Урок- игра по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», «Ба! Знакомые все лица».
план-конспект урока по литературе

Ирина Георгиевна Татевосян

Проверить знания обучающихся, полученные при изучении комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок- игра по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

«Ба! Знакомые все лица».

Цель урока: проверить знания обучающихся, полученные при изучении комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».

Задачи:

1)  обучающие: формировать правила речевого поведения;уметь применять знания, полученные при работе с текстом на практике;

2) развивающие: развивать умение правильно ртвечать на вопросы; развивать языковое чутье, обогащать словарный запас; стимулировать стремление к творчеству и самовыражению, активизировать эмоциональную сферу обучающихся;

3) воспитывающие: воспитывать любовь к художественной литературе уважительное отношение к товарищам;.

Тип урока: обобщение изученного.

Вид урока: урок - конкурс

Технология: на групповой и игровой основах.

Участники. Две команды обучающихся.

Ведущий -  учитель.

Жюри. Состав произвольный.

Художественное оформление. Портрет А. С. Грибоедова, выставка книг А.С.Грибоедова и книг о нем ( из фонда школьной библтотеки).  Афиша к спектаклю «Горе от ума».

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор.

1. Вступительное слово учителя.

Об авторе и его комедии, о сегодняшней игре, знакомство с ходом игры, представление жюри.

2. Ход игры.

1 конкурс,

«Остер, умен, красноречив, в друзьях особенно счастлив».

Такими словами отзывается о о своем герое Грибоедов. Не правда ли, эта характеристика А.А. Чацкого может быть отнесена к создателю – самому драматургу. В одном из писем А.С. Пушкина к А. А. Бестужеву мы можем прочитать: « В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо? Ответ: Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями. Остротами и сатирическими замечаниями». Поэтому, для того, чтобы оценить творческий замысел автора, мы внимательно изучили его жизненный путь, стараясь осознать мотивы и глубину его суждений о мире, о жизни. Об эпохе, о себе и своих современниках.

Условия конкурса. Командам предлагается отвечать поочередно на 4-5 вопросов о жизни и творчестве А. С. Грибоедова. За каждый правильный ответ команда получает баллы в зависимости от трудности вопроса (на обдумывание ответа дается 30 секунд).

2 конкурс.

«Опять увидеть их мне суждено судьбой»

 В письме П.А. Катенину в январе 1825 года А.С. Грибоедов писал: «...Характеры портретны... портретны и только портретны входят в состав комедии и трагедии, в них, однако, есть черты, свойственные многим другим лицам, а иные всему роду человеческому настолько, насколько каждый человек похож на своих двуногих собратий».

Узнайте по словесному портрету действующих лиц комедии, а если вспомните, из чьих уст звучат эти замечательные характеристики, приплюсуйте к ответу дополнительный балл. Участвует вся команда.

3 конкурс.

«Игра втемную»

(вопросы из конкурса «Слова, слова, слова»)

                                                    (В.Шекспир).

Как известно, эта знаменитая реплика Гамлета употребляется сегодня в значении «обещания, не подкрепленные реальными делами», или «пустая болтовня». Но здесь она употребляется в своем прямом первородном значении, ничего отрицательного в себе она не содержит и носит чисто деловой. Информационный характер.

С первой же страницы комедии «Горе от ума» мы попадаем в удивительный и многоцветный мир слов, каждое из которых углубляет и конкретизирует наше представление о героях произведения. При чтении мы испытываем некоторые затруднения, пытаясь понять, осознать значения (по словам Чацкого) «слов кудрявых», то и дело встречающихся нам на страницах пьесы. Конечно, она написана более- ста пятидесяти лет назад. И за это время изменилась не только наша жизнь, но и речь. Многие слова ушли из нашего обихода, став крупицами характеристики своей эпохи.

В этом конкурсе вы должны растолковать значение некоторых архаизмов и историзмов, встретившихся в тексте.

Условия конкурса. Участвуют капитаны команд. Они усаживаются за стол, перед ними карточки в виде игральных карт «рубашками» вверх. Участникам предлагается ответить, кого пригласил Молчалин на партию в вист для Хлестаковой. Тот, кто даст правильный ответ, получает право первым открыть карточку и растолковать написанное на ней слово. Если участник затрудняется, он может просить помощи у товарищей по команде. Если они затрудняются, вопрос переходит к соперникам.   На обдумывание дается 20 секунд.

                       

  За каждый правильный ответ от 3 до 5 баллов.

4 конкурс

«О стихах не говорю, половина должна войти в пословицу».

Это известное высказывание А. С. Пушкина стало пророческим. Нет в русской литературе произведения, давшего миру столько крылатых выражений.

Перед вами наиболее известные «грибоедовские поговорки» (как называл их И.А. Гончаров в статье «Мильон терзаний»?)

Проверьте свою эрудицию - закончите фразу. При затруднении обратитесь к тексту комедии. За каждый правильный ответ 1 балл, (участвует вся команда).

5 конкурс.

«Да хоть кого смутят вопросы быстрые». Блиц-опрос.

Все предложенные вопросы требуют короткого, лаконичного ответа. При хорошем знании текста вам потребуется для этого не более двух минут. Если почувствуете затруднение, пропускайте вопрос. Ваша задача дать максимальное количество ответов.

За каждый правильный ответ можете присудить себе 1 очко. При отсутствии ответа нужно произнести слово «дальше».

6 конкурс.

«Он славно пересмеять умеет всех»

Условия конкурса. Представьте ситуацию: вы смотрите по телевизору комедию «Горе от ума», вдруг пропадает звук. Для участия в конкурсе приглашаются два человека от команды. Их задача представить в пантомиме предложенные мизансцены из спектакля. Команда должна угадать сцену и действующих лиц.

        Каждой команде предлагаются три ситуации. Время их показа и отгадывания - две минуты.. Мизансцены:

1 команда: 1) Софья в момент падения Молчалина.

2) Чацкий в монологе «Карету мне, карету!»3) Молчалин с бумагами утром.

2 команда: 1) Софья в момент разоблачения Молчалина. 2)Молчалин с Лизой (последняя сцена). 3) Фамусов с Лизой.

Подведение итогов.

Награждение победителей. Участникам вручаются медали: «Самый лучший читатель», «Замечательный читатель», «Внимательный читатель».

Подведение итогов урока.

Домашнее задание: ответьте на вопросы

№ 1 Охарактеризуйте разные точки зрения на вопрос о дате рождения А. С. Грибоедова.

№ 2  Какое образование получил А. С. Грибоедов?

№ 3 В чем был талантлив А. С. Грибоедов?

№ 4 Назовите литературные произведения А. С. Грибоедова.

№ 5 Охарактеризуйте участие А. С. Грибоедова в Отечественной войне 1812 года.

№ 6 Какую характеристику комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» дал историк В. О. Ключевский?

Приложение.

Конкурс 1.

«Остер, умен, красноречив, в делах особенно счастлив»

1.Годы жизни А.С. Грибоедова. (1795-1829) (1 балл).

2. В каком году была написана комедия «Горе от ума». (1824 г.) (1 балл).

3. В какой стране Грибоедов находился с дипломатической миссией в
последний год жизни?
(В Иране в ранге посла России) (1 балл).

При каких обстоятельствах он погиб? (Погиб 30.01 1829 г. Пал жертвой политической провокации.) (3 балла).

4. Растолкуйте значение таких «говорящих» фамилий и имен, как
Репетилов
(Повторять)(1 балл).

Антон Антоныч Загорецкий (Раздувающий пожар) (2 балла).

5.Под чьим началом служил Грибоедов на Кавказе в 1822 году?

(При генерале Ермолове)(2 балла).

6. Назовите годы учебы А. С. Грибоедова в Московском университете.
(1809-1812) 91балл).

7. Где похоронен А.С. Грибоедов?

(В Тифлисе в монастыре Святого Давида).

8. Кто из близких людей поставил ему памятник, и какие слова на нем высечены? (Жена Нине Чавчавадзе). (2 балла).

9. Кому принадлежат следующие строки: «первый признак умного человека первого взгляда знать, с кем имеешь дело. И не метать бисера перед Репетиловыми и тому подобными. (А.С. Пушкину) (2 балла).

10. Назовите признаки классицизма в комедии. (Время, место, говорящие фамилии) (3 балла).

Конкурс 2.

«Опять увидеть мне их суждено судьбой!»

1 вариант.

  1. ...Способностями бог меня не наградил. Дал сердце доброе, вот чем я людям мил. Из слов  (Репетилов) (46.)
  2. ...Вам искренне признаюсь,

такой же я, как вы, ужасный либерал.

И от того, что прям и смело объясняюсь,

Куда как много потерял! Из слов ... (Загорецкий)... .(56)

3. Скромна, а ничего кроме
   Проказ и ветру на уме

    Из слов        (Фамусов. Лиза) (46.)

4. Брюзглив, неугомонен, скор
   Таков везде, а с этих пор...

    Из слов....(Фамусов. Софье) (46.)

  1. Он за других себя забыть готов,

      Враг дерзости.

      Из слов...(Молчалин. Софья) (36.)

  1. Известный человек, солидный,
        И знаков тьму отличья нахватал;

     Не по летам и чин завидный.

     Не нынче, завтра генерал.

     Из слов.. .(Скалозуб. Фамусов).(36.)

 7. Он малый с головой,

     И славно пишет, переводит

     Из слов ...(Чацкий. Фамусов) (36.)

 8.        Теперь в отставке, был военный;
    И утверждают все, кто прежде знал.
    Что с храбростью его талантом.
    Когда бы службу продолжал,

     Конечно, был бы он московским комендантом.

     Из слов ...(Платон Михайлович Горич).

9.        Не хвастаю сложеньем,

Однако бодр и свеж, и дожил до седин,

Свободен, вдов, себе я господин..

Монашеским известен повеленьем. (Фамусов) (36.)

2 вариант.

  1. Чтобы чины добыть, есть многие каналы.

     Об них как истинный философ я сужу (Скалозуб) (36.)

2. Дремлю на балах я,

До них смертельный неохотник,

А не противлюсь, твой работник.

Дежурю за полночь, подчас тебе

В угодье, как ни грустно

Пускаюсь по команде в пляс ..

(Платой Михайлович Горич)(5б.)

3.        Остер, умен, красноречив,

     В друзьях особенно счастлив...

      Из слов....

(Чацкий. Софья) (36.)

4.        Веселое созданье, ты, живое
    Из слов...

(Лиза. Молчалин) (46.)

5.        Хрипун, удавленник, фагот.
    Созвездие маневров и мазурки!
    Из слов...

(Скалозуб. Чацкий) (36.)

6.        Услужлив, скромненький, в лице

     Румянец есть, на цыпочках и не богат словами.

      Из слов        

      (Молчалин) (46.)

  7. Курчавая, горбом лопатки,
     Сердитая, все кошачьи ухватки,
    Да как черна, да как страшна.
    Из слов        

    (Арапка-девка) (46.)

  8. Человек он светский
     Отъявленный мошенник, плут...При
     Нем остерегись: переносить горазд,
     И в карты не садись: продаст.

      Из слов... (Загорецкий) (56.)

9.        Мне завещал отец

Во-первых, угождать всем людям без изъятья

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить... (Молчалин) (36.)

Конкурс 3.

«Слова, слова, слова».

1 вариант.

1.        Амур        (2 балла).

(В римской мифологии бог любви; в широком значении любовь).

2.        «.. .ему дан с бантом мне на шею»        (3 балла).

(Орден Владимира с бантом носили на груди, орден Анны надевали на шею).

3.        Вдругорядь        (2 балла)

( В другой раз, вторично).

4.        «... ты обер или штаб...» (обер-офицеры - младшие офицерские чины от
прапорщика до капитана; штаб-офицеры - старшие офицерские чины от
майора до полковника).     (3 балла).

5.        «...езжал-то вечно цугом» (богатый выезд, в котором лошади запряжены
гуськом. (3 балла).

6.Камергер (придворное звание. Золотой ключ, пришивающийся к мундиру камергера, служил знаком камергерского звания. (3 балла).

2 вариант.

1. Куртаг (приемный день во дворе). (3 балла).

2. Минерва (в римской мифологии богиня - покровительница ремесел и искусств, учителей, врачей). (3 балла).

3. Девичья        (2 балла)

(Комната для горничных в помещичьих барских домах).

4. Содом (при библейской легенде, город, разрушенный богом за грехи его жителей. В обиходном языке слово «содом» значит: беспорядок, суматоха.

(2 балла).

5. Тупей  (Старинная мужская прическа с собранным на затылке пучком волос).   (3 балла).

6. Фармазоны (искаженное слово «франкмасоны» - члены тайного общества, распространившегося по всей Европе в 18 веке. (3 балла).

Максимальный итог этого конкурса 16 баллов.

Маленькая пауза

Если вы, уважаемые читатели, соберете в единую фразу эти слова, то узнаете о впечатлениях А.С. Пушкина от комедии «Горе от ума».

1. НАСЛАЖДАЛСЯ       А        КОМЕДИЮ ,    КРИТИКОВАЛ     Я        НЕ      СЛУШАЯ

«Слушая его комедию, я не критиковал, а наслаждался».

2. УМЕН       СОВСЕМ       НЕ     ОЧЕНЬ       ГРИБОЕДОВ
УМНЫЙ.          ЧЕЛОВЕК        ЧАЦКИЙ    НО

«Чацкий совсем не умный человек, но Грибоедов очень умен».

Максимальный итог конкурса – 6 баллов.

Конкурс 4.

«О стихах не говорю, половина должна войти в пословицу».

                                                        1вариант

1. Скромна, а ничего кроме                      (проказ и ветру в голове)

2. У девушек сон                                        (утренний так тонок).

3. Минуй нас пуще всех печалей             (и барский гнев, и барская любовь).

4. Нельзя ли для прогулок                        (подальше выбрать закоулок)

5. Не надобно другого образца,               (когда в глазах пример отца)

6. Кто беден,                                              (тот тебе не пара)

7. Подумаешь, как счастье                       (своенравно)

8. И золотой мешок, и                               (метит в генералы)

9. Ах! Если любит кто кого, зачем ему искать и   (ездить так далеко?)

10. Что значит видеть свет! Где ж лучше?  (Где нас нет)

11. Когда постранствуешь, воротишься домой  (И дым отечества нам сладок и приятен).

  12. Господствует еще смешенье языков  (французского с нижегородским).

  13. Не человек                                            (змея)

  14. Что за комиссия, создатель,               (быть взрослой дочери отцом).

  15. Служить бы рад,                                  (прислуживаться тошно).

  16. Упал он больно                                   (Встал здорово).

  17. Чтобы чины добыть                            (есть многие каналы).

  18. ..к военным людям так и льнут          (потому, что патриотки).

  19. И кто влюблен                                     (на все готов).

  20. Я странен, а                                          (а не странен кто ж).

  21.Пустейший человек, из                        (самых бестолковых)

  22. Над старостью смеяться                     (грех).

 23. Уж коли зло пресечь: забрать             (все книги бы, да сжечь).

 24. Ба! Знакомые                                         (все лица).

 25. Вон из Москвы! Сюда                           (я больше не ездок).

Конкурс 5.

«Да хоть кого смутят вопросы быстрые».

1 вариант.

1.        Имя, отчество Фамусова? (Павел Афанасьевич).

  1. С помощью сестриц со всей Европы породниться? (трое из бульварных лиц).
  2. У кого служила фрейлиной тетушка Софьи? (у Екатерины II).
  3. Смешение каких языков господствует в московских салонах? (французского и нижегородского).
  4. Кто предлагает Чацкому тетрадь с новыми песенками? (Молчалин).
  5. С какой фразы начинается общение Чацкого с Фамусовым? («Как Софья Павловна у Вас похорошела)
  6. У кого должен был Фамусов крестить? (у Докторши).
  7. Имя успешного камергера с ключом? (Кузьма Петрович).
  8. Где случилось обступиться Максиму Петровичу? (на куртаге).

10.        Родина Молчалина? (Тверь).

11.Что, по мнению Чацкого, держит «стыд в узде»? (смех).

12.«Будь плохонький, да если наберется душ тысяч две дворовых (закончить

фразу)     (тот и жених). 

13. Какие обязанности при дворе были у Максима Петровича? (в чины выводит и пенсии дает).

  1. Чем умеют себя принарядить московские барышни? («тафтицей, бархацем и дымкой»).
  2. «При мне служащие чужие очень резки (продолжить фразу) (все больше сестрины, свояченицы детки»).
  3. Каких новых правил набрался брат Скалозуба? (В деревне книги стал читать).
  4. Почему московские барышни «к военным людям так и льнут»? (потому что патриотки).
  5. Имя, отчество Чацкого? (Александр Андреевич).
  6. По какой причине, по мнению Фамусова, Чацкий не служит? (в том он пользы не находит).
  7. «Да и кому в Москве не зажимали рты? (закончите фразу) («Обеды, ужины и танцы»).
  8. Кому принадлежат вещицы: «туалет, прехитрая работа - подушечка. Из бисера узор, и перламутровый прибор»? (Молчалину).
  9. «А я.. .одна лишь я любви до смерти трушу. - А как не полюбить? (закончите фразу) (буфетчика Петрушу).
  1. Два таланта Молчалина? («Умеренность и аккуратность»).
  2. Кто припас Хлестовой «арапку-девку»? (Загорецкий).
  3. Имя, отчество матери Чацкого? (Анна Алексеевна).
  4. Истинная причина в том, что «нынче пуще, чем когда», (по мнению Фамусова) «безумных развелось людей, и дел, и мнений»?    (Ученость).
  5. Сколько лет Хлестовой? (65 лет).

     2 вариант.

  1. «Английского клоба старинный верный член до гроба»?   (Фамусов).
  2. « На бале, помните, открыли мы вдвоем За ширмами, в одной из комнат посекретней, Был спрятан Человек и щелкал (закончите фразу) (соловьем).
  1. Для чего Софья предложила свести Чацкого с тетушкой? (Чтоб всех знакомых перечесть):
  2. Кем служил в Москве француз Гильоме?   (танцмейстером).
  3. Кого Софья сравнивает со змеей?        (Чацкого).
  4. Чацкий «хотел объехать целый свет, и (закончить фразу) (...но не объехал сотой доли).
  5. К кому Фамусов зван на форели?        (к Прасковье Федоровне).
  6. В какой должности служил Кузьма Петрович?    (камергер).
  7. Имя и отчество дяди Фамусова?    (Максим Петрович).
  8.  Причина, по которой Фамусов принял на работу Молчалина?    (потому. Что деловой).
  9.  Воинское звание Скалозуба?      (полковник).
  1. Для кого всегда в Москве всегда открыты двери? (для званых и 'незваных, особенно для иностранных).
  2. В каком году отличились Скалозуб с братом? (в 13 году).
  3. «У покровителей зевать на потолок, явиться, помолчать   (закончить фразу) (пошаркать, пообедать, подставить стул, подать платок).
  1. «Ешь три часа, а (закончить фразу) (в три дни не сварится).
  2. Сокровенная мечта Скалозуба? (стать генералом).
  3. Чего не истребят ни годы, ни моды, ни пожары? (предрассудки).
  4. Имя и отчество Молчалина?   (Алексей Степаныч).
  5. « И где не воскрешат клиенты-иностранцы (продолжить фразу) (...прошедшего житья подлейшие труды).
  6. Как встречали московские барышни приезжих гвардейцев'? (кричали женщины: ура! И в воздух чепчики бросали).
  7. Какие духи были у Молчалина?        (Резеда и Жасмин).
  8. Кем Софья приходилась Хлестовой?   (племянницей).
  9. Кто собирался «Дни целые пожертвовать молве про ум Молчалина, про душу Скалозуба»? (Чацкий).
  10. Какой породы собачка у Хлестовой?    (шпиц).
  11. Имя и отчество отца А. Чацкого?        (Андрей Ильич).
  12. Что нужно сделать, чтобы «вовсе зло пресечь» (по мнению Фамусова)? («...забрать все книги бы, да сжечь»).
  13. Где живет Хлестова? (на Покровке).
  14. Кого предлагает Скалозуб Репетилову в Вольтеры! (фельдфебеля)
  15. Кого из гостей Фамусова зовут Анфиса \\шошоР. (Хлестакову)
  16. Последние слова Чацкого? («Карету мне, карету!»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"

«Горе от ума» — комедия в стихах А. С. Грибоедова — произведение, сделавшее своего создателя классиком русской литературы.Комедия «Горе от ума» — сатира на аристократическое московское общество первой...

Софья Павловна - лицо драматическое. Так ли это? (по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума")

Урок по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума". Тема: Софья Павловна - лицо драматическое....

Урок-презентация по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"

Презентация предназначена для работы на уроках литературы в 9-м классе при изучении творчества А. С. Грибоедова. Данный материал можно использовать и при изучении биографии писателя, и при изучении ко...

Урок-игра по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"

Конспект урока в 9 классе по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»(учитель Дьяченко Наталья Юрьевна)Урок-игра(Урок построен в виде своей игры)Учащиеся делятся на команды, выбирают категории, отвечают н...

Игра по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума" (9 класс)

Игра по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" ориентирует учащихся на обязательное прочтение произведения,  поэтому целесообразно провести игру перед началом изучения комедии. Задания с...

Конспект урока по теме "Комедия А.С.Грибоедова " Горе от ума"

Это конспект урока с использованием дистанционного обучения...