Русский язык и литература
презентация к уроку по русскому языку (11 класс)

Крупина Наталья Александровна

Презентации

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon izmeneniya_v_ege-2022_po_russkomu_yazyku.pdf1002.4 КБ
PDF icon rus-demo2022.pdf642.14 КБ
Файл 56294.pptx248.51 КБ
Файл 55132.pptx1.15 МБ
Файл 53137.pptx1.27 МБ
Файл 55289.pptx367.4 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Н и НН в словах разных частей речи.

Слайд 2

Цель урока : 1.Повторить орфоэпические нормы 2. Повторить написание Н и НН: 1)в отыменных прилагательных; 2)в отглагольных прилагательных и причастиях; 3) в наречиях на –о, -е; 4) в существительных.

Слайд 3

Расставьте ударение Августовский, алкоголь, апостроф, аристократия, асимметрия, аф(е,ё)ра, баловать, баловник, бармен, банты, благовест, благоволить, бочковый, гастрономия, грушевый, дефис, диспансер, договор, досуг, дочерна, дремота, духовник, жалюзи, завидно, задолго, закупорить, звонит, знамение, иконопись, искра, каталог, катарсис, кашлянуть, квартал, кедровый, кинематография, коклюш, крапива, красивее, кухонный, ломота, ломоть, мельком, надолго, обеспечение, отчасти, премировать, столяр, танцовщица, торты, туфля, украинский, форзац, ходатайствовать, цыган, шприцы, щавель, шарфы.

Слайд 4

проверка А вгустовский, алког о ль, апостр о ф, аристокр а тия, асимметр и я, аф е ра, балов а ть, баловн и к, б а рмен, б а нты, бл а говест, благовол и ть, б о чковый, гастрон о мия, гр у шевый, деф и с, диспанс е р, догов о р, дос у г, дочерн а , дрем о та, духовн и к, жалюз и , зав и дно, зад о лго, зак у порить, звон и т, зн а мение, и конопись, и скра, катал о г, к а тарсис, к а шлянуть, кварт а л, кедр о вый, кинематогр а фия, кокл ю ш, крап и ва, крас и вее, к у хонный, лом о та, лом о ть, м е льком, над о лго, обесп е чение, отч а сти, премиров а ть, стол я р, танц о вщица, т о рты, т у фля, укра и нский, ф о рзац, ход а тайствовать, цыг а н, шпр и цы, щав е ль, ш а рфы.

Слайд 5

в ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ -Н- и -НН-

Слайд 6

Одна буква Н пишется: В суффиксах -ан- (-ян-) -ын- (-ин-) отыменных прилагательных: лед ян ой ← лёд песч ан ый ← песок серебр ян ый ← серебро комар ин ый ← комар Исключение: стекл янн ый, олов янн ый, дерев янн ый Примечание: В прилагательных типа солов ь иный, мурав ь иный перед суффиксом -ин пишется ь

Слайд 7

Запомни! Масляный – от существительного масло в значении состоящий из масла, сделанный на масле. Масляные краски (разведенные на масле), масляный насос (работающий на масле). Масленый – от глагола маслить в значении смазанный маслом, пропитанный маслом. Масленая каша ( пропитанная маслом), масленые руки (испачканные маслом), а также масленые глаза, масленый голос (льстивый)

Слайд 8

Одна буква Н пишется в словах: Багряный, зеленый, пряный, пьяный, рдяный рьяный, румяный, свиной, синий, юный, бараний, тюлений и др.

Слайд 9

Исключение ВЕТРЕНЫЙ Образовалось не от существительного ВЕТЕР, а от устаревшего глагола ВЕ´ТРИТЬ с помощью суффикса Н . Ветре н ый человек , ветря н ой двигатель, НО: обветре нн ый, безветре нн ый

Слайд 10

Две буквы НН пишутся: В отыменных прилагательных, образованных от основ на - н , -мя при помощи суффикса - н - : каме нн ый ← каме н ь, плам енн ый ← пла мя осе нн ий ←осе н ь весе нн ий ← вес н а семе нн ой ← се мя , семе н а време нн ый ← вре мя , време н а

Слайд 11

Две буквы НН пишутся: В суффиксах - енн - , - онн - отыменных прилагательных: торжеств енн ый ← торжество традици онн ый ← традиция Прилагательные с суффиксом - енн могут выражать субъективную оценку (большую меру признака): здоровенный тяжеленный высоченный (ср. здоровый, тяжелый, высокий)

Слайд 12

Краткие прилагательные В кратких прилагательных пишется столько н , сколько было в полной форме: речь торжестве нн а (торжестве нн ая) девушка ветре н а (ветре н ая)

Слайд 13

Имя существительное В существительных, образованных от соответствующих основ, пишется столько н , сколько их было в прилагательном: нефтя н ик, конопля н ик, гости н ица, бессребре н ик родстве нн ик, имени нн ик, листве нн ица, мали нн ик

Слайд 14

в причастиях и отглагольных прилагательных -Н- и -НН-

Слайд 15

Правописание отглагольных прилагательных .

Слайд 16

Отглагольные прилагательные В отглагольных прилагательных пишется н : пече н ый, коше н ый, лома н ый, правле н ый. Такие прилагательные образуются от глаголов несовершенного вида и не имеют ни приставок, ни пояснительных слова. Исключения: дела нн ый, жела нн ый, жема нн ый, медле нн ый, свяще нн ый, чва нн ый, чека нн ый и нек. др.

Слайд 17

Примечания Написание не меняется в составе сложных слов: златотка н ый, малохоже н ый; лома н ый-перелома н ый, хоже н ый-перехоже н ый. Наличие приставки не- не влияет на написание н и нн : некоше н ая трава, негаше н ая известь, небеле н ые стены Исключения: невида нн ый, негада нн ый, неждан н ый, неслыха нн ый, нечая нн ый, недрема нн ый и нек. др.

Слайд 18

Суффиксы -ованн- - -еванн- В суффиксах - ованн - - - еванн - полных и кратких отглагольных прилагательных пишется нн : взволн ова н н ая мать - мать взволн ова нн а риск ова нн ое дело - дело осуществимо, но риск ова нн о

Слайд 19

Следует отличать отглагольные прилагательные кова н ый, жева н ый, клева н ый , в которых пишется одна буква н , так как - ов - и -ев- входят в состав корня, от причастий, в которых пишутся две буквы нн : подкова нн ый, разжева нн ый, исклева нн ый

Слайд 20

Запомни исключения! Н Названый брат Смышленый (мальчик) Посаженый отец Приданое Кованый Жеваный Прощеное воскресенье Конченый человек Раненый (при отсутствии зависимого слова) Клеваный НН Желанный Священный Медленный Чеканный Жеманный Деланный считанный Невиданный Неслыханный Нежданный негаданный нечаянный

Слайд 21

Правописание причастий.

Слайд 22

В суффиксах причастий пишется НН. Указателем на это является: Наличие приставки: полома нн ый, исправле нн ый Наличие зависимых слов: лома нн ый на мелкие куски правле нн ая редактором рукопись Бесприставочные образования от глаголов совершенного вида: Броше нн ый, купле нн ый

Слайд 23

При переходе причастия в имя прилагательное возможно изменение лексического значения слова: назва н ый брат, посаже н ый отец, смышле н ый ребенок, проще н ое воскресенье . Эти же слова в прямом их значении будут причастиями, т.е. будут иметь нн : назва нн ая пьеса, проще нн ые долги

Слайд 24

Краткие причастия Краткие страдательные причастия прошедшего времени пишутся с одной буквой н : план выполне н работа выполне н а задание выполне н о расчеты выполне н ы

Слайд 25

От кратких форм прилагательных необходимо отличать краткие формы причастий, которые пишутся с н и, как правило, требуют пояснения: дорога изъезже н а (кем?) дети избалова н ы (кем?)

Слайд 26

Как отличить краткое прилагательное от краткого причастия?

Слайд 27

Имена существительные В существительных, образованных от страдательных причастий и отглагольных прилагательных, пишется н или нн в соответствии с производящей основой: свяще нн ик ←свяще нн ый пута н ик ← пута н ый воспита нн ость ← воспита нн ый варе н ик ← варе н ый Исключение: прида н ое

Слайд 28

Наречия В наречиях пишется столько же н , сколько и в слове, от которого оно образовано: Торжестве нн ый – торжестве нн о печаль н ый - печаль н о выглядеть изыска нн о - изыска нн ый

Слайд 29

Правописание наречий и существительных. Наречия на –о, -е В наречии пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано. Н-р, говорить (как?) взволнованно (образовано от слова взволнованный) Работать серьезно (от серьезный) Существительные В производных существительных Н или НН пишется в зависимости от морфем, с помощью которых образованы существительные, или в соответствии с основой, от которой они произведены.

Слайд 30

Запомни! В сочетаниях : глаженые-переглаженые брюки, латаная-перелатаная шуба, ношеный-переношеный костюм и др. во второй части, несмотря на наличие приставки пере-, целесообразно писать одно Н, так как сложное слово все в целом имеет значение прилагательного. Не меняется написание отглагольных прилагательных также в составе сложных слов, например, гладкокрашеный, домотканый, малоезженый, свежемороженый и др.

Слайд 31

Упражнения

Слайд 32

Вставьте пропущенные буквы Карти…ая галерея, деревя…ая ложка, мыши…ая возня, безветре…ый день, торжестве…ый момент, дровя…ой склад, соловьи…ая песня, кухо…ый стол, огне…ый шквал, листве…ый лес, багря…ый закат, новая гости…ая, были…ый богатырь Проверь себя

Слайд 33

Проверь себя Картинная галерея, деревянная ложка, мышиная возня, безветренный день, торжественный момент, дровяной склад, соловьиная песня, кухонный стол, огненный шквал, лиственный лес, багряный закат, новая гостиная, былинный богатырь

Слайд 34

Вставьте пропущенные буквы Жаре…ая рыба, изране…ый зверь, невида…ый успех, богатое прида…ое, примерный труже…ик, домотка…ая скатерть, мой воспита…ик, сгуще…ое молоко, писа…ая акварелью картина, он говорил взволнова…о, произошла сплошная пута…ица, газирова…ая вода Проверь себя

Слайд 35

Проверь себя Жареная рыба, израненный зверь, невиданный успех, богатое приданое, примерный труженик, домотканая скатерть, мой воспитанник, сгущенное молоко, писанная акварелью картина, он говорил взволнованно, произошла сплошная путаница, газированная вода

Слайд 36

Вставьте пропущенные буквы Семена рассея…ы. Вы всегда рассея…ы. Земли ограниче…ы морем. Мои желания ограниче…ы. Его предки были возвыше…ы Иваном IV . Его запросы возвыше…ы. Степь была пусты…а. Свеча была погаше…а. Она была рассея…а и невнимательна. У меня любовь к книге воспита…а с детства. Стены домика выкраше…ы масляной краской. Дочь избалова…а, упряма и ветре…а. Проверь себя

Слайд 37

Проверь себя Семена рассеяны. Вы всегда рассеянны. Земли ограничены морем. Мои желания ограниченны. Его предки были возвышены Иваном IV . Его запросы возвышенны. Степь была пустынна. Свеча была погашена. Она была рассеянна и невнимательна. У меня любовь к книге воспитана с детства. Стены домика выкрашены масляной краской. Дочь избалованна, упряма и ветрена.

Слайд 38

Домашнее задание. Стр.129 правило упр.66, 71


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Готовимся к ОГЭ. Количество грамматических основ Русский язык, 9 класс Автор работы: заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 2 г. Гагарина Смоленской области Наталья Николаевна Покровкова Работа выполнена в рамках Мастер-класса «Интерактивная раскраска в программе Microsoft Office Power Point » на сайте « Копилочка » . Зачётная работа № 4

Слайд 2

Задание: Укажите количество грамматических основ в предложении, кликнув мышкой на соответствующей цифре. Если ответ верный, репродукция картины В.М. Васнецова раскрасится . Удачи!

Слайд 3

Но дело в том, что у отца была неплохая библиотека, и особенный интерес вызывали у мальчика жизнеописания великих полководцев прошлого: Александра Македонского, Ганнибала, Юлия Цезаря. 3 4 5

Слайд 4

Он набирал в рот камешков и старался говорить громко и ясно; чтобы научиться произносить звук " р ", он брал щенка, слушал его рычание и повторял звуки. 2 3 4

Слайд 5

Ещё неизвестно, кем он будет, когда вырастет, но, кем бы он ни был, можно ручаться, что это будет настоящий человек. 4 5 6

Слайд 6

Лена широко раскрыла глаза, пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смутилась. 3 4 5

Слайд 7

Лена сидела за столом и рисовала, но, увидев, что к ней приближается брат, она сейчас же сгребла краски в кучу и накрыла рукой. 2 3 4

Слайд 8

Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир. 3 4 5

Слайд 9

Когда я уселась в учительской за тетради, оказалось, что шесть работ из пачки исчезли. 1 2 3

Слайд 10

Коров они успели вывести, а телёнок в самой дальней клети был закрыт – не подберёшься. 2 3 4

Слайд 11

Десять лет назад, когда я только пришла работать в школу-интернат после института, мне дали первоклашек из детского дома, и я часто вспоминаю ту субботу, когда увидела своих "птенцов" на лестнице. 3 4 5

Слайд 12

Вот что я тебе скажу: из-за чужого человека ты хорошую цену упускаешь, ежели ты его не выставишь, потом ты горько пожалеешь! 4 5 6

Слайд 13

Сидя на подоконниках, разведчики смотрят, как мы двое едим, и глаза у них добрые. 2 3 4

Слайд 14

Думает, если мы дети, так мы и постоять за себя не сумеем! 1 2 3

Слайд 15

Краб был страшно большой и плоский, и, присмотревшись, на нём можно было разглядеть бугры и колючки, какие-то швы, зубчатые гребешки. 2 3 4

Слайд 16

Николай примостился на стуле возле стенки, и, пока Валентин объяснял цель их визита, мальчик огляделся. 3 4 5

Слайд 17

Это были страшные минуты, когда слёзы сами лились из глаз и приходилось до крови кусать губы, чтобы сдержать невольный стон. 3 4 5

Слайд 18

Фон Тест Тест Стрелка «Богатыри» « Ковер-самолет » «Баян» «Снегурочка» « Три царевны тёмного царства» «Витязь на распутье» «Богатырь» «Богатырский галоп» «Царевна-лягушка» «Поле побоища Игоря Святославовича с половцами» «Воины апокалипсиса» « Алёнушка » «Бог Саваоф » «Царевна Несмеяна » Источники:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГЛАГОЛ Автор Амаева Гульнара Нуритдиновна Учитель русского языка и литературы МКОУ « Маджалисская СОШ имени Темирханова Э.Д»

Слайд 2

Цели урока: Образовательная : познакомить учащихся с новой темой, дать полное объяснение о глаголе; научить правильно находить в предложениях глаголы. Развивающая: способствовать развитию мышления через чтения и письмо, учить последовательно правильно излагать свои мысли; Воспитательная: способствовать формированию личностных качеств учащихся интереса к предмету, уверенности в своих силах, желания добиваться больших результатов, воспитать в учащихся чувство патриотизма, бережное отношение к природе, к окружающей среде, к культуре.

Слайд 3

ЧТО ТАКОЕ ГЛАГОЛ? Глагол – это.... Глагол отвечает на вопросы: Глагол обозначает… часть речи Что делать? Что сделать? Что делает? Что делал?.... действие предмета .

Слайд 4

Кто жить умеет по часам И ценит каждый час, Того не надо по утрам Будить по десять раз. И он не станет говорить, Что лень ему вставать, Зарядку делать, руки мыть И застилать кровать.

Слайд 5

НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ: ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО С ДЕЛАТЬ? Несовершенный вид Совершенный вид

Слайд 6

Неопределённая форма глагола Что делать? Что сделать? - ТЬ, - ТИ, -ЧЬ

Слайд 8

Игра « Найди лишнее слово » Объясните почему вы считаете, что это слово лишнее. Запишите это слово в этой же форме. Писать размышлять отнести прочитал смотреть гулять Играть дышать сказал привезти сидеть решать

Слайд 9

Игра « Кто быстрее? » Задание: напишите 8 глаголов 1 команда Глаголы совершенного вида 2 команда Глаголы несовершенного вида

Слайд 10

Зарубить на носу; Клевать носом; Пропустить мимо ушей; Делать из мухи слона; Обвести вокруг пальца; Держать язык за зубами. Фразеологизмы

Слайд 11

Выберите номера тех предложений, в которых допущена ошибка. Вчера на уроке математики мы будем решать задачи. Громадная гадюка вползла на пень и свернется колечком. На поляне дети свернули с тропинки и пошли к речке. В водоемах журчала и плещется прозрачная вода. С окрестных гор уже снега побегут мутными ручьями. Лесник шел берегом реки и услышал треск сучьев.

Слайд 12

Пишется Ь или нет? Спряч … , сторожиш … , стереч … , думаеш … , леч … , дремуч … , решаеш … . Колюч … , слышиш … , нареж … те, смеёш … ся , плачеш … , береч … , открыт … .

Слайд 13

Напишите глаголы, противоположные по смыслу. 1) сесть - … 4) ссориться - … 2) увеличивать - … 5) поднять - … 3) взять - … 6) говорил - … Напиши глаголы во множественном числе. бросить - … 4) радовать - … прыгать - … 5) смотреть - … хвалить - … 6) петь - …

Слайд 14

Не выучил, не делай, Не знаешь, не спеши, С глаголами отдельно Частицу не пиши.

Слайд 15

1) После драки кулаками ... машут. 2) Волков бояться – в лес ... ходить. 1) ... учи рыбу плавать. 2) Без труда ... вынешь рыбку из пруда.

Слайд 16

Земной шар в миниатюре. Как называется человек написавший какое-либо произведение? Кто поймал золотую рыбку? Существительное от глагола «бежать». Жидкое, как вода, Белое, как снег. Все дети любят. 6. Любимое время года школьников. Г Л О Б У С

Слайд 17

Г Л О Б У С П И С А Т Е Л Ь С Т А Р И К Б Е Г М О Л О К О Л Е Т О Земной шар в миниатюре. Как называется человек написавший какое-либо произведение? Кто поймал золотую рыбку? Существительное от глагола «бежать». Жидкое, как вода, Белое, как снег. Все дети любят. 6. Любимое время года школьников.

Слайд 18

Тест Глагол отвечает на вопросы А) Какой? Какое? Какая? Б) Кто? Что? В) Что делать? Что сделать? 2. Глагол обозначает А) Признак предмета Б) Действие предмета В) Предмет 3. Неопределенная форма глагола отвечает на вопросы А) Что делал? Что сделал? Б) Что делать? Что сделать? 4 . Какое слово является глаголом? А) Бег Б) Побежал В) Беговая 5. Как пишется не с глаголами? (Не) вырастишь овощей, (не) сваришь щей. А) Слитно Б) Раздельно В) Через дефис

Слайд 19

Рефлексия Я работал с ____ настроением. Я _____ доволен собой. Я испытывал затруднения, когда _____. Я бы хотел стать более ______.

Слайд 20

Рефлексия Скажи себе: "Я - молодец! Я думал. Я старался. Я делал открытия".

Слайд 21

Домашнее задание: 1) Упражнение 373 стр 53. 2) Выучить правило на стр. 53.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа выполнена в рамках мастер-класса "Технологический приём "Анимированная сорбонка » на сайте « Копилочка » ФокинойЛ.П . http://linda6035.ucoz.ru/ Викторина «Лучший знаток сказок А.С. Пушкина» Автор работы: заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 2 г. Гагарина Смоленской области Наталья Николаевна Покровкова

Слайд 2

Дорогой друг! Хорошо ли ты знаешь сказки А.С. Пушкина? Давай проверим! Быстрее бери в руки мышку! Угадай название сказки. Щелкай по карточке и проверяй свои знания! Желаю удачи!

Слайд 3

Где жили старик со старухой? У моря

Слайд 4

Какую птицу приобрёл царь Дадон , чтобы спасаться от врага? Петушка

Слайд 5

Кого Балда взял к себе в братья, чтобы обмануть чёрта? Зайчишку

Слайд 6

Кто стал мужем Людмилы? Руслан

Слайд 7

У кого спрашивала царица о том, кто на свете всех милее? У зеркальца

Слайд 8

Какое животное в одной из сказок пело песенки и грызло орешки? Белочка

Слайд 9

С кем гуляла в лесу бурая медведиха? С медвежатами

Слайд 10

Какой самый первый предмет потребовала старуха у золотой рыбки? Корыто

Слайд 11

Кто помог царю Дадону приобрести птицу, предупреждающую об опасности? Звездочёт

Слайд 12

С кем Балда соревновался на море? С чертёнком

Слайд 13

Кого убил князь Гвидон , чтобы спасти царевну Лебедь? Коршуна

Слайд 14

Какую плату потребовал Балда у попа за выполненную работу? Три щелчка по лбу

Слайд 15

Сколько лет жили вместе старик со старухой? 30 лет и 3 года

Слайд 16

С помощью чего королевич Елисей оживил свою невесту? С помощью поцелуя выход

Слайд 17

Интернет- ресурсы: http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/viktoriny/viktorina-po-skazkam-a-s-pushkina-v-nachalnoi-shkole.html - викторина http://static.diary.ru/userdir/1/5/1/6/1516768/49574016.jpg - фон http:// easyen.ru/load/metodika/k_prezentacijam/kollekcija_ramok_dlja_sozdanija_prezentacij/277-1-0-21925 - рамка Работа выполнена в рамках мастер-класса "Технологический приём "Анимированная сорбонка ". Ведущий мастер-класса : учитель начальных классов Фокина Лидия Петровна http://linda6035.ucoz.ru /


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Методическая система учителя русского языка и литературы.«Формирование основных компетентностей учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе »

Виды, способы и методы формирования компетентостей учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе и их результаты ....

Неделя русского языка и литературы"Мы любим литературу и изучаем великий русский язык"

Данное внеклассное мероприятие способствует воспитанию интереса к русскому языку и литературе, вовлекает в творческую работу большое число учащихся....

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Сборник диктантов по русскому языку 8-9 классы. Авторы - Лилия Владимировна Кузьмина, учитель русского языка и литературы, Светлана Александровна Якшина, учитель русского языка и литературы

В сборнике представлены отобранные целостные и адаптированные тексты диктантов для текущего и итогового контроля знаний учащихся 8 – 9 классов по синтаксису и пунктуации. Тексты систематиз...

Нормы оценивания по русскому языку, родному (русскому) языку и литературе, родной (русской) литературе

В документе содержатся нормы оценок устных ответов и письменных работ по указанным предметам....