Урок литературы по рассказу "Дары волхвов"
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Кривушина Юлия Леонидовна

Урок литературы по рассказу "Дары волхвов" (7 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_dary_volhvov.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме: «О.Генри. «Дары волхвов» -  поэтический гимн благородству и любви» (7 класс).

Цель: 1.раскрыть своеобразие рассказа О.Генри «Дары волхвов»;

          2.совершенствовать навык анализа текста и отдельных эпизодов;

          3.прививать интерес к зарубежной литературе.

Оборудование: тексты рассказа, толковый словарь С.Ожегова, «Детская Биб-                                                                                                                                      

                           лия», на доске – название темы, проблемный вопрос, эпиграф

                           с закрытым последним словом «Изначальней всего остально-

                           го – любовь» (О.Хайям), слайд-презентация, компьютер.

Ход урока:

1. Организационный момент. Вступление.

- Ребята, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «подарки»? А кто придумал дарить подарки? А я знаю, кто были самые первые дарители на земле. Это были волхвы. Где вы встречались с этим словом? (Рассказ «Дары волхвов»).

- О чем этот рассказ? Кто же Делла и Джим – глупые дети, потратившие последние деньги на подарки или мудрые дарители, как волхвы? На этот вопрос мы должны будем ответить в конце урока.

2. Беседа. Актуализация знаний.

- Вспомните начало рассказа («Один доллар восемьдесят семь центов»). Оно по меньшей мере странное. Зачем такая математическая точность? Какова роль этой детали?

- Что было главным в обстановке дома? Зачитайте («В обстановке не то чтобы вопиющая нищета, но скорее красноречиво молчащая бедность»).

- «Вопиющая нищета» и «красноречиво молчащая бедность». Как вы понимаете эти словосочетания? Есть ли в них разница? Обратимся к словарю (Словарная работа).

- Слова «нищета» и «бедность» близки по значению? Как называются такие слова? Почему они в рассказе противопоставляются? (Делла и Джим отличаются достоинством и скромностью, а нищие, к сожалению, люди без чувства собственного достоинства).

- «Соберите» в рассказе детали, говорящие о «красноречиво молчащей бедности» молодой семьи (цитаты из текста)

- Охарактеризуйте Деллу (Симпатичная девушка хрупкого сложения, со сверкающими глазами).

- Зачитайте, что составляло предмет гордости нашей героини («Прекрасные волосы Деллы...»)

- Почему расстроилась Делла? Какими приемами воспользовался автор, чтобы показать ее уныние? (Не осталось денег на подарок Джиму к Рождеству. Повтор: серая кошка по серому забору, вдоль серого двора. «Жизнь состоит из слез, вздохов и улыбок, причем вздохи преобладают»).

- Устное словесное рисование. Каким вы представляете Джима?

- Что за сокровища были у четы Джеймс Диллингем Юнг? (Золотые часы Джима и волосы Деллы).

- С чем сравнивает эти сокровища О.Генри? (С украшениями царицы Савской и богатствами царя Соломона).

- А зачем? Прочитайте в тексте.

- Что общего между Деллой и Джимом? (Они любят друг друга).

- Какова же их любовь? Подберите эпитеты (Чистая, искренняя, сильная, настоящая, бескорыстная, святая, всепоглощающая...)

- Создайте к слову «любовь» ряд ассоциаций.(демонстрация видеоролика)

- А что значит любить? (Заботиться друг о друге, быть великодушным, щедрым, внимательным, делать любимого счастливым).

- Что сделали наши герои, чтобы осчастливить друг друга на Рождество? (Джим – черепаховые гребни, продав часы, Делла – платиновая цепочка, продав волосы).

3. Анализ эпизода «Подарки».

- Охарактеризуйте чувства, которые испытывают герои в этой сцене.

- Зачем писатель дает такое подробное описание черепаховых гребней и платиновой цепочки?

- Какова роль этого эпизода в произведении? (Композиционная – происходит развязка рассказа; символическая – сцена убеждает, насколько сильна любовь этих людей).

4. Осмысление названия рассказа.

- Обратите внимание на название рассказа. Как вы его понимаете? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к истории «Дары волхвов» из Евангелия от Матфея (чтение главы, показ слайдов).

- О.Генри пишет: «Волхвы принесли драгоценные дары, но среди них не было одного». Какого, как вы думаете? (Любви).

А ведь это «исполинский  труд» - уметь любить, и дается оно не каждому.

5. Решение проблемного вопроса.

- Обратимся к началу урока. Какой вопрос мы перед собой поставили? Так кто же Делла и Джим – глупые дети или мудрые дарители? Почему? (Автор называет их волхвами, т.к. они подарили друг другу самое дорогое, что у них было. Но они мудрее волхвов: ведь их связывает любовь, а это дороже всех сокровищ мира).

- Обратимся теперь к эпиграфу. Омар Хайям: «Изначальней всего остального ...» Что же самое важное? (Любовь)

6. Заключительное слово учителя.

- Любовь – начало всех начал. Многие великие писатели и поэты говорили об этом великом чувстве: «Все начинается с любви: и озаренье, и работа, глаза цветов, глаза ребенка – все начинается с любви» (Р.Рождественский); «Любовь – это сердце всего» (В.Маяковский). Действительно, это самое важное. Прекрасна любовь мужчины и женщины. Святой называют любовь матери, любовь к отечеству. Но высшим проявлением этого чувства является любовь к ближнему – одна из заповедей Божьих (слайд-презентация)

7. Рефлексия.

- Нарисуйте смайлики, отразив в личике ваше впечатление от урока, можно сделать подпись.

8. Домашнее задание.

- Творческая работа (по выбору):

А) письменный ответ на вопрос: «В чем смысл заглавия рассказа О.Генри «Дары волхвов»?

Б) сочинение-раздумье «Изначальней всего остального – любовь» (О.Хайям)

В) иллюстрации к рассказу О.Генри.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.

Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети».  Тип урока: вступительный (опережаю...

Конспект урока литературы в 6 классе и презентация к уроку по теме "Литература Древней Греции"

Конспект открытого урока литературы в 6 классе специальной(коррекционной)общеобразовательной школы 2 вида в форме игры-соревнования "Олимпийские игры"...

Урок литературы в 7 классе по теме "О.Генри "Дары волхвов".

Урок литературы в 7 классе с презентацией....

Урок литературы в 7 классе по теме: «Мудрые уроки новеллы О.Генри «Дары волхвов»

Цель урока: познакомить учащихся с личностью писателя О.Генри, с понятием «новелла», с содержанием новеллы “Дары волхвов”; раскрыть важность духовного начала в человеке, чистоту нравственного мира гер...

Дистанционный урок литературы. 7 класс. О.Генри. "Дары волхвов".

Предложен материал для самостоятельного знакомства семиклассников с творчеством американского писателя и его рассказом....

Технологическая карта урока литературы по теме: "Истинная ценность подарка в новелле О. Генри «Дары волхвов»"

Конспект урока по литературе в 7 классе по рождественской новелле О. Генри "Дары волхвов"....