Анализ существующих программ по литературе в 5-6 классах средней школы с точки зрения изучения фольклора и народных сказок.
статья по литературе

Молчанова Наталья Эдуардовна

Автор осуществил попытку проанализироваит программы по литретатуре в 5-6 классах средней школы - программы Г.С. Меркина, программы под ред. В.Я. Коровиной, и И.Н. Сухих. с точки зрения изучения фольклора и народных сказок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ существующих программ по литературе в 5-6 классах средней школы с точки зрения изучения фольклора и народных сказок.

С точки зрения непрерывности литературного образования, программы по литературному чтению и литературе можно условно разделить на две группы.

Первая группа - программы, охватывающие весь (или почти весь) период литературного образования в школе. К ним относятся программа «Инновационная школа» (1–4 класс – авторы-составители Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова, 5–9 классы - авторы-составители: Г.С. Меркин (программа для 5-9 классов), С.А. Зинин (программа для 9 класса), 10–11 класс - авторы-составители С.А. Зинин, В.А. Чалмаев.

Вторая группа - программы, рассчитанные на конкретную ступень образования: например, для начальной школы - программы Л.Ф. Климановой и др. (Школа России); Л.А. Ефросининой (Начальная школа XXI век), О.В. Кубасовой (Гармония), Н.А. Чураковой (Перспективная начальная школа); для средней школы - программы под ред. В.Я. Коровиной, и И.Н. Сухих. Рассмотрим, как концепция преемственности реализуется в программах на начальном этапе непрерывного литературного образования, в частности в процессе изучении произведений устного народного творчества.

Рассмотрим, как осуществляется изучение фольклорных произведений при переходе на ступень среднего образования - в 5-6 классе. Для этого рассмотрим программу Г.С. Меркина, программы под ред. В.Я. Коровиной, и И.Н. Сухих.

Программа Г.С. Меркина

Как мы уже сказали, программа по литературе для 5-9 классов является логическим продолжением и развитием программы по литературному чтению для 1-4 классов. Для реализации задач литературного образования в 5-9 классах программа предлагает концентрический на хронологической основе вариант построения курса с выходом на «линейное» рассмотрение историко-литературного материала в 9, 10 и 11 классах.

Для процесса обучения в 5 классе сквозной, скрепляющей идеей стала мысль о книге, о ее роли в творчестве писателя, в жизни человека, в русской культуре и в судьбе страны. В 6 классе в основе формирования представлений о литературе как искусстве слова находятся сложные отношения авторов к своим героям и к созданным произведениям в целом. Во всех случаях (через систему материалов, дидактический аппарат) учитель имеет возможность организовать учебную и внеурочную деятельность, основанную на явлениях, наиболее значимых для определенного края, региона (краеведение). А именно этот момент очень важен и интересен в изучении фольклорных произведений.

В конце программы для каждого класса основной школы приводится примерный список произведений (фрагментов) для заучивания наизусть.

Курс 5 класса начинается с изучения мифов, понятия мифа, легенды, предания, изучения мифов Древней Греции. Эта тема предваряет раздел «Устное народное творчество», на который отводится 8 часов. В рамках этого раздела учащиеся читают волшебную сказку «Царевна-лягушка» и бытовую сказку «Чего на свете не бывает», отмечают сходства, различия двух видов сказок, а также сравнивают сказку и миф. Продолжают знакомиться с фольклором сказками народов России (бытовая сказка «Падчерица»). Используя полученные знания в начальной школе, учащиеся более четко структуируют для себя литературоведческие понятия: фольклор, жанр, загадки, пословицы и поговорки; волшебная сказка (развитие представлений); структура волшебной сказки; сказочные образы; сказочный персонаж (развитие представлений); бытовая сказка; антитеза; антонимы; иносказание; «бродячий сюжет»; народная и авторская сказка (развитие представлений); композиция. Для домашнего чтения рекомендованы сказки «Лиса и журавль», «Ворона и рак», «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо», «Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что», загадки, частушки, пословицы, поговорки, бывальщины.

В 6 классе на устное народное творчество отводится 3 часа. Учащиеся изучают легенды, предания, сказки «Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Предание и его художественные особенности. Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность. Теория литературы: легенда, предание, сказка; структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке. И Для домашнего чтения предложены сказки «Два Ивана — солдатских сына», «Каша из топора».

Программа В.Ф. Коровиной

Курсы литературы в 5-8 классах строятся на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов. В каждом из курсов (классов) затронута одна из ведущих проблем (например, в 5 классе - внимание к книге; в 6 классе - художественное произведение и автор, характеры героев).

Учебник литературы для 5 класса начинается с раздела «Устное народное творчество». В этом возрасте уже назрела необходимость широких теоретических знаний. Статьи об особенностях и жанрах фольклора и русской народной сказки (связь сказочных формул с древними мифами, изобразительный характер формул волшебной сказки, фантастика в волшебной сказке, мораль, герои сказок, народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках) предваряют тексты сказок. Учащиеся читают волшебную сказку «Царевна-лягушка», волшебная богатырскую сказку героического содержания «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». «Журавль и цапля», «Солдатская шинель».

В 6 классе в разделе «Устное народное творчество» рассматривается обрядовый фольклор и произведения календарного обрядового фольклора (колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни), а также пословицы, поговорки, загадки.

Программа И.Н. Сухих

Курс литературы в 5-8 классах строится на основе сочетания проблемно-тематического и историко-хронологического принципов.

Следование данной логике предполагает систематизацию изучаемых в 5-8 классах произведений на основе проблемно-тематического принципа:

5 класс - «Открытие мира»; 6 класс - «Открытие человека»; 7 класс - «Герои и героическое»; 8 класс - «Вечные темы в искусстве».

Литературные темы в каждом классе имеют свою специфику.

Так, в 5 классе последовательность изучения литературных произведений отражает специфику открытия мира ребенком. Проблемно-тематический принцип построения Программы в 5 классе вытекает также из принципа преемственности: в процессе изучения литературы в средней школе необходимо постепенно усложнять эстетическую деятельность, конкретно определять пути формирования читательских умений ученика, развития его сознания, устной и письменной речи.

В 6 классе внимание школьника обращается на образ человека в литературе. Системообразующими элементами являются понятия авторское отношение, точка зрения, характер персонажа и способ изображения. В 6 классе в основе формирования представлений о литературе как искусстве слова находится отношение авторов к своим героям и произведениям.

Программа 5 класса содержит большой тематический блок, который знакомит учащихся с фольклором. Учебник начинается с изучения мира фольклора, теоретических сведений о нем. Рассматривается миф как исток фольклора, изучаются следы славянской мифологии в фольклоре. Ребята читают духовный стих «Голубиная книга». Далее учащиеся знакомятся с обрядовой поэзией (понятие обряда, связь их с природой, фольклорная лирическая поэзия). Раздел «Малые жанры фольклора» изучает загадку и ее место в народной культуре, пословицы и поговорки как явление языка и фольклора. Уделено внимание собирателям фольклора (деятельность В. И. Даля). Раздел «Сказка как жанр фольклора» содержит теоретико-литературные знания об особенностях сказки (представление о двоемирии, персонажи разных миров: герой и героиня, чудесные помощники, противники, вредители, композиция волшебной сказки, «сказочные формулы», малые фольклорные жанры в волшебной сказке и их роль, повторы, особенности зачина и финала, особенности сказывания сказки.

В нем представлены сказки о животных: «Курочка», волшебные сказки. «Иван Быкович», «Перышко Финиста ясна сокола», бытовые сказки «Мудрая дева», «Мужик и заяц», «Мена».

В 6 классе учебник традиционно начинается с мифов и мифологии. Рассматривается теоретический материал о мифологии как отражении взглядов человека на происхождение мира, его устройство и его законы. Мифы о сотворении мира и человека, античные мифы о героях (Геракл, Ахилл, Орфей), легенда об Арионе. Сходство мифов разных народов о сотворении мира и человека.

В русском фольклоре тему героического ярко представляют былины, баллады. Тема «Герой и человек в фольклоре» рассказывает о русском героическом эпосе. В ней представлены былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (особенности былинного повествования и исполнения; баллада «Авдотья Рязаночка»). Внеклассное чтение рекомендует к чтению былины Киевского цикла: «Илья Муромец и Калин-царь», «Добрыня и змей», «Добрыня и Василий Каземирович», «Бой Добрыни с Дунаем», «Добрыня и Маринка», «Добрыня и Алеша», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Алеша Попович и сестра Петровичей», «Ставр Годинович»; былины Новгородского цикла: «Садко»; русские былины в переложении А. К. Толстого - «Змей Тугарин», «Садко».

Проанализировав программы начального и среднего звена можно сделать следующий вывод. Содержание современных программ литературного чтения в начальной и средней школе представляют произведения высокохудожественные, разнообразные по форме и содержанию. С одной стороны, это дает позитивный эффект - позволяет уже в младшем школьном возрасте почувствовать разнообразие отечественной и мировой художественной литературы, прикоснуться к ее богатствам. Но с другой стороны такое разнообразие иногда дублирует изучение некоторых фольклорных произведений в обеих ступенях. Из-за несовершенства читательской техники, психолого-возрастных особенностей восприятия текста, отсутствия широкого культурного кругозора, некоторые произведения фольклорного жанра оказываются сложными для восприятия и изучения в младших классах. Или обратная ситуация – программа изучения некоторых фольклорных жанров в 5 классе практически повторяет то, что уже было рассмотрено на уроках литературного чтения в начальной школе. В первом случае нарушается принцип доступности, во втором – принцип преемственности между ступенями обучения.

Чтение и восприятие художественных текстов требует большой работы по овладению определенным кругом теоретико-литературных и историко-литературных знаний. Анализируя круг теоретико-литературные понятий, с которыми знакомятся младшие школьники на уроках по литературному чтению, можно сделать вывод, что школьники уже в начальных классах вынуждены усваивать широкий круг теоретических сведений. Надо учитывать, что успешное овладение знаниями по теории литературы определяется, прежде всего, начитанностью учащихся, а младшие школьники еще не обладают ею в нужной мере. Некоторые литературоведческие понятия остаются выпускниками начальной школы практически не усвоенными. Об этом свидетельствует и практика преподавания в 5-6 классах. Поэтому программы и учебники по литературе для средней школы вынуждены обращаться к теоретическим понятиям с позиции начальных представлений о них. Такая нескоординированность литературоведческих понятий между начальной и основной школой приводит к некоторому нарушению преемственности в освоении теории литературы на первом и втором этапах обучения. По нашему мнению, сведения по теории литературы в начальной школе должны быть минимальны. Одной из основных задач литературного чтения следует считать задачу повышения уровня начитанности младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Формирование лексических навыков говорения при изучении английского языка в 6 классе средней школы по теме «Здоровье»"

Методическая разработкаФормирование лексических навыков говорения при изучении английского языка в 6 классе средней школы  по теме «Здоровье»...

рабочая программа по литературе 10-11-12 класс (вечерняя школа)

Программа содержит пояснительную записку, требования к умениям, знаниям, навыкам учащихся, основное содержание....

Рабочая программа по литературе в 10-12 классах вечерней школы.

Программа учебной дисциплины «Литература» предназначена для изучения литературы по программе Г.И.Беленького в вечерней школе (10-12 класс)....

Учебная программа по русскому языку специального курса для 11 класса средней школы. Подготовка к ЕГЭ Учебная программа по русскому языку специального курса для 11 класса средней школы

Настоящая программа специального курса по русскому языку для  XI классов создана на основе примерной базовой программы  государственного стандарта среднего общего образования.  Пр...

Обязательное содержание ПП (5 – 9 КЛАССЫ) А В С Реализация стандарта по литературе ООО на основе УМК по программе по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы (базовый уровень) Автор-составитель: Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев, 2008 год

Предложенный материал поможет учителю при составлении рабочей программы по литературе в 5-9 классах. Если Вы работаете по программе Г.С.Меркина, то мы с Вами подружимся....

Программа элективного курса для 10-11 классов средней школы «КРАЕВЕДЕНИЕ»

Программа элективного курсадля 10-11 классов средней школы«КРАЕВЕДЕНИЕ»...

Рабочая программа по литературе для 5-9 классов национальных школ

Рабочая программа по литературе для 5-9 классов составлена на основе ФГОС, Программы общеобразовательных школ и учебников для национальных школ...