Повышение гражданско-правовой культуры педагогов, родителей и обучающихся через создание системы работы правового всеобуча
рабочая программа по теме

 

Данная программа гражданско-правового всеобуча педагогов, родителей и  обучающихся подготовлена в рамках реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, выполнения целевых программ «Духовно-нравственное  воспитание населения Белгородской областина 2011-2013 годы», «Патриотическое воспитание граждан Белгородской области на 2011-2015 годы»,  «Повышение правовой культуры населения Белгородской области   в  2009-2011 годах».

Программа гражданско-правового образования педагогов, родителей и обучающихся предназначена для развития правовой компетентности в области воспитания несовершеннолетних, а также заинтересованных государственных организаций и ведомств, учреждений образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma-pravo.doc162 КБ

Предварительный просмотр:

  1. МБОУ ДПО (повышения квалификации) специалистов

«Старооскольский городской институт усовершенствования учителей»

  1. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

  2. «Средняя общеобразовательная школа № 20 с углубленным изучением отдельных предметов»

  3. Повышение  гражданско-правовой культуры педагогов, родителей и обучающихся через  создание системы

  4. работы  правового  всеобуча

                                                   Крылова Елена Геннадиевна,

                                                                            руководитель МО классных руководителей

Афанасьева Ирина Ивановна,

социальный педагог

Старый Оскол

2011

 Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения

программно-целевым  методом

Известно, что вопросы профилактики правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних являются наиболее приоритетными как для органов государственной  власти, так и органов местного самоуправления. Однако, главенствующая роль в профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних отводится образовательным учреждениям и педагогическому коллективу в частности.  Ведь именно педагог формирует у несовершеннолетних базовый уровень правосознания, правовой культуры, именно педагог разъясняет подростку, что необходимо соблюдать нормы права, нормы морали. Именно  учитель, как никто иной,  может привить ребенку чувство уважения к закону, к праву в целом, к толерантности по отношению к своим сверстникам,  независимо от национальности и вероисповедания.  Педагог  обладает не только теоретическим знаниями в области права, но и знает все психологические особенности ребенка, в частности особенности подросткового возраста с его противоречивостью и непостоянством. Кроме того, учитель может профессионально и квалифицированно  подобрать необходимые средства и приемы для проведения предупредительной профилактической работы с несовершеннолетними. Не надо забывать, что правоохранительные органы также уделяют особое внимание   данной проблематике, однако, как показывает практика, комиссии по делам несовершеннолетних работают с подростками, уже  совершившими  правонарушение (преступление). А  это в свою очередь говорит о том, что педагоги и родители  недостаточно работали с ребенком в этом направлении, и противоправное деяние уже совершено.  Поэтому,  именно образовательное учреждение должно взять  на себя особую роль в решении вопросов профилактики правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. Возникает необходимость комплексного подхода к гражданско-правовому воспитанию несовершеннолетних.  

Специалистами социально-психолого-педагогической службы школы  проводятся классные часы, внеклассные мероприятия, акции, месячники, экскурсии, предложенные целевыми программами. Однако, нет единой комплексной разработки данного вопроса.  

Считается    главной   причиной    низкого правосознания обучающихся, родителей  низкий уровень  правовой культуры.

С целью выяснения уровня правовой грамотности родителей и обучающихся было проведено анонимное анкетирование, которое показало следующие результаты.

В анкетировании приняли участие  535 родителей. Полученные результаты  показывают, что родители практически не владеют знаниями в области  правового воспитания детей, затрудняются в выборе правовых законодательных  документов. Однако, практически все согласны с тем, что необходимо защищать права и достоинства  своих  детей и приобщать  ребенка к правовой культуре, начиная со среднего школьного возраста. Кроме того,  95%  опрошенных  хотели бы повысить уровень своих знаний о правах ребенка и правовом воспитании детей (приложение 1).

Данные опроса обучающихся показали, что дети владеют определенными  правовыми  знаниями, однако,  затрудняются в установлении соответствия между датами и названиями  государственных праздников, не знают гимна РФ, считают недостаточными  те  правовые знания, которыми владеют

(приложение 2).

Полученные результаты показали необходимость создания  системы  работы  по повышению гражданско-правовой культуры  педагогов, родителей, обучающихся, которую мы видим в организации работы правового всеобуча в рамках программы «Я  о законе. Закон обо мне».

Данная программа гражданско-правового всеобуча педагогов, родителей и  обучающихся подготовлена в рамках реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, выполнения целевых программ «Духовно-нравственное  воспитание населения Белгородской области на 2011-2013 годы», «Патриотическое воспитание граждан Белгородской области на 2011-2015 годы»,  «Повышение правовой культуры населения Белгородской области   в  2009-2011 годах».

Программа гражданско-правового образования педагогов, родителей и обучающихся предназначена для развития правовой компетентности в области воспитания несовершеннолетних, а также заинтересованных государственных организаций и ведомств, учреждений образования.

                                                                                                      

 

ПАСПОРТ  

программы гражданско-правового всеобуча педагогов, родителей, обучающихся   «Я о законе. Закон обо мне»

на 2011-2013 годы

Наименование программы        

Программа гражданско-правового всеобуча педагогов, родителей, обучающихся   «Я о законе. Закон обо мне» (далее – Программа)

Наименование, дата и номер приказа о разработке  программы

- приказ МОУ «СОШ №20 с УИОП» от   22 февраля 2011г. № 145 «О создании рабочей группы  из числа  педагогических работников по разработке программы правового всеобуча  педагогов, родителей, обучающихся»  

Заказчик  программы

- образовательное учреждение МОУ «СОШ № 20 с УИОП»

Разработчики  программы

- социальный педагог Афанасьева Ирина Ивановна,

- руководитель МО классных руководителей Крылова Елена Геннадиевна

Исполнители  программы

- педагогический коллектив МОУ «СОШ

№ 20 с УИОП»

Участники  программы

- педагоги;

- родители;

- обучающиеся

Цель  программы        

- развитие правовой компетентности педагогов и родителей в области воспитания несовершеннолетних, совершенствование системы правоотношений субъектов учебно-воспитательного процесса  организаций образования Российской Федерации.

Основные задачи  программы        

- повышение гражданско-правовой грамотности родителей через систему гражданско-правового всеобуча;

- повышение квалификации работников образования в области гражданско-правовых знаний;

- объединение усилий школы и семьи в гражданско-правовом образовании несовершеннолетних;

- активизация родительских инициатив в педагогической деятельности организаций образования;

- совершенствование системы воспитательной деятельности в общественных учреждениях;

- развитие гражданско-правового образования в школах.

Сроки  реализации  программы    

- начало - 01апреля  2011 года,

- окончание - 31 мая 2013 года

Показатели эффективности реализации  программы

в результате реализации программы к 2014 году предполагается:

- повысить гражданско-правовую грамотность родителей;

- повысить гражданско-правовую грамотность педагогов;

- создать условия для формирования гражданско-правовой культуры обучающихся;

- укрепить взаимодействие школы и семьи в гражданско-правовом образовании несовершеннолетних;

- активизировать  педагогическую  деятельность родителей;

- повысить  эффективность воспитания детей и подростков.

                                                 Пояснительная записка

        В современных условиях усиления общемировой тенденции повышения требовательности к уровню образования и воспитания на родителей налагается все больше обязанностей и ответственности по отношению к детям. Ведь семья – это основа не только физического, но и духовного, гражданского становления личности. От того, каким духовно и физически формируется в семье подрастающее поколение, зависит, как сложится отчетливая ведущая линия жизни подростка. И долг родителей – донести до детей правовые нормы, воспитать чувство уважения к законам, ответственности за свои поступки. Поэтому такая работа, как объяснение прав и обязанностей членов семьи, изучение статей основных законов Российской Федерации, разъяснение основных понятий: закон, правонарушение, преступление должна  проводиться с родителями. Знания и представления о системе права, полученные ребенком в семье,  должны найти подтверждение в стенах школы, от компетентных педагогов, - только в этом случае можно рассчитывать  на эффективное усвоение им основных норм и правил взаимоотношений в условиях правового государства, а также прав и слобод человека.

        Основанием правового образования родителей и педагогов выступает также необходимость организации их воспитательной деятельности в интересах ребёнка. В прошлом веке был принят ряд международных документов, в которых уделялось серьезное внимание вопросам признания за ребёнком права на особую защиту. Это, прежде всего, принятая в 1959г. – Декларация прав ребёнка, в 1974 – Декларация о  защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов, в 1985 – Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила). Данные документы разрабатывались с целью обеспечения детям счастливого детства. В них содержится призыв, обращенный к родителям, местным властям и национальным правительствам к тому, чтобы они признали и старались соблюдать права детей путем законодательных и других мер, постепенно принимаемых в соответствии с провозглашенными принципами.    

        Усиление внимания к правовому просвещению родителей и педагогов продиктовано также необходимостью решения ряда проблем в области борьбы с преступностью, религиозным экстремизмом, распространением алкоголизма и наркомании в молодежной среде, учащением случаев самоубийств и преступлений среди несовершеннолетних. Все эти и другие факторы определяют особую значимость развития системы правового страхования населения России, как условия становления правовой культуры граждан и укрепления правопорядка.

     На основании вышеизложенного, целью Программы правового образования  педагогов, родителей и обучающихся  является: развитие правовой компетентности педагогов и родителей в области воспитания несовершеннолетних, совершенствование системы правоотношений субъектов учебно-воспитательного процесса  организаций образования Российской Федерации.

     

Задачи Программы:

- повышение гражданско-правовой грамотности родителей через систему гражданско-правового всеобуча;

- повышение квалификации работников образования в области гражданско-правовых знаний;

- объединение усилий школы и семьи в гражданско-правовом образовании несовершеннолетних;

- активизация родительских инициатив в педагогической деятельности организаций образования;

- совершенствование системы воспитательной деятельности в общественных учреждениях;

- развитие гражданско-правового образования в школах.

      Направления реализации Программы:

  1. Семейное воспитание:

- усиление поддержки родителей в осуществлении их  прав на участке в управлении образовательными учреждениями;

- развитие родительского всеобуча в образовательных учреждениях;

- совершенствование содружества семьи и школы в вопросах образования.

  1. Воспитание в образовательных учреждениях:

- повышение ответственности классных руководителей за воспитательный процесс;

- профилактика преступности;

- профилактика наркозависимости и табакокурения;

- индивидуализация работы с детьми;

- создание гражданско-правового пространства класса, школы;

- повышение успешности вхождения воспитанников в самостоятельную жизнь;

- активизация гражданско-правового самосознания учителей, обучающихся, родителей.

      Нормативно-правовая база для разработки Программы:

1. Международные документы в области прав человека:

- Всеобщая декларация прав человека (1948);

- Конвенция о правах ребёнка от 20 ноября 1989 года.

2. Законы Российской Федерации

        - Уголовный кодекс РФ;

        - Трудовой кодекс РФ;

        - Семейный кодекс РФ;

        - Кодекс РФ об административных правонарушениях;

        - Декларация прав и свобод человек и гражданина;

        - Конституция Российской Федерации;

        - ФЗ № 124  «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»;

        - ФЗ № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

  1. ФЗ № 181 «О социальной защите инвалидов в РФ»;
  2. ФЗ № 436 «О защите детей от информации, приносящей вред их здоровью и развитию»;
  1. ФЗ № 7 «Об охране окружающей среды»;

3. Нормативные документы Российской Федерации в области образования

        - Закон РФ «Об образовании»;

        - Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности

гражданина России.      

 4. Региональные Программы и Постановления

  1. -  Долгосрочная целевая программа  «Патриотическое воспитание граждан Белгородской области на 2011-2015 годы»;

-   Долгосрочная целевая программа «Духовно-нравственное воспитание населения Белгородской области на 2011-2013 годы»;

-    Целевая программа «Повышение правовой культуры населения Белгородской области в 2009-2011 годах»;

- Целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав на 2010-2013 годы».

          Ожидаемые конечные результаты Программы:

- повышение гражданско-правовой грамотности родителей;

- повышение гражданско-правовой грамотности педагогов;

- создание условий для формирования гражданско-правовой культуры обучающихся;

- укрепление взаимодействия школы и семьи в гражданско-правовом образовании несовершеннолетних;

- активизация педагогической деятельности родителей;

- повышение эффективности воспитания детей и подростков.

Программа гражданско-правового образования родителей и педагогов рассчитана на 23 часа (приложение 3). Программа гражданско-правового образования обучающихся рассчитана на 48 часов (приложения 4,5). Помимо основного содержания занятий в программы включены разделы, касающиеся принципов и форм правового образования педагогов, родителей, обучающихся, а также глоссарий, правовой статус несовершеннолетних с рождения до совершеннолетия (приложение 1), календарь гражданско-правового воспитания (приложение 2).

 

     Принципы организации гражданско-правового образования

педагогов, родителей, обучающихся

Принцип гуманизма - ориентирует на понимание человека как основной ценности, предполагает выдвижение на первый план гуманистических  идей и ориентиров, пронизанных уважением к каждой личности, заботой о развитии всех её сущностных сил, признание её свободы и гражданских прав.

Принцип гражданственности – содержание образования должно быть отобрано через призму его социальной и личностной значимости, иметь интерпретационный материал, отражающий текущие события, региональную и местную специфику.

Принцип научности обучения предполагает соответствие содержания образования совместному уровню развития обществоведческих наук, опыту, накопленному мировой цивилизацией в области права.

Принцип преемственности. Преемственность касается содержания обучения, его форм и способов, стратегий и тактик взаимодействия субъектов в учебном процессе, личностных новообразований обучаемых. Она позволяет объединить и иерархизировать отдельные учебные ситуации в единый целостный учебный процесс постепенного освоения закономерных связей и отношений между предметами и явлениями мира.

Принцип последовательности в обучении обеспечивает доступность учебного материала, прочность его усвоения, постепенное нарастание трудностей и развитие познавательных возможностей обучаемых.

Принцип систематичности. Прежде всего, это обеспечивается системным построением содержания материала и установлением междисциплинарных связей.

Принцип группового обучения. Данный принцип предполагает, сто групповая форма обучения, побуждая и формируя коллективизм, является приоритетной. Групповое обучение, отражая общность интересов обучаемых, создает условия для диалога, проявления взаимопомощи, обеспечивает совместный поиск наиболее продуктивных способов решения задач, повышает чувство ответственности, социальную и личностную значимость при благоприятных обстоятельствах учения.

Принцип сознательности и творческой активности. Соблюдение данного принципа возможно при определенном уровне аргументированности и доказательности суждений, выводов, оценок, способов решения, конструктивного поведения обучаемых. Для этого организатор правового обучения должен иметь представление о возможных формах самоуправления в учебном процессе, уметь изменять стиль взаимодействия с обучаемыми, расширяя его демократические формы в связи с большей самостоятельностью аудитории. Это предполагает отказ от чрезмерной регламентации поведения и деятельности обучаемых, от ненужной опеки, излишнего администрирования.

                                       

                                                   

Методы обучения

Лекция

На данном занятии управление полностью возложено на лектора. Положительный результат проведения лекции зависит от того, выполнил ли лектор следующие требования:

  1. Разнообразие содержания и стилей выступления.
  2. Наглядность.
  3. Правильная структура лекции.
  4. Вовлечение слушателей в процесс обучения.

Помимо лекции классического типа в последнее время получили распространение нетрадиционные виды лекций. Лекция-провокация. Лекция пресс-конференция.

Инструктирование

В отличие от лекции инструктирование предполагает выполнение определённых действий участниками. Инструктор должен не только объяснить, каким образом выполнить то или действие, но и продемонстрировать, как оно выполняется, так как при проведении инструктирования только лишь путём описания, процесс может предстать перед аудиторией либо слишком сложным, либо слишком простым.

Инициирование дискуссии или групповой работы

Для проведения данной формы занятия необходим ведущий (модератор). Его цель – мотивировать аудиторию к самовыражению в групповой работе или дискуссии. Процесс не должен занимать много времени, если он затянется, то потеряет свою активизирующую функцию. Самое важное заключается в том, чтобы содержание работы непосредственно увлекало людей, а так же было абсолютно понятно, что предполагается для обсуждения или для работы в группе, поэтому модератору лучше быть кратким и не отвлекаться от главной темы.

Дискуссия

В ходе проведения занятия модератор комментирует, устанавливает законы, следит за тем, чтобы дать возможность высказываться всем желающим. Кроме того, он должен останавливать все фоновые разговоры и перебивания, так как дискуссия теряет своё содержание и функцию, если никто не слышит то, что было сказано. Когда дискуссия подходит к концу, модератор объявляет о завершении обсуждения, подводя итоги или делая выводы, используя свои личные знания.

Занятие-диалог

Это очень короткая практика групповой работы, когда группа состоит из двух человек, а сама сессия длится около десяти минут. Так как это совсем короткая сессия, то нет необходимости пересаживаться или переставлять мебель. Участники могут говорить с друг с другом прямо со своих мест, где бы они не сидели. Модератор может начать с конкретного вопроса, формулировки проблемы или представления иллюстрации, а затем попросить участников поговорить об этом в парах, в течение десяти минут. Затем модератор беседует по отдельности с каждой парой. Данный вид занятия дает возможность высказываться как можно большему числу людей. Когда в обсуждении участвуют только двое, то значительно легче высказывать своё мнение и труднее избежать участия в работе.

Работа в группах

В качестве метода обучения групповая работа имеет множество преимуществ. Она создаёт многообразие, способствует контакту участников и дает возможность высказываться всем. Кроме того, она позволяет работать с материалом в темпе, отличном от учительского.

Задания для работы должны содержать равновесие между четким решение проблемы с одной стороны и чувством перспективы – с другой. Формы организации групповой работы:

- изготовление коллажа, вдохновлённого широко понимаемым предметом обсуждения;

- интерпретация стихотворения путём переписывания его в форме письма;

- обсуждение «запрещенного» предмета по выбору самой группы;

- планирование короткого лекционного курса;

- ролевая игра на основе предложенной темы;

- обсуждение социального вопроса на основании истории из жизни.

Успех групповой работы зависит от выполнения следующих правил:

- «Дайте высказаться каждому!»

- «Придерживайтесь предмета!»

- «Постарайтесь достичь какого-то результата!»

Основное содержание программы

Введение

    Понятие о правовом государстве. Правовой статус личности. Права ребенка в законодательстве Российской Федерации. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о правах ребенка.

(Конституция  РФ гл. 1 ст. 1;  ФЗ № 124  от 24 июля 1998г.   «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Закон Белгородской области  № 123  от 13 декабря 2000г.   «О защите прав ребенка в Белгородской области»; Семейный кодекс Российской Федерации  гл. 11 ст. 54-60; Конвенция о правах ребенка).

                 

Право ребенка на безопасность и ненасилие в семье

   Права и обязанности родителей. Равенство прав и обязанностей  родителей. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов  детей. Осуществление родительских  прав в интересах детей. ( Конвенция  о правах ребенка ст. 27. 2; Конституция  РФ гл. 2 ст. 38; Семейный кодекс Российской Федерации гл. 12 ст. 61-66).

   Право ребенка  на защиту. Установление  происхождения от матери и отца. Обеспечение  достаточной степени защищенности и психологического комфорта в семье. (Семейный кодекс Российской Федерации  гл. 10 ст. 48, гл. 11 ст. 56).

   Право ребенка выражать свое мнение. Право ребенка быть услышанным. (Семейный кодекс Российской Федерации  гл. 11 ст. 57; Конвенция о правах ребенка  ст. 13.1).

    Право ребенка на имя, фамилию и отчество. Изменение имени и фамилии ребенка. (Семейный кодекс Российской Федерации   гл. 11  ст. 58-59).

                 

Право ребенка жить и воспитываться в семье. Традиции

Право ребенка жить и воспитываться в семье. Права ребенка в семье. Право ребенка на жилище. Государственная поддержка семей, воспитывающих детей. Забота  о своих родителях. (Конституция РФ гл. 2 ст. 40.1; Семейный кодекс Российской Федерации   гл. 11  ст. 54; гл. 13 ст. 87-88; Декларация прав и свобод человека и гражданина ст. 10 (1), 11).

    Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей. (Семейный кодекс Российской Федерации   гл. 18  ст. 121-123; ФЗ  РФ  № 159 от 21 декабря 1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» гл. 20 ст. 148; закон Белгородской области № 122 от 13 декабря 2000г. «О системе защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений в Белгородской области» ст. 17, 19).

    Нормы передачи ребенка в семью: опека, усыновление, приемная семья.   Порядок установления опеки и попечительства (Семейный кодекс Российской Федерации   гл. 20).

  Условия усыновления детей. Тайна усыновления ребенка. Уголовная ответственность за разглашение тайны усыновления (удочерения). (Семейный кодекс Российской Федерации   гл. 19  ст. 54; Уголовный кодекс Российской Федерации   гл. 20 ст. 155).

   Приемная семья. Приемные родители. (Семейный кодекс Российской Федерации  гл. 21  ст. 152-153).

    Дополнительные гарантии права на образование, медицинское обслуживание, на имущество и жилое помещение. (ФЗ  РФ  № 159 от 21 декабря 1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ст. 6-8).

Право ребенка на общение с обоими родителями

Развод и последствия лишения родительских прав. Порядок лишения родительских прав. Последствия лишения родительских прав. Порядок ограничения  родительских прав. Отмена ограничения  родительских прав. (Семейный кодекс Российской Федерации  гл. 12  ст. 69-74,76).

Раздельное проживание родителей. Права ребенка на общение  с отдельно проживающими родителями (Конституция РФ гл. 2 ст. 37; Семейный кодекс Российской Федерации  гл. 12  ст. 66,67; Уголовный кодекс Российской Федерации  гл. 17 ст. 127).

Право ребенка на труд. Проблемы «детского труда»

    Понятие о трудовой правоспособности несовершеннолетних. Порядок трудоустройства несовершеннолетних  в соответствии с законодательством РФ. Составление и  расторжение трудового договора несовершеннолетнего. Условия оплаты, режим работы и отдыха. Продолжительность ежедневной работы. Недельная трудовая нагрузка несовершеннолетнего. (Трудовой кодекс Российской Федерации гл. 42  ст. 265-272; Закон Белгородской области № 123  от 13 декабря 2000г. «О защите прав ребенка в Белгородской области» ст. 4).

Правовое положение детей с ограниченными возможностями здоровья,

детей- инвалидов

    Основные положения Конвенции о правах ребенка  относительно детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов («Конвенция о правах ребенка» ст. 23).

Какие категории детей относятся к инвалидам. (ФЗ РФ № 181 от 24 ноября 1995г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» гл. 1).

Права ребенка-инвалида. Пособия детям-инвалидам, их выплата. (ФЗ РФ  № 181  от 24 ноября 1995г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»  ст. 28.1).

    Льготы и гарантии  в области охраны здоровья. Оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам в соответствии с законодательством РФ. (ФЗ  РФ  №   181  от 24 ноября 1995г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»  гл. 4 ст. 13).

    Льготы в сфере жилищных отношений. (ФЗ РФ  № 181  от 24 ноября 1995г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»  ст. 17).

   Реализация  права на получение образования детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов (ФЗ  РФ №181  от 24 ноября 1995г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»  ст. 18-22).  

                               

                                Права детей и правоохранительные органы

    Проблема девиантного поведения несовершеннолетних. Причины и факторы девиаций. Способы профилактики  девиантного поведения. Особенности ответственности ребенка за свое поведение. Особенности воздействия на поведение  ребенка. Роль комиссии по делам несовершеннолетних  и защите их прав в предупреждении правонарушений среди несовершеннолетних.

   Уголовная ответственность  несовершеннолетних. Назначение наказания несовершеннолетнему. Условия, при которых несовершеннолетний   освобождается  от уголовной ответственности. Виды и содержание принудительных мер воспитательного воздействия. (Уголовный кодекс Российской Федерации раздел 5,  гл. 14; ФЗ  РФ № 120  от 24 июня 1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» гл. 2 ст. 11; закон Белгородской области №122 от 13 декабря 2000г. «О системе защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений в Белгородской области»).

                                       

Права ребенка на образование

    Право на образование. Цели и задачи образования в соответствии с законом РФ «Об образовании». Основные гарантии прав граждан в области образования. Образовательные программы. Порядок зачисления  ребенка в организацию образования. Ответственность за  неисполнение  обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего. (Конституция РФ гл. 2 ст. 43; Декларация прав  и свобод человека и гражданина  ст. 27;  Конвенция  о правах ребенка  ст. 28.1.; закон РФ «Об образовании» гл. 2 ст. 16;   Уголовный кодекс Российской Федерации  гл. 20 ст. 156; ФЗ РФ  №124  от 24 июля 1998г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»  ст.9; закон Белгородской Области № 123 от 13 декабря 2000г. «О защите прав ребенка в Белгородской области» ст. 3).

    Права и обязанности участников образовательного процесса. Исключение обучающегося из школы. (Закон РФ «Об образовании» гл. 5 ст. 50, 52).

   Санитарные правила организации учебно-воспитательного процесса. Гигиенические требования к максимальным величинам образовательной  нагрузки. (Гигиенические требования  к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02)

           

            Ребенок и проблема  насилия. Суицид среди несовершеннолетних

    Проблема насилия в среде несовершеннолетних. Элементы криминальной субкультуры: поведенческие, коммуникативные,  сексуально- эротические ценности, особое отношение к своему здоровью. Типология объединений и групп с девиантным поведением. Защита ребенка от отрицательного воздействия социальной среды.

    Виды преступлений в отношении личности: убийство, умышленное причинение вреда здоровью,  истязание, угроза. Вымогательство. Уголовная ответственность за преступления против личности. (Уголовный  кодекс  Российской Федерации гл. 16 ст. 105, 111-113, 115; гл. 17 ст. 126-130).

    Суицид среди несовершеннолетних. Причины суицидального поведения. Организация работы социально-психолого-педагогических служб  в целях оказания  поддержки детям и подросткам, попавшим в кризисную ситуацию. Уголовная ответственность  за доведение лица до самоубийства. Причины насилия в обществе. Ограничение деятельности СМИ в соответствии с законодательством РФ. (Уголовный  кодекс  Российской Федерации  гл. 16 ст. 110; ФЗ №124 от 24 июля 1998г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ст. 14; закон Белгородской Области № 123 от 13 декабря 2000г. «О защите прав ребенка в Белгородской области» ст. 6).

Вмешательство в личную жизнь и переписку

Законодательство  РФ о правах и свободах человека и гражданина. Право на защиту от вмешательства в личную жизнь и тайну переписки. Ответственность за  незаконное  нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений. (Конституция РФ гл. 2 ст. 23;  Уголовный  кодекс  Российской Федерации гл. 19 ст. 136-138; Декларация прав и свобод человека и гражданина  ст. 9; ФЗ №124 от 24 июля 1998г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ст. 6,7).

 

                                  Сексуальное насилие и домогательство

Формы сексуального насилия:  изнасилование, склонение к проституции, порнография. Последствия сексуального насилия: физическое, эмоциональное, духовное и др. Защита ребенка от проституции и порнографии. (Уголовный  кодекс  Российской Федерации   гл. 18 ст. 131, 134, 135,  240-242).

                                Профилактика аддиктивного поведения

    Понятие аддикции. Виды аддиктивного поведения. Причины и факторы аддиктивного поведения несовершеннолетних.

Защита ребенка от вредного воздействия алкогольной продукции и табачных изделий. Защита ребенка от наркотических  средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ. Вред курения, алкоголизма, наркомании (Уголовный  кодекс  Российской Федерации  гл. 25 ст. 230; ФЗ №87  от 10 июля 2001г. «Об ограничении курения табака» ст.4,6; закон Белгородской области №123 от 13 декабря 2000г. «О защите прав ребенка в Белгородской области» ст. 12).

                                  Ребенок и религиозные  организации

Недопущение  принудительного привлечения несовершеннолетних  к религии. Понятие о тоталитарной секте. Влияние религиозных культур и обрядов на психику ребенка. (Конституция РФ гл. 2 ст. 28;  ФЗ  № 125 от 29 сентября 1997г. «О свободе совести и  религиозных объединениях»; закон Белгородской области № 123 от 13 декабря 2000г. «О защите прав ребенка в Белгородской области» ст. 8).

                                 Право детей на охрану здоровья и  отдых

    Право на  охрану здоровья и отдых. Государственная поддержка семей, имеющих детей.  (Конституция РФ гл. 2 ст.41; ФЗ №124 от 24 июля 1998г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ст.10,12; закон Белгородской области № 123 от 13 декабря 2000г. «О защите прав ребенка в Белгородской области» ст. 5,7; Декларация прав и свобод человека и гражданина ст. 25; ФЗ № от «Об охране здоровья граждан Российской Федерации» гл.17;  Уголовный кодекс Российской Федерации  гл.25 ст. 228; «Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей»).

             Ответственность несовершеннолетних.

    Ответственность родителей за воспитание детей

    Неправомерное поведение и правонарушение. Ответственность  родителей за поступки детей. Последствия правонарушений. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Ответственность за неоказание первой помощи, дачу ложных показаний. Ложный вызов МЧС, полиции, скорой   помощи.

(Закон Белгородской области  № 35 от 4 июля 2002 г. «Об административных правонарушениях на территории Белгородской области» ст. 6,7; закон Белгородской области  № 167 от 31 января 2005 г. «Об ответственности родителей за воспитание детей»; Уголовный кодекс Российской Федерации гл. 3  ст. 14,20; гл. 14 ст. 87-90, гл. 16 ст. 124-125; Кодекс РФ «Об административных правонарушениях» гл. 19 ст. 19.13; гл. 2 ст. 2.1.1, 2.2, 2.3).

                                         

                                                             Глоссарий

Аддиктивное поведение - вид нарушения адаптации в подростковом возрасте, который характеризуется злоупотреблением одним или несколькими психоактивными веществами без признаков индивидуальной психической или физической зависимости в сочетании с другими нарушениями поведения. Аддиктивное поведение детей и подростков - это вид отклоняющегося саморазрушающего поведения, связанный с состоянием измененного сознания деформированной формой  удовлетворения потребностей через психоактивные вещества.

Гендер – различия между мужчинами и женщинами в социальных ролях, поведении и эмоциональных характеристиках, которые общество предписывает людям на основе их биологического пола.

Девиантное поведение - поведение, не соответствующее нормам и правилам, установленным в официальном порядке или сложившимся традиционно в обществе (группе). Проявляется  в форме пьянства, беспризорности, наркомании, преступности и т. д., усиливается в условиях социальной напряженности в обществе в результате стрессовых и конфликтных ситуаций в семье, образовательном учреждении и др.

 Делинквентное поведение - девиантное поведение, представляющее общественную опасность.

 Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации - дети, жизнедеятельность которых нарушена  в результате сложившихся  обстоятельств, и которые не могут преодолеть данные обстоятельства  самостоятельно или с помощью семьи.

Детский труд - виды работ и деятельности, которые в психическом, физическом, социальном или моральном отношении сопряжены с опасностью для детей или причинением вреда детям, лишают детей возможности учиться в школе, т. е. когда дети вынуждены  преждевременно закончить обучение или совмещать обучение в школе с тяжелым  и продолжительным трудом.

Законные представители ребенка - родители, усыновители, опекун, попечитель, другие заменяющие их лица, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации заботу, образование, воспитание, защиту  прав и интересов несовершеннолетних.

Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения  единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишении их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными, находящимся в лечебных  учреждениях, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание  в виде лишения свободы; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей  взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения.

Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Насилие – физическое или психическое воздействие одного человека на другого, нарушающее гарантированное Конституцией Российской Федерации право гражданина на личную неприкосновенность, то есть любое поведение, нарушающее права человека. Различаются физическое, эмоциональное, вербальное, психическое, сексуальное насилие.

Опека – правовая форма защиты прав и интересов детей, не достигших четырнадцати лет.

Организации, осуществляющие функции по защите прав ребёнка – это организации, независимо от организационно-правовой форма осуществляющие социальную поддержку, оказание социально-бытовых, медико-социальных, социально-педагогических, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечение занятости таких детей по достижении ими трудоспособного возраста.

Отклоняющееся поведение – поведение, устойчиво повторяющееся в нарушениях социальных норм. Выражается в изменениях ценностной ориентации личности, то есть в деформации системы внутренней регуляции личности. Выделяют докриминогенный и криминогенный уровни отклоняющегося поведения.

Попечительство – правовая форма защиты прав и интересов детей в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.

Правонарушение - деяние, противоречащее принятым в государстве  правовым нормам, влекущее применение мер правового воздействия.

Ребёнок – лицо, не достигшее восемнадцатилетнего возраста (совершеннолетия).

Религиозные организации – религиозные учреждения (духовное управление, духовные учебные заведения и т.д.), общность, представляющая религиозное объединение: церковь, мечеть, секта и деноминация. Они имеют централизованную структуру и иерархическое управление.

Религиозный экстремизм – (с Exstremus лат. – категорическое мнение) – это идеологический способ использования религии в политических целях. Религиозные экстремисты превращают религию в идеологическое средство, чтобы прикрыть свои политические цели. Частные религиозные деятели и руководители выступают против религиозного экстремизма, а религия против насилия. Религиозный экстремизм пропагандирует насилие, вооружённые конфликты и войны. В настоящее время религиозные экстремисты в большинстве случаев в своей деятельности объединяются с террористами.

Рискованное поведение – поведение, характеризующееся гипертрофированной активностью ребёнка, повышенной потребностью во взаимодействии с людьми без осознания степени ответственности за последствия своих действий.

Сексуальное насилие над детьми – любой контакт или взаимодействие между ребёнком и человеком старше его по возрасту, в котором ребёнок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.

Секта (Sekta - образ мыслей, учение, направление) обычно проявляется как оппозиционное течение существующему религиозному вероучению и выражает социальный, мировоззренческий, культовый протест с позиции исключительности и правильности только своих идейных принципов. Для сект характерны избранность, изоляция, жёсткое и строгое соблюдение предписаний, провозглашаемое равенство всех членов.

Суицид – самоубийство.

Социальная адаптация ребёнка – процесс активного приспособления ребёнка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к условиям социальной среды путём усвоения и восприятия ценностей, правил и норм поведения, принятых в обществе, а также процесс преодоления последствий психологической и (или) моральной травмы.

Терроризм – заранее спланированное, политически мотивированные насильственные действия, направленные для подчинения людей или достижения определённых целей: прекращения политической деятельности, нарушения общественной безопасности, устрашения населения, либо оказания воздействия на принятие решений органами государственной власти, местного самоуправления, администрацией предприятий, учреждений, экипажами транспортных средств, создающие в обществе атмосферу страха, ужаса, паники и растерянности. Международный терроризм охватывает территории и граждан более чем одной страны.

Этнопедагогика – педагогика, основанная на национальных ценностях и традициях, являясь составной частью педагогики, она вычленяет «этнический специфический аспект, характерный для всех специфических групп, форм этноса».

                                                                                                               

     Приложение  1

Правовой статус несовершеннолетних с рождения до совершеннолетия

Возраст ребенка

Права, обязанности, ответственность

С рождения

  1. Право на жизнь (ст. 6 Конвенции ООН о правах ребенка, ч.1 ст. 20 Конституции РФ).
  2. Право на имя (ст. 7 Конвенции ООН о правах ребенка, ст. 58 Конституции РФ).
  3. Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ст. 27 Конвенции ООН о правах ребенка).
  4. Право на защиту своих прав и законных интересов родителями, органами опеки и попечительства, прокурором и судом.
  5. Право на самостоятельное обращение в орган опеки попечительства за защитой своих прав.
  6. Право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного заседания (ст.3 Конвенции ООН о правах ребенка, ст. 56, 57 СК РФ).
  7. Право жить и воспитываться в семье. Право на имущественные права (ст. 9, 12 Конвенции ООН о правах ребенка,  ст. 54, 57, 60 СК РФ).
  8. Право на гражданство (ст. 7 Конвенции ООН о правах ребенка).
  9. Право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья (ст. 24 Конвенции ООН о правах ребенка).
  10. Право на отдых и досуг.
  11. Право на всестороннее участие в культурной и творческой жизни (ст. 31 Конвенции ООН о правах ребенка).
  12. Право на защиту от экономической эксплуатации (ст. 32 Конвенции ООН о правах ребенка).
  13. Право на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ и использования противозаконном производстве таких веществ и торговле ими (ст. 33 Конвенции ООН о правах ребенка).
  14. Право на защиту от сексуальной эксплуатации (ст. 34 Конвенции ООН о правах ребенка).
  15. Право на защиту от похищения, торговли или контрабанды (ст. 35 Конвенции ООН о правах ребенка).

С 6 лет

  1. Право на образование (обязанность получить основное общее образование – ст. 43 Конституции РФ).
  2. Право совершения мелких бытовых сделок (ст. 28 ГК РФ).

С 8 лет

  1. Право быть членом и участником детского общественного объединения (ст. 19 Закона «Об общественных объединениях).

Ответственность в виде помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа (Закон РФ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних).

С 10 лет

  1. Право давать согласие на изменение своего имение и фамилии, на восстановление родителя в родительских правах, на усыновление или передачу в приемную семью (ст. 134 СК РФ)

С 11 лет

  1. Ответственность в виде помещения в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков (спецшкола, специнтернат и тому подобное) с девиантным (общественно опасным) поведением (ст. 50 Закона РФ «Об образовании»)

С 14 лет

  1. Право давать согласие на изменение своего гражданства (ст. 9 Закона «О гражданстве РФ»).
  2. Право отмены усыновления (ст. 142 СК РФ).
  3. Право требовать установления отцовства в отношении своего ребенка в судебном порядке (ст. 62 СК РФ).
  4. Право без согласия родителей распоряжаться заработком (стипендией) и иными доходами.
  5. Право без согласия родителей осуществлять права автора результата своей интеллектуальной деятельности.
  6. Право самостоятельно совершать некоторые сделки, а также нести ответственность по заключенным сделкам (ст. 26 ГК РФ).
  7. Самостоятельная гражданская ответственность за причиненный вред (ст. 1074 ГК РФ).
  8. Право самостоятельно обращаться в суд для защиты своих интересов (ст. 56 СК РФ).
  9. Право быть принятым на работу в свободное от учебы время для выполнения легкого труда (ст. 63 ТК РФ).
  10. Право работать не более 24 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ).
  11. Право на поощрение за труд (ст. 191 ТК РФ).
  12. Право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день в удобное для ребенка время (ст. 267 ТК РФ).
  13. Право на объединение в профсоюзы.
  14. Обязанность работать добросовестно, соблюдать трудовую дисциплину (ст. 21 ТК РФ).
  15. Дисциплинарная ответственность за нарушение трудовой дисциплины (ст. 192 ТК РФ).
  16. Материальная ответственность работника (ст. 242 ТК РФ).
  17. Обязанность иметь паспорт (Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о паспорте гражданина РФ»).
  18. Уголовная ответственность за преступления, предусмотренные ст. 20 УК РФ.

С 15 лет

  1. Право соглашаться или не соглашаться на медицинское вмешательство (ст. 24 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан).
  2. Право быть принятым на работу в случаях получения основного общего образования либо оставления его в соответствии с законодательством (ст. 63 ТК РФ).

С 16 лет

  1. Право вступить в брак при наличии уважительной причины с разрешения органа местного самоуправления (ст. 13 СК РФ).
  2. Право самостоятельно осуществлять родительские права (ст. 62 СК РФ).
  3. Право работать не более 36 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ).
  4. Обязанность юношей пройти подготовку по основам военной службы (ст. 13 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе»).
  5. Административная ответственность (ст. 2 КоАП РФ)

С 17 лет

  1. Обязанность юношей встать на воинский учет /пройти комиссию в военкомате и получить приписное свидетельство/ (ст. 9 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе).

С 18 лет

  1. Право на вступление в брак (ст. 13 СК РФ).
  2. Право избирать и голосовать на референдуме, участвовать в иных избирательных действиях (Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»).
  3. Право на управление легковым автомобилем (ст. 25 Правил дорожного движения РФ).
  4. Право быть учредителями, членами и участниками общественных объединений (ст. 19 Закона «Об общественных объединениях»).
  5. Воинская обязанность для юношей (ст. 59 Конституции РФ, ст. 22 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе»).
  6. Полная материальная ответственность работника (ст. 242 ТК РФ).
  7. Полная уголовная ответственность (ст. 20, 87 УК РФ)

РФ – Российская Федерация                ТК – Трудовой кодекс

ГК – Гражданский кодекс                СК – Семейный кодекс

УК – Уголовный кодекс

КоАП – кодекс административных правонарушений

Приложение 2

Календарь гражданско-правового воспитания

1 сентября – Всемирный день мира

1 октября – День пожилых людей

14 октября – День Белгородского флага

4 ноября – День народного единства

16 ноября – Международный день толерантности

20 ноября – Всемирный день ребёнка

21 ноября – Международный день отказа от курения

1 декабря – Международный день борьбы со СПИДом

12 декабря – День Конституции Российской Федерации

27 декабря – День спасателя

30 марта – День защиты Земли

15 мая – Международный день семьи

1 июня – Международный день защиты детей

12 июня – День России

26 июня – Международный день борьбы с наркотиками

27 июня – День молодёжи России

22 августа – День государственного флага РФ



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Профессионально-педагогическая культура педагога как основа формирования системы здоровьесозидающего пространства школы".

В статье раскрывается сущность здоровьесбережения и создания здоровьесберегающего пространства, рассматриваются вопросы использования современных здоровьесберегающих технологий для улучшения физическо...

Профессионально-педагогическая культура педагога как основа формирования системы здоровьесозидающего пространства школы.

Данная статья раскрывает сущность здоровьесберегающих технологий без которых немыслим педагогический процесс....

Персональный сайт педагога как способ взаимодействия в системе «учитель – родитель – учащийся»

В апреле 2019 года подведены итоги VI открытого дистанционного конкурса педагогического творчества и инновационных подходов в обучении с учетом требований к метапредметным результатам освоения ООП ФГО...

Анкеты для педагогов, родителей и обучающихся средней и старшей школы "Портрет учителя будущего"

Анкеты для педагогов, родителей и обучающихся средней и старшей школы "Портрет учителя будущего" составлены на основе адаптации методик Е.И. Рогова «Профессиональные важные и личностны...

Статья на тему: «ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ»

Современное образование находится в процессе динамичных изменений, вызываемых радикальными политическими и социально-экономическими реформами. Одной из тенденций в его развитии является переход ...

Электронные образовательные ресурсы для педагогов, родителей и обучающихся

Образовательные электронные ресурсы для школьников, родителей и учителей Школьные порталыwww.tulaschool.ru — информация для учеников, учителей и родителей о конкурсах и сорев...

"Система работы педагога-психолога с обучающимися с ОВЗ"

Материал для семинара-практикума: "Организация инклюзивного образования с применением современных информационных технологий и оборудования"...