Тема урока: «Мы к своей родине привержены» (обобщающий урок - размышление по сказу Н.С.Лескова "Левша")
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Урок по сказу Н.С. "Левша" построен в форме проектной работы. Урок- размышление помогает вспомнить основное содержание сказа, найти и обсудить основную проблематику сказа,  определить главную мысль, сделать выводы,  продолжить формирование навыков проектной работы; воспитывать чувства гражданственности  и патриотизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_rasskazu_levsha_6_kl.docx28.76 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Мы к своей родине привержены»

  (обобщающий урок - размышление  по сказу Н.С.Лескова "Левша")

Цель урока: вспомнить основное содержание сказа, найти и обсудить основную проблематику сказа,  определить главную мысль, сделать выводы,  продолжить формирование навыков проектной работы; воспитывать чувства гражданственности  и патриотизма.

                                                                 Ход урока

1. Здравствуйте, ребята!   Садитесь.

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Сиянье ваших умных глаз. Передо мной (называю имена детей)…

Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Из знаний ваших и умений

Мы вместе сотворим урок!

           - Ребята!   Сегодня вместе с вами окажется  в загадочном  мире художественного искусства, умельцев и мастеров, творцов  учитель русского языка и литературы средней школы №1  Байгазина Зиля Касимовна.

        Дорогие ребята!  2020 год назван  годом  памяти и славы.  Чем же славится Россия на весь мир? Посмотрите на самые красивые народные промыслы, созданные руками мастеров.

Павлово - посадские шали. Производятся в Павловском Посаде Московской области

Гжель.  Родина  Раменский район Московской области,

Хохлома.  Производится в  Нижегородской области

Оренбургский пуховый платок. Родина Оренбург

Русская матрешка.  Родина город Сергиев-Посад

Тульская  игрушка

Тульский пряник

Тульский самовар

Оружия тульских мастеров оружейного завода. Тула – город мастеров

Ребята, сами видите, что у  нас разносторонняя богатая культура, многие наши соотечественники известны на весь мир. Знаменит и Николай Семенович Лесков своим сказом «Левша». Читают, знают это произведение не только в России, но и по всему миру.

Продолжим нашу работу по творчеству Н.С.Лескова.

-Сегодня заключительный урок по  сказу  Лескова "Левша". (1 слайд). Полное название  «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе » (2слайд)

Ребята, какую цель поставим перед собой?

Цель нашего урока  (3слайд)

Добиться этой цели нам поможет вдумчивое чтение произведение и  ваша работа над домашним заданием,  А назвать урок хотелось бы словами главного героя :

“Мы к своей родине привержены” (запись темы). (5слайд)

( Эпиграф, тема) Это святая обязанность – любить страну,

которая  вспоила и вскормила нас,

как родная мать. (М.Шолохов)

2.  Вступительная беседа. Словарная работа. (6слайд)

Ребята, обратите внимание на эпиграф: писатель М.Шолохов говорил, что для каждого из нас «… святая обязанность – любить страну, которая вспоила и вскормила нас, как родная мать.

-Как можно объяснить при помощи слов Шолохова, почему человек должен любить свою страну? (Потому что  мы здесь родились, живут наши родители, здесь жили  наших предков, дедов и прадедов, которые дали наказ защищать землю, славить ее добрыми делами, быть приверженным к Родине.

-Как вы понимаете  значение слова привержены?( Люди, которые верны кому-либо, либо какой-то идее)

         - Какого человека можно считать приверженным к своей родине? (Верного, преданного человека Родине)

- Как называют людей, приверженных к своей родине?  (Патриот).  Патрио́т — патриотичный человек, тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

-Почему я так назвала наш  заключительный урок по сказу Лескова «Мы к своей Родине привержены»? (Этим мы хотим сказать, что на уроке мы будем говорить о людях, которые любят родину).

Каких персонажей сказа мы можем назвать? (АП, НП, М,И,Платов, Левша, тульских оружейников). Все ли они являются приверженными, преданными Родине? Мы не знаем.

Основной вопрос  на уроке как будет звучать? (Кого в сказе можно назвать настоящим патриотом?) записывают в тетрадь

3. Работа над сюжетом произведения.

-Давайте вспомним сюжет сказа «Левша». Игра называется «Рассыпанные открытки». Ребята, на открытке названы главные события  произведения. восстановите сюжетную последовательность их. (7-12 слайд)

  1. «Левша на царском приеме»
  2. «Работа тульских мастеров»
  3. «Николай Павлович посылает Платова в Тулу»
  4. «Англичане дарят русскому императору блоху»
  5.  «Левша в Англии»
  6. «Возвращение Левши в Петербург и его бесславная смерть»

  1. «Англичане дарят русскому императору блоху»
  2. «Николай Павлович посылает Платова в Тулу»
  3. «Работа тульских мастеров»
  4. «Левша на царском приеме»
  5. «Левша в Англии»
  6. «Возвращение Левши в Петербург и его бесславная смерть»

Ребята, знание содержания произведения поможет нам  провести небольшую исследовательскую работу под названием «Власть и патриотизм», «Народ и патриотизм».

4. Исследование (19 слайд) Работаем группами, получаем на карточках задание, работаем  с  текстом произ и делаем вывод.

Наши персонажи - это АП,НП,Платов,Левша и оружейники.

- Перед исследовательской работой выскажем предположение, что эти все герои произведения  умеют беречь честь и славу России и  являются патриотами своей родины. Это будет нашей гипотезой, над которой мы будем работать.

Вопрос 1 группе. ПОРТРЕТ АП

- Можно ли Александра Павловича считать приверженным  ко всему русскому национальному, к русскому народу? Почему?( Приведите примеры из текста (1-3 главы) Найти 3 реплики, охарактеризовать). 

(«Мы , русские , со своим значением никуда не годимся».гл1

«Вы есть первые мастера на всем свете, и мои люди супротив вас сделать ничего не могут».гл3

«Государь так соображал, что англичанам нет равных в искусстве»)гл 3

 «мы, русские, со своим знанием никуда не годимся»
- По этим примерам о чем мы можем судить?  АП  удивляется, восторгается мастерством английских умельцев, при этом не вспоминает о таланте отечественных мастеров. Убежден, что “мы, русские, со своим значением никуда не годимся”. Эти слова уже говорят, что он не знает свой народ.

 - Можно его назвать патриотом? Нет. трудно назвать патриотом

Учитель. Слово Вторая группа, 

Обратимся к образу Матвея Ивановича Платова. Некоторые критики утверждали: “Платов сам из народа, верит в талантливость  русского народа. Согласны ли вы с этим (Найти 3 реплики  из текста, охарактеризовать). . (главы 2,3)

Матвей Иванович Платов (Портрет)

«Платов сейчас скажет: так и так, и у нас дома свое не хуже есть, …»гл 2

« Платов показывает на самом сгибе сделана русская надпись: «Иван Москвин во граде Туле» гл 2

«..а Платов доводил, , что и наши на что взглянут – все могут сделать, но только им полезного учения нет…»гл 3

- По этим примерам о чем мы можем судить? 

Вывод: Платов не любит  иностранцев, с уважением относится ко всему, что создано в родной стране. Признаёт талантливость мастеров.

3 группа. Некоторые критики утверждали: “Платов сам из народа,, он уважает  и поддерживает Левшу». Согласны ли вы с этим? Нет. (Главы 5,10) Найти 3 реплики  из текста, охарактеризовать).

«Сиди,- говорит,- здесь до самого Петербурга вроде пубеля, - ты мне за всех ответишь».гл 10

« А Платов им вместо ответа показал кулак – такой страшный, бугровый и весь изрубленный, кое как сросся – и , погрозивши, говорит: «Вот вам тугамент!» гл 10

«Я вам верю, но только смотрите, бриллиант чтобы не подменить и аглицкой тонкой работы не испортьте…» гл 5

Выводы:

Платов признает талантливость русского народа, но не уважает простой народ. Постоянно унижает, несправедливо обижает.

 Государь Николай Павлович

Учитель:А  этот герой “к своей родине привержен”? (Портрет НП) 

-Можно ли прямо ответить на этот вопрос? Над каким вопросом сначала нужно подумать? Слово  4 группе

- «Что должен делать царь, любящий свою Родину и народ?» Что он исправно выполняет?  (Найти 3 реплики  из текста, охарактеризовать, главы 4,13).

«Государь Николай Павлович был в своих русских людях очень уверенный».

гл 4

«Я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не проронят и что-нибудь сделают» гл 4

«-Видите , я лучше всех знал, что мои русские меня не обманут.Глядите, пожалуйста, ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы поставили!»

гл 13

Учитель: Какие выводы вы можете сделать? (Есть предположение, что любит народ, к государю рождается симпатия, он восхищается работой русских мастеров, но только для того, чтобы потешить самолюбие: есть у нас  среди русских мастера не хуже англичан.

 Государь Николай Павлович (Портрет НП)

5группа. Какой вопрос вы решали?

-Что должен делать царь, любящий свою Родину и народ? Чего он не выполняет? Найти 3 реплики  из текста, охарактеризовать, глава 18). -Как родная земля встретила Левшу?

Цитата: гл 18

«А Левшу свалили в квартале на пол».

«Тогда его обыскали,  пестрое платье с него сняли часы, и деньги обрали, а самого пристав велел еена встречном извозчике бесплатно в больницу отправить.»

«И все это время на холодном парате лежал.»

 Ребята, парате обозначает крыльце, Левша лежал перед Обухвинской больницей  на холодном крыльце.

- Какие чувства у вас возникли? Жалости и сострадания. Негодования  и обиды. Почему? Его никто не встретил, забыли о нем, никто ему не помогает, он о, казался на улице, на холодном парате.

Учитель: Какие выводы вы можете сделать? 

Выводы: Нет внимания, не заботиться, не интересуется жизнью простого народа, обязанность свою перед народом не выполняет. Верит русскому народу, но безразличный к их условиям жизни. 

- Ребята, среди людей власти есть патриоты своей Родины? Нет. Люди высшего света не привержены к родине по – настоящему: они возлагают большие надежды на русский народ, однако, совсем не заботятся о своем народе. (Запись в тетради)

Портрет Левши.

6 группа.  «Может быть, простые люди как сказал Левша  «своей Родине привержены»?

 Какие реплики это подтверждают?

Приведите  примеры. Главы 15,16,19

- ( «…авось слово царское ради нас в постыждении не будет».гл 5 в конце стр

 Выполняя работу ради царя, они поддерживают этим Платова и всю Россию. Мастера хотят доказать, что русский народ не менее талантлив, чем представители других наций.)Не хотят  уступать в мастерстве. никому. В этом чувство собс достоинства.

-«своей Родине привержены»гл 15

-нахлобучку накинул и к Отечеству смотрит»гл16

- «Но только когда…..И с этою верностью Левша перекрестился и помер.»)

гл 19

Вывод:  Левша любит свою Родину.  Правильно. И насколько Левша привержен  Родине давайте послушаем.. -Послушаем, как разговаривали англичане и Левша.

-Сделайте вывод по содержанию этого эпизода.

Учитель. Он многое знает, знает свое дело, одаренный, талантливый по природе. Но технических знаний у него нет, работает по интуиции. Подковать-то блоху подковали, но она перестала прыгать, двигаться, танцевать..Левша согласен, что знаний не хватает, но важнее всего для него быть верным своей Родине.

- Англичане поняли, что перед ними гениальный мастер? Как к нему относятся? Что они предлагают Левше? Остаться, дать ему образование , стать известным, уважаем мастером склонить на свою сторону.

- Что делает Левша? Отказывается.

Он постоянно думает о Туле, о семье, о родителях. Родина в сердце у героя, в его душе. Левша стремится служить своему Отечеству делами.

Левша - настоящий патриот. Душой и сердцем  предан  Родине. Записываем в тетрадь.

Ребята, мы смогли ответить на вопрос: Кого в сказе можно назвать настоящим патриотом? Да. Это Левша. Он какой?

Называем качества героя. Какой он? - доброта, - патриотизм, - сострадание, - трудолюбие, - бескорыстие, - вера, - "человечкина душа".

Учитель. Ребята, левша не только предан своей родине думает о благополучии  Отечества.

 - Какую информацию вез домой из Англии Левша?

 При осмотре оружейных заводов он обратил внимание на то, как англичане ухаживают за оружием. Они не чистят дульные каналы кирпичом, как в России. Это важная военная информация, и Левша стремится довезти до государя. Левша сказал: « стр 290 читают гл. 19 Но только когда Мартын-Сольский приехал, левша уже кончался..

 А сейчас посмотрим отрывок из мультфильма «Левша».

-Сравним, как показан последний момент жизни автором сказа Н.Лесковым и мультипликатором .

-Какую сцену придумал мультипликатор, отличного от сказа? Левша бегает по этажам, по лестницам и обращается к стражникам, к генералам и просит , чтобы оружия не чистили кирпичом. Его слышат его военноначальники, самодержцы? Нет.

-Почему мультипликатор придумал сцену, которой нет у Лескова?

(усилить впечатление - показать  большое желание Левши помочь Родине.

- А власть не слышит.

Учитель. Мультипликатор и Н, Лесков хотят  Показать, что власть не слышит народа. Они пренебрегают народом.

        -  Ребята,  по сказу эта информация дошла до Николая Павловича? Нет.  Перед смертью Левша успел сказать русскому доктору о важном для России донесении, но генералы не обратили на это внимания. Государю так и не сказали, и чистка продолжалась до самой Крымской кампании. На этой войне русская армия потерпела поражение в 1856 году после трехлетней войны с  Британской, Французской, Османской империей. И правдиво пишет автор сказа: « стр 291. читаю.

- Сказ построен на реальных событиях. В произведении участвуют очень много исторических лиц. Назовите их.(АП, НП,Платов, воен министр Мартынов, ген. Клейнмихель, ген Скобелев, рус врач Мартын-Сольский, ген Чернышев). И правдиво может быть и то, что в свое время дульные каналы оружия тоже чистили. только к нашему времени это стало легендой. А сама история о косой Левше и о стальной блохе, написанная Лесковым, - это вымышленное событие, но создано на реальных жизненных наблюдениях. Один из прототиповлевши известный тульский оружейник  Алексей Сурин.

  Разрешение целей урока 

Ребята, Перед началом работы над проектом мы высказали такую гипотезу, предположение, что эти все герои произведения  умеют беречь честь и славу России и  являются патриотами своей родины..  Ответим на поставленный  вопрос:  «Кто же  из героев сказа по-настоящему «привержен к свой Родине»?

 (Не верховная власть  озабочена честью и славой нации, а  простые  тульские мужики .Они-то и берегут честь и славу России и составляют ее надежду.  

 -О чем же сказ Левша? (Слайд 35)

О русских самодержцах, военачальниках, о талантливых русских людях, о народных умельцах.

О судьбе мастера;

О патриотах России,

О любви к Родине;

Об отношении власти к народу.

Идея:

-Показать, что долг русского человека – быть верным своему Отечеству.

-Автор хочет вызвать  в читателе чувство гордости за   ее умельцев, за Россию, за свою малую родину.

- Автор хочет сказать, что нельзя быть безразличным, равнодушным к своему народу.

Учитель. Наш урок завершается. Мы говорили сегодня не только о Левше, мы говорили о себе самих. Ведь мы  россияне

Мы должны знать свою историю, должны читать книги, создавать и беречь музеи, что-то уметь делать своими руками, гордиться своей страной, ее мастерами…

 Наша малая родина – село Татышлы. Как мы  будем ее любить?

 Добрыми делами, потому что это наша святая обязанность.

 Рефлексия.

– Что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке? В России есть великие мастера, приверженные Родине.

- Чему научились? Знать историю России. Любить родину. Уважать свой народ.

Домашнее задание: написать сочинение на тему:  «Русская земля славится талантами».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий повторительно-обобщающего урока по истории "Своя игра по истории Древнего мира"

Сценарий повторительно-обобщающего урока по истории Древнего мира в форме игры....

Урок-суд по истории России Повторительно-обобщающий урок по теме "СССР в 1928 - 1938 гг."

Делюсь разработкой урока проведенного мною в 2006 году. Форма проведения урока нетрадиционна - это урок-суд. Тема является актуальной до сегодняшнего дня. Поэтому выкладываю на обозрение коллег. Больш...

Презентация к уроку истории в 5 классе "Повторительно-обобщающий урок по теме "Древний Восток"

1. Отгадать страну.2.Определение личности.3.Найти лишнее.4.Соотнесение дат и событий.5. Решение кроссворда....

Урок - игра. Турнир - "Умники и умницы". Обобщающий урок по теме: "Тепловые явления". 8 класс.

8 класс. Обобщающий урок по теме:"Тепловые явления". Физику и математику принято относить к точным наукам. И уж если прозвенел звонок на урок по этим предметам, то казалось бы литература, искусство, п...

презентация к повторительно-обобщающему уроку в форме "своей игры" для 5-го класса "Передняя Азия в древности"

презентация поможет интересно провести повторение, закрепить материал на уроке, а также может быть использована на дополнительных или внеклассных мероприятиях по истории Древнего мира....

Обобщающая викторина с ответами для школьников 8 класса на тему «Знаешь ли ты свою Родину?».

Обобщающая викторина с ответами для школьников 8 класса на тему «Знаешь ли ты свою Родину?»...