Энциклопедия военной техники по "Василий Тёркин"
творческая работа учащихся по литературе (8 класс)

Дополнительное творческое задание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnitelnoe_zadanie_po_tvardovskomu.docx25.9 КБ

Предварительный просмотр:

Архипова Анастасия

Дополнительное творческое задание.

  1. Составить энциклопедию военной техники по поэме А. Твардовского "Василий Тёркин".


Бомба - взрывное устройство, предназначенное для быстрого и максимально эффективного уничтожения живой силы, техники и материальных объектов противника.
(«Бомба - дура. Попадёт Сдуру прямо в точку...»)

Бронебойники - боеприпас, предназначенный для борьбы со средствами противника, защищёнными бронёй, например, с бронетехникой, кораблями, вертолётами
( «У тебя - в тылу ль, на фланге, - Сам не знаешь, как силён, - Бронебойки, пушки, танки...» )


Граната - взрывчатый боеприпас, предназначенный для поражения техники и живой силы противника с помощью ручного метания
(«Мёрзлый грунт долби, лопата, Танк - дави, греми – граната...» )


Пушка - тип артиллерийского орудия, основным назначением которого является стрельба по настильной траектории, а также по воздушным и отдалённым целям. От других представителей ствольной артиллерии, таких как гаубица или мортира, пушка отличается бо́льшим удлинением ствола...

Танк - бронированная боевая машина, чаще всего на гусеничном ходу, как правило с пушечным и дополнительным пулемётным вооружением, обычно во вращающейся полноповоротной башне, предназначенной в основном для стрельбы прямой наводкой.
(«Танк - он с виду грозен очень, А на деле глух и слеп...»

Штык - колющее и режущее холодное оружие, примыкаемое к дульной части ствола винтовки, автомата.
(«Штык - работай, бомба - бей...»)



  1. Составить словарь фразеологизмов и крылатых выражений по поэме А. Твардовского "Василий Тёркин"

В общей сложности из текста поэмы нами было выбрано 30 фразеологических оборотов. В ходе анализа мы обнаружили, что 9 из них Твардовский подверг авторскому изменению, а 21 оборот использовал в их общенародной форме,

Обороты, подвергшиеся авторскому изменению, можно разделить на следующие группы:

1) обороты, в которых наблюдается обновление их лексико-грамматической стороны при сохранении семантики, 5 фразеологизмов:

-а на сердце маета

-дело дрянь

-не будет лишку

-делу время-час забаве

-свой парень.

2) обороты, в которых используется прием усечения: 2 оборота:

-как ни в чем

-до корки

3) Отдельно рассмотрим фразеологизм в пот и дрожь. Также отдельно рассмотрим оборот показать кукиш, традиционное значение которого меняется в зависимости от контекста.

Итак, приступаем к рассмотрению 1 группы фразеологизмов, в которой происходит обновление лексико-грамматической стороны оборотов при сохранении их семантики.        Возьмем в качестве примера фразеологизм «не будет лишку.» В тексте он звучит так:

Отвинтил у фляги крышку:

-Пей, отец, не будет лишку.

Поперхнулся дед-солдат.

Подтянулся:

-Виноват!

В основу этого фразеологизма взят общеизвестный оборот не лишнее. Особых изменений нет, появился лишь суффикс –к-, но оборот ожил и придал речи персонажа разговорную непосредственность, непринужденность.

Рассмотрим другой пример-фразеологизм «свой парень.» В русском языке существует оборот свой брат. Твардовский использует стилистически окрашенное слово парень вместо стилистически нейтрального брат.

Важно только, чтобы повар

Был бы повар – парень свой:

Чтобы числился недаром,

Чтоб подчас не спал ночей, -

Лишь была б она с наваром

Да была бы с пылу, с жару-

Подобрей, погорячей.

Мы видим, что замена одного из компонентов, да еще сопровождаемая таким приемом, как инверсия, усиливает эмоциональную окрашенность оборота, ярче передает авторское отношение к предмету речи.

Язык «Книги про бойца» отличается предельной лаконичностью. Ни одного лишнего слова, ненужного выражения. Все просто и ясно. Твардовский пишет об этом в поэме:

Пусть читатель вероятный

Скажет с книжкою в руке:

— Вот стихи, а все понятно,

Все на русском языке…

Это создается и через такой прием, как усечение фразеологизмов. Наиболее яркое усечение мы находим в двух примерах. 1-ый пример:

Снова где-то на задворках

Мерзлый грунт боднул снаряд.

Как ни в чем – Василий Теркин.

Как ни в чем – старик-солдат.

Отсекается часть оборота как ни в чем не, бывало, но значение оборота сохраняется. Создается удивительно яркая, живая картина. Сидят за столом дед с Василием. Кругом снаряды грохочут, а наши герои и бровью не поведут, и глазом не моргнут. Вот что выражает здесь оборот как ни в чем. Его усечение необходимо и для поддержания напряженного настроения двух первых строк, и для того, чтобы шутливо подчеркнуть забавность создавшейся за столом картины.

         2-ой пример: Твардовский при употреблении оборота от корки до корки использует лишь 2-ую часть

Сплю скорей да жду вестей,

Все сказал до корки.

Обнимаю вас, чертей.

Ваш Василий Теркин.

Интересен пример с фразеологизмом в пот тебя и в дрожь. Автор спаивает в одно целое 2 синонимичных оборота бросать в пот и бросать в дрожь.

— Вот ты вышел спозаранку,

Глянул – в пот тебя и в дрожь,

Тут немецких тыща танков.

-Тыща танков? Ну, брат, врешь.

Эти слитые воедино 2 фразеологизма усиливают и без того драматический характер ситуации (Как же - 1000 танков!!!), зримо передают крайне возбужденное состояние Теркина. Здесь же мелькает и легкая ирония со стороны автора к своему герою, склонному к преувеличениям.

Очень оригинально использован фразеологизм показать кукиш. Его обычное значение - отказывать в чем-либо.  Но обратимся к тексту.                                        

                                        Перемокшая пехота

В полный смак клянет болото,

Не мечтает о другом-

Хоть бы смерть, да на сухом.

Кто-нибудь еще расскажет,

Как лежали там в тоске.

Третьи сутки кукиш кажет

В животе кишка кишке.

В общем контексте это фразеологизм начинает выражать не действие, а состояние человека, а именно состояние нестерпимого голода.

Итак, мы рассмотрели 9 фразеологических оборотов, которые были изменены Твардовским и органически вплетены в общую канву текста поэмы.

        Много в поэме фразеологических единиц, использованных Твардовским в общенародной форме. Мы выбрали их из текста и разделили на следующие группы:

  1. обороты, характеризующие состояние человека (6 единиц)

-один как перст

-ясно все до точки

-смертный час

-падать духом

-хоть бы что

-еле-еле душа в теле.

2) обороты, выражающие те или иные отношения (5 единиц)

-парень хоть куда

-смех и грех

-шут с тобой

-черт с ней

-себе дороже.

3) обороты, содержащие в себе значение пожелания, побуждения к чему-либо  (4 единицы)

-в ус не дуй

-хоть не верь глазам своим

-шутки прочь.

4)обороты, указывающие на предмет речи, лицо, объект (3 единицы)

-встречный-поперечный

-не видит ни черта

-невесть что

5) обороты со значением характеристики обстоятельств (2 единицы)

-кромешная мгла

-зги не видно

Ни в один из названных групп не вошел оборот «пешком ходить пол стол»  в значении «младенческий возраст»

Всего 21 оборот.

Рассмотрим подробнее каждую из названных групп.

В 1-ой группе особо выделяются обороты, характеризующие душевное состояние человека. Вот пример из главы «Переправа»:

Чутко дышит берег этот

Вместе с теми, что на том

Под обрывом ждут рассвета,

Греют землю животом, -

Ждут рассвета, ждут подмоги,

Духом падать не хотят.

Ночь проходит, нет дороги

Ни вперед и ни назад.

Строчка «духом падать не хотят» органически вписывается в общий тревожный тон строфы. Звучит беспокойство за тех, кто на том берегу, но есть еще надежда, что все обойдется благополучно.

Другой пример из главы «Гармонь»

Нет, какой вы все, ребята,

Удивительный народ.

Хоть бы что ребятам этим,

С места – в воду и в огонь.

Все, что может быть на свете,

Хоть бы что – гудит гармонь.

Много чувства вложено автором в выражение «хоть бы что». Тут и удивление, и восхищение мужеством солдата, и радость за него. За то, что не ожесточила война солдата. В короткие перерывы между боями возьмет боец в руки гармонь, и потеплеют глаза солдат, и пустятся они в лихой пляс.

Также в эту группу входят фразеологизмы, выражающие состояние одиночества (один как перст)

Шел наш брат, худой, голодный,

Потерявший связь и часть,

Шел поротно и повзводно,

И компанией свободной,

И один как перст подчас.

Выражения еле-еле душа в теле и смертный час выражают душевное состояние человека перед смертью.

2-ую группу составляют обороты, выражающие те или иные отношения (5 единиц). Их отличает еще большая эмоциональная окрашенность. Например, выражения черт с тобой, шут с ней. Уже сами слова и стилистически, и эмоционально выделяются из общей речи. Их экспрессивность также зависит от вложенного автором смысла.  Например, оборот парень хоть куда относится к числу языковых средств, при помощи которых Твардовский характеризует своего героя Теркина, выражает свою авторскую оценку.

Теркин – кто же он такой?

Скажем откровенно:

Просто парень сам собой

Он обыкновенный.

Впрочем, парень хоть куда.

Парень в этом роде

В каждой роте есть всегда,

Да и в каждом взводе.

Очень коротко, но метко. Теркин – парень хоть куда. И все ясно.

3-ью группу фразеологизмов отличает то, что здесь содержатся яркие примеры речевой характеристики персонажей. Собранные в эту группу фразеологизмы взяты в основном из диалогов и несут такое значение, как привлечение внимания собеседника, обращение к собеседнику. Так, например, Теркин рассказывает о себе однополчанам:

Рассказать бы вам, ребята,

Хоть не верь глазам своим,

Как немецкого солдата

В двух шагах видал живым…

Теркин заново переживает в мыслях произошедший с ним случай, и выражение «хоть не верь глазам своим» выразительно передает остроту переживаемого чувства. Твардовский подчеркивает здесь в своем герое способность умело вести беседу, привлекать внимание собеседника.

Среди оборотов этой группы содержатся яркие примеры речевой характеристики персонажей. Возьмем, к примеру, из речи Теркина оборот «в ус не дуй» и из речи генерала оборот «без шуток». Теркин ведет беседу о «сабантуе»

Жив остался – не горюй:

Это – малый сабантуй.

Отдышись, покушай плотно,

Закури и в ус не дуй.

Последнее выражение вплетается в общую ткань речи Теркина просторечным, стилистически сниженным характером. Используется для образной передачи чувств и отношений героя. Теркин говорит весомо, со знанием дела, слышится снисходительный тон – мол, я-то знаю, что все будет в порядке. Но вряд ли мы услышали бы от Теркина выражение «без шуток». Это не в его характере. Он сам балагур, шутник.

-Погоди-ка. Ты без шуток –

говорит генерал, и мы представляем себе серьезного степенного человека с нахмуренными бровями.

Заключение

Ответ на вопрос о целях использования фразеологических выражений в Книге про бойца «Василий Теркин» можно найти в самом произведении:

Жить без пищи можно сутки.

Можно больше, но порой

На войне одной минутки

Не прожить без прибаутки,

Шутки самой немудрой-

пишет Твардовский.

Таким образом, фразеологические обороты в поэме воссоздают фронтовой быт, наполненные  шутками будничные  дни солдата, живо передают как картины боя, так и зарисовки мирной  солдатской  жизни между боями. Твардовский широко использует фразеологизмы для речевой характеристики своего героя.  13 из всех выбранных взяты из речи Теркина. Это наиболее яркие, образные, эмоционально наполненные обороты. Они используются также и для авторской оценки главного героя, событий, происходящих в книге.

Итак, фразеологические обороты несут самые разнообразные функции: рисуют военный быт, дают портретные характеристики, усиливают выразительность стиха, его лаконизм, делают нарисованную картину наглядной, ощутимой, конкретной. Они сообщают поэме живой, драматический характер, придают языку поэмы народно-разговорный стиль, создавая ее теснейшую связь с народными поэтическими произведениями.

  1. Составить кодекс солдата по поэме А. Твардовского "Василий Тёркин"
  1. Любить Родину
  2. Быть смелым
  3. Оставаться хорошим человеком
  4. Быть мастером на все руки
  5. Не переставать трудиться
  6. Быть скромным, но готовым к подвигу
  7. Верить в победу
  8. Поддерживать своих товарищей
  9. Ставить на первое место общественное благо
  10. Быть справедливым

  1. Составить словарь фольклорных образов по поэме А. Твардовского "Василий Тёркин"

1-10 глава

Образ русской земли - «Землю-матушку целуй» (глава «На привале»)

Образ сна - переживания героя во сне («На привале»)

Образ народа - трагизм (глава «Перед боем»)

Образ жены командира-настоящая русская женщина, которая и накормит, и согреет и спать уложит

Труженик-солдат («Переправа»)

Образ из русских народных сказок

«На печи в избе старуха,

Дед-хозяин у окна.» («Два солдата»)

Образ Тёркина-народный герой, богатырь из былин (глава «Поединок»)

 10-20 глава

  • Глава («Кто стрелял?»)

Образ смерти:

«Смерть есть смерть. Ее приход

        Все мы ждем по старине».

Образ народа-трагизм:

«Ты лежишь ничком, парнишка

Двадцати неполных лет.

Вот сейчас тебе и крышка,

Вот тебя уже и нет.

Образ родного дома, русской земли:

«И друзей и близких лица,

  Дом родной, сучок в стене…

  Нет, боец, ничком молиться

  Не годится на войне.»

Образ Тёркина-народный герой

«С этой шуткой-поговоркой,

Облетевшей батальон,

Перешел в герои Теркин,

 — Это был, понятно, он.» 

  • Глава «О герое».

Образ родного дома, русской земли:

«…Сторона моя родная

Показалась сиротой,

Сиротинкой, что не видно

На народе, на кругу…»

«…а нужна, больна мне родина,

Родная сторона!»

Мотив, образ музыки:

«И ведет, поет, заяривает —

Ладно, что без слов,

 Со слезою выговаривает

 Радость и любовь.

 И за ту одну старинную

За музыку-рожок

В край родной дорогу длинную

Сто раз бы я прошел…»

  • Глава «Генерал»

Образ сна, сказки, песни:

«И курлычет с тихой лаской,

  Моет камушки на дне.

  И выходит не то сказка,

  Не то песенка во сне.»

Образ реки:

«Я на речке ноги вымою.

Куда, реченька, течешь?

В сторону мою, родимую,

Может, где-нибудь свернешь».

Образ матери:

«Там печаль свою великую,

Что без края и конца,

Над тобой, над речкой, выплакать,

Может, выйдет мать бойца».

Образ дремоты:

«Теркин — много ли дремал он…»

Образ, мотив молитвы, Бога (мотив неверия)

«Был бы бог, так Теркин богу

Помолился бы в душе».

  • Глава «О себе»

Образ леса:

«Лес — ни пулей, ни осколком

  Не пораненный ничуть,

  Не порубленный без толку,

  Без порядку как-нибудь;»

Образ родного края, земли:

«Мать-земля моя родная,

  Сторона моя лесная,

  Край недавних детских лет,

  Отчий край, ты есть иль нет?»

  • Глава «Бой в болоте»

Образ болота:

«Этот бой в болоте диком

На втором году войны

Не за город шел великий,

 Что один у всей страны;»

Образ боя, народа-трагизм:

«Там с открытых и закрытых

Огневых — кому забыть! —

Было бито, бито, бито,

 И, казалось, что там бить?»

Образ солдата-труженика:

«Бился ль ты в горах Кавказа,

 Или пал за Сталинград,

 Мой земляк, ровесник, брат,

Верный долгу к приказу

Русский труженик-солдат».

  • Глава «О любви»

Образ любви, женщины:

«Не подарок, так белье

  Собрала, быть может,

  И что дольше без нее,

  То она дороже.

 И дороже этот час,

 Памятный, особый,

 Взгляд последний этих глаз,

 Что забудь попробуй.

Обойдись в пути большом,

Глупой славы ради,

Без любви, что видел в нем,

В том прощальном взгляде».

«Полюбите молодца,

  Сердце подарите,

  До победного конца

  Верно полюбите!»

Образ жены:

«Да, друзья, любовь жены, —

 Кто не знал — проверьте, —

 На войне сильней войны

И, быть может, смерти.»

Образ письма:

«Вновь достань листок письма,

 Перечти сначала,

Пусть в землянке полутьма,

Ну-ка, где она сама

То письмо писала?»

  • Глава «Отдых Тёркина»

Образ сна:

«Лучше нет, как без хлопот,

Без перины, без подушки,

Примостясь кой-как друг к дружке,

Отдохнуть… Минут шестьсот».

Образ дома:

«Рай, по правде. Дом. Крылечко.

 Веник — ноги обметай.

 Дальше — горница и печка.

Все, что надо. Чем не рай?»

Образ сна, рая:

«Спать, солдат, весь срок недельный,

  Самолично, безраздельно

  Занимать кровать свою,

  Спать в сухом тепле постельном,

  Спать в одном белье нательном,

  Как положено в раю.»

Образ еды, пищи:

«И когда покончишь с пищей,

Не забудь еще, солдат,

Что в раю за голенище

Ложку прятать не велят.»

  • Глава «В наступлении»

Образ петуха, животных:

«И прижившийся на диво,

Петушок — была пора —

По утрам будил комдива,

Как хозяина двора.»

Образ бани:

«И во славу зимних буден

В бане — пару не жалей —

Секлись вениками люди

 Вязки собственной своей.»

Образ боя, народа:

«Бой в разгаре. Дымкой синей

Серый снег заволокло.

И в цепи идет Василий,

Под огнем идет в село.»

Образ смерти

«Низко смерть над шапкой свищет,

Хоть кого согнет в дугу.»

Образ снега

«Цепь идет, как будто ищет

 Что-то в поле на снегу.»

Образ Родины

«— Взвод! За Родину! Вперед!..»



20-30 глава

«Смерть и воин»

Образ смерти:  

Дрогнул Теркин, замерзая
На постели снеговой.
— Я не звал тебя, Косая,
Я солдат еще живой.

Представлен мотив испытания героя, преодоление героем смерти, несмотря на все заклинания и угрозы.

«Теркин пишет»

Образ письма:

За письмом, надеюсь, вслед
Буду сам обратно…
Ну и повару привет
От меня двукратный.

«На Днепре»

Образ матери- земли:

Мать-земля моя родная,
Я твою изведал власть,
Как душа моя больная
Издали к тебе рвалась!

Образ боя:

Нипочем, что уставали
По пути к большой реке
Так, что ложку на привале
Не могли держать в руке.

Образ пути:

Вновь сильны святым порывом,
Шли вперед своим путем.

 «По дороге на Берлин»

Образ пути:

Мать-Россия, мы полсвета
У твоих прошли колес,
Позади оставив где-то
Рек твоих раздольный плес.

Образ березы:

Белый цвет твоей березы
И в пути сошел на нет.

Образ России-матери:

Мать-земля родная наша,
В дни беды и в дни побед
Нет тебя светлей и краше
И желанней сердцу нет.

«В бане»

Образ бани / образ живой воды как великого чистилища, которое моет не только тело, но и душу:

В жизни мирной или бранной,
У любого рубежа,
Благодарны ласке банной
Наше тело и душа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

элективный курс Военная техника 9 класс

Данный курс ставит целью помочь профориентации учащихся, углубить знания основного курса физики, повысить интерес к его изучению. Курс содействует героико-патриотическому воспитанию школьни...

Преимущества современной российской военной техники ( на примере танка Т- 90) перед иностранными аналогами (Ml Абрамс) в конце XX в начале XXI века

Автор рассмотрел и исследовал российский танк Т-90 и сравнил его с М1 Абрамс. В работе рассмотрены все технические характеристики танка.Ученик создал виртуальную ситуацию, в которой испытал двух сопер...

Военная техника времен Первой мировой войны.

Военная техника времен Первой мировой войны. Потери сторон....

Военная техника времен Первой мировой войны.

Военная техника времен Первой мировой войны. Потери сторон....

«Патриотическое воспитание школьников на уроках технологии по средствам изготовления государственной символики и макетов знаменитой отечественной военной техники»

«Патриотическое воспитание школьников на уроках технологии по средствам изготовления государственной символики и макетов знаменитой отечественной военной техники»...

«Военно-патриотическое воспитание обучающихся через создание моделей военной техники»

Военно- патриотическое воспитание обучающихся в объединении "Начальное техническое моделирование"...

Презентация «Военно-патриотическое воспитание обучающихся через создание моделей военной техники»

Презентация составлена к выступлению "Военно - патриотическое воспитание обучающихся через создание моделей военной техники"...