинель”. Это город, в котором “маленькие люди”пропадают бесследно. В нем одновременно

существуют улицы, где и ночью светло, как днем, с живущими на них генералами, и улицы, где помои выливают прямо из окон, тут обитают башмачкины.  Это словно два мира одного города. Они очень похожи, но в то же время различий между ними не меньше.

Эти два мира встречаются в кабинете у значительного лица в качестве Акакия Акакиевича и самого значительного лица. И во время этой встречи значительное лицо одним своим видом и голосом чуть не убило несчастного Акакия Акакиевича. Так и богатая часть города при помощи своих денег

полностью подчиняет себе бедную.

Самый невероятный Петербург Гоголь изобразил в “Мертвых душах”. Это абсолютно нереальный дьявольский город. Здесь мосты, словно черти, висят в воздухе, не касаясь земли. Шторы и гардины кусаются. Это, как говорит

почтмейстер, сказочная Шехерезада. Этот Петербург словно центр земли: здесь как будто собрались все страны мира. Ковры почтмейстер называет Персией, а не персидскими. В приемной Копейкин боится толкнуть локтем Америку или Индию. Обедает же капитан в “Лондоне”. Люди здесь тоже разные: и русские, и французы, и англичане. Кругом все утопает в роскоши: зеркала, мрамор, вазы, серебряная посуда, арбуз за сто рублей. Кругом какое-то дьявольское нагромождение людей и вещей. Петербург — это дьявольский город.

Петербург “Мертвых душ” — это странный призрак настоящего города, это именно город на костях. В нем вещи такие же живые, как и люди. Петербург необыкновенный город. С одной стороны, это холодный, мрачный каменный город, но с другой — это центр культуры. Петербург часто затопляла Нева, словно смывая с него накопившиеся пороки.

Слово учителя: Вывод. Под запись: Петербург у Гоголя — это нереальное,

презренное царство чинов и вещей, царство роскоши и власти, где “маленькие люди” исчезают бесследно, не оставляя о себе никакой памяти. Это город обмана, лжи и пустоты.

2. – А каким же этот город увидел Ф.М. Достоевский?

В романе «Преступление и наказание» более 90 персонажей, и одним из них является Петербург. И уже на первых страницах произведения мы окунаемся в атмосферу города, в котором вынуждены жить «маленькие люди». Строили много, но в погоне за прибылью заказчики требовали от архитекторов дешевизны в работе. Так возникли унылые корпуса заводов, фабрик, тесно стоящие доходные дома с дворами-колодцами, с темными комнатами для прислуги, с мрачными черными лестницами. Петербург постепенно становится городом контрастов. Пышность и серость, богатство и бедность, бездушие и бездуховность, отчаяние и безысходность все глубже проникают в жизнь человека.

И начнём мы с описания каморки главного героя Родиона Раскольникова и тех мест, где живут, или скорее выживают, «маленькие герои» большого романа.

  1. Работа в группах:

Первая группа:

Описания интерьеров (часть 1 – каморка Раскольникова; часть 1 глава 2 – описание кабака, где Раскольников слушает исповедь Мармеладова; часть 1 глава 2 и часть 2 глава 7 – угол Мармеладовых; часть 4 глава 4 – комната Сони.)

Ч.1, гл.3 – каморка Раскольникова  «Это была крошечная клетушка, шагов шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнется головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу... Перед софой стоял маленький столик».

Ч.1, гл.2 – кабак,  где Раскольников встретился с Мармеладовым   « за стойкой находился мальчишка лет четырнадцати, и был другой мальчишка моложе, который подавал, если что спрашивали. Стояли крошенные огурцы, черные сухари и резанная кусочками рыба; все это очень дурно пахло. Было душно, так что даже было нестерпимо сидеть, и все до того было пропитано винным запахом, что, кажется,  от одного этого воздуха можно было в пять минут сделаться пьяным…»

Ч.1, гл.2 – “проходной угол” Мармеладовых  

Сам Мармаледов называет эту квартиру «безобразнейшим содомом», вероятно, за то, что среди жильцов, есть люди с сомнительной репутацией:

«Живут же там многие и кроме нас… Содом-с, безобразнейший… гм… да…»

— Часть 1, глава II

Мармеладовы вынуждены терпеть шум, крик, вонь и дым, которые доносятся из соседних комнат:

«Дверь в дальнейшие помещения или клетки, на которые разбивалась квартира Амалии Липпевехзель, была приотворена. Там было шумно и крикливо…»

— Часть 1, глава II

«В комнате было душно, но окна она не отворила; с лестницы несло вонью, но дверь на лестницу была не затворена; из внутренних помещений, сквозь непритворенную дверь, неслись волны табачного дыма…»

— Часть 1, глава II

Мармеладовы снимают не отдельную квартиру, а проходную комнату, которую сам Мармеладов называет «углом»:

«Выходило, что Мармеладов помещался в особой комнате, а не в углу, но комната его была проходная».

— Часть 1, глава II

Комната Мармеладовых представляет собой небольшое помещение длиной в 10 шагов:

«Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней».

Обстановка в комнате Мармеладовых очень бедна. В комнате имеется диван, два стула, стол, кровать, печь:

«Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано и в беспорядке, в особенности разное детское тряпье. Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый.

На краю стола стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике. Выходило, что Мармеладов помещался в особой комнате, а не в углу, но комната его была проходная. Дверь в дальнейшие помещения или клетки …была приотворена. Там было шумно и крикливо…»

— Часть 1, глава II

Ч.4, гл.4 – комната - “сарай” Сони


«А Раскольников пошел прямо к дому на канаве, где жила Соня. Дом был трехэтажный, старый и зеленого цвета. Он доискался дворника и получил от него неопределенные указания, где живет Капернаумов портной. Отыскав в углу на дворе вход на узкую и темную лестницу, он поднялся наконец во второй этаж и вышел на галерею, обходившую его со стороны двора. Покамест он бродил в темноте и в недоумении, где бы мог быть вход к Капернаумову, вдруг, в трех шагах от него, отворилась какая-то дверь; он схватился за нее машинально.»

— Раскольников направляется к Соне. Часть 4, глава IV

Комната Сони Мармеладовой имеет форму неправильного четырехугольника и похожа, скорее, на сарай и выглядит несколько уродливо:

«Раскольников быстро отвернулся и сел на стул к столу. Мельком успел он охватить взглядом комнату.

Это была большая комната, но чрезвычайно низкая. Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой.»

— Часть 4, глава IV

Из мебели у Сони имеется кровать, стол, стул, а также два плетеных стула и комод:

«Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели. В углу, направо, находилась кровать; подле нее, ближе к двери, стул. По той же стене, где была кровать, у самых дверей в чужую квартиру, стоял простой тесовый стол, покрытый синенькой скатертью; около стола два плетеных стула. Затем, у противоположной стены, поблизости от острого угла, стоял небольшой, простого дерева комод, как бы затерявшийся в пустоте. Вот всё, что было в комнате».

— Часть 4, глава IV

Примечательно, что в комнате Сони, также как и у Раскольникова, поклеены желтые обои, потерявшие свой вид. Таким образом, Достоевский указывает на моральный упадок персонажей — яркий цвет солнца стал мрачным и отталкивающим. Правда у Раскольникова обои потеряли вид от грязи и не ухоженности, а у Сони — от сырости:

«Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок».

— Часть 4, глава IV

- Какие детали повторяются? (неправильные формы, бедность и убогость обстановки, нищета)

- Какое впечатление производят? – впечатление чего-то непристойного, грязного, безобразного.

- Как подобные условия могут сказываться на жизни героев, на их духовном самочувствии? – деградация, гибель.

- Что может спасти? Об этом поговорим на последующих уроках.

Слово учителя. Может так живут отдельные люди, которые сами виноваты в своём падении. Выйдем на улицы и пройдем по ним, послушаем звуки города, где живут герои Достоевского (задача учеников – зафиксировать описания уличной жизни).

Не находя больше сил находиться в своём жилище, Раскольников бродит по городу. И вот, что он видит.

Описание улиц:  

 «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известняк, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу... Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека».

Описание летнего Петербурга,  Сенная площадь:

 «Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников»

 «На улице опять жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известняк, опять вонь из лавочек и распивочных, опять поминутно пьяные, чухонцы - разносчики и полуразвалившиеся извозчики».

«Было часов восемь, солнце заходило. Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он этого вонючего, пыльного, зараженного городом воздуха...»

  «Серединные улицы Петербурга, где люди «так и кишат»…

И то, с чем встречается и что при этом испытывает главный герой:

Часть 1, глава I. «Эй ты, немецкий шляпник»

«А между тем, когда один пьяный, которого неизвестно почему и куда провозили в это время по улице в огромной телеге, запряженной огромною ломовою лошадью, крикнул ему вдруг, проезжая: «Эй ты, немецкий шляпник!» — и заорал во всё горло, указывая на него рукой, — молодой человек вдруг остановился и судорожно схватился за свою шляпу. Шляпа эта была высокая, круглая, циммермановская, но вся уже изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах, без полей и самым безобразнейшим углом заломившаяся на сторону. Но не стыд, а совсем другое чувство, похожее даже на испуг, охватило его».

Часть 1, глава IV. Пьяная девушка идущая по бульвару

«Он сошелся с девушкой у самой скамейки, но, дойдя до скамьи, она так и повалилась на нее, в угол, закинула на спинку скамейки голову и закрыла глаза, по-видимому от чрезвычайного утомления. Вглядевшись в нее, он тотчас же догадался, что она совсем была пьяна. Странно и дико было смотреть на такое явление. Он даже подумал, не ошибается ли он. Пред ним было чрезвычайно молоденькое личико, лет шестнадцати, даже, может быть, только пятнадцати, — маленькое, белокуренькое, хорошенькое, но всё разгоревшееся и как будто припухшее. Девушка, кажется, очень мало уж понимала; одну ногу заложила за другую, причем выставила ее гораздо больше, чем следовало, и, по всем признакам, очень плохо сознавала, что она на улице».

Часть 2 глава II. Сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние

«На Николаевском мосту ему пришлось еще раз вполне очнуться вследствие одного весьма неприятного для него случая. Его плотно хлестнул кнутом по спине кучер одной коляски, за то, что он чуть-чуть не попал под лошадей, несмотря на то что кучер раза три или четыре ему кричал. Удар кнута так разозлил его, что он, отскочив к перилам (неизвестно почему он шел по самой середине моста, где ездят, а не ходят), злобно заскрежетал и защелкал зубами. Кругом, разумеется, раздавался смех.

… Вдруг он почувствовал, что кто-то сует ему в руки деньги. Он взял. Денег двугривенный. По платью и по виду они очень могли принять его за нищего, за настоящего собирателя грошей на улице, а подаче целого двугривенного он, наверно, обязан был удару кнута, который их разжалобил».

Часть 2, глава VI. Сцена на «ском» мосту

 «Вдруг он вздрогнул, может быть спасенный вновь от обморока одним диким и безобразным видением. Он почувствовал, что кто-то стал подле него, справа, рядом; он взглянул — и увидел женщину, высокую, с платком на голове, с желтым, продолговатым, испитым лицом и с красноватыми, впавшими глазами. Она глядела на него прямо, но, очевидно, ничего не видала и никого не различала. Вдруг она облокотилась правою рукой о перила, подняла правую ногу и замахнула ее за решетку, затем левую, и бросилась в канаву. Грязная вода раздалась, поглотила на мгновение жертву, но через минуту утопленница всплыла, и ее тихо понесло вниз по течению, головой и ногами в воде, спиной поверх, со сбившеюся и вспухшею над водой, как подушка, юбкой

… Сердце его было пусто и глухо. Мыслить он не хотел. Даже тоска прошла, ни следа давешней энергии, когда он из дому вышел, с тем «чтобы всё кончить!» Полная апатия заступила ее место».

Часть 2, глава VII. Мармеладов попадает под колёса коляски

«Посреди улицы стояла коляска, щегольская и барская, запряженная парой горячих серых лошадей; седоков не было, и сам кучер, слезши с козел, стоял подле; лошадей держали под уздцы. Кругом теснилось множество народу, впереди всех полицейские. У одного из них был в руках зажженный фонарик, которым он, нагибаясь, освещал что-то на мостовой, у самых колес.

Раскольников протеснился, по возможности, и увидал наконец предмет всей этой суеты и любопытства. На земле лежал только что раздавленный лошадьми человек, без чувств по-видимому, очень худо одетый, но в «благородном» платье, весь в крови. С лица, с головы текла кровь; лицо было всё избито, ободрано, исковеркано. Видно было, что раздавили не на шутку».

Часть 5, глава V. Смерть Катерины Ивановны

На канаве, не очень далеко от моста и, не доходя двух домов от дома, где жила Соня, столпилась кучка народу. Особенно сбегались мальчишки и девчонки. Хриплый, надорванный голос Катерины Ивановны слышался еще от моста. И действительно, это было странное зрелище, способное заинтересовать уличную публику. Катерина Ивановна в своем стареньком платье, в драдедамовой шали и в изломанной соломенной шляпке, сбившейся безобразным комком на сторону, была действительно в настоящем исступлении. Она устала и задыхалась. Измучившееся чахоточное лицо ее смотрело страдальнее, чем когда-нибудь (к тому же на улице, на солнце, чахоточный всегда кажется больнее и обезображеннее, чем дома); но возбужденное состояние ее не прекращалось, и она с каждою минутой становилась еще раздраженнее. Она бросалась к детям, кричала на них, уговаривала, учила их тут же при народе, как плясать и что петь, начинала им растолковывать, для чего это нужно, приходила в отчаяние от их непонятливости, била их... Потом, не докончив, бросалась к публике; если замечала чуть-чуть хорошо одетого человека, остановившегося поглядеть, то тотчас пускалась объяснять ему, что вот, дескать, до чего доведены дети «из благородного, можно даже сказать, аристократического дома». Если слышала в толпе смех или какое-нибудь задирательное словцо, то тотчас же набрасывалась на дерзких и начинала с ними браниться. Иные, действительно, смеялись, другие качали головами; всем вообще было любопытно поглядеть на помешанную с перепуганными детьми».

- Какие сцены уличной жизни вас особенно потрясли?

Вывод: страшная жара, пыль, дурные запахи - от такой жизни люди тупеют, смотрят друг на друга враждебно, между ними безразличие, звериное любопытство, злорадная насмешка.

- Есть и другой город, но таким описаниям очень мало места:

«Небо без малейшего облачка, а вода почти голубая, что на Неве так редко бывает. Купол собора так и сиял, и сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое его украшение».

Но и прекрасный простор Невы так же давит, и мучит, и гнетет Раскольникова, как и духота, теснота, жара и грязь улиц. Герой задыхается в этом городе, мире. Пейзаж в романе прочно связан с образом Раскольникова, пропущен через его восприятие.

- Что общего между всеми описаниями, перед нами прошедшими? (жилища так же убоги и бедны, как и сами люди)

  1. Обобщение изученного. Какой же Петербург  у Достоевского?  Согласны ли вы со стихотворением Николая Рубцова?  

Трущобный двор. Фигура на углу.

Мерещится, что это Достоевский.

И желтый свет в окне без занавески

Горит, но не рассеивает мглу.

Гранитным громом грянуло с небес!

В трущобный двор ворвался ветер резкий,

И видел я, как вздрогнул Достоевский,

Как тяжело ссутулился, исчез…

Не может быть, чтоб это был не он!

Как без него представить эти тени,

И желтый свет, и грязные ступени,

И гром, и стены с четырех сторон…

 Обобщение: вряд ли кто смог бы  донести до нас жизнь этих трущоб, как Ф.М.Достоевский, которому из-за скудных материальных средств и бродячего духа приходилось часто менять квартиры в холодных угловых домах. Приходилось писателю проходить и через Сенную площадь, где ещё в конце 18 века был открыт рынок для продажи скота, дров, сена, овса… А в двух шагах Столярный переулок с 18-ю питейными заведениями.

Под запись:

Петербург Достоевского – город, где совершаются преступления, где невозможно дышать, это город униженных и оскорбленных, город равнодушия, звериного любопытства, злорадной насмешки, город одиночества, город разврата и порока, “город, в котором невозможно быть”, это город  «униженных и оскорбленных».  Петербург Достоевского – это город, который толкает человека на преступление, и таким человеком является студент юридического факультета Родион Раскольников. Безумный город порождает безумные идеи, город-убийца порождает людей-убийц.

Прослушивание песни «Я этим городом храним» (приложение)

Источники

  1. Золотарева И. В., Михайлова Т. И. Универсальные поурочные разработки по литературе : 10 класс, II полугодие. 3-е изд.,, перераб. и доп. - М.: ВАКО, 2012. – 416 с.

  1. https://www.yaklass.ru/materiali?mode=sochi&sochid=1160

  1. https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/01/07/iz-opyta-raboty-urok-nv-gogol-nevskiy-prospekt-obraz-peterburga

  1. https://infourok.ru/obraz-peterburga-v-tvorchestve-as-pushkina-3633446.html

  1. https://uchitelya.com/istoriya/20027-prezentaciya-zaochnaya-ekskursiya-po-sankt-peterburgu-xviii-veka-10-klass.html

  1. https://avatars.mds.yandex.net/getzen_doc/173924/pub_5e52e671a3e296673fdff5bd_5e57cfcae356d71519575093/scale_1200

  1. http://pushkin-lit.ru/pushkin/mesta/anciferov-peterburg-pushkina.htm

  1. https://www.literaturus.ru/2020/07/opisanie-komnat-intererov-prestuplenie-i-nakazanie.html

  1. https://www.rulit.me/books/peterburg-pushkina-read-90723-11.html

  1. https://litmir.me/br/?b=1044358p=11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Достоевского.

В презентации представлена таблица, где   по-разному описывают  Петербург  Пушкин,  Гоголь, Некрасов.А также здесь можно найти Петербург Достоевского....

Проект урока по теме: "Художественное изображение идеи в романе Ф. Достоевского "Преступление и наказание"

Приступив к изучению романа «Преступление и наказание», мы пришли к выводу, что это роман идей. Практически каждый герой является носителем идеи. В связи с этим возникает множество вопросов.·...

Интеллектуальная игра по роману Ф.Достоевского "Преступление и наказание"

Игра позволяет ученикам продемонстрировать знание текста романа и обратить внимание на эпизоды, которые подробно не рассматривались на уроке...

Интегрированный урок "Символика цвета и пространства в романе Ф.Достоевского "Преступление и наказание"

На интегрированном уроке литературы и изобразительного искусства рассматривается символика цвета и пространства в романе Ф.Достоевского "Преступление и наказание" (1 часть)....

Конспект урока литературы в 7-ом классе «Имя твое – Женщина» (Женские образы в произведениях русской литературы).Учитель Козлова Светлана Алексеевна ГБОУ СОШ №456 Колпино Санкт-Петербург

Тип  урока  –  урок-соревнованиеЦель  –  систематизировать и обобщить знания учащихся о женских образах в произведениях русской литературы.Форма урока позволяет на основе ана...

Разработки практических заданий по роману Ф. Достоевского "Преступление и наказание": задания и ответы

Разработки практических заданий к изучению романа Ф. Достоевского "Преступление и наказание" по темам: Образ Сонечки, Обобщение и выводы по роману. Разработки представляют из себя индивидуал...