Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова
презентация к уроку по литературе (9 класс)

Лазарева Елена Викторовна

Урок посвящен теме "Любовная лирика М.Ю. Лермонтова". Урок-презентация может быть использован при обобщении материала при изучении творчества М.Ю. Лермонтова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adresaty_lyubovnoy_liriki_lermontova.pptx625.82 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Разработка к открытому уроку на тему«Адресаты любовной лирики Лермонтова» Разработала учитель Лазарева Елена Викторовна

Слайд 2

Слайд № 1 Тема урока. Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова Цель урока: познакомить учащихся с «адресатами» любовной лирики выдающегося поэта; проанализировать некоторые стихотворения, которые Лермонтов посвящал своим музам, и сделать вывод о трагедийности любовной лирики; воспитывать у учащихся интерес к литературе, формировать эстетический вкус.

Слайд 3

Слайд № 2 Словарный ряд: « метафора », «антитеза», « эпиграф »,« сушковский цикл». Зрительный ряд : автопортрет М. Ю. Лермонтова, компьютер, обеспеченный программой « Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова ». Музыкальный ряд: произведения П. И. Чайковского из цикла « Времена года », романс М. Ю. Лермонтова. Эпиграф к уроку: Я вижу, что любить, как я порок. И вижу, я слабей любить не мог. М. Ю. Лермонтов.

Слайд 4

История отношений Лермонтова и Е.А.Сушковой - достаточно значительный "сюжет" в личной и литературной биографии поэта. Лето, проведенное Лермонтовым в имении Столыпиных Середникове в тесном общении с московской кузиной Сашенькой Верещагиной и её близкой приятельницей Катей Сушковой, отмечено интенсивностью творческого развития поэта. Сушкова вспоминала, как Мишель "радовался" и "торжествовал", когда получил приз на пансионском экзамене. Это было 29 марта 1830г., итак, начало увлечения пятнадцатилетнего мальчика "петербургской модницей", как шутя аттестовала Сушкову Верещагина, следует отнести к ранней весне этого года. Разница в возрасте составляла, таким образом, два года с небольшим; разница в общественном положении, предопределенная ею, была гораздо больше. " Мне восемнадцать лет, - говорит Сушкова Лермонтову,- я уже две зимы выезжаю в свет, а Вы ещё стоите на пороге этого света и не так-то скоро его перешагнёте". Сушкова Екатерина Александровна 1812 -1868 Слайд № 3 В лесах, по узеньким тропам Нередко я бродил с тобой, Их шумом любовался там - Меня не трогал голос твой… М. Ю. Лермонтов

Слайд 5

Выводы, к которым приходят ученики. Любовь к женщине, живущей по законам света, отражена в « сушковском цикле ». Лирический дневник поэта потрясает глубиной чувств и проникновенностью В своих стихотворениях, относящихся к этому циклу, поэт « срывает маску », символизирующую человеческое равнодушие и глухоту. Слайд № 4

Слайд 6

Иванова Наталья Федоровна знакомая Лермонтова, предмет его юношеского увлечения; к ней относится большой цикл стихов. Ободренный вначале знакомства с Ивановой ее приязнью и вниманием, Лермонтов вскоре встретил непонимание и холодность. Их отношения кончились разрывом, который придал мрачный характер юношеским стихам поэта. Возникают мотивы неверия в прочность женского чувства, ревность, укоры в обмане. Разрыв с Ивановой вызвал у Лермонтова не только скорбные настроения и даже жажду смерти, но и чувство оскорбленной гордости, обостренное ощущение своего творческого дара и высокой ответственности за него. Разрыв с Ивановой относится, видимо, к лету1831. Между 1833 и 1836 Иванова вышла замуж за Н. М. Обре з кова . Иванова Наталья Федоровна 1813 – 1875 Слайд № 5 Я недостоин, может быть, Твоей любви: не мне судить; Но ты обманом наградила Мои надежды и мечты, И я всегда скажу, что ты Несправедливо поступила… М. Ю. Лермонтов

Слайд 7

Выводы, к которым приходят ученики. Особая страница в любовной лирике отводится Наталье Ивановой. Неразделённость любви светской красавицы, привыкшей иметь множество поклонников и отрицать чувство любви, заменяя его чувством влюблённости – вот, что прослеживается в этом цикле. Читая стихотворение, адресованное Ивановой, понимаешь, что чувства любви сопутствуют с чувством ненависти. Слайд № 6

Слайд 8

Слайд № 7 Варвара Александровна Лопухина 1815 - 1851 Варенька была пылкая, восторженная, поэтическая натура. Сельское уединение и чтение романов сделали ее мечтательной. Но эта мечтательность умерялась природной живостью, веселостью и общительностью. Свою склонность помечтать она не выказывала, а, наоборот, стыдилась как слабости. Была блондинка с черными глазами. Это придавало ей особую прелесть. Она была одних лет с поэтом, и это было, между прочим, причиной многих страданий для Лермонтова. Переезд Лермонтова в 1832 в Петербург и зачисление в школу юнкеров помешали обоюдному чувству развиться, а военная служба и светские увлечения на время заслонили образ любимой девушки. Однако Лермонтов не переставал интересоваться судьбой Вареньки. Лермонтов узнает, что Варвара Лопухина, которую он издавна любил и не переставал любить до конца жизни, выходит замуж за Н.И. Бахметьева. Автобиографические моменты романа "Княгиня Лиговская" связаны с Варенькой Лопухиной, глубокое чувство к которой всю жизнь не оставляло поэта. Страдания ее до срока изменили, Но верные мечты тот образ сохранили В груди моей; тот взор, исполненный огня, Всегда со мной... М. Ю. Лермонтов

Слайд 9

Выводы, к которым приходят ученики. Слайд № 8 Цикл стихотворений, адресованных В. Лопухиной, отличает трепетное отношение к женщине – другу, который не подведёт, на которого можно положиться. Стихи, посвящённые Лопухиной, одновременно трагичны и прекрасны.

Слайд 10

Слайд № 9 Выводы по уроку Тема любви – одна из основных в творчестве М. Ю. Лермонтова. Возведя любовь в ранг высших человеческих отношений, Лермонтов понимал, что она обязательно приведёт к острому конфликту поэта с окружающей средой. Поэтому любовь у Лермонтова трагична, она принимает общественно – политическую форму выражения. Она становится и философской и политической одновременно. Поэтому любовь призвана « срывать маски » с людей, которые прячут под ними такие качества, как ложь, лицемерие, измену, желание жить по заведённым лицемерным законам света. Любовь соседствует в лирике Лермонтова с ненавистью. Испытывая чувство любви, герой не избавляется от одиночества, а возлюбленная никогда не сможет быть с ним рядом.

Слайд 11

Слайд № 10 Домашнее задание. Напишите сочинение – эссе на тему: « Почему стихотворения М. Ю. Лермонтова о любви всегда трагизмы?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова

работа посвящена творчеству Лермонтова...

ЛЮБИЛ И Я В БЫЛЫЕ ГОДЫ... (адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова) Литературно-музыкальная композиция.

Литературно-музыкальная композиция с элементами инсценирования.Посвящена адресатам любовной лирики М.Лермонтова....

Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова.

Адресаты любовной лирики М.Ю. ЛермонтоваЦели внеклассного мероприятия:- познавательная – познакомить учащихся с фактами из личной жизни М.Ю. Лермонтова, с любовной лирикой поэта;- развивающая – ...

Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова

Здесь представлена презентация к проекту, сделанному к 200-летию М.Ю. Лермонтова, посвященная его музам, женщинам, ставшим адресатами его лирики....

Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова

Краткие сведения о возлюбленных женщинах поэта М.Ю. Лермонтова...

«Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова»

«Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова»...