«А ДЕТИ МЕЧТАЛИ… А ДЕТИ НЕ ЗНАЛИ…» СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ПОСТАНОВКИ, ПОСВЯЩЁННОЙ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В КОЛПИНЕ ВО ВРЕМЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА
методическая разработка по литературе (7 класс)

Микулинас Вероника Анатольевна
ЦЕЛЬ: Вызвать эмоционально-нравственный отклик к трагическим событиям российской истории, истории города Колпино, чувство сопереживания, гордости и причастности к великому историческому прошлому ЗАДАЧИ: 1. Формирование у обучающихся осознания исторического прошлого; 2. Формирование представлений о жизни в Колпино во время блокады Ленинграда; 3.Воспитание гражданской ответственности, чувства достоинства, уважения к истории и культуре своей страны; 4. Воспитание чувства сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a_deti_ne_znali.a_deti_mechtali.docx122.29 КБ

Предварительный просмотр:

http://youpainter.ru/sites/default/files/styles/painting_page/public/users/anastasiya_goncharenko/anastasiya_goncharenko_blokadnoe_kolco.jpg?itok=cRRylq__

    «А ДЕТИ МЕЧТАЛИ…

               А ДЕТИ НЕ ЗНАЛИ…»

СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ПОСТАНОВКИ,

ПОСВЯЩЁННОЙ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

В КОЛПИНЕ ВО ВРЕМЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА

АВТОР: Микулинас Вероника Анатольевна

ЦЕЛЬ: Вызвать эмоционально-нравственный отклик к трагическим событиям российской истории, истории города Колпино, чувство сопереживания, гордости и причастности к великому историческому прошлому

ЗАДАЧИ: 1. Формирование у обучающихся осознания исторического прошлого;

2. Формирование представлений о жизни в Колпино во время блокады Ленинграда;

3.Воспитание гражданской ответственности, чувства достоинства, уважения к истории и культуре своей страны;

4. Воспитание чувства сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда

АДРЕСАТ: обучающиеся 7 класса

ОФОРМЛЕНИЕ: на сцене воссоздан интерьер блокадной комнаты, пространство перед сценой представляет собой улицу Колпино (с одной стороны –  блокадную чёрно-белую, с другой – современную цветную)

ОБОРУДОВАНИЕ: ноутбук, проектор, экран, переносная колонка

ТСО: презентация к мероприятию, музыкальные произведения

МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ:

1.Седьмая симфония. Дмитрий Шостакович.

2. Песня «Белые панамки» (автор Вадим Егоров)

3. Песня «Я говорю с тобой из Ленинграда» (стихи О.Бергольц. муз. Деревяго)

4. Минус песни «Мы пишем вам письмо» (авторы Шабанов Е. и Донец И)

5. Песня « Белые панамки» (автор Вадим Егоров)

6. Песня Ленинградцы (исп Герман Орлов. сл. М. Дахие, муз. В. Плешак)

7. Песня «Колпино – любимый город мой!»..

8. Песня «Дети Блокады» (автор Людмила Шахова) исп ансамбль «Ветер надежды»

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.

СЦЕНА 1.

Звучит современная музыка. С колонкой на сцену выходит компания ребят. Смеются, шутят.

1. Ну что, чем сегодня займёмся?

2. Как всегда: пойдём в Меркурий потусим, а то холодно.

3. А ты что в январе-то хотел? Жару +30? ..

4. Да включи ты уже что-нибудь другое….

1. А что включить-то?

5. Радио какое-нибудь…

1. Да здесь не ловит ничего…. Сейчас поищу…

Из колонки доносится шипение, треск, потом слышатся песня «Я говорю с тобой из Ленинграда» на стихи О.Бергольц. (муз. Деревяго)

1. Что это?

2. Подожди, давай послушаем…

Мужской голос

Ижорка. Колпинский завод.
Передний край. Война.
И снова воет и ревёт
Смертельная волна.
Чугунный хлам. Железный лом.
В полкорпуса – обвал.
Стоит стена.
В стене – пролом.
Снаряд поджёг подвал.
Огонь бежит на желоба –
В цистернах хлещет течь.
Разрыв! И падает труба
В мартеновскую печь.
Земля оглохла от пальбы,
И, небо заслоня,
Встают тяжёлые столбы
Железа и огня.
Осколки, ц
ементом пыля,
Звенят у чёрных плит.
Кипит вода. Горит земля,
А человек стоит!

3.  Это о блокаде … Мне прабабушка рассказывала… Она всю блокаду прожила в Колпино, а прадедушка ушёл в ополчение, он был в Ижорском батальоне.

4. Да, я читала в интернете, что Колпино – единственный город среди городов-спутников Питера, куда не ступала нога фашиста!
5. А Кронштадт?

4. Это – город-крепость на острове, где было полно оружия, в том числе дальнобойных орудий, и профессиональных военных… А простые колпинцы смело вышли навстречу врагу с учебными винтовками, причем многие из них взяли в руки оружие впервые в жизни!

2. И эти штатские ополченцы вырыли окопы в болотистой почве? Сделали бронещиты и сумели удерживать линию фронта свыше месяца до подхода наших регулярных частей?

3. Да. И так хорошо организовались, что создали Ижорский батальон, который участвовал в прорыве блокады, в освобождении Пскова и многих других городов, с боями дойдя до Прибалтики.

1. Ого. А жители? Каково им было?

Звучит минус песни «Мы пишем вам письмо». Подростки уходят.

СЦЕНА 2.

Звучит песня « Белые панамки» (автор Вадим Егоров) на сцене появляются дети.

Мальчик 1: Я мечтаю стать водителем трамвая. Чтобы люди по утрам мне улыбались и говорили  «Спасибо!»

Девочка 1: Вот бы стать портнихой и сшить самое красивое платье своей мамочке!

Мальчик 2: А я бы хотел стать летчиком, потому что очень люблю смотреть в небо!

Мальчик 3: Я стану детским врачом. Добрым, как папа.

Девочка 2: А я артисткой. Бабушка говорит: у меня талант. Известной, как Любовь Орлова.

Девочка 3: Мой дед, тётя и папа работают на Ижорском заводе. Они постоянно говорят «броня», «танки», «прокат», «печи», «плавка». Я буду «танкисткой». Буду водить танки, которые делают на нашем заводе.

Звучит песня « Белые панамки», дети уходят.

СЦЕНА 3.

Звучит Седьмая симфония Д. Шостаковича. За столом сидят дети.

Первый: Вместо супа –

Бурда из столярного клея,

Второй: Вместо чая –

Заварка сосновой хвои.

Третий: Это б все ничего,

Только руки немеют, только ноги

Становятся вдруг не твои.

Четвёртый: Только сердце

Внезапно сожмется, как ежик.

И глухие удары

Пойдут невпопад…

Пятый: Сердце!

Надо стучать, если даже не можешь.

Шестой: Не смолкай!

Хором: Ведь на наших сердцах –

Ленинград!

Встают со своих мест. Подходят ближе к краю сцены.
МУЖСКОЙ ГОЛОС 1:  Многим маленьким колпинцам, сердцем заслонившим Ленинград, уже не суждено будет стать взрослыми.

Первый: .Климовская Лагстрем Агнесса Аркадьевна: нас, школьников, отправили рыть противотанковые рвы ко второму заливу Ижоры. Из-за отсутствия навыков мы падали от усталости и жары, а ночью не могли спать от боли в спине и во всём теле.

Второй. Калакуцкая Лезина Лидия Александровна: в 1943 году была я на заготовке дров на правом берегу Невы. Заготавливали дрова для города под частыми разрывами снарядов. Работа тяжёлая. Нужно было спилить дерево, обрубить ветки, распилить его на части…

Третий. Жбанова Гришель Антонина Тимофеевна: весной 1942 года нас, школьников, собрали в школе, дали корзинки, и мы собирали лебеду на огородах, на пепелищах разрушенных и сгоревших домов. Лебеду сдавали на фабрику-кухню, там готовили обеды, и нас за это кормили супом из лебеды и котлетами из травы. Эта пища была очень вкусной.

МУЖСКОЙ ГОЛОС 2: Весной 1942 г. в цеха Ижорского завода пришли подростки. Ослабленные голодной зимой, потерявшие близких, они умоляли взять их на рабочую карточку и прилежно осваивали рабочие специальности.

ЖЕНСКИЙ ГОЛОС 1:. На 1 июня число учеников 12-15 лет на заводе составило 302 человека.  Они были закреплены за высококвалифицированными рабочими, ещё до войны ушедшими на пенсию.

Четвёртый .Базанова Нина Сергеевна. В марте 1942 года папа устроил меня на Ижорский завод учиться на электрика. В отделе кадров оформили быстро, и на следующий день я вышла на работу в радиоузел завода.

Пятый. Балясина Анастасия Ивановна: нас рано принимали в комсомол. Давали поручение – дежурить. Мы должны были сообщать о разорвавшихся снарядах в милицию или в пожарную охрану. Дежурили ночью.

Шестой. Плющинская Клавдия Владимировна: летом 1942 года пошла я устраиваться на работу, меня не берут, говорят: «Маленькая, нужно подрасти». Но потом пожалели и взяли подсобницей в цех №23. Нас, девчонок, 15-16 лет обучали токарному делу, у каждой была своя операция. Делали снаряды для «катюш». Работали под обстрелами и бомбёжками по 12 часов.

Первый. Симутин Анатолий Иванович:  в 1942 году я поступил работать на Ижорский завод, в цех №28 монтёром. Хлеба получали 250 граммов. Нас, рабочих, подкармливали: давали кружку хвойной воды, дрожжевой суп и немного каши…

Второй. Завьялова Смоленкова Людмила Фёдоровна: мы с мамой работаем на Ижорском заводе. Мне только 15 лет и 4 месяца, но меня приняли в энергоцех ученицей электромонтёра. В цехе мы, несколько учениц, занимаемся временной прокладкой электротрасс.

Третий. Тамара Калинкина: Нам принесли немного мороженой капусты. Бабушка мелко-мелко нарезала листья фикуса, смешала с капустой. Сварила суп. У нас в семье вообще было много комнатных растений. Так мы их съели все. Радостью были две плитки жмыха, из них на черном масле - обычной олифе - делали лепешки.

Четвёртый.. Тамара Ивановна Юшкова: когда началась война, мне было 5 лет. Первое моё воспоминание о войне – это как горела Московская Славянка. Дом наш оказался в 300 метрах от третьей линии обороны. В 1943 году нас обстреливали 5-7 раз в день, мы спускались в подпол за печку и я говорила «Мамочка, только бы убило вначале меня, а тебя потом..»

Пятый. Наталья Юрьевна Курепина

Дневников я тогда не писала:

Я в песочек тогда играла…

Грохот пушек и свист зажигалок.

В темноте – мерцанье коптилки

У топящейся слабо буржуйки,

Вкус олифы и студня из клея,

И завёрнутый труп у парадной.

Похоронка, и мама упала…

Дневников я тогда не писала…

Звучит Седьмая симфония, дети уходят со сцены.

СЦЕНА 4.

Звучит минус песни «Мы вам пишем письмо» На сцене за столом девушка Дина Решетникова.

Дина

Маленькую ласточку из жести

Я носила на груди сама.

Это было знаком доброй вести,

Это означало – «жду письма».

Этот знак придумала блокада:

Знали мы, что только самолёт,

Только птица к нам до Ленинграда

С милой-милой Родины дойдёт.

ЖЕНСКИЙ ГОЛОС 2: Письма ходили нерегулярно. Иногда сразу приходило по 5-6, и как дорога была самая скупая весточка с фронта или из дома на фронт. Когда писем было несколько, сразу смотрели на дату последнего: значит жив!

На сцену с одной стороны выходит боец

Боец 1. Борис Решетников – сестре Дине 2 октября 1941 года.

Здравствуй, Дина!

Как ты живёшь? Где мама? Я ей писал письмо в Колпино, но, думаю, что зря. Если сможешь, пришли мне свитер, тёплые рукавицы, шерстяные носки и, если можно, тёплое бельё, а то тут уже холодно, а я хожу в тоненькой старой шинели, гимнастёрке и нижней рубашке…

Обязательно пришли открыток или конвертов, у меня их совсем нет, и бумаги.

Пишите чаще, а то я беспокоюсь о вас..

Второй боец выходит с другой стороны сцены.

Женя. Владимир Решетников – сестре Дине 8 июля 1942 года.

Ты просишь писать тебе часто и много,

Но редки и коротки письма мои.

К тебе от меня непростая дорога

И много писать мне мешают бои.

Враги недалёко, и в сумке походной

Я начатых писем десятки ношу,

Не хмурься – я выберу часик свободный,

Настроюсь и сразу их все допишу.

Пускай эта песенка вместо письма,

Что в ней не скажу я, придумай сама.

И утром её напевая без слов,

Ты знай, что я твой, что я жив и здоров.

Поверь мне, родная, тебе аккуратно

Длинные письма пишу я во сне.

И кажется мне, что сейчас же обратно

Ответы, как птицы, несутся ко мне.

Но враг недалёко и спим мы немного,

Нас будит работа родных батарей,

У писем моих непростая дорога

И ты не проси их ходить поскорей!

Пускай эта песенка вместо письма,

Что в ней, не скажу я – придумай сама,

И утром её напевая без слов,

Ты знай, что я жив и здоров.

\К Дине за стол садится мама Мария Павловна. Пишет…

Мама. Мария Павловна Решетникова (Козлова) 21 июня 1943 года.

Дорогой мой сыночек! Привет из Колпина!

Как себя чувствуешь, как твоё здоровье, моё золотко? Пиши, детка, всё о себе…

Мы сейчас возимся с огородом. Было всё хорошо, да попал снаряд и всё испортил. Ну что же сделаешь?...

Пиши чаще, мой родной! Я тебе часто пишу. Ты хотя немного пиши.

Будь здоров, мой дорогой сыночек!...Береги себя.

Целую, твоя мама.

Дина.

Письмо вернулось с пометкой «Адресату доставить невозможно».

Боец 1.Борис Тимофеевич Решетников погиб 22 июня 1942 года…

Боец 2.Владимир Тимофеевич решетников погиб 2 мая 1944.

Звучит минус песни «Мы вам пишем письмо..»

СЦЕНА 5.

Звучит песня Ленинградцы (исп Герман Орлов. сл. М. Дахие, муз. В. Плешак) На сцену выходят дети из сцены 1.

Мальчик 1: А я мечтал быть инженером.. Нас расстреляет немецкий самолет. В сентябре 41 года.

Мальчик 2: Мы с братом хотели стать строителями. Как наш папа.

Мальчик 1: Мы погибнем в декабре 41-го под артобстрелом.

Мальчик 3: Я мечтал сначала стать геологом, потом решил стать поваром. Что бы никогда больше не голодать. Я умру в феврале 42-го. От истощения.

Девочка 1: А я мечтала стать артисткой! Как Любовь Орлова. Бабушка говорила, что у меня талант. Я погибну в октябре 42-го. Не успею добежать до бомбоубежища.

Девочка 2: Мы с Шуриком останемся живы…И теперь у нас с ним одна мечта - пусть больше никогда… НИКОГДА  не повторится война. Пусть больше никогда не повторится блокада!

СЦЕНА 6.

Звучит песня «Дети Блокады» (автор Людмила Шахова) исп ансамбль «Ветер надежды». Дети спускаются со сцены. Появляются подростки с колонкой, из которой звучит эта же песня. Садятся на край сцены.

  1. Я родился через много лет после окончания войны, но тоже мог стать её жертвой.
  2. Мой прадед – фронтовик. А значит - фашисты хотели его убить. Не получилось…
  3. Моя прабабушка – блокадница, а значит – выжила чудом. И чудом не ушла под лёд Ладожского озера, когда идущий впереди грузовик с людьми нырнул в воронку от бомбы…
  4. Если бы убили моих прадедов, не дав им встретиться, не родились бы мои дедушка с бабушкой, мои родители. А значит – не родился бы я…
  5. Ребята, а пойдёмте к Вечному огню, к Стелле…

Уходят…

СЦЕНА 7.

Звучит минус песни «Мы вам пишем письмо..» Все герои выстраиваются на сцене.

1. Мой родной город Колпино. Здесь мало исторических и архитектурных объектов, зато многое напоминает о минувшей войне.

2. Твой подвиг, Колпино, останется в веках!

Над ним не властен разрушенья прах,

Твой подвиг в каждом доме и семье,

Твой подвиг – в каждой колпинской судьбе!

3. Город в солдатской шинели,

Солнечно-златоглавый…

Город Воинской славы,

В ряд – голубые ели.

4. Встали стеной берёзки,

Как батальон Ижорский…

Смотрит война без спроса

С мемориальных досок.

5. Трудно сейчас представить,

Как беспощадно раны

След оставляют рваный…

Память повязкой давит.

6. Дети войны с плаката

Смотрят глазами старцев…

Пройдено всё – блокада,

Голод, эвакуация…

7. Город наш, в землю вросший,

Грелся в обмотках вьюги.

И Ленинград замёрзший

Помнит твои заслуги.

8.Мужество, стойкость святы!

Как же трудна осада!

Стойкостью помогал ты

Мужеству Ленинграда.

9.Солнце за них молилось,

За ополченцев наших…

Солнце не изменилось, -

Помнят живые павших!

Женя.Вороги не сгубили их

Дух боевой народа.

Их имена, фамилии

Правнуки носят гордо!

11.Город воинской славы,

Солнечно-златоглавый!

Ты, победивший нечисть,

Город, шагнувший в вечность!

Звучит песня «Колпино – любимый город мой!».. Мероприятие заканчивается.

Список использованной литературы:

1.Война прошла через меня…Коллектив авторов. Сборник воспоминаний. - Администрация Колпинского района СПб. 2015г

2. Заслон на реке Тосне: сборник воспоминаний защитников Усть-Тосненского рубежа в 1941-1944 гг. – СПб: Политехника, 2003.Помним. Из-во «Агат». Администрация Колпинского района мерии СПб. 1995

3.Колпино в стихах и песнях. Антология профессиональной и любительской поэзии. Авторы-составители В. Атисов, Е. Сизёнов. СПб.:Серебряный век, 2011г.

Сизёнов Е.П., Иволга Р.С., Ефимова Г.А. История Колпина. Санкт-Петербург: Серебряный век, 2007

4. Никольская Л. «Должна остаться живой»

5.Тамара Ивановна Юшкова «Мои детские воспоминания о блокаде»// Ведомости Колпинского городского совета. 23 января 2014 года №1 (241).

6.  Шестинский О. «Блокадные новеллы».

Список использованных интернет-ресурсов:

1.http://www.museum.unn.ru/managfs/index.phtml?id=8003_12

2. http://litset.ru/publ/7-1-0-19982

3. http://pesenok.ru/13/Neizvesten/tekst-pesni-Kolpino---lyubimyy-gorod-moy

5. http://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/literature/stihi/1904158.html

6. https://www.youtube.com/watch?time_continue=243&v=dB8MXxWlgmM 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

.Сценарий литературной гостиной, посвящённой жизни и творчествуМарины Цветаевой

Жизнь и творчество великого поэта М.И.Цветаевой всегда интересны старшеклассникам  глубиной проникновения, мелодикой и трагизмом. Литературная гостиная помогает учащимся понять и осознать суть её...

Литературная викторина, посвящённая жизни и творчеству А.С. Пушкина

Литературная викторина посвящена жизни и творчеству А.С. Пушкина. Этот материал можно использовать при подготовке к празднованию Дня Лицея (19 октября), литературных рингов, КВН-ов....

Литературная композиция, посвящённая жизни и творчеству Н.В. Гоголя

Литературная композиция, посвящённая жизни и творчеству Н.В. Гоголя, позволяет  раскрыть уникальность личности писателя и заинтересовать обучающихся его творчеством...

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Я познакомился с тобой война" посвященный прорыву Блокады Ленинграда

Одной из важных направлений в нашей школе является военно-патриотическое напралвение. И ежегодно, на протяжении многих лет,  наша школа открывает двери для ветеренов ВОВ. В памятный день 27 январ...

ЛИТЕРАТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АЛЬМАНАХ «СЛЕД БЛОКАДНЫЙ В ДУШАХ…», ПОСВЯЩЕННЫЙ ГОДОВЩИНЕ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА

Литературно-историческая композиция, посвященная годовщине  "Ленинградского Дню победы" - 27 января 1944 года. Традиционно проводится для учащихся 2-4 классов школы. Участники проекта - учащиеся ...

презентация к литературно-музыкальной композиции "Слаб голос мой,но воля не слабеет"(блокада Ленинграда)

Презентация в двух частях сопровождает литературно-музыкальную композицию...