Актуальность метода VAK (визуализации) на уроках русского языка и литературы
статья по литературе

Иванова Мария Анатольевна
Использование техники VAK
(визуализации) значительно повышает мыслительные процессы у учащихся,
примеряющих на себя зрительные образы из художественных произведений.
Открываются широкие горизонты для повышения психолого-творческих возможностей у
детей видеть, слышать, чувствовать, думать. Применение технологии визуализации дает
простор для успешного развития диалогового мышления, творческого воображения,
духовного, физически-психологического развития у школьников, что ведет к повышению
качества знаний.
Педагог берет за основу в обучении важную цель – вести к успеху каждого ученика.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ivanova_m_a_lyubertsy_kadetskaya_shkola_1.docx23.25 КБ

Предварительный просмотр:

УДК____________

Актуальность метода VAK (визуализации) на уроках русского языка и литературы

Иванова Мария Анатольевна

Учитель русского языка и литературы первой категории

МОУ Кадетская школа

Россия, г. Люберцы

E-mail: mar32250114@yandex.ru

Аннотация

Федеральный проект «Учитель будущего» обусловил создание высокоэффективных технологий. Этот проект уже работает, и наблюдается рост готовности педагогов к ведению инновационных уроков. В данной статье рассматривается новая технология VAK (визуализация),способствующая повышению мыслительных  процессов у учащихся, их качеству знаний.  Применение технологии визуализации  дает простор для повышения у детей психолого-творческих возможностей: видеть, слышать, чувствовать, думать.

Ключевые слова: визуализация, технология, психология, творчество, инновация, процесс

Annotation:

The Federal project «Teacher of the Future» led to the creation of highly efficient technologies. This project is already under way and there is a growing number of educators who want to teach innovative lessons. This article discusses a new technology, VAK (visualization), which affect the cognitive processes of students, the quality of their knowledge. Using visualization technology provides development of psychological creativity: seeing, listening, feeling and thinking.

Keywords: visualization, technology, psychology, creativity, innovation, processes.

Введение

В Национальном проекте «Образование» профессиональный рост педагогов является одним из основных условий его успешной реализации.

Появление федерального проекта «Учитель будущего» обусловило создание масштабируемых и высокоэффективных моделей, технологий, способствующих повышению педагогического мастерства. Этот проект уже работает, он особенно популярен и актуален, т к позволяет создавать условия для овладения навыками использования современных цифровых технологий, принимать участие в деятельности профессиональных ассоциаций, делиться своим опытом работы посредством мастер-классов, участия в НПК, лекций.

 Контекст профессиональной деятельности учителя меняет и поликультурная среда, что подводит к использованию особого нового подхода в преподавании русского языка и литературы. Отсюда наблюдается рост готовности педагогов к нахождению эффективных форм обучения, к ведению инновационных уроков. Использование техники VAK (визуализации) значительно повышает мыслительные процессы у учащихся, примеряющих на себя зрительные образы из художественных произведений.  Открываются широкие горизонты для повышения психолого-творческих возможностей у детей видеть, слышать, чувствовать, думать. Применение технологии визуализации дает простор для диалогового мышления, творческого воображения, духовного, физически-психологического развития у школьников, что ведет к повышению качества знаний.

Педагог берет за основу в обучении важную цель – вести к успеху каждого ученика.

Глава 1

В современном мире образовательная среда является формой коммуникативного взаимодействия между учеником и окружающей информационной и психологической средой.

Образовательная среда – это «система влияния и условий формирования личности по заданному образцу, а также предоставление возможностей для ее развития» [4]. У педагогических работников определяется наличие мотивационных ресурсов, направленных на повышение уровня профессиональных компетенций и их готовность к введению инновационной деятельности. Совершенствование организации учебного процесса вызывает у учителей стремление к поиску и нахождению новых эффективных форм учебно-воспитательной деятельности и использование их в своей деятельности.

В нашей Кадетской школе учится группа детей, для которых русский язык не является родным. Уровень владения русским языком этих детей-инофонов не соответствует требованиям, предусмотренным государственным образовательным стандартам по русскому языку. Поликультурная среда меняет контекст профессиональной деятельности учителей. Ответственность наша растет за языковую подготовленность учащихся, при этом педагоги учитывают потребности детей, для которых русский язык – родной. Поликультурная среда развивает не только отдельные личности, но и общество в целом, позволяя ему брать из каждой культуры лучшие ее составляющие [6]. В поликультурном образовательном пространстве эффективное обучение русскому языку невозможно без формирования культурно-творческой  компетенции обучающихся. Необходимо формировать у школьников представления о духовно-нравственных основах языка, культуры путем развития «диалогового мышления». [2].

Составление и проведение уроков с применением VAK я начала в пятых классах. В технику VAK (визуализация) входит: (V-визуальный, A-аудиальный , K-кинестетический каналы). Верно говорят про визуалов: «Лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать».  Аудиалы же крайне чувствительны к различным модуляциям голоса, к темпу и тембру. Кинестетики акционируют свое внимание на телесных проявлениях. Им важно, чтобы все было удобно, и именно кинестетики испытывают наибольшие сложности в процессе обучения.

«Визуализация означает использование в мыслительном процессе не слов, а зрительных образов» [3].

На уроках с применением данного метода VAK стала замечать оживленность, заинтересованность учащихся к определенному произведению, герою. Они с огоньком в глазах и с большим желанием стремятся ответить на вопрос: «Что вы почувствовали?», задаваемый педагогом многократно на каждом этапе урока. Но при этом обязательно, чтобы каждый учащийся находился в чувстве в достаточном объеме, чтобы момент сопереживания был глубоким. Для подобных занятий подготавливаю дидактический материал, специальную презентацию, где дети видят себя и свои ответы, здесь же и герой из произведения; таким образом создаются определенные условия для развития и совершенствования личностных самореализующихся творческих способностей. Учащиеся смело начинают дискутировать, открыто отстаивают свою точку зрения на определенный художественный образ, действие, настроение, свое отношение к происходящему и проч. Причем дети визуализируют себя с главным героем, погружаются в его мир и начинают свое повествование со слов героя, что положительно влияет на рост их мыслительной деятельности. Учащиеся примеряют на себя образы героев и полностью погружаются в их мир, что ведет к усилению развития логического мышления

По мнению В.С. Библера «истинное понимание литературы только так и может строиться, как диалог разных теорий и разных дискурсов. Именно диалог, а не механическое суммирование, так как эти способы понимания литературы противоречат друг другу, вступают между собой в спор, поскольку вырастают из разных представлений о сути предмета». [2]. Каждый учащийся анализирует то, что сам прочитал, понял, передает свое личное отношение к услышанному. Приветствуются диалоги между детьми, возникающие по причине их личных разных суждений, представлений о каком-то конкретном поступке героя, о явлении. Суждения детей стали более эмоциональны, искренни, так как они визуализируют и сами переживают то, что происходит с героями на страницах произведений: различные случаи, встречи, воспоминания, опасности, расставания, т е дети вновь примеряют на себя образы литературных героев.

Полученная информация на уроках лично проживается каждым учеником и термины литературные усваиваются и запоминаются ими легче с возникающими ассоциациями.

Например, термин «кульминация», применительный к сюжету литературного произведения. Как же мы отработали этот термин? На доске изображаются графически для возникновения у детей ассоциации (ассоциативного ряда) с точкой наивысшего подъема – визуальный ряд; музыкальный фрагмент наивысшего накала страстей дает внутреннее ощущение подъема над чем-то – аудиальный ряд; второстепенным – кинестетический ряд (телесный). Именно кинестетики испытывают наибольшие сложности в процессе обучения.

Метод визуализации дает возможность личности увидеть, услышать и почувствовать образы в своем внутреннем мире – VAK/D [3].

Наблюдение за образами и за счет «переживания» любого состояния в своем внутреннем мире возникает в сознании человека. При изучении какого-либо понятия, субъекта и т.п. у учащихся возникает четкое представление о их форме, содержании и понимании своего эмоционального отношения к поступающей информации. Процесс обучения находится в тесной связи с психологией. Мышление детей осуществляется через пять органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) и предоставляет психике свою систему кодировки образов. «Визуализация означает использование в мыслительном процессе не слов, а зрительных образов». [3]. Приемы визуализации в применении быстры, а по форме просты. Обучение подобным техникам ведет к «усилению личности». В образовательном процессе учителем ставятся цели, ведущие к успеху каждого учащегося. На уроках педагог развивает у детей внимание, сосредоточенность, воображение, память, духовные, физические, психические потребности. Бывают случаи, что для логического мышления не хватает информации в мозгу человека, и для активизации воображения на помощь приходит техника развития творческого потенциала личности. Если воссоздающее воображение помогает воспроизведению того, с чем человек сталкивался в своей жизни: изучал, видел, слышал, то творческое воображение включается при определенной перестройке уже имеющихся представлений. Активизации воображения способствует техника развития творческого потенциала личности. Внимание детей усиливается и за счет последовательности вопросов:

  • Что я сейчас вижу?
  • Что я сейчас слышу?
  • Что я сейчас чувствую?

На этапе выработки внимания важно добиваться от детей конкретных ответов:

Вижу окно, цветы, доску, море, океан и проч.

Слышу пение из коридора, шорох и шуршание с кухни, бьются банки на балконе, добрые дедушкины советы и проч.

Чувствую уверенность в себе, одиночество, скуку, страх, смелость, радость, испуг, желание спать. Алгоритм включения внимания у всех людей один и тот же: человек начинает видеть, слышать и чувствовать то, что происходит вокруг него. В целях выработки навыка внимания учителю следует чаще применять технологию визуализации следующим образом: «ребята, соберите сове внимание: а что вы сейчас видите, слышите, чувствуете?» Педагог приводит состояние сознания учащихся в «здесь и сейчас».

Заключение.

Педагогическая практика показывает, что проведение творческих уроков с использованием методики VAK действительно помогают учащимся живо, чувственно воспринимать прочитанный текст. В каждом классе имеется группа детей, работающих во всех модальностях, в связи с уже хорошо развитым образным мышлением. Остальные учащиеся, находившиеся как бы в «спячке», оживились, т к им стали интересны после прохождения данного алгоритма уроки. Их активность оказалась связана с их личными проживаниями в образах. Визуализация действенна в работе на уроках еще и как прием для снижения психологического стресса у детей, дети становятся более открытыми за счет идентификации с образом художественного произведения. В педагогической деятельности станем опираться на психотехники, используемые в нейролингвистическом программировании (НЛП)

Учащиеся перестали испытывать стресс, страх получить плохую отметку на уроках с визуализацией исчез. В ходе перевоплощений у них происходит развитие духовных, психических, физических потребностей. У них реализуется возможность быть собой, они успевают перерабатывать поступающую информацию, а это ведет к повышению уровня качества знаний. Лишь чуткий, неравнодушный учитель способен видеть в каждом ученике его психологические особенности, проблемы, индивидуальную личность. В педагогической деятельности вырастает необходимость опираться на психотехники. Практика, пока еще небольшая, уже показала положительные результаты: учащиеся перестали испытывать стресс, боязнь получить плохую отметку на поисковых творческих уроках. Верны и памятны мне слова известного философа Сократа, что «в каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить». Учителю нужно выполнять эту задачу – зажигать в своих учениках солнце, никогда не останавливаться в своем развитии, правильно ориентироваться в массе информации, вычленять главное, анализировать и применять знания.

Используемая литература:

Книги с одним автором:

  1. Ананьева М.А. , Реализация модели  организации профессионального роста педагогов в средней школе: школьный проект «Учитель будущего»/М.А. Ананьева, В.В. Тулякова. – Текст : непосредственный// Молодой ученый . – 2020. №21 (311). – С. 83-86
  2. Библер В.С. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в XXI век. – Москва, 1991
  3. Грэхэм Х. Визуализация. Практическое руководство. –Санкт-Петербург.: Питер, 2001. – 128 С
  4. Мануйлов, Ю.С. Соотношение понятий пространство и среда в контексте управленческой практики [Электронный ресурс] // Открытый класс. Ру : офиц. сайт. - 07.12.2003.
  5. Онишина В.В. Способы развития уверенности в себе (технические и методические рекомендации). – Москва, 2003-68 С

Книги с двумя авторами:

  1. Рубцов В.В., Ивошина Т.Г. Проектирование развивающей образовательной среды школы. – Москва,2002. – с.272

Электронные ресурсы:
Статьи в сети интернет:

Методика преподавания литературы

http://www.lit-mp.ru/materials/dialog/dialog3.html (дата обращения 06.04.2021)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы контроля .тестирование на уроках русского языка и литературы.

Методы обучения в их традиционных вариантах подразделены на методы преподавания, методы учения и методы контроля.Педагогический контроль выполняет целый ряд функций в педагогическом процессе: оценочну...

мастер-класс "Применение кейс-технологии как метода проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Опыт применения проблемного метода обучения, в частности, использование кейс-технологии на уроках русского языка и литературы. Выступление на областном семинаре учителей русского языка и литературы 03...

Использование инновационных методов и приемов на уроках русского языка и литературы

Использование инновационных методов и приемов на уроках русского языка и литературы...

Доклад "Методы инновационного обучения на уроках русского языка и литературы"

Методическая разработка включает:1. Доклад  "Методы инновационного обучения на уроках русского языка и литературы";2. Презентацию....

Применение приема визуализации на уроках русского языка и литературы

Если мы будем учить сегодня так,                                                ...