"Патриотическое воспитание обучающихся в Московском суворовском военном училище"
методическая разработка (7 класс) по теме

Весельев Александр Федорович

Цель работы: обобщение личного опыта патриотического воспитания обучающихся в Московском суворовском военном училище.

Задачи: - рассмотреть основные аспекты патриотического воспитания обучающихся в Московском суворовском военном училище;

- формирование высокоразвитой личности, способной защищать Отечество.

Формы и методы работы: - проведение мероприятий духовно-нравственной и патриотической направленности.

В работе используются следующие виды современных педагогических технологий: коллективного творческого дела, развивающего обучения, информационно-коммуникационные, технология сотрудничества.

Результативность: формирование высококультурной духовно-нравственной личности, способной защищать свое Отечество.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МОСКОВСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

                     УТВЕРЖДАЮ                                      

Заместитель начальника училища                    

(по воспитательной работе)                                    

      _____________ О.Н. Шатров                        

                     «__»_______ 20__ г.

              СОГЛАСОВАНО

Заведующий отделом

воспитательной работы

    _____________ Ромашкин К.А.

                     «__»_______ 20__ г.

Методическая разработка

«Патриотическое воспитание обучающихся

в Московском суворовском военном училище»

Педагога-организатора 3 учебного курса

Весельева Александра Федоровича

2017


Цель работы: Методическая разработка "Патриотическое воспитание обучающихся в Московском суворовском военном училище" подготовлена педагогом-организатором 3 учебного курса МсСВУ Весельевым Александром Федоровичем в целях обобщения личного опыта патриотического воспитания обучающихся в Московском суворовском военном учи-лище и оказания методической помощи педагогам-организаторам учебных курсов ФГКОУ "Московское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации".

Задачи:

- рассмотреть основные аспекты патриотического воспитания обучающихся в Московском суворовском военном училище;

- формирование высокоразвитой личности, способной защищать Отечество.

Формы и методы работы:

- проведение мероприятий духовно-нравственной и патриотической направленности.

В работе используются следующие виды современных педагогических технологий: коллективного творческого дела, развивающего обучения, информационно-коммуникационные, технология сотрудничества.

Результативность: развитие чувства долга и любви к Отечеству у суворовцев и воспитание активной духовно-нравственной личности, способной защищать своих родных и близких, Родину.

Патриотическое воспитание является одним из самых востребованных направлений воспитательной работы в суворовских военных училищах. Это связано с ориентацией на базовые ценности формирования личности суворовца такие, как уважение к прошлому, настоящему и будущему своей Родины, традициям, обычаям и законам своей страны; активная гражданская позиция и самоопределение личности; содействие развитию Отечества.

Особую остроту проблема патриотического воспитания приобретает по нескольким причинам: во-первых, отсутствие у молодежи опыта организации деятельности патриотической направленности, участия в социальных акциях, общественно-полезном труде; во-вторых, возникновение трудностей в понимании смысла гражданственности и патриотизма в условиях многопартийности российского общества.

Одной из проблем патриотического воспитания суворовцев является также содержание технологий формирования патриотических качеств личности, учитывающих специфику и трудности в воспитании молодежи в нашей стране: отсутствие целостности и системности воспитания, отторжение теории и практики патриотического воспитания советского периода, утрата национальных особенностей системы воспитания, евро центризм. Все эти факторы затрудняют патриотическое воспитание личности в суворовских военных училищах.

В связи с этим возникает необходимость разработки новых педагогических технологий патриотического воспитания суворовцев в образовательной среде, которые способствовали бы выработке у молодого поколения понимания сущности патриотизма, формирования собственной гражданской позиции. Это положение актуально для музейно-образовательной среды, традиционно реализующей воспитательную функцию и педагогические технологии, позволяющие осознать и пережить отдельные факты и события истории и культуры страны, опосредованно воздействовать на развитие патриотических качеств личности.

Каждое образовательное учреждение самостоятельно расставляет акценты и выбирает для себя наиболее приемлемые виды воспитания, исходя из накопленного опыта, приоритетов. Историко-культурные традиции суворовского училища предполагают серьёзную работу патриотического направления.

Традиционно мероприятия патриотического направления являются основополагающими в воспитательной деятельности.

Важно воспитывать гражданина, то есть человека активного как в преобразовании собственной жизни, так и в жизни государства и общества. Каждый человек уже в детстве должен почувствовать себя активным участником жизни общества. Он должен иметь возможность для осознанной реализации своих прав и формирования чувства ответственности за свои поступки. У детей намного больше шансов стать счастливыми и хорошо адаптированными в обществе, если их воспитывать в рамках четкой и установленной системы ценностей.

Любовь и ответственное отношение к своей роли в становлении и развитии государства можно взрастить в подростке, лишь культивируя в нём любовь к «малой родине»: к городу, району, училищу. Патриотическое воспитание включает в себя не только военно-патриотическое, но и культурное, краеведческое, эстетическое, спортивно-оздоровительное, правовое.

Одним из основных направлений деятельности училища является патриотическое (обеспечение принятия обучающимися ценности Человека и человечности, гуманистических, демократических и традиционных ценностей, формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;  формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания) включающее работу по экскурсионной деятельности, работу Музея истории училища, совместную деятельность с музеями, театрами, общественными организациям.

Направление представлено в виде модуля «Я – патриот», который содержит задачи, соответствующую систему базовых ценностей, особенности организации содержания (виды деятельности и формы занятий с обучающимися). Также, в каждом модуле определены условия совместной деятельности Московского суворовского военного училища с семьями обучающихся, с общественными учреждениями по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, обозначены планируемые результаты, представлена схема, отражающие пути реализации модуля.

Модуль «Я - патриот»

Направления - гражданско-патриотическое, правовое, духовно-нравственное воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Задачи модуля:

- формирование устойчивых знаний

  • о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
  • об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
  • о правах и обязанностях гражданина России;
  • о правах и обязанностях, регламентированных Уставом училища, Правилами внутреннего распорядка для суворовцев, другими локальными актами образовательного учреждения;
  • о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
  • о национальных героях и важнейших событиях истории России, и ее народах;

- формирование устойчивого интереса к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

- воспитание стремления активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города, малой Родины, своей страны;

- сформированное умение нести ответственность за свои поступки.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Основные направления работы

Воспитательные задачи

Формы деятельности

формирование устойчивых знаний

  • о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
  • об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
  • о правах и обязанностях гражданина России;
  • о правах и обязанностях, регламентированных Уставом училища, Правилами внутреннего распорядка для обучающихся, другими локальными актами образовательного учреждения;
  • о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
  • о национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народах;
  • День народного единства;
  • Мероприятия, посвящённые Дню защитника Отечества;
  • декадник гражданско-патриотического воспитания;
  • Мероприятия, посвященные Дню образования суворовских училищ
  • уроки мужества «Служить России суждено тебе и мне», посвящённые Дню вывода советских войск из Афганистана;
  • День космонавтики;
  • военно-спортивная игра «Зарница», «Партизанская деревня» в Парке «Патриот»;
  • акция «Открытка ветерану» (поздравление ветеранов Великой Отечественной войны и труда);
  • уроки мужества «Ты же выжил, солдат!»;
  • День России;
  • интеллектуальные игры;
  • участие в районных, областных и всероссийских конкурсах правовой, патриотической, творческой и краеведческой направленности;

формирование устойчивого интереса к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе

  • участие в социальных акциях: «Бессмертный полк»
  • проектная деятельность
  • беседы по воспитанию правовой грамотности, формированию антикоррупционного мировоззрения

воспитание стремления активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города, малой Родины, своей страны

  • Коллективное творческое дело;
  • Акция «Георгиевская ленточка»
  • Оформление стендов стенной печати

В училище создана система гражданско-патриотического и правового воспитания, способствующая осознанию детьми их принадлежности к судьбе своего Отечества, ответственных за себя и окружающую действительность, готовых и способных строить жизнь, достойную современного человека.

В училище формируется личность, осознающая себя частью общества и гражданином своего Отечества, овладевающая следующими компетенциями:

  • ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родному языку, народным традициям, старшему поколению;
  • владение знаниями об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
  • опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
  • опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
  • опыт социальной и межкультурной коммуникации;
  • знания о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища;

Литература

  1. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника
  2. Дереклеева Н.И. Родительские собрания в 1-11 классах. -М.: Вербум-М, 2002
  3. Степанов Е.Н. Воспитательная система в образовательном учреждении.
  4. Мудрик А.В. Воспитание в системе образования: характеристика понятия.
  5. Гуткина Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе. -  М: Центр «Педагогический поиск», 2001
  6. Степанов Е.Н., Милюзина Г.П., Ильина М.Б. Программа построения воспитательной системы. Школа самовыражения личности    учащихся.
  7. Быков А.К. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации: на стыке двух государственных программ // Педагогика. -2011
  8.  Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы» 
  9. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Педагог-организатор 3 учебного курса

Весельев А.Ф.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие для преподавателей. Оформление пояснительной записки к творческому проекту по технологии (для преподавателей технологии и учащихся 5-7 классов Уссурийского суворовского военного училища)

В данном пособии даются общие методические рекомендации, особенности выполнения приложений к пояснительной записке. Более подробно даются требования к структурным элементам текстового документа. Также...

Новые формы в воспитательном и образовательном процессе в рамках ФГОС. Внедрение игровых технологий в ОД «Дополнительные образовательные программы» ФГКОУ «Московское суворовское военное училище»

Методическая разработка посвящена внедрению новых форм в образовании и воспитании в Московском суворовском военном училище в рамках дополнительного образования. В ней рассматривается новое перспективн...

Изучение древнерусских фортификационных сооружений (крепостей и монастырей) на территории Москвы и Московской области, как неотъемлемая часть военно-патриотического воспитания в ФГКОУ «Московское суворовское военное училище» МО РФ

О значении изучения древнерусского наследия - фортификационных сооружений и монастырей  Москвы и Московской области для военно-патриотического воспитания воспитанников Московского суворовского во...

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности в федеральных государственных общеобразовательных организациях со специальными наименованиями «президентское кадетское училище», «суворовское военное училище», «нахимовское военно-морское уч

I. Организация и осуществление образовательной деятельности1. Настоящий Порядок регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности в федеральных государственных общеобразовательных ор...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СУВОРОВСКОМ ВОЕННОМ УЧИЛИЩЕ

В статье раскрываются цели и задачи суворовских военных училищ по патриотическому воспитанию обучающихся. Определена специфика суворовского военного училища. Рассматриваются возрастные особенности вос...

«Военно-патриотическое воспитание обучающихся через создание моделей военной техники»

Военно- патриотическое воспитание обучающихся в объединении "Начальное техническое моделирование"...

Презентация «Военно-патриотическое воспитание обучающихся через создание моделей военной техники»

Презентация составлена к выступлению "Военно - патриотическое воспитание обучающихся через создание моделей военной техники"...