Изучение древнерусских фортификационных сооружений (крепостей и монастырей) на территории Москвы и Московской области, как неотъемлемая часть военно-патриотического воспитания в ФГКОУ «Московское суворовское военное училище» МО РФ
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Комарова Софья Вячеславовна

О значении изучения древнерусского наследия - фортификационных сооружений и монастырей  Москвы и Московской области для военно-патриотического воспитания воспитанников Московского суворовского военного училища.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kreposti_i_monastyri.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение древнерусских фортификационных сооружений (крепостей и монастырей) на  территории Москвы и Московской области, как неотъемлемая часть военно-патриотического воспитания в ФГКОУ «Московское суворовское военное училище» МО РФ

       В 2014 на базе кафедры дополнительного образования Московского суворовского военного училища для воспитанников  была разработана единая экскурсионная программа  «Моя Москва». Программа рассчитана  на весь период обучения суворовцев с 5 по 11 классы. Одним из важнейших разделов этой программы является раздел, посвященный древнерусским памятникам фортификации, расположенным на территории г. Москвы и Московской области. Осмотр  и изучение доступных памятников, непосредственно связанных с русской военной историей, несомненно, является неотделимой частью образовательного процесса в МсСВУ,  как в области изучения русской истории в целом, так  и  важнейшей составляющей военного компонента, в частности.

     Музейные среда и атмосфера способствуют становлению личности воспитанника, формируя его общий кругозор, развивая ценностные ориентации, духовную культуру; таким образом, процесс социализации неразрывно связан с понятием духовности. Отличительные черты обучения в музее - неформальность и добровольность. Особенностью обучения в музее является возможность максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы, оно стимулируется экспрессивностью, разнообразием и подлинностью музейных предметов.

     Особое значение музейное воспитание приобретает для учащихся суворовских училищ, многие из которых, в силу тех или иных причин, испытывают дефицит семейного воспитания. Именно в такой среде процесс социализации ребенка стоит наиболее остро. Стала очевидной необходимость разработки полноценной экскурсионной образовательной программы по посещению лучших московских музеев, осмотру достопримечательностей столицы и её окрестностей, знакомству с уникальными памятниками истории и архитектуры. Тема «Изучение древнерусских фортификационных сооружений (крепостей и монастырей) на  территории Москвы и Московской области» в рамках этой программы имеет особое значение для воспитания будущих офицеров, так как, прежде всего, посвящена русской военной истории. Познание истории через материальную составляющую и дает возможность на практике изучить аспекты, связанные с системой фортификационных сооружений  на северо-востоке Руси.

     Воспитание будущего офицера – это, прежде всего, воспитание настоящего патриота своей Родины.  Патриотизм – духовно-нравственная основа личности гражданина и будущего защитника своего Отечества. Это понятие включает в себя множество аспектов, но формирование настоящего патриота своей страны невозможно без знания своей истории, без чувства гордости за славное боевое прошлое России, без осознания себя, как наследника десятков поколений русских людей, которые защищали свою землю «не щадя живота своего».  Побывать на месте прошлых сражений, изучить их не только по книгам, но и увидеть своими глазами древнерусские крепости, на стенах которых сражались многие поколения русских воинов, - это не просто возможность изучить на практике факты из учебника истории. Это – познание своей Родины, славы ее побед и горечи поражений, это – познание самого себя, как гражданина своей великой страны, как ее защитника и истинного патриота.

     Вот почему в экскурсионной образовательной программе «Моя Москва» тема «Изучение древнерусских фортификационных сооружений (крепостей и монастырей) на  территории Москвы и Московской области» играет особую роль: экскурсии по крепостям и монастырям Москвы и Подмосковья послужат не только вспомогательным материалом для изучения древнерусской истории по программе общеобразовательной школы, что самое по себе очень важно,  и является классическим примером интеграции общего и дополнительного образования, но и будут сложить основой для формирования личности будущего офицера, как патриота своей страны.

       Образовательный процесс в условиях ФГОС нового поколения предполагает внедрение новых форм работы и предусматривает новые роли: учителя как организатора и консультанта, ученика как активного исследователя, творчески и самостоятельно работающего над решением учебной задачи. Теперь позиция ученика - познание мира в специально организованных условиях. Проведение урока не в стенах учебного заведения, а в условиях, максимально приближенным к историческим истокам, - идеальное поле для получения учащимся нового исторического опыта, своеобразная «машина времени», наглядно показывающая те аспекты изучения исторического наследия, которые невозможно передать ни на цифре, ни на бумаге, - а именно, личностные, эмоциональные ощущения. Организация  проведения подобного урока «на пленере» является идеальной базой для системно-деятельного подхода в образовании, объединяя при этом почти все типы уроков по технологии деятельностного метода (ТДМ):

  • Урок открытия нового знания. Деятельностная цель: формирование у суворовцевя способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации. Образовательная цель: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов.
  • Урок рефлексии. Деятельностная цель: формирование у воспитанников способностей к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии коррекционно-контрольного типа. Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных способов действий – понятий, алгоритмов и т.д.
  • Урок обобщения и систематизации знаний. Деятельностная цель: формирование у суворовцев способностей к обобщению, структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. Образовательная цель: систематизация учебного материала и выявление логики развития содержательно-методических линий предмета.

       Формирование общеучебных умений и навыков – один из приоритетов современного образования, предопределяющий успешность всего последующего обучения. Эффективность обучения заметно возрастет, если воспитанник  начнет осмысленно работать над своим развитием. По мнению автора, этому способствует особая эмоциональная и образная составляющая любой выездной экскурсии: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Учитывая, что термин «знания» трактуется как «элементы информации, связанные между собой и с внешним миром»,  в процессе экскурсии, при непосредственном осмотре памятников фортификации суворовец имеет уникальную возможность получить все аспекты знаний в едином информационном потоке, а не просто «данные», т.е. изолированные факты, отношения которых с внешним миром и между собой в них самих не фиксированы.

     Конечно же, в экскурсионном обеспечении образовательного процесса есть свои особенности, и к нему, ни в коем случае, нельзя подходить с обычными школьными мерками, укладывающимися в школьное расписание. Большинство из интересующих нас объектов находится на расстоянии 70 – 150 км  от расположения училища. К сожалению, подобные экскурсии слишком зависимы от природно-климатических условий. Некоторые объекты нельзя посетить во время весенней и осенней распутицы, высокого снежного покрова, сильных морозов  и т.д. В данном случае логично запланировать определенное количество экскурсионных посещений на год и выполнять его по мере возможности.

     Не стоит забывать, что основной целью обучения воспитанников суворовского училища является приобретение профессиональных умений и навыков будущего офицера.  Неотъемлемой частью подготовки любого профессионала, тем более профессионала – военного, является введение в историю профессии. Личный опыт автора показывает, что среди суворовцев подобные экскурсии, особенно с возможностью непосредственного контакта с памятником средневековой фортификации (осмотр снаружи и изнутри, возможность подняться на стены и взглянуть на мир через бойницы глазами защитников крепости), вызывают неподдельный интерес. Изучение истории на практике также способствует и выработке определенных навыков, развивающих и способствующих в дальнейшем более успешному усвоению программного материала.

     Необходимо отметить, что подобные «выездные экскурсии» дают уникальную возможность на практике установить не только внутрипредметные, но и межпредметные связи. Например: невозможно дать полноценную картину системе фортификаций только с точки зрения, допустим, исторической науки. Крепость (кремль, монастырь) – сложнейшее техническое сооружение, и чтобы понять всю его уникальность, необходимо рассматривать данный объект с точки зрения технологии строительства (материаловедение, физика, химия);  с точки зрения его конфигурации (математика, геометрия), и, наконец, с точки зрения  военного дела (вплоть до баллистики). И даже… с точки зрения искусствоведения, поскольку каждый из памятников архитектуры был построен в определенное время  в рамках того или иного архитектурного стиля.

     Каковы же планируемые результаты по изучению темы древнерусских фортификационных  сооружений (крепостей и монастырей) на  территории Москвы и Московской области» в рамках единой экскурсионной образовательной программы «Моя Москва»? Мы считаем, что они полностью соответствуют той высокой планке, заданной новыми стандартами в образовании.

        личностные результаты - готовность и способность суворовцев к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию исторического прошлого нашей Родины, ценностно - смысловые установки воспитанников, отражающие их индивидуально - личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества, сформированность основ российской, гражданской идентичности;

•         метапредметные результаты - освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

•        предметные результаты - освоенный суворовцами в ходе изучения объектов древнерусской средневековой фортификации специфический опыт изучения военной истории и военного дела.  

       Таким образом,  мы считаем, что комплексный и систематизированный подход  к исполнению программы экскурсионной программы «Моя Москва»  в полной мере дает возможность воспитанникам нашего училища познать памятники военной истории Москвы и области, познакомиться со славным боевым прошлым своей родины, на глубоком эмоциональном уровне почувствовать свою сопричастность к великим деяниям своих предков, и, в конечном счете, стать подлинным патриотом своей страны. Подобные разработки  могут быть использованы  педагогами дополнительного образования, реализующими программы культурологической направленности, преподавателями истории, а также воспитателями учебных курсов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие для преподавателей. Оформление пояснительной записки к творческому проекту по технологии (для преподавателей технологии и учащихся 5-7 классов Уссурийского суворовского военного училища)

В данном пособии даются общие методические рекомендации, особенности выполнения приложений к пояснительной записке. Более подробно даются требования к структурным элементам текстового документа. Также...

Инновации в информационно-образовательном пространстве Ульяновского гвардейского суворовского военного училища

Выступление на II региональном семинаре учителей информатики и ИКТ общеобразовательных учреждений Ульяновской области "Инновационные педагогические технологии в IT-образовании"...

Новые формы в воспитательном и образовательном процессе в рамках ФГОС. Внедрение игровых технологий в ОД «Дополнительные образовательные программы» ФГКОУ «Московское суворовское военное училище»

Методическая разработка посвящена внедрению новых форм в образовании и воспитании в Московском суворовском военном училище в рамках дополнительного образования. В ней рассматривается новое перспективн...

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности в федеральных государственных общеобразовательных организациях со специальными наименованиями «президентское кадетское училище», «суворовское военное училище», «нахимовское военно-морское уч

I. Организация и осуществление образовательной деятельности1. Настоящий Порядок регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности в федеральных государственных общеобразовательных ор...

К 60-летию Санкт-Петербургского/Ленинградского суворовского военного училища. История ПМК (кафедры) иностранного языка "Как быстро летит время.

В своей статье автор рассказывает об истории ПМК (кафедры) иностранных языков за 60 лет. Автор по крупицам собирал матерал, встречался с ветеранами кафедры, использовал свой личный архив. С любовью и ...

"Патриотическое воспитание обучающихся в Московском суворовском военном училище"

Цель работы: обобщение личного опыта патриотического воспитания обучающихся в Московском суворовском военном училище. Задачи: - рассмотреть основные аспекты патриотического воспитания обучающихся в Мо...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СУВОРОВСКОМ ВОЕННОМ УЧИЛИЩЕ

В статье раскрываются цели и задачи суворовских военных училищ по патриотическому воспитанию обучающихся. Определена специфика суворовского военного училища. Рассматриваются возрастные особенности вос...