«Двусложные размеры стиха»
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Барышникова Лилия Петровна

Конспект урока литературы в 6 классе на тему:

«Двусложные размеры стиха».

 

Цель: Сформировать понятия о стихотворных размерах, рифмах.

Задачи:

1) Образовательная: познакомить учащихся с художественным миром лирического произведения, дать начальное представление о метрах и размерах стиха, выявить условные значения слов «рифма», «размер», отработать навык определения способа рифмовки, определения размера стиха.

2) Воспитательная: воспитывать интерес к миру поэзии.

3) Развивающая: развитие умения слышать ритм и представлять поэтические образы.

Тип урока: Объяснение нового материала.

Форма работы: коллективная.

Оборудование: Презентация, интерактивная панель,

 

Ход урока

1.Орг. момент.

 

2. Мотивационно-целевой этап

-Что такое поэзия?

-Как образовано  слово «стихотворение»? (В слове два корня – -стих- и -твор-.)

-Назовите родственные слова к данному слову. ( Стихи, творчество, творить, творение стихов.)

Творение стихов…Как красиво звучит. У художника для творчества есть кисти и краски, у композитора – ноты и музыкальные инструменты.

-А чем пользуется поэт? (Словом.)

Поэт действительно берёт слово, помещает его в необычную стихотворную среду, и рождается образ, стихотворение. Для создания ярких образов, воздействия на воображение читателей, слушателей автор пользуется специальными литературными тропами.

-Какие из них вы уже знаете? (Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения…)

 

3.Психологическая подготовка к усвоению нового материала.

На слайде появляется эпиграф.

Высокой страсти не имея

Для звуков жизни не щадить,

Не мог он ямба от хорея,

Как мы ни бились, отличить.

А.С.Пушкин СЛАЙД 1

Учитель выразительно читает эпиграф к уроку.

Учитель: Ребят а,а кто как понял эти строки? Может кто-то знает, откуда они?

Ученик: Это строки из произведения А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Учитель: А кто знает, что такое ямб, хорей?

Ученики затрудняются ответить.

Учитель: Это стихотворные размеры стиха. Именно с ними мы сегодня с вами и познакомимся на нашем уроке. Давайте запишем тему урока: «Двусложные размеры стиха».

 

4.Объяснение нового материала.

Учитель: Стихи отличаются от прозы прежде всего тем, что они звучат ритмично. Это значит, что каждая новая строка звучит похоже на предыдущую. СЛАЙД 2

Обратите внимание на слайд. Учитель читает: СЛАЙД 3

Четырёхстопный ямб мне надоел; -1

Им пишет всякий. Мальчикам в забаву -2

Пора б его оставить. Я хотел - 3

Давным – давно приняться за октаву. - 4

А в самом деле: я бы совладел - 5

С тройным созвучием. Пущусь на славу! - 6

Ведь рифмы запросто со мной живут; - 7

Две придут сами, третью приведут.  – 8

Учитель: Обратите внимание на непривычное ударение в слове прИдут. Как вы думаете, для чего Александр Сергеевич его использует?

Ученик: Может быть для того, чтобы срифмовать слова «рифмы» и «придут».

Учитель: Столь непривычным ударением в слове прИдут автор создает определенный ритм стихотворения, который создает особую «мелодию» строк.

Учитель: Кто может сказать, что общего у 1,3 и 5 строк? Что объединяет 2,4,6 строки? Чем они схожи?

Ученик: Окончанием.

Учитель: А что еще можно сказать? О чем нам говорят окончания этих строк?

Ученик: Они рифмуются.

Учитель: Действительно. А кто скажет, что такое рифма в стихотворении?

Ученик: Это сочетание строк в стихотворении..

Учитель: Давайте запишем определение рифмы в тетради. Текст появляется на слайде. СЛАЙД 4

Рифма (от греч. rhythmos — соразмерность, согласованность) — совпадающее, созвучное окончание двух или нескольких стихотворных строк, подчёркивающее ритм стиха.

Учитель: Существует несколько видов рифм. Обратите внимание на отрывок из стихотворения А.С. Пушкина. Скажите, какие строки здесь рифмуются?

Текст появляется на слайде. Учитель читает отрывок.  СЛАЙД 5

В синем небе звёзды блещут,

В синем море волны  хлещут;

Туча по небу идёт,

Бочка по морю плывёт.

(А.С. Пушкин)

Ученик: Здесь рифмуются первые две строки, и последние две строки.

Учитель: Да. Такая рифма называется параллельной или парной. Давайте запишем определение парной (параллельной рифмы).

Текст появляется на слайде.

Параллельная(парная) рифма –это рифмовка смежных строк стиха: первого со вторым, третьего с четвертым

Учитель: А теперь посмотрите на этот отрывок (на слайде появляется текст). Кто скажет, какие строки рифмуются? СЛАЙД 6

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

( Ф. И. Тютчев)

Ученик: В первом отрывке рифмуются 1 и 3,2 и 4 строки.

Учитель: Действительно. И такая рифма называется перекрестной. Давайте это запишем. Текст на слайде.

Перекрестная рифма  - рифмовка первой строки с третьей, второй - с четвертой.

Учитель: Обратите внимание на это четверостишье (текст на слайде)

Учитель читает. СЛАЙД 7

Уж подсыхает хмель на тыне.

За хуторами, на бахчах,

В нежарких солнечных лучах

Краснеют бронзовые дыни

(А. Бунин)

Учитель: Какие строки здесь рифмуются?

Ученик: 1 и 4, 2 и 3 .

Учитель: Такую рифму называют кольцевой. Запишите это в свои тетради.

Текст на слайде.

Кольцевая рифма  - первая строка рифмуется с четвертой, а вторая - с третьей.

Учитель: Ребята, мы с вами выяснили, что такое «рифма» и виды рифмы. А сейчас поможем детскому писателю Даниилу Хармсу закончить стихотворение «Очень-очень вкусный пирог». Вместо многоточий попробуйте вставить те слова, которые были задуманы Даниилом Хармсом, автором стихотворения «Очень- очень вкусный пирог». СЛАЙД 8

Текст появляется на слайде.

Я захотел устроить бал,

И я гостей к себе…(позвал)

Купил муку, купил творог,

Испёк рассыпчатый …(пирог)

Пирог, ножи и вилки тут –

Но что – то гости …( не идут)

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек …(откусил)

Потом подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту…(съел)

Когда же гости подошли,

То даже крошки …( не нашли)

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Из-за парт мы выйдем дружно, Но шуметь совсем не нужно. Встали прямо, ноги вместе Поворот кругом на месте. Хлопнем пару раз в ладошки.             И потопаем немножко. А теперь представим детки, Будто руки наши ветки, Покачаем ими дружно, Словно ветер дует южный. Ветер стих. Вздохнули дружно. Нам урок продолжить нужно. Подравнялись, тихо сели. И на доску посмотрели.

 

Учитель: Кто прочитает, что получилось?

Один из учеников читает стихотворение.

Учитель: Что такое рифма мы выяснили и закрепили, и даже сами уже попробовали срифмовать строчки.  

Учитель: В стихотворении должно быть что-то ещё, кроме рифмы. Стихи от прозы отличает не только рифма, а что-то более важное - ритм.

СЛАЙД 9

 Стихотворный ритм - это чередование ударных и безударных слогов в строке. (текст на слайде). Давайте это запишем.

Учитель: Как же отследить ритм в стихотворении?

Ответы учеников.

Учитель: Стихи можно «отстучать», то есть задать ритм.

 

На дво- рах и до- мах

Снег ле- жит по- лот- ном

И от солн- ца блес- тит

Раз- но- цвет- ным ог- нем. (И.С. Никитин)

Учитель: Ребята, а сейчас давайте простучим другой стихотворный отрывок.

Учитель читает, дети хлопают в ладоши на ударные слоги.

Снег валится на поля,

Вся белёшенька земля.

Девять месяцев проходит,

С поля глаз она не сводит.

А. С. Пушкин

 

Учитель: Отличаются эти стихотворные строки по ритму?

Ученик: Да.

Учитель: Ритм - важная составляющая стихотворной речи. От него зависит музыкальность, характер, темп, настроение стихотворения. В поэтическом произведении важно не только содержание, но и форма – то есть ритм, звучание, музыка стихотворения, которая, собственно, само стихотворение и образует.

 

Стопа – отрезок строки с ударным и безударным слогами.

  • Перед нами пятистопная строка.
  • Стопа бывает двусложная, с ударным и безударным слогами, или трёхсложная, с одним ударным и двумя безударными слогами.

 

Для того, чтобы вам проще было определять размер, давайте запишем первые две строки и расставим ударение над словами.

(На слайд выводятся первые две строки с поставленным ударением).

МорОз и сОлнце, дЕнь чудЕсный!
ЕщЁ ты дрЕмлешь, дрУг прелЕстный…

Учитель: Запишите, пожалуйста, их в тетрадь, проверьте, везде ли вы поставили ударение. А сейчас мы с вами на доске будем графически обозначать слоги. Там, где слог безударный, ставим чёрточку, там, где ударный – над чертой ставим ударение.

(Один ученик выходит к доске и записывает графически слоги)

Давайте вместе разберём первую строку. Слово «мороз». Первый слог будет являться…
Ученик: Безударным, т.к. на него не падает ударение.

Учитель: Второй будет…

Ученик: Ударным.

Учитель: Союз мы также включаем в слоги, он будет безударным. Ставим черточку без ударения. В слове «солнце» ударение падает на первый слог, значит, мы ставим черточку, а над ней ударение. Второй слог «це» будет безударным, значит, ударение не ставим. Переходим ко второй строке: «ещё» - первый слог ударный, второй безударный. «Ты» - безударный слог. Прокомментируйте всю строку до конца.

Ученик: «Дремлешь» - первый слог ударный, второй безударный, «друг» - ударный слог, «прелестный» - первый слог безударный, второй – ударный, третий – безударный.

Учитель: Хорошо, давайте теперь посмотрим на нашу графическую запись. В первой и второй строке ударения падают на одни и те же слоги и на какие?

Ученик: Да, они падают на второй, четвёртый, шестой и восьмой слог.

Учитель: Перед тем, как начать разбирать это стихотворение, мы с вами сказали о том, что будем вести речь о двусложных размерах стихов. Давайте теперь запишем определение, что такое двусложный размер.

(На слайд выводится определение)
Если в каждой строке одинаково повторяются группы из двух слогов (первый безударный, второй ударный, или наоборот), то такие стихи называют двусложными.

Учитель: Как мы уже убедились, в стихотворении «Зимнее утро» ударные и безударные слоги чередуются. Также мы определили то, что ударение падает только на чётные слоги. Двусложный размер стиха, в котором ударение падает на чётные слоги, называется ямбом. Давайте запишем это определение.

(Определение выводится на слайд)

Учитель: Теперь возьмём другие строки:
ВЕтер, вЕтер, ты могУч,

ТЫ гонЯешь стАи тУч…

Учитель: Расставим ударения и составим схему расположения ударных слогов в строках. Как здесь повторяются ударения?

Ученик: Здесь повторяются группы из двух слогов, только в этих группах первый слог ударный, а второй безударный.
Учитель: Двусложный размер стиха, в котором ударение падает на нечётные слоги, называется хореем. Давайте запишем это в тетради.

(Определение выводится на слайд)

 

5. Подведение итогов

Учитель: Итак, сегодня мы с вами говорили о двусложных размерах стиха и выяснили, что таких размеров всего два – ямб и хорей. Давайте проговорим определения, что такое хорей и ямб.
Ученики воспроизводят то, что записали в тетради.

Учитель: Это самые распространённые размеры в русской поэзии, ими написаны множество стихов русских поэтов.

Ответьте на вопросы:

1. В чём отличие стихотворной и прозаической речи?

2.С какими двусложными стихотворными размерами вы сегодня познакомились?

3. Какие узнали способы рифмовки, виды рифм?

4. Какова роль тропов в стихотворении?

 Вы можете спросить, зачем вам нужно изучать стихотворные размеры, ведь поэтами вы становиться не собираетесь. Как знать, а вдруг кто – то из вас в дальнейшем станет поэтом и прославит и школу, и вашу Родину, кто – то выберет другой путь в жизни. Главное, что знания всегда необходимы и никому ещё не помешали.

 

6. Прием рефлексии «Яблоня желаний».

На доске нарисована яблоня. Детям раздаются нарисованные яблоки трех цветов – красные, зелёные и желтые. Они приклеивают яблоки на яблоню: зелёные – я считаю, что сделал всё наотлично, у меня хорошее настроение; красные – не справился с заданием, у меня грустное настроение, желтые – смешанные чувства, не во всем разобрался.

 

7. Домашнее задание

Учитель: В качестве домашнего задания попробуйте определить размер стихотворения

  1. Швед, русский — колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет…

 

  1. Мой дядя самых честных правил,
    Когда не в шутку занемог…

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razmer.pptx941.73 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор презентации: Барышникова Лилия Петровна, учитель русского языка и литературы Двусложные размеры стиха

Слайд 2

Эпиграф Высокой страсти не имея Для звуков жизни не щадить, Не мог он ямба от хорея, Как мы ни бились, отличить . 2

Слайд 3

Отличие стихов от прозы Стихи отличаются от прозы прежде всего тем, что они звучат ритмично. Это значит, что каждая новая строка звучит похоже на предыдущую Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора – Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера… Ф.И. Тютчев Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и запах антоновских яблок, запах мёда и осенней свежести… И.А.Бунин Чем стихи отличаются от прозы?

Слайд 4

Четырёхстопный ямб мне надоел; -1 Им пишет всякий. Мальчикам в забаву -2 Пора б его оставить. Я хотел - 3 Давным – давно приняться за октаву. - 4 А в самом деле: я бы совладел - 5 С тройным созвучием. Пущусь на славу! - 6 Ведь рифмы запросто со мной живут; - 7 Две прИдут сами, третью приведут. – 8

Слайд 5

РИФМА Рифма (от греч. rhythmos — соразмерность, согласованность) — совпадающее, созвучное окончание двух или нескольких стихотворных строк, подчёркивающее ритм стиха.

Слайд 6

РИФМА Парная а – а – б – б Кольцевая а – б – б – а Перекрёстная а – б – а – б

Слайд 7

В синем небе звёзды блещут, В синем море волны хлещут; Туча по небу идёт, Бочка по морю плывёт. (А.С. Пушкин)

Слайд 8

Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. (Ф. И. Тютчев)

Слайд 9

Уж подсыхает хмель на тыне. За хуторами, на бахчах, В нежарких солнечных лучах Краснеют бронзовые дыни (А. Бунин)

Слайд 10

Я захотел устроить бал, И я гостей к себе … Купил муку, купил творог, Испёк рассыпчатый … Пирог, ножи и вилки тут – Но что – то гости … Я ждал, пока хватило сил, Потом кусочек … Потом подвинул стул и сел И весь пирог в минуту … Когда же гости подошли, То даже крошки …

Слайд 11

Стихотворный ритм Стихотворный ритм – это одинаковое чередование ударных и безударных слогов в строке. Но-вый день, шу- мя , при-хо- дит в го -род _́_ __ _́_ __ _ ́_ __ _ ́_ __ _́_ __

Слайд 12

Стопа Стопа – отрезок строки с ударным и безударным слогами. Перед нами пятистопная строка. Стопа бывает двусложная , с ударным и безударным слогами, или трёхсложная , с одним ударным и двумя безударными слогами.

Слайд 13

Стихотворный размер – это расположение ударных число безударных и слогов в строке. Стихотворные размеры. Двусложные: Трёхсложные: ХОРЕЙ первый слог ударный ЯМБ второй слог ударный

Слайд 14

ХОРЕЙ – двусложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге, то есть в строке ударными являются нечётные слоги: первый , третий, пятый и т. д . Мчатся тучи, вьются тучи… _́_ __ _́_ __ _́_ __ _́_ __ Мчат- ся ту- чи , вьют-ся ту- чи … / / / ` ` ` ` / 4 – х стопный хорей 14

Слайд 15

ЯМБ – двусложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге, то есть в строке ударными являются чётные слоги: второй, четвёртый, шестой и т. д. __ _́_ __ _́_ __ _́_ __ _́_ __ / / / / Люблю грозу в начале мая… Люб-лю гро-зу в на-ча-ле ма-я … ` ` ` ` 4 – х стопный ямб 15

Слайд 16

Алгоритм определения стихотворного размера 1. расставьте ударение в строфе; 2. определите безударные гласные; 3. запишите полученную схему; 4. установите стопу; 5. определите размер

Слайд 17

Стопа и стихотворный размер Б у ря мгл о ю н е бо кр о ет, В и хри сн е жны е крут я … СТОПА РАЗМЕР А.С.Пушкин

Слайд 18

Стопа и стихотворный размер Мор о з и с о лнце д е нь чуд е сный! Ещ ё ты др е млешь, др у г прел е стный… СТОПА РАЗМЕР А.С.Пушкин

Слайд 19

Двусложные размеры стиха ХОРЕЙ – двухсложный размер, состоящий из ударного и безударного слогов ЯМБ – двухсложный размер, состоящий из безударного и ударного слогов В е тер, в е тер, ты мог у ч, Т ы гон я ешь ст а и т у ч… Пор а , крас а виц а , просн и сь, Откр о й сомкн у ты н е гой вз о ры…

Слайд 20

Определите размер стиха Зима. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь… Храни меня, мой талисман, Храни меня во дни гоненья... ЯМБ Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет … ХОРЕЙ Мчатся тучи, вьются тучи Невидимкою луна… ХОРЕЙ ЯМБ

Слайд 21

Определите размер стиха Высокой страсти не имея Для звуков жизни не щадить, Не мог он ямба от хорея, Как мы ни бились, отличить. А.С.Пушкин ЯМБ

Слайд 22

5 Как вы оцениваете свои знания?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Двусложные размеры стиха"

Данная презентация - хорошее подспорье для изучения темы "Стихотворная речь"....

Проверочная работа по теме "Двусложные размеры стиха"

тестовая работа по литературе в 7 классе...

Урок литературы в 6 классе с использованием технологии педагогических мастерских Тема урока: «В поэтической мастерской. Двусложный размер стиха»

Внедрение в образование технологии педагогических мастерских повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся. В образовательном процессе, вы...

Урок литературы в 6 классе с использованием технологии педагогических мастерских Тема урока: «В поэтической мастерской. Двусложный размер стиха»

Внедрение в образование технологии педагогических мастерских повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся. В образовательном процессе, вы...

Пушкин А.С. "Зимнее утро". Единение природы и человека. РР: Двусложные размеры стиха.

Рабочие материалы к уроку литературы в 6 классе в форме презентации....

презентация "Двусложные размеры стиха"

презентация по литературе 6 класс "Двусложные размеры стиха"...