Н.А.Некрасов. История создания поэмы "Кому на Руси жить хорошо". Анализ "Пролога",анализ глав: "Поп","Сельская ярмонка", "Пьяная ночь".
презентация к уроку по литературе (10 класс)

Бакума Юлия Алексеевна

Презентация может быть использована при изучении поэмы Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Н.А.Некрасов. История создания поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Пролог. Главы: «Поп», «Сельская ярмонка», «Пьяная ночь». «Я задумал,— говорил Некрасов,— изложить в связном рассказе всё, что я знаю о народе, всё, что мне привелось услыхать из уст его, и я затеял “Кому на Руси жить хорошо”.

Слайд 2

Цель: ознакомить учащихся с историей создания поэмы, с особенностями жанра и композиции; рассмотреть сюжетные особенности поэмы; охарактеризовать главных героев; проанализировать роль устного народного творчества в поэме; определить своеобразие жанра поэмы; совершенствовать навыки анализа стихотворного текста; расширять и углублять предметную компетенцию; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся.

Слайд 3

*ЭПОПЕЯ - б ольшая эпическая поэма, в которой изображаются крупные исторические события. Эпопеи Гомера. На ранних стадиях развития литературы – разновидность народного героического эпоса, описывающего подвиги некоего мифологического идеализированного героя. Классическими образцами эпопеи являются «Илиада» и «Одиссея», «Махабхарата», «Песнь о Роланде» . Для эпопеи характерны героический пафос, монументальная выпуклость и яркость повествования с большим количеством сравнений и гипербол . История создания «Кому на Руси жить хорошо» начинается в конце 1850-х гг., когда Некрасову приходит в голову замысел масштабного произведения – эпопеи,* суммирующего весь его творческий и жизненный опыт поэта-революционера. Автор долгое время собирает материал на основе как своего личного опыта общения с народом, так и литературного наследия своих предшественников. До Некрасова к жизни простого народа в своих произведениях обращались многие авторы, в частности И.С. Тургенев, чьи «Записки охотника» стали одним из источников образов и идей для Некрасова.

Слайд 4

Чёткая идея и фабула сложились у него в 1862 г., после отмены крепостного права и земельной реформы*. В 1863 г. Некрасов принимается за работу. *Отмена крепостного права в Росси́и, также известная как Крестья́нская рефо́рма — начатая в 1861 году реформа, упразднившая крепостное право в России . Явилась первой и наиболее значимой из «великих реформ» Александра II; провозглашена Манифестом об отмене крепостного права от 19 февраля (3 марта) 1861 года В итоге 3 марта 1861 года Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права. Положения данного Манифеста признали крестьян независимым классом общества и даровали им права. Теперь они могли владеть недвижимостью, в том числе землей. Однако эту землю прежде необходимо было выкупить у помещиков за очень внушительную плату. Размер допустимого для выкупа земельного участка строго регламентировался. Также крестьяне теперь могли создавать общины и избирать своего главу. Учитывая, что выкуп земельного участка по-прежнему был практически недосягаем для подавляющего большинства крестьян, это повлекло очередную волну бунтов. Правительство вынуждено было бросить силы на подавление этих восстаний, что повлекло гибель большого количества народа.

Слайд 5

В жанровом отношении поэма представляет собой народную эпопею, которая по замыслу поэта должна была в завершённом виде включить жанровые особенности всех трёх видов некрасовских поэм: крестьянской, сатирической, героико-революционной.

Слайд 6

*Поэма – это крупное или среднее по объёму многочастное стихотворное произведение, как правило, лиро-эпического характера, принадлежащее определённому автору, имеет большую стихотворную повествовательную форму. Может быть героической, романтической, критической, сатирической и т.п. * Компози́ция (лат. componere «составлять») в литературоведении — построение, взаимная соотнесённость и расположение в определённой системе и последовательности частей изображаемого и художественно-речевых средств в словесно-художественном произведении. Автор желал создать эпическую «народную» поэму* с развёрнутой картиной жизни различных слоёв российского общества. Важным для него представлялось также и то, чтобы его произведение было доступно для простого народа, к которому он обращался в первую очередь. Этим обусловлена композиция* поэмы, задумывавшаяся автором как циклическая, размер, приближенный к ритмике народных сказаний, своеобразный язык, изобилующий поговорками, присказками, «простонародными» и диалектными словами.

Слайд 7

Творческая история «Кому на Руси жить хорошо» насчитывает почти четырнадцать лет интенсивной работы автора, сбора материалов, проработки образов, корректировок изначальной фабулы. По замыслу автора, герои, встретившись неподалёку от своих деревень, должны были совершить долгое путешествие через всю губернию, а в конце дойти до Петербурга. Будучи в пути, они беседуют с попом, помещиком, крестьянкой. В Петербурге путешественников должна была ждать встреча с чиновником, купцом, министром и самим царём.

Слайд 8

*«Оте́чественные запи́ски» (рус. дореф. Отечественныя записки) — русский литературный журнал XIX века. Выходил в Санкт-Петербурге в 1818—1884 годах (с перерывами). Один из первых русских «толстых» журналов, оказавший значительное влияние на литературную жизнь и общественную мысль в России. По мере написания отдельных частей поэмы Некрасов публиковал их в журнале «Отечественные записки».* В 1866 г. в печати появился «Пролог», первая часть увидела свет в 1868 г., затем в 1872 и 1873 гг. были напечатаны части «Последыш» и «Крестьянка». Часть под названием «Пир на весь мир» при жизни автора так и не появилась в печати. Лишь спустя три года после смерти Некрасова Салтыков-Щедрин смог напечатать этот фрагмент с большими цензурными купюрами.

Слайд 9

Некрасов не оставил никаких указаний относительно порядка следования частей поэмы, поэтому принято публиковать её в таком порядке, в каком она появлялась на страницах «Отечественных записок» – «Пролог» и первая часть, «Последыш», «Крестьянка», «Пир на весь мир». Эта последовательность является наиболее адекватной с точки зрения композиции. Тяжёлая болезнь Некрасова заставила его отказаться от первоначального замысла поэмы, согласно которому она должна была состоять из семи-восьми частей и включать в себя помимо картин деревенского быта сцены петербургской жизни. Также планировалось, что структура поэмы будет опираться на смену времён года и сельскохозяйственных сезонов: путешественники отправлялись в путь ранней весной, проводили в дороге всё лето и осень, достигали столицы зимой и весной снова возвращались в родные места. Но история написания «Кому на Руси жить хорошо» была прервана в 1877 г. со смертью писателя.

Слайд 10

Предчувствуя приближение гибели, Некрасов говорит: «Одно, о чем сожалею глубоко, это – что не кончил свою поэму “Кому на Руси жить хорошо”». Понимая, что болезнь не оставляет ему достаточно времени на завершение задуманного, он вынужден изменить свой изначальный замысел; он быстро сводит повествование к открытому финалу, в котором, однако, всё же демонстрирует одного из самых ярких и значимых своих героев – разночинца Гришу Добросклонова, мечтающего о благе и счастье всего народа. Именно он по идее автора должен был стать тем самым счастливцем, которого ищут странники. Но, не имея времени на подробное раскрытие его образа и истории, Некрасов ограничился намёком на то, как должна была бы закончиться эта масштабная эпопея.

Слайд 11

Расположение частей. Пролог. Часть первая. Глава 1. Поп. Глава 2. Сельская ярмонка. Глава 3. Пьяная ночь. Последыш (Из второй части) Крестьянка (Из третьей части) Пир на весь мир. «Календарная» композиция поэмы «Пролог» — весна (птицы вьют гнёзда, кукует кукушка). «Поп» — «А время уж нераннее, подходит месяц май». «Сельская ярмонка» — «лишь на Николу вешнего погода поуставилась» (9 мая по старому стилю). «Последыш» — «Петровки. Время жаркое. В разгаре сенокос» (12 июля). «Пир на весь мир» — сенокос кончается (ранняя осень). «Крестьянка» — жатва. Задуманная петербургская часть должна была происходить в зимнее время.

Слайд 12

Аналитическая работа (в группах) Выполните развёрнутый анализ «Пролога» , обратив внимание на предложенные вопросы. • Как возникает в «Прологе» эпический образ семи странников-правдоискателей? О чём они затеяли спор? • Почему Некрасов считает спор мужиков событием общенациональной значимости? Какие сказочные помощники появляются в «Прологе»? Как в дальнейшем они будут помогать странникам? • Какую клятву они дают в конце «Пролога»? • Каково композиционное и сюжетное значение «Пролога»?

Слайд 13

2-я группа. Перечитайте главу «Поп» и объясните, почему рассказ священника о жизни духовного сословия вызывает и смущение и сочувствие странников. • Нашли ли мужики счастливого в этой главе? Почему сам поп считает себя несчастливым? Так ли это? • Как в главе изображено положение крестьян? Какие беды выпадают на их долю? • Какие слова и выражения рисуют образные картины жизни попа и крестьян? Каково авторское отношение к ним? • Нашли ли мужики счастливого в этой главе? Почему в пореформенное время несчастливы не только мужики, но и поп?

Слайд 14

3-я группа . Перечитайте главу «Сельская ярмонка» . • Какие жизненные обстоятельства, по мнению Некрасова, мешали крестьянам быть счастливыми? • Каким вам представляется Павлуша Веретенников? Каков его образ жизни? Какова его композиционная роль в главе? • Какой смысл автор вкладывает в изображение на ярмарке лавочки с картинками и книгами? Каково его отношение к народному просвещению?

Слайд 15

Обращение к мотиву дороги позволило ему включить в поэму большое количество событий и массовых сцен. Глубокое знание народных традиций и культуры помогло создать яркие образы. Использование элементов устного народного творчества содействовало передаче специфики народного языка. По верному замечанию писателя Г. И. Успенского, Н. А. Некрасов выступил в поэме «Кому на Руси жить хорошо» как «наиискреннейший выразитель сущности русской души — страстной, жаждущей жизни, испорченной тысячами дурных влияний, рвущейся из этих пут на волю, к свету, к правде…».

Слайд 16

Домашнее задание 1. Знать текст поэмы «Кому на Руси жить хорошо». 2. Подготовиться к аналитической работе в группах: «Образы крестьян и помещиков в поэме “Кому на Руси жить хорошо”».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

От книги к самопознанию личности (на примере урока литературы в 10 классе по теме "Н.А. Некрасов. Крестьянские образы в поэме "Кому на Руси жить хорошо"

В статье прослеживается связь между психологическими и нравственными аспектами изучения поэмы Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" в 10 классе. Приводится план урока по теме "Крестьянские образы ...

Урок-лекция История создания поэмы-эпопеи Н.Некрасова Кому на Руси жить хорошо

Урок-лекция "История создания поэмы-эпопеи Н.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"...

Разработка урока: «Исповедальность образа Матрены Тимофеевны» ( « Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов).

Урок разработан для реализации следующих задач:                                          ...

презентация к уроку в 10 классе Некрасов "Кому на Руси жить хорошо"

подробая информация о создании поэмы "Кому на Руси жить хорошо" с анализом отдельных глав и образов...

Замысел, история создания, композиция поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Анализ пролога, глав "Поп", "Сельская ярмонка", «Пир на весь мир»

Поэма «Кому на Руси  жить хорошо» является ключевой в творчестве Н.А.Некрасова. Её изучение предусмотрено в рамках традиционной программы по литературе в 10 классе. На изучение произв...

Блок-урок. 1: «Кому на Руси жить хорошо». Спор о счастье – главы «Поп» и «Сельская ярмонка». 2: Крестьяне в поэме.

ЦЕЛИ:1. ДидактическаяПроанализировать главы «Поп» и «Сельская ярмонка»; проанализировать образы крестьян в поэме.2. Развивающие Развивать умение целостного анализа произве...