В мире приключений и фантастики
статья по литературе

Галина Михайловна Рыспаева

В мире приключений и фантастики 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_mire_priklyucheniy_i_fantastiki_ryspaeva_g.m.docx32.35 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий тематического вечера для учащихся 5-6 классов

«В мире приключений и фантастики»

Автор: Рыспаева Г.М., учитель русского языка и литературы

МБОУ СШ №11   г. Новый Уренгой

Описание материала: Приключенческая литература занимает большое место в кругу чтения подростков. Именно в этом возрасте сильна тяга ко всему неразгаданному, неизведанному, необычному.  Предлагаю Вам сценарий тематического вечера для учащихся 5-6 классов «В мире приключений и фантастики», посвящённый приключенческой литературе. Данный материал будет полезен организаторам внеклассной работы, учителям, библиотекарям.

Цель: Расширение кругозора детей. Формирование нравственных чувств и привычек нравственного поведения. Формирование образного мышления, увлечения чтением художественной литературы.

Задачи: Расширить знания детей о приключенческой литературе. Сформировать осмысление таких нравственных понятий, как добро и зло, смелость и трусость, дружба на примерах героев художественных произведений. Развивать культуру чтения учащихся. Активизировать чтение.

Оформление и демонстрационный материал: Зал украшен рисунками детей, посвященных героям любимых книг. Выставка книг «На парусах приключений». Записи: «Жил отважный капитан»: музыка И. Дунаевский, слова В. Лебедев – Кумач; «А ну-ка песню нам пропой, весёлый ветер»: музыка И. Дунаевский, слова В. Лебедев-Кумач.

Главные действующие лица:

Учитель, Читайки, Робинзон Крузо, Барон Мюнхаузен, Роберт, Мери, Старик Хоттабыч.

Ход мероприятия:

Звучит запись песни «А ну-ка песню нам пропой, весёлый ветер».

Учитель:

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по страницам ваших любимых книг о приключениях. Эти книги любят читать и взрослые, и дети. Потому что они увлекательны, интересны. В них действуют герои добрые, смелые, находчивые, знающие жизнь и умеющие находить выход из самых неожиданных ситуаций. Они всегда приходят на помощь тем, кто в ней нуждается. А поможет нам не потеряться в этом путешествии – Читайки, самые активные читатели библиотеки.  

Читайка 1:

Здравствуйте, ребята. Вы любите морские путешествия? Тогда в путь! Звучит музыка, напоминающая шум волн, и появляется Робинзон Крузо.

Робинзон Крузо:

Здравствуйте! Так спешил, так боялся опоздать! Свой корабль пришлось оставить здесь недалеко. А где все гости? Почему меня никто не встречает?

Читайка 2:

Извините. А вы кто такой? Мы собрались в путешествие по книгам, вдруг врываетесь вы. Мы вас, между прочим, не звали.

Робинзон Крузо:

Как не звали?! Да у меня приглашение. Официальное. Вот оно:

«Уважаемый и высокочтимый друг! Будьте так любезны, прибыть по адресу: школа №11, библиотека, в два часа дня. Ваши старые друзья будут ждать вас с нетерпением. Торопитесь! И подпись Б.М.»

Читайка 1:

Да, это адрес нашей библиотеки. Странно, кто же этот Б.М., и почему встречу с вами он назначил у нас? Но гостям мы всегда рады, приглашаем вас в путешествие в мир приключений, в мир книг и их героев.

Робинзон Крузо:

Так я ведь и есть герой! Герой приключенческой книги. Меня знают все ребята и взрослые. Я очень выносливый, мужественный и находчивый. Кроме того, я очень терпеливый.  Да-да, у меня хватило терпения прожить на необитаемом острове 28 лет. Какой это был чудный остров! Какая там пышная растительность. И нельзя назвать его необитаемым: там были разные птицы, говорящие попугаи, дикие козы. И самое главное – я встретил там своего наилучшего друга.  И если здесь собрались, как вы сказали,  истинные друзья книги, пусть ответят на мои вопросы:

  1. Как меня зовут и герой, какой я книги;

(Робинзон Крузо)          

  1. Кто автор этой книги?

(Даниель Дефо)  

  1. Как звали моего неразлучного друга?

(Пятница)

Читайка 2:

Уважаемый Робинзон, я думаю, теперь вы убедились, что наши ребята хорошо знают книги. И вы, как всегда, были правы – книга о вас известна каждому. (Показывает книгу: Даниэль Дефо «Робинзон Крузо»)

Сюжет романа Дефо взял из жизни. Однажды он услышал историю о приключениях шотландского моряка Александра Селькирска. В 18 лет он сбежал из дома и отправился в море. Много плавал, разбогател, но дома ему было скучно. В 27 лет Александр пошёл служить боцманом на галере «Сэнк пор», которая направлялась в Вест-Индию за золотом. Полтора года длился поход. Атлантический, Тихий океаны. Во время плаванья между капитаном галеры и боцманом часто возникали ссоры. После одной из таких ссор Александра, по его желанию, высадили на необитаемый остров Мас а Тьерра в Тихом океане, что в 600 километрах от Чили. На этом острове  Селькирск прожил 4 года и 5 месяцев. А спас его труд, как и героя книги Дефо Робинзона.

Ребята, а в какой ещё книге, какого писателя есть моряк Робинзон?

(«Доктор Айболит»  К. Чуковского)

Робинзон Крузо:

Да, мы  - моряки, очень известный народ. О нас написано столько книг, что все их даже трудно перечислить. И не надо далеко ходить за примером. Несколько минут назад, спеша сюда, я обогнал на своём корабле интересную посудину, командовал которой настоящий капитан. Он задержался, потому что с его яхтой что-то случилось. Но это тоже герой книги и сейчас мне кажется, что он держит курс сюда, к нам.

Звучит запись «Жил отважный капитан». Слышится стук.  Входит капитан Врунгель.

Капитан Врунгель:

Добрый день, уважаемые хозяева и дорогие гости! Прошу меня извинить за опоздание, но надеюсь, самое интересное я не пропустил. Вижу родственную душу. Приветствую вас, глубокоуважаемый Робинзон! Часто, часто перечитываю ваши удивительные приключения на необитаемом острове и вспоминаю свои. А этот юноша и прекрасная леди, герои какого романа? Что-то я их не узнаю.

Читайка 1:

И не узнаете, потому что мы не герои книг, а самые любознательные читатели, и все зовут нас - Читайки. И вы пришли в библиотеку на вечер, посвящённый книгам о приключениях. Я так думаю, что вы тоже приглашены на какую-то встречу друзей таинственным…

Капитан Врунгель:

Б.М.!! Вот оно приглашение!

Робинзон Крузо:  

Такое же, как у меня!

Читайка 2:

Да! Таинственные приглашения! Тогда и мы вас приглашаем, капитан. А вот кто вы и из какого произведения, пусть отгадают ребята. Ведь книгу о вас читали очень многие. Будьте так любезны, расскажите о себе.

Капитан Врунгель:

Много я на своём веку поплавал по морям и океанам. Совершил кругосветный поход на двухместной парусной яхте. Сто сорок миль! Много было занятного и поучительного в том походе. Вот, например, однажды мне, бывалому моряку, пришлось добираться до моря по суше, да ещё на нартах. Купили мы оленя и небольшую собачку с острой мордочкой. И решили мы их запрячь таким образом: впереди собачка, а следом олень. Но это легко сказать. С оленем-то мы справились сразу, а собака, не даётся, кусается, скалит зубы. Вот было представление! Олень бьёт копытами, трясёт рогами, дрожит весь. А собака воет! И оба не бегут вперёд, а пятятся назад. Решил тогда я для опыта поменять их местами. И что бы вы думали? Припустил наш олень, только пятки сверкают. И собака – за ним.

Читайка 1:

Ребята! Угадали имя нашего героя, из какой он книги? Правильно. (Показывает книгу: А. Некрасов «Приключения капитана Врунгеля»)

Давайте проверим знания наших читателей по этой книге. Какие бы вопросы вы предложили?

Капитан Врунгель:

  1. Почему олень и собака так странно себя вели?

(Потому что вместо оленя они купили корову, а вместо собаки – волка)

  1. Кто из вас знает историю названия яхты?

(Вначале у яхты было гордое название «Победа». При отплытии оказалось, что яхта сделана из сырых досок, пустивших вросшие в землю корни. Пришлось вызвать на помощь буксир, оторвавший корабль от берега, и возобновить плавание. Но, как оказалось, при буксировке две буквы в названии потерялись, и судно стало называться «Беда»)

  1. Как звали моих друзей и помощников?

(Лом и Фукс)  

Читайка 2:

Молодцы, ребята! За правильные ответы для вас исполняется матросский танец.  (Исполняется танец)

Слышится звук падение чего-то тяжёлого, слышатся восточные мелодии.

Старик Хоттабыч:

О, несравненная хранительница книг! О, звезда моего сердца! О, мой юный читающий друг и прекрасная леди! Я стоял в соседнем зале на книжной полке и слышал, как эти два господина хвастались тем, что им выпала честь совершить увлекательные приключения, и что их знает каждый мальчишка. Моё сердце так и переполнялось гневом. Расхвастались! Их знают! А меня? Да если хотите знать, именно мои приключения самые необыкновенные и удивительные. Кто из них может похвастаться тем, что он летал на ковре-самолёте? А я летал, совершенно свободно. А кто из них умеет незаметно проходить сквозь стену? А для меня это пустяки. И если о них знают все мальчишки, то книгу обо мне читала и каждая девчонка. О, несравненная!  

Вели, и я превращу их в….в…

Читайка 1:

Успокойтесь, успокойтесь, так неожиданно появившийся уважаемый герой. Наши гости Робинзон Крузо и капитан Врангель вовсе не хвастуны. Они просто гордятся тем, что книги о них не застаиваются на полках, их всё время читают ребята. И книгу о вас, конечно, знают все ребята. Ребята, вы узнали героя? Из какой он книги и кто её автор?

Ответы детей. Показывает книгу: Л. Лагин «Старик Хоттабыч».

Уважаемый Хоттабыч, убедились, что вы действительно всемирно известны. А потому мы приглашаем вас быть нашим гостем. Раз вы всё слышали, то, наверное, догадались, что Робинзон Крузо и капитан Врунгель задавали ребятам вопросы-загадки о том, что происходило в книгах. Можете и вы быстро, без подготовки задать читателям два – три интересных вопроса?

Старик Хоттабыч:

Это вы спрашиваете меня? Да я всё могу!

(Вырывает волосок из бороды, произносит заклинание)

Всё! Вопросы готовы!

Когда Волька Костыльков выпустил меня на свет из замшелого сосуда, я очень удивился тому, как изменился мир. И однажды увлёкся интересной игрой – футбол называется.

  1. Как назывались команды, которые проводили мачт?

(«Зубило» и «Шайба»)

  1. За какую команду я болел?

(за команду «Шайба»)

  1. О чём я мечтал?

(устроиться радистом в Арктике)

  1. Чем я сейчас занимаюсь?

(учится вместе с ребятами в шестом классе, чтобы научиться конструировать приёмники, стать радио конструктором)

Читайка 2:

Ребята, наша библиотека постепенно превращается в настоящую кают компанию, столько знаменитых путешественников собралось здесь. И что совсем удачно – все эти герои имеют отношение к теме нашего вечера, все они из приключенческих книг. Видно, сегодня действительно встреча знаменитых героев. И мне тоже захотелось сделать вам, дорогим нашим читателям, маленький сюрприз.  (Достаёт бутылку с запиской внутри).  Как вы думаете, из каких произведений могла попасть к нам бутылка с запиской? Правильно, из романов Жюль Верна. Давайте откроем её и прочитаем записку: «Если юные читатели угадают, как назывались подводная лодка капитана Немо и яхта Гленарвана, то к ним прибудут герои одного из этих произведений». Ответы детей (подводная лодка «Наутилус», яхта «Дункан»).

Появляются дети капитана Гранта.

Роберт:

Приветствую вас, юные читатели, от имени всех капитанов, героев книг Жюль Верна.

Мери:

Здравствуйте, ребята! Мы с братом не могли удержаться, чтобы не поспешить на вашу встречу. Вы узнали нас? Из какого мы произведения и как нас зовут?  (Ответы детей)

Роберт:

Совершенно верно. Нас придумал Жюль Верн, автор таких книг как «Пятнадцатилетний капитан», «Таинственный остров», «Из пушки на Луну».

Мери:

«20 тысяч лье под водой», «Школа робинзонов», «Вокруг света в восемьдесят дней» и многих других.

Роберт:

А сам автор был личностью легендарной. Он был гениальным провидцем, пророком грядущих научных открытий. Ведь многие научные гипотезы Жюль Верна были позже подтверждены учёными.

Мери:

Он много читал и много путешествовал на своей яхте по морям.  Наверное, именно поэтому его книги так увлекательны и познавательны. Например,  в книге «Дети капитана Гранта» мы, её герои, путешествуем по трём океанам, разыскивая неизвестно где потерпевшего кораблекрушение капитана Гранта.

А вы помните, зачем капитан Грант отправился в своё путешествие?

(Искал остров, куда могли бы переселиться шотландцы, тем самым освободившись от владычества Англии).

Роберт:

В период поисков своего отца мы побывали в различных частях света, видели разнообразную природу и встречали интересных людей. А сколько раз мы попадали в трудные ситуации, в непроходимые места, сколько опасностей подстерегало нас в пути.

А не скажете ли вы, кто выручал нас, в большинстве случаев?

(Паганель -  учёный - географ. Для него природа всех стран, люди, их нравы – открытая книга).

Мери:

Конечно же, это наш Жак Паганель. Кто не знает этого рассеянного чудака – учёного? «Ходячая энциклопедия», он всегда перемешивает серьёзные рассуждения забавными шутками и смешными выходками. Ему свойственно неистребимое чувство юмора. Вместе с тем Жак привлекает бесстрашием, добротой, справедливостью. Подбадривая нас, Паганель не переставал шутить даже в те минуты, когда речь шла о жизни и смерти.

Роберт:

Но есть в романе и другие герои. Чего стоит, например, бывший боцман «Британии» Айртон, высаженный на необитаемый остров за совершённые злодеяния. Помните этого отвратительного человека. А можете вы вспомнить, где мы снова встречаемся с Айртоном? Что с ним стало? Как называется этот роман?

(В романе «Таинственный остров» американские воздухоплаватели находят на острове Табор почти потерявшего рассудок и человеческий облик Айртона. Они забирают его с собой в надежде, что нахождение в человеческом обществе вернёт Айртону разум. Так и происходит, хотя первое время после выздоровления Айртон просит дать ему возможность жить отдельно от остальных колонистов — смотрителем корабля. Постепенно он становится полноправным членом этой маленькой колонии американцев и в дальнейшем разделяет их судьбу — вместе с ними переживает страшное извержение вулкана, приведшее к исчезновению острова Линкольна, вместе с ними оказывается спасённым «Дунканом» и вместе с ними возвращается в Америку, чтобы основать новую колонию).

Мери:

Правильно.  «Дети капитана Гранта», «20 тысяч лье под водой» и «Таинственный остров» образуют трилогию «Необыкновенных путешествий». Вот какие интересные романы написал  Жюль Верн.  За свою жизнь он написал 63 романа, 2 сборника повестей и рассказов, изданных в 97 томах.

Читайка 1:

Спасибо вам, наши герои, за интересный рассказ и не менее интересные вопросы. А знаете ли ребята, какова судьба Мери и Роберта?  Ответы детей.

(Капитан Грант спасён, и путешественники возвращаются в Англию. Мэри Грант выходит замуж за Джона Манглса. Роберт поступает в мореходную академию).

Раздаётся грохот чего-то падающего, и в комнату вбегает Барон Мюнхаузен.

Барон Мюнхаузен:

Приветствую вас, мои юные друзья! Моё почтение, уважаемые герои книг. Очень рад видеть вас, собравшихся в этой уютной кают-компании. Надеюсь, вы приятно провели время, пока я спешил к вам. А вы знаете, каким транспортом я к вам добрался? Клянусь своей треуголкой, никому не догадаться. Но…, я не буду вас долго держать в неведении, мои дорогие. Я прибыл к вам на… кашалоте. Это, несомненно, самое безобразное существо в мире. Представьте себе его физиономию: правый глаз немного больше левого и всего одна ноздря. Лязгая зубами, кашалот бросился на меня. Я не растерялся и «лязгая зубами» бросился на него. Вы, конечно, знаете, что я лучший в мире дрессировщик животных. Вы, конечно, слышали о моих выступлениях в лунных цирках.

Робинзон Крузо:

А кашалот об этом знал?

Барон Мюнхаузен:

К счастью, в последний момент я вспомнил, что у меня в кармане случайно завалялась колода карт. Я ныряю.… Тасую карты под водой и предлагаю кашалоту выбрать любую. Не хочет… ни под каким видом! Глядит на меня в упор и начинает облизываться. Представляете моё состояние? Тогда я пускаю в ход последнее средство – карточные фокусы! После нескольких фокусов, мне удалось рассмешить его до слёз. Ну, а когда кашалот хохочет, с ним легко договориться.

Капитан Врунгель:

О чём же вы договорились?

Барон Мюнхаузен:

Кашалот любезно согласился совершить экстренный рейс: Северная Атлантика – река Пур. И я примчался к вам верхом на кашалоте, вписав новую блестящую страницу в истории моих приключений. Мне кажется, нет нужды называть здесь моё имя. Кому из вас оно не знакомо?

Читайка 2:

А действительно, ребята, узнали вы этого героя?  Ответы детей.

Барон Мюнхаузен:

Да, да мои старинные друзья, Карл Фридрих Иероним Мюнхаузен. Хотя и с некоторым опозданием, но, как всегда – к вашим услугам.

Читайка 1:

Очень приятно, но объясните, уважаемый Мюнхаузен, почему вы так к нам спешили? Откуда вы узнали, что у нас здесь находятся герои приключенческих книг и юные читатели?

Барон Мюнхаузен:

И об этом вы спрашиваете меня? Откуда я об этом знаю? Я, ваш Мюнхаузен? Самый известный на земле, на воде и под водой, на Луне и окрестных планетах, путешественник и поборник истины. Из скромности я даже не упоминаю о своих научных заслугах. И мне не знать о встрече своих друзей! Да это же я пригласил всех сюда, послав почти всем приглашения.

Читайка 2:

Так это вы?

Барон Мюнхаузен:

(Смущённо) Да, представьте себе, так захотелось повидать старых друзей, а собраться вместе так нелегко, книги редко стоят на полках, всё больше находятся у читателей дома. Вот и пришлось прибегнуть к обману мне, самому правдивому человеку на свете.

Читайка 1:

Ну, что ж, мы прощаем самого правдивого за этот обман, раз он помог нам встретиться с героями любимых книг. В основу фантастических приключений барона положены рассказы действительно жившего в 18 веке в Германии барона Мюнхгаузена. Он был военным, некоторое время служил в России и воевал с турками. Вернувшись в своё поместье в Германии, Мюнхгаузен вскоре стал известен как остроумный рассказчик, выдумывающий самые невероятные приключения. Немецкий писатель Рудольф Эрих Распэ (1737-1794) в 1786 году опубликовал анонимную книгу о приключениях барона Мюнхгаузена. Сегодня мы знаем о бароне Мюнхгаузене по пересказу Корнея Чуковского.

На нашем вечере каждый герой устраивал юным читателям испытания. Теперь эта честь выпала и вам, барон.

Барон Мюнхаузен:

С удовольствием. Вы знаете меня как знаменитого путешественника.

  1. Ответьте, мои юные друзья, на каких видах транспорта мне довелось путешествовать?

(верхом на коне, ядре, на утках; в санях, в желудке у рыбы, на корабле)

  1. Каких необыкновенных зверей, птиц и людей встретил я во время путешествия на Луну?

(Жители Луны огромных размеров, рождаются из орехов, которые растут на дереве. После кипячения орехов, появляются взрослые люди с определённой профессией. У них на каждой руке по одному пальцу. Свои головы носят под правой рукой, а иногда оставляют дома или куда-нибудь отправляют. Обедают они раз в месяц, забрасывая еду в желудок, как в чемодан. Лица людей с планеты Сириус напоминают морду бульдога. Глаза у них находятся на кончике носа, век нет. Все звери и птицы на Луне огромных размеров. У грифов по три головы. А комар размером с нашу овцу).  

Учитель :

Спасибо, дорогой Мюнхаузен. Вот и заканчивается наш вечер встреч с героями приключенческих книг. Я думаю, юные читатели, вам было интересно вспомнить приключения и подвиги наших гостей. Побывать на страницах любимых книг. И вы снова с удовольствием перечитаете эти книги.

Список использованной литературы:

  1. Дефо, Д. Робинзон Крузо/Даниель Дефо; пер. с англ. М. А. Шишмаревой.- М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007.- 446 с.
  2. Верн, Ж. Дети капитана Гранта; Двадцать тысяч лье под водой.- М.: Прогресс; Пангея, 1993.- 624 с.
  3. Верн, Ж. Таинственный остров/Ж. Верн; пер. с фр. Н. Немчиновой.- М.: Правда, 1986, 624 с.: ил.
  4. Лагин, Л. Старик Хоттабыч/ Л. Лагин; Худож. А. Елисеев.- М.: Самовар, 2014.- 218 с.: ил.
  5. Некрасов А.С. Приключения капитана Врунгеля: Повесть, рассказы/ А. С. Некрасов; оформл. К. Ротова.- М.: Дет. лит., 1988.- 350 с.: ил.
  6. Распэ, Р. Приключения барона Мюнхаузена/Р. Распэ; ил. И. Олейникова.- М.: АСТ: Астрель, 2007.- 254 с.: ил.
  7. Песни о море и моряках.  [Электронный ресурс] Режим доступа: yandex.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа по английскому языку "Приключение Кота и Мышонка в мире мультфильмов и сказок"

Важный аспект в формировании иноязычной культуры – развитие творческого мышления посредством изучения произведений художественной литературы, а также его литературная интерпритация. Ведь именно через ...

Урок по изучению поизведения с фантастико-приключенческим сюжетом ( на примере повести К.Булычева "Приключение Алисы")

Урок по произведению с фантастико-приключенческим сюжетом мы предлагаем рассмотреть на примере повести К.Булычева "Приключение Алисы" и провести на уроке внеклассного чтения в 6 классе.Особенности уро...

Внеклассное занятие «Приключение Серёжи в виртуальном мире» /в технологии проектной деятельности/

Проект включает в себя сценарий проведения классного часа, анкеты опроса, памятка по работе за компьютером....

Конспект открытого занятия «Приключения Муравьишки в окружающем мире»

Цель занятия: выявить уровень знаний, умений и навыков, полученных учащимися за первый год обучения.Задачи: - определить, знают ли учащиеся домашних и диких животных, и кто чем питается; времена года...

В мире науки и фантастики - внеурочная деятельность по ФГОС

Данная программа показывает красоту и романтику науки, через знакомство с биографиями великих ученых и писателей и их произведениями....

В мире науки и фантастики. Презентация к учебному курсу.

Мультимедийная презентация является пособием при изучении ранее разработанного курса "В мире науки и фантастики". Она, с использованием средств компьютерной графики и анимации, знакомит учащ...

Сценарий Нового года для старшеклассников "Новогодние приключения в мире шоу-бизнеса"

Сценарий проведения новогоднего праздника для учащихся 6-11 классов "Новогодние прилючения в мире шоу-бизнеса"...