Внеклассное мероприятие "Литературный калейдоскоп" (7 классы)
методическая разработка по литературе (7 класс)

Цели внеклассного мероприятия:

- расширить познавательный интерес учеников к литературе;

- развить речь, мышление, внимание, память;

- выявить уровень знания художественной литературы;

- выявить общую эрудицию участников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnyy_kaleydoskop.doc377 КБ
Файл literaturnyy_kaleydoskop_2017.pptx2.62 МБ

Предварительный просмотр:

Литературный калейдоскоп 7 класс

Дата проведения мероприятия: 10.04.2017

Цели:

- расширить познавательный интерес учеников к литературе;

- развить речь, мышление, внимание, память;

- выявить уровень знания художественной литературы;

- выявить общую эрудицию участников.

4 команды по 5 человек: предварительное задание – придумать название команды и девиз

Жюри.

Всем хорошим в жизни я обязан книгам. (М.Горький)

Люди перестают мыслить, когда перестают читать. (Д.Дидро)

1.  Детективы. (Команды обсуждают и записывают на карточках для ответов свои варианты. Отдают жюри. За верный вариант ответа – 3 балла – по 1 баллу за каждый пункт выполненного задания)

  Ваша задача – расследовать:  кому из героев  произведений принадлежат эти вещи или к кому имеют прямое отношение. Кроме того, вам надо назвать произведение, героем которого является этот персонаж, и имя автора!

1) гайка (Денис Григорьев украл гайку - Чехов «Злоумышленник»)

2) люлька с табаком (Тарас Бульба – Гоголь «Тарас Бульба»)

3) детский журнал, карандаши, цифры – арифметика(Женя - Бунин «Цифры»)

4) самовар (Владимир Маяковский – Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»)

2. Блеф - клуб.

    - Что обозначает слово «блеф»? (Выдумка, ложь, рассчитанная на введение в заблуждение кого-либо)

     Вы должны ответить на вопрос: «Верите ли вы, что…»  «Да»  или «Нет». За каждый правильный ответ команда получает очко. 

Начнём, пожалуй, с исторических фактов.

     1) Верите ли вы в то, что на Руси купцы, торговавшие тканями, предпочитали нанимать продавцов маленького роста? ( ДА , в старину ткань измеряли локтями .Локоть – расстояние от локтевого сустава до среднего пальца. У маленького продавца локоть короче, денег за отрез ткани можно получить больше.)

    2)  Верите ли вы в то, что простой крепостной крестьянин времён Ивана Грозного смастерил крылья, как у птицы. И совершил полёт в присутствии царя и его свиты ? (ДА. Смерд  Никита смастерил такие крылья такие крылья и совершил несколько успешных полётов перед царём и его свитой.)

  3) Верите ли вы в то, что на Руси пару лошадей или  волов, запряжённых в одну упряжку, называли супругами?( ДА.)

 4) Верите ли в то, что царь Иван Грозный разорвал первую печатную книгу, а первопечатника Ивана Фёдорова изгнал из Москвы? (  НЕТ. Напротив, царь был покорён и восхищён чёткостью печатных букв. Не найдя ни единой ошибки, царь велел открыть печатный двор.)

 5) Первым российским музеем была Кунсткамера, открытая по приказу Петра I    в Петербурге в 1719 году. Верите ли вы в то, что посещение такого музея во времена Петра I  стоило очень больших денег? (НЕТ. Кунсткамера   была  открыта для бесплатного обозрения и пользования. Более того посетители не очень охотно шли туда,поэтому царь приказал всех угощать : дамам  подавали чашку кофе,а мужчинам – рюмку водки.) .

6) Верите  ли   вы  в  то, что  для  того , чтобы взглянуть на все произведения Эрмитажа, надо пройти более 24 км ? (ДА. В 1988году Эрмитаж попал в книгу рекордов Гиннеса как самая большая картинная галерея мира .Чтобы посетить каждый из 322 залов этого музея, где хранится  около 3млн произведений , надо пройти около 25км.)  

  3. Чей портрет?

  Узнайте портрет писателя. По очереди демонстрируются 10 портретов писателей и поэтов. За каждый правильный ответ команда получает очко.

Запишите фамилии в бланк ответов

  1. Н.А.Некрасов,
  2. С.А. Есенин,
  3. А.С. Пушкин,
  4. М.Ю. Лермонтов,
  5. Н.В. Гоголь,
  6. А.П. Чехов,
  7. В.П. Астафьев,
  8. А.А. Блок,
  9. М.В. Ломоносов
  10. В.В.Маяковский

4.Конкурс знатоков пословиц.

А) Подберите окончание к поговоркам.

Сам пропадай -……………………….

По одёжке встречают -……………………

Глаза страшатся -………………………

Береги платье снову -……………………

Не зная броду -………………

Б) К пословицам разных народов будем подбирать  соответствующие по смыслу русские пословицы.

     Дегестанская: «Торопливым людям не хватает мудрости».( Поспешишь – людей насмешишь).

    Украинская: «И живи до старости ,и учись до старости.» ( Век живи –

 век учись).

    Каракалпацкая : «Если кривы дерева ,то от них и тень крива». ( Яблоко от яблони недалеко падает.)

   Удмурдская : «Слово не стрела ,а сердце пронзает».(  Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Меткое слово – что пуля снайпера.)

5. Знаете ли вы теорию?

Соедините термин и понятие

Сравнение                              - Образное определение к слову.                                         

Олицетворение                     - Изображение неодушевлённых предметов                                                                                                                                                                

                                                 как одушевлённые.

Метафора                          - Образное средство , которое помогает сопоставить                              

                                                 два предмета.

Эпитет                               -   Образное средство, основанное на уподоблении                                

                                                одного  предмета или явления другому по сходству или  

                                                                  контрасту.

6. Конкурс “Кто написал произведения”

Каждой команде дается листок, на котором написаны в одной колонке фамилии писателей, а во второй колонке произведения этих писателей. Вы должны соединить стрелками название и писателей, который написал это произведение.

7. Конкурс “Викторина”

В следующем конкурсе вы будете отвечать на вопросы викторины.

1. Во многих сказках Г.Х. Андерсена есть волшебные вещи или предметы. Назовите сказки, в которых встречаются следующие предметы:

  • зеркало, искажающее мир (“Снежная королева”);
  • поющий горшочек с бубенчиками (“Свинопас”);
  • огниво (“Огниво”);
  • рубашки, связанные из крапивы.

2. Назовите инструмент, под который исполнялись былины (гусли).

3. Как называют книжку-худышку. (Брошюра.)

4. Чей день рождения – 2 апреля – отмечается ежегодно как Международный день детской книги?(Г.Х. Андерсена).

5. Кто автор произведения “Лошадиная фамилия”? (А.П.Чехов)

6. Сколько лет рыбачил старик из пушкинской сказки о рыбаке и рыбке? (Тридцать три года).

7. Где жил старик со своею старухой из сказки Пушкина о рыбаке и рыбке? (В землянке).

8. Кто в "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях" А.С. Пушкина помог Елисею найти невесту? (Ветер).

9. В некоторых рассказах А.П. Чехова герои пишут письма. Назовите рассказ по отрывку из послания героя. “А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосы на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул”. (“Ванька Жуков”)

10. Закончите крылатую фразу Максима Горького: “Любите книгу – источник ...”: (Знаний).    

11. Кто автор произведения “Конь с розовой гривой”? (В.П. Астафьев)

12. По отрывку назовите автора и название этого стихотворения:

“На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн;
И вдаль глядел…”. (А.С.Пушкин. “Медный всадник”)

13. По отрывку назовите автора и название этого стихотворения:

“Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хазарам…”. (А.С.Пушкин. “Песнь о вещем Олеге”)

14. По отрывку назовите автора и название этого стихотворения:

Пусть смерть мне суждена –

Мне нечего жалеть!..

Я еду! Еду! Я должна

Близ мужа умереть. (Н.Некрасов «Русские женщины. Княгиня Трубецкая»)

8.  Чёрный ящик.

Если вы установите, что связывает все эти предметы, то вы ответите на вопрос: Что находится в чёрном ящике? За правильный ответ – 4 балла.

1. Усердней с каждым днем гляжу в : …
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь,
На всех словах  события печать. (словарь - Маршак "Словарь")

2. Обычно с первого взгляда обладателя этой вещи все принимают за отличника, без нее 

не мог обходиться А.П. Чехов. (Очки)

3.В "черном ящике" находится предмет, с помощью которого известный модельер Вячеслав Зайцев может изготовить удивительные вещи, но этот предмет может уничтожить одного страшного персонажа русских народных сказок. (Игла)

4. А в этом ящике лежит то, что указывало путьдорожку не только ИвануЦаревичу, но и одному из мифических героев Древней Греции. (Клубок)

Жюри подсчитывает количество баллов, объявляет победителей.

1.  Детективы. (За верный вариант ответа – 3 балла – по 1 баллу за каждый пункт выполненного задания)

Конкурс знатоков пословиц

А) Подберите окончание к поговоркам.

Сам пропадай -……………………….

По одёжке встречают -……………………

Глаза страшатся -………………………

Береги платье снову -……………………

Не зная броду -………………

Б) К пословицам разных народов подберите  соответствующие по смыслу русские пословицы.

     Дегестанская: «Торопливым людям не хватает мудрости»

    Украинская: «И живи до старости , и учись до старости»

    Каракалпацкая : «Если кривы дерева ,то от них и тень крива»

   Удмурдская : «Слово не стрела ,а сердце пронзает»

Знаете ли вы теорию?

Сравнение

Образное определение к слову

Олицетворение

Изображение неодушевлённых предметов как одушевлённых

Метафора

Образное средство, которое помогает сопоставить два предмета

Эпитет

Образное средство, основанное на уподоблении одного  предмета или явления другому по сходству или  контрасту.

                                                                 

Старик Хоттабыч        

Д.Родари

Серебряное копытце

Д. Свифт

Вовка – добрая душа

А.Милн

Чиполлино

Л.Лагин

Вини – Пух и все-все-все

И.Крылов

Путешествие Гулливера

А.Некрасов

Стрекоза и муравей

А. Барто

Приключения капитана Врунгеля

П.Бажов

Знаете ли вы теорию?

Сравнение

Образное определение к слову

Олицетворение

Изображение неодушевлённых предметов как одушевлённых

Метафора

Образное средство, которое помогает сопоставить два предмета

Эпитет

Образное средство, основанное на уподоблении одного  предмета или явления другому по сходству или  контрасту.

                                                                 

Старик Хоттабыч        

Д.Родари

Серебряное копытце

Д. Свифт

Вовка – добрая душа

А.Милн

Чиполлино

Л.Лагин

Вини – Пух и все-все-все

И.Крылов

Путешествие Гулливера

А.Некрасов

Стрекоза и муравей

А. Барто

Приключения капитана Врунгеля

П.Бажов


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЛИТЕРАТУРНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП 7 КЛАССЫ

Слайд 2

Всем хорошим в жизни я обязан книгам (М.Горький) Люди перестают мыслить, когда перестают читать (Д.Дидро)

Слайд 3

Детективы Кому из героев произведений принадлежат эти вещи или к кому имеют прямое отношение? Назовите произведение , героем которого является этот персонаж, и имя автора!

Слайд 5

Блеф - клуб Верите ли вы, что …? Да Нет

Слайд 6

Чей портрет ?

Слайд 17

Конкурс знатоков пословиц

Слайд 18

Знаете ли вы теорию ?

Слайд 19

Кто написал произведения? Старик Хоттабыч Д.Родари Серебряное копытце Д. Свифт Вовка – добрая душа А.Милн Чиполлино Л.Лагин Вини – Пух и все-все-все И.Крылов Путешествие Гулливера А.Некрасов Стрекоза и муравей А. Барто Приключения капитана Врунгеля П.Бажов

Слайд 20

Викторина

Слайд 21

Чёрный ящик

Слайд 22

Спасибо за игру!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по биологии "Биологический калейдоскоп" 8 класс

Мероприятие можно использовать при проведении предметной неделиВключает вопросы викторины, конкурсы и др....

Внеклассное мероприятие для 6 классов "Математический калейдоскоп"

Цель игры:§        Расширить знания учащихся;§        Развить познавательный интерес математике;§...

Внеклассное мероприятие для 6 классов "Математический калейдоскоп"

Цель игры:§        Расширить знания учащихся;§        Развить познавательный интерес математике;§...

Внеклассное мероприятие в 9 классе "Армейский калейдоскоп"

внеклассное мероприятие в коррекционной школе 9 класс Армеский калейдоскоп...

Внеклассное мероприятие «Калейдоскоп профессий», 6 класс.

Внеклассное мероприятие «Калейдоскоп профессий», 6 класс....

Внеклассное мероприятие "Калейдоскоп наук" в 5-7 классах

Цели:обучающие: расширить понятия базового уровня; научить решать нестандартные задачи;− развивающие: развитие познавательного интереса, математической интуиции, логического мышле...