Урок литературы в 6 классе с использованием технологии педагогических мастерских Тема урока: «В поэтической мастерской. Двусложный размер стиха»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Ерофеева Альбина Владимировна

Внедрение в образование технологии педагогических мастерских повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся. В образовательном процессе, выстроенном в соответствии с принципами мастерской, ничто не заучивается, все усваивается только в действии.

Использование технологии педагогических мастерских позволяет:

  • самостоятельно добывать знания, закреплять полученные знания,
  • формировать навыки самооценки, самоконтроля,
  • осуществлять самостоятельную исследовательскую деятельность при написании сочинений, составлении проектов.

В своей практике я применяю технологию педагогических мастерских на уроках русской литературы во время прохождения новой темы и при обобщающих занятиях. Данную технологию использую в разных целях:

  • для творческого знакомства с личностью писателя и поэта. Ученики, работая коллективно и индивидуально, выполняя разнообразные задания, обогащают свой словарный запас, строят самостоятельно свои знания о поэте и в итоге пишут собственный текст о писателе, поэте.
  • для исследовательской работы
  • для изучения творческой лаборатории писателей и поэтов.

Таким образом, технология педагогических мастерских в сочетании с современными информационными технологиями может существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всестороннего развитой, творчески свободной личности, познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.

Вашему вниманию предлагаю разработку урока литературы в 6-ом классе, по технологии педагогической мастерской при изучении темы «В поэтической мастерской. Двусложный размер стиха»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 классе с использованием технологии педагогических мастерских

Тема урока: «В поэтической мастерской. Двусложный размер стиха»

Цель:

- формирование системы универсальных учебных действий;

- познакомить учащихся с двумя видами стоп: пиррихием и спондеем;

- дать определение пиррихия, спондея.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Оборудование:

- проектор,

- Г.С.Меркин. Литература. Учебник для 6 класса , часть I, с. 110-111,

- раздаточный материал

- «Школьный поэтический словарь» А.П.Квятковский

Технологические этапы

Действия (вопросы) учителя

Действия (ответы) учеников

1. Индукция

  • Ребята, сегодня на уроке мы продолжим разговор о секретах стиха, продолжим знакомство с законами стихосложения.

На экране появляются слова:

— Поэзия
— вся! —
езда в незнаемое…

                                  В.В.Маяковский

  • Ребята, как вы понимаете эти слова великого русского поэта?
  • Вот и сегодня мы вслед за Маяковским отправимся в это «незнаемое», приоткроем еще одну тайну стихосложения. 

Активно слушают, записывают слова В.В.Маяковского в тетрадь.

Отвечают на поставленный вопрос

2. Самоконструкция

  • Сейчас вам предлагаются задания по определению размера стиха

 Учащиеся работают в группах, определяя размер предложенных стихов А.С.Пушкина

3.Социоконструкция

  • Работая в группах, определите размер вашего стиха.

1 группа –

Глядь – поверх текучих вод

Лебедь белая плывет…

2 группа

Я помню чудное мгновенье

Передо мной явилась ты…

3 группа –

Скучна мне оттепель; Вонь,      грязь – весной я болен…

4. Социализация

  • всё, что сделано в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, «подано» всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.

В каждой группе идет обсуждение, предлагаются гипотезы.

5. Афиширование

  • Теперь каждая группа представляет результат своей работы

Работы каждой группы (схемы определения размера стиха) вывешиваются на доску, идет обсуждение.

6. Разрыв

  • Подведем итоги работы. Все ли получилось? Не возникли ли проблемы при определении размеров?

  • Итак, ребята, подведем итог вашей работе: вам не хватило нужной информации, не хватило нужных знаний.
  • Что предпримем?
  • Правильно, обратимся за помощью к справочной литературе, к нашему учебнику.

Участники 1 группы говорят, что размер своего стиха определили быстро. Это двусложный размер стиха хорей, но не смогли поставить ударение во второй строке 3-ей стопы. Куда же это ударение «исчезло»?

Участники 2 группы говорят, что размер своего стиха тоже определили быстро.

Это двусложный размер стиха ямб, но также нет ударения в 3-ей стопе в первой строке.

Участники 3 группы определили размер своего стиха. Это двусложный размер стиха хорей, но во второй строке в 1-ой стопе почему-то появляются два ударных слога. Почему?

Ребята работают с учебником, «Школьным поэтическим словарем» А.П.Квятковского и приходят к выводу: что в русском стихосложении выделяются две стопы: пиррихий (облегченная стопа без ударения) и спондей (утяжеленная стопа с двумя ударными стопами).

Новый материал учащиеся записывают в тетрадь.

7. Рефлексия

  • Оценивая свою работу в мастерской, ответьте на вопросы:

Что мне понравилось? Что нового я для себя открыл?

  • Выразите свои впечатления  от урока,

(данные вопросы проецируются на экран)

Учитель благодарит учащихся за работу и их мнения об уроке.

Устные ответы учащихся, или их запись на заранее подготовленных листочках.

Зачитывание впечатлений (по желанию).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии продуктивного чтения на уроках литературы в условиях внедрения ГОС нового поколения.

Статья знакомит с особенностями использования технологии продуктивного чтения на уроках литературы в условиях внедрения ГОС нового поколения....

Урок литературы в 6 классе с использованием технологии педагогических мастерских Тема урока: «В поэтической мастерской. Двусложный размер стиха»

Внедрение в образование технологии педагогических мастерских повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся. В образовательном процессе, вы...

Урок в 8 классе. Mass Media. Технология педагогических мастерских

На самом деле, в начале урока можно продемонстрировать любое видео, в содержании которого упоминаются средства массовой информации, употребленные в презентации.Презентация же была использована для опр...

Использование технологии диалогического общения на уроках литературы

Технология диалогического общения предусматривает определенные шаги: определение проблемы, интересующей субъектов диалога; рассмотрение проблемы в контексте значимых для учащегося жизненных ценностей ...

Выступление на ШМО учителей русского языка на тему "Использование технологии деловой игры на уроке литературы"

В практике преподавания литературы чаще, чем на других уроках, используются различные игры.         Все следующие за дошкольные возрастные периоды со своими вед...