Рабочая программа по литературе 5 класс 2021-2022 учебный год
рабочая программа по литературе (5 класс)

Чигрина Алена Владимировна

Рабочая программа по литературе 5 класс 2021-2022 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_po_lit-re_5_kl._21-22_u.g.docx66.47 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛОКТЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ПРИНЯТО

Руководитель МО

___________ФИО

Протокол № ___ от

«____»  _____ 20___ г.

СОГЛАСОВАНО

Ответственный за УВР

_____________ ФИО

УТВЕРЖДАЮ

 Директор

___________ ФИО

Приказ № ______ от

«____»  _____ 20____ г.

Рабочая программа учебного предмета

основного общего образования

«Литература»

 5 класс

на  2021-2022 учебный год

Составитель: Чигрина Алена Владимировна, учитель русского языка и литературы

с. Локоть,

 2021

Пояснительная записка

Примерная рабочая программа разработана с целью оказания методической помощи учителю литературы в создании рабочей программы по учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в школьном образовании и активные методики обучения.

Примерная рабочая программа позволит учителю реализовать в процессе преподавания литературы современные подходы к формированию личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования; определить обязательную (инвариантную) часть содержания учебного курса по литературе; определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного предмета «Литература» по годам обучения в соответствии с ФГОС ООО (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897, с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.); Примерной основной образовательной программой основного общего образования (в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020 федерального учебно-методического объединения по общему образованию); Примерной программой воспитания (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20).

Примерная рабочая программа позволит учителю разработать календарно-тематическое планирование с учётом особенностей конкретного класса, распределить обязательное предметное содержание по годам обучения в соответствии с ресурсом учебного времени, выделяемого на изучение разделов/тем курса, последовательностью их изучения, особенностей предмета «Литература» и возрастных особенностей обучающихся; разработать основные виды учебной деятельности для освоения учебного материала разделов/тем курса.

Личностные и метапредметные результаты в примерной рабочей программе представлены с учётом особенностей преподавания литературы в основной общеобразовательной школе, планируемые предметные результаты распределены по годам обучения с учётом методических традиций построения школьного курса литературы.

  • Учебник В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И.Коровин «Литература: 5 кл.», М.: Просвещение,  2015 год
  • Дидактические материалы по литературе «Читаем. Думаем. Спорим» В.Я. Коровина , М.:  Просвещение, 2013.  
  • Поурочные разработки Н.В.Беляева (М.: Просвещение, 2014);
  • Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» (1CDMP3). Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв.
  • «Проверочные работы 5-9 классов». Автор пособия Н.В.Беляева. (М.: Просвещение, 2010).

Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Литература» в наибольшей степени способствует формированию духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их миропонимания и национального самосознания. Особенности литературы как школьного предмета связаны с тем, что литературные произведения являются феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие человеческого бытия выражено в художественных образах, которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим.

Основу содержания литературного образования составляют чтение и изучение выдающихся художественных произведений русской и мировой литературы, что способствует постижению таких нравственных категорий, как добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его анализ и интерпретация возможны лишь при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя, которая зависит от возрастных особенностей школьников, их психического и литературного развития, жизненного и читательского опыта.

Полноценное литературное образование в основной школе невозможно без учёта преемственности с курсом литературного чтения в начальной школе, межпредметных связей с курсом русского языка, истории и предметов художественного цикла, что способствует развитию речи, историзма мышления, художественного вкуса, формированию эстетического отношения к окружающему миру и его воплощения в творческих работах различных жанров.

В рабочей программе учтены все этапы российского историко-литературного процесса (от фольклора до новейшей русской литературы) и представлены разделы, касающиеся литератур народов России и зарубежной литературы.

Основные виды деятельности обучающихся перечислены при изучении каждой монографической или обзорной темы и направлены на достижение планируемых результатов обучения.

Место учебного предмета в учебном плане

Программа рассчитана на 102 часа, т.е. 3 раза в неделю при 35 неделях в учебном году.

Цели изучения предмета

Цели изучения предмета «Литература» в основной школе состоят в формировании у обучающихся потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов и создания собственных устных и письменных высказываний; в развитии чувства причастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам, аксиологической сферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощённых в отечественной и зарубежной литературе. Достижение указанных целей возможно при решении учебных задач, которые постепенно усложняются от 5 к 9 классу.

Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, с обеспечением культурной самоидентификации, осознанием коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, состоят в приобщении школьников к наследию отечественной и зарубежной классической литературы и лучшим образцам современной литературы; воспитании уважения к отечественной классике как высочайшему достижению национальной культуры, способствующей воспитанию патриотизма, формированию национально-культурной идентичности и способности к диалогу культур; освоению духовного опыта человечества, национальных и общечеловеческих культурных традиций и ценностей; формированию гуманистического мировоззрения.

Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития обучающихся, с  формированием их потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, с гармонизацией отношений человека и общества, ориентированы на воспитание и развитие мотивации к чтению художественных произведений, как изучаемых на уроках, так и прочитанных самостоятельно, что способствует накоплению позитивного опыта освоения литературных произведений, в том числе в процессе участия в различных мероприятиях, посвящённых литературе, чтению, книжной культуре.

Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя, обладающего эстетическим вкусом, с формированием умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, направлены на формирование у школьников системы знаний о литературе как искусстве слова, в том числе основных теоретико- и историко-литературных знаний, необходимых для понимания, анализа и интерпретации художественных произведений, умения воспринимать их в историко-культурном контексте, сопоставлять с произведениями других видов искусства; развитие читательских умений, творческих способностей, эстетического вкуса. Эти задачи направлены на развитие умения выявлять проблематику произведений и их художественные особенности, комментировать авторскую позицию и выражать собственное отношение к прочитанному; воспринимать тексты художественных произведений в единстве формы и содержания, реализуя возможность их неоднозначного толкования в рамках достоверных интерпретаций; сопоставлять и сравнивать художественные произведения, их фрагменты, образы и проблемы как между собой, так и с произведениями других искусств; формировать представления о специфике литературы в ряду других искусств и об историко-литературном процессе; развивать умения поиска необходимой информации с использованием различных источников, владеть навыками их критической оценки.

Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, направлены на совершенствование речи школьников на примере высоких образцов художественной литературы и умений создавать разные виды устных и письменных высказываний, редактировать их, а также выразительно читать произведения, в том числе наизусть, владеть различными видами пересказа, участвовать в учебном диалоге, адекватно воспринимая чужую точку зрения и аргументированно отстаивая свою.

Формы, методы, технологии обучения:

  • Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный методы: рассказ, объяснение, лекция, эвристическая беседа, демонстрация, работа с учебником, компьютером и др.
  • Проблемный метод предполагает активное участие школьников в решении проблемы, сформулированной учителем в виде познавательной задачи.
  • Частично-поисковый метод: школьники привлекаются к созданию гипотезы, решению задач путем наблюдения, эксперимента, составления плана или алгоритма решения познавательной задачи, проектирования и др.
  • Исследовательский метод включает в себя наблюдение, эксперимент, работу с компьютером, плакатами и др. В этом случае учитель выступает в качестве организатора самостоятельной поисковой деятельности обучаемых.
  • Программированный метод позволяет в значительной степени активизировать познавательную деятельность школьников. Он представляет собой особый вид самостоятельной работы учащихся над специально отобранным и построенным в определенном порядке учебным материалом.
  • Модельный метод: при его использовании учащимся предоставляется возможность организации самостоятельного творческого поиска (дидактические игры).
  • Метод проектов: школьник не только самостоятельно находит и усваивает информацию, но и сам генерирует новые идеи.

Формы: фронтальные, групповые и индивидуальные; основная форма обучения –

урок.

Используются элементы технологий:

  • игровые технологии;
  • проблемное обучение;
  • личностно-ориентированное развивающее обучение;
  • проектная.

Средства обучения: учебник, демонстрационный материал, презентации.

Формы контроля: практические работы, сочинения, письменные ответы на вопросы, проекты.

Формы и методы работы с детьми, испытывающими сложности в обучении:

индивидуальная работа ; наглядный , словесный, практический с опорой на демонстрационный материал, пояснения.    

Критерии оценивания по предмету соответствуют Положению «О системе оценки качества основного общего, среднего общего образования» МКОУ «Локтевская СОШ»


Содержание учебного предмета «Литература», 5 класс

Мифология. Мифы народов России и мира.

Фольклор Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки. Сказки народов России и народов мира (не менее трёх).

Литература первой половины XIX века

И. А. Крылов. Басни (три по выбору). Например, «Волк на псарне», «Листы и Корни», «Свинья под Дубом», «Квартет», «Осёл и Соловей», «Ворона и Лисица».

А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее трёх). «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Няне» и др. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино».

Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Литература второй половины XIX века

И. С. Тургенев. Рассказ «Муму».

Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее двух). «Крестьянские дети». «Школьник». Поэма «Мороз, Красный нос» (фрагмент).

Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник».

Литература XIX—ХХ веков

Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной (не менее пяти стихотворений трёх поэтов). Например, стихотворения А. К. Толстого, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. А. Бунина, А. А. Блока, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова, Ю. П. Кузнецова.

Юмористические рассказы отечественных писателей XIX—XX веков

А. П. Чехов (два рассказа по выбору). Например, «Лошадиная фамилия», «Мальчики», «Хирургия» и др.

М. М. Зощенко (два рассказа по выбору). Например, «Галоша», «Лёля и Минька», «Ёлка», «Золотые слова», «Встреча» и др.

Произведения отечественной литературы о природе и животных (не менее двух). Например, А. И. Куприна, М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского.

А. П. Платонов. Рассказы (один по выбору). Например, «Корова», «Никита» и др.

В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро».

Литература XX—XXI веков

Произведения отечественной прозы на тему «Человек на войне» (не менее двух). Например, Л. А. Кассиль. «Дорогие мои мальчишки»; Ю. Я. Яковлев. «Девочки с Васильевского острова»; В. П. Катаев. «Сын полка» и др.

Произведения отечественных писателей XIX—XXI веков на тему детства (не менее двух).

Например, произведения В. Г. Короленко, В. П. Катаева, В. П. Крапивина, Ю. П. Казакова, А. Г. Алексина, В. П. Астафьева, В. К. Железникова, Ю. Я. Яковлева, Ю. И. Коваля, А. А. Гиваргизова, М. С. Аромштам, Н. Ю. Абгарян.

Произведения приключенческого жанра отечественных писателей (одно по выбору). Например, К. Булычёв. «Девочка, с которой ничего не случится», «Миллион приключений» и др.

(главы по выбору).

Литература народов Российской Федерации

Стихотворения (одно по выбору). Например, Р. Г. Гамзатов. «Песня соловья»; М. Карим. «Радость нашего дома».

Зарубежная литература

Х. К. Андерсен. Сказки (одна по выбору). Например, «Снежная королева», «Соловей» и др.

Зарубежная сказочная проза (одно произведение по выбору). Например, Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес» (главы по выбору), Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно» (главы по выбору).

Зарубежная проза о детях и подростках (два произведения по выбору). Например, М. Твен. «Приключения Тома Сойера» (главы по выбору); Дж. Лондон. «Сказание о Кише»; Р. Брэдбе-

ри. Рассказы. Например, «Каникулы», «Звук бегущих ног», «Зелёное утро» и др.

Зарубежная приключенческая проза (два произведения по выбору).

Например, Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ», «Чёрная стрела» и др.

Зарубежная проза о животных (одно-два произведения по выбору).

Э. Сетон-Томпсон. «Королевская аналостанка»; Дж. Даррелл. «Говорящий свёрток»; Дж.Лондон. «Белый клык»; Дж. Р. Киплинг. «Маугли», «Рикки-Тикки-Тави» и др.


 Структура изучаемого предмета

п/п

Наименование разделов учебного предмета

Кол-во

часов

Из них

Вн.чт.

Р.р.

К.р.

1

Раздел 1. Мифология

3

2

Раздел 2. Фольклор

7

1

3

Раздел 3.  Литература первой половины XIX века        

13+2ч. резерв

2

1

4

Раздел 4. Литература второй половины XIX века

13

1

2

5

Раздел 5. Литература  XIX - XX веков                          

16ч. +2 ч. резерва

2

1

6

Раздел 6.    Литература XX - XXI веков                                                  

8 ч+4ч резерва

1

7

Раздел 7. Литература народов Российской Федерации            

1

8

Раздел 8. Зарубежная литература  

9 ч. +7ч. резерва

6

Резерв времени

15

Итого:

70+15

7

8

2

Календарно-тематическое планирование

№        

п/п

Раздел, тема урока

Кол-во часов

Дата

По плану

По факту

                                 Раздел 1.       Мифология                                                     3 ч

 1/1

  Мифы народов России и мира

1

 

2/2

Мифы народов России и мира

1

3/3

Мифы народов России и мира

1

                               Раздел 2.     Фольклор                                                         7 ч.+1Р.Р.

4/1

Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки

1

5/2

Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки

1

6/3

Сказки народов России и народов мира

1

7/4

«Царевна-лягушка» как  волшебная сказка.

1

8/5

«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»»- волшебная  богатырская сказка героического содержания.

1

9/6

«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»»- волшебная  богатырская сказка героического содержания.

1

10/7

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель»

1

11/8

Р.р.    Итоговый урок на тему «Русские народные сказки»                                                                                                         

1

         Раздел 3.  Литература первой половины XIX века         13ч. + 2ч. РР +2 ч. резерва+1ч.КР          

12/1

И.А.Крылов. Слово о баснописце.  «Ворона и Лисица»

1

13/2

И.А.Крылов. «Свинья под Дубом»

1

14/3

И.А.Крылов. «Волк на псарне»

1

15/4

Р.Р. Любимые  басни И.А.Крылова»

1

16/5

А.С.Пушкин. Слово о поэте.   «Няне»

1

17/6

А.С.Пушкин. «Зимнее утро», «Зимний в ечер»

1

18/7

А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

1

19/8

А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

1

20/9

А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

1

21/10

А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

1

22/11

Р.Р. Мои любимые сказки А.С.Пушкина

1

23/12

М.Ю.Лермонтов. «Бородино»

1

24/13

М.Ю.Лермонтов «Бородино»

1

25/14

Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством»  

1

26/15

Н.В.Гоголь.  «Ночь перед Рождеством»  

1

27/16

Н.В.Гоголь. «Заколдованное место» (резерв)

1

28/17

Н.В.Гоголь. «Заколдованное место» (резерв)

1

29/18

Контрольная работа по творчеству И.А.Крылова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова. Н.В.Гоголя

1

                   Раздел 4.  Литература  второй половины XIX века                                                            

13 ч.+2ч.РР+1ч. вн.чт.

30/1

И.С.Тургенев. Слово о писателе.  «Муму» как повесть о крепостном праве

1

31/2

И.С.Тургенев. «Муму»

1

32/3

И.С.Тургенев. «Муму»

1

33/4

И.С.Тургенев. «Муму»

1

34/5

И.С.Тургенев. «Муму»

1

35/6

Р.Р. Сочинение по рассказу  И.С.Тургенева «Муму» 

1

36/7

Н.А.Некрасов.  «Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей

1

37/8

Н.А.Некрасов.  «Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей

2

38/9

Н.А.Некрасов.  «Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»)

1

39/10

Вн. чт. Н.А.Некрасов.  «Школьник»

1

40/11

Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник»

1

41/12

Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник»

1

42/13

Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник»

1

43/14

Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник»

1

44/15

Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник»

1

45/16

Р.Р. Сочинение сравнительная характеристика Жилина и Костылина по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

1

                       Раздел 5. Литература  XIX - XX веков                           16ч. +2ч. РР +2 ч. резерва+1КР

46/1

Стихотворения отечественных поэтов 19 – 20 веков о родной природе и о связи человека с Родиной. А.В.Кольцов «В степи», А.Н.Майков «Ласточки»

1

47/2

Ф.И.Тютчев  «Зима недаром злится…», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной» Пейзаж как средство создания настроения.

1

48/3

А.А.Фет «Я пришел к тебе с приветом…», А.Н.Плещеев «Весна»

1

49/4

И.С.Никитин «Утро», «Зимняя ночь»,  И.А.Бунин «Помню долгий зимний вечер», Н.Рубцов «Родная деревня»

1

50/5

Р.Р.  Русские поэты XIX  века о родине, родной природе и о себе (конкурс выразительного чтения)

1

51/6

Юмористические рассказы отечественных писателей 19-20 веков. А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия»

1

52/7

А.П.Чехов «Лошадиная фамилия»

1

53/8

 М.М.Зощенко. Слово о писателе «Галоша»

1

54/9

М.М.Зощенко «Встреча»

1

55/10

К.Г.Паустовский. «Теплый хлеб»: герои сказки и их поступки

1

56/11

К.Г.Паустовский. «Теплый хлеб»: герои сказки и их поступки

1

57/12

М.М. Пришвин Сказка-быль «Кладовая солнца»

1

58/13

М.М. Пришвин Сказка-быль «Кладовая солнца»

1

59/14

А.П.Платонов. «Никита»: человек и природа.

1

60/15

А.П.Платонов. «Никита»: человек и природа.

1

61/16

Вн.чт. А.П.Платонов «Корова» (резерв)

1

62/17

Вн.чт. А.П.Платонов «Корова» (резерв)

1

63/18

Контрольная работа по творчеству М.М Пришвина, К.Г.Паустовского, А.П.Платонова

1

64/19

В.П.Астафьев. «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации

1

65/20

В.П.Астафьев. «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации

1

66/21

Р.Р. Сочинение по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро» 

1

                      Раздел 6.    Литература XX - XXI веков    

8 ч+4ч резерва+1ч. Р.Р.

67/1

 Произведения отечественной прозы на тему «Человек на войне». В.П.Катаев «Сын полка»

1

68/2

Произведения отечественной прозы на тему «Человек на войне». В.П.Катаев «Сын полка»

1

69/3

 Л.А.Кассиль «Дорогие мои мальчишки»

1

70/4

Л.А.Кассиль «Дорогие мои мальчишки» (резерв)

1

71/5

Произведения отечественных писателей XIX – XXI веков  на тему детства.   В.Г.Короленко.  «В дурном обществе»:                                                

1

72/6

Произведения отечественных писателей XIX – XXI веков  на тему детства.   В.Г.Короленко.  «В дурном обществе»:                                                

1

73/7

Произведения отечественных писателей XIX – XXI веков  на тему детства.   В.Г.Короленко.  «В дурном обществе»:                                                

1

74/8

Р.Р. Сочинение по рассказу В.Г.Короленко «В дурном обществе»

1

75/9

 Вн.чт. В.К.Железников «Чучело» (резерв)

1

76/10

Вн.чт. В.К.Железников «Чучело» (резерв)

1

77/11

Вн.чт. В.К.Железников «Чучело» (резерв)

1

78/12

 К.Булычев «Девочка, с которой ничего не случится»

1

79/13

К.Булычев «Девочка, с которой ничего не случится»

1

Раздел 7. Литература народов Российской Федерации                        1ч.

80/1

Р.Г.Гамзатов «Песнь соловья»

1

Раздел 8. Зарубежная литература                               9ч. +6ч. вн.чт. +7ч. резерва

81/1

Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: сказка о великой силе любви

1

82/2

Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: сказка о великой силе любви

1

83/3

Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»: сказка о великой силе любви

1

84/4

Вн.чт.  Х.К.Андерсен.  Сказки

1

85/5

Вн.чт.  Х.К.Андерсен.  Сказки

1

86/6

Вн.чт. Зарубежная сказочная проза Л.Кэролл «Алиса в стране чудес»

1

87/7

Вн.чт. Зарубежная сказочная проза Л.Кэролл «Алиса в стране чудес»

1

88/8

Зарубежная проза о детях и подростках. Дж. Лондон. «Сказание о Кише»: что значит быть взрослым?

1

89/9

Зарубежная проза о детях и подростках. Дж. Лондон. «Сказание о Кише»: что значит быть взрослым?

1

99/10

М.Твен. «Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства (резерв)

1

100/11

М.Твен. «Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства (резерв)

1

101/12

Зарубежная приключенческая проза. Р.Л.Стивенсон «Остров сокровищ» (главы по выбору)

1

102/13

Зарубежная приключенческая проза. Р.Л.Стивенсон «Остров сокровищ» (главы по выбору)

1

103/14

Р.Брэдбери «Зеленое утро»

1

104/15

Р.Брэдбери «Зеленое утро»

1

105/16

Зарубежная проза о животных Дж.Лондон «Белый клык» (резерв)

1

106/17

Зарубежная проза о животных Дж.Лондон «Белый клык» (резерв)

1

107/18

Вн.чт. Э.Сетон-Томпсон «Снап»

1

108/19

Вн.чт. Э.Сетон-Томпсон «Снап»

1

109/20

Урок контроля (резерв)

1

110/21

Литературный праздник. Путешествие по стране «Литературии» 5 класса (резерв)

1

111/22

Заключительный урок. Задание на лето (резерв)

1

                  Резерв времени                                                                                      15 ч

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература»

Метапредметные результаты

Овладение универсальными познавательными действиями:

Базовые логические действия:

-  выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений, этапов историко-литературного процесса);

-  устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа;

- с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учётом учебной задачи;

-  выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

- выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений

по аналогии; формулировать гипотезы об их взаимосвязях;

- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом

самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:

- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании;

- формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

- формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

- проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литератуного объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

- оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);

- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных

выводов и обобщений;

-  прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях.

Работа с информацией:

-  применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и

заданных критериев;

-  выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления;

- находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

- оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

- эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.

Овладение универсальными коммуникативными действиями:

-общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных

текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения; в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержании благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты

выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;

- совместная деятельность (сотрудничество): использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы на уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распреде лять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать

качественного результата по своему направлению, и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным участниками взаимодействия на литературных занятиях; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов,

разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

- самоорганизация: выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображённые в художественной литературе; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте; делать выбор и брать ответственность за решение;

- самоконтроль (рефлексия): владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературном образовании; давать адекватную оценку учебной ситуации и пред лагать план её изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятель ствам; объяснять причины достижения (недостижения) ре- зультатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата

цели и условиям;

- эмоциональный интеллект: развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы; регулировать способ выражения своих эмоций;

- принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев; признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость себе и другим; осознавать невозможность    контролировать всё вокруг.

Предметные результаты

Предметные результаты по литературе в основной школе должны обеспечивать:

1) понимание духовно-нравственной и культурной ценности литературы и её роли в формировании гражданственности и патриотизма, укреплении единства многонационального народа  Российской Федерации;

2) понимание специфики литературы как вида искусства, принципиальных отличий художественного текста от текста научного, делового, публицистического;

3) овладение умениями эстетического и смыслового анализа произведений устного народного творчества и художественной литературы, умениями воспринимать, анализировать, интер претировать и оценивать прочитанное, понимать художественную картину мира, отражённую в литературных произведениях, с учётом неоднозначности заложенных в них художественных смыслов:

- умение анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тематику и проблематику произведения, родовую и жанровую принадлежность произведения; выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика, авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения и воплощённые в нём реалии; характеризовать авторский пафос; выявлять особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи;

- овладение теоретико-литературными понятиями и использование их в процессе анализа, интерпретации произведений и оформления собственных оценок и наблюдений: художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ; факт, вымысел; литературные направления (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм), роды (лирика, эпос, драма), жанры (рассказ, притча, повесть, роман, комедия, драма, трагедия, поэма, басня, баллада, песня, ода, элегия, послание, отрывок, сонет, эпиграмма); форма и содержание литературного произведения; тема, идея, проблематика, пафос (героический, трагический, комический); сюжет, композиция, эпиграф; стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог; авторское отступление; конфликт; система образов; образ автора, повествователь, рассказчик, литературный герой (персонаж), лирический герой, лирический персонаж, речевая характеристика героя; реплика, диалог, монолог; ремарка; портрет, пейзаж, интерьер, художественная деталь, символ, подтекст, психологизм; сатира, юмор, ирония, сарказм, гротеск; эпитет, метафора, сравнение; олицетворение, гипербола; антитеза, аллегория, риторический вопрос, риторическое восклицание; инверсия; повтор, анафора; умолчание, параллелизм, звукопись (аллитерация, ассонанс); стиль; стих и проза; стихотворный метр (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), ритм, рифма, строфа; афоризм;

- умение рассматривать изученные произведения в рамках историко-литературного процесса (определять и учитывать при анализе принадлежность произведения к историческому времени, определённому литературному направлению);

- выявлять связь между важнейшими фактами биографии писателей (в том числе А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя) и особенностями исторической эпохи, авторского мировоззрения, проблематики произведений;

- умение сопоставлять произведения, их фрагменты (с учётом внутритекстовых и межтекстовых связей), образы персонажей, литературные явления и факты, сюжеты разных литературных произведений, темы, проблемы, жанры, приёмы, эпизоды текста;

- умение сопоставлять изученные и самостоятельно прочитанные произведения художественной литературы с произведениями других видов искусства (живопись, музыка, театр, кино);

4) совершенствование умения выразительно (с учётом индивидуальных особенностей обучающихся) читать, в том числе наизусть, не менее 12 произведений и / или фрагментов;

5) овладение умением пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный, творческий пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению  и формулировать вопросы к тексту;

6) развитие умения участвовать в диалоге о прочитанном произведении, в дискуссии на литературные темы, соотносить собственную позицию с позицией автора и мнениями участников дискуссии; давать аргументированную оценку прочитанному

7) совершенствование умения создавать устные и письменные высказывания разных жанров, писать сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой на прочитанные произведения (не ме-

нее 250 слов), аннотацию, отзыв, рецензию; применять различные виды цитирования; делать ссылки на источник информации; редактировать собственные и чужие письменные тексты;

8) овладение умениями самостоятельной интерпретации  и оценки текстуально изученных художественных произведений древнерусской, классической русской и зарубежной литературы и современных авторов (в том числе с использованием методов смыслового чтения и эстетического анализа):

9) понимание важности чтения и изучения произведений устного народного творчества и художественной литературы как способа познания мира, источника эмоциональных и эстетиче- ских впечатлений, а также средства собственного развития;

10) развитие умения планировать собственное досуговое чтение, формировать и обогащать свой круг чтения, в том числе за счёт произведений современной литературы;

11) формирование умения участвовать в проектной или исследовательской деятельности (с приобретением опыта публичного представления полученных результатов);

12) овладение умением использовать словари и справочники, в том числе информационно-справочные системы в электронной форме, подбирать проверенные источники в библиотечных

фондах, сети Интернет для выполнения учебной задачи; применять ИКТ, соблюдать правила информационной безопасности.

Предметные результаты:

1) Иметь начальные представления об общечеловеческой ценности литературы и её роли в воспитании любви к Родине и дружбы между народами Российской Федерации;

2) понимать, что литература — это вид искусства и что художественный текст отличается от текста научного, делового, публицистического;

3) владеть элементарными умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанные произведения:

- определять тему и главную мысль произведения, иметь начальные представления о родах и жанрах литературы; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; выявлять элементарные особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи;

- понимать смысловое наполнение теоретико-литературных понятий и учиться использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений: художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ; литературные жанры (народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня); тема, идея, проблематика; сюжет, композиция; литературный герой (персонаж), речевая характеристика персонажей; портрет,

пейзаж, художественная деталь; эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; аллегория; ритм, рифма;

- сопоставлять темы и сюжеты произведений, образы персонажей;

-  сопоставлять с помощью учителя изученные и самостоятельно прочитанные произведения фольклора и художественной литературы с произведениями других видов искусства (с учётом возраста, литературного развития обучающихся);

4) выразительно читать, в том числе наизусть (не менее 5 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом литературного развития и индивидуальных особенностей обучающихся);

5) пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и с помощью учителя формулировать вопросы к тексту;

6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, подбирать аргументы для оценки прочитанного (с учётом литературного развития обучающихся);

7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров объемом не менее 70 слов (с учётом литературного развития обучающихся);

8) владеть начальными умениями интерпретации и оценки текстуально изученных произведений фольклора и литературы;

9) осознавать важность чтения и изучения произведений устного народного творчества и художественной литературы для познания мира, формирования эмоциональных и эстетических

впечатлений, а также для собственного развития;

10) планировать с помощью учителя собственное досуговое чтение, расширять свой круг чтения, в том числе за счёт произведений современной литературы для детей и подростков;

11) участвовать в создании элементарных учебных проектов под руководством учителя и учиться публично представлять их результаты (с учётом литературного развития обучающихся);

12) владеть начальными умениями использовать словари и справочники, в том числе в электронной форме; пользоваться под руководством учителя электронными библиотеками и другими интернет-ресурсами, соблюдая правила информационной безопасности.


Лист внесения изменений в рабочую программу

№ п/п

№ урока/тема согласно рабочей программы

Тема с учетом корректировки

Сроки корректировки

Примечание

Экспертиза рабочих программ учебных предметов

Учебный предмет (курс) ______________________________________________________________

Составитель программы ______________________________________________________________

Класс _____                                                           Дата заполнения ________________________

Эксперт ____________________________________________________________________________

Структурные элементы программы

Наличие

Рекомендации

1

Титульный лист

2

Пояснительная записка

Объем

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа

Количество часов

Краткое описание  данного предмета, курса

Используемые формы, методы и средства

3

Содержание курса/структура изучаемого предмета

4

Календарно-тематическое планирование

- соответствие названия тем рабочей программы авторской программе

- соответствие количества часов в теме рабочей программы и авторской программы

5

Требования к уровню подготовки учащихся

6

Перечень учебно-методических средств обучения

7

Контрольные работы по предмету


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. АЛГЕБРА (8б класс 2021-2022)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. АЛГЕБРА (8б класс 2021-2022)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. АЛГЕБРА (8б класс 2021-2022)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. АЛГЕБРА (8б класс 2021-2022)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. МАТЕМАТИКА (6б класс 2021-2022)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.  МАТЕМАТИКА (6б класс 2021-2022)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. ГЕОМЕТРИЯ(8б класс 2021-2022)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. ГЕОМЕТРИЯ(8б класс 2021-2022)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2021-2022 учебный год 6 А класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   по литературе на 2021-2022 учебный год    6 А класс...

Рабочая программа "Интеллектуалы" 8 класс 2021-2022 учкбный год

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Интеллектуалы" 8 класс предназначена для педагогов дополнительного образования. рассчитана на один учебный год....

Рабочая программа по истории на 2021/2022 учебный год. 7 класс. Базовый уровень.

Рабочая программа составлена на основе ФГОС ООО. Содержание соответсвует Историко-культурному стандарту, линейному принципу исторического образования. Курс новая история расчитан на 28 час,, история Р...