Русский классицизм, 9 класс
материал по литературе (9 класс)

Томан Ксения Дмитриевна

Классицизм  - одно из самых распространнных направлений не только в литературе, но и в различных видах искусства. Данный коспект урока поможет учителю грамотно донести до учащихся, и правильно понять данное направление конкретно в литературе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_klassitsizm_9_klass.docx82.18 КБ
Файл russkiy_klassitsizm_9_klass.pptx2.14 МБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 9 классе по теме

Основные тенденции развития. Русский классицизм.  

 (программа Г.С. Меркина)

Цели урока

           I. Обучающие:

                   1)        Знания: сформулировать знания  об исторической эпохе 18 века, краткий обзор всех сфер общественной жизни (культурная, экономическая, политическая), познакомить учащихся с литературным течением “классицизм”, отметить его основные черты и характерные особенности, сформулировать  понятие о принципах «трёх единств»;

                   2)        Навыки: совершенствовать навыки выразительного чтения, продолжать формировать навыки конспектирования материала;

                  3)        Развитие речи: развивать навыки устной речи, развивать навыки говорения (диалог), слушание (глобальное).

II.        Развивающие: развивать умение усвоения  учащимися комплекса теоретических  понятий по данной теме;

                  1)Регулятивные УУД: умение самостоятельно ставить цель, планировать свою деятельность, развивать умение обобщать информацию, делать выводы, и рефлексировать;

                 2)Познавательные УУД: умение самостоятельно выделить и сформулировать познавательную цель, поиск и выделение необходимой информации;

                 3)Коммуникативные УУД: умение взаимодействовать со сверстниками в группе, разрешать конфликты.

III. Воспитательные:  расширить кругозор учащихся,  воспитывать  эстетический вкус учащихся, воспитывать любовь к истории.  

Тип урока:  урок формирования знаний, умений и навыков

Методы: слово учителя, беседа, конспектирование материала

Оборудование (наглядность): презентация, записи на доске, репродукции представителей классицизма, схема низких и высоких жанров классицизма.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

  1. Организационный  момент

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть.

Здравствуйте

  1. Подготовка к восприятию

а) обзор культурно - политической ситуации России 18 века (презентация)

б) словарная работа

в) слово учителя о классицизме: период, черты и т.д.

Мы с вами затронули раздел древнерусской литературы.

Как вы думаете, к какому разделу литературы мы перейдём сегодня?

Совершенно верно. Сегодня мы переходим к изучению нового раздела в литературе – литература XVIII века.

Запишите число, классная работа. Тему урока пока не записывайте.

Литература 18 века (как и литература любого другого периода) неразрывно связана с эпохой, с культурной и общественно – политической жизнью страны.

Укрепляется независимость России, возрастает ее военная мощь, усиливается ее влияние на европейской арене. Благодаря всем преобразованиям укрепляется также самодержавная власть. 18 век – век просвещенного абсолютизма с его идеями гражданственности, патриотизма, единства нации.

Из курса истории все ли понимают, что такое абсолютизм?

Да. На слайде вы видите точное определение, что такое абсолютизм.

Слайд 1

Абсолютизм – форма правления, при которой власть неограниченно принадлежит одному лицу – монарху.

Слайд 2

XVIII век – век просвещенного абсолютизма

Запишите себе, пожалуйста, что 18 век – век просвещенного абсолютизма.  

Но обязательно оставьте место для темы урока.

Открывается Московский университет, создаются общеобразовательные и профессиональные училища, вводится новый календарь, основывается первая русская газета, учреждается Академия наук, Академия художеств, первый постоянный русский театр.

Для продвижения страны вперед, искоренения патриархальных устоев, суеверий, необходимо было обратить внимание на развитие следующих областей:          

                         - образование

                        -  наука

                        -  культура

                        -  печать

Особое, исключительное значение в этой связи приобретает литература.

Как вы думаете, почему?

Правильно.

Литература 18 века приносит с собой образ человека, который ощущает себя гражданином и патриотом, который ради блага общества, государства готов пожертвовать личным благополучием, готов подчинить свои чувства общественному долгу.

Литература же 18 века в своём развитии проходит 4 периода:

Слайд 3

1 период (1700-1730гг.) – Литература Петровского времени (литература начинает отходить от религии, появляется светская литература).

2 период (1730-1750гг.) – Начало формирования классицизма.

3 период (1760-1770гг.) – Развитие классицизма, расцвет сатиры.

4 период (1775-1800гг.) – начало кризиса классицизма, зарождение революционных идей в литературе.

Наверняка вы заметили, что  в периодизации встретилось для вас новое понятие.

Какое?

Совершенно верно.

Классицизм  - господствующее направление в литературе 18 века.

Вы уже сталкивались с этим понятием?

Сегодня мы с вами поговорим о том, что же такое классицизм, его основные черты  и жанры, которые господствуют в этом направлении.

Теперь давайте запишем тему урока, она представлена на слайде.

Слайд 3

Основные тенденции развития.

Русский классицизм.

Что же такое классицизм?

Кто сможет дать хотя бы примерное определение?

Почти.

Запишите себе определение классицизма.

Слайд 4

Классицизм - литературное направление начала XVIII века, в основе которого – признание античного искусства высшим образцом, идеалом.

Итак, запишите, пожалуйста, период классицизма.

Как литературное направление классицизм начал складываться в эпоху Возрождения в Италии, однако как целостная художественная система сформировался во Франции в XVII в. и получил распространение в Европе. В России отправным толчком для развития классицизма явился период правления Петра I.

Слайд 5

Конец XVII – XIX вв. Зародился в Италии, но наибольшее развитие получил во Франции. В России отправным толчком для развития классицизма явился период правления Петра I.

Благодаря нововведениям Петра, преобразованиям в таких областях как просвещение, искусство новшества коснулись и литературы.

Теперь перейдём к представителям классицизма.

Слайд 6

Представители

Никола Буало́-Депрео́ -  французский поэт, критик и теоретик классицизма.

Основоположниками русского классицизма являются: Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков. Они родились в Петровскую эпоху, с детства дышали её воздухом, своим творчеством стремились защитить и утвердить Петровские реформы.

Перейдём к основным чертам классицизма

Слайд 14

Черты классицизма

  1. культ разума; в основе – философия рационализма;
  2. жёсткая иерархия жанров: высокие и низкие;
  3. использование высокой и низкой лексики в соответствии с жанром;
  4. деление героев на положительных и отрицательных:
  5. основной конфликт – выбор между чувством и разумом, волей и долгом;
  6. утверждение в произведениях положительных ценностей и государственного идеала
  7. соблюдения правила «трёх единств»: места, времени и  действия (для драматических произведений).

Запишите их к себе в тетрадь.  

И давайте подробнее посмотрим правило трёх единств.

Слайд 15

Переходим к жанрам, они делятся на высокие и низкие. Т.е. в высоких жанрах не изображались смешные или бытовые ситуации, герои, а в низких – трагические и возвышенные.

Запишите к себе в тетрадь жанры. Вы видите их на слайде.

Мы затронули с вами основные моменты , которые касаются классицизма. Теперь давайте запишем небольшой вывод по нашему уроку.

Слайд 17

Русский классицизм  зародился во 2-й четверти 18 века в творчестве зачинателей новой русской литературы А.Д. Кантемира, В.К. Тредиаковского, М.В. Ломоносова.

 В эпоху классицизма русская литература освоила сложившиеся на Западе жанровые и стилевые формы.

Познавательные

УУД

(Поиск и структурирование необходимой информации при помощи различных средств)

Регулятивные УУД

(способность предположить результат и его характеристики)

Регулятивные УУД

(способность предположить результат и его характеристики)

Коммуникативные УУД

(Способность полно и точно выражать свои мысли)

Коммуникативные УУД

(Способность полно и точно выражать свои мысли)

Познавательные

УУД

(Поиск и структурирование необходимой информации при помощи различных средств)

Регулятивные УУД

(установление последовательности действий в соответствии с установленной целью и учётом предполагаемого результата)

Регулятивные УУД

(способность предположить результат и его характеристики)

III. Восприятие

(выразительное чтение учеников стихотворения «Я знак бессмертия себе воздвигнул»)

IV. Выявление

впечатлений

Давайте прочитаем стихотворение одного из представителей классицизма  Михаила Васильевича Ломоносова, оно лежит у вас на партах.

Какое стихотворение вам напомнило этот стих Ломоносова?

Вам понравилось стихотворение?

Чем автор хочет донести до нас?

 

Коммуникативные УУД

(Способность полно и точно выражать свои мысли)

V. Синтез ( беседа)

Что сегодня нового вы узнали на нашем уроке?

Что для вас было полезным в нашем уроке?

Домашнего задания пока нет, так как  у нас ещё один урок литературы.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Абсолютизм – форма правления, при которой власть неограниченно принадлежит одному лицу - монарху

Слайд 2

XVIII век – век просвещенного абсолютизма.

Слайд 3

4 периода развития литературы 1 период (1700-1730гг.) – литература Петровского времени (литература начинает отходить от религии, появляется светская литература ). 2 период (1730-1750гг.) – начало формирования классицизма. 3 период (1760-1770гг.) – развитие классицизма, расцвет сатиры. 4 период (1775-1800гг.) – начало кризиса классицизма, зарождение революционных идей в литературе.

Слайд 4

Основные тенденции развития. Русский классицизм.

Слайд 5

Классицизм - литературное направление начала XVIII века, в основе которого – признание античного искусства высшим образцом, идеалом.

Слайд 6

Период Конец XVII – XIX вв. Зародился в Италии, но наибольшее развитие получил во Франции. В России толчком для развития классицизма явился период правления Петра I.

Слайд 7

Представители Никола Буало́-Депрео́ - французский поэт, критик и теоретик классицизма.

Слайд 8

В русской литературе Антиох Дмитриевич Кантемир

Слайд 9

Василий Кириллович Т редиаковский

Слайд 10

Александр Петрович Сумароков

Слайд 11

Михаил Васильевич Ломоносов

Слайд 12

Гавриил Романович Державин

Слайд 13

Денис Иванович Фонвизин

Слайд 14

Черты классицизма культ разума; в основе – философия рационализма; жёсткая иерархия жанров: высокие и низкие; и спользование высокой и низкой лексики в соответствии с жанром; деление героев на положительных и отрицательных: о сновной конфликт – выбор между чувством и разумом, волей и долгом; у тверждение в произведениях положительных ценностей и государственного идеала; с облюдения правила «трёх единств»: места, времени и действия ( для драматических произведений).

Слайд 16

Стили и жанры в литературе классицизма Высокие Низкие О да К омедия Эпическая поэма Б асня Трагедия Сатира

Слайд 17

Русский классицизм зародился во 2-й четверти 18 века в творчестве зачинателей новой русской литературы А.Д. Кантемира, В.К. Тредиаковского, М.В. Ломоносова. В эпоху классицизма русская литература освоила сложившиеся на Западе жанровые и стилевые формы .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы в 9 классе "Литература 18 века. Классицизм. Русский классицизм."

Одна из первых обучающих лекций по литературе в 9 классе. Рассказ учителя сопровождается слайдами с текстом, чтобы ученики могли без суеты записать основное. Лекция рассчитана на 30-40 минут, зависит ...

Особенности русского классицизма

Урок-презентация по теме: "Особенности русского классицизма"...

Внеклассное мероприятие по русскому языку. Игра "Занимательный русский". 5 класс

Цели игры:•             обучающая: углубить и расширить кругозор знаний учащихся о языке;•...

Родная литература (русская) 6 класс рабочая программа и КТП. Родной язык (русский) 6 класс рабочая программа и КТП

Родная литература (русская)  6 класс рабочая программа и КТП.  Родной язык (русский) 6 класс  рабочая программа и КТП...