Интегрированный урок «Реквием в литературе и искусстве»
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Крюкова Алевтина Александровна

Интегрированный  урок «Реквием в литературе и искусстве»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otk._ur.docx23.33 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный  урок «Реквием в литературе и искусстве»

Цели урока:

•        продолжить работу над изучением творчества Д.Б. Кабалевского на уроках музыки;

•        познакомить обучающихся с произведениями композитора, художника и поэта, посвященных событиям Великой Отечественной войны, которые объединены общим замыслом;

•        учить детей воспринимать развитие музыкальных образов;

•        продолжать работу над пополнение музыкального словаря обучающихся;

•        способствовать пониманию обучающимися музыкального произведения с помощью других видов искусств (ИЗО, поэзии);

•        повышать слушательскую культуру обучающихся;

•        развивать память, мышление, речь и исполнительские навыки обучающихся.

I. Организационный момент.

У.И. Ребята, сейчас мы послушаем с вами произведение, с которым уже знакомились на уроках. Постарайтесь вспомнить его название и автора.

Звучит музыка кантаты « Песня утра, весны и мира».

У.И. Ребята, вы узнали эту музыку?

Дети. Да. Это песня «Доброе утро» из кантаты Дмитрия Борисовича Кабалевского «Песня утра, весны и мира».

У.И. Верно,  эту музыку написал очень талантливый человек, композитор, пианист и педагог Дмитрий  Борисович  Кабалевский.

II. Актуализация полученных знаний.

У.Л. Есть ли в творчестве Д.Б Кабалевского произведения, которые основаны на литературных творениях. Вспомните  некоторые из них.

Д. Песни на стихи М. Исаковского , С. Михалкова, В. Лебедева-Кумача; кантаты на слова Е. Долматовского, Р. Рождественского; романсы на стихи А.Блока , С. Есенина.

III.   Изучение нового материала.

У.Л. Действительно, произведения русских поэтов вдохновили многих композиторов на написание музыки.  Стихи Р. Рождественского вдохновил Д. Б. Кабалевского на создание « Реквиема». Этим значительным произведением представлена тема защиты  мира в творчестве Д. Б. Кабалевского. Давайте, вспомним, что такое реквием.

Д. Реквием – это пьеса, посвященная памяти усопших

IV. Сообщение темы урока. Целеполагание.

У.Л. Давайте прочитаем  отрывки из Реквиема Р. Рождественского.

Д. Чтение отрывков (2 учащихся)

У.Л. Какая идея звучит в первом фрагменте стихотворения?

Д. Призыв к современным читателям, к людям Земли.

У.Л. Найдите строки , которые это подтверждают.

Д.  Убейте войну! Прокляните войну!

У.Л. А во втором отрывке стихотворения?

Д. Надежда на светлые солнечные дни, вера в будущее без войн.-

У.Л. Как вы думаете, у этих произведений есть общая идея?

Д. Да

У.Л. Какая?

Д. Идея мирной жизни.

У.И. Теперь  давайте послушаем фрагмент из Реквиема Д.Б. Кабалевского «Помните!».

Слушание фрагмента.

У.И.  Кто поет в начале?

Д. В начале поют солисты. Мужской голос (баритон) и женский (сопрано).

У. Каков характер исполнения?

Д. Сочетание песенности и речитатива.

У.И. То есть в основу положен какой принцип?

Д. Принцип контраста.

У.И. В чем он проявляется?

Д. Это большое, сложное сочинение для симфонического оркестра, двух хоров и двух солистов, звучащее непрерывно.

У.И. А как звучит последний раздел?

Д. Более уверенно и победно.

У.И. Какова идея этого произведения?

Д. Идея мирной жизни.

У. И. Правильно. Еще я хотела вам сказать, что дирижирует исполнением этого Реквиема сам композитор – Д. Б. Кабалевский.

У.Л. Вы внимательно слушали произведение Кабалевского. Постарайтесь в коротком размышлении рассказать о тех чувствах, эмоциях. Которые вы испытали. Напишите сочинение-миниатюру «Слушая «Реквием» Д. Б. Кабалевского»

У.И. А кому трудно писать сочинение, тот может передать свои впечатления с помощью красок.

 (Пишут и рисуют под музыку).

Проверка (зачитать 1-2 работы и прокоментиовать+ 1 рисунок)

У.И. Есть еще один вид искусства - гравюра. Обратите внимание на экран, где представлены  репродукции гравюр литовского художника С. Красаускаса из циклов «Вечно живые» и «Реквием». Внимательно посмотрите и постарайтесь проанализировать композицию работ. Что на них изображено?

Д. Выделяются два горизонтальных плана: на «нижнем» изображен погибший солдат, на «верхнем» – эпизоды из мирной жизни. Образы природы – конь, радостно мчащийся по степи, птичья стая, взмывающая в небеса; и образы людей: человек, мчащийся к солнцу, свету, небу; семья – ребенок, отец, мать на цветущем лугу.

У.И. Они связаны между собой? Какую идею он воплотил в них?

Д. Идею мирной, свободной, счастливой жизни. – Любви к жизни.

У.И. Обратили вы внимание на отсутствие цвета?

Д. Художник обращает внимание не на красоту картин, а на глубокий смысл, который он хотел передать

V. Подведение итогов. Рефлексия.

У.И. Реквием Кабалевского, как и еще два реквиема, реквием поэта Р. Рождественского, художника-графика С. Красаускаса, созданы независимо друг от друга в XX веке и посвящены памяти павших за Родину в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов.

Литература, музыка, графика – каждое искусство по-своему раскрывает отношение художников к подвигу солдат. Реквиемы написаны таким ярким языком, который можно сопоставить с языком плаката. Броские, запоминающиеся, выпуклые образы этих произведений искусства воплотили идею, которую можно выразить словами Рождественского: «Памяти павших будьте достойны».

VI. Домашнее задание

У.Л. Напишите дома сочинение-миниатюру о произведении Д.Б. Кабалевского, которое вам понравилось больше всего.

А завершить наш урок я хочу словами Д.Б. Кабалевского «Духовный багаж в отличие от обычного багажа обладает удивительным свойством: чем он богаче, чем легче идти по дорогам жизни».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литература+история+мхк "Тема раскола (противоборство светской и духовной власти) в литературе и искусстве"

Данный урок предназначен для учащихся8-10 классов с углубленным изучением литературы. Занятие является заключительным в цикле уроков о расколе русской церкви. Урок предваряется огромной поисковой и ис...

Конспект урока литературы в 9 классе "Роль художественной литературы как искусства слова и её связь с другими видами искусства"

Определение роли художественной литературы как искусства слова и её связи с другими видами искусства,  обзорная характеристика литературных направлений и краткий обзор курса литератур...

Презентация по литературе "Образы крестьянских детей в литературе и искусстве"

Презентация предназначена для уроков литературы  в 6 классе. Она посвящена рассказу  И. с. Тургенева "Бежин луг"...

Интегрированный урок литературы и музыки на тему "Родная природа в литературе и искусстве"

Методическая разработка интегрированного урока литературы и музыки...

Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса

Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....