Материалы к уроку литературы в 9 классе по 1 главе романа в стихах А.С. Пушкина "Евгений Онегин"
презентация к уроку по литературе (9 класс)

Романович Ольга Владимировна

Представленные здесь  материалы по 1 главе "Евгения Онегина" помогут более полно представить характеры главных героев.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1 слайд

Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
1 глава
День Онегина

Урок литературы в 9 классе

2 слайд

Цели урока:

  • Проследив жизнь героя в течение одного дня, понять причины его разочарования и увидеть, в чём автор сочувствует своему герою и в чём противостоит ему.

3 слайд

1 глава – история болезни души Онегина.

  • Почему Пушкин рисует в этой главе лишь один день из жизни героя?
  • Из чего складывается этот день?
  • Почему автор всюду сопровождает героя и при этом не подвержен хандре?

4 слайд

В ходе урока нам предстоит заполнить таблицу:

Вопросы сравнения

Онегин

Автор

1. Отношение к мнению света

2. Отношение к женщинам и любви

3. Отношение к искусству, к театру

4. Отношение к труду, творчеству

5. Отношение к природе

5 слайд

Проследим за «маршрутом» Онегина (анимированная схема) *Далее учитель вместе с учащимися идёт по гиперссылкам

6 слайд

«К Таlon помчался он…»
(строфы 15-16) перечитываются строфы, даётся словесный комментарий

  • Боливар – шляпа с широкими полями и низкой тульей, расширенной кверху
  • Брегет – часы

Онегин живёт по велению брегета, то есть по часам, как заведённая марионетка.

  • Каверин – друг Пушкина, он же друг Онегина

В 16 строфе Пушкин нас знакомит с типичным меню тех лет.

  • Что ели дворяне в ресторане в те годы?

7 слайд

В театре

Просмотр видеоэпизода

Беседа по вопросам:

  • Прочтём теперь эпизод «Онегин в театре» (строфы 17, 21-22)
  • Как Пушкин относится к театру, а как Онегин?
  • Как Онегин ведёт себя в театре? Найдите детали, характеризующие его.

8 слайд

Кабинет Онегина

Вспомните, как выглядит кабинет Онегина?

Как его характеризует интерьер его жилища?

9 слайд

На балу
(строфы 27-28, 33-34)

  • Зачем на бал приехал Онегин? Описывает ли его автор на балу?
  • Что автор описывает?
  • Почему автор не говорит об Онегине?
  • Как к любви и к женщинам относятся автор и его герой? Одинаково?

10 слайд

Завершение дня. Просмотр видеофрагмента

11 слайд

Ответим на первый вопрос урока:

  • Почему Пушкин описывает только один день героя?
  • Ответ дан в тексте:

« Проснётся за полдень, и снова

До утра жизнь его готова,

Однообразна и пестра,

И завтра то же, что вчера.»

  • При такой жизни счастлив ли Евгений?
  • Почему?

12 слайд

Проверим работу на уроке

Вопросы сравнения

Онегин

Автор

1. Отношение к мнению света

«Боясь ревнивых осуждений»

«Не мысля гордый свет забавить»

2. Отношение к женщинам и любви

«Наука страсти нежной», «волочился как-нибудь»

Продолжает восхищаться женской красотой

3. Отношение к искусству, театру

«Отворотился и зевнул…»

«Волшебный край!»

4. Отношение к труду, творчеству

«Упорный труд ему был тошен»

Пушкин – творец

5. Отношение к природе

«На третий роща, холм и поле его не радовали боле»

«Я был рождён для жизни мирной, для деревенской тишины…»

13 слайд

Причины хандры Онегина

  • Праздная жизнь быстро утомляет, но не всех, а только недюжинные натуры.
  • Каковы его черты?
  • Основная его черта – разочарованность, которая проистекает от душевной пустоты.
  • Почему ему разонравилось волочиться за дамами высшего света?
  • Высший свет – общество насквозь фальшивое
  • Каким образом он хотел избавиться от скуки?
  • Сел за книги, желая присвоить себе ум чужой, пытался сделаться писателем, уехал в деревню
  • Почему не спасло чтение книг?
  • Он не увидел в книгах правды жизни
  • Почему он не стал сочинителем?
  • Упорный труд ему был тошен
  • Избавился ли он от скуки в деревне?
  • Почему?
  • Он не способен видеть красоты природы

14 слайд

1 глава – история болезни души Онегина.

  • Почему Пушкин рисует в этой главе лишь один день из жизни героя?
  • Ему незачем показывать несколько дней, так как они похожи друг на друга
  • Из чего складывается этот день?
  • Бульвар, ресторан, театр, бал – праздная жизнь
  • Почему автор всюду сопровождает героя и при этом не подвержен хандре?
  • Автор - творческий человек, его день занят не только развлечениями, он и упорным трудом, мыслями

15 слайд

Домашнее задание:

  • Перечитать 2 главу
  • Выделить в тексте характеристику Ленского, Ольги, Татьяны
  • Подготовить рассказ «Воспитание Татьяны» с цитированием наизусть
  • Подготовить ответ на вопрос «День Онегина» с цитирование наизусть


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» 1 глава День Онегина Урок литературы в 9 классе

Слайд 2

Цели урока: Проследив жизнь героя в течение одного дня, понять причины его разочарования и увидеть, в чём автор сочувствует своему герою и в чём противостоит ему.

Слайд 3

1 глава – история болезни души Онегина. Почему Пушкин рисует в этой главе лишь один день из жизни героя? Из чего складывается этот день? Почему автор всюду сопровождает героя и при этом не подвержен хандре?

Слайд 4

Воспитание Онегина (творческая работа) Прочитайте фрагмент о воспитании и образовании Онегина (строфы 5-8) Как можно охарактеризовать качество образования Евгения Онегина? Благодаря чему Онегин имел успех в светском обществе? Как проявляется авторское отношение к Онегину в описании его «талантов»?

Слайд 5

Сопоставьте фрагмент романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» с приведённым ниже фрагментом поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Как в обоих фрагментах раскрывается тема образования? Многие были не без образования: председатель палаты знал наизусть «Людмилу» Жуковского, которая ещё была тогда непростывшею новостию , и мастерски читал многие места, особенно: «Бор заснул, долина спит» и слово: «чу!» так, что в самом деле виделось, как будто долина спит; для большего сходства, он даже в это время зажмуривал глаза. Почтмейстер вдался более в философию и читал весьма прилежно, даже по ночам, Юнговы «Ночи» и «Ключ к таинствам натуры» Эккартсгаузена , из которых делал весьма длинные выписки по целым листам, и в чём состояли эти выписки и какого рода они были, это никому не было известно.

Слайд 6

Впрочем, он был остряк, цветист в словах и любил, как сам выражался, уснастить речь. А уснащивал он речь множеством разных частиц, как то: « судырь ты мой, эдакой какой-нибудь, знаете, понимаете, можете себе представить, относительно, так сказать, некоторым образом», и прочими, которые сыпал он мешками; уснащивал он речь тоже довольно удачно подмаргиванием, прищуриванием одного глаза, что всё придавало весьма едкое выражение многим его сатирическим намекам. Прочие тоже были, более или менее, люди просвещённые: кто читал Карамзина, кто – «Московские Ведомости», кто даже и совсем ничего не читал. Кто был… человек, которого нужно было подымать пинком на что-нибудь; кто был просто байбак, лежавший, как говорится, весь век на боку, которого даже напрасно было подымать: не встанет ни в каком случае.

Слайд 7

В ходе урока нам предстоит заполнить таблицу: Вопросы сравнения Онегин Автор 1. Отношение к мнению света 2. Отношение к женщинам и любви 3. Отношение к искусству, к театру 4. Отношение к труду, творчеству 5. Отношение к природе

Слайд 8

Проследим за «маршрутом» Онегина ресторан дом театр бал бульвар

Слайд 9

«К Та lon помчался он…» (строфы 15-16) Боливар – шляпа с широкими полями и низкой тульей, расширенной кверху Брегет – часы Онегин живёт по велению брегета, то есть по часам, как заведённая марионетка. Каверин – друг Пушкина, он же друг Онегина В 16 строфе Пушкин нас знакомит с типичным меню тех лет. Что ели дворяне в ресторане в те годы? «Уж тёмно: в санки он садится. «Пади, пади!» - раздался крик…

Слайд 10

В театре Прочтём теперь эпизод «Онегин в театре» (строфы 17, 21-22) Как Пушкин относится к театру, а как Онегин? Как Онегин ведёт себя в театре? Найдите детали, характеризующие его.

Слайд 11

Кабинет Онегина Вспомните, как выглядит кабинет Онегина? Как его характеризует интерьер его жилища? _______________________

Слайд 12

На балу (строфы 27-28, 33-34) Зачем на бал приехал Онегин? Описывает ли его автор на балу? Что автор описывает? Почему автор не говорит об Онегине? Как к любви и к женщинам относятся автор и его герой? Одинаково?

Слайд 13

Завершение дня Юрский читает отрывок из 1 главы романа «Евгений Онегин»

Слайд 14

Ответим на первый вопрос урока: Почему Пушкин описывает только один день героя? Ответ дан в тексте: « Проснётся за полдень, и снова До утра жизнь его готова, Однообразна и пестра, И завтра то же, что вчера.» При такой жизни счастлив ли Евгений? Почему?

Слайд 15

Проверим работу на уроке Вопросы сравнения Онегин Автор 1. Отношение к мнению света «Боясь ревнивых осуждений» «Не мысля гордый свет забавить» 2. Отношение к женщинам и любви «Наука страсти нежной», «волочился как-нибудь» Продолжает восхищаться женской красотой 3. Отношение к искусству, театру «Отворотился и зевнул…» «Волшебный край!» 4. Отношение к труду, творчеству «Упорный труд ему был тошен» Пушкин – творец 5. Отношение к природе «На третий роща, холм и поле его не радовали боле» «Я был рождён для жизни мирной, для деревенской тишины…»

Слайд 16

Что сближает и что различает автора и его главного героя в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?

Слайд 17

Причины хандры Онегина Праздная жизнь быстро утомляет, но не всех, а только недюжинные натуры. Каковы его черты? Основная его черта – разочарованность, которая проистекает от душевной пустоты. Почему ему разонравилось волочиться за дамами высшего света? Высший свет – общество насквозь фальшивое Каким образом он хотел избавиться от скуки? Сел за книги, желая присвоить себе ум чужой, пытался сделаться писателем, уехал в деревню Почему не спасло чтение книг? Он не увидел в книгах правды жизни Почему он не стал сочинителем? Упорный труд ему был тошен Избавился ли он от скуки в деревне? Почему? Он не способен видеть красоты природы

Слайд 18

Ответьте связно и развёрнуто на вопрос: В чём истоки «хандры» Онегина? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Слайд 19

Рисунок Пушкина к 1 главе Сравните иллюстрации Пушкина и других художников к 1 главе. Чем они отличаются? В чём сходство? Что важно было для Пушкина отразить в иллюстрации и чего не сделали другие художники? Что передают эти иллюстрации? Почему Пушкин называет Онегина своим добрым приятелем, ведь они так непохожи? Что их сближает? Почему автор не подвержен хандре?

Слайд 20

1 глава – история болезни души Онегина. Почему Пушкин рисует в этой главе лишь один день из жизни героя? Ему незачем показывать несколько дней, так как они похожи друг на друга Из чего складывается этот день? Бульвар, ресторан, театр, бал – праздная жизнь Почему автор всюду сопровождает героя и при этом не подвержен хандре? Автор - творческий человек, его день занят не только развлечениями, он и упорным трудом, мыслями

Слайд 21

Домашнее задание: Перечитать 2 главу Сообщение «Изображение петербургской жизни в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»». Подготовить рассказ «Воспитание Татьяны» с цитированием наизусть Подготовить ответ на вопрос «День Онегина» с цитирование наизусть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к урокам литературы, 10 класс, И.Гончаров "Очерк жизни и творчества писателя.",Роман "Обломов" в русской критике. "Золотое сердце" или "русская лень"?

1 работа: в центре презентации  - очерк жизни и творчества Гончарова.2 работа: в  презентации   сопоставлены  разные точки зрения на роман и образ главного героя. ...

Материалы к урокам литературы в классах с углублённым изучением предмета

 Данные материалы апробированы на уроках в нескольких классах, поэтому есть возможность использовать варианты (с учётом возможностей детей и уровнем их интереса к предмету). Особое СПАСИБО учителям, д...

Урок литературы. 6 класс. Тема: Незабываемый мир детства и отрочества. Лев Николаевич Толстой «Отрочество», глава 2, «Гроза».

Методическая разработка урока литературы по теме: "Незабываемый мир детства. Лев Николаевич Толстой "Отрочество" , глава 2, "Гроза"...

Презентация к уроку литературы по изучению 8 главы романа в стихах А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

Данная презентация подготовлена к уроку , на котором анализировалась 8 глава "Евгения Онегина"....

Урок литературы. 9 класс. А.С.Пушкин Евгений Онегин (вводный урок)

Цели урока:·         познакомить с историей создания романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»;·...