Урок литературы в 6 классе с использованием технологии педагогических мастерских Тема урока: «В поэтической мастерской. Двусложный размер стиха»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Внедрение в образование технологии педагогических мастерских повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся. В образовательном процессе, выстроенном в соответствии с принципами мастерской, ничто не заучивается, все усваивается только в действии.
Использование технологии педагогических мастерских позволяет:
- самостоятельно добывать знания, закреплять полученные знания,
- формировать навыки самооценки, самоконтроля,
- осуществлять самостоятельную исследовательскую деятельность при написании сочинений, составлении проектов.
В своей практике я применяю технологию педагогических мастерских на уроках русской литературы во время прохождения новой темы и при обобщающих занятиях. Данную технологию использую в разных целях:
- для творческого знакомства с личностью писателя и поэта. Ученики, работая коллективно и индивидуально, выполняя разнообразные задания, обогащают свой словарный запас, строят самостоятельно свои знания о поэте и в итоге пишут собственный текст о писателе, поэте.
- для исследовательской работы
- для изучения творческой лаборатории писателей и поэтов.
Таким образом, технология педагогических мастерских в сочетании с современными информационными технологиями может существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всестороннего развитой, творчески свободной личности, познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.
Вашему вниманию предлагаю разработку урока литературы в 6-ом классе, по технологии педагогической мастерской при изучении темы «В поэтической мастерской. Двусложный размер стиха»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_6_klasse_s_ispolzovaniem_tehnologii_pedagogicheskih_masterskih.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 6 классе с использованием технологии педагогических мастерских
Тема урока: «В поэтической мастерской. Двусложный размер стиха»
Цель:
- формирование системы универсальных учебных действий;
- познакомить учащихся с двумя видами стоп: пиррихием и спондеем;
- дать определение пиррихия, спондея.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Оборудование:
- проектор,
- Г.С.Меркин. Литература. Учебник для 6 класса , часть I, с. 110-111,
- раздаточный материал
- «Школьный поэтический словарь» А.П.Квятковский
Технологические этапы | Действия (вопросы) учителя | Действия (ответы) учеников |
1. Индукция |
На экране появляются слова: — Поэзия В.В.Маяковский
| Активно слушают, записывают слова В.В.Маяковского в тетрадь. Отвечают на поставленный вопрос |
2. Самоконструкция |
| Учащиеся работают в группах, определяя размер предложенных стихов А.С.Пушкина |
3.Социоконструкция |
| 1 группа – Глядь – поверх текучих вод Лебедь белая плывет… 2 группа – Я помню чудное мгновенье Передо мной явилась ты… 3 группа – Скучна мне оттепель; Вонь, грязь – весной я болен… |
4. Социализация |
| В каждой группе идет обсуждение, предлагаются гипотезы. |
5. Афиширование |
| Работы каждой группы (схемы определения размера стиха) вывешиваются на доску, идет обсуждение. |
6. Разрыв |
| Участники 1 группы говорят, что размер своего стиха определили быстро. Это двусложный размер стиха хорей, но не смогли поставить ударение во второй строке 3-ей стопы. Куда же это ударение «исчезло»? Участники 2 группы говорят, что размер своего стиха тоже определили быстро. Это двусложный размер стиха ямб, но также нет ударения в 3-ей стопе в первой строке. Участники 3 группы определили размер своего стиха. Это двусложный размер стиха хорей, но во второй строке в 1-ой стопе почему-то появляются два ударных слога. Почему? Ребята работают с учебником, «Школьным поэтическим словарем» А.П.Квятковского и приходят к выводу: что в русском стихосложении выделяются две стопы: пиррихий (облегченная стопа без ударения) и спондей (утяжеленная стопа с двумя ударными стопами). Новый материал учащиеся записывают в тетрадь. |
7. Рефлексия |
Что мне понравилось? Что нового я для себя открыл?
(данные вопросы проецируются на экран) Учитель благодарит учащихся за работу и их мнения об уроке. | Устные ответы учащихся, или их запись на заранее подготовленных листочках. Зачитывание впечатлений (по желанию). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развёрнутый конспект урока литературы в 11 классе с использованием технологии проблемного обучения. Тема: А.И.Куприн. Жизнь и творчество. Талант любви в рассказе «Гранатовый браслет»
Урок построен с использованием технологии проблемного обучения и рассчитан на 2 часа....
Использование технологии проблемного обучения на уроках литературы
Из опыта работы...
Использование технологии продуктивного чтения на уроках литературы в условиях внедрения ГОС нового поколения.
Статья знакомит с особенностями использования технологии продуктивного чтения на уроках литературы в условиях внедрения ГОС нового поколения....
Урок литературы в 6 классе с использованием технологии педагогических мастерских Тема урока: «В поэтической мастерской. Двусложный размер стиха»
Внедрение в образование технологии педагогических мастерских повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся. В образовательном процессе, вы...
Урок в 8 классе. Mass Media. Технология педагогических мастерских
На самом деле, в начале урока можно продемонстрировать любое видео, в содержании которого упоминаются средства массовой информации, употребленные в презентации.Презентация же была использована для опр...
Использование технологии диалогического общения на уроках литературы
Технология диалогического общения предусматривает определенные шаги: определение проблемы, интересующей субъектов диалога; рассмотрение проблемы в контексте значимых для учащегося жизненных ценностей ...
Выступление на ШМО учителей русского языка на тему "Использование технологии деловой игры на уроке литературы"
В практике преподавания литературы чаще, чем на других уроках, используются различные игры. Все следующие за дошкольные возрастные периоды со своими вед...