Урок-путешествие по произведению М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Тропа Насти.
методическая разработка по литературе (6 класс)

Красинская  Ирина Фёдоровна

      Цель: научить раскрывать характеры героев через их поступки, излагать свою точку зрения, убедительно её доказывать, формировать умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.. Сказкой-былью писатель выражает мечту о нравственном совершенствовании человека, о его душевной красоте, славит человека с большим сердцем. Теперь Митраша и Настя, проявив черты взрослых людей, не нуждаются  более в своих «детских» прозвищах  («золотая курочка» и «мужичок в мешочке»). Тропа Насти, как и тропа Митраши- это дорога взросления, путь, на котором человек раскрывается по отношению к природе и к близким.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx23.28 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-путешествие по произведению М.М. Пришвина «Кладовая            солнца».     Тропа Насти.

      Цель: научить раскрывать характеры героев через их поступки, излагать свою точку зрения, убедительно её доказывать, формировать умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.

Образовательные задачи.                                                                                                      1.Учить умению анализировать  текст, мотивировать свои суждения.                                                                                         2.Совершенствовать технику чтения.                                                                               Развивающие задачи.                                                                                                                     1.Развивать речь, творческие способности учащихся.                                                                                    2.Расширять словарный запас с помощью речевых средств выразительности (сравнение, эпитеты, олицетворение).                                                        Воспитательные задачи.                                                                                                         1.Воспитывать культуру речевого общения, любовь к родному слову, родной природе.                                                                                                                         2.Помочь учащимся осознать значение природы в жизни человека.                                                                                                   

Тип урока               урок анализа эпического произведения

Оборудование: текст  сказки-были «Кладовая солнца»,  иллюстрации к тексту, компьютер

Планируемые образовательные ресурсы

Предметные                                                                                                                                        -умение понимать тему, идею литературного произведения;                                                                 -уметь пересказывать фрагменты сказки – были, отвечать на вопросы;

Метапредметные                                                                                                                               -смысловое чтение;                                                                                                                             -умение работать индивидуально и в группе, находить общее решение;                                       -умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия;

Личностные                                                                                                                                         -развитие интеллектуальных творческих способностей и моральных качеств учащегося;                                                                                                                                             -обогащение словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств  в процессе речевого общения.

                                         Ход урока.

Организационный момент.                                                                                            

Учитель:                                                                                                                                                  На  прошлом уроке мы остановились на том, что Пришвин дает нам понять, что обычная история кончилась и начинается сказка. Автор начинает использовать сказочный мотив запрета. Как в сказке,  нарушивший запрет, герой  подвергается испытаниям. Но по законам сказки, преодолеть испытания помогают волшебные предметы и природа.  Первое предостережение: история ели и сосны.                                  ( выразительное чтение отрывка)

1   Какие слова определяют взаимоотношения ели  и сосны? («Деревья боролись между собой корнями за питание)                                                                                                           2  Какое влияние оказывала «несчастная жизнь» деревьев на жизнь остальных обитателей Блудова болота?         («До того близок был живым существам этот стон»)                                                                                                                                                           3   Какой смысл вкладывает автор историю жизни «несчастных деревьев»? Зачем писатель рассказывает историю сосны и ели?

(Пришвин проводит параллель между детьми и деревьями. Легко угадывается сопоставление Насти и Митраши с елью и сосной, которые мужественно растут в неподходящем для деревьев месте – болоте. Герои произведения – сироты. Сиротливо выглядят и два хвойных дерева. Настя и Митраша, как эти деревья, ссорятся и мирятся. Деревья ветвями ранят друг друга, а дети – словами. Так всегда в жизни: обижаем чаще всего самого близкого человека.)

— Случайно ли ссоре Насти и Митраши предшествует притча о сосне и ели? (Не случайно. В страданиях сосны и ели угадывается боль, которую причинили друг другу брат и сестра. И « корни с малолетства сплелись», они постоянно борются за самоутверждение. И невозможно их разделить, потому что они умрут друг без друга. Знают об этом сосна и ель и будто предупреждают Настю и Митрашу о том, что может произойти, если дети разойдутся.                 ( причина несчастья деревьев-в эгоистическом стремлении самоутвердиться за счёт другого, в их разобщённости) . Ель и сосна – это взгляд на жизнь. Пришвин писал в своем дневнике: «… великое солнце любит все ветки, все лапки, все иголочки».  Здесь звучит мысль о единстве всего живого. Лес – это храм природы, в котором все живое тянется к солнцу.      А  Блудово болото представляется тревожным, опасным, страшным местом. Сама природа здесь пугает не только человека, но и зверя. Обратим внимание, как показаны тревога и страх лисы: уменьшительные суффиксы в ее описании делают ее маленькой и беззащитной             

Здесь же противопоставлены собака и волк – друг и враг человека: “одичавшая собака….выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему”.    Сюда – то, в это нехорошее место, и пришли Настя и Митраша,  охотники за клюквой).

-   Итак, Какую роль в развитии событий играет природа?

(Природа предвещает недоброе. Ещё один сигнал о приближающемся разладе между братом и сестрой – облако, которое “как холодная синяя стрелка… пересекло собой пополам восходящее солнце”).

- Как ведут себя дети в лесу?   (Могучая  природа очаровала, околдовала детей. Они вошли в лес и будто сами превратились в деревья или камни)

— Мы любуемся красотой природы, а Настя с Митрашей видели её ? (Нет)                                   — Почему?      (Замерзшие дети сидели на камне, дожидаясь, когда к ним придут лучи солнца и согреют их хоть немного. Они неподвижны, как «изваяния», и ничего не замечают. Не случайно автор называет здесь героев «охотниками за сладкой клюквой», ведь все их мысли поглощены походом).

   — Давайте закроем на секунду глаза и представим, что мы с вами ранним весенним утром оказались в лесу с Митрашей и Настей, которые отправились в лес за клюквой.

(Звучат голоса птиц – аудиозапись)

— С каким чувством описывает автор утро?

(Писатель восхищается красотой весеннего утра. Восход солнца изображается, как праздничное торжество, солнце названо великим; Приветственное пение птиц звучит как гимн ему. Горячее и чистое солнце несет радость всему живому).

     — Но и  в описании утра есть тревожные нотки. Найдите их. (Тревога чувствуется в драке тетерева с вороном, в движении облаков, в стоне сосны и ели)

— С чем связана эта тревога? О чём природа предупреждает читателя? (Тревога связана тем, что еще до восхода солнца дети начали спорить, по какой дороге идти. А когда солнце взошло, и они собрались продолжить путь, спор разгорался с новой силой и завершился ссорой, в результате чего брат и сестра пошли в разные стороны начинается своеобразное испытание героев; в этом лесу проявляются их истинные качества.

  1.      Проверка д/з:   Работа с картиной Васнецова «Витязь на распутье» :   Чем похожи эти ситуации?  

     Формулирование темы и постановка целей урока.   Цель нашего урока: пройти Настиной тропой, чтобы  ответить на вопрос: что она потеряла и что  приобрела, а чтобы  ответить на этот вопрос воссоздадим путь Насти.                                                          Записывают  в тетрадь тему  урока «Тропа Насти.»  Ссора произошла на развилке двух троп. Вспомните: «Налево пойдешь – богатым станешь, прямо пойдешь – голову сложишь, направо пойдешь – невесту найдешь» и др.                                                        

— Именно во время отдыха на камне перед детьми встает проблема выбора человека собственного пути.

- Ну, а сейчас посмотрим, что же произошло дальше?                                                                            б) Анализ эпизода «У лежачего камня» ( чтение только ссоры )                                                                  (Дети поссорились Митраша – мужчина, исследователь, ищет палестинку; он отважный, смекалистый; догадывается, как сократить дорогу, хочет всё решить сам. Настя боится, не может решиться сойти с широкой, плотной тропы, но брата убедить не смогла и рассердилась. Дети поссорились.)

-  Почему Настя без рассуждений выбирает широкую тропу? Какие аргументы приводит Настя, доказывая правоту своего решения?    (запись в таблицу)

- Почему Настя пошла по своей тропинке? (ей было обидно подчиниться младшему  брату, в ней заговорила гордыня).            стр 57 ( запись в тетрадь)                                                                           - - Как Настя собирает ягоду? Что заставляет её забыть о Митраше? (её  охватывает жадность). ?   (глаголы)    (запись в тетрадь)  

Листки  чтение   пояснение.                                                                                                                                                                                                           

  1. Что такое палестинка? (Палестинка – урожайное место, слово произошло от Палестины –«земли благодатной, богоданной»)

«Палестинкой называют в народе какое-нибудь приятное местечко в лесу»,- поясняет Пришвин. Вот и на нашей палестинке собралось много всякой живности.

Чтение пропуска

 «То ли что клюква - ягода дорогая весной, то ли что полезная и целебная и что чай с ней хорошо пить, только жадность при сборе ее развивается страшная. Одна старушка у нас раз набрала такую корзину, что и поднять не могла. И отсыпать ягоду или вовсе бросить корзину тоже не посмела. Да так и померла возле полной корзины.

А то, бывает, женщина нападает на ягоду и, оглядев кругом - не видит ли кто, - приляжет к земле на болото и ползет.»

-  Почему в сцене с лосем М. М. Пришвин называет Настю «прежняя золотая курочка», пишет, что  лось смотрит на собирающую клюкву девочку не как на человека, а как «на всякую ползающую тварь»?                                                             Найдите слова,  раскрывающие облик Насти.( ползающая тварь, бездушный камень…)  (запись в тетради) стр 60

— Такая жадность не нравится писателю. Как он показывает своё отношение?

(Пришвин описывает великана-лося и говорит, что ему, такой громадине, хватает сосновой корочки и лепестков болотного трилистника. Лось, увидев Настю, всю мокрую и грязную, передвигающую большую корзину, не боится девочку. Он не видит в ней человека. Упрёк писателя в прямом вопросе: « Откуда же у человека при его могуществе берётся жадность даже к очень кислой ягоде клюкве?». В этой жадности Настя перестала быть человеком и превратилась в обыкновенное лесное животное. Этим автор хочет сказать, что человек в жадности теряет истинно человеческие качества.)

  Автор вводит в произведение образ пня

 -  Почему вокруг черного пня собралось столько живых существ: ящерицы, бабочки, большие черные мухи и громадная гадюка в полметра длиной?.                                                                                                        - Что общего и что отличает его от Насти?                                                                                                       (общее: они беру то, что дает палестинка, но пень отдает тепло, а Настя с жадностью собирала ягоды для себя).                                                                                                                       

-Что  заставило Настю  осознать свой поступок? (Встреча со змеёй)

-   Почему Настя чувствует  себя другой?   ( Запись в тетради)( Найдите слова  она словно прозрела, вспомнила о брате, поняло, что она давно его не видела) Ей представилось будто она вышла из шкуры змеиной. Лось, узнав в ней человека, прыгнул из осинника.

 Только встреча со змеёй заставила девочку осознать свой поступок, задуматься над тем, какие вокруг опасности и как, должно быть, трудно Митраше, который выбрал незнакомый путь. Девочка глубоко переживает случившееся.

-Почему Настя отдала всю клюкву детям, вывезенным из блокадного Ленинграда?   Стр 72

Работа с классом

Возвращаемся к вопросу, который прозвучал в начале урока:

Что же Настя потеряла на палестинке и что обрела?

(она  потеряла  себя,  забыв о Митраше . Приобрела  тоже  себя, поняв, что  только  вместе  с братом  они  единое  целое, только любовь  и  забота  друг  о  друге, помогут  им  перенести  все  тяготы  судьбы). Каждому  из  нас  придется  решать много  жизненных  задач, идти  своей  дорогой или  тропкой, но  самое  главное – это  не  потерять  себя, не  потерять  человеческое  достоинство.

 Я   Вывод.

Выбор, который встал перед Настей и Митрашей тяжел, они не могут решить кто прав и поэтому ссорятся, очень трудно уступать другому.  Но эта ситуация помогла им понять, что нельзя ставить свое Я выше других, нужно прислушиваться к мнению окружающих.

-Сделайте вывод, обобщение. Чему учит нас автор, изображая в повести путь Насти?

3.  Жадность, раздражение, озлобление губят человека, заставляют забыть о любви и добре. Нужно подняться над этими мелкими чувствами, искупить вину перед людьми щедростью и добротой.

1. В повести показано, как от матери к дочери передаётся жизненный опыт женщины-хозяйки и хранительницы мира и любви в семье. Главное оружие женщины - ласка и доброта.

2. Женщине более свойственно идти надёжной, проторенной дорогой, и она хочет, чтобы этой же дорогой шли близкие, за жизнь которых она переживает.

Портрет Насти

Внешний

 Внутренний

«Тут все люди ходят. Неужели мы умнее всех?» стр 47

«вся красная…плюнула ему вслед» стр 48

Срывала по одной, потом горстями, потом ползком стр 58

Ползающая тварь,мокрая.грязная…Лось её за человека не считает стр 60  бездушный камень

Очнулась, вскочила, осмотрелась..как будто вышла из змеиной шкуры  стр 62

Рассудительность, благоразумие.

Гордыня раздражение

жадность

превращение в животное от жадности, потеря человеческих качеств,

осознание своего поступка,  переживание за брата

стыдно за свою жадность,проявление щедрости

- Какие нравственные уроки вы извлекли из пережитого Настей?

Учитель:  Сказкой-былью писатель выражает мечту о нравственном совершенствовании человека, о его душевной красоте, славит человека с большим сердцем. Теперь Митраша и Настя, проявив черты взрослых людей, не нуждаются  более в своих «детских» прозвищах  («золотая курочка» и «мужичок в мешочке»). Тропа Насти, как и тропа Митраши- это дорога взросления, путь, на котором человек раскрывается по отношению к природе и к близким.

6.Подведение итогов. Рефлексия.

      - Какой ценный урок преподнесло Блудово болото Насте ? А вам? 

Достигли ли вы своей цели? Какие вопросы остались для вас нераскрытыми? Выставление  оценок.                                                                                                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по произведению М.М.Пришвина "Кладовая солнца"

Все в мире взаимосвязано! (По произведению М.М.Пришвина « Кладовая солнца») Цель: раскрыть особенности художественного мира М.М.Пришвина через анализ текста , его эпизодов; показать, что человек – э...

Урок-путешествие по произведению М.М. Пришвина "Кладовая солнца"

Урок литературы в 6 классе "Трудный путь человека к правде"...

Урок литературы 6 класс Тема: «Трудный путь человека к правде жизни». (Урок – путешествие по произведению М.М. Пришвина «Кладовая солнца»)

На данном уроке ребята вместе с учителем отправляются в путешествие тропою писателя вслед за его героями Настей и Митрашей. Анализируя текст, выясняют,  какие трудности пришлось испытать героям...

Серия уроков на материале произведений М.М.Пришвина

Урок №1. Эпитет как изобразительно-выразительное средство языка. 5-6 классы.Урок №2. Метафора, олицетворение, сравнение как изобразительно-выразительные средства языка. 5-6 классы....

Урок-путешествие. "Дорогами Пришвина".

Интегрированный урок (литература и география)...

Урок литературы М.М.Пришвин "Кладовая солнца".Настя и Митраша.(педагогическая мастерская)

Тема: М.М.Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». Настя и Митраша.Цели: раскрыть особенности характера героев сказки – были через их литературные портреты, чтобы понять их поступки в...