Конспект урока: А.Н.Радищев "Художественное своеобразие "Путешествия из Петербурга в Москву" и его влияние на передовую мысль эпохи"
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Конспект урока по литературе: "Художественное своеобразие "Путешествия из Петербурга в Москву" и его влияние на передовую мысль эпохи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_9_klasse.docx19.09 КБ

Предварительный просмотр:

                            Урок литературы в 9 классе

Тема: А.Н Радищев. «Художественное своеобразие «Путешествия из   Петербурга в Москву» и его влияние на передовую мысль эпохи»

Цели : раскрыть перед учащимися художественное своеобразие «Путешествия из Петербурга в Москву» и его влияние на передовую мысль эпохи; совершенствовать навыки анализа прозаического текста; показать многообразие путей осмысления произведения, его идейно-художественного  содержания; воспитывать духовно-нравственную культуру учащихся.

Тип урока: урок – беседа, урок - анализ художественного произведения

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация, тексты глав

Методы и формы: лекция учителя, беседа, работа в группах

Ход урока

I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
1.Постановка и решение проблемного вопроса
а) Радищев всецело отвергал самодержавие и считал, что народные массы вправе судить и казнить монарха-тирана. «Самодержавие есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние… Неправосудие государя даёт народу, его судии, то же и более над ним право, како ему даёт закон над преступниками. Государь есть первый гражданин народного общества…»
б) Чем отличается отношение Радищева к самодержавию от идеи просвещенного абсолютизма, свойственное мировоззрению Ломоносова?
2. Проверка домашнего задания
(проверочная беседа) :
- Кто утверждал, что лучшей судьбы  наших крестьян у хорошего помещика нет во вселенной?
- В какой главе открывается поразительное зрелище крестьянской нищеты?
- Радищеву были хорошо известны грозные события Крестьянской войны каких годов?
- В главу «Тверь» писатель включил какую свою оду?
- Радищев поставил свое дарование на службу кого?

III. Мотивация учебной деятельности
Учитель
. В мае 1790 г. на прилавке одного из книжных магазинов Москвы появилось произведение А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Работа печаталась без указания автора, в ней с неслыханной для того времени смелостью и прямотой «безымянный путешественник» наносил сокрушительные удары по всем устоям тогдашней императорской России: крепостному праву, господствующей православной церкви, царской власти…
Познакомившись с книгой, напуганная Екатерина II говорила о Радищеве (имя автора вскоре было установлено), что «это бунтовщик похуже Пугачева».
Книга Радищева написана в форме путевых заметок, а главы ее поименованы названиями тех почтовых станций, на которых останавливался герой-путешественник. Это дало автору возможность широко охватить русскую действительность конца XVIII в. Перед читателем предстают люди всех слоев общества: поместные и служилые дворяне, чиновники-разночинцы, дворовые слуги, крепостные крестьяне. Форма путевого дневника позволяла Радищеву глубоко раскрыть мысли, чувства, переживания путешественника, предать его впечатления от увиденного. Тщательно продумав композицию «Путешествия…» , придав ей внутреннюю логику, Радищев апеллировал и к разуму, и к чувству читателя. Одну из главных особенностей творческого метода Радищева верно определил Г.А.Гуковский, обративший внимание на эмоциональную сторону книги: «Читателя должен убедить не только факт как таковой, но и сила авторского подъема; читатель должен войти в психологию автора и с его позиций взглянуть на события и вещи.

IV. Работа над темой урока.

1
. Практическая работа (в парах)
- В «Путешествии…» Радищева говорится, что царь, его окружение, самодержавие в целом и дворянский класс являются источником перечисленных ниже социально-нравственных пороков.
Алчность, вероломство, властолюбие, высокомерие, глупость, гордость, жестокость, жадность, зависть, зверство, клевета, коварство, корысть, лесть, лицеприятие, ложь, обольщение, любочестие, мздоимство, неправда, подлость, подобострастие, предательство, прислужничество, ненависть, ненасытность, раболепие, пресмыкательство, разврат, распутство, тщеславие, хищность.
-Из приведенных слов-понятий составьте синонимические ряды, например: алчность, ненасытность, …, …, …  Поясните значение слов-синонимов, называющих человеческие пороки.
2. Вводно-ориентировочная беседа
- Как вы понимаете смысл эпиграфа?
- Что , на ваш взгляд, Радищев называет «чудищем облым»?
- Какова роль вставных эпизодов в «Путешествии…»?
- В чём суть системы воспитания гражданина по Радищеву («Крестьцы»)?

3. Объяснения учителя

- С каждой новой главой «Путешествия…» перед его читателями развертываются разнообразные, но одинаково типические картины безобразий, неправд и произвола, безнаказанно свершающихся в самодержавно-крепостнической стране. Обыденно и спокойно творятся вопиющие несправедливости; государственная служба является непрекрытым орудием классового угнетения. Подрядчики хищничают, вельможи грубо и цинично попирают закон, крепостники-помещики грабят и мучают своих крестьян. Безбрежное море страданий закрепощенного крестьянства разлито почти по всем страницам радищевской книги.
В главе «Любани» рассказано о встрече путешественника с крепостным крестьянином, который вынужден все шесть дней недели работать на барщине. Чтобы обеспечить пропитание своей семье, он трудится и в праздники, и в лунные ночи. Крестьянин мечтает о том, чтобы  с него сняли оброк: «Правда, что иногда и добрые господа берут более трех рублей с души, но все же лучше барщины». Варварская эксплуатация крестьян  производит на путешественника гнетущее впечатление, и поэт предупреждает: «Страшись, помещик жестокосердный, на челе каждого из твоих крестьян вижу твое осуждение».

В главе «Пешки» открывается поразительное зрелище крестьянской нищеты. Вместе с радищевским героем-путешественником читатель видит тесную, задымленную  избу, жалкую крестьянскую одежду. Пища крестьян – хлеб « из трех четвертей мякины и одной части насеянной муки»; сахар для них – «боярское кушанье».
В «Путешествии…» «благополучных деревень» не существует. Время от времени на страницах мелькают положительные образы «добрых дворян». Однако их личные качества не способны изменить существующего положения вещей.
Особое место в «Путешествии…» занимает глава «Спасская полесть», посвященная обличению «чудища стозевна» - самодержавной власти. Основная часть «Спасской полести» построена как развернутая аллегория (иносказание). Речь в этой аллегории идет о неправой власти тирана, в частности екатерининском царствовании, внешне блистательном, а по сути своей несущем народу неисчислимые бедствия.

В главу «Тверь» писатель включил свою оду «Вольность». В ней дана впечатляющая картина народного восстания. Восставшие, захватив власть, вершат строгий суд над царем-преступником, забывшим о своем долге перед народом. Суровый приговор грозных мстителей гласит: «Умри! Умри же ты сто крат!»
Оду «Вольность» Екатерина II признала «совершенно явно и ясно бунтовской, где царям грозится плахою…»
Народ в изображении Радищева – не безликая масса. Каждое действующее лицо «Путешествия…» наделено своими отличительными чертами. Вдумчивый читатель запомнит и неутомимого крестьянина-пахаря («Любани»), и скромную, но гордую девушку Анюту («Едрово»), и крепостного интеллигента, предпочитающего двадцатипятилетнюю солдатскую службу унизительному существованию дворового слуги («Городня»), и многих других героев-крестьян.
4. Аналитическая беседа (работа в группах) по главам из книги «Путешествие…» Радищева
- В чем смысл сна, увиденного путешественником в главе «Выезд»? ( 1 группа)
- С чем пришлось столкнуться герою на станции София? (2 группа)
- Какая основная мысль главы «Тосна»? (3 группа)
- В чем автор видит выход для страдающих жителей России ( глава «Спасская полесть»)? (4 группа)
- Какие черты русского человека раскрываются в беседе (глава «Любани»)? (5 группа)

5. Обобщающая беседа
-Как в «Путешествии…» проявляется сочувствие автора и его героя путешественника к людям из народа?
- В каких главах «Путешествия…» заметно восхищение нравственными основами народного характера?
- Выскажите свои суждения: что испытываете вы, читая страшные истории, рассказанные Радищевым в своей книге?
6. Сообщение учителя
-Отдельно следует сказать о главе «Медное». Именно иллюстрацию к этой главе можно считать наиболее ранней. Она была выполнена в 1910 г. поздним
художником-передвижником К. В. Лебедевым для роскошно иллюстрированного юбилейного издания «Отечественная война и русское общество», вышедшего в 1911 г. под редакцией С. П. Мельгунова. Сцена продажи дворовых с аукциона, сделанная по материалам радищевской книги, служила здесь иллюстрацией к экономической ситуации в России времён Екатерины II. В истории иллюстрирования этой главы заметна явная тенденция к замене сцены аукциона, то есть изображения безобразного обычая продажи людей, на изображение самой группы продаваемых крестьян, то есть объектом иллюстрации становится один из наиболее художественно сильных эпизодов «Путешествия...» — история четырёх поколений верно служивших хозяевам дворовых, своеобразная семейная хроника в миниатюре.

V. Рефлексия.
Подведение итогов урока

Заключительное слово учителя
- В ряду русских литературных путешествий XVIII в. книга Александра Радищева занимает особое место: с одной стороны, она завершает многовековую историю жанра путевых записок, с другой — разрушает каноны жанра и выходит за границы собственно путевой литературы. В «Путешествии из Петербурга в Москву» слились в органическом единстве литература и история, социология и публицистика, ораторская проза и сатира, рационализм мышления и сентиментальная чувствительность. Грандиозность и необычность замысла (познание России в её прошлом, настоящем и будущем) требовали от писателя новой формы, которая обладала бы широтой и масштабностью изображения действительности, глубиной социального и психологического анализа, давала бы возможность проследить становление и развитие характера человека. Вот почему книга Радищева лежит на стыке традиций путевой литературы и традиций романа повествования, без неё нельзя представить себе историю русского реалистического романа.
VI. Домашнее задание
Составить современную карту-маршрут заочного «Путешествия из Петербурга в Москву», определив цель путешествия; предположить, какие жизненные ситуации могут встретиться нынешнему путешественнику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по истории и культуре Санкт-Петербурга: "Наследие петровской эпохи" (7 класс)

Урок разработан в соответствии с программой по истории и культуре Санкт-Петербурга Ермолаевой Л.К.Тема"Петровский Петербург" всегда вызывает интерес у учащихся, так как связана с истоками основания го...

Конспект урока по Истории и культуре Санкт-Петербурга по теме: "Санкт-Петербург - город светской культуры"

Урок-исследование с постановкой проблемного вопроса. Учащиеся опираются на знания, полученные на предыдущих уроках, знакомятся с новым материалом, анализируют, дают собственную оценку. В конце урока ч...

конспект урока по истории и культуре Санкт-Петербурга

Цели урока: создать условия для дальнейшего развития познавательного интереса школьников к городу, уникальному петербургскому наследию. ЗадачиРазвивать языковые и речевые уменияФормировать навыки...

Конспект урока по истории и культуре Санкт-Петербурга на тему "Жизнь петербуржцев с 1861 по 1917 гг."

На данном уроке используются информационно-коммуникативные и игровые технологии...

План-конспект урока по истории и культуре Санкт-Петербурга в 7 классе

Тема урока: «Центр просвещения умов».Тип урока: Самостоятельное изучения детьми нового материалаЦели урока: • образовательная: формировать изучение новых знаний и умений в ходе с...

Презентация к уроку А.Н.Радищев Художественное своеобразие "Путешествия из Петербурга в Москву" и его влияние на передовую мысль эпохи

Презентация к уроку А.Н.Радищев Художественное своеобразие №Путешествия из Петербурга в Москву" и его влияние на передовую мысль эпохи...