"Добро и зло в "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях" А.С. Пушкина. Презентация. Конспект урока. Приложение.
методическая разработка по литературе (5 класс)

Жидкова Лариса Ивановна

"Добро и зло в "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях" А.С. Пушкина. Презентация. Конспект урока. Приложение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока

Урок литературы в 5 классе

Базовый учебник: Коровина В.Я. и др. Литература.5 класс: В 2ч. - М.: Просвещение, 2021г

Тема урока: «А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».Добро и зло в нашей жизни и сказке»

Урок – исследование

Цели урока.

  1. Содержательная. Рассмотреть образы героев сказки в их сопоставлении.
  2. Деятельностная.  Помочь учащимся научиться анализировать текст сказки.
  3.   Развивать навыки монологической, диалогической речи и выразительного чтения.
  4. Формировать умения сравнивать, обобщать. Формировать прочную нравственную позицию, положительные ориентации на распознавание истинной красоты.

Планируемые результаты.

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям.

Метапредметные УУД.

Личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно)  необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных задач.

Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания,, осуществлять сотрудничество с одноклассниками

Ход урока

I. Актуализация прошлых знаний.

 Вступительное слово учителя.

       

Учитель рассказывает притчу:  

- Когда-то давным-давно жил Человек на свете и не знал, что существует на земле Добро и Зло. Отправился человек в дорогу, встретилась ему на пути гора. На вершине горы стояли  два сосуда. Один  сосуд был наполнен Добром, другой – Злом. Заинтересовало Человека содержимое сосудов, решил он заглянуть  вовнутрь и узнать, что же такое  Добро и Зло. Разбил он кувшины, перемешалось всё их содержимое.  Наполнило содержимое кувшинов душу человека. Живёт человек и не знает,  так что же такое добро и зло, чего в его душе больше.

- Ежедневно мы сталкиваемся с вами с добром и злом. Сегодня на уроке мы постараемся разобраться в этих человеческих качествах. А помогут нам в этом сказки А.С.Пушкина. Именно сказка может предостеречь нас от неверных шагов, рассказать о том, как жить в мире и добре.

Запишем тему урока в тетради: «Добро и зло в сказке и  нашей жизни».  СЛАЙД 2

 - Давайте вспомним, что мы знаем об А.С.Пушкине.

(Примерные ответы уч-ся)

Ученик:

       Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве в 1799 году. Пушкин рос в семье, где очень любили литературу, особенно  поэзию. И отец, и дядя мальчика сочиняли стихи. Страсть к поэзии у Пушкина проявилась очень рано. Уже в семь лет он сочинял на французском языке маленькие комедии и разыгрывал их перед своей сестренкой Оленькой. К одиннадцати годам он перечитал всю библиотеку отца. Учился Пушкин в Царскосельском лицее. Лицеистов учили прекрасные преподаватели. Рядом, во дворце, жил царь Александр I. Дворец и лицей окружал прекрасный парк. Пушкин любил гулять там с друзьями. Лицейской дружбе поэт остался верен всю жизнь. После окончания лицея Пушкин стал известен своими вольнолюбивыми стихами. За это он был отправлен сначала в южную ссылку, а затем в собственное имение Михайловское. После ссылки он женился на Наталье Николаевне Гончаровой, жил в Москве и в Петербурге. Пушкин погиб на дуэли, когда ему было 37 лет.

Ученик:

         В жизни маленького Пушкина  большую роль сыграли  бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна, которые вносили в жизнь мальчика женственную ласку, баловали его, дарили ему тепло и любовь .Бабушка ему много читала книг, прививала любовь к прекрасному, няня любила маленького Пушкина как родного, осталась с ним до последних своих дней. Часто долгими вечерами нянюшка рассказывала удивительные сказки о красавицах и добрых молодцах, о чудищах и богатырях…

Учитель:

Пушкин-лицеист в стихотворении «Сон» с благодарностью описал заботливых женщин.

Но детских лет люблю воспоминанье.
Ах! Умолчу ль о мамушке моей, 
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье,
Она, духов моментом уклоня,
С усердием перекрестит меня
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы…

Ученик

         Когда много лет спустя Пушкин повзрослеет, то  будет по вечерам перед сном, рассказывать собственным детям сказки и вспоминать ласковое лицо своей  старой няни. Арина Родионовна была не только ласковая няня, но и удивительная сказочница.

       Пушкин запомнил сюжеты её сказок и,  став поэтом, использовал их для своих сказок.

Учитель:

- Александр Сергеевич Пушкин написал 5 сказок. Давайте вспомним их названия.

(«Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке»).

2  Постановка цели

Учитель:

--Когда я так же, как и вы, училась в 5-м классе, то читала много  книг. И уже тогда я поняла, что в художественном произведении всё неслучайно, любая художественная деталь, любое слово в книге что-то значат. И ещё я поняла, что книги учат добру… Они мне очень помогли.

        

- Так о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

(Ученики отвечают, что мы  будем говорить о добрых и злых героях  в сказке А.С.Пушкина, о царевне и мачехе, будем сравнивать их, анализировать и оценивать их поступки.)

- Правильно, молодцы.  Вот вы и сформулировали цель нашей работы – раскрыть значение  терминов «добро» и «зло» на примере анализа сказки А.С.Пушкина. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.   Слайд 4                                                                                                            

Учитель:                                           

                                               « …Лишь добро одно бессмертно.

                                                 Зло подолгу не живет…»

                                                                                 Шота Руставели.

- Это эпиграф к нашему уроку. Согласны с поэтом? Как вы думаете, так ли это?

( Ответы)

- Сразу тяжело ответить  на этот вопрос.  Предлагаю проверить, анализируя сказку А.С.Пушкина.

3. Актуализация знаний и пробного учебного действия.

-Нам всем хорошо знакомо выражение: «В сказках Добро  всегда  побеждает Зло». Почему?                                                                      Слайд 5

-ЭТО ПРОБЛЕМА, ТРЕБУЮЩАЯ РЕШЕНИЯ. Вы решите её за урок

Работа в  группе. Посоветуйтесь с соседом по парте и ответьте, что же такое Добро, а что такое Зло. Слушаем ответы.

- Хорошо, ребята, молодцы.  Заглянем в словари и дадим определение этим понятиям.

   Можем ли мы добро и зло назвать противоположными понятиями?
(Ученики отвечают: Да, эти понятия являются противоположными)
Мы идём  с Вами дальше. В сказке встречаются два ярких образа. Слайд
Кто эти героини? (Ученики отвечают: Царевна и царица-мачеха).
Мы должны с Вами противопоставить их друг другу. Нам встретилось новое понятие ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ – указание на различие признаков одного от другого. 

 -Записываем в тетрадь: противопоставление - антитеза

-  ТЕСТ «Проверим себя» на знание содержания сказки                 Слайды 6-10 
1.    Куда забрела царевна, блуждая по лесу? 
а) во дворец ;
б) в царство гномов;
в) в терем.
2. Видит девица, что тут люди ... живут.
а) смирные;
б) добрые;
в) злые.
3. «Час обеда приближался,
Топот по двору раздался:
Входят семь ...» 
а) Семь богатырей, семь румяных усачей;
б) Семь рыцарей без страха и упрёка;
в) Семь витязей прекрасных.
4. Какой способ расправы с Царевной придумала Царица? 
а)  отравить персиком;
б) отравить яблоком;
в) отравить апельсином.
Как звали собачку в сказке? 
а) Миколко;
б) Елисейко;
в) Соколко.

Мы ответили на вопросы, а теперь, правильные ответы. Проверим!
                                                                                                     Слайд 11
Правильно ли мы ответили?
(Ученики отвечают: Да, правильно).

Физкультминутка:

- Наш путь очень долгий. Поэтому нам нужно немного отдохнуть. Располагаемся на привал. Послушаем птичий щебет, как его слушала молодая царевна, блуждая по лесу, насладимся лесным покоем и тишиной, половим бабочек, потопаем по травке, присядем отдохнуть … и вновь за работу.

4.  Работа над темой урока. Построение проекта выхода из затруднения.

Образы каких героев в сказке, по – вашему, самые яркие, самые запоминающиеся?

- (Царевны и царицы).                                                                        Слайд 12.

--ЧТОБЫ РЕШИТЬ ПРОБЛЕМУ, надо определить основные задачи:

1) Проанализировать таблицу «Добрые и злые герои сказки»

2) Сравнить образы царицы и царевны (внешность)

3 Проанализировать поступки героев

4) Выявить помощников у добрых и злых героев

5)Ответить на контрольный вопрос

- Вспомним героев сказки, совершающих добрые дела. (Царевна, Елисей, Соколко, ветер, месяц, солнце, зеркальце). Ученики рассказывают отрывки из сказки, где они заметили проявление добрых качеств героев.

- Мы встретились в сказке не только с положительными, но и с отрицательными героями. Кого отнесём к отрицательным героям?  ( Царицу – мачеху).

Работа с иллюстрациями, на которых изображена царица – мать и царица – мачеха.

                                                                                                         Слайд 13

- А кто эти героини? Почему иллюстрация с изображением царицы – матери обведена жёлтым, а царицы – мачехи – чёрным. Как вы думаете, почему?

( Царица-мать – положительный герой, она олицетворяет нежное материнское начало. Царица-мачеха – отрицательный герой, олицетворяющий злые силы).

Составление небольшого монологического высказывания по иллюстрациям к сказке.

- Как  разворачиваются события дальше?

(Царица умирает. Царь женится на другой. Новая царица умна, красива, но очень злая и любит только себя. Проходит время, подрастает дочь царя. Она становится самой красивой девушкой. У неё появляется жених – Елисей.)

5.  Первичное закрепление.

 Работа над образом царевны и царицы-мачехи         Слайд 14  -15                                                                          

Работа в группах по заданному плану.

План.(Распечатан заранее)

  1. Представление сказочного персонажа.
  2. Описание внешности.
  3. Черты характера.
  4. Отношение к окружающим.
  5. Отношение окружающих к героине
  6. Кому героиня противопоставлена в сказке?

Учитель распределяет задания по группам. Учащиеся готовятся и выступают

 Снятие утомления с глаз.    (Зарядка для глаз )                                                

6.  Самостоятельная работа. Работа в парах.

Составление сравнительной характеристики. (Заполнение таблицы сравнений)                                                                                          

(Отмечают сходства и различия. И только про царевну молодую мы можем сказать, что она обладает ещё и душевной красотой)

Учитель:

- Чтобы сделать окончательны вывод в сравнительной таблице, обратимся к эпизоду, где самый напряжённый момент настаёт. Какая часть экспозиции это? (Кульминация)

Анализ эпизода: «Царевна в тереме у семи богатырей».

- Что предпринимает царица в очередной раз, чтобы избавиться от царевны?

(Выразительное чтение отрывка, подготовленное учеником)

-Зло победило?!

(Нет, Королевич Елисей спасает Царевну)

-Таблица сравнений заполнена. Каков вывод?

Учащиеся делают выводы, что зло не может победить. Царица умирает.В сказках у добра много помощников. Добро сильнее, так как добрых людей больше. Добро побеждает зло. Но за добро надо бороться

7.  Рефлексия деятельности.

Учитель:

-Как вы поняли сказку, чему она учит нас?

-В сказках у Добра всегда много помощников, а Зло одиноко. Зло слабее и т.п

8 . Закрепление изученного материала. Самостоятельный вывод учащихся.

-Можем ли мы , рассмотрев образы Царевны и Царицы, согласиться с высказыванием грузинского поэта Шота Руставели «Лишь Добро одно бессмертно. Зло подолгу не живёт»?

(Да, ведь Царица умирает, а Царевна оживает. Значит, Добро победило)

- Почему в сказках Добро побеждает Зло?

(Добро сильнее. Всегда есть хорошие люди, которые придут на помощь. Пока такие люди есть, добро будет побеждать. Но за добро надо бороться.)

- В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу Добра над Злом.

-И считаете ли вы себя добрыми?

 -Какой урок мы для себя  извлекли из  «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях?-Какими нельзя быть?

Итог урока.

Учитель:

-Дорогие ребята, сегодня мы увидели на своём пути много плохого, но и много хорошего; наблюдали борьбу добра со злом; пришли к выводу, что быть добрым – это хорошо, а злым – плохо. Храните добро в себе, не давайте злым мыслям становиться сильнее Вас. Относитесь по-доброму к окружающим Вас людям. Поступая по-доброму с людьми, Вы увидите, что и они будут так же относиться к вам. Добро должно побеждать не только в сказках, но и в нашей  жизни. Оцените свою работу на уроке по оценочной лестнице.(  Выставляют себе оценки, учитель контролирует).

Д/З  Сочинение «Какое добро я могу совершить»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ Школа №127 г.о. Самара Литература 5 класс Учитель: Жидкова Л.И.

Слайд 2

А.С.Пушкин Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях «… Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет…» Шота Руставели

Слайд 3

Запишем тему урока в тетради: «Добро и зло в сказке и нашей жизни».

Слайд 5

Цель нашей работы – раскрыть значение терминов « добро » и « зло » на примере сказки. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.

Слайд 6

Что же это такое – Добро и Зло ? В сказках Добро всегда побеждает Зло. Почему?

Слайд 7

РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ Выявление проблемы. Выделение основных задач. Продуктивная деятельность – анализ текста. Итоговый продукт- ответ на контрольный вопрос.

Слайд 8

Основные задачи для решения проблемы : 1) Проанализировать таблицу «Добро и зло в сказке А.С. Пушкина» 2) Сравнить образы главных героев сказки(внешность) 3) Проанализировать поступки героев, их речь 4) Выявить помощников у добрых и злых героев 5)Ответить на контрольный вопрос

Слайд 9

Добро -это то, что хорошо, полезно , нужно человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье. Школьный философский словарь

Слайд 10

Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое , влекущее за собой беды , страдания , горе , несчастье . Школьный философский словарь

Слайд 11

Противопоставление - АНТИТЕЗА Что противопоставлено в сказке? Для чего автор использует этот приём ?

Слайд 12

--Каких героев больше: положительных или отрицательных? -В каких героях заключается наиболее яркая характеристика Добра и Зла ? --Что вам помогало определить - положительный это герой или отрицательный?

Слайд 13

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Слайд 14

ЦАРИЦА КАКАЯ? ЦАРЕВА

Слайд 15

Царица Царевна Внешность Высока Стройна Бела Белолица Черноброва Поведение, характер Горда Ломлива Своенравна Ревнива Злая Красавица-душа Милая Приветливая Взаимоотношения с окружающими Зависть Грубость Ненависть Любовь Уважение Преданность

Слайд 16

ЦАРИЦА ЦАРЕВНА Внешность Характер Речь Поступки Отношение к окружающим Помощники Отношение автора к персонажу Сравнительный анализ образов Царицы и Царевны Добро всегда побеждает зло, так как _____________________________________________ ______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________

Слайд 17

Ответьте на контрольный вопрос Почему в сказке А.С.Пушкина добро одержало победу над злом ?



Предварительный просмотр:

                                                     ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ

 Образ героя (героини) сказки

План.

  1. Представление сказочного персонажа.
  2. Описание внешности.
  3. Черты характера.
  4. Отношение к окружающим.
  5. Отношение окружающих к героине.
  6. Кому героиня противопоставлена в сказке.

        РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ

  1. Выявление проблемы.
  2. Выделение  основных задач.
  3. Продуктивная деятельность – анализ текста.
  4. Итоговый продукт- ответ на контрольный вопрос урока. 

Сравнительный анализ образов Царицы и Царевны

ЦАРИЦА

ЦАРЕВНА

Внешность

Характер

Речь

Поступки

Отношение к окружающим

Помощники

Отношение автора к персонажу

   

Добро всегда побеждает зло, так как_____________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Основные задачи для решения проблемной задачи:

1) Проанализировать таблицу «Добро и зло в  сказке А.С. Пушкина»

2) Сравнить образы главных героев сказки(внешность)

3) Проанализировать поступки героев, их речь

4) Выявить помощников у добрых и злых героев

5)Ответить на контрольный вопрос


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Явная и неявная фантастика в волшебной литературной сказке".

Презентация к уроку "А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Явная и неявная фантастика в волшебной литературной сказке"....

Урок литературы в 5 классе «Образы царевны и царицы в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина»

Цель:        ·        выявить народную основу сказки А.С.Пушкина, смысл противопоставления злой царицы и царевны, красоты вне...

Учебно-методическая разработка урока "Истоки сказки. Характеристика героев" по произведению А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Учебно-методическая разработка урока литературы в 5 классе по учебнику "Литература" под ред В.Я.Коровиной М. "Просвещение", 2013 на основе ТРКМЧП и проблемно-диалогического обучения....

Исследовательская работа по теме: Сходства и различия сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна»

Сравнение Сказок А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»  и сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна».Актуальность темыСказка — один из жанров фольк...

Подготовка к домашнему сочинению на основе сопоставления образов мачехи и царевны в сказке А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

провести работу по подготовке к сочинению, чтобы дети могли аргументировано раскрыть понимание добра и зла, выраженное А. С. Пушкиным в сказке ...

Методическая разработка по литературе. Презентация по теме: А.С. Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях".

В презентации представлены задания и разнообразный иллюстративный материал, который учителя словестности могут использовать в работе с учениками  при изучении  сказки А.С. Пушкина "Сказ...