Рабочая программа по предмету «Родной язык (русский)» 7 «Б» класс
рабочая программа (7 класс)

Головина Анастасия Васильевна

Рабочая программа учебного предмета «Родной язык (русский)» для 7 «Б» класса МОУ Газимуро – Заводская СОШ разработана на основе:

  1. Федерального  государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.);
  2. Примерной  программы по учебному предмету «Родной русский язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования (2018 г.);
  3. Образовательной программы основного общего образования МОУ Газимуро – Заводская СОШ (2021 г.);
  4. Учебного плана МОУ Газимуро – Заводская СОШ (2021 г.);
  5. Программы Александровой О. М. «Родной русский язык. Примерные рабочие программы. 5-9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2020»
  6. Учебного пособия «Русский родной язык. 7 класс» / О. М. Александрова и др.- М.: Просвещение, 2019;
  7. Положения о структуре, порядке разработки, экспертизы и утверждения  рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), курса внеурочной деятельности в муниципальном общеобразовательном учреждении Газимуро-Заводской средней общеобразовательной школе (2019 г.).

     Согласно учебному плану школы рабочая программа разработана  на17  часов (1 час в неделю в 1 полугодии)

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_rp_po_rodnomu_yazyku.docx29.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

Газимуро-Заводская средняя общеобразовательная школа

«Утверждаю»

Директор МОУ

Газимуро-Заводская  СОШ

__________ /Уварова Г.Ф./

Приказ №  ___  от _________2021 г.

Рабочая программа

по предмету «Родной язык (русский)»

7 «Б» класс

Составитель:

Головина А.В.,

учитель русского языка и литературы

Газимурский Завод

2021 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Родной язык (русский)» для 7 «Б» класса МОУ Газимуро – Заводская СОШ разработана на основе:

  1. Федерального  государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.);
  2. Примерной  программы по учебному предмету «Родной русский язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования (2018 г.);
  3. Образовательной программы основного общего образования МОУ Газимуро – Заводская СОШ (2021 г.);
  4. Учебного плана МОУ Газимуро – Заводская СОШ (2021 г.);
  5. Программы Александровой О. М. «Родной русский язык. Примерные рабочие программы. 5-9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2020»
  6. Учебного пособия «Русский родной язык. 7 класс» / О. М. Александрова и др.- М.: Просвещение, 2019;
  7. Положения о структуре, порядке разработки, экспертизы и утверждения  рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), курса внеурочной деятельности в муниципальном общеобразовательном учреждении Газимуро-Заводской средней общеобразовательной школе (2019 г.).

     Согласно учебному плану школы рабочая программа разработана  на17  часов (1 час в неделю в 1 полугодии)

Планируемые результаты изучения учебного предмета

«Родной язык (русский)»

Личностные результаты:

- воспитание ценностного отношения к родному языку и литературе на родном языке как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;

- приобщение к литературному наследию своего народа;

- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа;

- осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

- получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
  2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
  3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условийи требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
  4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
  5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
  2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
  3. Смысловое чтение.
  4. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей, справочников, открытых источников информации и электронных поисковых систем.

Коммуникативные УУД

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
  2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
  3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

 Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне основного общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.

 В конце третьего года изучения курса русского родного языка в основной общеобразовательной школе предметные результаты должны отражать сформированность следующих умений.

«Язык и культура»:

- пояснять внешние причины изменений в русском языке;

-приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

- приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;

-выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в текстах;

- распознавать и характеризовать устаревшую лексику (историзмы, архаизмы); понимать особенности её употребления в текстах;

-определять значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразно употреблять иноязычные слова;

-объяснять происхождение названий русских городов (в рамках изученного);

- регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебные этимологические словари; словари синонимов, антонимов.

«Культура речи»

-соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имён;

-существительных, имён прилагательных, глаголов (в рамках изученного);

- различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы;

- употреблять слова с учётом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы;  употреблять слова с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы; соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов;  

-употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости;  

-корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в рамках изученного);  употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы с учётом стилистических норм современного русского языка;  анализировать и различать типичные речевые ошибки

-  редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;

-выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;

-анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь;

- корректировать речь с учётом её соответствия основным нормам современного литературного языка;

- редактировать предложения, избегая нагромождения одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежей;  соблюдать русскую этикетную манеру общения;

-использовать принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета;  

-использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова и особенностей его употребления;

-использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, орфографические словари для определения нормативных вариантов произношения и правописания;  

-использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста;  

-использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения;

-опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;  -использовать орфографические словари и справочники по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи.

 «Речь. Речевая деятельность. Текст»

- анализировать логико-смысловую структуру текста;

-распознавать виды абзацев;

- распознавать и анализировать разные типы заголовков текста;

- анализировать и создавать тексты рекламного типа, притчи;

-  анализировать и создавать текст в жанре путевых заметок;

-уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактном общении: убеждение, комплимент, спор, дискуссия;  

-уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения;  

-создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности;

- строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов, рецензию на проектную работу одноклассника, доклад;

- принимать участие в учебно-научной дискуссии;

- владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях.

Содержание учебного предмета

Раздел 1. Язык и культура  Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков. Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально-бытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы. Группы лексических единиц по степени устарелости. Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов. Актуализация устаревшей лексики в новом речевом контексте (губернатор, диакон, ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз и т. п.).

Раздел 2. Культура речи Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях. Нормы постановки ударения в словоформах с непроизводными предлогами (нА дом‚ нА гору). Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы управления, функционально- стилевая окраска и употребление паронимов в речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки в речи. Глаголы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени (в том числе способы выражения формы 1-го лица настоящего и будущего времени глаголов очутиться, победить, убедить, учредить, утвердить)‚ формы глаголов совершенного и несовершенного вида‚ формы глаголов в повелительном наклонении. Нормы употребления в речи однокоренных слов типа висящий – висячий, горящий – горячий. Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий‚ деепричастий‚ наречий. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. Литературный и разговорный варианты грамматической нормы (махаешь – машешь; обусловливать, сосредоточивать, уполномочивать, оспаривать, удостаивать, облагораживать). Речевой этикет. Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи‚ средний темп речи‚ сдержанная артикуляция‚ эмоциональность речи‚ ровная интонация. Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в разговоре. Невербальный (несловесный) этикет общения.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст  Язык и речь. Виды речевой деятельности. Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др. Текст как единица языка и речи. Текст, основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. Виды абзацев. Основные типы текстовых структур: индуктивные, дедуктивные, рамочные (дедуктивно-индуктивные), стержневые (индуктивно-дедуктивные) структуры. Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение. Сильные позиции текстов, их типы. Информативная функция заголовков. Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров. Правила поведения в споре, как управлять собой и собеседником. Корректные и некорректные приёмы ведения спора. Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности. Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстовая информация в текстах художественного стиля речи. Притча.

Тематическое планирование

№ п/п

Раздел

Тема

Кол-во часов

1

Язык и культура

Русский язык как развивающееся явление

1

Устаревшие слова – живые свидетели истории. Историзмы. Архаизмы

1

Употребление устаревшей лексики в новом контексте

1

Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи

1

2

Культура речи

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Ударение

1

Нормы ударения в причастиях, деепричастиях и наречиях

2

Трудные случаи употребления паронимов

1

Типичные грамматические ошибки

2

Нормы русского речевого и невербального этикета

1

3

Речь. Текст

Традиции русского речевого общения

1

Текст. Типы текстов

1

Разговорная речь. Спор и дискуссия

1

Публицистический стиль. Путевые заметки

1

Язык художественной литературы. Притча

1

Итоговый урок. Защита проектов

1

Итого

17 ч.

Календарно – тематическое планирование

№ урока

Дата проведения

Тема урока

Примечание

1

Русский язык как развивающееся явление

2

Устаревшие слова – живые свидетели истории. Историзмы. Архаизмы

3

Употребление устаревшей лексики в новом контексте

4

Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи

5

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Ударение

6

Нормы ударения в причастиях, деепричастиях и наречиях

7

Нормы ударения в причастиях, деепричастиях и наречиях

8

Трудные случаи употребления паронимов

9

Типичные грамматические ошибки

10

Типичные грамматические ошибки

11

Нормы русского речевого и невербального этикета

12

Традиции русского речевого общения

13

Текст. Типы текстов

14

Разговорная речь. Спор и дискуссия

15

Публицистический стиль. Путевые заметки

16

Язык художественной литературы. Притча

17

Итоговый урок. Защита проектов

Примерные темы проектных и исследовательских работ

1. Язык современной рекламы.

2. Русские пословицы и поговорки о вежливости и обходительности.

3. Типы устаревших слов в русском языке.

4. Этикетные формы обращения.

5. Как быть вежливым?

6. Являются ли жесты универсальным языком человечества?

7. Межнациональные различия невербального общения.

8. Искусство комплимента в русском и иностранных языках.

9. Формы выражения вежливости (на примере иностранного и русского

языков).

10. Этикет приветствия в русском и иностранных языках.

11. Анализ типов заголовков в современных СМИ.

12. Слоганы в языке современной рекламы.

13. Заголовки и лиды в современных средствах массовой информации.

14. Подготовка сборника притч.

15. Разработка личной странички для школьного портала.

16. Памятка на тему «Как правильно употреблять слова эффектный и

эффективный» и т. п.

17. Разработка рекомендаций «Как быть убедительным в споре»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Төрле төркемнәр өчен эш программалары./ Рабочие программы по предмету Родной язык (русский), Родной язык (татарский).

Эш программалары тәкъдим итәм. Тел дәресләре атнага 2 сәгать, уку дәресләре атнага 1 сәгать исәбеннән....

Родная литература (русская) 6 класс рабочая программа и КТП. Родной язык (русский) 6 класс рабочая программа и КТП

Родная литература (русская)  6 класс рабочая программа и КТП.  Родной язык (русский) 6 класс  рабочая программа и КТП...

Рабочая программа по предмету «Родной язык (русский)» 7 класс

Пояснительная запискаНастоящая примерная рабочая программа по учебному предмету «Родной язык (русский)» для 7-го класса разработана на основеПримерной программы основного общего образовани...

Рабочая программа по предмету «Родной язык (русский)» 9 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цели изучения учебного предмета «Родной язык (русский)»Программа учебного предмета «Родной язык (русский)» разработана для функционирующих в субъекта...

Рабочая программа по предмету "Родной язык"(русский) для 8-9 классов

Рабочая программа по предмету "Родной язык"(русский)  для 8-9 классов...