Добро и зло в сказке Паустовского К.Г. «Теплый хлеб»
план-конспект занятия по литературе (5 класс)

Петрова Надежда Михайловна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teplyy_hleb.docx21.13 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Добро и зло в сказке Паустовского К.Г. «Теплый хлеб»

Триединая цель урока: 

1. Образовательная:


- формирование навыков выразительного чтения, умения отображать образы и характеры героев, умения пользоваться текстом для доказательства своего утверждения;
- обучение обобщению прочитанного, услышанного.

2. Развивающая:

- развитие умений анализа, синтеза и сравнения;

- развивать в учащихся умение размышлять над поступками героев и их последствиями;

- развивать речь при составлении устного рассказа.

3. Воспитательная

- формирование умения слушать друг друга, уважать чужое мнение;
- формирование умения самооценки своей деятельности, помощь в осознании необходимости формирования следующих черт характера: доброты, отзывчивости, ответственности за свои слова и поступки, уважения к хлебу, труду.

Этапы урока:

  1. Вызов
  2. Осмысление содержания
  3. Рефлексия

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: текст сказки, ноутбук, проектор, мультимедийная презентация (приложение 1), таблица-кластер (приложение 2), плакат «Солнышко», кружочки двух цветов (оранжевые и синие), свежеиспеченный хлеб.

Словарная работа: добро, зло, теплый.

                                                 ХОД УРОКА

  1. Вызов

Организационный момент

Слово учителя: Здравствуйте, ребята! Повернитесь друг к другу и улыбнитесь, подарите друг другу частичку добра.

На прошлом уроке мы с вами познакомились с биографией Константина Георгиевича Паустовского и что узнали?

Слово учеников: Писатель много путешествовал по стране, особое место в творчестве Паустовского занимает природа. Проза Паустовского лирична, нетороплива, внимательна, проникнута любовью к Родине.

Слово учителя: Сегодня мы познакомимся со сказкой Паустовского «Теплый хлеб», которая написана через 9 лет после победы в Великой Отечественной войне. События, описанные в ней, происходят во время Гражданской войны. Очень трудное и голодное время. Дома вы отвечали на вопросы, которые и послужат ответами на кроссворд. А теперь мы сформулируем тему урока.

    1. Сообщение темы, цели и задач урока

Кроссворд  (слайд 1-12)

Вопросы кроссворда:

  1. Нищие. Те, кто побирается, просит «Христа ради» (Христарадники)
  2. Как называет автор спасенного коня? (вороной) 
  3. Как называлась деревня, в которой жил Филька со своей бабушкой (Бережки)
  4. Кто жил в сенях у Панкрата? (сорока)
  5. Сколько лет назад на округу напал такой же лютый мороз? (сто)
  6. Что послужило причиной тому, что в мельнице замерзла вода? (мороз)
  7. Кем являлся Панкрат по профессии? (мельник)
  8. Почему Филька жил с бабушкой? Кем он был? (сирота)
  9. Любимая фраза Фильки до ссоры с конем? («Ну тебя»)
  10.  Кто по мнению бабушки мог поправить совершенное злодейство? (Панкрат)

Слово учителя: Перед нами ключевые слова – добро и злоба. Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока. Итак, тема сегодняшнего урока Добро и зло в сказке Паустовского К.Г. «Теплый хлеб» (слайд 13).

Эпиграфом нашего урока будет русская народная пословица «Умел ошибиться – умей и поправиться. Как вы понимаете эти слова? (слайд 14).

Учащиеся: Доказывают, приводят аргументы

Постановка цели

Цель урока доказать, что эпиграф соответствует главной мысли произведения Паустовского К.Г. и проследить, как изменился Филька. (слайд 15)

Учитель:  Молодцы! А давайте, ребята, вспомним типы сказок.

Учащиеся: Волшебная сказка, сказка о животных, социально-бытовая сказка.

Учитель:  К какому типу относится сказка «Теплый хлеб»?

Учащиеся: Социально-бытовая сказка

Учитель: Хорошо. Типы сказок вспомнили. Раз это сказка социально-бытовая, то главные герои такой сказки люди. Вот и у нас главный герой – мальчик Филька. Давайте вспомним, кто такой Филька и что с ним происходит (слайд 16-17)

Учащиеся: Филька-мальчик, который проживает со своей бабушкой, он невежда, эгоист. Филька совершает зло- прогоняет со двора коня, просившего у него хлеба. После этого деяния всю округу сковывает лютый мороз. После чего мальчик раскаивается и решает загладить свою вину.

Учитель: Сейчас я предлагаю вам проследить, каким был Филька до рассказа легенды бабушкой, и каким стал после.

  1. Осмысление содержания

Анализ образа главного героя.

Учитель: Для начала давайте найдем в тексте легенду, которую рассказала Фильке бабушка. (стр.69) (учащиеся зачитывают легенду) (слайд 18)

Перед вами лежат заготовленные кластеры таблицы, которую нам нужно будет сейчас заполнить. Давайте проследим по тексту, каково же было отношение к окружающим до и после разговора, отношение к лошади и посмотрим на речевую характеристику героя, как она изменилась. Какой вывод можно сделать, заполнив таблицу? (слайд 19)

Филька до разговора с бабушкой

Филька после разговора с бабушкой

Отношение к окружающим:

Отношение к лошади:

Речевая характеристика:

Вывод:

Учащиеся: (примерные ответы) 

Филька до разговора с бабушкой: невежа, живет с бабушкой, всё выполняет с неохотой, озлобленный, молчаливый, недоверчивый, любимое выражение «Да ну тебя!», наотмашь ударил коня по губам.

 Филька после разговора с бабушкой: деятельный, трудолюбивый, сам осознал свой поступок, сам принял решение исправить его, отзывчивый, предприимчивый, находчивый, делает первый шаг к примирению с конем, «Я умолю наших ребят помочь мне, они хорошие!», заплакал перед конем.

Вывод:  научиться  по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте нелегкий, долгий путь, на котором  человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы. Поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.  У каждого человека, большого и маленького,  свой путь к Доброте. Филька прошел свой путь к Доброте. Сам осознал свой поступок, сам его и исправил. Мы видим, как изменился Филька. И пришел он к таким поступкам сам, осознав всё содеянное им.

Учитель: Всё верно, вы без труда справились с поставленной задачей и заполнили кластер.

3. Релаксация (включается музыка) (слайд 20)

 Учитель: Ребята, вы устали? Хотите отдохнуть? Тогда сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте себе добро. У всех оно разное. Нарисуйте его мысленно, используйте только яркие краски. Оно как солнышко нам светит.  А теперь поднимите руки вверх и потянитесь к добру. Но что это? На вашем пути вдруг выросли густые заросли, колючие кустарники. Вам необходимо преодолеть все препятствия и прикоснуться к добру. Вот оно. Такое нежное, ласковое, теплое, как руки мамы. Все дотянулись? Возьмите его в руки. Приятно держать добро в руках? А теперь медленно опустите руки, прижмите их к сердцу и откройте глаза. Пусть добро навсегда поселится в вашем сердце и никогда не охладится. Побеждайте зло добром. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к Доброте. Филька прошел свой путь к Доброте.

Учитель: А теперь давайте вернемся к нашим эпиграфам. Согласны ли вы с этими высказываниями? Как они соотносятся с текстом сказки? Что вы узнали для себя сегодня? Какой урок извлекли из нашей беседы? Чему нас учит эта сказка? (слайд 21)

Учащиеся: Необходимо относиться ко всему с добром. Мы видим, как Филька, благодаря своей внутренней доброте, превращается из грубого невежи в сочувствующего мальчика. И окружающие его люди помогли Фильке, отнеслись к нему с добротой «Все вместе они прекратили стужу, освободили воду, дали возможность Панкрату намолоть муки для жителей деревни и напечь хлеба». Как же произошло примирение? (слайд 23)

Учащиеся: зачитывают сцену примирения (стр.75)

Учитель: Дома вам нужно было подобрать пословицы и поговорки о хлебе. Как вы думаете, почему сказка названа «Теплый хлеб»? Что олицетворяет собой хлеб? Что значит эпитет «теплый»? (слайд 24)

Учащиеся: Хлеб на Руси были превыше всего. Нельзя было отказать никому в хлебе. Хлеб стал причиной ссоры не только Фильки с конем, но и бед всей деревни. Хлеб же стал и символом примирения. Хлеб – путь к прощению и примирению. Учитель: Когда хлеб становится теплым?

Учащиеся: Когда все согреты теплом души, общая радость

Рефлексия

Учитель: Я благодарю вас за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. Все хорошее в этом мире – от доброты людской, от щедрости их сердец. Когда мы делаем добро, меняемся не только мы сами, но и мир вокруг нас. Мы отдаем частичку своего тепла, своей доброты. И мир вокруг нас преображается. Я хочу поделиться с вами добром. Символом этой доброты сегодня на уроке станет теплый, свежеиспеченный хлеб. Прикоснитесь каждый к этой теплоте, ощутите ее на себе. Я даю каждому кусочек своей доброты. Помните всегда о том, что нужно с добротой относиться к окружающим, уметь сопереживать, сочувствовать. Нужно не только уметь признавать свои ошибки, очень важно и прощать, принимать извинения, ведь ошибиться может каждый. (слайд 25)

Итак, ребята, мы сегодня с вами много говорили о доброте и о злобе. Перед вами лежат кружочки двух цветов- оранжевого и синего. С чем у вас ассоциируется оранжевый цвет? (С теплотой, с лучиками солнца, цвет свежеиспеченного хлеба). А синий? (Холод, злость, морозы). Сейчас, ребята, вы должны выбрать цвет кружочка, исходя из вашего внутреннего состояния, которое у вас осталось после урока. Прошу подойти к солнышку и закрепить на нем кружочек.

     Учитель:

  Немало встречается злого
  В любой человечьей судьбе.
  А скажут лишь доброе слово –
  И легче на сердце тебе.
  Но доброе слово такое
  Не каждый умеет найти,
  Чтоб справиться другу с тоскою,
  Невзгоды осилить в пути.
  Нет доброго слова дороже,
  Заветного слова того,
  Но редко, друзья мои, все же
  Мы вслух произносим его.

  Марк Шехтер

 Задание на дом: письменный ответ на вопрос «Совершали ли вы в своей жизни плохой поступок и признавали ли свои ошибки?» Учитель: Всем спасибо за внимание! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского "Теплый хлеб"

На уроке используется презентация, тест на знание текста....

Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».

Тема урока:  Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб». Цель урока: освоить обучающимися в ходе изучения произведения К.Г.Паустовского «Теплый хлеб» систему разграничения понятий...

Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».

Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»....

Конспект урока литературы "Добро и зло в сказке Паустовского"Тёплый хлеб"

Конспект урока литературы в 5 классе "Добро и зло  в  сказке К. Г. Паустовского "Тёплый хлеб" составлен в соответствии ФГОС. Урок сопровождается презентацией. Проводился в рамках городской с...

Открытый урок по сказке Паустовского К.Г. "Теплый хлеб"

Тема:  Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб».Цель: помочь учащимся понять нравственные уроки сказки, показать неразрывное единство человека и природы, накапливать наблюдения...

План-конспект урока по литературе" Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского " Теплый хлеб" .Нравственные уроки сказки."

Конспект урока по литературе " Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского " Теплый хлеб". Нравственные уроки сказки"....