Рабочая программа предмета «Литература» для 7 класса
рабочая программа по литературе (7 класс)
Планируемые образовательные результаты освоения курса литературы в 7 классе.
Личностными результатами освоения программы по литературе являются:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
- формирование ответственного отношения к учению;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной деятельности.
Метапредметные результаты освоения программы по литературе проявляются в умениях:
- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
- самостоятельно планировать пути достижения целей;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
- оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.
Предметные результаты освоения программы по литературе состоят в следующем:
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- определение в произведении элементом сюжета, композиции, изобразительно - выразительных средств языка (элементы филологического анализа);
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature_korovina_7.docx | 100.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Сретенская основная общеобразовательная школа № 2»
СОГЛАСОВАНО протокол №1 заседания методического объединения «Филология» от . Руководитель МО ____________ /И.В.Варанкина/ | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР __________/Е.А.Софьянникова/
| УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «Сретенская ООШ №2» ___________/О.В.Федорова/ «_____»___________2021 г. |
Рабочая программа
предмета «Литература»
для 7 класса
на 2021-2022 учебный год.
Составитель Варанкина И.В.,
учитель I квалификационной
категории.
Сретенск, 2021
Планируемые образовательные результаты освоения курса литературы в 7 классе.
Личностными результатами освоения программы по литературе являются:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
- формирование ответственного отношения к учению;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной деятельности.
Метапредметные результаты освоения программы по литературе проявляются в умениях:
- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
- самостоятельно планировать пути достижения целей;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
- оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.
Предметные результаты освоения программы по литературе состоят в следующем:
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- определение в произведении элементом сюжета, композиции, изобразительно - выразительных средств языка (элементы филологического анализа);
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту.
Содержание учебного курса
Введение
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд человека, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.
Устное народное творчество
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Афористические жанры фольклора
Эпос народов мира. Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.)
Новгородский цикл былин. «Садко» (для самостоятельного чтения). Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)
«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен.
Сборники пословиц. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
Из древнерусской литературы
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности. Народно-поэтические мотивы в повести.
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге. ПРОЕКТ.
Из русской литературы 18 века
Михаил Васильевич Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленье...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
Из русской литературы 19 века
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.
«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.
«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэте.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.
Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.
«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.
Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)
Алексей Константинович Толстой. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».
«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало литературного творчества).
«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.
«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)
«Край ты мой, родимый край…» (обзор)
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.
В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. Фет. «Вечер», «Это утро...»; Ф. Тютчев. «Весенние воды», «Умом Россию не понять...»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
Из русской литературы 20 века
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.
«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.(Для самостоятельного чтения».
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.
«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.
«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.
На дорогах войны
Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов—участников войны. А. Ахматова. «Клятва»; К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.
«Снега потемнеют синие…», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.
Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.
«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.
«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.
Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.
Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко
М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.
«Тихая моя Родина» (обзор)
Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
Песни на слова русских поэтов 20 века
А.Н. Вертинский «Доченьки», И.А. Гофф «Русское поле», С. Есенин. «Отговорила роща золотая...»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.
Из литературы народов России
Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.
«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».
Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.
Из зарубежной литературы
Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. «Душа моя мрачна…». Ощущение трагического разлада героя с жизнью, с окружающим его обществом. Своеобразие романтической поэзии Дж.Г.Байрона. Дж.Г. Байрон и русская литература. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.
Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.
Календарно-тематическое планирование к учебнику Литература. 7 класс. Учеб. Для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. Ч. 1/В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2020.
№ урока | Тема | Кол-во часов | Дата проведения | |
по плану | по факту | |||
1 | ВВЕДЕНИЕ. Знакомство со статьёй учебника «Читайте не торопясь…». | 1ч | ||
Устное народное творчество | 4ч | |||
2 | Предания. «Воцарение Ивана Грозного». «Сороки – ведьмы», «Петр и плотник». | 1 | ||
3 | Эпос народов мира. Былины. «Вольга и Микула Селянинович». | 1 | ||
4 | Карело-финский мифологический эпос. | 1 | ||
5 | Народная мудрость пословиц и поговорок. Афористичные жанры фольклора. | 1 | ||
Из древнерусской литературы | 3ч | |||
6 | «Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). «Повесть временных лет» («О пользе книг»). | 1 | ||
7 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». | 1 | ||
8 | Контрольная работа по теме «УНТ и древнерусская литература». | 1 | ||
Из русской литературы 18 века | 2ч | |||
9 | М.В. Ломоносов. Ода «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). | 1 | ||
10 | Г.Р. Державин. Стихотворения «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку», «Признание». | 1 | ||
Из русской литературы 19 века | 27ч | |||
А.С.Пушкин | ||||
11 | А.С. Пушкин. Поэма «Полтава» (отрывок). Сопоставительный анализ портретов Петра I и Карла ХII. | 1 | ||
12 | А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». | 1 | ||
13 | А.С. Пушкин. Драма «Борис Годунов» (отрывок). | 1 | ||
14-15 | А.С. Пушкин. «Повести Белкина». | 2 | ||
М.Ю. Лермонтов | ||||
16 | М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем. | 1 | ||
17 | М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Защита Калашниковым человеческого достоинства. | 1 | ||
18 | М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…», «Ангел», «Молитва». | 1 | ||
Н.В. Гоголь | ||||
19 | Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Знакомство с содержанием повести, её героями, бытом казаков, их взглядом на жизнь. | 1 | ||
20 | Запорожская Сечь. Её нравы и обычаи. | 1 | ||
21-22 | Анализ прочитанных глав.Противопоставление Остапа и Андрия в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» | 2 | ||
23 | Сравнительная характеристика Остапа, Андрия и Тараса Бульбы. | 1 | ||
24 | Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». | 1 | ||
И.С. Тургенев | ||||
25 | Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным в рассказе И.С. Тургенева «Бирюк». | 1 | ||
26 | И.С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Русский язык». Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». | 1 | ||
Н.А. Некрасов | ||||
27 | Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. | 1 | ||
28 | Художественные особенности поэмы «Русские женщины». | 1 | ||
29 | Стихотворение «Размышления у парадного подъезда». Боль Н.А. Некрасова за судьбу народа | 1 | ||
30 | А.К. Толстой. «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин» как исторические баллады. | 1 | ||
31-32 | М.Е. Салтыков-Щедрин. Нравственные пороки общества в сказке «Как один мужик двух генералов прокормил». | 2 | ||
Л.Н. Толстой | ||||
33 | Л.Н. Толстой. Главы из повести «Детство». «Классы». Взаимоотношения детей и взрослых. | 1 | ||
34 | Л.Н. Толстой. Главы из повести «Детство». «Наталья Саввишна», «Maman». Проявление чувств и анализ собственных поступков героя в повести Л.Н. Толстого. | 1 | ||
А.П. Чехов | ||||
35 | «Хамелеон». Живая картина нравов в рассказе А.П. Чехова | 1 | ||
36 | Многогранность комического в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник». | 1 | ||
37 | «Край ты мой, родимый край…» Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания в стихотворениях В.А. Жуковского, А.К. Толстого, И.А. Бунина. | 1 | ||
Из русской литературы ХХ века | 24ч | |||
И.А. Бунин | ||||
38 | Тема воспитания детей в семье в рассказе И.А. Бунина «Цифры». | 1 | ||
М. Горький | ||||
39 | Автобиографический характер повести М. Горького «Детство». | 1 | ||
40 | «Свинцовые мерзости» русской жизни в повести. Характер деда Каширина. | 1 | ||
41 | «Яркое, здоровое и творческое» в русской жизни. Формирования характера Алеши. Образ Цыганка. | 1 | ||
42 | Роль квартиранта Хорошее Дело в жизни Алеши. Вера писателя в творческие силы народа и его будущее. | 1 | ||
43 | Подготовка к написанию сочинения на тему «Алеша Пешков - центральный герой повести А.М. Горького «Детство». | 1 | ||
44 | Романтические рассказы М. Горького «Старуха Изергиль» (легенда о Данко). | 1 | ||
В.В. Маяковский | ||||
45 | О роли поэзии в жизни человека и общества в стихотворении В.В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маковским летом на даче». | 1 | ||
46 | Два взгляда на мир в стихотворении В.В. Маковского «Хорошее отношение к лошадям». | 1 | ||
Л.Н. Андреев | ||||
47 | Тема сострадания к братьям нашим меньшим в рассказе Л.Н. Андреева «Кусака». | 1 | ||
48 | А.П. Платонов. «Юшка». Душевная щедрость главного героя рассказа. | 1 | ||
49 | Б.Л. Пастернак Картины природы, преображенные поэтическим зрением, в стихотворениях «Июль», «Никого не будет в доме…». | 1 | ||
На дорогах войны | ||||
50 | Героизм, патриотизм грозных лет войны в стихотворениях А.А. Ахматовой, К.М. Симонова, А.А. Суркова. | 1 | ||
51 | А.Т. Твардовский. Стихотворения о природе и Родине | 1 | ||
52 | Ф.А. Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы в рассказе. | 1 | ||
Е.И. Носов | ||||
53 | Сила внутренней духовной красоты человека в рассказе Е.И. Носова «Кукла» («Акимыч»). | 1 | ||
54 | Протест против равнодушия. Взаимосвязь природы и человека в рассказе Е.И. Носова «Живое пламя». | 1 | ||
55-56 | Ю.П. Казаков. Взаимоотношения детей, взаимопомощь и взаимовыручка в рассказе «Тихое утро». | 2 | ||
57 | Д.С. Лихачев. Духовное напутствие молодежи в главах книги «Земля родная». | 1 | ||
58 | Смешное и грустное в рассказах. Г.И.Горина «Почему пвязка на ноге?», М. Зощенко «Беда». | 1 | ||
59 | «Тихая моя родина» Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего В.Я. Брюсова, Ф.К. Сологуба, С.А. Есенина, Н.А. Заболоцкого, Н.М. Рубцова. | 1 | ||
60 | А.Н. Вертинский «Доченьки», И.А. Гофф «Русское поле», С. Есенин. «Отговорила роща золотая...»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний. | 1 | ||
61 | Расул Гамзатов. Возвращение к истокам, основам жизни в стихотворениях Р. Гамзатова. | 1 | ||
Из зарубежной литературы | 5ч | |||
62 | Представления народа о справедливости и честности в стихотворении Р.Бёрнса «Честная бедность». | 1 | ||
63 | Ощущение трагического разлада героя с жизнью в стихотворении Дж.Г. Байрона «Ты кончил жизни путь, герой!» | 1 | ||
64 | Японские трехстишия (хокку). Изображение жизни природы и человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. | 1 | ||
65 | Сила любви и преданности в рассказе О.Генри «Дары волхвов». | 1 | ||
66 | Фантастические рассказы Р. Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. «Каникулы». | 1 | ||
67 | Контрольное тестирование. | 1ч | ||
68 | Подведение итогов года. Рекомендация книг для летнего чтения. | 1ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по литературе, 7класс
Программа включает: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровн...
Рабочая программа предмета "Литература" для 7 класса (В.Я. Коровина).
Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 7 класса составлена на основе Федерального стандарта основного общего образования по литературе 2004 года, Примерной программы основного обще...
Рабочая программа предмета "Литература" для 7 класса (В.Я. Коровина).
Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 7 класса составлена на основе Федерального стандарта основного общего образования по литературе 2004 года, Примерной программы основного общего обр...
Рабочая программа предмета "Литература" для 7 класса (В.Я. Коровина).
Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 7 класса составлена на основе Федерального стандарта основного общего образования по литературе 2004 года, Примерной программы основного общего обр...
Рабочая программа предмета «Литература» за курс основного общего образования 5 – 9 классы
Рабочая программа по литературе линии учебников УМК под редакцией Коровиной В.Я. составлена в соответствии с требованиями нормативных и инструктивно-методических документов:Программа для 5...
Рабочая программа по литературе для 7класса (68 часов) по УМК В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина.
Рабочая программа учебного предмета «литература» составлена в соответствии с требованиями основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № № 1089 от 05.03.2004 г....
Рабочая программа предмета «Литература» для 6 класса
Планируемые результаты освоения учебного предметаЛичностные результаты:• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою ...