«Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях С. А. Есенина».
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Кристина Александровна Борцова
Анализ стихотворений С. А. Есенина. Авторское стихотворение учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_literature-1.docx29.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы

Тема урока: «Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях С. А. Есенина».

(7 класс)

 

Цели урока:

Образовательные:

1)продолжение знакомства учащихся с художественным миром С.А. Есенина;

2)определение основного лирического мотива;

3)обсуждение с учащимися темы природы и родины в лирике С. А. Есенина;

4)рассмотрение способа выражения мыслей и чувств поэта через лирического героя.

Развивающие:

1)развитие логического мышления учащихся (анализ, синтез, сравнение, обобщение);

2) развитие речи учащихся;

3) развитие навыков выразительного чтения. 

4) развитие общекультурной эрудиции.

Воспитательные:  

  1. воспитание у учащихся любовь к родной природе и Родине;

2)способствовать воспитанию положительного интереса к изучаемому предмету.

Планируемые результаты в ходе урока:

Личностные: 

  • формировать мотивацию школьников к процессу изучения литературы как одного из учебных предметов, необходимых для самопознания, своего дальнейшего развития и успешного обучения;
  • совершенствовать ценностно-смысловые представления о человеке и мире в процессе чтения;
  • развивать потребности в самопознании и самосовершенствовании в процессе чтения и характеристики (анализа) текста;
  • развивать эстетические чувства и художественный вкус на основе знакомства с отечественной и мировой литературой.

Предметные: 

  • выразительно читать лирическое стихотворение С. А. Есенина;
  • находить тропы и фигуры в тексте стихотворения и определять их роль;
  • создавать устный отзыв о стихотворении.

Регулятивные: 

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения.
  • формировать умения по освоению способов решения поисковых и творческих задач в процессе учебной деятельности при изучении курса литературы;

Познавательные: 

  • осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
  • поиск и выделение необходимой информации

Коммуникативные: 

  • развивать готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагатьсвое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий при чтении и обсуждении художественных произведений.

Дидактические средства: 1) Доска. 2) Учебник. 3) Компьютер и колонки (музыка). 4) Г. Пономаренко «Отговорила роща золотая.» 5) Портрет С. А. Есенина. 6) Меркин Г. С. Литература для 7 класса / Г. С. Меркин. – М .: Русское слово. – 2008. – 344 с.

Тип урока: комбинированный (урок-беседа с элементами лекции).

Методы обучения по классификации Н.И. Кудряшева: репродуктивный, эвристический, метод творческого чтения.

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная.

План урока

  1. Организационный момент – 2 мин.
  2. Актуализация полученных знаний – 10 мин.
  3. Объяснение нового материала – 25 мин.
  4. Подведение итогов – 4 мин.
  5. Домашнее задание – 2 мин.
  6. Оценка работы учеников – 2 мин.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Рада вас всех видеть. Садитесь! Сегодняшний урок будет посвящен замечательному поэту Серебряного века, который прожил короткую, но ослепительно яркую, как вспышка молнии, жизнь, трагически оборвавшуюся в тридцать лет. Это Сергей Александрович Есенин – выдающийся русский поэт, неповторимый талант которого признан всеми. Поэт знал Россию с той стороны, с какой видел её народ, создал красочный и многоликий образ природы, воспел высокое чувство любви.

И наша задача: познакомиться со способом выражения мыслей и чувств поэта через лирического героя в стихотворениях «Гой ты, Русь, моя родная» и «Отговорила роща золотая».

  1. Актуализация полученных знаний

Учитель: С творчеством С. А. Есенина вы знакомы еще с начальной школы.

И прежде, чем начать нам новую тему, мы вспомним, какие стихи он писал.

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Учитель: А теперь я попрошу вас продолжить. Вы учили это стихотворение в 5 классе.

Ученик:         Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Учитель: Отлично! А кому-нибудь известно это стихотворение?

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

Ученик: Да, известно! Я знаю такую песню!

Учитель: Действительно, своей плавностью, тональностью есенинский стих приближается к народной песне, романсу.

Стихотворение «Отговорила роща золотая» было положено на музыку композитором Г. Пономаренко.

Прослушивание романса.

Учитель: Какое настроение, какие чувства стремился передать в музыке композитор?

Ответы учащихся.

Учитель: А только ли о природе писал стихотворения Есенин?

Ответы учеников: Нет, он писал о Родине. О матери. О любви. Даже о животных. В прошлом году мы изучали «Песнь о собаке».

Учитель: Правильно, ребята, Есенин писал стихотворения на разную тематику. У него было собственное мироощущение, и поэтому его чуткое сердце так неповторимо ведёт поэтический диалог с природой, родной землёй, любимой женщиной, матерью, человеческой душой.

  1. Объяснение нового материала

Учитель: Откройте, пожалуйста, свои тетради и запишите тему урока: «Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях С. А. Есенина».  

Учитель: Россия была для Есенина началом всех начал. Даже имя он произносил с восхищением: «Россия … какое хорошее слово… и «роса», и «сила», и «синее что-то»… Стихи С.Есенина о родине – это целый мир, он живет, движется, переливается всеми цветами радуги.

Дома вы должны были познакомиться стихотворением «Гой ты, Русь, моя родная!». Кто желает прочитать это стихотворение?

Ученик выразительно читает стихотворение.

Учитель: Какими чувствами пронизано это стихотворение?

Ученик: Поэт вложил все свои чувства, которые он питает к России: гордость, бесконечное восхищение, глубокую любовь…

Учитель: А что значит для поэта Родина?

Ученик: Для поэта родина — это церковь, в которой он «как захожий богомолец» разглядывает красоты природы, чувствует знакомые, близкие сердцу запахи («пахнет яблоком и медом»), слышит, как звенят чахнущие тополя, стоящие «у низеньких околиц», как где-то далеко весело пляшут люди, возможно отмечая какой-то праздник. 

Учитель: Молодцы! Вы правильно понимаете то, о чем говорит автор. А теперь обратимся к теме природы.

Максим Горький говорил, что в есенинский пейзаж всегда «вкраплен человек». Этот человек сам поэт, влюбленный в родной край. Великая тайна русской печали, русского счастья, отраженная в тихом пейзаже, обретала у Есенина подлинную силу лирического прозрения.

Как вы поняли слова Максима Горького?

Ученик: Горький говорит о том, что человек и природа в стихотворениях Есенина очень взаимосвязаны.

Учитель: Верно. И сейчас на примере стихотворения «Отговорила роща золотая» мы это увидим. Внимательно послушайте стихотворение и будьте готовы ответить на вопросы.

Учитель читает стихотворение.

Учитель: А теперь скажите, какое настроение преобладает в этом стихотворении?

Ученик: Настроение стихотворения ностальгическое, печальное.

Учитель: Верно. Чем интересна композиция стихотворения?

Ученик: читая стихотворение, я вижу портрет лирического героя, а вокруг него как будто рамка из разноцветных осенних листьев и кистей рябины. Стихотворение начинается и заканчивается картинами природы, а в середине – раздумья героя. Это кольцевая композиция.)

Учитель: Совершенно верно! Давайте поговорим о лирическом герое стихотворения? Какой он?

Ученик: лирический герой - уже немолодой человек. На его глазах происходит осеннее увядание природы. Он видит, что “отговорила роща”, что “журавли печально” улетают, он восхищается “широким месяцем над голубым прудом”, “костром рябины красной”.  Он ощущает себя неотъемлемой частью природы, относится к ней как к матери, природа видится ему Божественным храмом. Он очень одинок, он грустит о прошлом, но ни о чём не жалеет.

Учитель: А почему поэт рисует своего лирического героя, его грусть именно на фоне картин осенней природы?

Ученик: после осени наступит зима, природа погрузится в сон, как бы умрёт, ветер сорвёт с деревьев золотые листья, ветки станут голыми, поэтому на душе становится грустно; грустит и лирический герой, оглядываясь на прожитые годы, он одинок, он грустит… Состояние природы отражает состояние души лирического героя.

Учитель: А теперь ответьте на главный вопрос: какова основная идея стихотворения?

Ученик: главная мысль выражена в осознании лирическим героем быстротечности времени, мыслью о том, что жизнь человека достаточно коротка.

Учитель: Вы абсолютно правы. Очень хорошо проанализировали стихотворение!

Действительно теплом и светом наполнены есенинские картины русской природы. Как вы уже заметили, природа у Есенина неотделима от человека, от его настроения, его земных радостей и тревог.

  1. Подведение итогов

Учитель: Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке? Какая тема стихотворений Есенина вам больше понравилась?

Ученик: Мы узнали, что родина для Есенина - начало всех начал и что человек имеет тесную связь с природой. В стихотворениях мы это увидели.  

Учитель: А вы согласны с Есениным?

Ученик: Конечно, согласны.

Учитель: А теперь я хочу прочитать вам авторское стихотворение, посвященное Есенину. И вы увидите мое отношение к поэту.

Люблю читать стихи я этого поэта,

Они всегда согреют душу мне.

Сергей Есенин смотрит на меня с портрета,

Я подхожу к нему и слышу в тишине.

Как журавли печально пролетают

Над рощею осенней золотой,

Черемуха с весною расцветает,

Душистый запах чувствую родной.

Прекрасная природа у поэта,

Еще красивее родная сторона.

В стихах поэта родина воспета!

«О Русь моя!» - так называл он родину любя.

А о любви писал он трепетно и нежно,

Он был любимым и всегда любил.

Курчавый хулиган понравился дивчине

И Айседору в сердце поразил.

Так хочется читать стихи Есенина!

В них жизнь, душа, а словом - благодать!

Ушел он очень рано, без сомненья

Стихов красивых больше смог бы написать!

  1. Домашнее задание

Учитель: Ребята, вашим домашним заданием будет: выучить одно из стихотворений на ваш выбор. («Гой ты, Русь, моя родная!» или «Отговорила роща золотая»)

  1. Оценка работы учеников

Учитель: Вы сегодня молодцы, очень активно работали на уроке. Положительные оценки получают следующие ученики (имена учеников). До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...

Пейзажная лирика М.Ю.Лермонтова. Психология лирического героя в стихотворении "Парус".

В презентации даётся полный анализ лирического произведения....

Конспект урока литературы в 9 классе «Ф. И. Тютчев. Стихотворение «Что ты клонишь над водами…» Эмоциональное богатство русской поэзии»

Конспект урока литературы в 9 классе «Ф. И. Тютчев. Стихотворение «Что ты клонишь над водами…» Эмоциональное богатство русской поэзии» ...

Урок литературы в 5 классе "ПОЭТИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ РОДИНЫ И РОДНОЙ ПРИРОДЫ В СТИХОТВОРЕНИЯХ С. А. ЕСЕНИНА"

Урок литературы в 5 классе по лирике С. А. Есенина. В зависимости от степени обученности класса может проводиться как один урок или материал можно разбить на 2 урока....