Рабочая программа к АООП ООО для обучающихся с ОВЗ (ЗПР) по ФГОС ООО по предмету ___________литература___________
рабочая программа по литературе (8 класс)

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit_8_kl.docx61.15 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «СОЗВЕЗДИЕ»»

__________________________________________________________________________________

143406, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г. КРАСНОГОРСК, УЛ. БОЛЬШАЯ КОМСОМОЛЬСКАЯ Д. 13Б  ТЕЛ/ФАКС 8(495)564-63-41

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора МБОУ

«Образовательный центр «Созвездие»»

от 31.08.2020 г. № _24а___/_2-ОД

Рабочая программа 

к АООП ООО для обучающихся с ОВЗ (ЗПР) по ФГОС ООО по предмету

___________литература___________

 (наименование предмета в соответствии с учебным планом)

_____8___2020/2021 учебный год

.Составил учитель _высшей_______квалификационной категории __          Абакумова Т.К.__________

(ФИО).

«СОГЛАСОВАНО»                                                                                                      

Заместитель директора по УВР

МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»»                                            ________________________  С.С. Конюхова                                                «__» ______________ 20____ г.                                                              

Обсуждено и одобрено

на заседании Лаборатории инновационных форм обучения и воспитания детей с ОВЗ ЗПР и нарушением интеллекта МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»»

Протокол № 01 от «27» августа 2020г. 

                                                                                           

 

Красногорск.

2020 г.

2. Разделы программы

п/п

Наименование раздела рабочей программы

Стр.

Содержание рабочей программы

2

Паспорт рабочей программы

3

Пояснительная записка

4-12

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе

13-17


3. Паспорт рабочей программы

Тип программы

АООП для обучающихся с ОВЗ (задержка психического развития)

Статус программы

Рабочая программа учебного курса литературы 8 класс

Название, автор предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа

Программа составлена на основе курса по литературе, для учащихся общеобразовательных школ под редакцией В.Я. Коровиной, соответствующая ФГОС НОО рекомендованная Министерством образования и науки РФ и адаптированная под использование в учебно-воспитательном процессе при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

Категория обучающихся

Обучающиеся 8 класса МБОУ «Образовательный центр «Созвездие»» по АООП для детей с ОВЗ (задержка психического )

Нормативный срок освоения программы учебного курса

1 учебный год

Объём учебной нагрузки в неделю

3 академических часа в неделю и 1 академический час в неделю для индивидуального обучения на дому (2 урока по 0,5 часа в неделю)

Объём учебной нагрузки в год

102 часа в год и 34 часа в год для индивидуального обучения на дому

Форма организации учебной деятельности

Классно-урочная/ индивидуальное обучение на дому


4. Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе составлена на основе курса литературы для учащихся общеобразовательных школ, авторской программы В.Я. Коровиной, соответствующая ФГОС НОО, рекомендованная Министерством образования и науки РФ и адаптированная под использование в учебно-воспитательном процессе при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития)

        Учебник, использующийся для обучения: Учебник «Литература 8 класс для общеобразовательных учреждений в двух частях (авторы – В.Я.Коровина и др. -  М.: «Просвещение», 2020 г.).

Освоение учебного материала в 2020-2021 учебном году осуществляется по следующему календарному учебному графику: 3 академических часа в неделю, общей трудоёмкостью учебного материала 102 академических часа в год по классно-урочной форме обучения и 1 академический час в неделю, общей трудоёмкостью учебного материала 68 академических часа в год для индивидуального обучения на дому.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание грамотного, эстетически развитого, заинтересованного читателя, способного к полноценному осмыслению произведений художественной словесности;
  • развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощенных в отечественной и зарубежной художественной литературе.

В результате изучения данного предмета реализуются следующие задачи:

  • целенаправленно приобщать молодое поколение к наследию отечественной и зарубежной классической литературы и лучшим образцам современной литературы;
  • воспитывать уважение к отечественной классической литературе как социокультурному и эстетическому феномену, одному из высочайших достижений национальной культуры, что предполагает развитие чувства чести, гражданственности, патриотизма, национально-культурной идентичности и сопричастности друг другу народов нашей многонациональной страны;
  • воспитывать и развивать потребность в чтении художественных произведений;
  • способствовать формированию у школьников системы знаний о литературе как искусстве слова, включая основы специальных литературоведческих знаний, необходимых для понимания, анализа и интерпретации художественного произведения, в том числе умения воспринимать его в историко-культурном контексте, выстраивать сопоставления с произведениями других видов искусства;
  • развивать читательские умения, интеллектуальные и творческие способности, образное и логическое мышление, эмоциональную отзывчивость, эстетический вкус учащихся в процессе взаимодействия с искусством слова;
  • совершенствовать речь учащихся на примере высоких образцов произведений художественной литературы, формировать умения создавать разные виды высказываний на литературную и свободную темы в устной и письменной форме (в том числе в жанре сочинения).

 

        При составлении рабочей программы использовался учебно-методический комплект для учителя:

  1. Учебник «Литература. 8 класс» под редакцией В.Я.Коровиной
  2. «Программой по литературе 5-11 классы.( базовый уровень). Авторы -В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, Коровин В.И.,И.С. Збарский, В.П. Полухина. ( «Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации .М.: «Просвещение», 2020)
  3. Н.В.Золотарёва, С.М.Аникина, «Поурочные разработки по литературе. 7 класс»
  4. В.Я.Коровина, «Методические советы по литературе. 8 класс»
  5. И.В.Егорова, «Поурочные разработки по зарубежной литературе в 5-9 классах»
  6. Н.Н.Коршунова, Е.Ю.Лыпина, «Литература. Тесты в 5-8 классах»
  7. В.А.Скрипкина, «Контрольные и проверочные работы по литературе в 5-8 классах».

Для учеников:

Учебник «Литература 8 класс  для общеобразовательных учреждений в двух частях (авторы – В.Я.Коровина и др. -  М.: «Просвещение», 2020г.).

Содержание курса литературы 8 класс

Введение.

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

Устное народное творчество.        

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни).  Отражение жизни народа в народной песне: «В темной лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр.  Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания, как исторический жанр русской народной прозы. «О покорении Сибири Ермаком...».  Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений).  Предание (развитие представлений).

Из древнерусской литературы.

«Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского»». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов.  Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления).  Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

Из литературы 18 века.

Денис Иванович Фонвизин.  Слово о писателе.

«Недоросль» (сцены).  Сатирическая направленность комедии.  Проблема воспитания истинного гражданина

Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

Из литературы 19 века.

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября».  Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

 «История Пугачёвского бунта» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая 1 («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. С. Пушкин).

Роман «Капитанская дочка». Гринев – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова – нравственная красота героини. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе.  Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. «Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.

Теория литературы.  Поэма (развитие представлений).  Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь.  Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении. «Ревизор».  Комедия «со злостью и солью».  История создания и история постановки комедии.  Поворот русской драматургии к социальной теме.  Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор».  Разоблачение пороков чиновничества.  Цель автора – высмеять «все дурное в России» (Н.В. Гоголь).  Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В .И. Немирович-Данченко).  Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн).  Хлестаковщина как общественное явление.

Теория литературы.  Комедия (развитие представлений).  Сатира и юмор (развитие представлений).

 «Шинель».  Образ «маленького человека» в литературе.  Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным  лица (одиночество, косноязычие).  Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире.  Тщетность этой мечты.  Петербург как символ вечного адского холода.  Незлобивость  мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества.  Роль фантастики в художественном произведении.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.  Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе. «История одного города»  (отрывок).  Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки.  Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников.  Пародия на официальные исторические сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений).  Литературная пародия (начальные представления).  Эзопов язык (развитие понятия).

Николай Семенович Лесков.  Краткий рассказ о писателе.«Старый гений».  Сатира на чиновничество.  Защита беззащитных.  Нравственные проблемы рассказа.  Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы.  Рассказ (развитие представлений).  Художественная деталь (развитие представлений).

Лев Николаевич Толстой.  Краткий рассказ о писателе.  Идеал взаимной любви и согласия в обществе. «После бала».  Идея разделенности двух Россий.  Противоречие между сословиями и внутри сословий.  Контраст как средство раскрытия конфликта.  Психологизм рассказа.  Нравственность в основе поступков героя.  Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь.  Антитеза (развитие представлений).  Композиция (развитие представлений).  Роль антитезы в композиции произведений.

Поэзия родной природы.  А. С. Пушкин.  «Цветы последние милей...»,  М. Ю. Лермонтов. «Осень»,  Ф. И. Тютчев.  «Осенний вечер», А. А. Фет.  «Первый ландыш»,  А. Н. Майков.  «Поле зыблется цветами...».

Антон Павлович Чехов.  Краткий рассказ о писателе. «О любви» (из трилогии).  История  о любви и упущенном счастье.

Теория литературы.  Психологизм художественной литературы (развитие представлений).

Из русской литературы 20 века.

Александр Иванович Куприн.  Краткий рассказ о писателе. «Куст сирени».  Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье.  Самоотверженность и находчивость главной героини.

 Теория литературы.  Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок.  Краткий рассказ о поэте. «Россия».  Историческая тема в стихотворении,  его современное звучание и смысл.

Осип Эмильевич Мандельштам. «Бессонница. Гомер. Тугие паруса.

Иван Сергеевич Шмелев.  Краткий рассказ о писателе. «Как я стал писателем».  Рассказ о пути к творчеству.  Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

М.А. Осоргин «Пенсне»

Писатели улыбаются.

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О .Дымов, А. Аверченко.  «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки).  Сатирическое изображение исторических событий.  Приемы и способы создания сатирического повествования.  Смысл иронического повествования о прошлом.

М. Зощенко.  «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник».  Для самостоятельного чтения.  Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.

Михаил Андреевич Осоргин.  Краткий рассказ о писателе.

 «Пенсне».  Сочетание фантастики и реальности в рассказе.  Мелочи быта и их психологическое содержание.  Для самостоятельного чтения.

Произведения о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней.  Героизм воинов,  защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и другие.  Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны.  Их призывно-воодушевляющий характер.  Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

Александр Трифонович Твардовский.  Краткий рассказ о писателе. «Василий Теркин».  Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта.  Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны.  Тема служения Родине.  Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны.  Картины жизни воюющего народа.  Реалистическая правда о войне в поэме.  Юмор.  Язык поэмы.  Связь фольклора и литературы.  Композиция поэмы.  Восприятие поэмы читателями-фронтовиками.  Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы.  Фольклор и литература (развитие понятия) Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Виктор Петрович Астафьев.  Краткий рассказ о писателе.  «Фотография, на которой меня нет».  Автобиографический характер рассказа.  Отражение военного времени.  Мечты и реальность военного детства.  Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы.  Герой – повествователь (развитие представлений).

Современные авторы – детям.

А.В. Жвалевский, Е.Б. Пастернак.  «Неудачница».

Русские поэты о Родине, родной природе.

И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

«Мне трудно без России…»

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); З. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон- Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...» Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

Из зарубежной литературы

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев.  Ромео и Джульетта – символ  любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы.  Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты – «Кто хвалится родством своим со знатью...»,  «Увы, мой стих не блещет новизной...».  В строгой форме сонетов – живая мысль, подлинные горячие чувства.  Воспевание поэтом любви и дружбы.  Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).

Теория литературы.  Сонет как форма лирической поэзии.

Жан Батист Мольер.  Слово о Мольере .«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен).  17 век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции.  Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма.  «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа.  Особенности классицизма в комедии.  Комедийное мастерство Мольера.  Народные истоки смеха Мольера.  Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы.  Классицизм.  Сатира (развитие понятия).

Вальтер Скотт.  Краткий рассказ о писателе. «Айвенго».  Исторический роман.  Средневековая Англия в романе.  Главные герои и события.  История, изображенная «домашним образом: мысли и чувства героев,  переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

Джером Дэвид Селинджер. Отрывок из романа «Над пропастью во ржи».

Тематическое планирование курса литературы

8 класса

Раздел

Количество уроков

1.

Вводный урок

1/1

2.

Устное народное творчество

4/3

3.

Из древнерусской литературы

2/2

4.

Из русской литературы XVIII века

6/4

5.

Из русской литературы XIX века

47/29

6.

Из русской литературы XX века

9/6

7.

Писатели улыбаются

4/3

8.

Произведения о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

12/6

9.

Современные авторы - детям

2/1

10.

Русские поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе

2/1

11.

«Мне трудно без России…»

2/1

12.

Из зарубежной литературы

10/10

13.

Итоговый урок

1/1

Итого

102/68

Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения. таких как проблемный метод, развивающее обучение, информационно-коммуникационные технологии, контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели. При этом адаптация учебного материала под особые образовательные потребности учащихся с задержкой психического развития осуществляется посредством перераспределения учебного материала курса литературы 8 класса в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся, использование технологий поддерживающей педагогики, дозирования учебного материала, индивидуальных карточек-заданий и пр.

Требования к уровню подготовки учащихся:

Учащиеся должны знать:

- авторов и содержание изученных художественных произведений;

- основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, роды литературы, жанры литературы (ода, элегия, баллада, эпиграмма, повесть, роман, притча, поэма, рассказ, трагедия, драма, комедия), литературный ритм, рифма, способы рифмовки, стихотворные размеры, силлабо-тоническая и тоническая система стихосложения, средства выразительности: аллитерация, звукопись, сравнение, гипербола, эпитет, метафора; композиция произведения, портрет, пейзаж, литературный герой, герой-повествователь, лирический герой, сюжет, автобиографичность литературного произведения (развитие представления), фольклоризм литературы, психологизм, литературный тип, художественная деталь, гротеск, ирония, сатира и юмор как виды комического, фантастика в произведении, тема и идея произведения,  публицистика, литературная критика.

Учащиеся должны уметь:

  • уметь анализировать произведение: определять принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею произведения, характеризовать героев произведения, сопоставлять их с героями других произведений;
  • определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
  • видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление;
  • определять авторскую позицию в произведении;
  • характеризовать литературного героя, составлять сравнительную характеристику литературных героев;
  • формулировать собственное отношение к изученному произведению, давать оценку;
  • выразительно читать тексты разных типов;
  • воспринимать на слух литературные произведения разных жанров, адекватно понимать их;
  • уметь пересказывать прозаические произведения и их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста;
  • отвечать на вопросы по прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
  • создавать сочинение-рассуждение по изучаемому литературному произведению, создавать собственные сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изучаемых произведений, создавать творческие работы разных жанров, писать отзыв, аннотацию на изучаемое произведение,  составлять  план, тезисы статьи, таблицы.

Учебно-методические средства обучения

1. ФГОС основного общего образования

2. Примерная программа основного общего образования.

3.Учебник «Литература 8 класс для общеобразовательных учреждений в двух частях (авторы – В.Я.Коровина. -  М.: «Просвещение», 2020г.)

4. Н.В.Золотарёва, С.М.Аникина, «Поурочные разработки по литературе. 8 класс» 2019г

Интернет-ресурсы:

1. http://минобрнауки.рф/

2. http://www.edu.ru/


Данная программа может использоваться при переходе на дистанционное обучение. При условии перехода, темы будут транслироваться с использованием интернет-ресурсов.

Календарно – тематическое планирование по литературе 8 класс для детей с ОВЗ задержка психического развития

 классно-урочная форма

Тема

Дата  по плану

Дата по факту

Введение. Русская литература и история

Устное народное творчество. Русские народные песни. Хороводные и лирические

Исторические песни. «Пугачёв казнён».

Частушки

Предания.  «О покорении Сибири Ермаком»

Из древнерусской литературы. «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского

Русская история в картинах

Д.И.Фонвизин. «Сатиры смелый властелин»  

 

Сатирическая направленность комедии «Недоросль»

Проблема воспитания истинного гражданина.

Анализ эпизода комедии  «Недоросль»(по выбору).

Фонвизин и классицизм

Р/Р Подготовка к домашнему сочинению по произведению Д.И.Фонвизина  «Недоросль»(тема на выбор)

А.С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе

А.С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве А.С.Пушкина (на основе изученного в 6-7 классах)

А.С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки). История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора.

А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы.

Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Савельич

Р/р Сравнительная  характеристика двух героев романа «Гринев и Швабрин»

Семья капитана Миронова. Маша Миронова - нравственный идеал Пушкина

Пугачев и народное восстание в романе  и историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке.

Гуманизм  и историзм А.С. Пушкина в романе «Капитанская дочка».

Особенности композиции романа «Капитанская дочка»

Фольклорные мотивы. Понятие о романе и реалистическом  произведении.

Р/р Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Разноплановость содержания стихотворения «Туча»

Тема дружбы в стихотворении «19 октября»

Р/р Анализ стихотворения Пушкина « К***» (Я помню чудное мгновенье… ). Тема любви

М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю. Лермонтава

«Мцыри» Лермонтова как романтическая поэма

Мцыри как романтический герой.  Воспитание в монастыре. Романтически-условный историзм поэмы

Трагическое противопоставление человека и обстоятельств

Особенности композиции поэмы «Мцыри». Эпиграф и сюжет поэмы

Роль описаний природы в поэме.

Р/р Анализ эпизода из поэмы «Мцыри».

Смысл финала поэмы «Мцыри»

Развитие представлений о жанре романтической поэмы

Р/р  Обучение сочинению по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

Анализ сочинения по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношения к истории и исторической теме в художественном творчестве.

Н.В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и её первой постановки.

Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе

Хлестаков. Понятие о миражной интриге. Хлестаковщина как нравственное явление.

Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены.

Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены.

Р/р  Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении» (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н. В. Гоголя « Ревизор»

Н. В. Гоголь. «Шинель». Образ маленького человека в литературе

Мечта и реальность в повести «Шинель».

М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок)

Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа. Образы градоначальников.  

Средства создания комического в произведении. Ирония, сатира. Гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык

Р/р Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к домашнему сочинению

Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова,  Н.В. Гоголя, М. Е. Салтыков-Щедрина

Н.С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».

Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного образа

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала».

Мастерство Л.Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции.

Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приёмы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа

 Поэзия  родной природы А.С.Пушкин «Цветы  последние милей…»,М.Ю.Лермонтов «Осень»,  Ф.Ю.Тютчев «Осенний вечер», А.А.Фет «Первый ландыш»,А.Н.Майков «Поле зыблется цветами…»

А.П. Чехов.  Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа

А.И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени»

Урок – диспут «Что значит быть счастливым?»

Р/р Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, А.И. Куприна (по выбору)

А.А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия»

О.Э. Мандельштам. Слово о писателе.  «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…»

И.С. Шмелёв. Слово о писателе. « Как я стал писателем»

М.А Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»

Контрольная работа по творчеству А.А. Блока, О.Э. Мандельштам, М.А. Осоргина, И. С. Шмелёва

Анализ контрольной работы

Журнал «Сатирикон». Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки).

Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки).

Теффи (Н.А. Лохвицкая). «Жизнь и воротник.

М.М. Зощенко. «История болезни»

Боевые подвиги и военные будни в творчестве  М. Исаковского («Катюша», «Враги сожгли родную хату…»), Б. Окуджавы («Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»), Л. Ошанина («Дороги»),   А. Фатьянова «Соловьи»),

Урок – концерт «Поэзия Великой Отечественной войны»

А.Т Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Тёркин».

Василий Тёркин – защитник родной страны.

Новаторский характер образа Василия Тёркина.

Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин».

Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. Мастерство А.Т. Твардовского в поэме.

Р/р Обучение устному рассказу

В.П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет».

Отражение военного времени в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе

Р/р  Классное сочинение «Великая Отечественная война в произведениях писателей 20-го века»

Анализ сочинения

А.В. Жвалевский, Е.Б. Пастернак «Шекспиру и не снилось»

А.В. Жвалевский, Е.Б. Пастернак. Рассказ «Неудачница»

Русские поэты  XX века о Родине,  родной природе и о себе. Анализ стихотворений И. Анненского, Д. Мережковского, Н. Заболоцкого, Н. Рубцова

Урок-концерт «Русские поэты  XX века о Родине,  родной природе и о себе»

Анализ стихотворений поэтов  русского зарубежья об оставленной ими Родине.

Урок-концерт «Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине»

У. Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта».

Семейная вражда и любовь героев трагедии    

Ромео и Джульетта – символ любви и верности. Тема жертвенности

Сонеты У. Шекспира. «Кто хвалится родством своим и знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…».

Ж.- Б. Мольер. « Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа.

Черты классицизма в комедии Мольера.

Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии

Вальтер Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман

«Айвенго» как исторический роман

 Д.Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»

Урок-зачет. Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе.

Итоговый урок

Данная программа может использоваться при переходе на дистанционное обучение. При условии перехода, темы будут транслироваться с использованием интернет-ресурсов.

Календарно – тематическое планирование по литературе 8 класс для детей с ОВЗ задержка психического развития

 индивидуальное обучение на дому

Тема

Дата  по плану

Дата по факту

Введение. Русская литература и история

Устное народное творчество. Русские народные песни. Хороводные и лирические. Исторические песни. «Пугачёв казнён».

Частушки

Предания.  «О покорении Сибири Ермаком».

Из древнерусской литературы. «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского

Русская история в картинах

Д.И.Фонвизин. «Сатиры смелый властелин»  

 

Сатирическая направленность комедии «Недоросль». Проблема воспитания истинного гражданина.

Анализ эпизода комедии  «Недоросль»(по выбору). Фонвизин и классицизм

Р/Р Подготовка к домашнему сочинению по произведению Д.И.Фонвизина  «Недоросль»(тема на выбор)

А.С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе. А.С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве А.С.Пушкина (на основе изученного в 6-7 классах)

А.С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки). История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора.

А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы.

Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Савельич Р/р Сравнительная  характеристика двух героев романа «Гринев и Швабрин»

Семья капитана Миронова. Маша Миронова - нравственный идеал Пушкина

Пугачев и народное восстание в романе  и историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке.

Гуманизм  и историзм А.С. Пушкина в романе «Капитанская дочка». Особенности композиции романа «Капитанская дочка»

Фольклорные мотивы. Понятие о романе и реалистическом  произведении.Р/р Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Разноплановость содержания стихотворения «Туча». Тема дружбы в стихотворении «19 октября». Р/р Анализ стихотворения Пушкина « К***» (Я помню чудное мгновенье… ). Тема любви

М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю. Лермонтова. «Мцыри» Лермонтова как романтическая поэма

Мцыри как романтический герой.  Воспитание в монастыре. Романтически-условный историзм поэмы

Трагическое противопоставление человека и обстоятельств. Особенности композиции поэмы «Мцыри». Эпиграф и сюжет поэмы. Роль описаний природы в поэме.

Р/р Анализ эпизода из поэмы «Мцыри». Смысл финала поэмы «Мцыри». Развитие представлений о жанре романтической поэмы

Р/р  Обучение сочинению по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

Анализ сочинения по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношения к истории и исторической теме в художественном творчестве.

Н.В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и её первой постановки. Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе

Хлестаков. Понятие о миражной интриге. Хлестаковщина как нравственное явление. Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены.

Р/р  Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении» (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н. В. Гоголя « Ревизор»

Н. В. Гоголь. «Шинель». Образ маленького человека в литературе.  Мечта и реальность в повести «Шинель».

М. Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок)

Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа. Образы градоначальников.  

Средства создания комического в произведении. Ирония, сатира. Гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык. Р/р Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к домашнему сочинению

Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова,  Н.В. Гоголя, М. Е. Салтыков-Щедрина

Н.С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного образа

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала».

Мастерство Л.Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приёмы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа

Поэзия  родной природы А.С.Пушкин «Цветы  последние милей…»,М.Ю.Лермонтов «Осень»,  Ф.Ю.Тютчев «Осенний вечер», А.А.Фет «Первый ландыш»,А.Н.Майков «Поле зыблется цветами…»

 А.П. Чехов.  Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа

А.И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Урок – диспут «Что значит быть счастливым?»

Р/р Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, А.И. Куприна (по выбору)

А.А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия». О.Э. Мандельштам. Слово о писателе.  «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…»

И.С. Шмелёв. Слово о писателе. « Как я стал писателем».

М.А Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне» Контрольная работа по творчеству А.А. Блока, О.Э. Мандельштам, М.А. Осоргина, И. С. Шмелёва

Анализ контрольной работы. Журнал «Сатирикон». Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки).

Теффи (Н.А. Лохвицкая). «Жизнь и воротник.

М.М. Зощенко. «История болезни»

Боевые подвиги и военные будни в творчестве  М. Исаковского («Катюша», «Враги сожгли родную хату…»), Б. Окуджавы («Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»), Л. Ошанина («Дороги»),   А. Фатьянова «Соловьи»),.Урок – концерт «Поэзия Великой Отечественной войны»

А.Т Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Тёркин». Василий Тёркин – защитник родной страны.

Новаторский характер образа Василия Тёркина. Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин».

Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. Мастерство А.Т. Твардовского в поэме. Р/р Обучение устному рассказу

В.П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе

Р/р  Классное сочинение «Великая Отечественная война в произведениях писателей 20-го века»

Анализ сочинения

А.В. Жвалевский, Е.Б. Пастернак «Шекспиру и не снилось». Рассказ «Неудачница»

Русские поэты  XX века о Родине,  родной природе и о себе. Анализ стихотворений И. Анненского, Д. Мережковского, Н. Заболоцкого, Н. Рубцова.  Урок-концерт «Русские поэты  XX века о Родине,  родной природе и о себе»

Анализ стихотворений поэтов  русского зарубежья об оставленной ими Родине. Урок-концерт «Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине»

У. Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта».

Семейная вражда и любовь героев трагедии    

Ромео и Джульетта – символ любви и верности. Тема жертвенности

Сонеты У. Шекспира. «Кто хвалится родством своим и знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…».

Ж.- Б. Мольер. « Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа.

Черты классицизма в комедии Мольера.

Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии

Вальтер Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман

«Айвенго» как исторический роман

 Д.Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»

Урок-зачет. Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе.

Итоговый урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа учебного предмета « Литература» для обучающихся 6 класса (вариант 6.1, 6.2)

Адаптированная  рабочая программа по литературе для обучающихся 6 класса  с нарушением работы опорно-двигательного аппарата (вариант 6.1, 6.2)...

Рабочая программа учебного предмета «Литература» обязательной предметной области «Русский язык и литература» по курсу 5-9 класс ФГОС ООО

Рабочая программа учебного предмета «Литература» обязательной предметной области «Русский язык и литература» составлена в соответствии с ФГОС ООО, требованиями к результатам ос...

Рабочая программа «Дефектологические занятия» для обучающейся 5 «» класса (АООП ФГОС НОО с ОВЗ)

Рабочая программа«Дефектологические занятия»для обучающейся 5 «» класса(АООП ФГОС НОО с ОВЗ)...