Презентации.
презентация к уроку по литературе (6, 7 класс)

Ельчанинова Светлана Николаевна

Зачастую информации учебника недостаточно для полного представления о жизни и творчестве писателя или поэта, поэтому на своих уроках использую презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon uznik.ppt435 КБ
Файл fotografiya.pptx2.55 МБ
Office presentation icon basni_krylova.ppt666 КБ
Файл drevnyaya_gretsiya_6_klass.pptx859.17 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А.С.Пушкин «Узник» Презентация учителя русского языка и литературы КОУ ВО «Горожанский казачий кадетский корпус» Ельчаниновой Светланы Николаевны

Слайд 2

Литература — это когда читатель столь же талантлив, как и писатель Михаил Светлов

Слайд 3

Задачи урока Кто он, ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ стихотворения? Определим место героев в тексте. Дадим условное название каждой СТРОФЕ. Задумаемся над стилистическим и экспрессивным оттенком слова ТЕМНИЦА. Увидим ПОЭТИЧЕСКИЕ ТРОПЫ (ЭПИТЕТЫ, МЕТАФОРЫ) . Осмыслим, как они окрашивают текст? Проследим за динамикой в стихотворении. Задумаемся над ДЕТАЛЯМИ текста. Поговорим об орле. Проследим АНТИТЕЗУ в стихотворении. О чем нам скажут СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ : ПОВТОР и АНАФОРА? Осмыслим ОБРАЗЫ-СИМВОЛЫ . ПОЭТИЧЕСКИЙ СИНТАКСИС. С какой целью во ВНУТРЕННЕМ МОНОЛОГЕ орла автор использовал три восклицательных знакам и два многоточия в завершающей строке? Если бы я был художником….

Слайд 4

Работа с названием стихотворения Стихотворение А. С.Пушкина называется «Узник». Ваше мнение : о чём это произведение?

Слайд 5

Синтаксический эксперимент УЗНИК Сижу за решеткой в темнице сырой Вскормлённый в неволе орёл молодой Мой грустный товарищ махая крылом Кровавую пищу клюёт под окном Расставьте знаки препинания!

Слайд 6

В помощь «заплутавшимся» - Почему после первой строчки точка, а не запятая? -Во время чтения после первого четверостишья должна быть длинная пауза, потому что… - Кто говорит «Сижу…»? - Кто это «мой грустный товарищ» - Сколько персонажей?

Слайд 7

Перескажите сюжет. В чем сложность? УЗНИК Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормлённый в неволе орёл молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюёт под окном, Клюёт, и бросает, и смотрит в окно, Как будто со мною задумал одно; Зовёт меня взглядом и криком своим И вымолвить хочет: «Давай улетим! Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер… да я!»

Слайд 8

От чьего лица идет повествование? УЗНИК Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормлённый в неволе орёл молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюёт под окном, Клюёт, и бросает, и смотрит в окно, Как будто со мною задумал одно; Зовёт меня взглядом и криком своим И вымолвить хочет: «Давай улетим! Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер… да я!»

Слайд 9

Создание схемы месторасположения героев Нарисуйте схему размещения героев стихотворения. Где они находятся? Докажите текстом. Они за решеткой. Оба. Всё время. Гуляют лишь в мечтах.

Слайд 10

Озаглавьте строфы! Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормлённый в неволе орёл молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюёт под окном, Клюёт, и бросает, и смотрит в окно, Как будто со мною задумал одно; Зовёт меня взглядом и криком своим И вымолвить хочет: «Давай улетим! Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер… да я!»

Слайд 11

Какими приемами создается грустное настроение в I строфе? Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормлённый в неволе орёл молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюёт под окном… Почему Пушкин слову ТЮРЬМА предпочел ТЕМНИЦА? Почему уточнено, что ОРЕЛ МОЛОДОЙ ? Есть ли движение? Выделите глаголы. Задумайтесь над их смыслом. Прокомментируйте деталь. Почему : МАХАЯ КРЫЛОМ (а не КРЫЛЬЯМИ)?

Слайд 12

Словарная работа Узник - человек, который находится в заключении. Темница – (?)помещение, в котором находится заключённый, человек, лишённый свободы. Неволя - 1.отсутствие свободы, плен, рабство. 2.принуждение. Орёл - 1.крупная сильная хищная птица семейства ястребиных с изогнутым клювом, живущая в гористых или степных местностях. 2.переносное: о гордом, смелом, сильном человеке.

Слайд 13

Что изменилось во второй строфе по сравнению с первой? - Почему орёл «бросает» пищу? Отвращение? Уныние? Или протест? -Есть ли движение? Выделите глаголы. Дайте комментарий к ним. Побудительная энергия! -Кому принадлежит внутренний монолог (прямая речь)? Единомышленникам! -Обратите внимание на первое слово III- ей строфы.

Слайд 14

Гимн свободе Строфа- антитеза Почему соседствуют три (!) восклицательных знака? Докажите, что эта строфа – антитеза первой. - Цветовая гамма? Почему её создают не прилагательные, а глаголы? - Что значит фраза «Пора, брат, пора»? Зачем повтор? - Объясните АНАФОРУ «ТУДА…» - «Горы», «морские края», «ветер» - символы какого понятия? - Почему глагол «гуляем» в форме настоящего времени? Кто гуляет? Но ведь оба героя – узники? - Зачем дважды использовано многоточие?

Слайд 15

Сделаем выводы Это произведение о свободе или о неволе? Здесь единоборство невольнического и свободолюбивого начал

Слайд 16

Домашнее задание 1.Развернутый ответ (5-10 предложений) на вопрос «В чём смысл названия стихотворения Пушкина «Узник»? 2. Выучить и выразительно читать стихотворение «Зимнее утро»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет»

Слайд 2

Виктор Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка (Красноярский край) в семье Лидии Ильиничны Потылициной и Петра Павловича Астафьева Овсянка –родное село писателя

Слайд 3

Дом В.П.Астафьева Семья Астафьевых. Бабушка Екатерина Петровна Потылицына со своими детьми: Иваном, Дмитрием, Марией Виктор был третьим ребёнком в семье, однако две его старшие сестры умерли в младенчестве

Слайд 4

После смерти матери Виктор жил у её родителей — Екатерины Петровны и Ильи Евграфовича Потылициных. О детстве, проведённом с бабушкой Катериной Петровной, Виктор Астафьев рассказал в первой части автобиографии «Последний поклон».

Слайд 5

«Фотография, на которой меня нет» Из текста мы узнаем, что действие происходит глухой зимой примерно 1932-1936 года в Сибири, в деревне Овсянка

Слайд 6

«Фотография, на которой меня нет» Почему в деревне все жители были так озабочены вопросом - где поселить фотографа на ночь? «Всем хотелось угодить фотографу, чтобы он оценил заботу о нем и снимал бы ребят как полагается, хорошо снимал» От чьего лица ведется повествование? Автор, рассказчик и герой полностью сливаются. Какой оказалась «расплата за отчаянный разгул»? Почему Санька не пошел фотографироваться вместе со всеми? Как вы оцениваете его поступок?

Слайд 7

Как определяет герой рассказа характер хозяйки по окнам их дома? «Деревенское окно, заделанное на зиму, -своего рода произведение искусства…»

Слайд 8

Как проявляется в герое рассказа любовь к природе? “ Я всегда караулил то мгновение, тот миг совершающегося таинства – расцветания, и ни разу скараулить не смог …”

Слайд 9

Бабушка Катерина Петровна Как бабушка относится к внуку? Какие народные средства применяет бабушка для лечения? С какой целью автор в точности воспроизводит речь бабушки, не заменяя ее правильной литературной речью ? Приведите примеры. « Виноватый перед бабушкой, я пытаюсь воскресить ее в памяти, .. поведать о бабушке людям… Да нет у меня таких слов, которые могли бы передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею. Я знаю, бабушка простила бы меня… Но нет ее, и никогда не будет. И некому прощать… »

Слайд 10

Учитель Каким предстает в описании учитель? Почему рассказчик не забыл ли лица, ни человека «до сих пор»?Почему в рассказе так много внимания уделяется учителю? Что сделал учитель для жителей деревни? Как относились к учителям в деревне? Какие чувства испытывает герой рассказа, рассматривая принесенную учителем фотографию, на которой его не было? Каким предстает перед читателем лирический герой Астафьева?

Слайд 11

«Фотография, на которой меня нет» “Школьная фотография жива до сих пор… В гуще ребят, в самой середке – учитель и учительница. Он в шапке и в пальто, она в полушалке…”

Слайд 12

«Фотография, на которой меня нет» “…бедновато одеты ребятишки. Зато как твердо держат они материю, прибитую к двум палкам. На материи написано каракулисто: «Овсянская нач.школа 1-й ступени»…”

Слайд 13

Как вы поняли смысл финальной части рассказа Астафьева? «Смотрю, иногда улыбнусь, вспоминая, а смеяться и тем паче насмехаться над деревенскими фотографиями не могу, как бы они порой нелепы ни были. Пусть напыщенный солдат или унтер снят у кокетливой тумбочки, в ремнях, в начищенных сапогах – всего больше и красуется их на стенах русских изб, потому как в солдатах только и можно было раньше «сняться» на карточку; пусть мои тетки и дядьки красуются в фанерном автомобиле, ... пусть казак ... изображает казака с кинжалом, пусть ... люди таращатся с фотографий». Какими стали эти детишки, выросшие в бедную, голодную довоенную пору? Автор называет их гордо – сибиряками. И он, писатель, среди них, хотя его нет на фотографии. Как вы думаете, какие черты характера включил бы писатель в понятие “ сибиряки ” ? Кто стал его нравственным ориентиром?

Слайд 14

«Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история». 12 Игарская школа. В центре с книгой В.Астафьев

Слайд 15

Домашнее задание По выбору: 1.Составить словарь диалектных слов (северных говоров) из рассказа. 2.Записать интервью на тему: “Есть ли у вас нравственные ориентиры?” “Каким ты хотел бы видеть настоящего учителя?” 3.Нарисовать “бабушкино окно.” 4.Прочитать понравившиеся рассказы повести “Последний поклон ” 5. Составить родословную своей семьи.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Терминологический срез. Басня+признаки басни Мораль Аллегория Олицетворение Ирония Сатира Эзопов язык

Слайд 2

Басни И.А. Крылова «Листы и Корни», «Ларчик». Обличение человеческих пороков. Урок литературы 6 класс

Слайд 4

Какова основная цель басни? Посмеяться над забавными героями, указать на пороки людей, напомнить читателям старые истины.

Слайд 5

В баснях обличались общественные и человеческие пороки.

Слайд 6

Анализ басни - Какой характер у листьев ? (самодовольные, капризные, заносчивые) - Кого Крылов имел ввиду, изображая листья ? (высшее общество, власть, начальство) - А какие корни ? (трудолюбивые, терпеливые) - Кого он здесь подразумевал ? Для того чтобы лучше понять мораль я подскажу вам. Басня была написана в 1811 году (Крылов говорит о равном участии власти и народа в общественной жизни. Это было очень важно перед началом Отечественной войны 1812 года) - Что высмеивает Крылов ? (человеческие качества - самодовольство, эгоизм и социальное неравенство) - Кто противопоставляется в этой басне ? (листы и корни, власть и народ) Противопоставление называется антитеза.

Слайд 7

Что изображает данная иллюстрация? Рисунок К.Трутовского иллюстрирует басню «Лисы и Корни», хотя ни листов, ни корней там нет. Художник отказывается от аллегории и изображает две группы людей: верхушку общества и его корни – крестьян. В басне эзоповым языком говорится о проблемах государства и общества.

Слайд 9

Анализ басни - О чем эта басня? (критика мнимого мастера, хвастуна) - Почему нам смешно? (Механик старается, а ничего у него не получается)

Слайд 10

Анализ басни Крылов смеётся над «механики мудрецом»: дело заключается не только в том, что задача проста, а герой напрасно искал каких-то сложностей, но и в том, что у Ларчика нужно было поднять крышку. Таким образом, последняя фраза «А Ларчик просто открывался» имеет два значения. Первое состоит в том, что секрет Ларчика прост. В этом случае ударение должно стоять на слове «просто». Из второго следует, что Ларчик не был заперт. И тогда ударение в заключительных словах должно быть поставлено на слове «открывался». Весело смеясь, Крылов играет этими значениями, придавая басне многозначный, широкий и глубокий смысл.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игра «Древняя Греция» ШКОЛА

Слайд 2

1. Создайте текст по картинке

Слайд 3

2. Две стороны одной «медали» амфора

Слайд 4

2. Две стороны одной «медали» Хитон

Слайд 5

2. Две стороны одной «медали» Агора

Слайд 6

3. Интервью с древнегреческим героем ГЕРАКЛ

Слайд 7

3. Интервью с древнегреческим героем ПИФАГОР

Слайд 8

3. Интервью с древнегреческим героем АРИСТОТЕЛЬ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: "Мультимедийные интерактивные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. "

Данный урок рассматривается первым по счету в разделе «Компьютерные презентации». На данном уроке  учащиеся знакомятся с программой POWERPOINT, учатся изменять дизайн и макет слайдов....

Презентация "Использование мультимедийных презентаций как универсального средства познания"

В презентации "Использование мультимедийных презентаций как универсального средства познания" даются советы по оформлению и наполнению презентаций....

Разработка урока и презентации "The Sightseeng Tours" London and Saint-Petersburg c презентацией

Цели: развитие речевого умения (монологическое высказывание); совершенствование грамматических навыков чтения и говорения (прошедшее неопределенное время, определенный артикль) Задачи: учи...

Презентация "Рекомендации по созданию мультимедийных презентаций"

§Предложить рекомендации по подготовке презентаций; §научить профессиональному оформлению слайдов. ...

Презентация к уроку "Обобщение по теме презентации"

Урок – деловая игра «Работа  с пакетом презентаций Power Point». В ходе урока организовано повторение материала "электронные таблицы" с использованием КИМов, повторение технологи...

Презентация "Лица Победы". Данную презентацию можно использовать на уроках литературы в день памяти о тех, кто сражался и погиб в годы Великой Отечественной войны.

Данная презентация посвящена событиям Великой Отечественной войны и может быть использована в средних и старших классах  как на уроках литературы, так и на внеклассных мероприятиях  для пров...

Проектная деятельность на уроках литературы. 7 класс. Стихи Н.А.Некрасова .Презентация. презентация

Презентация к уроку"Проектная деятельность на уроках литературы.Стихи Н.А.Некрасова.7класс"...