Открытый урок 9 класс «Это всё – о России» (Блок).
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Открытый урок. Тема: «Это всё – о России» (Блок). Цикл А. Блока «На поле Куликовом" 9 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_9_klass_eto_vsyo_-_o_rossii_blok.doc183 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд№1

Тема: «Это всё – о России» (Блок). Цикл А. Блока «На поле Куликовом».

ЦЕЛЬ УРОКА:

Обучающая: на примере цикла стихотворений «На поле Куликовом» показать место и значение образа Родины в творчестве Блока;

Развивающая: развить умение анализировать, обобщать; развивать навыки самостоятельного постижения и восприятия лирики Блока, соотнесения их со своими внутренними представлениями.

Воспитывающая: способствовать развитию интереса учащихся к творчеству поэта и его личности; воспитывать любовь к Родине.

Цели для учащихся:

Самостоятельно проанализировать цикл стихотворений Блока «На поле Куликовом», проследить, как раскрывается в них тема Родины.

Уметь находить художественно-изобразительные средства, определять их роль в тексте.

Развивать навыки выразительного чтения наизусть стихотворений Блока.

                                                     ХОД УРОКА

  1. Оргмомент.

 ( слайд №1).

2. Объявление темы урока и его целей.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и творчеством замечательного русского поэта конца 19 начала 20 века - А.Блока и его циклом стихотворений «На поле Куликовом».

( слайд №2).

В письме к К.Станиславскому от 1908 года А.Блок писал:

                            …Стоит предо мной моя тема, тема о России…

                            Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь.

                            Всё ярче сознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный,                               самый реальный…

                                                                                                                        А.А.Блок

- Какой теме Блок «сознательно и бесповоротно» посвятил жизнь?

   (Теме Родины, России.)

Тема нашего урока -  «Это всё – о России» (Блок).

-  Родина. Отчизна. Отечество. Родная земля. земля - матушка.

Трудно назвать имя русского писателя или поэта, в творчестве которого не нашла бы отражения тема Родины. Это - одна из извечных тем в отечественной и мировой литературе.

2. Сообщение заранее подготовленного учащегося ( слайды №4-7  Биография А. Блока)

Но прежде чем приступить к анализу цикла стихотворений «На поле Куликовом», послушаем сообщение о жизни и творчестве поэта.

(Слайд № 3)

          Александр Александрович Блок родился и воспитывался в Петербурге, в дворянской профессорской семье. Семейная атмосфера была пропитана классической русской культурой. Отец поэта - профессор Варшавского университета, мать – переводчица, дочь ректора Петербургского университета А.Н.Бекетова.  

(Слайд № 4)

Детство поэта было почти безоблачным. Каждое лето он проводил  в бекетовском подмосковном имении    Шахматово. Он рос в обстановке всеобщей любви, заботы, среди литературы и музыки. Стихи начал писать рано, в пять лет.

         С пяти лет начал «сочинять», позже - «издавал» в одном экземпляре рукописные журналы, пробуя свои силы в разных жанрах литературы и журналистики - от путевых заметок и фельетонов до переводов, пародий и стихов. Близкие, особенно мать, поддерживали его в литературных начинаниях.

Во время учебы в гимназии  читает Пушкина и Лермонтова, Жуковского и Фета, Тютчева и Полонского. Но свое творчество Блок хранит в тайне как нечто сокровенное.

(Слайд № 5 )

          Впервые Блок влюбился в 18 лет, да так, что захватывало дух. У предмета его мечтаний даже имя было символичное – Любовь. Очаровательной Любочке Менделеевой было 17. Он предстал перед ней, как настоящий принц: строен, красив, с большими светлыми глазами. Да еще на белом коне! Блок явился верхом в гости к соседям по имению, где и встретил свою судьбу. Его жена – дочь знаменитого химика Д.И.Менделеева.

            А.Блок закончил историко-филологический факультет Петербургского университета.

           В 1903 году опубликован цикл из 10 стихотворений «Стихи о Прекрасной Даме». Это был литературный дебют Блока.

         В 1906 году Блок пишет цикл  стихотворений «Снежная Маска».

        Летом 1908 года в родовом имении Шахматове написан цикл стихотворений «На поле Куликовом».

 (Слайд № 6 )

          В начале Первой мировой войны пишет поэмы «Возмездие», «Соловьиный сад». Выходит его книга «Стихи о России».

           В июле 1916 года призван в действующую армию.

            В январе 1918 года пишет поэму «Двенадцать».

    (Слайд № 7 )

          В конце своей жизни Блок голодал, испытывал страшную слабость. Революция сломила его душевно и физически. Боль в руках и ногах стала невыносимой. Слег. Разбивал склянки с лекарствами. Сознание мутилось.

     Уже тогда он чувствовал, что конец его близок. А в августе 1921 года его не стало.

3. Этап закрепления нового материала

-  Каковы ваши впечатления от первой встречи с поэтом и человеком  Александром  Александровичем   Блоком?  

Слово учителя. ( слайды № 8-9)

          Конец 19- начало20 века. Октябрьская революция,  смена власти.

 Это было кризисное для России время. Блок понимал, что уходит в прошлое большой исторический период. Россия разделена на два враждебных лагеря. Поэт обращается к временам Дмитрия Донского, временам, когда русские люди вышли на Куликово поле, чтобы отстоять независимость.

-  Вспомним реальное историческое событие, произошедшее на Куликовом поле.

А) Сообщение учащегося:

 ( слайды № 10)

              Куликовская битва 1380 г. - важнейшее событие в истории средневековой Руси. Битва на Куликовом поле - начало освобождения Руси от ига Золотой Орды.

              Дмитрий выбрал местность для сражения – Куликово поле.  С 3 – х сторон: запада, севера и востока – поле ограничено реками Дон и Непрядва.    В таких условиях русское войско вынуждено будет сражаться до последнего вздоха – отступать за реку станет невозможно.

( слайды № 11)

            По преданию, накануне битвы Дмитрий посетил Троицкий монастырь и получил благословение отца Сергия Радонежского на борьбу с захватчиками. Сергий пользовался всеобщим уважением. Его молитвам приписывали большую силу; за ним признавали дар пророчества. Сергий не только ободрил Дмитрия, но и предсказал ему победу.

             В  ночь с 7 на 8 сентября 1380г. русская армия перешла Дон, уничтожив переправы, тем самым, отрезав себе путь к отступлению. Князь Дмитрий готовится к решительному сражению... День встречи враждующих войск совпал с православным праздником Рождества Богородицы.

               Дмитрий объехал ряды воинов, призывая их постоять за Русь. Рано утром 8 сентября 1380г., когда туман начал понемногу рассеиваться, стало видно, как рати стеной стояли друг против друга.

              Мамай двинул тысячи своих всадников и пехотинцев на русские полки.

              ( слайды № 12)

           По преданию, бой начали поединком богатырей. Из полков выехали единоборцы: со стороны русских – Пересвет, а со стороны татар – Челубей. Их поединок был недолог – сблизившись, они нанесли друг другу смертельные удары копьями. Удары их были страшны, щиты разлетелись вдребезги. Пронзенные друг другом богатыри замертво упали наземь. Поединок был сигналом к началу битвы. В сражение ринулись огромные силы. Описать ход самой битвы, продолжавшейся около четырех часов, так же невозможно, как описать боль и смерть.

             ( слайды № 13)

              Русские воины заплатили большую цену за эту победу. С 9 по 16 сентября русские хоронили убитых. Русская православная церковь узаконила в эти дни обычай поминать убитых, так называемую «Дмитриевскую родительскую субботу». Историки считают, что на Куликовом поле билось не менее 300 тыс. воинов. потери татар – 150 тыс. человек.

Куликовская битва явилась именно одним из тех событий, которые вселяют в нас чувство глубокого уважения к нашим предкам, чувство гордости за совершенный ими патриотический подвиг, память о котором живет на протяжении веков...

- Почему победил русский народ?

 

III. Стихотворный цикл «На поле Куликовом».

( слайды № 14)

- Обратимся к  циклу стихотворений  „На поле Куликовом“

Цикл «На поле Куликовом»( 1908г ), включающий 5 стихотворений.

 - Цикл не только и не столько произведение на историческую тему, сколько произведение о современности, точнее о неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего России.

— Как вы понимаете слово “цикл”? Что такое, по-вашему, стихотворный цикл?

(Стихотворный цикл — несколько стихотворений, объединённых одной темой. Ему присуща определённая смысловая завершённость. )

а) Анализ 1-го стихотворения. Чтение и беседа.

      Внимательно послушаем первое стихотворение цикла « Река раскинулась» в исполнении

Николая Ерёмина.

- Какие ассоциации возникли у вас во время прослушивания стихотворения?

 - В чем особенность изображения времени в этом цикле?

(Изображение теряет временные рамки, рисуется бесконечность.)

- Опишите образ лирического героя

(Образ лирического героя – это образ защитника Родины. Его не пугает будущее  «Наш путь-…в тоску безбрежной. …Я не боюсь.» Он идет на борьбу под «святым знаменем» .  

Его жизнь- вечная борьба «Покой нам только снится».Он произносит с обреченностью, тоской  «Покоя нет, плач, сердце, плач! »

Образ лирического героя и образ автора созвучны )

- Какие слова, словосочетания передают настроение лирического героя?

(Грусть, боль, тоска, кровь, пыль, плачь)

-Как вы думаете, почему Блок, обращаясь, к родине, Руси, называет её женой?

 (Для него нет ближе, чем жена, )

 -Почему в стихотворении возник образ кобылицы, несущейся вскачь. 

(Бег времени, ход истории)

-Найти строки, которые могли бы стать эпиграфом к циклу.

( «И вечный бой! Покой нам только снится!»)

Анализ 2-го стихотворения. Чтение и беседа.

- Чем поражает эта глава?

(Образ лирического героя сливается с образом защитника Родины. Это клятва русского воина и русского поэта «за святое дело мёртвыми лечь».)

- Как вы понимаете первую строфу? «Мы, сам – друг». О ком речь?

 (Блоковское «мы» объединяет автора и его соотечественников, в какое бы время они ни жили.)

- .Каким настроением проникнута первая строфа?

(Атмосферой тревоги. Тревожные крики лебедей предвещают недоброе.)

- В третьей строфе – прямая речь. Какой эффект создает прямая речь?

(Эффект предчувствия)

- В каких строках заключена авторская идея? В чем она заключается?

(Призыв к защите Родины произносится не только от имени друга, но и всего поколения)

-  Найдите просторечное  слово, которое употребляет Блок. Какой оттенок вносит это слово?

(Просторечное – татарва, презрительный)

- Каково главное утешение для идущего на битву воина?

 (Положить голову «за други своя», «за святое дело»).

-  Найдите элементы фольклорного начала. (Сам – друг, горючий белый камень, поганая орда, мила друга, повторы)

Запись в тетрадь: Все художественные средства используются Блоком с одной целью – донести главную идею единения героя со своей страной, с ее трагичной судьбой.

Анализ 3-го стихотворения. Чтение и беседа.

- О чем мы узнали из третьего стихотворения?

(О битве с войском Мамая)

- Автор пишет «Та сошла в одежде, свет струящей», «Был в щите твой лик нерукотворный». Чей лик «светел навсегда» для  поэта? (Образ Богородицы)

-  Найдите слова устаревшие слова,   архаизмы

 (Средь ночных полей, вещий, княжья рать, стрелия, реяли, орлий клекот, кольчуга, орда, лик нерукотворный – архаизм)

 - С какой целью употребляет их автор?

 (Связь прошлого и современности)

Анализ 4-го стихотворения. Чтение и беседа.

- Чем отличается четвертое стихотворение от двух предыдущих?

(Оно обращено к современникам)

Анализ 5-го стихотворения. Чтение и беседа.

 -Какое настроение создаёт пейзажная зарисовка, данная автором в начале стихотворения?

(Говорит о современности)

- О каком часе вещает поэт?

(Снова на долю России выпали испытания –Революция, гражданская война, смена власти, и т.д.)

- Прочитайте заключительную строфу стихотворения. Как вы думаете, каким видится будущее России А.Блоку?

(Весь цикл пронизан пафосом патриотизма. Всегда были смутные и тяжелые времена, но каждый раз наша Родина выходила с честью из испытаний. Стихотворения А.Блока о России, прозвучавшее в те годы, когда судьба ее неуклонно приближалась к катастрофе, когда сама любовь к родине обретала внутренний драматизм, звучат сегодня удивительно современно и являет нам образец той мужественной всевидящей преданности своей стране, которая была воспринята поэтом от лучших традиций классической русской литературы.)

Вывод:

- На сколько частей можно разделить цикл стихотворений «На поле Куликовом»?

(На три. 1- стихотворение «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» - зачин.

2-3- рисуют лирического героя как одного из участников легендарной битвы.

4- 5 стихотворения повернуты в современность, они призваны знаменовать победу героя над проклятым «татарским игом» сомнений, противоречий, т.е. тем темным, что властвовало и продолжает властвовать над его «лирической» душой.)

VII.  Обобщение и выводы

Я хочу закончить его словами поэта и военного летчика Алексея Афанасьевича Чумакова.

Вовеки славься, Русь, Россия!

   И будь всегда сама собой.

   Твои народы вместе – сила!

   Никто не справится с тобой!

Любите Россию, гордитесь ее историей и культурой, гордитесь тем, что рождены в ней. Помните заветы предков, которые считали, что любовь к родной земле – первая ступенька на пути восхождения и просветления души.

VIII.  Домашнее задание:

Сочинение –рассуждение:

Как вы понимаете слово патриотизм, патриотический настрой? Ваше отношение к этому чувству.

        

“Истина заключается в том, что, несмотря на тяжелейшие испытания, мы победили ”.

Война - страшное слово. Война... Как много говорит это слово. Война – это страдание матерей, сотни погибших, сотни сирот и семей без отцов, жуткие воспоминания людей. Да и нам, не видевшим войны, жутко. Солдаты служили честно, без корысти. Они защищали отечество, родных и близких. Жестоко фашисты относились к русским людям, солдатам.

Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, смерть и страдания миллионов. Это было бы преступлением перед павшими, перед будущим, мы должны помнить о войне, о мужестве и героизме прошедших её дорогами. Бороться за мир – обязанность всех живущих на Земле, поэтому одной из важнейших тем современной литературы является тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне.

Произведения о войне как трагедии народа в литературе двадцатого века занимают видное место Авторы книг о войне исследовали военные будни, достоверно изображали сражения, говорили они также о святости родной земли, о бесценности человеческой жизни, о том, как обыкновенные люди, имеющие мужество, чувство долга перед Родиной и соотечественниками, жертвовали собой.

Эта тема сложна, многообразна, неисчерпаема. Задача современных литераторов, пишущих о войне, - огромна. Им необходимо показать значимость борьбы и победы, истоки героизма советских людей, их нравственную силу, идейную убеждённость, преданность Родине; показать трудности борьбы с фашизмом, донести до современников чувства и мысли героев военных лет, дать глубокий анализ одного из самых трагических периодов в жизни страны и их собственной жизни.

Своеобразно разрабатывают эту тему такие писатели, как Василь Быков (“Сотников”) и Борис Васильев (“В списках не значился”).

Тема трагической судьбы русского человека в тоталитарном государстве возникает в русской литературе XX века уже в 1920-х годах, когда само становление тоталитарного государства еще только намечалось.

Писатели не щадят чувства читателя, в его рассказах появляются страшные подробности, которые невозможно осознать, не испытывая душевной боли, - холод и голод, порой лишающие человека рассудка, гнойные язвы на ногах…

"Война есть противное человеческому естеству состояние", - писал Л. Толстой, и мы не можем не согласиться с этим утверждением, ведь война приносит страх, кровь, боль и слезы. Война также является и испытанием для человека.

Василь Быков - семнадцатилетний участник войны, писатель, размышляющий в своих произведениях о человеке, о его поведении на войне, о долге и чести, которыми руководствуется герой одноименной повести “Сотников”.

В произведениях Быкова мало батальных сцен, эффектных исторических событий, но зато ему удается с потрясающей глубиной передать ощущения рядового солдата на большой войне. На примере самых стратегически незначительных ситуаций автор дает ответы на сложные вопросы войны.

Проблема нравственного выбора героя на войне характерна для всего творчества В.Быкова. Эта проблема ставится практически во всех его повестях: "Альпийская баллада", "Обелиск", "Сотников" и других. В повести Быкова "Сотников" подчеркнуто, заострена проблема подлинного и мнимого героизма, которая составляет суть сюжетной коллизии произведения. Писатель дает художественное исследование моральных основ человеческого поведения в их социальной и идеологической обусловленности.

Василь Быков строит сюжеты только на драматических моментах войны местного, как говорят, значения с участием простых солдат. Шаг за шагом, анализируя мотивы поведения солдат в экстремальных ситуациях, писатель докапывается до глубин психологических состояний и переживаний своих героев. Это качество прозы Быкова отличает и его ранние работы: “Третья ракета”, “Западня”, “Мертвым не больно” и другие.

В каждой новой повести писатель ставит своих героев в еще более сложные ситуации. Объединяет героев лишь то, что их действия нельзя оценивать однозначно. Сюжет повести “Сотников” психологически закручен так, что критики сбились с толку в оценке поведения героев Быкова. А событий в повести почти никаких нет. Критикам было от чего растеряться: главный герой — предатель?! На мой взгляд, автор сознательно идет на размывание граней образа этого персонажа.

Но на самом деле сюжет повести прост: два партизана Сотников и Рыбак отправляются в деревню на задание — добыть овцу для пропитания отряда. До этого герои почти не знали друг друга, хотя успели повоевать и даже выручили друг друга в одном бою. Сотников не совсем здоров и вполне мог бы уклониться от, в общем-то, пустякового задания, но он чувствует себя недостаточно своим среди партизан и поэтому все же вызывается идти. Этим он как бы хочет показать боевым товарищам, что не чурается “грязной работы”.

Два партизана по-разному реагируют на предстоящую опасность, и читателю кажется, что сильный и сообразительный Рыбак более подготовлен к совершению отважного поступка, нежели хилый и больной Сотников. Но если Рыбак, который всю свою жизнь “ухитрялся найти какой-нибудь выход”, внутренне уже готов к тому, чтобы совершить предательство, то Сотников до последнего дыхания остается верным долгу человека и гражданина: “Что ж, надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть... Иначе, зачем тогда жизнь? Слишком нелегко достается она человеку, чтобы беззаботно относиться к её концу”.

В повести сталкиваются не представители двух разных миров, а люди одной страны. Герои повести - Сотников и Рыбак – в обычных условиях, возможно, и не проявили бы свою истинную натуру. Но во время войны Сотников с честью проходит через тяжелые испытания и принимает смерть, не отрекаясь от своих убеждений, а Рыбак перед

 лицом смерти меняет свои убеждения, предает Родину, спасая свою жизнь, которая после предательства теряет всякую цену. Он фактически становится врагом. Он уходит в мир иной, чуждый нам, где личное благополучие ставится выше всего, где страх за свою жизнь заставляет убивать и предавать. Перед лицом смерти человек остается таким, каков он есть на самом деле. Здесь проверяется глубина его убеждений, его гражданская стойкость.

В произведении Быкова каждый занял в ряду жертв свое место. Все, кроме Рыбака, прошли свой смертный путь до конца. Рыбак стал на путь предательства только во имя спасения собственной жизни. Жажду продолжения жизни, страстное желание жить почувствовал следователь-предатель и, почти не раздумывая, в упор ошеломил Рыбака: "Сохраним жизнь. Будешь служить великой Германии". Рыбак еще не согласился идти в полицаи, а его уже избавили от пыток. Рыбак не хотел умирать, и кое-что выболтал следователю.

Сотников во время пытки терял сознание, но не сказал ничего. Полицаи в повести изображены тупыми и жестокими, следователь – хитрым и жестоким. Сотников примирился со смертью. Он хотел бы умереть в бою, но это

 стало для него невозможно. Единственное, что ему оставалось - определиться в отношении к людям, оказавшимся рядом. Перед казнью Сотников потребовал следователя и заявил: "Я - партизан, остальные тут ни при чем". Следователь приказал привести Рыбака, и тот

 согласился поступить в полицию. Рыбак старался убедить себя, что он не предатель, что убежит.

В последние минуты жизни Сотников неожиданно утратил свою уверенность в праве требовать от других того же, чего он требует от себя. Рыбак стал для него не сволочью, а просто старшиной, который как гражданин и человек не добрал чего-то. Сотников не искал сочувствия в толпе, окружавшей место казни. Он не хотел, чтобы о нем плохо думали, и разозлился только на выполнявшего обязанности палача Рыбака. Рыбак извиняется: "Прости, брат". "Иди ты к черту!" – следует ответ.

Что случилось с Рыбаком? Он не одолел судьбы заплутавшегося на войне человека. Он искренне хотел повеситься. Но обстоятельства помешали, и остался шанс выжить. Но как выжить? Начальник полиции полагал, что "подобрал еще одного предателя". Вряд ли начальник полиции видел, что творится в душе этого человека, запутавшегося, но потрясенного примером Сотникова, который был кристально честным, выполнившим долг человека и гражданина до конца. Начальник увидел будущее Рыбака в служении оккупантам. Но

 писатель оставил ему возможность иного пути: продолжение борьбы с врагом, возможное признание в своем падении товарищами, в конечном итоге, искупление вины.

Характеры героев проявляются медленно. Рыбак становится нам неприятен, вызывает ненависть, так как он способен на предательство. Сотников же открывается как натура волевая, мужественная. Писатель гордится Сотниковым , последним подвигом которого стала попытка взять всю вину на себя , сняв ее со старосты и Демчихи , попавших к фашистам за помощь партизанским разведчикам . Долг перед Родиной, перед людьми, как главнейшее проявление собственного я - вот на что обращает внимание автор. Сознание долга , человеческое достоинство , солдатская честь , любовь к людям - такие ценности существуют для Сотникова . Именно о людях , попавших в беду, думает он. Герой жертвует собой , зная о том , что жизнь - единственная реальная ценность. А у Рыбака была просто жажда жизни. И главное для него - выжить любой ценой. Конечно, многое зависит от человека, его принципов, убеждений. У Рыбака много достоинств: ему свойственно чувство товарищества, он сочувствует заболевшему Сотникову, делится с ним остатками пареной ржи, в бою ведет себя достойно. Но как же случилось, что он становится предателем и участвует в казни своего товарища? На мой взгляд, в сознании Рыбака нет четкой границы между нравственным и безнравственным. Находясь со всеми в строю, он добросовестно несет все тяготы партизанской жизни, глубоко не задумываясь ни о жизни, ни о смерти. Долг, честь - эти категории не тревожат его душу. Столкнувшись же один на один с бесчеловечными обстоятельствами, он оказывается духовно слабым человеком. Если Сотников думал только о том, как умереть достойно, то Рыбак хитрит, обманывает себя и в результате сдается врагам. Он считает , что в минуты опасности каждый думает только о себе.

Сотников, несмотря на неудачи: плен, побег, затем опять плен, побег, а потом партизанский отряд, не ожесточился, не стал равнодушным к людям, а сохранил в себе верность, ответственность, любовь. Автор не обращает внимание на то, как однажды в бою Сотников спасает жизнь Рыбаку, как больной Сотников все же идет на задание. Отказаться Сотников не мог, так как это противоречило его жизненным принципам. В последнюю ночь своей жизни герой вспоминает юность. Ложь отцу в детстве стало для него уроком мук совести. Поэтому герой строго судит себя и держит ответ перед совестью. Он остался человеком в жестоких условиях войны. В этом подвиг Сотникова. Мне кажется, что в трагических ситуациях войны трудно остаться верным себе, своим нравственным принципам. Но именно такие люди долга и чести борются со злом, делают жизнь прекраснее, а нас они заставляют задуматься: умеем ли мы жить по совести.

Ситуация меняется после их ареста. Рыбак до последней минуты не верит, что из этой западни невозможно вырваться. Он решает потянуть время, сообщая на допросе только то, что немцам уже известно про партизанский отряд. Но Рыбак слишком прост для такой сложной игры с врагом, и, сам того не желая, он проговаривается, попав в искусно расставленную ловушку. С этого момента начинается его нравственное падение. Он понял окончательно, что остаться в живых он сможет, только предав товарищей по оружию. Для Рыбака процесс перехода в другое психологическое состояние проходит быстро и без мучений, так как он уже был внутренне к этому расположен. Рыбак, как всякий предатель, начинает жить по особым психологическим законам, исключающим все доброе и светлое, что было до этого момента в человеческой душе. В конце повести он становится палачом своего бывшего товарища.

Сотников, в отличие от Рыбака, сразу осознал безвыходность ситуации, но в последние минуты жизни он неожиданно утратил свою уверенность в праве требовать от других того же, что и от себя. Рыбак стал для него не сволочью, а просто старшиной, который как гражданин и человек не добрал чего-то. Сотников не искал сочувствия в глазах присутствующих при казне людей. Он не хотел, чтобы о нем плохо подумали, и разозлился только на выполнявшего обязанности палача Рыбака. Рыбак извинился: “Прости, брат”. Сотников бросил ему в лицо лишь фразу: “Иди ты к черту!”

В чем глубина творчества писателя Быкова? В том, что он и предателю Рыбаку оставил возможность иного пути даже после такого тяжкого преступления. Это и продолжение борьбы с врагом, и исповедальное признание в своем предательстве. Писатель оставил своему герою возможность покаяния, возможность, которую чаще дает человеку Бог, а не человек. Писатель, по-моему, предполагал, что и эту вину можно искупить.

Творчество В. Быкова трагично по своему звучанию, как трагична сама война, унесшая десятки миллионов человеческих жизней. Но писатель рассказывает о людях сильных духом, способных встать над обстоятельствами и самой смертью. И сегодня, я считаю, невозможно давать оценку событиям войны, тех страшных лет, не принимая во внимание воззрений на эту тему писателя Василя Быкова.

 Произведение проникнуто раздумьями о жизни и смерти, о

 человеческом долге и гуманизме, которые несовместимы с любым проявлением эгоизма. Углубленный психологический анализ каждого поступка и жеста героев, мимолетной мысли или реплик - дна з самых сильных сторон повести "Сотников".

Папа Римский вручил писателю В.Быкову за повесть “Сотников” специальный приз католической церкви. Этот факт говорит о том, какое нравственное общечеловеческое начало усматривается в этом произведении. Огромная нравственная сила Сотникова состоит в том, что он сумел принять страдания за свой народ, сумел сохранить веру, не поддаться той низменной мысли, которой поддался Рыбак: “Все равно сейчас смерть не имеет смысла, она ничего не изменит”. Это не так — страдания за народ, за веру всегда имеют смысл для человечества. Подвиг вселяет нравственную силу в других людей, сохраняет в них веру. Другая причина, по которой приз церкви был вручен автору “Сотникова” кроется в том, что религия всегда проповедует Идею понимания и прощения. Действительно, осудить Рыбака легче легкого, но чтобы иметь полное право на это, надо, по крайней мере, оказаться на месте этого человека. Конечно, Рыбак достоин осуждения, но существуют общечеловеческие принципы, которые призывают воздержаться от безоговорочного осуждения даже за такие тяжкие преступления.

В становлении человека первоосновой должны стать благородные идеалы людей, боровшихся и отдавших жизнь за будущее своего народа и своей страны.

 

Борис Васильев, прежде чем взять в руки перо, сам прошел фронтовые "огни и воды". И, разумеется, война оказалась одной из главных тем его творчества. Герои произведений Васильева оказываются, как правило, перед выбором - жизнь или смерть. Они принимают бой, который для кого-то оказывается последним.

Герои рассказов Васильева делают выбор сами. Они не могут не сдаться, они могут только погибнуть в бою! В своём произведении, “В списках не значился”, Борис Васильев отразил данную тему очень хорошо.

Не нарушая реалистической ткани рассказа, автор ведёт нас в мир легенды, где его герои обретают романтический пафос борьбы, открывая в себе неисчислимые резервы революционного, патриотического духа. Таким путём идёт и главный герой романа “В списках не значился”, только что окончивший военное училище молоденький лейтенант Николай плужников. Он принадлежит к прекрасному поколению, о котором его сверстник, погибший на фронте, поэт Николай Майоров сказал:

Мы были высоки,

русоволосы

Вы в книгах прочитаете,

как миф,

О людях, что ушли

недолюбив

Не докурив последней

папиросы.

Тёзка поэта наш герой Николай Плужников мне представляется молодым человеком высокого роста, хотя, судя по тому, как ловко удавалось ему скрываться в развалинах крепости от преследовавших его немцев, он был роста среднего или даже ниже. Но высоким его делают великие нравственные качества.

Прочитав произведение Бориса Васильева “В списках не значился” можно сказать, что главный герой Николай Плужников был храбр, да и не только. Он был настоящим патриотом своей страны, он любил её. Именно поэтому он начал воевать с первого же нашествия врагов, хотя и не был ещё занесён ни в какой список. Он мог вовсе и не принимать участие в военных действиях, но ему не позволила бы этого совесть, он был благодарен своей Родине за всё, поэтому он сражался до последнего и смог всё же победить. Выйдя из сражения непобеждённым, выстоявшим борьбу, он рухнул у машины скорой помощи и умер.…

Николай Плужников относился к войне со всей её серьёзностью, он считал, что его участие в победе над фашистами просто необходимо.

В характере главного героя большая правда времени, которое писатель рисует без модернизации и своеволия, что, к сожалению, не редкость в иных сочинениях. Автор хорошо чувствует историческую связь дня минувшего с сегодняшним, но не склонен подменять одно другим.

За простоватостью и ребячливостью суждений, за высокопарностью и риторичностью языка скрывались красота нравственных чувств, глубокое и целостное понимание своего гражданского дома, осознанная любовь к родной земле, решимость защищать её до последнего дыхания. Именно Человеком с большой буквы этого слова выходит Николай Плужников из борьбы, непобеждённым, несдавшимся, свободным, “смертью смерть поправ”.

Красная Армия уходила на восток.…А здесь, в руинах Брестской крепости, не смолкая, гремел бой. Захваченные врасплох, полуодетые, оглохшие от бомб и снарядов, вдавленные в стену, заваленные обломками, оттесненные в подвалы насмерть стояли защитники Бреста. Последний глоток воды – пулемётам! И вот в живых только один – Плужников, герой книги Б. Васильева “В списках не значился”. Словно памятник солдату вырастает он из груды камней, чтобы сказать фашистам последнее, сокровенное: “Что, генерал, теперь вы знаете, сколько шагов в русской версте?”

Напуганные страхом за себя, предатели укорачивали врагам вёрсты.

“Я виноват… один я!” - восклицает Плужников, когда погибает всеми любимая тётя Христя. Нет, не он один, а все мы, советские, “виноваты” в том, что, уважая человека, тогда, в 1941г., не научились в такой же мере ненавидеть его, если он враг. В грозных испытаниях придёт к нам эта суровая “наука ненависти”.

Войну Б. Васильев изображает не только во внешних событиях – грохоте разрывов, трескотне пулемётов… Во внутренних переживаниях героев – ещё больше. Обрывки воспоминаний то и дело мелькают в сознании Плужникова, создавая контраст вчерашнего и сегодняшнего, мира и войны.

Не жертвой – героем выходит Плужников из развалин. И немецкий лейтенант, “щёлкнув каблуками, вскинул руку к козырьку”, а солдаты “ вытянулись и замерли”. Это и Плужников не он. Разве таким он явился в крепость год назад? Чистеньким, молоденьким, как пушкинский Гринёв из “Капитанской дочки”. А сейчас и мать не узнаёт. Седые волосы, худой, ослепший, “уже не имевший возраста”. Но не это – не внешний вид важен. “Он был выше славы, выше жизни и выше смерти”. Что значат эти строки? Как понять это “выше”? И то, что Плужников плачет: “Из пристальных немигающих глаз неудержимо текли слёзы?”

Он бы не выстоял, если бы не поднялся над собой – земным, обыкновенным. Почему плачет? Не внутренними монологами (их просто некогда произносить), психологическим подтекстом ответил Б.Васильев. В Плужникове “плачет молоденький лейтенант Коля”, который хочет жить, видеть солнце, любить, которому жаль погибших товарищей. Верно. Можно быть выше жизни, выше славы и смерти, но нельзя быть выше самого себя.

Перед тем, как выйти из крепости, Плужников узнаёт, что немцы разбиты под Москвой. Это – слёзы победы! Конечно. И памяти о тех, с кем Плужников защищал крепость и кого уже нет. Это слёзы солдата, который сдался врагу, потому что истёк кровью.

Не сдался, а вышел. Кстати, почему именно в тот момент, когда узнал, что немцы разгромлены под Москвой? “Теперь я могу выйти. Теперь я должен выйти”, - говорит он. Плужников не имел права сложить оружие, пока фашисты шли на восток. Под Брестом он дрался за Москву.

“Геройство не всегда рождается отвагой, какой-то исключительной храбростью. Чаще – суровой необходимостью, сознанием долга, голосом совести. Надо – значит, надо!- логика тех, для кого подвиг – до конца выполненный долг”.

Плужникову приказывают назвать своё имя и звание. “Я русский солдат”, - ответил он. Тут всё: и фамилия, и звание. Пусть он не значился в списках. Так ли уж важно, где и с кем защищал он Родину? Главное – жил и умер её солдатом, остановив врага на русской версте…

Заступник, Воин, Солдат…Весомые слова в нашей литературе, синонимичные слову патриот.

Плужников пережил чувство отрешённости от самого себя, своё гордо - бесстрашное “выше”, когда не захотел спрятаться от дымящейся возле его ног гранаты. Думая о судьбах Родины, человек возвышался над собственной, нередко трагической судьбой. Одновременно короткой и долгой. Выбрать свою версту и не отступить не на шаг – это, значит, жить вёрстами Родины! Её историей, тревогами, заботами.…Пусть каждый станет солдатом своей версты! Ну, а если без метафор, - своего дела, порой незаметного, но нужного, коль вливается оно в общий труд Родины.

История о неизвестном защитнике Брестской крепости, который держался в её развалинах, подвалах и казематах десять месяцев, непрестанно нанося урон врагу, обрела под пером Бориса Васильева убедительную реалистическую ткань. Рядом с Плужниковым на различных этапах этой драмы мы видим других командиров и политработников, которые вместе с ним идут из атаки в атаку…

Постепенно редеет число оставшихся в живых, но они остаются в памяти Плужникова, как и в нашей….Отчаянный храбрец, не раз спасающий жизни Плужникову; старший лейтенант, осуждающий его за малодушие; приписанный к части Прижнюк…

Все они были связаны совместно пролитой кровью, общим патриотическим чувством и солдатским мужеством. И все они учили Плужникова. Не словесными наставлениями, а примером собственной жизни и смерти.

Внутреннее ядро романа проявляется в ощущении несгибаемости, невозможности подчиняться тупой и тёмной силе. Люди, оказавшиеся наедине со своей совестью, выдержали тяжкое испытание. Они были верны приказам, данным ими самим себе.

Поистине мифическими выглядят подвиги многих героев Отечественной войны и можно писать о них в духе легенды. Николай Плужников не принадлежит к числу героев, совершающих нечто сверхъестественное, недоступное пониманию рядового участника войны. Нет, он простой воин, и его поступки вполне укладываются в наши привычные представления о мужестве и патриотическом поведении советского человека.

И тем не менее, за этой будничностью и обыкновенностью скрывается огромная сила духа, невиданная концентрация нравственных сил. Скромность и простота рассказа о таком человеке, как Плужников, придают повествованию большую художественную силу. В этом своеобразие того направления современной прозы о войне, к которому принадлежит Борис Васильев. Он не одинок в своём стремлении увидеть романтику легенды в будничном, рядовом поступке бойца. Писатель обнаруживает скрытые, незаметные с первого взгляда силы, способные поддержать моральное сопротивление человека злу как залога нравственной победы над врагом.

Опять война,

Опять блокада, -

А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда:

"Не надо,

Не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне.

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне".

И может показаться:

Правы

И убедительны слова.

Но даже если это правда,

Такая правда

Не права!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память - наша совесть.

Она, как сила, нам нужна.

Источник: Юрий Воронов

Юрий Шмидт

Сколько было боев...

Не простившись с женой, он ушел на войну;

 Был уверен, за правое дело.

 Твердо знал, что от белых спасает страну,

 И за это сражался он смело.

 Сколько было боев, сколько крови лилось,

 Сколько было израненных судеб.

 Сотни выжженных сел ему видеть пришлось,

 Больше этого видеть не будет.

 По бескрайним степям, «белых» гнал его взвод,

 Окружили, враги не прорвались.

 Всюду пули свистели, строчил пулемет,

 И без всадников лошади мчались.

 Но один ускакал, он помчался за ним,

 Рубанул его шашкой с размаха.

 Всадник навзничь упал, вся рубаха в крови,

 Только это отцова рубаха.

 Как на свадьбу ему ее вышила мать,

 С этих пор, он носил ее всюду.

 Над отцом он склонился, лишь смог прошептать:

 «Как же, батя, я жить теперь буду?»

 Расстегнул кобуру, палец лег на курок,

 Произнес: «Вы простите, родные».

 Пуля, словно ждала, и пробила висок,

 Лишь качнулись цветы полевые.

 Всех убитых собрали, кто свой, кто чужой,

 Похоронены, в общей могиле.

 Сколько судеб загублено этой войной

 В никому непонятной России.

   

Великжанин Павел

Царицыну – Сталинграду – Волгограду

Здесь давно вдоль границ полыхали зарницы,

 Рвались «гости» туда, куда их не просили,

 И построили предки на Волге Царицын

 Охранять рубежи расцветавшей России.

 Много видели те деревянные башни,

 Их сжигали дотла – они вновь вырастали,

 И безводную степь люди сделали пашней,

 И мечи на плуги перековывать стали.

 Но опять сквозь века пролегла здесь граница

 Между светом и тьмой, между смертью и жизнью,

 И горела вода, но нельзя отступиться,

 Город крепостью стал, защищая Отчизну.

 Вся планета тогда затаила дыханье,

 Ее сердце ударами билось твоими.

 Ты разрушен был вновь, но прошел испытанье,

 И запомнил весь мир Сталинградское имя.

 Над водой поднимается солнце, алея,

 И звенят голоса – Волга этому рада.

 С выпускного идем по широким аллеям:

 Начинается день моего Волгограда.

Юлия Друнина

БАЛЛАДА О ДЕСАНТЕ

Хочу,чтоб как можно спокойней и суше

Рассказ мой о сверстницах был...

Четырнадцать школьниц - певуний, болтушек -

В глубокий забросили тыл.

Когда они прыгали вниз с самолета

В январском продрогшем Крыму,

"Ой, мамочка!" - тоненько выдохнул кто-то

В пустую свистящую тьму.

Не смог побелевший пилот почему-то

Сознанье вины превозмочь...

А три парашюта, а три парашюта

Совсем не раскрылись в ту ночь...

Оставшихся ливня укрыла завеса,

И несколько суток подряд

В тревожной пустыне враждебного леса

Они свой искали отряд.

Случалось потом с партизанками всяко:

Порою в крови и пыли

Ползли на опухших коленях в атаку -

От голода встать не могли.

И я понимаю, что в эти минуты

Могла партизанкам помочь

Лишь память о девушках, чьи парашюты

Совсем не раскрылись в ту ночь...

Бессмысленной гибели нету на свете -

Сквозь годы, сквозь тучи беды

Поныне подругам, что выжили, светят

Три тихо сгоревших звезды...

Борис Слуцкий

на смерть Кульчицкого

Одни верны России

 потому-то,

Другие же верны ей

 оттого-то,

А он - не думал, как и почему.

Она - его поденная работа.

Она - его хорошая минута.

Она была отечеством ему.

Его кормили.

 Но кормили - плохо.

Его хвалили.

 Но хвалили - тихо.

Ему давали славу.

 Но - едва.

Но с первого мальчишеского вздоха

До смертного

 обдуманного

 крика

Поэт искал

 не славу,

 а слова.

Слова, слова.

 Он знал одну награду:

В том,

 чтоб словами своего народа

Великое и новое назвать.

Есть кони для войны

 и для парада.

В литературе

 тоже есть породы.

Поэтому я думаю:

 не надо

Об этой смерти слишком горевать.

Я не жалею, что его убили.

Жалею, что его убили рано.

Не в третьей мировой,

 а во второй.

Рожденный пасть

 на скалы океана,

Он занесен континентальной пылью

И хмуро спит

 в своей глуши степной.

Константин Симонов

РОДИНА

 Касаясь трех великих океанов,

 Она лежит, раскинув города,

 Покрыта сеткою меридианов,

 Непобедима, широка, горда.

 Но в час, когда последняя граната

 Уже занесена в твоей руке

 И в краткий миг припомнить разом надо

 Все, что у нас осталось вдалеке,

 Ты вспоминаешь не страну большую,

 Какую ты изъездил и узнал,

 Ты вспоминаешь родину - такую,

 Какой ее ты в детстве увидал.

 Клочок земли, припавший к трем березам,

 Далекую дорогу за леском,

 Речонку со скрипучим перевозом,

 Песчаный берег с низким ивняком.

 Вот где нам посчастливилось родиться,

 Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли

 Ту горсть земли, которая годится,

 Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

 Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,

 Да, можно голодать и холодать,

 Идти на смерть... Но эти три березы

 При жизни никому нельзя отдать.

 1941

Берггольц О.

Победа

Мой друг пришел с Синявинских болот

на краткий отдых, сразу после схватки,

еще не смыв с лица горячий пот,

не счистив грязь с пробитой плащ-палатки.

Пока в передней, тихий и усталый,

он плащ снимал и складывал пилотку, -

я, вместо "здравствуй", крикнула: — Полтава!

- А мы, — сказал он, — заняли высотку... -

В его глазах такой хороший свет

зажегся вдруг, что стало ясно мне:

нет ни больших, ни маленьких побед,

а есть одна победа на войне.

Одна победа, как одна любовь,

единое народное усилье.

Где б ни лилась родная наша кровь,

она повсюду льется за Россию.

И есть один — один военный труд,

вседневный, тяжкий, страшный, невоспетый,

но в честь него Москва дает салют

и, затемненная, исходит светом.

И каждый вечер, слушая приказ

иль торжество пророчащую сводку, -

я радуюсь, товарищи, за вас,

еще не перечисленных сейчас,

занявших безымянную высотку...

22 сентября 1943

Одни верны России

                потому-то,

Другие же верны ей

                оттого-то,

А он - не думал, как и почему.

Она - его поденная работа.

Она - его хорошая минута.

Она была отечеством ему.

Его кормили.

                Но кормили - плохо.

Его хвалили.

                Но хвалили - тихо.

Ему давали славу.

                Но - едва.

Но с первого мальчишеского вздоха

До смертного

        обдуманного

                крика

Поэт искал

        не славу,

                а слова.

Слова, слова.

                Он знал одну награду:

В том,

        чтоб словами своего народа

Великое и новое назвать.

Есть кони для войны

        и для парада.

В литературе

        тоже есть породы.

Поэтому я думаю:

        не надо

Об этой смерти слишком горевать.

Я не жалею, что его убили.

Жалею, что его убили рано.

Не в третьей мировой,

                а во второй.

Рожденный пасть

                на скалы океана,

Он занесен континентальной пылью

И хмуро спит

        в своей глуши степной.

Берггольц О.

Моя медаль

...Осада длится, тяжкая осада,

невиданная ни в одной войне.

Медаль за оборону Ленинграда

сегодня Родина вручает мне.

Не ради славы, почестей, награды

я здесь жила и все могла снести:

медаль "За оборону Ленинграда"

со мной, как память моего пути.

Ревнивая, безжалостная память!

И если вдруг согнет меня печаль, -

я до тебя тогда коснусь руками,

медаль моя, солдатская медаль.

Я вспомню все и выпрямлюсь, как надо,

чтоб стать еще упрямей и сильней...

Взывай же чаще к памяти моей,

медаль "За оборону Ленинграда".

...Война еще идет, еще — осада.

И, как оружье новое в войне,

сегодня Родина вручила мне

медаль "За оборону Ленинграда".

3 июня 1943

Цветков Леонид

Три стихотворения о войне

До.

 Орудия бьют. И тяжелый звук батарей

 Глотает щелчки винтовок, и то и дело

 Мелькают гильзы и стынут куда быстрей,

 Чем с намертво всаженной пулей любое тело.

 Взрывов не стало. И мелко дрожит трава

 Под частым дыханьем напрягшейся к бою роты,

 В ушах у которой выстрелы, как слова,

 Которыми смерть односложно талдычит что-то.

 Скорей бы уже, а то затекла нога,

 И нервным тиком слегка задрожало веко

 При мысли, что надо сначала убить врага,

 А после забыть побыстрее, что – человека.

 Во время.

 Атака. Ура! Но не крик, а скорее, вой,

 Молитва – неважно кому и частенько с матом.

 Смешалось все, что делилось на «свой-чужой»,

 Включая кровь, та – на группы и резус-фактор.

 Атака! И страсть со страхом сошлись впритык

 Внутри у каждого – будь они все неладны! -

 И тело врага, становясь тяжелей на штык,

 Сразу же перестает быть таким желанным.

 Закончился бой. Мы все еще там, в борьбе,

 Не только душою – всеми частями тела.

 И болью за павших не заглушить в себе

 Радость того, что сам-то остался целым…

 После.

 Уснувшая рота храпит, что твой батальон,

 Громя усталость, как вражеское оружье.

 На мирную жизнь на фронте похож лишь сон,

 Внутри, конечно же, только, а не снаружи.

 Но дрожь – этот признак, что где-то остался страх –

 Мешает заснуть, я ерзаю по изголовью

 И вместе с потом, которым блиндаж пропах,

 Вдыхаю и запах вражеской свежей крови.

 Нет, лучше выйти, где звезды да месяц-рог

 Тоже в атаку, видно, идут за что-то.

 Ведь, здесь, на войне, и небо – не там, где бог,

 А там, где фашистские, чаще всего, самолеты.

 Себя, атеиста, заставить людей любить

 Почти невозможно в мои, уже чуть не тридцать.

 Но только любовь и способна войну убить,

 Любовь, но размером с ненависть нашу к фрицам!

   

Сафроненко Ю.

Рисует девочка войну

 Рисует девочка войну, когда земля огнем пылала.

 А смерть жестокая страну дождем свинцовым поливала.

 Откуда знать ей, дорогой, невинной, как святое детство,

 Какой немыслимой ценой досталось счастье ей в наследство!

 И в фильмах, видя эту боль, она немного представляла,

 Что означает смертный бой, когда свобода умирала.

 Огромной, черною слезой, кровавой капелькой металла

 С картины жаркой, огневой броня на платьице стекала.

 Березы плакали росой, склонили раненные ветви,

 И журавлей слепой конвой летел в огне навстречу смерти.

 И вспоминая тот рассказ, что дед задумчиво поведал,

 Водила кистью в сотый раз, не зная, кто людей всех предал...

 Осколки с серою землей смешались вместо акварели,

 И болью дикой, неземной в глазах слезинками блестели.

 ...Не получилось полотно! И кто той девочке поможет?

 Страдать ребенку не дано, ведь память сердце ей не гложет!

 Порвав рисунок мрачный свой, она подняла к небу веки,

 Рисунок начала другой про солнце мирное навеки.

 Мечтай же, милая моя, и горя пусть душа не знает!

 Судьба счастливая твоя цветком прекрасным расцветает!

 Ах, память! — памятник для всех, погибших ради всей державы!

 Для них — салютом детский смех, улыбка — обелиском славы!

Выбирайте:

Стихи Твардовского о войне

***

В пилотке мальчик босоногий

С худым заплечным узелком

Привал устроил на дороге,

Чтоб закусить сухим пайком.

Горбушка хлеба, две картошки -

Всему суровый вес и счет.

И, как большой, с ладони крошки

С великой бережностью - в рот.

Стремглав попутные машины

Проносят пыльные борта.

Глядит, задумался мужчина.

- Сынок, должно быть сирота?

И на лице, в глазах, похоже, -

Досады давнишняя тень.

Любой и каждый все про то же,

И как им спрашивать не лень.

В лицо тебе серьезно глядя,

Еще он медлит рот открыть.

- Ну, сирота. - И тотчас: - Дядя,

Ты лучше дал бы докурить.

***

В поле, ручьями изрытом

В поле, ручьями изрытом,

И на чужой стороне

Тем же родным, незабытым

Пахнет земля по весне.

Полой водой и нежданно -

Самой простой, полевой

Травкою той безымянной,

Что и у нас под Москвой.

И, доверяясь примете,

Можно подумать, что нет

Ни этих немцев на свете,

Ни расстояний, ни лет.

Можно сказать: неужели

Правда, что где-то вдали

Жены без нас постарели,

Дети без нас подросли?..

***

Дробится рваный цоколь монумента

Дробится рваный цоколь монумента,

Взвывает сталь отбойных молотков.

Крутой раствор особого цемента

Рассчитан был на тысячи веков.

Пришло так быстро время пересчета,

И так нагляден нынешний урок:

Чрезмерная о вечности забота -

Она, по справедливости, не впрок.

Но как сцепились намертво каменья,

Разъять их силой - выдать семь потов.

Чрезмерная забота о забвенье

Немалых тоже требует трудов.

Все, что на свете сделано руками,

Рукам под силу обратить на слом.

Но дело в том,

Что сам собою камень -

Он не бывает ни добром, ни злом.

***

Мы на свете мало жили

Мы на свете мало жили,

Показалось нам тогда,

Что на свете мы чужие,

Расстаемся навсегда.

Ты вернулась за вещами,

Ты спешила уходить.

И решила на прощанье

Только печку затопить.

Занялась огнем береста,

И защелкали дрова.

И сказала ты мне просто

Настоящие слова.

Знаем мы теперь с тобою,

Как любовь свою беречь.

Чуть увидим что такое -

Так сейчас же топим печь.

***

Перед войной

Перед войной, как будто в знак беды,

Чтоб легче не была, явившись в новости,

Морозами неслыханной суровости

Пожгло и уничтожило сады.

И тяжко было сердцу удрученному

Средь буйной видеть зелени иной

Торчащие по-зимнему, по-черному

Деревья, что не ожили весной.

Под их корой, как у бревна отхлупшею,

Виднелся мертвенный коричневый нагар.

И повсеместно избранные, лучшие

Постиг деревья гибельный удар...

Прошли года. Деревья умерщвленные

С нежданной силой ожили опять,

Живые ветки выдали, зеленые...

Прошла война. А ты все плачешь, мать.

Павел Малов

Погибшему другу

Жара. Песок. Афганистан.

 Нам было лишь по восемнадцать,

 Не знали библию, Коран,

 Лишь смерти мы могли бояться.

 А смерть – как пуля, как кинжал,

 Как подлый шомпол басурмана,

 Когда нас военком призвал,

 Не знали мы ещё Афгана.

 Гордились мы тогда собой –

 Два одноклассника, два друга,

 Когда же грянул первый бой,

 Признаюсь честно – было туго.

 В бою я падаю, встаю,

 Пронзает боль разбитых рук,

 Смерть даже не страшна в бою,

 Когда со мною рядом друг.

 Не в спину пулю – лучше в грудь,

 Понять легко такие вещи,

 Лежал тяжелым грузом путь

 Среди афганских гор зловещих.

 Идти в колонне перевал,

 Пришлось под градом пуль душманских.

 И первым – взводный наш упал –

 Корастылёв – старлей из Брянска.

 В прицел оценивала смерть

 И сколько звёзд на офицере,

 А трём парням пришлось сгореть

 Живьём в подбитом БТРе.

 И вот – я очередью бью,

 Душманам в радость наш испуг,

 Но неуместен страх в бою,

 Когда со мною рядом друг.

 Игра со смертью в чехарду!..

 Мы здесь внизу, как на ладони,

 Вот – всё уже вокруг в чаду,

 Осталось пять машин в колонне.

 Похоже это на расстрел,

 День настоящий, стань вчерашним!..

 Кто цел – уже взят на прицел!..

 Да лучше б драться в рукопашной!..

 Держись, Сергей!.. Ты под огнём!..

 За камни спрячься!.. Я прикрою!!!..

 Но друг мой падает ничком,

 И голова залита кровью.

 …………………………..

 Я не забуду никогда,

 Как стало черным небо вдруг,

 Зажглась посмертная звезда,

 Когда погиб мой лучший друг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок "Путешествие по Золотому кольцу России"

Данный урок может использоваться в качестве урока по географии, а также как внеклассное мероприятие в 8-9 классе при изучении темы "Города Центральной России". Замечательная разработка - расследование...

Открытый урок по истории "Петр I. Россия на рубеже веков"

Урок личностно-ориентированный, используется групповая работа с оригинальными дифференцированными заданиями.В конце урока очень удобная и объективная рефлекторная карта....

Сценарий открытого урока "Проблемы и перспективы ТЭК России"

Урок обобщающего повторения в 9 классе по теме «Топливно-энергетический комплекс» проводится в форме круглого стола. Учащиеся заранее получили опережающие проблемные задания по основным темам круглого...

Открытый урок на тему: «Государственная символика России».

Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся по...

Открытый урок 9 кл Золотое кольцо России

Урок предусматривает проведение практической работы...

Открытый урок (Всероссийский конкурс "Учитель года России") по истории Древнего мира в 5 классе

Конспект открытого урока по истории Древнего мира на тему "Олимпийские игры в древности". Цель которого, познакомить учащихся с историей Олимпийских игр в древности, первыми спортивными соре...