Методическая разработка уроков по повести В.Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана»
методическая разработка по литературе (10, 11 класс)

Ворошилова Светлана Сергеевна

Цели урока:

· научить выявлять заложенные автором в произведении проблемы, размышлять над ними;

· научить анализировать произведение, выявляя его непреходящий общечеловеческий и конкретно-исторический смысл, актуальность для данной эпохи;

· научить понимать идейный смысл произведения и способы его воплощения, художественную структуру произведения и художественные средства, используемые автором.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_urokov_po_povesti_rasputina.doc131.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка уроков

по повести В.Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана».

Урок 1

Тема урока:

«…Вся жизнь перешла в шумный и липкий базар…»

Критический период наступил. Бросились врассыпную кто куда.

…Расталкивая друг друга, бросились занимать места, в спешке и брани расхватали, что получше, а на всех не хватило…

Цели урока:

  • научить выявлять заложенные автором в произведении проблемы, размышлять над ними;
  • научить анализировать произведение, выявляя его непреходящий общечеловеческий и конкретно-исторический смысл, актуальность для данной эпохи;
  • научить понимать идейный смысл произведения и способы его воплощения, художественную структуру произведения и художественные средства, используемые автором;
  • способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, формированию навыков самостоятельной учебной деятельности и самореализации личности;
  • способствовать воспитанию духовно богатой и высоконравственной личности, подлинного гражданина и патриота России, любящего свою большую и малую родину, свой народ, язык и культуру.

Ход урока.

I. Предкоммуникативная фаза.

Учитель: Бывают такие моменты в истории общества, а значит, и искусства, когда на первый план выступает главное ощущение: так жить больше нельзя! Тогда, в один из таких моментов, Лев Толстой пишет свою всемирно известную статью «Не могу молчать».

Повесть В.Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» продиктована этим ощущением – главным, яростным, безоглядным.

- О чём же эта повесть и какова её проблематика?

Ученик:   В центре повести В.Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» - судьба рядовой современной семьи, выброшенной на обочину рыночной жизни. Мать семейства, защищая честь и безопасность своих детей, вершит над преступником собственный суд справедливости.

Учитель: Видя несовершенство современного общества, царившие в нём жестокие и несправедливые законы, В.Распутин задаётся вопросами кто виноват? и что делать?

Писатель со страниц своего произведения вопрошает: до каких пор мы все вместе и каждый в отдельности будем терпеть «нашествие» чужестранцев, которые в нашей стране чувствуют себя хозяевами, до каких пор мы будем терпеть распоясавшееся хулиганство, безнаказанность преступлений, пьянство, нищету. «Люди, - говорит писатель, - теперь живут не ожиданием спасения, а ожиданием катастрофы».

Распутин делает заявку на публичность, на возможность прямого рассуждения о нашей жизни. Тревога – вот лейтмотив  произведения В.Распутина. Тревогой за Россию, за будущее своего народа проникнута повесть. Тревога за духовное здоровье нации, за родную литературу, историю и русский язык, которые «принялись сталкивать на обочину, превращая их в «третьесортные предметы»… Болью за Человека, уставшего от борьбы зав своё существование, утратившего веру в справедливость, растерявшего духовные ценности, пронизана повесть Распутина, который пытается выкричать тревогу и боль, видя, как рушатся духовные основания, нравственные опоры Человека, как торжествует вседозволенность.

Выяснив, какие  проблемы волновали автора повести, попытаемся ответить на вопрос:

- Какое место в творческой биографии занимает новая повесть? Как она связана с предыдущими произведениями В.Распутина?

На первый взгляд кажется, что новая повесть Распутина принципиально отличается от его произведений, написанных ранее. Но так ли это?

Ученик: Во всех произведениях В.Распутина: «Последний урок», «Прощание с Матёрой, «Пожар», «Дочь Ивана, мать Ивана» - раскрывается тема нравственной причастности ко всему, что происходит на твоей земле, на родине, невозможность отступиться от гражданской  ответственности. Во всех этих произведениях дано художественной исследование процесса разрушения мира, а также художественное исследование тех духовных опор, которые способны этому разрушению противостоять.

Ученик: В новой повести выражена мысль, которая так или иначе встречается в каждом произведении В.Распутина. К такой мысли пришёл Иван Петрович Егоров, главный герой повести «Пожар» - «человек трудолюбивой души» (слова Ч.Айтматова), который духовно близок любимым героям В.Распутина – Тамаре Ивановне и её сыну Ивану. Подобные герои нередко встречаются в нынешней прозе, где на первый план выдвигаются самоуглубление и рефлексия.

Когда разрушается мир, важно для человека сохранить человеческое в своей душе. В этом ему помогут нравственные опоры, «подпорки», как говорит Иван Петрович Егоров:

  • «дом с семьёй»;
  • «работа», в которую ты вкладываешь всю душу;
  • «люди, с кем вместе правишь праздники и будни»;
  • и родная «земля, на которой стоит твой дом».

Иными словами, чтобы выжить в этом страшном мире и остаться человеком, нужно чувствовать тесную связь со своими корнями – домом, родиной. Раскрывая катастрофичность современного мира, В.Распутин исходит из того, что нравственные и духовные основы нации, её генетические корни изначально здоровы, а дурное привносится извне, от чуждых влияний. Главное – сохранить свою культуру, историю, язык, обычаи и традиции. А для того чтобы сохранить всё это, важны преемственность поколений и тесная связь с родными корнями – с родиной. В этом, на мой взгляд, и заключается главная идея повести.

II. Коммуникативная фаза.

- Каким в произведении В.Распутина предстаёт образ мира в эпоху рыночных отношений?

Ученик:  Ощущением распада и разлада пронизана повесть В.Распутина, ибо Мир здесь показан в состоянии хаоса.

В эпоху рыночных отношений идёт ожесточённая борьба за место под солнцем. В обществе, «где не водилось ни законов, ни обычаев, ни святынь», люди, «расталкивая друг друга, бросились занимать места».

В результате произошло «разделение на высших и низших», «богатых» и «бедных», которые настолько далеки друг от друга, настолько в разных обитают «мирах», что «у богатых даже солнце своё». «Россия, ободранная и кровоточащая, осталась только для бедных, а для богатых это совсем иная страна, ничего общего с прежней не имеющая…» «И никто не знает … удастся им [бедным и богатым] когда-нибудь притереться друг к другу и стать одним народом…»

- Что утратил человек, по мнению В.Распутина, порой борясь за своё существование в погоне за материальными ценностями?

Ученик:  Люди утратили чувство патриотизма, интерес к национальным обычаям и традициям. «… гонки на чужом были теперь во всём – на тряпках и коже, на чайниках и сковородках, на семенах морковки и картошки, в обучении ребятишек и переобучении профессоров, в устройстве любовных утех и публичных потех, в карманных приборах и самолётных двигателях, в уличной рекламе и государственных речах. Всё хлынуло разом как в пустоту, вытеснив своё в отвалы».

Русские утратили национальную гордость. Сегодня мало кто отважился бы сказать: «Читайте, завидуйте! Я – гражданин Советского Союза!»

Русские позволили заполонить рынки  кавказцам, китайцам, которые, видя беспечность и безразличие россиян, ведут себя как хозяева, как завоеватели: они грабят, торгуют наркотиками, насилуют, убивают.

Так, среди белого дня на рынке кавказец увёл 16-летнюю девушку, дочь главной героини, затем жестоко избил её и изнасиловал. (Анализ сцены) Тогда мать, не веря в правосудие, вступилась за честь дочери и убила насильника.

- Как могло случиться, что в России «чужаки» чувствуют себя хозяевами? Кто виноват в этом?

Ученик: Валентина Распутина прежде всего волнует духовное здоровье нации, особенно молодого поколения. Не случайно на страницах повести часто речь идёт о школе, которая перестала быть храмом науки, где всегда, во все времена воспитывалась любовь к родине, её истории и литературе, языку. «В школу ворвался Гаврош с сигаретой в зубах, в грязной заграничной куртке, с выписанными на груди и спине загадочными словами…». «…Набрались неведомо откуда экзотические преподаватели, едва говорящие по-русски, а родную литературу, историю, русский язык принялись сталкивать на обочину, превращая их в третьестепенные предметы и наполняя новой начинкой…» В школе «были одновременно и каторга, и карнавал с переодеванием, к прошлогодним новациям добавились свежие, каждый день по семь-восемь уроков, а на русский язык час в неделю, на отечественную историю тоже час, второй час отдали журналистике. Три программы на шее – общероссийская, местная и особо своя, школьная, с набором факультативов, всё решительней занимающих главное место. Превращалась школа в старую клячу, не способную тянуть телегу со всеми, кто в неё повскакивал».

Иван, сын главной героини, решил, что «в университет он не пойдёт, там сейчас не рассветная пора, раскрывающая глаза на мир, а барахолка, ярмарка тщеславия  и вкусов. В настоящий университет не попасть, их немного совсем и осталось, настоящих-то…»

Ученик:  Кинотеатры, прежде которые были храмами искусства и красоты, превратились в притоны наркоманов и проституток.

В.Распутин в повести подробно рассказывает о кинотеатре «Пионер». «Весь город знал, что «Пионер», не поменяв имени, превратился в притон наркоманов и проституток школьного возраста и на дискотеках разыгрывается здесь такое «кино», что только «туши свет» и больше ничего». «… Вываливаются из двери и вваливаются в неё… недоросли, но почти все расшатанные, скрюченные, с туманными глазами и резкими вскриками при встречах  друг с другом. В скверике по правую сторону кинотеатра они справляли малую нужду, курили и, как с седала, снимали с широкой бетонной лестницы, по которой прежде спускались из зала зрители, гроздьями висящих там девчонок и вихляющей походкой уводили их в чрево «Пионера». «В вестибюле его [Ивана] оглушила визгливая музыка, доносившаяся из зала, на подоконниках, на полу в обнимку с девчонками и бутылками корчились  дыму и мате то ли человекоподобные, то ли червеподобные…» «Крик, стон, плач, визг, свист, глухие удары и рявкающие команды, тяжёлое дыхание и звон стекла…»

Ученик:  Пьянство стало всенародным бедствием: сегодня «пьют беспробудно и даже без закуски», - пишет автор. Пьют даже дети. «У нас в школе, - рассказывает Иван, сын главной героини, - их «горнистами» зовут. Не перемене голову запрокинут, бутылку с пивом в зубы… совсем как горнисты на пионерской зорьке! На глазах учителей. И те молчат. Торопятся мимо проскочить, будто не видят».

«Пьянство и трусость, пьянство и трусость!» - возмущается главная героиня, считая их главными человеческими пороками, которые могут привести нацию к деградации.

Ученик:  Боясь грабителей и убийц, люди « в какой-то спешке ограждаются железными решётками и бронированными дверями, а богатые ещё и протягивают над бетонными заборами в два человеческих роста колючую проволоку, по углам возносят сторожевые башенки с вооружённой охраной». «Как много, до ужаса много этой зарешёченной жизни! Как много страха, безумия, безнадёжности!»

Как известно, «зарешёченная жизнь» рождает трусость и равнодушие, что в конечном итоге ведёт к рассвету преступности. (Так среди бела дня кавказцу удалось увести дочь главной героини).

А прокурор района, ведя допрос Светки, которую изнасиловал кавказец, обвиняет её в том, что она, находясь на трамвайной остановке, не позвала людей на помощь, на что мать возмущённо говорит: «Вы что думаете, что если бы она, наша дочь, на трамвайной остановке бросилась искать защиту, - помогли бы ей? Вы уверены? А я не уверена! Мы что, не знаем, как человека убивают середь толпы и толпа разбегается! Не знаем мы, как от крика «спасите!» люди шарахаются и зажимают уши! Правосудие! Люди до  того напуганы, что они уж и кричать от страха не могут».

- Почему русские, по мнению В.Распутина, сдали свои позиции?

Анализ эпизода: спор о человеке.

В споре участвуют два героя: Дёмин, друг семьи Воротниковых и старик из общежития для малосемейных.

Ученик:  Старик-бомж также виновен в трагедии, которая произошла в семье Воротниковых: он за деньги сдавал комнату в общежитии кавказцам, которые приходили с девушками. Философия старика-бомжа – это философия безверия и пессимизма опустившегося человека:

  • «Критический период наступил, - считает он. – Бросились врассыпную кто куда.  В прислугу перешли. Своих не любят,… перед чужими ползают».
  • «Человек старится и народ старится. Слабеет, переливается в другой народ. Закон природы».
  • «Бесполезно. Наша песенка спета. И стреляла она зря. Не остановить».
  • «Иссякли. Были … все вышли. Хоть Сталина зови, хоть Петра. Не поможет».

Ученик:  Дёмин на первый взгляд, кажется, соглашается со стариком, говоря: «Образ есть, а человека нету. Нету! Куда подевалось? Пусто!»   «Как так может быть, что человеку надо, чтобы в нём не было человека?» - сетует он.

Нет, о разном говорят старик и Дёмин. Он-то верит в русский народ, в будущее России, в молодое поколение («Крепкие нужны дела, Иван, крепкие», - говорит он сыну Тамары Ивановны). Его возмущает лишь то, что в условиях рыночных отношений, когда идёт борьба за выживание, человек утратил человечность, чувство национальной гордости, силу духа, достоинство, наконец: «А кто человека  в себе потерял… это гниль, труха, одна видимость», «Каждый может упасть. Но только не на колени. В любом положении надо держать фигуру».

III. Посткоммуникативная фаза.

- В романе «Мастер и Маргарита» Булгаков считал, что людей испортил квартирный вопрос. А сегодня, в условиях рыночных отношений, что испортило русских людей?

  (Пассивность, пьянство, безразличие, отсутствие патриотизма).

 Учитель:  Главная задача государства - «сбережение народа, - считает Солженицына Наталья Дмитриевна, жена известного писателя и добавляет: - Если нас не утопило море тоталитаризма, то пусть нас не погубит дикий рынок».

Для каждого человека сейчас важно самостояние – стремление быть самим собой. А государство должно создавать такие условия для жизни человека, чтобы не подтолкнуть его от самостояния к противостоянию, как это произошло с главной героиней повести – Тамарой Ивановной.

IV. На дом.

  1. Опережающие индивидуальные задания.
  2. Образ Тамары Ивановны (сделать закладки).
  3. Анализ эпизода «Разговор Анатолия с Дёминым». (II часть)

Урок 2

Тема урока:

«Что делать? – надо было как-то жить…»

надо только перетерпеть это страшное время, охранить детей и собственные души – устроится же когда-нибудь жизнь, не может не устроиться!..

…у меня цель – человеком остаться.

Учить надо…Но сдаётся мне, что поодиночке не выучить. Всех вместе надо.

Ход урока.

I. Предкоммуникативная фаза.

Учитель:  Повесть называется «Дочь Ивана, мать Ивана», следовательно, главной героиней является Тамара Ивановна Радчикова-Воротникова. Благодаря ей осуществляется духовная связь между старшим и младшим поколениями в семье, их связь с родиной, родной природой. Она сохранила идущее из детства сознание своей связи с родиной, с семьёй, сохранила и благодарное чувство к отцу и матери, подарившим ей жизнь. «И все подвязы имели начало там, в деревне», - пишет автор о своей героине, подробно рассказывая о её детских годах.

II. Коммуникативная фаза.

Опережающее задание №1

Детство Тамары Ивановны.

- Кто повлиял на формирование характера и убеждений Тамары Ивановны? (Образ отца – Родчикова Ивана Савельевича)

- Что способствовало тому, что «там, внутри характера, находился кремень»?

Учитель: Семья, родная деревня, её природа – те нравственные основы, опоры, на которых держится духовный мир отдельного человека и всего народа в целом, считает В.Распутин. «И всё чаще в поисках крепости, где можно было бы найти спасение, вспоминала Тамара Ивановна свою деревню на берегу Ангары, широкую луговину, заставленную берёзой и сосной, в белой кипени майскую черёмуху по обочью, сладкий дух её в деревне, черёмуховые метели после цветения, покрывающие улицу белизной, высокое, вынашивающее землю под собой небо, а под ним на закатной стороне разлив ангарской воды, тяжёлый и покорный, с глухими и всё-таки родными берегами. И всё это сходилось в одно, переливалось, играло, шумело, набегало друг на друга и расходилось, виделось ото всюду, откуда ни зайди, приближало и подставляло под разгляд всё, что ни попроси… И всё это так ярко, живо и больно влипло в Тамару Ивановну, подобно коже, не знающей забывчивости, что она боялась доискиваться, у всех ли такое бывает и не дана ли ей эта неизносная память в пытку».

Автор ведёт на страницах повести поиск нравственного «самостоянья человека» и приводит нас к выводу: чтобы выстоять в смутное время, необходимо возвращение к корням народной жизни, возвращение к природе.

- Какую роль в жизни Тамары Ивановны сыграла Ангара?

Ученик: Не случаен образ реки Ангары, на берегу которой прошла жизнь Ивана Савельевича и его семьи. Ангара – это река жизни, которая символизирует творящую силу бытия. «Всё Ангарой пронесёт – и детство, и старость, и радость, и горе», - философски изрекалось у них в деревне, где родилась Тамара Ивановна. А её мать убеждала дочь: «Без реки, без Ангары нашей, никто не проживёт. А все реки мио Бога протекают. Он в них смотрит и, как в зеркало, каждого из нас видит».

Память о матери, её словах, о своей деревне, доме, о тайге, откуда «всё лето вся радчиковская семья, кроме матери, не выходила… там, на лесхозовском подворье за Ангарой, и жили…», даёт Тамаре Ивановне «крепость» духа, жизненную силу в ситуации, когда нужно принимать трудное решение. Воспоминание детства рождает в душе Тамары Ивановны песню о «тихой реченьке», которую «должно быть, она … когда-то слышала». Автор постоянно подчёркивает национальные основы характера своей героини, её связь с родной землёй, с устным народным творчеством.

Свой неукротимый, сильный, решительный характер («кремень») Тамара Ивановна позаимствовала у Ангары, которая мощно несёт свои могучие волны через те или иные препятствия.

- Как и в чём дальнейшем проявился такой сильный и решительный характер главной героини?

Опережающее задание №2

Тамара Ивановна, уйдя из дома во взрослую жизнь, выстраивала «свою судьбу как крепость»:

а) работа на телеграфе

б) Тамара Ивановна – водитель (с 15 лет водила лесхозовский уазик)

в) Когда родились дети, Тамара Ивановна «с решительностью, привыкнув всё делать решительно, устроилась… нянечкой».

Ученик: Когда случилась беда в семье, Тамара Ивановна приняла решение наказать насильника. «Вперёд, только вперёд. Другой дороги ей нет». На приёме у прокурора района, когда поняла, что помощи и справедливости ждать неоткуда, « в эту минуту … почувствовала она толчок изнутри, мгновенный и решительный…» Вечером (дома!) Тамара Ивановна, невесть с чего приободрившаяся, вдруг решила, что сегодня надо сделать ужин. «Тамара Ивановна смотрела перед собой тяжёлым решительным взглядом…»  Анатолий, муж Тамары Ивановны, впоследствии понял, «что за работа шла на кухне ночью…»

«Справа от окна за газовой плитой под наброшенной тряпкой оказалось белое пластмассовое ведёрко, а в нём вставленные стоймя две пилки – по дереву и металлу, опиленный по шейке приклад и трубка от укороченного ствола – всё то, что потребовалось, чтобы изготовить обрез. Опилки, те и другие, были аккуратно собраны в полиэтиленовый мешочек. Тут же, перед ведёрком, веник и совок. Рядом, перед окном, крепкая старая табуретка с едва заметным надрезом сбоку. Всё было учтено, всё приготовлено для неоспоримого свидетельствования, чтобы ни своим, ни чужим не доставлять лишних хлопот».

- Как родные и жители города отнеслись к её отчаянному поступку?

Муж Анатолий: «Она хоть спать сегодня будет… Она всё сделала. А мы? А мы-то как? Что нам-то делать?»

Отец Иван Савельевич: «А отнёсся … как родной отец, а не как чужой человек».

Горожане: «Тамару Ивановну очень жалеют. Очень. Весь город об этом говорит. Она у нас героиня. Раньше рожать надо было, рожать и рожать каждый год, чтобы стать матерью-героиней. А теперь вот: защитить их, рожённых, надо». «У нас говорят: соберём деньги на адвоката». (Народ поддерживает её).

Чиновники в прокуратуре: «Тамару Ивановну жалели и втайне её оправдывали; о дочери же её, как только заходил о ней разговор, неопределённо вздыхали, не желая договаривать: слишком большую приходится платить за её честь цену – будто эту цену запрашивает она сама или будто слабость виновата в том, что она слабость».

Анализ эпизода «Разговор Анатолия с Дёминым».

Анатолий: «А ведь это я, Дёмин, должен был сделать … что она сделала … что Тома моя сделала. Это мужик должен был сделать, отец». (Муки совести). «Чудно: как-то так струсил, что и не догадался, что струсил».

Дёмин: «Да ведь мы все, разобраться если, струсили. Струсили, и не поняли, что струсили».

Учитель:  Дёмин в разговоре с другом, размышляя о том, почему «мы все … как-то всенародно струсили», говорит: №…Мы какую-то штуковину в себе обронили. Какую-то детальку… Где, когда потеряли – никто не скажет. А без неё … то ли трусость, то ли безразличие».

- О какой «штуковине», «детальке», без которой невозможно достойно жить, идёт речь?

(О чувстве собственного достоинства,  любви к Родине).

Тамара Ивановна сокрушается: «Пьянство и трусость, пьянство и трусость! Вот что ещё сгубило душу русского человека. Куда мы на таких рысаках управим?! Что будет?»

«Даже у зверя, у птицы, у червя есть, наверное, воля, характер … и он уползает или отбивается, а не лапки вверх…» Так и человек не должен смиряться, а должен противостоять обстоятельствам. «Добро должно быть с кулаками», - говорил один известный поэт.

Опережающее задание №3.

О необходимости противостояния злу говорит рассказ Ивана Савельевича о вольнопоселенце, бывшем бандеровце  Ефраиме.

- В чём главный смысл рассказа Ивана Савельевича?

(«Учить таких надо…» «Учить надо … Но сдаётся мне, что поодиночке не выучить. Всех вместе надо»).

Вывод:

  1. Всем вместе надо противостоять злу – в этом позиция Ивана Савельевича, а следовательно и автора.
  2. Ещё одна важная мысль В.Распутина: нельзя в наше время быть слабым. «Необходимо создавать из себя крепкий орешек, чтобы устоять перед безжалостными жерновами жизни…»

Опережающее задание №4.

Судьба Николая – младшего брата Тамары Ивановны

Опережающее задание №5.

- Почему именно со Светкой случилась эта трагическая история?

- Как «в корчах и муках» рождался «новый человек»?

- Какой нравственный урок извлекла Света из случившегося?

III. Посткоммуникативная фаза.

Вывод: Являясь судьёй своего времени, В.Распутин с болью и тревогой предупреждает о катастрофических последствиях, которые ждут тех, кто утрачивает гордость и достоинство русского человека, попав под влияние западноевропейской и американской культуры, кто утрачивает историческую память, кто рвёт бесконечную нить преемственного опыта поколений.

IV. На дом.

Подумать над вопросами:

  1. Так ли пессимистичен финал повести. Есть ли будущее у русского народа, у России?
  2. Что даёт основание утверждать: Иван не только устоит «перед безжалостными жерновами жизни», но и в будущем будет наводить порядок в стране?

Урок 3

Тема урока:

«И должно же это когда-нибудь кончиться!»

Надо наводить порядок. Тут, если руки приложить, жить да жить ещё можно.

Ход урока.

I. Предкоммуникативная фаза.

Учитель:  «Есть ли будущее у России?» - задаётся вопросом В.Распутин на страницах повести и подробно рассказывает о характере (он даётся в развитии) сына Тамары Ивановны – Иване Воротникове.

II. Коммуникативная фаза.

(Урок строится в форме беседы)

- Почему Иван и Светка по характеру такие разные, хотя воспитывались в одной семье? Чем дети отличаются друг от друга? Какие черты характера Ивана вызывают ваши симпатии?

Ученик: «Светка росла слезливой, мягкой как воска, любила приласкаться, засыпать у матери на руках, сказки позволяла читать только не страшные, и не про детей, подвергавшихся колдовской силе, не про братца Иванушку и сестрицу Алёнушку, о судьбе которых начинала страдать заранее, прижимаясь к матери, а про козляток и поросяток. Была чистюлей и аккуратисткой, в её игрушечном уголке каждая тряпочка знала своё место и каждая кукла вела разумный образ жизни, не валяясь где попало с растопыренными руками и ногами».

«Она (Светка) мало читала в детстве и развивалась какими-то собственными, вызревавшими в ней впечатлениями, подолгу затаённо и чутко прислушивалась к ним, медленно, в такт чему-то, поводя красивой головкой с закинутыми за спину пшеничными увязками кос».

«Иван в малые годы был более самостоятелен и умел настоять на своём. Захочет чего – вынь да положь ему. Тамаре Ивановне постоянно было некогда, она, торопясь отойти, уступала, и парнишка всё набирал и набирал твёрдости».

«Светку после девятого класса  Тамара Ивановна сняла из школы, послушалась её – и не спасла. Иван оставался в школе, теперь уже тоже в десятом, - и неизвестно, спасётся ли. Одна надежда на его твёрдый и самостоятельный характер, на крепость собственного закала. Только такие теперь и выстаивают».

- Чем Иван был похож на мать? Почему она меньше всего беспокоилась о нём?

Ученик: У Ивана независимый, самостоятельный характер, как и у матери. Зачастую он идёт против течения.   Анатолий: «Парень у нас хороший вырос. Я о нём меньше беспокоюсь, чем о Светке». «Тамара Ивановна беспокоилась о нём меньше. И потому, что парень, а значит, опасностей сразу вдвое меньше, и потому, что мог уже, не обделённый силой, постоять за себя. Но больше всего – какая-то прочная сердцевина, окрепшая в кость, чувствовалась в нём, и на неё, как на кокон, накручивается всё остальное жизненное крепление. Понятно, что это крепление ложилось пока слабо, кое-где топорщилось, кое-где высовывались петли, но оно было на месте, на котором и надлежало ему быть. Это главное». Иван умеет анализировать, рефлексировать, у него на всё есть своё мнение.

- Какие увлечения были у Ивана и как они его характеризуют?

Ученик: Иван коллекционировал фотографии  принцесс и королев из семей монархов, чтобы «понять что за особый такой отпечаток накладывает аристократизм, династическая порода» на характер человека.

Он выбросил свою коллекцию, когда узнал, что принцесса Диана, как самая обычная женщина, изменила своему мужу.

Вывод: Интерес к необычным людям, сильным, могущественным, умеющим руководить своими эмоциями, ибо аристократизм – прежде всего выдержка.

Ученик:  Новое увлечение – интерес к языкознанию: «Я теперь интересуюсь, как слова меняют свой смысл».

Изучал:

«Церковно-славянский словарь»

      книги читает!

Книга пословиц русского народа

 Созревание героя как личности протекало через освоение вековой мудрости и культуры. Изучая старославянский и русский языки, пословицы русского народа, Иван приходит к выводу, что «это нельзя оставлять на задний план, в этом, похоже, и коренится прочность русского человека. Без этого, как дважды два, он способен заблудиться и потерять себя». «…когда звучит в тебе русское слово, издалека-далёко доносящее родство всех, кто творил его и им говорил … когда есть в тебе это всемогущее родное слово рядом с сердцем и душой, напитанными родовой кровью, - вот тогда ошибиться нельзя», и тогда ты непобедим. (Приходит к такому выводу Иван).

Сила любого человека, считает В.Распутин, в его духовной связи с родиной, с его языком.

- Книги всегда влияли на формирование убеждений, взглядов человека. Почему же, вспоминая трагическую судьбу младшего сына Николая, Иван Савельевич, дед Ивана, говорит: «Наманят, наманят книги, насулят с три короба, а жизнь, она другая. И вот я думаю: человек от рождения, от родителей, направлен по одной дорожке, по родословной сказать, а книжки его вышибают на другую».

- Чего так боится Иван Савельевич, узнав, что его внук постоянно сидит за книгами?

Ученик:  Не против чтения книг выступает Иван Савельевич, просто он боится, что мир книг отдаляет Ивана от настоящей жизни, порой жестокой и неприглядной.  А сегодня как никогда «необходимо создавать из себя крепкий орешек, чтобы устоять перед безжалостными жерновами жизни».

- Что даёт основание утверждать: Иван не только устоит «перед безжалостными жерновами жизни», но и в будущем будет наводить порядок в стране?

(Ответ на этот вопрос ребята готовят заранее).

Ученик:  Благотворное влияние любимых, духовно близких людей – деда [Иван Савельевич – хранитель нравственных устоев народа, он передал опыт своей дочери, та – сыну] и матери, которую Иван называет «диспетчером» в семье, ибо она руководит, направляет действия, поступки своих родных в правильное русло.

Ему близка позиция матери, её нравственные и моральные принципы, и даже когда матери нет рядом, он руководствуется ими в жизни.

- «Меня им «дуроплясам» и «горлопастам» не взять!» (Тамара Ивановна)

- «А если меня взять – плохо ты меня воспитываешь!» (Иван)

Даже находясь в тюрьме, Тамара Ивановна даёт родным распоряжения. Например, она говорит Ивану, что он ответственный за дедушку:

- Ты! Ты! Понял?

- Я, мама, хорошо понимаю тебя, даже если тебя рядом нет

Ученик:  Выстрел Тамары Ивановны в насильника – кульминационный момент в повести. После этого решительного и смелого поступка женщины многое меняется в жизни и взглядах Анатолия, мужа Тамары Ивановны, Светки и, конечно же, Ивана.

Выстрел матери заставил Ивана на миг забыть о книгах, чтобы поразмышлять о жизни, о людях, о том, почему именно мать, а не отец (мужчина!) защищает честь дочери: «Иван, присматриваясь к отцу, невольно спрашивал: а мог ли он, отец, решиться на поступок, совершённый матерью? Не трус ли он? И отвечал себе: нет, отец не трус, и на любой решительный поступок он способен, если… Если до него додумается. А он мог и не додуматься не от недостатка, а от какого-то особого положения ума, не посягающего на взлёты».

Иван как-то сразу повзрослел. Рефлексируя, он приходит к выводу: «Почему он должен кого-то бояться? Мать не испугалась и тем самым как бы ему наказала не бояться». [Мать – образец для подражания]

Ученик:  Он, на время забросив книги, «вытиснулся из себя и вышел в мир», и ему «открылось какое-то глубинное зрении»: он «стал видеть то, что прежде не замечал». Иван не только познаёт жизнь, желая понять её суть, но и активно вмешивается в неё. Как и у матери, у него активная жизненная позиция. Он участвует в драке на стороне казаков, которые избивают кавказцев на рынке. Потом, правда, мучился совестью. «Ввязался – потому что покусывало, саднило внутри болью от бездействия и безволия, требовало хорошей встряски». Как и матери, Ивану «хотелось движения», действия, поступков. Он устал от рефлексии, от молчаливого страдания. Его кипучая натура искала выхода.

Ученик:  Ивана, как и деда, и мать, постоянно тянуло к Ангаре. Когда он жил на даче, часто ходил к реке, чтобы полюбоваться на «ангарские мощные струи».

Глядя на быстрое течение Ангары, Иван словно «вдруг поднялся» в высоту и с восторгом, паря как птица, разом …  впустил в себя всё далеко живущее вокруг по обоим берегам реки». Иван набирался от реки силы и мощи, чтобы противостоять «безжалостным жерновам жизни».

- Какой случай, в котором раскрывается сильный, решительный характер Ивана произошёл с ним на реке?

Анализ эпизода, рассказывающего о том, как Иван смог противостоять мужику, угрожающему ему камнем.

 «Почему он должен кого-то бояться? Мать не испугалась и тем самым как бы ему наказала не бояться». Иван понял, что жизнь есть борьба между человечностью, взращенной на вековом опыте народной жизни, и всем, что враждебно простым законам нравственности.

В другом эпизоде один из героев, обладающий сильным решительным характером, также смог противостоять злу.

- С какой целью автор использовал в повести два похожих по своей сути эпизода?

Эпизод с бывшим бандеровцем Ефроимом.

Ученик:  Когда-то, будучи ещё молодым, Иван Савельевич наказал бывшего бандеровца, который крайне нагло вёл себя в деревне. Внук Иван в деда. Названный в честь деда, он также отличается решительным, сильным характером. Это родные не только по крови, но и по духу люди.

Учитель:  В третьей, заключительной, части повести речь идёт о том, как Иван продолжает изучать жизнь, постигая её, порой безжалостные, законы. Окончив школу, он «лето и осень проплавал на Байкале, на катере Гидрометслужбы». «За четыре месяца на Байкале Иван не взял в руки ни одной книжки, весь отдавшись новым и живым впечатлениям». Затем два года службы в армии,  в ракетных частях, что, несомненно, важно для становления мужского характера.

После армии Иван пошёл в бригаду плотников, уезжающих строить в дальнем селе церковь. Это было районное село на Ангаре, недалеко от него лежала-бедовала деревня Тамары Ивановны и Ивана Савельевича. Не случайно, подумал Иван, «выпадает ему эта дорога на родину матери и дедушки», с которыми он чувствовал тесную, нерасторжимую духовную связь.

- В чём смысл названия повести?

[Вспомним разговор Ивана с дедом.

- Отчего это у нас в народе кровь такая молчаливая… такая вялая на родство? – сетует Иван Савельевич. – Будто и родных нет, а все троюродные да сводные. Или это неправда?

- По-моему неправда. Вон мама… И мы с тобой… - не соглашается с дедом Иван, который твёрдо верит в преемственность поколений].

III. Посткоммуникативная фаза.

Учитель:  То, что Иван участвует в возрождении деревни, в строительстве храма, глубоко символично. Молодое поколение России как бы возвращает русскому народу веру – веру в святыни, в свои силы, веру в Россию, в её возрождение.

И встреча с внуком заставила Ивана Савельевича, которому шёл уже 77 год, по-новому взглянуть   на свою жизнь: «Пойду сегодня объявление делать своему поместью … что передумал сдаваться … надумал дюжить, покуль ноги держат. Попыхтим ещё. Ни-че-во!»

«Внутри избы стоял тяжёлый спёртый запах запущенности и старости», и Иван подумал: «Надо наводить порядок. Тут, если руки приложить, жить да жить ещё можно».

Россия – наш общий дом, и наводить порядок в нём будут молодые люди, вроде Ивана. В молодые силы России верит В.Распутин, вот почему конец повести не оставляет тягостного впечатления.

Домой возвращается и Тамара Ивановна, отсидев в колонии 4,5 года. Проходя через большой бурятский посёлок, она увидела, как «рослая мясистая деваха» бросала картофельную ботву в огонь. «Пустячная эта картина почему-то взволновала Тамару Ивановну до комка в горле. Господи, неужели сохранилась ещё где-то цельная размеренная жизнь, а не одни её обломки? Неужели такие девахи, способные уверенной поступью ступать по жизни и внушать спокойствие всему, что есть вокруг?» И глядя в окна автобуса, который вёз её домой, к родным, она видела ухоженные крестьянами поля и по-хорошему удивлялась: «Значит, засевались всё-таки поля, значит, собиралось что-то с них и опять готовилось к засеву. Значит, кроме «купи-продай» и «украдь-сбудь», сохранились всё-таки и серьёзные, рабоче-крестьянские, занятия, а не одно только дуроломство… « (Земля не пустует, она в скором времени даст всходы).

Да, Жива ещё Россия и будет жить ещё долго, жить процветая. Нужно только, считает В.Распутин, «приподнять верхнюю землю над землёй исподней, незагаженной, стряхнуть с неё, верхней, могучим движением всё, что взросло пагубой, и  опустить, обновлённую, обратно».

IV. На дом.

Написать сочинение на темы:

  1. «Где доброта – там и слабость?»
  2. «У меня цель – человеком остаться».
  3. «Есть ли у России будущее?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по истории 10 класс на тему: «ПРАВЛЕНИЕ ИВАНА ГРОЗНОГО»

Цели:1. Способствовать формированию оценочных суждений об эпохе Ивана Грозного, побудить учащихся к размышлениям над этим периодом  отечественной истории.2. Закрепить формирование исторических по...

Рецензия на повесть В. Г. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана»

Рецензия информирует о  произведении В.Г.Распутина, содержит его краткий анализ и оценку. ...

Презентация к уроку по повести В. Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана"

Урок по повести В.Г. Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана" проходил в форме читательской конференции, где ребята делали свои сообшения по темам: " Противостояние", "белое и черное", "мужское и женское" и...

Урок литературы "Человек в кризисной ситуации, или Проблема выбора" (По повести В.Г.Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана")

Урок литературы с применением проблемной технологии нацелен на осмысление современных проблем, поднятым В.Распутиным в повести; формирование активной гражданской позиции учащихся; воспитание чувства о...

Технологическая карта урока по литературе в 11 классе. Тема урока:"Проблема выбора "( по повести Валентина Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана")

Урок общеметодологической направленности.Цель урока: организация условий достижения учащимися образовательного результата по изучаемой теме.Задачи урока: совершенствовать умение характеризовать главно...

Технологическая карта урока по литературе в 11 классе. Тема урока:"Проблема выбора "( по повести Валентина Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана")

Урок общеметодологической направленности.Цель урока: организация условий достижения учащимися образовательного результата по изучаемой теме.Задачи урока: совершенствовать умение характеризовать главно...

Методическая разработка открытого урока по истории по теме "Правление Ивана Грозного"

Правление Ивана Грозного,годы правления,внешняя и внутренняя политика....