«Военно-патриотическое воспитание обучающихся через создание моделей военной техники»
материал

Целищева Наталья Юрьевна

Военно- патриотическое воспитание обучающихся в объединении "Начальное техническое моделирование" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voenno-patrioticheskoe_vospitanie.docx28.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Куженерский центр дополнительного образования для детей»

«Военно-патриотическое воспитание обучающихся через создание моделей военной техники»

                                                                  Целищева Наталья Юрьевна,

                                                                   педагог дополнительного

                                                                      образования

                                                                   I кв. категории

пгт. Куженер

 

Развитие системы военно – патриотического  воспитания в нашей стране обуславливается исторической необходимостью.

Испокон веков Россия испытывала на себе мощное давление извне, что сказалось на формировании национального характера. В России  сложились определенные направления и формы военно-патриотического воспитания детей и в системе образования России.

Однако в конце прошлого века государственная политика взяла курс на свертывание воспитания патриотизма. И общество постепенно утратило традиционное российское патриотическое сознание. Ценности и государственные символы, десятилетиями скреплявшие единство народов великой страны, рухнули. Без преувеличения произошла общенациональная духовная трагедия. Отказ от прежней системы ценностей и отсутствие новой во многом понизили эффективность воспитания, чем был нанесён непоправимый вред формированию таких традиционных качеств молодого человека, как патриотизм, гражданственность, историческая память.

В последние годы было усилено внимание к решению задач патриотического воспитания со стороны Правительства РФ и Министерства образования РФ. Были приняты важнейшие законодательные акты, нормативные документы, в которых были четко и лаконично  сформулированы основные задачи военно-патриотичного воспитания молодежи.  В 2001-2015 годах были реализованы 3 программы патриотического воспитания. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. утверждена очередная Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы".

Военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения является  одной из важнейших задач, ведь детство – самая благодатная пора для привития чувства любви к Родине. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, им нужно прививать  гордость за русское оружие, любовь к русской военной истории, военной службе, сохранение и приумножение славных воинских традиций, способность  в случае необходимости встать на защиту своего государства.

Для  формирования  патриотизма  самые  благоприятные условия  имеются в дополнительном образовании, поскольку оно ориентировано на способности и потребности ребенка, личные интересы, способствует творческому развитию, создает необходимые условия для деятельности  и  проявления  активности.  Все  эти  факторы  и  способствуют  формированию  патриотического  воспитания.

Перед собой я ставлю следующие цели и задачи:

  • Создание  условий для проявления патриотических  знаний и способностей обучающихся;
  • Формирование у детей активной жизненной позиции, гражданских и нравственных качеств;

      • Развитие  гражданского  самосознания  обучающихся,  патриотической направленности личности, обладающей  качествами патриота;

  • Расширение  кругозора детей о военной технике;

      • Воспитание  чувства  гордости за свою Родину, за ее героическое прошлое.

Важным условием формирования любого качества у человека является активное его самостоятельное участие в этом процессе. Работая с различными источниками информации, обучающиеся сами формируют свою позицию на события и явлений жизни. Разнообразие видов заданий, системность, предоставление каждому обучающемуся возможности постоянного проявления себя, широкое использование похвалы в качестве стимулятора деятельности, планомерное увлечение сложностью выполняемых работ повышают результативность процесса воспитания, улучшают взаимопонимание между педагогом и обучающимся.

Основной деятельностью в объединении «Начальное техническое моделирование» является изготовление моделей техники.  Сначала мы с ребятами обсуждаем, модели какой военной техники они хотели бы сделать, потом ищем информацию о ней, чертежи. Модели изготавливаем на выставку, делаем описание модели, где указываем основные технические характеристики модели, исторические, знаменательные события, связанные с этой техникой. Иногда изготавливаем не просто модели, а придумываем сюжетные композиции. В этом случае изготавливаем макет местности, продумываем детали композиции. Идей у ребят бывает очень много, фантазия разыгрывается по мере обсуждения.

Итак, одной из форм работы военно-патриотического воспитания обучающихся являются:

1. Конкурсы поделок

Ребята принимают участие как в районных, так и в республиканских выставках-конкурсах:

• В Центре детского творчества проводилась районная выставка - конкурс «Наша армия сильна», посвященная Дню Победы, в которой обучающиеся объединения приняли участие и стали призерами выставки.

• в 2015 году мы приняли участие в Открытом региональном фестивале науки и искусства «Мир моих увлечений – путь в будущее». Паймеров Владислав награжден Дипломом Лауреата декоративно-прикладного направления «Украсим мир талантами» в выставке «Военная техника». Коллектив объединения  стал дипломантом данной выставки за коллективную работу «Бой за Сталинград»;

Ребята с удовольствием участвуют  в ежегодных республиканских выставках-конкурсах стендовых моделей, выполняют поделки в разных номинациях данного конкурса , и, конечно же в номинации «Бронетанковое, артиллерийское и стрелковое вооружение». Неоднократно становились победителями в данной номинации:

Результаты за 3последние года:

В 2015г. в 20 республиканской выставке-конкурсе стендовых моделей Костромин Иван занял I место, представив на выставку Армейский тягач;

В 2016 г. в 21 республиканской выставке-конкурсе стендовых моделей Акпаршев Роман  занял III место, выполнив Атомную  подводную лодку;

В 2017 г. в 22 республиканской выставке-конкурсе стендовых моделей Мирзегаев Артем  занял III место, выполнил сюжетную композицию, модель ГАЗ-66. Акпаршев Роман выполнил модель тяжелого танка КВ-1, сертификат участника.

Сейчас мы также готовимся к 23 выставке, будут представлены разные поделки, в том числе и военная техника: Басов Данил готовит танк Т-70, Никитин Костя – модель 3537 Водник

2 последних года мы принимаем участие в выставках, посвященных Дню Победы, которые организовывает Районный музейно-выставочный центр.

В 2016 году выставка называлась «Мы-наследники Победы», по итогам выставки 2 обучающихся объединения Костромин Иван и Акпаршев Роман стали призерами.

В 2017 году  выставка называлась «Великой Победе посвящается…». Приняло участие 29 обучающихся объединения.

2.Конкурсы  рисунков. 

• В феврале 2018 года обучающиеся приняли  активное участие в конкурсе рисунков «Военная техника», посвященном Дню защитников Отечества, который проходил в объединении «Начальное техническое моделирование».

• Также мы принимали участие в ранее проводимом районном конкурсе рисунков «Сыны России», который проводился в рамках месячника военно-патриотической работы  ( в 2014  году Андреев Антон занял III место);

• конкурс рисунков «Защитники Отечества» проводился в Центре детского творчества, где мальчики также активно участвовали.

3. Конкурс презентаций

Самым тяжелым испытанием для нашего народа стала Великая Отечественная война. Эта война затронула практически каждую семью в нашей стране. И,  практически в каждой российской семье есть свои герои – люди, которыми мы можем все гордиться. Каково же восхищение ребенка, который узнает, что герои - это его прабабушка и прадедушка.  
        В 2015 году обучающийся объединения Костромин Иван принял участие во II Открытом конкурсе «Семейный котел», который был посвящен 70-летию Победы (с Всероссийским и международным участием) г. Кострома. На конкурс была представлена  презентация «Великая Отечественная война в истории моей семьи», презентация о прадедушке Патрушеве Василии Ивановиче, который героически воевал во время войны, встретил Победу в Германии. Сертификат участника.

4. Тематические беседы, занятия, посвященные памятным датам.

Именно подготовка к торжествам, посвященным памятным датам, открывает перед педагогом большие возможности для приобщения детей к истории своей страны в доступной для них форме. Все поколения объединяют чувства патриотизма и гордости за свою Родину. Дети тоже это чувствуют. Мною были проведены следующие открытые занятия:

открытое занятие  «Подарок папе на 23 февраля». Цели и  задачи занятия: расширить кругозор детей о празднике День защитника   Отечества и о истории возникновения данного  праздника, изготовить подарок папе – самолет, воспитание патриотических чувств.   Конспект занятия был представлен на Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества.

• В 2017 г. на методобъединении педагогов дополнительного образования мною  было показано  открытое занятие «9 мая-День Победы». Цель: формирование активной гражданско-патриотической позиции.
Задачи: 
- закрепить знания обучающихся о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., о военной технике тех лет.

- подвести итоги подготовки моделей военной техники к районной выставке «Великой Победе посвящается…»;
- воспитывать чувство гордости за свою Родину, за участников войны.

На занятие мальчики подготовили доклады о моделях военной техники, которые они сделали, также вспомнили о прадедушках, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны, о прабабушках, которые не покладая рук работали в тылу, приближая Победу. Ребята узнали, как трудно пришлось детям - их сверстникам в годы войны, которые заменили взрослых на заводах, фабриках, в колхозах. Познакомились с подвигом их сверстника Марата Казея.

5.Акция «Подарок ветерану»

Также мы с ребятами участвовали в акции «Подарок ветерану», которая проводилась в Центре детского творчества. Мы изготовили поздравительные открытки с Днем Победы, которые были вручены волонтерами объединения «Вместе-мы сила» ветеранам, труженикам тыла.

6. Конкурсные программы

Ежегодно проводятся конкурсные программы для мальчиков, посвященные Дню защитников Отечества: «А ну-ка, мальчики!», «Богатырские потешки». Мы поздравляем будущих защитников Отечества, завершаем мероприятие чаепитием.

Некоторые из моих воспитанников, вырастая, поступают в военные училища, становятся настоящими Защитниками Отечества. И мне хочется верить, что может быть пусть небольшая крупица желания связать свою жизнь с армией, военной техникой, стать защитником Родины была заложена когда-то на занятиях нашего объединения.

Список литературы:

  1. Горелова Е.В.  Роль педагога ДОД в формировании гражданско-патриотических качеств личности младшего школьника. //Ж. «Дополнительное образование» № 9 2008 год;
  2. Кузина Т.В. Воспитание гражданственности и патриотизма. //Ж. «Дополнительное образование» № 6 2011 год;
  3. Мелюхин С.В. Растим патриотов России //Ж. «Дополнительное образование» №11 2011 год.
  4. Соколова Н.Н. Как стать гражданином и патриотом?  //Ж. «Дополнительное образование» № 4 2004 год;

Интернет-ресурсы:

  1. https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2015/10/11/patrioticheskoe-vospitanie-v-dopolnitelnom-obrazovanii

  1. https://infourok.ru/sistema_voenno-patrioticheskogo_vospitaniya_v_uchrezhdenii_dopolnitelnogo_obrazovaniya_detey-380335.htm

  1. http://scalemodels.ru/articles/100-voenno--istoricheskoe-modelirovanie-kak-jeffektivnoe-sredstvo-grazhdanskogo-i-patrioticheskogo-vospitanija-molodjozhi.htm

  1. https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/voienno_patriotichieskoie_vospitaniie_v_aspiektie_formirovaniia_ghrazhdanskoi_po

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение гражданско-правовой культуры педагогов, родителей и обучающихся через создание системы работы правового всеобуча

Данная программа гражданско-правового всеобуча педагогов, родителей и  обучающихся подготовлена в рамках реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина...

Формирование социальной одаренности обучающихся через создание ситуации успеха на занятии

Беляк Наталия Владимировна,МБОУ ДОД Центр детского творчества МО г. Саяногорск Социум и ребенок, как много вопросов вызывает этот тандем. Насколько успешной будет социализация подрастающего...

"Патриотическое воспитание обучающихся в Московском суворовском военном училище"

Цель работы: обобщение личного опыта патриотического воспитания обучающихся в Московском суворовском военном училище. Задачи: - рассмотреть основные аспекты патриотического воспитания обучающихся в Мо...

Воспитание толерантности через создание классов казачьей направленности.

Цель воспитательной программы класса казачьей направленности: воспитание духовно богатой, физически развитой, творчески мыслящей личности, ориентированной на высокие нравственные ценности на основе из...

Презентация «Военно-патриотическое воспитание обучающихся через создание моделей военной техники»

Презентация составлена к выступлению "Военно - патриотическое воспитание обучающихся через создание моделей военной техники"...